46980

СПП

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

СПП – это сложное предложение, части которого связаны подчинительными союзами или союзными словами, относительными местоимениями. Опираясь на связь между главным и придаточным и на о к чему относится придаточное СПП делятся на СПП расчлененной и нерасчлененной структуры. СПП нерасчлененной структуры реализуют присловную связь, т.е. придаточное относистся к ОДНОМУ слову в главной части.

Русский

2013-12-01

41 KB

6 чел.

СПП – это сложное предложение, части которого связаны подчинительными союзами или союзными словами, относительными местоимениями. Опираясь на связь между главным и придаточным и на о к чему относится придаточное СПП делятся на СПП расчлененной и нерасчлененной структуры. СПП нерасчлененной структуры реализуют присловную связь, т.е. придаточное относистся к ОДНОМУ слову в главной части.

В соответствии с типом союзного средства СПП нерасчлененной структуры делятся на:

1. предложения с присубстантивно-аттрибутивными отношениями (придаточная часть всегда постпозитивна по отношению к главному компоненту – существительному, но может в целом занимать в предложении интерпозицию). Выделяется три подтипа: а) атрибутивно выделительные, где аттрибутив поясняет контактное слово в гл. части (Ничто не нарушало, той отдаленно чуткой тишины, что наступила вокруг). б) опредилительно-распространительные – придаточная часть называет признак, который присущ предмету но этот признак не считается отличительным, характер сущ. В главной части добавляет новую информацию (В разгар пира зашел Травкин, которого никто не ждал). в) опредилительно-сравнительный подтип – придаточная часть определяет предмет (У меня таке чувство, будто я очутился на другой планете).

2. Изъяснительно - объектные СПП – в главной части находится слово, семантикой которого определяется наличие объектного распространителя. Это слово со значением речи, мысли, состояния, восприятия. Конструктивным элементом является неполнота гл.части. Но пропозиция придаточной части создает экспрессивную ед-цу (Что произошло, - всем известно). Эти предложения делятся на подтипы на основании средств связи:

1. предложения с союзным подчинением – с придаточной частью, которая сообщает о положении дел как о реальном (Он не знал, что собрание перенесли на завтра).

2. предложения с относительным подчинением – придаточное передает не само сообщение, а тему сообщения (Неизвестно, куда идти)

3. с придаточной частью, которая присоединяется союзом-частицой ЛИ (Я не знаю, вернусь ли к обеду)

3. Сравнительно-объектные СПП: их структура включает обязательно компоратив и союз ЧЕМ. Придаточная часть не называет сам объект сравнения, а указывает некое основание для сравнения 2-х ситуаций. (Студенты сдали зачет лучше, чем ожидал преподаватель.)

Придаточные логические – П.А.Лекант:  относятся к расчленённым сложноподчинённым предложениям. В эту группу включаются такие сложные предложения, в которых сообщается о нескольких событиях, связанных между собой причинно-следственными, условно-следственными или целевыми отношениями.  Виды расчленённых СПП обозначаются через названия придаточных:

1) Придаточные условные. Присоединяются к главной части посредством союза если (то), а также стилистически окрашенных ежели, коли, раз; в условном значении может употребляться союз когда.  В главной части могут располагаться соотносительные слова в случае, при условии, которые проявляют тенденцию слиться с если в составной союз. В придаточной части оформляется значение условия, в главной – результата: Если пьеса плоха, тогда никакая игра не сделает её хорошею. Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. Плох базар, коли хлеба купить не на что.

2) Придаточные причинные.  Соединяются с главной частью посредством союзов потому (оттого) что, так как (то), ибо. Придаточное оформляет значение причины, основания, мотива, а главное – следствия: В городе Павел не видел звёзд, потому что мешали фонари. Составной союз потому что может разделяться, потому располагается в главной части и совмещает союзную функцию (выражение причинно-следственных отношений) с указательной. При разделении союза значение причины может быть акцентировано, выделено: Мы не любим пафоса, очевидно, потому, что не умеем его выражать.  Первый компонент составного союза может иметь варианты ввиду того (что), вследствие того (что), в силу тог (что), благодаря тому (что). Эти формы составного причинного союза имеют стилистическую окраску книжности: Благодаря тому, что лето очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево. Для выражения причины, основания также может использоваться разговорный союз раз (то, значит): Раз дождя нет, значит, можно идти дальше.

3) Придаточные следственные.  Оформляют значение следствия, результата, вывода, ВТО время как в главной части выражены причина, основание. Придаточное присоединяется к главному посредством союза так что и всегда располагается в постпозиции: Павлин уронил хлеб в воду, так что нам предстояло лечь с голодным желудком.

4) Придаточные целевые. Обозначают цель, мотив, объясняющий содержание главной части; присоединяется посредством союза чтобы, архаичного дабы, а также составных с тем чтобы, для того чтобы, стой целью чтобы, причём первая часть составного союза может располагаться в главном предложении и выделять целевое значение: Чтобы Дуняшка не видела её слёз, Ильинична отвернулась к стене. При выражении целевых отношений в семантике главного предложения акцентируется намеренность, воля, если даже само по себе это предложение называет «обычное» действие или состояние: Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.

5) Придаточные уступительные. Уступительные отношения имеют сложный характер. Для их объяснения говорят, что придаточное предложение обозначает обратное условие или что в главном выражено противоположное следствие.  Придаточное предложение называет ситуацию, событие, вопреки которым осуществляется другое событие, т.е. они противоположны: Тихон Петрович сидел на палубе, хотя на воде было холодно. Противоположная семантика осложнена значением преодоления. Придаточные уступительные соединяются со всей главной частью при помощи союзов хотя, несмотря на то что, даром что, а также местоимённо-союзных сочетаний сколько ни, как  ни. Наличие семантики противопоставления может иметь специальный показатель – противительный союз  но, однако, а: Хоть он глядел нельзя прилежней, но и следов Татьяны прежней не мог Онегин обрести. Уступительное значение может выражаться не только указанными выше союзными средствами, но и нетипичными, переосмысленными, например сочетание союза если с частицей даже, а также  частицей  пусть (пускай) в функции уступительного предлога: Бремя любви тяжело, если даже несут его двое. Пускай ты умер, но всегда ты будешь живым примером.

Придаточные временные – П.А.Лекант: соединяются с главным предложением при помощи союзов, которые оформляют временные отношения двух событий, положений. Сами по себе придаточные не имеют временной семантики: Когда Резцов проснулся, был вечер (соотношение событий по времени одинаковое – Резцов проснулся вечером). Употребление временных придаточных позволяет выразить совпадение событий во времени или их разновременность, следование одного за другим. Основной союз когда  не указывает на одновременность или разновременность, эти значения опираются только на видо-временные формы: Когда торопишься, дорого всегда кажется длинной.

В современном русском языке сложилась система временных союзов, которые специализируются для выражения одновременности – в то время когда, в то время как, пока; предшествования – прежде чем, перед тем как, пока не, чуть, едва, только; последования – после того как. Дополнительным показателем значения последовательности («быстрого следовании») являются специальные глаголы с временной семантикой в составе главного предложения: не успел … как; стоит … как: Стоило мне закинуть удочки, как тотчас из балки появились босые мальчишки.

Придаточные сравнительные – П.А.Лекант: существо сравнительных отношений в сложном предложении – это выражение сходства двух событий, ситуаций – реального и предполагаемого: Подобно тому как нетерпеливый юноша ждёт свидания, я ожидал часа ночи. Наступило прохладное лето, словно новая жизнь началась. Придаточные сравнительные предложения присоединяются к главному посредством союзов как, будто, точно, словно; имеются и составные союзы подобно тому как, вроде того как, наподобие того как. Эти предложения не только выражают сравнение, но и имеют оттенок ирреальности, который особенно силён в будто, как если бы. Сравнительные отношения оформлены как однонаправленные, необратимые: содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной, а не наоборот.

Л.Ю. Максимов: в сложноподчинённых предложениях этого типа событие, о котором говорится в главной части, сравнивается с другим событием, содержание которого раскрывается в придаточной части: Каждый звук рождал какие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды. 

От сложноподчинённых предложений со сравнительными придаточными следует отличать простые предложения с так называемым сравнительным оборотом, где нет своего сказуемого: Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар, лежит. Особую группу сравнительных сложноподчинённых предложений составляют предложения с союзом чем  и компаративом в главной части: Чем на мост идти, поищем лучше броду. В них сравнение выражено не столь ярко, оно является лишь основой для обозначения того действия, о котором сообщается в главной части как о предпочитаемом. В оформлении таких предложений участвуют ещё 3 грамматических средства: компаратив в главной части, инфинитив в придаточной части, обязательная препозиция в придаточной части по отношению к главной.

Придаточные сопоставительные – П.А.Лекант: соединяются со всей главной частью СПП посредством союзов в то время как, между тем как, если … то, тогда как: Слово «страсть» заключает в себе понятие более чувственное, тогда как слово «пафос» заключает в себе понятие более  нравственное. Части такого сложного предложения семантически равноправны, форма придаточной части лишь отмечается союзом; сами же отношения близки к сочинительным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85001. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность 28.74 KB
  Обратить внимание на необходимость соблюдать определенные правила взаимоотношений с окружающими людьми вырабатывать умение жить с ними в согласии и обеспечивать личную безопасность. Взаимоотношения с окружающими людьми в городе. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми в городе. Но для приобретения жизненного опыта и обеспечения собственной безопасности большое значение имеет правильное выстраивание своих взаимоотношений с окружающими людьми.
85002. Основы безопасности жизнедеятельности человека 29.76 KB
  Изучаемые вопросы Опасные и чрезвычайные ситуации и их классификация но месту возникновения. При стечении определенных обстоятельств любая опасность может стать причиной возникновения опасной или чрезвычайной ситуации. Дать определения опасной и чрезвычайной ситуаций и обратить внимание на существенное различие опасной ситуации от чрезвычайной. Подчеркнуть что в большинстве случаев опасные ситуации создает сам человек нарушая общепринятые нормы и правила поведения человеческий фактор.
85003. Пожарная безопасность. Определение пожара и пожарной безопасности 27.76 KB
  Систематизировать знания учащихся о пожаре об основных причинах возникновения пожаров в повседневной жизни. Рассказать о возможных последствиях пожаров и об организации защиты населения от пожаров. Дать определение пожара показать основные причины возникновения пожаров привести примеры последствий пожаров имевших место в нашем городе. Довести до учащихся в доступной для них форме организацию защиты населения страны от пожаров.
85004. Безопасное поведение в бытовых ситуациях 27.25 KB
  Разобрать ситуационные задания по обеспечению личной безопасности в бытовых ситуациях; выработать убеждение в необходимости соблюдать правила эксплуатации бытовых приборов и систем в целях обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих. Меры безопасности при пользовании в доме водой. Контрольные вопросы Какие меры безопасности необходимо соблюдать при пользовании электроприборами Какие меры безопасности необходимо соблюдать при пользовании бытовым газом Какие меры безопасности следует соблюдать при пользовании в доме водой...
85005. Наводнения. Виды наводнений и их причины. Защита населения от последствий наводнений 37.2 KB
  Наводнения. Опасность которую представляют наводнения для жизнедеятельности человека. Общие профилактические мероприятия по защите населения от наводнения. Правила поведения во время наводнения.
85006. Лесные и торфяные пожары и их характеристика 33.21 KB
  Лесные и торфяные пожары и их характеристика Цель урока. Познакомить обучаемых с опасным природным явлением биологического происхождения лесными пожарами показать основные причины возникновения лесных пожаров особо подчеркнуть что в 80 случаев лесные пожары возникают по вине человека. Изучаемые вопросы Характеристика лесных пожаров и основных причин их возникновения. Классификация лесных пожаров.
85007. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения 33.49 KB
  Профилактика лесных и торфяных пожаров защита населения Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в том что лучшей профилактикой возникновения лесных пожаров является соблюдение каждым человеком правил пожарной безопасности в лесу. Изучаемые вопросы Профилактические мероприятия по предотвращению возникновения лесных пожаров. Основной причиной лесных пожаров является безответственное поведение людей которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнем и нарушают правила пожарной безопасности.
85008. Эпидемия 31.55 KB
  Сформировать у учащихся цельное представление об инфекционных заболеваниях и путях распространения инфекции. Изучаемые вопросы Инфекционные болезни и пути распространения инфекции. Дать определение понятию инфекционные болезни привести классификацию инфекционных заболеваний в зависимости от способа передачи инфекции и по источнику возбудителя инфекции. Рассмотреть причины возникновения инфекционных болезней и пути распространения инфекции.
85009. Эпизоотии и эпифитотии, противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия 31.43 KB
  Дать краткую информацию об инфекционных заболеваниях растений рассмотреть явления эпифитотии панфитотии. Наиболее опасными болезнями растений являются стеблевая ржавчина пшеницы ржи желтая ржавчина пшеницы фитофтороз картофеля. Для защиты растений от инфекционных болезней важно соблюдение правил агротехники на всех этапах сельскохозяйственных работ связанных с растениеводством. Проводят также следующие мероприятия: выведение устойчивых к болезням сортов сельскохозяйственных растений; уничтожение очагов инфекции; химическую обработку...