46973

Система методов государственного управления

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Система методов государственного управления Основные вопросы: Понятие метода управления. Понятие метода управления. Осуществление управленческого воздействия предполагает наличие у субъекта – органа управления или должностного лица – знания о возможностях и границах воздействия его формах и средствах. Использование методов управления которые апробированы в опыте иных организаций и органов управления предполагает достаточную степень определенности в знании и понимании особенностей применения методов воздействия.

Русский

2013-11-26

50.5 KB

3 чел.

8

5.3. Система методов государственного управления

Основные вопросы:

  1.  Понятие метода управления.

    2.  Критерии классификации методов, используемых в

     государственном управлении.

 

  1.  Понятие метода управления.

     Осуществление управленческого воздействия предполагает наличие у субъекта – органа управления или должностного лица – знания о возможностях и границах воздействия, его формах и средствах. Важное место в структуре этих сведений занимает знание о методах воздействия на объект для достижения поставленной цели. Знание о методах воздействия представляет собой не только лишь осведомленность о составе доступных ресурсов воздействия, но и наличие проверенной опытом информации об условиях их применения (включая ограничения), потенциальных результатах использования (включая долгосрочные и косвенные, «побочные»). Использование методов управления, которые апробированы в опыте иных организаций и органов управления, предполагает достаточную степень определенности в знании и понимании  особенностей применения методов воздействия. Не в последнюю очередь это требование касается интерпретации исходных представлений о сущности и содержании методологии управления. Однако в отечественной специальной литературе, к которой обращается заинтересованный читатель, имеются значительные различия и неточности даже в трактовке наиболее общих понятий. Одним из таких камней преткновения является понятие метод управления.

“Метод (от греч. Methodos – путь, исследование, прослеживание) – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности».1

«МЕТОД  (от греч. мethodos – путь исследования, теория, учение), способ достижения к.-л. цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.”2

Из приведенных определений видно, что большинство из них однозначно связывают сущность метода с взаимодействием субъекта и объекта. В определениях содержится указание на объективную природу метода. Подтверждение этого мнения мы встречаем и в других работах:

«Под методом понимается совокупность приемов и правил, регулирующих деятельность человека и обеспечивающих ее целенаправленный, упорядоченный характер… Истинный метод всегда детерминирован природой объекта и соответствующей системой предметного знания… В методе выражается содержание изучаемого объекта, его природа. В этом смысле метод объективен, содержателен, «фактичен»…Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступать в процессе познания и практического действия. Закономерности объекта, выраженные в системе истинного знания, преобразовываются, переосмысливаются в методе в правила действия субъекта. Познанные закономерности составляют объективную строну метода, а возникшие на их основе правила, приемы исследования и преобразования явлений – субъективную».3

Уже в приведенных суждениях содержится, тем не менее, указание не только на объективные аспекты содержания метода, но и на диалектику объективного и субъективного в его формировании. Более того. Мы считаем важным следующее замечание М.В.Мостепаненко, в котором обращается внимание на присутствие в методе чувственного знания:

“Метод – путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов)… Для методического подхода к предмету исследования необходимо некоторое предварительное познание, которое само зачастую может быть и ненаучным, неметодическим, стихийным.”4

Речь идет о том, что целый ряд принципов, составляющих “предварительное знание”, как его определил М.В.Мостепаненко, могут иметь чувственную, интуитивную природу, ненаучную. Вероятно, об этом же говорил в “Никомаховой этике” Аристотель, где он так же утверждал различную природу принципов (начал):

“Одни из начал постигаются через наведение, другие – чувством, третьи – благодаря некоему приучению, а другие еще как-то иначе.».5

Замечания о роли исходных принципов имеют прямое отношение не только к принципам исследования, но и принципам практики, а, значит, важны и для понимания метода, в том числе – метода управления. Мы специально останавливаем внимание на отмеченных обстоятельствах, поскольку в тех случаях, когда определяется состав и содержание методов, наряду с объективной детерминацией велика роль субъективного. Причем, определение исходных моментов рассуждения не всегда сопровождается обоснованием их выбора. Сами исходные принципы выполняют здесь роль критериев отбора, а основания определения принципов могут оставаться в сфере действия интуитивного, предчувствия. Поэтому в толковании различных авторов мы сталкиваемся с совершенно разными наборами исходных принципов и вторичных от них элементов. В связи с изложенным, мы можем согласиться с приводимым ниже суждением А.И.Рофе лишь частично, так как субъективный выбор принципов и метода определяет нижний, более близкий к материальной действительности, объективный уровень технологии в виде операций, приемов и методов отдельных действий, процессов труда:

“Способ выполнения той или иной работы в своей основе определяется технологией, которая устанавливает содержание и необходимую последовательность технологических операций и процессов производства. Но успешность трудового процесса, …зависит от совершенства применяемых приемов и методов труда”.6

В значении субъективно определяемого метода нами здесь понимается вся технологическая система, вместе с ее принципами формирования. Особенно важно данное обстоятельство при анализе такого высоко субъективного (по причине его производности от осознанной активности субъекта) вида деятельности, которым является управление. Подтверждением обоснованности такой предельно широкой трактовки содержания понятия «метод управления» являются его предельно абстрактные определения в специальной литературе:

“Методы управления – способы воздействия субъекта управления на коллективы и отдельных работников для достижения поставленной цели. Различают методы управления и методы процесса управления».7

5.3.2. Критерии классификации методов, используемых в государственном управлении

Для описания системы методов, используемых в государственном управлении, мы хотим предложить открытый ряд критериев, которые  призваны показать как общность, единство методологии управления, так и дифференцированность различных способов выполнения управленческих действий.

Уже в определении методов управления, данном в «Толковом словаре по управлению», неявно содержится указание на их сложную классификацию:

«Методы управления характеризует законченный акт воздействия на объект управления, с помощью методов процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают методы прямого и косвенного воздействия, формального и неформального. Использование методов прямого воздействия предполагает непосредственный результат воздействия; с помощью методов косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов… Также выделяют методы управления, базирующиеся на основе объективных закономерностей, присущих производству как объекту управления, на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку выделяют методы управления: организационные, экономические, социально-психологические».8

Из контекста следует, что деление на методы управления и методы процесса управления производится по их отношению к процессу управленческого воздействия.

  1.  По отношению к процессу управленческого воздействия будем выделять:
  •  методы подготовки и оценки воздействия (прогностические, статистические, экономико-кибернетические, моделирование, системный анализ, математическое программирование, графирование и т.д.);
  •  методы осуществления воздействия.

Последняя группа методов и представляет собой методы управления в полном смысле слова. Остальные являются аналитическими методами, не используемыми для преобразования объекта управления.

  1.  По функциям управления:
  •  

  •  методы прогнозирования,
  •  методы планирования,
  •  методы организации,
  •  методы мотивации,
  •  методы координации,
  •  методы принятия решений и т.д.

Полный спектр методов реализации функций управления не представляется возможным, так как их состав и количество зависит от уровня детальности анализа и специфики объекта. Не секрет, что некоторые специалисты насчитывают более 400 функций управления. Вероятно, этот рубеж -  не предел.

  1.  По характеру объекта управленческого воздействия:
  •  методы управления людьми,
  •  методы управления процессами,
  •  методы управления отдельными показателями,
  •  методы управления предметами,
  •  методы управления организациями,
  •  методы управления пространственно-территориальными комплексами,
  •  методы управления отраслями,
  •  методы управления программами и проектами и т.д.
  1.  По характеру результата воздействия:
  •  методы управления функционированием,
  •  методы управления развитием.
  1.  По ведущему типу управляемых связей:
  •  методы управления экономическими объектами,
  •  методы управления моральным климатом,
  •  методы управления политическими отношениями и т.д.
  1.  По содержанию управленческого воздействия:
  •  методы экономического воздействия,
  •   методы организационного воздействия,
  •  методы идеологического воздействия.
  1.  По характеру воздействия:
  •  

  •  методы принуждения,
  •  методы понуждения,
  •  методы побуждения,
  •  методы наказания,
  •  методы взыскания,
  •  методы поощрения.

Критерии классификации методов, используемых в управлении, можно множить, как и списки методов по группам, хотя конечный перечень методов составить, конечно, не удастся. Важнее понять, что множественность отдельных групп и классов методов, используемых в управлении, отражает многообразие объекта управления и многообразие потребностей субъекта управленческого воздействия. Однако дифференцированность методов управления друг от друга не означает существования непреодолимых различий между ними. Скорее, наоборот, нужно признать общность методов управления, то, что они пересекаются друг с другом как плоскости, проведенные через центр сферы: каждая классификация с каждой.

Принципиальная общность методов управления является производной от сущности управления как процесса воздействия. Мы полагаем не перспективными противопоставления отдельных групп методов управления, как, например, это часто делают с методами духовного, идеологического воздействия и методами материального (не только экономического) воздействия на объект управления. На наш  взгляд, необходимо разграничивать методы властвования, управления и влияния.

Методы управления отличаются от указанных тем, что они являются одной из форм реализации отношения административной власти, и гарантируются, в силу этого, материальным принуждением. Особенностью методов управления является, как справедливо указывает Г.В.Атаманчук, то, что они применяются официально и в установленном порядке. 9То есть, методы управления в обществе носят легитимный и подзаконный характер. Специфику им придает именно административное отношение. Поэтому мы полагаем, что управление «освящено» государственной властью, либо альтернативной ей формой политической власти, не имеющей статуса государственной. Использование в управлении всего многообразия методов определяется ситуационными факторами: объемом властных полномочий, экономической целесообразностью, характером целей управления и т.п. Но даже применение методов духовного воздействия в управлении обеспечивается материальной силой. Когда ее нет – осуществляется не управление, а влияние. Как, например, воспитание детей в семье, исключает отношения власти, но обязательно предполагает авторитет. Управленческие методы – это всегда методы воздействия на объект, гарантированного силой принуждения.

Отдельную проблему представляет собой имеющее широкое распространение в литературе и бытовом сознании отождествление «административных» методов и методов организационного воздействия.

Литература:

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций.М.1997.

Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. Пер.с польск.М.,1975.

Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М.1998.

Рофе А.И. Научная организация труда: Учебное пособие.-М.: Издательство «МИК», 1998.С.145.

Сацков Н.Я. Методы и приемы деятельности менеджера и бизнесмена: Институт праксеологии. Б.м.1993.

1 Философский энциклопедический словарь.М.1997.С.266.

2 Советский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия. 1988.С.797.

3 Алексеев П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. 2-е изд. М.:Изд-во Моск.ун-та. 1983.С. 228-231.

4 Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. – Лениздат.1972.С.18.

5 Аристотель. Никомахова этика. Соч.: В 4-х т.Т.4. –М. 1983.-1098b7.С 65.

6 Рофе А.И. Научная организация труда: Учебное пособие.-М.:Издательство «МИК»,1998.С.145.

7 Толковый словарь по управлению.-М.:Изд-во»Аламс».1994.С.87.

8 Толковый словарь по управлению.-М.: Изд-во «Аламс». 1994.-С.87-88.

9 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций.С.174.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32801. Условия формирования западноевропейской философии в Средние века. Роль христианства в развитии культуры 15.27 KB
  Условия формирования западноевропейской философии в Средние века. Этапы развития и характерные черты средневековой философии. В развитии философии Средних веков можно выделить несколько основных этапов: 1 апологетика II – IV вв. В этот период не было создано философских систем но был намечен круг вопросов ставших центральными в средневековой философии: о Боге и соотношении Бога и мира о сотворении мира и структуре мироздания о сущности человека и его месте в мире; 2 патристика V – IX вв.
32802. Философия Августина Аврелия (Блаженного). И Фомы Аквинского 14.95 KB
  Учение о Боге и мире. Бог рассматривается им как начало всего сущего как единственная причина возникновения вещей. Бог вечен и неизменен. Мир созданных богом вещей изменчив и пребывает во времени.
32803. Особенности философии Возрождения. Её связь с наукой и искусством. Учения о природе и познании 18.84 KB
  Особенности философии Возрождения. Эпоха Возрождения Ренессанса – переходный период от Средних веков к Новому времени XV [в Италии с XIV] XVI вв. Возрождение –художественноэстетическая эпоха провозгласившая что высшее призвание человека в мире – быть творцом и созидателем Этапы развития и характерные черты философии Возрождения. В философии эпохи Возрождения можно выделить 3 этапа: гуманистический сер.
32804. Эмпиризм и сенсуализм в философии нового времени 16.32 KB
  Локк подчеркивает особую роль органов чувств в процессе познания.Бэкон сделал научное познание в центре его внимания вопросы о целях и методах научного познания.Однако он утверждает что на пути познания имеется множество заблуждений препятствующих получению достоверного знания. Бэкон выделяет 4 вида идолов познания: 1 идолы рода являются следствием ограниченности человеческого ума несовершенством органов чувств; 2 идолы пещеры обусловлены индивидуальными особенностями человека: каждый человек имеет свой внутренний субъективный мир...
32805. Рационализм в философии нового времени 17.35 KB
  Эти две субстанции пересекаются и активно взаимодействуют однако их взаимосвязь является лишь механической. В человеке материальная и духовная субстанции проявляются как тело и душа. В понятии единой субстанции т. Спиноза называет следующие свойства единой субстанции: независимое ни от чего существование; вечность; бесконечность; является внутренней причиной самой себя и всего сущего.
32806. Субъективный идеализм в философии Н.В. (Дж.Беркли, Д.Юм) 14.1 KB
  Джордж Беркли 1685 – 1753 гг. Беркли внес весомый вклад в теорию познания четко поставив вопрос о соотношении объективного и субъективного в ощущениях об объективности причинности и о видах существования. Беркли утверждал что мир не существует независимо от человека а представляет собой комплекс ощущений и восприятий. Философия Беркли основывается на следующих основных принципах: 1 существовать значит быть воспринимаемым; 2 я не в состоянии помыслить ощущаемые вещи или предмет независимо от их ощущения и восприятия; 3 мы никогда не...
32807. Философия французского Посвящения 17.75 KB
  Философия Просвещения опиралась на достижения наук: биологии физики медицины – которые стали естественнонаучным основанием раскрытия сущности и природы человека. Просветители развивали материалистические взгляды на природу и человека. Дидро уподоблял человека инструменту наделенному чувствительностью и памятью а Ламетри проводил аналогию между человеком и машиной. Однако французские материалисты обращали внимание и на роль социальнокультурных факторов появления человека уделяли внимание роли языка как средства общения и познания мира.
32808. Особенности становления и основные черты немецкой классической философии 11.99 KB
  Немецкая философия конца ХVIII первой трети ХIХ веков представлена именами Канта Фихте Шеллинга Гегеля Фейербаха и представляет собой важный этап в развитии мировой философской мысли. Произведения Шиллера и Гете философские труды Канта и Гегеля отразили противоречивость эпохи. Маркс назвал философию Канта теорией буржуазной революции.
32809. Философия И. Канта: субъективный идеализм и агностицизм 14.27 KB
  Канта: субъективный идеализм и агностицизм. Основателем немецкой классической философии считается Иммануил Кант 1724 – 1804 гг. Основное содержание своей философии Кант изложил в виде следующих вопросов: Что я могу знатьЧто я должен делатьНа что я могу надеятьсяЧто есть человек. В творчестве Канта принято выделять 2 периода: 1 докритический до 70х гг.