47003

Причины первой мировой войны

Доклад

История и СИД

Покровский Стремившийся доказать что царская Россия есть главная виновница войны Покровский в то же время признавал что в основе международных противоречий вызвавших империалистическую войну лежал англогерманский конфликт за которым по значению следовал германофранцузский. Гуч в книге Накануне войны вышедшей в 1938 г. предпринял попытку доказать что возникновение войны в 1914 г.

Русский

2013-12-01

43.5 KB

3 чел.

Один из первых отечественных исследователей причин первой мировой войны, советский историк М.Н. Покровский Стремившийся доказать, что "царская Россия есть главная виновница войны", Покровский в то же время признавал, что в основе международных противоречий, вызвавших империалистическую войну, лежал англо-германский конфликт, за которым (по значению) следовал германо-французский. И, "наконец, самым слабым из всех конфликтов был конфликт, по существу, не русско-германский, а русско-турецкий из-за проливов", однако за спиной Турции при этом стояла Германия

Английский ученый Дж. Гуч в книге "Накануне войны", вышедшей в 1938 г., предпринял попытку доказать, что возникновение войны в 1914 г. произошло из-за некоторых случайных обстоятельств

Мировая война, приходил к выводу Каутский, была вызвана тем обстоятельством, что система управления в Германии привлекла к государственному руководству элементы, настолько к этому неспособные, легкомысленные или карьеристские, что они безрассудно втянули страну в авантюру, из которой оказался только один выход - объявление войны России и Франции. Каутский признавал существование серьезных международных осложнений, предшествовавших мировой войне. Однако, хотя империалистические противоречия и стремление к территориальной экспансии европейских держав создавали важные предпосылки для войны, это, по его мнению, само по себе не объясняло ее возникновения

В изданном в 1933 г. исследовании Г. Онкена "Германская империя и предыстория мировой войны" несмотря на известные "промахи, сверхнапряжение и поверхностные подходы", страна преследовала перед 1914 г. только мирные цели [11]. По мнению Онкена, именно державы Антанты вызвали мировую войну, чтобы подавить немецкую нацию. Согласно концепции Онкена, французская политика реванша, стремление Парижа к установлению границы по Рейну были одной из решающих причин возникновения войны. Подстрекательством к войне занималась и Британия, после того как ее внешнюю политику возглавил Грей, что привело к коренному повороту в англо-германских отношениях. Тарле отмечал, что "внешняя политика капитализма в обоих лагерях борющихся великих держав приняла окончательно наступательное обличье", после .чего на очередь дня встала роковая "проба сил". Неоспоримо мнение Писарева, что в Европе имелись более могущественные силы, вершившие ее судьбу, главными среди которых являлись Германия и Великобритания. "Именно позиция этих государств, борьба за мировое господство оказали влияние на возникновение всемирной катастрофы".

А.С. Ерусалимский. В статье "Легенды и правда о первой мировой войне" он, следуя ленинской теории империализма, объяснял возникновение мировой войны стремлением монополистического капитала к извлечению сверхприбылей

Великобритания

Не могла простить Германии поддержку буров в англо-бурскую войну 1899—1902 гг.

Не намеревалась отстранённо наблюдать за проникновением Германии в районы, которые считала «своими»: Восточную и Юго-Западную Африку.

Вела против Германии необъявленную экономическую и торговую войну.

Вела активные военно-морские приготовления на случай агрессивных действий со стороны Германии.

Из-за потенциальной немецкой угрозы отказалась от традиционной для страны политики «блестящей изоляции» и перешла к политике образования антигерманского блока государств.

Франция

Стремилась взять реванш за поражение, нанесенное ей Германией в франко-прусской войне 1870 года.

Намеревалась возвратить Эльзас и Лотарингию, отделенные от Франции в 1871 году.

Несла убытки на своих традиционных рынках сбыта в конкуренции с немецкими товарами.

Опасалась новой германской агрессии.

Любой ценой стремилась сохранить свои колонии, в частности Северную Африку.

Россия

Претендовала на свободный проход своего флота в Средиземном море, настаивала на ослаблении или пересмотре в свою пользу режима контроля над проливом Дарданеллы.

Расценивала строительство железной дороги Берлин-Багдад (1898 год) как недружественный со стороны Германии акт. При этом ссылалась на то, что это посягает на её права в Азии по англо-русскому соглашению 1907 года о распределении сфер влияния в этом регионе. Однако к началу Первой мировой эти разногласия с Германией были урегулированы потсдамским соглашением 1911 года.

Противодействовала германскому гегемонизму в Европе и австрийскому проникновению на Балканы.

Настаивала на исключительном праве протектората над всеми славянскими народами; поддерживала на Балканах антиавстрийские и антитурецкие настроения у сербов и болгар.

Германия

Стремилась к политическому и экономическому господству на Европейском континенте.

Включившись в борьбу за колонии только после 1871 года, претендовала на равные права в колониальных владениях Англии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Португалии. Проявляла особую активность в получении рынков.

Квалифицировала Антанту как соглашение, имевшее целью подорвать могущество Германии.

Желала приобретения новых территорий.

Военные действия

Германия, в соответствии с заранее разработанным планом ведения войны на два фронта (план Шлиффена), отправила основные силы на западный фронт, надеясь быстрым ударом разгромить Францию, а затем разделаться с Россией. 4 августа германские войска вторглись в нейтральные Бельгию и Люксембург. Перед своими наступающими частями немцы пустили кавалеристов под белыми флагами и с записками о том, что оккупация Бельгии носит «временный и вынужденный характер», а днем раньше кайзер отправил телеграмму королю Альберту, в которой уверял его в «дружеских чувствах». 16 августа после тяжелого боя пала крепость Льеж, 20 августа был занят Брюссель, а 24 августа взята крепость Намюр. 14—24 августа состоялось Пограничное сражение на французской границе — в Арденнах, а также у Шарлеруа и Монса. В сражении при Монсе англичане потеряли всего 1500 солдат, против 5000 немецких. Отточенная английская тактика (впоследствии немцы вспоминали о «невидимых стрелках и артиллеристах») говорила о том, что они были к этому готовы. Почти весь 1914 год немцы вели военные действия способами шаблонной линейной тактики, которая зародилась в начале Семилетней войны. Однако промышленность и инженерная мысль Германии была готова к войне затяжной (Фриц Габер изобрёл добычу аммиака из воздуха в 1909 году, а не будь этого, без чилийской селитры, Германия не смогла бы вести войну сколько-нибудь долго).

Тем не менее, франко-английские войска проиграли Пограничное сражение и под количественным напором немцев продолжали отступление. Однако германские войска не сумели добиться главной цели — окружения и разгрома французской армии. Немцы продолжали продвигаться вперёд, подойдя на расстояние 50 километров к Парижу. В сентябре 1914 года произошла первая битва на Марне, в которой французам удалось переломить ход боевых действий и отбросить немецкие войска на фронте от Вердена до Амьена на 50-100 километров назад, чему способствовала переброска нескольких германских корпусов с Западного фронта в Восточную Пруссию против вторгшихся туда русских армий. После этого произошёл так называемый «Бег к морю» — обе армии пытались окружить друг друга с фланга, что привело лишь к тому, что линия фронта упёрлась в берег Северного моря.

1915

С целью вывода Турции из войны англо-французские войска попытались провести операцию по захвату черноморских проливов и Стамбула. Высадив десант на Галлипольском полуострове (Дарданелльская операция) 19 февраля 1915 года, они в течение всего года безуспешно пытались сломить сопротивление турецких войск. Однако, понеся большие потери, страны Антанты в конце 1915 года были вынуждены эвакуировать свои войска в Грецию.

В конце 1915 года Германии и Австро-Венгрии, при поддержке вступившей в войну 14 октября Болгарии, удалось разбить Сербию и захватить всю её территорию. Чтобы противодействовать германо-австрийским войскам на Балканах Великобритания и Франция высадили десант в районе Салоник, создав Салоникский фронт, а итальянские войска высадились в Албании.

Вступление в войну Италии

С началом войны Италия осталась нейтральной. 3 августа 1914 года итальянский король сообщил Вильгельму II, что условия возникновения войны не соответствуют тем условиям в договоре о Тройственном союзе, при которых Италия должна вступить в войну. В тот же день итальянское правительство опубликовало декларацию о нейтралитете. Долгое время тянулись переговоры между Италией и центральными державами и странами Антанты. Наконец, 26 апреля 1915 года был заключён Лондонский пакт, по которому Италия обязалась в течение месяца объявить войну Австро-Венгрии, а также выступить против всех врагов Антанты. В качестве «платы за кровь» Италии был обещан ряд территорий. Англия предоставила Италии займ в 50 млн фунтов.

Тогда Германия добилась от Австро-Венгрии обещания передать Италии населенные итальянцами территории, если Италия сохранит нейтральность. Германский посол Бюлов сообщил об этом обещании лидеру итальянских нейтралистов Джолитти. Джолитти поддержало 320 из 508 депутатов итальянского парламента. Премьер-министр Саландра подал в отставку. Однако в этот момент сторонники войны во главе с социалистом Бенито Муссолини и Габриэле д’Аннунцио организовали демонстрации против парламента и «нейтралистов». Король не принял отставки Саландры, а Джолитти был вынужден покинуть Рим. 23 мая Италия объявила войну Австро-Венгрии.

Не добившись решительного успеха на Восточном фронте в кампании 1915 года, германское командование решило в 1916 году нанести основной удар на западе. 21 февраля 1916 германские войска начали наступательную операцию в районе крепости Верден, получившую название Битва при Вердене. После упорных боев с огромными потерями с обеих сторон немцам удалось продвинуться на 6—8 километров вперёд и взять некоторые из фортов крепости, но их наступление было остановлено. Эта битва продолжалась до 18 декабря 1916 года. Французы потеряли 350 тыс. человек, немцы — 600 тыс.. В ходе Верденского сражения впервые применялось новое оружие со стороны Германии — огнемёт. В небе под Верденом впервые в истории войн были отработаны принципы ведения боевых действий самолётов — на стороне войск Антанты сражалась американская эскадрилия Лафает. Немцы впервые начали применять самолёт-истребитель, в котором пулемёты стреляли сквозь вращающийся пропеллер, не повреждая его.Военная кампания 1916 года ознаменовалась важным событием. 31 мая — 1 июня произошло крупнейшее за всю войну Ютландское морское сражение.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55968. Шана Великому Кобзарю 73.5 KB
  Життя Тарасику дала Кріпачкамати вбита горем. Читання напамять вірша Якби ви знали паничіâ€ Інсценізація На сцену виходить Тарас і Оксана. Оксана Оце на хвильку забігла до тебе Тарасику. Не сумуй Тарасику.
55969. Шар. Площадь поверхности и объём шара 599 KB
  Цели урока: Образовательные цели: Ознакомить учащихся с фигурой шар сфера Показать как изображаются данные фигуры на плоскости Познакомить учащихся с формулами вычисления площади поверхности и объёма шара Развивающие цели: развитие исследовательских навыков учащихся умений анализировать полученные данные и делать выводы...
55970. Мовні шаради як спосіб активізації пізнавальної діяльності учнів на уроках української мови та в позакласній роботі 206 KB
  Так як людина реалізується в культурі думки, культурі праці й культурі мови, то важливим елементом виховання справжньої культурної людини є саме переконаність учителя в тому, що його учні уміють правильно говорити і писати, добирати мовно-виражальні засоби відповідно до мети та обставин спілкування.
55972. Щедрівки «Ой сивая та і зозулечка», «Щедрик, щедрик щедрівочка», «Засівальна». Украинские колядки и щедровки 38 KB
  Розширити знання учнів про традиції українського народу; удосконалювати навички виразного читання; розвивати творче мислення, увагу; виховувати любов до читання.
55973. Видатний поет Англії - Вільям Шекспір 430 KB
  William was the eldest son and third child in the family. Very little is known about his life, especially about his early years. For several years he went to school in Stratford. He studied there for six years and besides reading and writing he was taught Latin and Greek.