46973

Система методов государственного управления

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Система методов государственного управления Основные вопросы: Понятие метода управления. Понятие метода управления. Осуществление управленческого воздействия предполагает наличие у субъекта органа управления или должностного лица знания о возможностях и границах воздействия его формах и средствах. Использование методов управления которые апробированы в опыте иных организаций и органов управления предполагает достаточную степень определенности в знании и понимании особенностей применения методов воздействия.

Русский

2013-11-26

50.5 KB

3 чел.

8

5.3. Система методов государственного управления

Основные вопросы:

  1.  Понятие метода управления.

    2.  Критерии классификации методов, используемых в

     государственном управлении.

 

  1.  Понятие метода управления.

     Осуществление управленческого воздействия предполагает наличие у субъекта – органа управления или должностного лица – знания о возможностях и границах воздействия, его формах и средствах. Важное место в структуре этих сведений занимает знание о методах воздействия на объект для достижения поставленной цели. Знание о методах воздействия представляет собой не только лишь осведомленность о составе доступных ресурсов воздействия, но и наличие проверенной опытом информации об условиях их применения (включая ограничения), потенциальных результатах использования (включая долгосрочные и косвенные, «побочные»). Использование методов управления, которые апробированы в опыте иных организаций и органов управления, предполагает достаточную степень определенности в знании и понимании  особенностей применения методов воздействия. Не в последнюю очередь это требование касается интерпретации исходных представлений о сущности и содержании методологии управления. Однако в отечественной специальной литературе, к которой обращается заинтересованный читатель, имеются значительные различия и неточности даже в трактовке наиболее общих понятий. Одним из таких камней преткновения является понятие метод управления.

“Метод (от греч. Methodos – путь, исследование, прослеживание) – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности».1

«МЕТОД  (от греч. мethodos – путь исследования, теория, учение), способ достижения к.-л. цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.”2

Из приведенных определений видно, что большинство из них однозначно связывают сущность метода с взаимодействием субъекта и объекта. В определениях содержится указание на объективную природу метода. Подтверждение этого мнения мы встречаем и в других работах:

«Под методом понимается совокупность приемов и правил, регулирующих деятельность человека и обеспечивающих ее целенаправленный, упорядоченный характер… Истинный метод всегда детерминирован природой объекта и соответствующей системой предметного знания… В методе выражается содержание изучаемого объекта, его природа. В этом смысле метод объективен, содержателен, «фактичен»…Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступать в процессе познания и практического действия. Закономерности объекта, выраженные в системе истинного знания, преобразовываются, переосмысливаются в методе в правила действия субъекта. Познанные закономерности составляют объективную строну метода, а возникшие на их основе правила, приемы исследования и преобразования явлений – субъективную».3

Уже в приведенных суждениях содержится, тем не менее, указание не только на объективные аспекты содержания метода, но и на диалектику объективного и субъективного в его формировании. Более того. Мы считаем важным следующее замечание М.В.Мостепаненко, в котором обращается внимание на присутствие в методе чувственного знания:

“Метод – путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов)… Для методического подхода к предмету исследования необходимо некоторое предварительное познание, которое само зачастую может быть и ненаучным, неметодическим, стихийным.”4

Речь идет о том, что целый ряд принципов, составляющих “предварительное знание”, как его определил М.В.Мостепаненко, могут иметь чувственную, интуитивную природу, ненаучную. Вероятно, об этом же говорил в “Никомаховой этике” Аристотель, где он так же утверждал различную природу принципов (начал):

“Одни из начал постигаются через наведение, другие – чувством, третьи – благодаря некоему приучению, а другие еще как-то иначе.».5

Замечания о роли исходных принципов имеют прямое отношение не только к принципам исследования, но и принципам практики, а, значит, важны и для понимания метода, в том числе – метода управления. Мы специально останавливаем внимание на отмеченных обстоятельствах, поскольку в тех случаях, когда определяется состав и содержание методов, наряду с объективной детерминацией велика роль субъективного. Причем, определение исходных моментов рассуждения не всегда сопровождается обоснованием их выбора. Сами исходные принципы выполняют здесь роль критериев отбора, а основания определения принципов могут оставаться в сфере действия интуитивного, предчувствия. Поэтому в толковании различных авторов мы сталкиваемся с совершенно разными наборами исходных принципов и вторичных от них элементов. В связи с изложенным, мы можем согласиться с приводимым ниже суждением А.И.Рофе лишь частично, так как субъективный выбор принципов и метода определяет нижний, более близкий к материальной действительности, объективный уровень технологии в виде операций, приемов и методов отдельных действий, процессов труда:

“Способ выполнения той или иной работы в своей основе определяется технологией, которая устанавливает содержание и необходимую последовательность технологических операций и процессов производства. Но успешность трудового процесса, …зависит от совершенства применяемых приемов и методов труда”.6

В значении субъективно определяемого метода нами здесь понимается вся технологическая система, вместе с ее принципами формирования. Особенно важно данное обстоятельство при анализе такого высоко субъективного (по причине его производности от осознанной активности субъекта) вида деятельности, которым является управление. Подтверждением обоснованности такой предельно широкой трактовки содержания понятия «метод управления» являются его предельно абстрактные определения в специальной литературе:

“Методы управления – способы воздействия субъекта управления на коллективы и отдельных работников для достижения поставленной цели. Различают методы управления и методы процесса управления».7

5.3.2. Критерии классификации методов, используемых в государственном управлении

Для описания системы методов, используемых в государственном управлении, мы хотим предложить открытый ряд критериев, которые  призваны показать как общность, единство методологии управления, так и дифференцированность различных способов выполнения управленческих действий.

Уже в определении методов управления, данном в «Толковом словаре по управлению», неявно содержится указание на их сложную классификацию:

«Методы управления характеризует законченный акт воздействия на объект управления, с помощью методов процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают методы прямого и косвенного воздействия, формального и неформального. Использование методов прямого воздействия предполагает непосредственный результат воздействия; с помощью методов косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов… Также выделяют методы управления, базирующиеся на основе объективных закономерностей, присущих производству как объекту управления, на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку выделяют методы управления: организационные, экономические, социально-психологические».8

Из контекста следует, что деление на методы управления и методы процесса управления производится по их отношению к процессу управленческого воздействия.

  1.  По отношению к процессу управленческого воздействия будем выделять:
  •  методы подготовки и оценки воздействия (прогностические, статистические, экономико-кибернетические, моделирование, системный анализ, математическое программирование, графирование и т.д.);
  •  методы осуществления воздействия.

Последняя группа методов и представляет собой методы управления в полном смысле слова. Остальные являются аналитическими методами, не используемыми для преобразования объекта управления.

  1.  По функциям управления:
  •  

  •  методы прогнозирования,
  •  методы планирования,
  •  методы организации,
  •  методы мотивации,
  •  методы координации,
  •  методы принятия решений и т.д.

Полный спектр методов реализации функций управления не представляется возможным, так как их состав и количество зависит от уровня детальности анализа и специфики объекта. Не секрет, что некоторые специалисты насчитывают более 400 функций управления. Вероятно, этот рубеж -  не предел.

  1.  По характеру объекта управленческого воздействия:
  •  методы управления людьми,
  •  методы управления процессами,
  •  методы управления отдельными показателями,
  •  методы управления предметами,
  •  методы управления организациями,
  •  методы управления пространственно-территориальными комплексами,
  •  методы управления отраслями,
  •  методы управления программами и проектами и т.д.
  1.  По характеру результата воздействия:
  •  методы управления функционированием,
  •  методы управления развитием.
  1.  По ведущему типу управляемых связей:
  •  методы управления экономическими объектами,
  •  методы управления моральным климатом,
  •  методы управления политическими отношениями и т.д.
  1.  По содержанию управленческого воздействия:
  •  методы экономического воздействия,
  •   методы организационного воздействия,
  •  методы идеологического воздействия.
  1.  По характеру воздействия:
  •  

  •  методы принуждения,
  •  методы понуждения,
  •  методы побуждения,
  •  методы наказания,
  •  методы взыскания,
  •  методы поощрения.

Критерии классификации методов, используемых в управлении, можно множить, как и списки методов по группам, хотя конечный перечень методов составить, конечно, не удастся. Важнее понять, что множественность отдельных групп и классов методов, используемых в управлении, отражает многообразие объекта управления и многообразие потребностей субъекта управленческого воздействия. Однако дифференцированность методов управления друг от друга не означает существования непреодолимых различий между ними. Скорее, наоборот, нужно признать общность методов управления, то, что они пересекаются друг с другом как плоскости, проведенные через центр сферы: каждая классификация с каждой.

Принципиальная общность методов управления является производной от сущности управления как процесса воздействия. Мы полагаем не перспективными противопоставления отдельных групп методов управления, как, например, это часто делают с методами духовного, идеологического воздействия и методами материального (не только экономического) воздействия на объект управления. На наш  взгляд, необходимо разграничивать методы властвования, управления и влияния.

Методы управления отличаются от указанных тем, что они являются одной из форм реализации отношения административной власти, и гарантируются, в силу этого, материальным принуждением. Особенностью методов управления является, как справедливо указывает Г.В.Атаманчук, то, что они применяются официально и в установленном порядке. 9То есть, методы управления в обществе носят легитимный и подзаконный характер. Специфику им придает именно административное отношение. Поэтому мы полагаем, что управление «освящено» государственной властью, либо альтернативной ей формой политической власти, не имеющей статуса государственной. Использование в управлении всего многообразия методов определяется ситуационными факторами: объемом властных полномочий, экономической целесообразностью, характером целей управления и т.п. Но даже применение методов духовного воздействия в управлении обеспечивается материальной силой. Когда ее нет – осуществляется не управление, а влияние. Как, например, воспитание детей в семье, исключает отношения власти, но обязательно предполагает авторитет. Управленческие методы – это всегда методы воздействия на объект, гарантированного силой принуждения.

Отдельную проблему представляет собой имеющее широкое распространение в литературе и бытовом сознании отождествление «административных» методов и методов организационного воздействия.

Литература:

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций.М.1997.

Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. Пер.с польск.М.,1975.

Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М.1998.

Рофе А.И. Научная организация труда: Учебное пособие.-М.: Издательство «МИК», 1998.С.145.

Сацков Н.Я. Методы и приемы деятельности менеджера и бизнесмена: Институт праксеологии. Б.м.1993.

1 Философский энциклопедический словарь.М.1997.С.266.

2 Советский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия. 1988.С.797.

3 Алексеев П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. 2-е изд. М.:Изд-во Моск.ун-та. 1983.С. 228-231.

4 Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. – Лениздат.1972.С.18.

5 Аристотель. Никомахова этика. Соч.: В 4-х т.Т.4. –М. 1983.-1098b7.С 65.

6 Рофе А.И. Научная организация труда: Учебное пособие.-М.:Издательство «МИК»,1998.С.145.

7 Толковый словарь по управлению.-М.:Изд-во»Аламс».1994.С.87.

8 Толковый словарь по управлению.-М.: Изд-во «Аламс». 1994.-С.87-88.

9 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций.С.174.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82256. Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках 28.02 KB
  Социальное познание является частным видом научного познания подчиняющимся его критериям и законам. Социальное познание неразрывно связано с предметными справедливо несправедливо добро зло субъективными установки взгляды нормы цели ценностями на основе которых осуществляется познание объекта. Таким образом социальное познание объективно так как изучение объекта общества на определенном этапе развития происходит на основе объективных критериев и законов характерных для научного познания в целом. Социальное познание рационально...
82257. Классическая и неклассическая концепция истины. Экзистенциальная истина, истина и правда 39.28 KB
  Стержень классической концепции истины принцип соответствия знания действительности. Исследования показали возможность применения классической концепции истины к любым мыслимым мирам но в этом случае она должна быть уточнена следующим образом. Для классической концепции истины характерны следующие принципы: действительность не зависит от мира знания; между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие; существует критерий установления соответствия мыслей действительности; сама теория соответствия...
82258. Проблемы истины в свете практичкского применения. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину 38.38 KB
  Так что же такое истина Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них: Истина это соответствие знаний действительности; Истина это опытная подтверждаемость; Истина это свойство самосогласованности знаний; Истина это полезность знания его эффективность; Истина это соглашение. Первое положение согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности является главным в классической концепции истины.
82259. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение как функция теории и её результат 37.73 KB
  Понимание нельзя смешивать с тем что называют озарением инсайтом интуицией хотя все это есть в процессе понимания. Наряду с описанием объяснением истолкованием интерпретацией понимание относится к основным процедурам функционирования научного знания. Поэтому понимание не следует отождествлять с познанием понять значит выразить в логике понятий или смешивать с процедурой объяснения хотя они и связаны между собой.
82260. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герминевтике как « органону наук о духе»(В.Дильтей, Г.Гадамер) 39.83 KB
  Дильтей 1833-1911 который предпринял попытку расширить герменевтику до ее понимания как общенаучной философской дисциплины. Понимание внутреннего мира осуществляется при помощи интроспекции а для понимания культуры прошлого необходима герменевтика. Два вида понимания рассуждал Дильтей отражают собой два имеющихся комплекса наук: наук о духе и наук о природе. Концепцию логических форм интерпретации Дильтей предваряет исследованием проявлений жизни и форм понимания.
82261. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологи 33.73 KB
  Степина в качестве ведущих элементов структуры теории рассматриваются теоретические схемы представленные относительно независимо в языке содержательного описания либо в форме математических зависимостей на языке формул. Так основание физической теории составляют математический формализм первый слой фундаментальная теоретическая схема второй слой они всегда взаимообусловлены. Развитая теория строится на основе синтеза частных теоретических схем которые предстают как выводимые или конструируемые из фундаментальной теоретической схемы...
82262. Герменевтика – наука о понимании и интерпритации текста. Текст как особая реальность и «еденица» анализа социально – гуманитарного знания 37.79 KB
  Изначальная многозначность любого текста а она характерна даже для научных текстов что обыгрывается в современном постмодернизме становится в философии предметом особого направления которое обозначается как герменевтика. Внешне общая парадигма герменевтических устремлений реализуется в антисциентистском направлении но не в плане простого отказа от использования научной методологии при исследовании текста а в плане утверждения идеи о необходимости обязательного дополнения такого исследования субъективистскими компонентами. Сами тексты...
82263. Язык социально-гуманитарных наук. Языковая картина мира и «языковые игры» 34.44 KB
  проблемы природы языка принципов и законов его функционирования начинают изучаться лингвистами логиками психологами и философами. Таким образом для языкознания важными вопросами становятся вопросы семантики а также проблемы взаимосвязи языка и мышления языка и предметного мира. Так швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр 18571913 указывает на то что предметом изучения лингвистики становится имманентная реальность языка. Также проблемы языка в первую очередь выдвигаются в логике.
82264. Интерпритация как придание смысла, значения высказываниям, текстам, явлениям, событиям 40.1 KB
  Это внешняя сторона интерпретации. Выделяя к качестве предмета изучения исторического познания текст мы не должны сводить процедуру интерпретации к набору грамматических языковых игр Л. Объективный план интерпретации как операции мышления представлен с одной стороны предметом исследования а с другой операциональным или формально логическим каркасом своего рода алгоритмом системой стандартных шагов правит принципов и приемов субъекта познания в ходе познавательной деятельности. Общепризнанным каноном процесса интерпретации в...