46996

Работа редактора над научно-популярным изданием

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Работа редактора над научно-популярным изданием Научно-популярное издание издание которое содержит сведения о теоретических и или экспериментальных исследованиях и предназначено для популяризации и пропаганды основ и достижений науки и техники культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей в доступной для них форме. Тематика научно-популярных изданий может быть весьма широкой. В общем предметом содержания научнопопулярного издания можно считать все что имеет отношение к науке и научным исследованиям. Целевое...

Русский

2013-11-26

43 KB

42 чел.

13. Работа редактора над научно-популярным изданием

Научно-популярное издание – издание, которое содержит сведения о теоретических и/или экспериментальных исследованиях и предназначено для популяризации и пропаганды основ и достижений науки и техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей в доступной для них форме.

Тематика научно-популярных изданий может быть весьма широкой. В общем предметом содержания научно-популярного издания можно считать все, что имеет отношение к науке и научным исследованиям. Целевое назначение научно-популярного издания - популяризация и пропаганда основ и достижений науки, техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей. Важнейшие функции научно-популярной книги: -) популяризация и пропаганда научных знаний; -) формирование научного мировоззрения читателя; -) эстетического воспитания (воспитание у читателя восприимчивости, понимания сути науки, НТП); -) содействия решению читателем практических задач; -) профессиональной ориентации читателя; -) адаптации его к определенным условиям и др.

Строгое деление читателей научно-популярной книги по группам - дело трудноразрешимое. Ее читательская аудитория включает всех - от школьника до ученого. Это - по образовательному уровню, возможностям восприятия научных знаний и целям их получения. Существуют и другие факторы, обусловливающие потребности в научно-популярных книгах: характер постоянных занятий, специальность, отношение читателя к той области научных знаний, которую отражает книга (непосредственное, косвенное и т.п.), возраст, познавательные склонности и многое другое. При самом общем подходе принято считать, что читателем научно-популярной книги является неспециалист. Речь идет о человеке, который не является специалистом в какой-нибудь области вообще и в том числе в той, с которой связана тема книги. Читательскую аудиторию научно-популярной книги можно разделить на две части: ту, которая является массовой и включает читателей-неспециалистов, и ту, в которую входят специалисты из смежных отраслей.

При формировании концепции издания редактору следует обращать особое внимание на специфику читательского адреса научно-популярной книги, который, несмотря на попытки его дифференцировать, является во многом расплывчатым, особенно в его срединной части, которая ограничена, с одной стороны, читателем-школьником, с другой - читателем-специалистом.

В книговедении нет однозначного взгляда на классификацию научно-популярных изданий. Можно выделить следующие виды.

Научно-популярная монография. Как во всякой монографии, в ней должны быть изложены сведения по одной проблеме, теме. Это, например, какое-либо открытие, изобретение, создание теории, проблема научного поиска, проблема становления и развития науки и др. Научно-популярная монография может иметь ряд разновидностей.

-) монография, проблемой или темой которой является научное достижение в одной, конкретной, относительно узкой области науки;

-) монография, которая охватывает широкий круг проблем и направлений в науке или какой-либо период ее развития, она имеет ретроспективно-аналитический характер;

-) научно-биографическая монография: творческая биография ученого, формирование его мировоззрения, характеристика его вклада в науку;

-) научно-биографическая монография, посвященная научному путешествию. В научных экспедициях или в одиночку ученые делают географические открытия, собирают ценные коллекции растений и животных, составляют их описания. Примером может стать путешествие Миклухо-Маклая.

Сборники научно-популярных произведений составляется из научных статей, воспоминаний, эссе, выдержек из официальных документов, очерков.

Можно также выделить такие виды, как научно-популярные журналы, энциклопедии, справочники.

С одной стороны, перед редактором стоит задача оценить научность содержания, с другой - приемы его отображения, обеспечивающие популяризацию.

Научность содержания нужно понимать как соответствие приводимых в научно-популярном произведении фактов требованиям, которые предъявляются к фактам научным. Фактический материал, на котором строится научно-популярное произведение, должен быть точным, достоверным, обоснованным и опираться на результаты научного исследования. Научность предполагает также соответствие авторской концепции выводам теоретических и экспериментальных исследований, относящихся к соответствующей сфере науки.

Популяризация направлена на облегчения понимания и восприятия материала и активизацию творческого мышления читателя. Важно, чтобы при чтении научно-популярной книги преобладали познавательный интерес и желание овладеть содержанием.

Существует 2 способа изложения материала, которые используются в НП издании: 1) описательно-повествовательный: читатель – пассивное звено, его информирую, ему что-то описывают, иллюстрируют; позволяет снять информацию); 2) проблемно-аналитический: рассчитан на активное восприятие читателем сообщаемой информации, автор представляет известное в такой форме, как будто знание рождается на глазах у читателя, т.о. читатель-соавтор, сотворец.

Условием популяризации является доступность изложения. Однако она не должна попадать под рубрику упрощенчества, которая искажает представление о природе предмета. Оценивается с учетом того, не перегружено ли изложение трудно воспринимаемым материалом. У любого изложения должен быть порог сложности: читатель должен идти от простого к сложному постепенно.

Эффективный способ обеспечения доступности – метафорическое подкрепление восприятия, сравнение с известным примером. Мысль подобна облаку, которое проливается дождем слов. Метафора может прояснить, а может увести от сути явления. Она должна не затемнять, а прояснять смысл понятия.

Основные приемы популяризации: 1) приемы изложения, которые ориентированы на читателя определенного возраста или обращены к его профессиональным интересам, учитывают его образовательный уровень; 2) отсутствие сложных формулировок; 3) образное моделирование дефиниций не в ущерб точности информации; 4) соблюдение принципа от известного к неизвестному, от простого к сложному; 5) конкретность и лаконичность изложения (маленькими главами – прием дробления инф. на блоки, что делает инф. более читаемой); 6) пояснение единичного факта на фоне общей картины.

Конкретные приемы популяризации: 1. Наличие авторских отступлений: оценки существующих позиций по вопросу и их комментарии. 2. Изложение в форме беседы с читателем, читатель вовлекается в диалог, создание проблемы, втягивание читателя. 3. Иногда автор предлагает точку зрения чит-лю только для того, чтобы потом ее опровергнуть, (провокация). 4. Познавательный интерес читателя стимулирует исторический материал: гипотезы, время их выдвижения, легенды, мифы, предания. 5. Приветствуются интригующие заглавия: «В своем ли мы имени?». 6. Заглавия рубрик могут оформляться как прямое обращение к читателю (призыв, предупреждение). 7. Широко распространены заглавия в виде вопросов с воскл. Знаком, они часто усиливают парадокс: «Эйнштейн был неправ?». 8. Прецедентные тексты (цитаты, высказывания политиков и т.д.): Хранит меня мой талисман?. 9. Эпиграфы (выполняют функцию подзаголовка). 9. Вводные эпизоды – вводят основное изложение, иногда представляют собой переложение рассказа, легенды, иллюстрацию научного факта.

Экспрессия и индивидуальность. Каждый автор научного текста (если он личность креативная и эмоциональная) сочетает те средства экспрессии, которые связаны с логикой научного изложения, обеспечивают его связность и те средства выражения авторской позиции, которые несут в себе элемент его субъективного стиля.

Языковые и стилистические средства создания экспрессии: 1. Образные, эмоционально-оценочные единицы, слова и фразеологизмы. 2. Использование перефраз – замена слова словосочетанием (СПб – город на Неве), образным словосочетанием. 3. Олицетворение (рождение вселенной). 4. Сравнение (один из самых распространенных). 5. Риторические вопросы (Куда смотрят прогнозисты?). 6. Присоединительные конструкции, кот-е придают т-ту эмоциональную выразительность (несамостоятельные синтаксически, используется ассоциативная цепь). А как обстоит дело с экспериментами, которые якобы подтверждают теорию относительности? Кем проводились эти эксперименты? Когда? Где?. 7. Проявление юмора, иронии, каламбур (теория эволюции претерпевает существенную эволюцию; имена бед – это уже беда). 8. Широкое использование элементов разговорного стиля: свободный порядок слов, много окказионализмов (прилетельцы вместо пришельцы), разговорная лексика (зациклиться), разговорная фразеология (худо-бедно).

Характер использования терминологии в НП стиле. Не приветствуется использование узкоспециальных терминов. Если вводятся, то должны быть пояснены. Способы введения терминов: 1. Объяснение этимологии (факсИмиле (от лат. Fac simile – делай подобное)). 2. Приведение известных читателю примеров после определения термина (отсечение окончания может быть способом образования нового слова. Этот способ называется дефлексацией. Например, лиса – лис). 3. Полное определение термина не приводятся, но называются самые характерные признаки понятия, важные для автора (бериллий – легчайший металл Земли). 4. Расшифровка понятия в скобках одним двумя словами, как бы мимоходом (прояснение мотивированности слова (или народная этимология) – излюбленный прием в языке детей). 5. Рассматривая понятие или явления автор не сразу называет его, а как бы заставляет читателя самого вспомнить этот термин, и лишь потом называет его. 6. Раскрывая содержание понятия, автор может приводить все общепринятые его обозначения (пирит, железный колчедан, серный колчедан).

Важную роль в структуре и композиции научно-популярной книги выполняет различного рода иллюстративный материал. По характеру отражения реальной действительности его можно разделить на научно-понятийный (графики, схемы) и документальный (фотографии). Характер иллюстраций, их подбор и расположение должны отвечать целевому назначению и читательскому адресу издания, быть понятными и доходчивыми, излишнее наукообразие графиков и схем снижают действенность текста, который они сопровождают. Как и во всякой другой книге, в научно-популярной большое значение имеют подписи под иллюстрациями и связь иллюстраций с текстом. Более того, в научно-популярной книге подписи могут выполнять дополнительную информационную функцию, расширяя основной текст и, по сути, являясь самостоятельным текстовым фрагментом.

Аппарат является обязательной составной частью научно-популярного издания. Его предназначение состоит в том, чтобы идентифицировать издание и обеспечить его успешное отыскание в литературном массиве, представить издание читателю и сориентировать его в содержании и структуре издания, создать условия для удобного, надежного и быстрого поиска сведений в издании, дать читателю информацию о дополнительных источниках по теме издания, а также для выполнения других задач, относящихся к пользованию изданием.

Научно-популярная книга должна не только представлять читателю новые научные знания, но и помочь ему понять их и овладеть ими. К какому бы виду ни относилось научно-популярное издание, в процессе его подготовки редактор должен помочь автору использовать те виды справочного аппарата (словарь терминов, хроника открытий, список рекомендуемой литературы и т.п.), которые способствуют объяснению и систематизации содержания книги и намечают путь дальнейшей самостоятельной работы читателя. В то же время от редактора требуется принять меры, чтобы издание имело достойное оформление.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69112. Одномірні масиви. Поняття масиву та його властивості. Базові операції обробки одновимірних масивів 214.5 KB
  Характерною ознакою простих типів даних є те, що вони атомарні, тобто не містять як складові елементи дані інших типів. Типи даних, що не эадовольняють зазначеній властивості, називаються структурованими. У мові Раsсаl означено такі структуровані типии: масиви, рядки, множини, записи та файли.
69113. Багатовимірні масиви. Оголошення багатовимірних масивів. Доступ до елементів. Базові операції їх обробки двовимірних масивів. Двовимірні масиви в задачах 96.5 KB
  Як було зазначено вище, одновимірні масиви застосовуються для зберігання послідовностей. Проте для багатьох структур даних зображення у вигляді послідовності є неприйнятним. Наприклад, результати матчів футбольного чемпіонату найзручніше подавати у вигляді квадратної таблиці.
69114. Рядки. Поняття рядка та оголошення змінних рядкового типу. Операції над рядками та рядкові вирази. Процедури та функції обробки рядків 79 KB
  Один з різновидів одновимірних масивів — масив символів, або рядок, — посідає особливе місце у багатьох мовах програмування. І це не випадково, адже алгоритми перетворення рядків застосовуються для вирішення вкрай широкого кола задач: редагування та перекладу текстів, алгебричних перетворень формул...
69115. Записи. Запис та його оголошення. Доступ до компонентів та операцій над записами. Масиви записів. Записи з варіантами 100 KB
  Визначальною характеристикою масиву є однорідність, тобто однотипність його елементів. Проте реальний світ насичений неоднорідними структурами даних. Прикладами таких структур можуть стати: календарна дата, що скла-дається з номера дня, номера року та назви місяця...
69116. Множини. Поняття множин та множинного типу даних. Оголошення змінних множинного типу. Операції над множинами 96.5 KB
  Математичне поняття множини широко використовується в задачах, для яких існує ефективне програмне розв’язання. Так, у багатьох комбінаторних задач серед усіх підмножин деякої множини необхідно знайти ті, які задовольняють певну умову. При розв’язанні задач на графах користуються поняттями...
69117. Фізичний і логічний файли. Технологія роботи з файлами. Тинпи файлів і оголошення файлових змінних. Установка відповідності між фізичним і логічним файлами. Системні операції з файлами 141 KB
  Дані, що використовувались у задачах із попередніх розділів, існували протягом одного сеансу роботи певної програми. Такі дані зберігаються в оперативній пам’яті комп’ютера. Проте бльшість програм оперує із даними, що залишаються доступними як після завершення роботи програми, так і після перевантаження...
69118. Буферізація даних. Натипізовані файли 56 KB
  При зчитувані даних із файла зна чення його чергового компонента копіюється в поточний елемент буфера. У відповідь на цей запит операційна система виділяє буфер із буферного пула і в нього зчитується певна кількість блоків даних із фізичного файла.
69119. Динамічні змінні та динамічна пам’ять. Розподіл оперативної пам’яті. Поняття покажчика та його оголошення. Стандартні функції для роботи з адресами 93.5 KB
  Змінні величини, що розглядались у попередніх розділах, були статичними. Статичні змінні характеризуються тим, що їх значення зберігаютъся в ділянках оперативної пам’яті, які визначаються на етапі компіляції программ і не змінюються під час її виконання.
69120. Спискові структури даних. Визначення лінійного списку та його різновидів. Робота зі стеком, з чергою та лінійним списком 111 KB
  Визначення лінійного списку та його різновидів. Визначення лінійного списку та його різновидів 3. Визначення лінійного списку та його різновидів Як приклад розглянемо таку задачу. Кожен компонент списку крім останнього містить покажчик на наступний або на наступний попередній компонент.