46991

Инновации в профессиональном образовании. Психология профессионального обучения и социально-профессионального воспитания

Контрольная

Педагогика и дидактика

Психология профессионального обучения и социальнопрофессионального воспитания Наиболее общим понятием является научение которое определяется как целесообразное изменение деятельности и поведения в процессе выполнения какихлибо действий: физических умственных.Происходит все более качественное выполнение действий при ослабевающем временами произвольном внимании устраняются лишние движения появляются возможности положительного переноса навыка. 4 Высокоавтоматизированный навык точное экономное устойчивое выполнение действий 5...

Русский

2013-12-01

42.5 KB

25 чел.

1 Инновации в профессиональном образовании

Инновационные процессы - новшество в образовании, введение нового содержания, новых методов, обладающих иными свойствами, связанными с изменением смысл ориентиров.

Потребность в создании инновационных проф. учебных заведений в России связано с серьезным технологическим отставанием ее от передовых стран мира. Ученые: Л.М. Кустов, Г.М. Романцев и др.

В инновационном профессиональном учебном заведении должно быть:

1)Административная технология, обеспечивающая целевое функционирование непрерывное профессиональное саморазвитие персонала учебного заведения. 2)Педагогическая технология, обеспечивающая непрерывное саморазвитие обучающихся. 3)Технология воспитательного процесса, обеспечивающая целевое непрерывное саморазвитие социальной активности обучающихся. 4)Профессиональная технология, обеспечивающая целевое непрерывное самораз профессиональных способностей обучающихся, позволяющих им станов конкурентоспособными профессионалами. 5)Информационная технология, обеспечивающая оперативное использо профессиональной информации, интенсификацию деятельности. К новым методам обучения относятся: компьютерные, игровые, дистанционные, контроля (тест) и др.

2.Психология профессионального обучения и социально-профессионального воспитания

Наиболее общим понятием является научение, которое определяется как целесообразное изменение деятельности и поведения в процессе выполнения каких-либо действий: физических, умственных. Различают стихийное научение, когда отсутствует цель приобретения новых знаний и умений, и специально организованное учение. Выполняя различные виды деятельности, общаясь и взаимодействуя с другими людьми, слушая радио- и телепередачи, читая, человек приобретает много разнообразных полезных и социально значимых знаний и умений. Конечный результат - приобретение опыта - не совпадает непосредственно с целями деятельности и поведения. В этих случаях имеет место попутное, непреднамеренное научение. Его результатом являются бессистемные знания и умения. В тех же случаях, когда специально организуется деятельность, целью которой является формирование новых знаний, умений и навыков, осуществляется учение. Итак, учение имеет место тогда, когда человек ставит перед собой цель усвоить определенные зун, формы поведения и деятельности. Выделяют 6 этапов формирования навыка: 1) Начало осмысления. Хар-ся отчетливым пониманием цели, но смутным представлением о способах ее достижения, грубыми ошибками при попытках выполнения действия 2) Сознательное, но неумелое выполнение. У учащихся наблюдается отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но само выполнение еще неточно и неустойчиво, со множеством лишних движений. 3) Автоматизация навыка.Происходит все более качественное выполнение действий при ослабевающем временами произвольном внимании, устраняются лишние движения, появляются возможности положительного переноса навыка. 4) Высокоавтоматизированный навык - точное, экономное, устойчивое выполнение действий 5) Необязательный. Наблюдается временное ухудшение выполнения действий, возрождение старых ошибок. Связан с самостоятельным поиском учащимся индивидуального стиля работы, оптимального для него 6) Вторичная автоматизация навыка. Происходит восстановление особенностей четвертого этапа, но с характерным проявлением индивидуального почерка в выполнении действий.

Широко распространен также термин «профессиональные умения» - определенный круг трудовых умений, характеризующих высокий уровень качества выполнения трудовых действий, без которых нельзя обеспечить качественные и количественные требования, предъявляемые современным производством к результатам труда рабочего. Характерны высокая точность и скорость выполнения действий; устойчивость; гибкость; прочность - сохранение умения в течение относительно длительного промежутка времени.

В процессе формирования умений условно можно выделить следующие этапы: 1)Первоначальное умение - осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. Действия выполняются методом «проб и ошибок».2) Частично умелая деятельность - овладение умениями выполнять отдельные приемы, операции, уточнение необходимой системы знаний, сформированность специфических для данных действий навыков, появление творческих элементов деятельности.3) Умелая деятельность - творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения; овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности. 4)Мастерство -творческое развитие  способности  самостоятельного  определения цели, творческое использование различных умений в соединении с высокой профессиональной активностью, развитым чувством коллективизма и умением работать в производственном коллективе.

Профессиональное воспитание направлено на обеспечение социально-профессионального становления личности, актуализацию индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении. Для реализации личностно ориентированного профессионального воспитания требуется обеспечить необходимые педагогические условия: профессиональную компетентность педагогов; реализацию прав учащихся на качественное образование; содержанием образования, адекватное социокультурным реалиям и тенденциям развития цивилизации; вариативность и дифференцированность образования, позволяющие адаптировать педагогическую систему к учащимся с различными индивидуально-психологическими особенностями; единство действий всех субъектов образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, администрации); комплекс развивающих, личностно ориентированных педагогических технологий; охрану и укрепление здоровья обучающихся.

3. Методика проведения занятий по выполнению отдельных трудовых приемов и операций в процессе производственного обучения. 

Основная цель проведения занятий по выполнению отдельных трудовых приемов и операций - научить учащихся правильно и качественно выполнять основные трудовые приемы и их сочетания, составляющие операцию. На базе выполнения операций учащиеся выполняют последовательно усложняющиеся комплексные работы путем применения этих операций в различной технологической последовательности.

Главными целями ПО в операционный период являются: правильность выполнения приемов и операций, формирование и умение планировать технологический процесс выполнения работы, выполнение тех. требований, т.е. качество работы, производительность труда. Так же на уроках ПО по выполению трудовых приемов и операций мастер сочетает свои объяснения с личным показом трудовых приемов. Особое место занимает демонстрация преподавателем выполнения отдельных операций, в том числе расчлененный или замедленный показ. При проведении уроков ПО по выполнению отдельных трудовых приемов и операций есть необходимость использования документов письменного инструктирования, которая вызвана рядом причин: во-первых, во все возрастающими требованиями к качеству подготовки квалифицированных рабочих; во-вторых, нехваткой времени для эффективного управления процессом ПО учащихся - проведения индивидуального инструктирования.

Инструкционная карта представляет собой руководство, с помощью которого учащийся самостоятельно может изучить устройство и действие какого-либо объекта, ею пользуются на лабораторных работах и уроках производственного обучения. Карта позволяет учащимся ознакомиться с основными элементами устройства, в определенной последовательности разобрать и собрать его, освоить пуск и остановку, отрегулировать режимы работы. Инструкционные карты широко применяют при упражнениях на тренажерах и работах на промышленном и лабораторном оборудовании. Инструкционно-технологическая карта от технологической отличается тем, что служит для организации продуктивной работы учащихся в условиях мастерских или производства.Применение письменных инструкций-заданий для изучения учащимися оборудования и технологических процессов на предприятиях создает условия для формирования у них таких профессионально важных умений и навыков, как анализ, синтез, систематизация, выделение наиболее существенного и т.п. Применение письменных инструкций создаёт благоприятное условие для формирования учащихся самостоятельности в работе и способствует успешному решению задачи повышения профессиональной адаптации учащихся - будущих молодых рабочих.Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и самостоятельности учащегося даёт такая организация применения карт, когда они имеются у каждого учащегося на рабочем месте. Такая индивидуализация позволяет учащемуся многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы. Для отработки трудовых приемов и операций применяют упражнения. Упражнение - это многократные, целенаправленные выполнение учащимися определенных действий, в целях закрепления и совершенствования знаний, формирование умений их применять при решении различных учебно-производственных задач.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41460. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БУДУЩЕГО И ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ 72.5 KB
  Интерес к будущему объясняется тем, что человеку присуща целесообразная деятельность, ее мысленное продолжение, согласование целей и средств их достижения, ожидание результатов и последствий своих действий. Предвидение будущего является необходимым условием целенаправленной деятельности людей.
41461. Заключение мирового соглашения 44 KB
  Признание иска заключается в подтверждении ответчиком фактов и обстоятельств обосновываемых истцом в частности фактов приводимых истцом в основании иска в признании правомерности требования истца. Признание иска возможно полное всех требований истца либо частичное ряда требований. Наряду с признанием иска законодательство допускает в гражданском процессе и признание фактов. Таким образом признание как фактов так и иска ответчиком подлежит контролю со стороны суда.
41462. Учет операций по текущей аренде у арендодателя и арендатора 22.87 KB
  Имущество передается в аренду по соответствующему договору, согласно которому арендодатель передает в пользование арендатору имущество и начисляет арендную плату, при этом право собственности остается у арендодателя
41463. Учёт денежных средств, находящихся на специальных счетах в банках и переводов в пути 29.71 KB
  Особенность счета 55 – «замораживание» денежных средств организации на установленное время и установленные цели с возможностью использования всей «замороженной» суммы на эти цели.
41464. Документальное оформление и учет поступления основных средств 25.05 KB
  Для приемки основных средств в организации создается специальная комиссия, которая оформляет акт о приеме-передаче объекта основных средств либо акт о приеме-передаче групп объектов основных средств
41465. Особенности учёта расчетов с учредителями 22.84 KB
  Расчеты с учредителями осуществляются по вкладам в уставный капитал, по выплате доходов и другим операциям. Учет ведется на активно-пассивном счете 75 «Расчеты с учредителями». Аналитический учет ведется по каждому учредителю
41466. Методы начисления амортизации основных средств и отражение ее в учете 53.98 KB
  Начисление амортизационных сумм осуществляется в порядке, установленном ст. 259 НК РФ. Амортизируемым имуществом признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственностисуда с выраженными в них государственновластными суждениями относительно разрешения материальноправовых и процессуальноправовых вопросов. Отличие судебного решения от определения: решение дает ответ по существу дела определение не разрешает дело а дает ответ на вопрос процессуальноправового характера п.12 постановление ВС О судебном решении не...
41467. Учет затрат на восстановление основных средств 25.08 KB
  Виды ремонта – текущий, средний и капитальный. Основным первичным документом, согласно которому определяются объем работ по капитальному ремонту, его продолжительность, сметная стоимость, является дефектная ведомость. Ремонт объектов ОС может быть проведен подрядным, хозяйственным или смешанным способом.
41468. Порядок проведения и учёт результатов инвентаризации основных средств и учёт их результатов 60.49 KB
  Основные средства — неотъемлемая часть имущества большинства организаций. В отношении таких объектов, как и любого другого имущества, должны быть обеспечены учет и контроль. Соответствие фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета регулярно проверяется инвентаризацией. О методике проведения инвентаризации основных средств и оформлении ее результатов рассказывается в данной статье.