47016

Социальный прогноз

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Цели прогнозирования поисковые нормативные Методы прогнозирования: 1. постановка задач выделение состава диагностируемых ситуаций определение эталонных нормативных параметров ситуаций выбор методов диагностирования. В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления используются различные методы исследования как общенаучные так и частные. Требование к методу соц диагностики 1.

Русский

2013-11-27

45 KB

4 чел.

Прогноз – вероятные суждения о будущем с относительно высокой степенью достоверности

Специфика соц прогноза состоит в том что предвидение соц явлений, процессов и управлений тесно связано

Принципы прогнозирования:

1. Непрерывность – разработка прогнозов рассматривается как постоянный процесс

2. Сочетание перспективных и текущих прогнозов

3. Согласованность (сочетание соц прогноза с научно техническими средствами)

4. Многовареантность – необходимость наличия нескольких вариантов для адекватной оценке при выборе прогноза

Три этапа прогнозирования

1. Ретроспектива – изучение прошлого состояния процесса

2. Диагностика

3. Прогноз  - включение отлетных показателей и синтез единых прогнозов.

Схема соц прогноза

1. Масштабы прогноза

- глобальные

- структурные

- макро прогноз

- микро прогноз

2. периоды прогнозирования

- долгосрочные (5-10 лет)

-  среднесрочные (1-5 лет)

- краткосрочные (до 1 года)

- оперативные (до 1го месяца)

3. Цели прогнозирования

- поисковые

- нормативные

Методы прогнозирования:

1. Аналитический – изучение социальной системы в прошлом и экстрополяция полученного результата на будущее

2. Корреляционного анализа – количественная оценка явлений

3. Регресивного анализа

4. Аналогии

5. Экспертных оценок

6. Морфологического анализа

7. Мозгового штурма

8. Моделирования

Основными способами прогнозирования явл – экстраполяция, моделирование, экспертиза.

Экстраполяция представляет собой распространение выводов по одной части какого – либо явления на другую часть, на явление в целом и на будущее.

Социальной диагностике как технологии социальной работы отводится важное место.

Социальная диагностика – процесс научного выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно- психологическое, медико- биологическое и санитарно-экологическое состояние.

Социальные работники собирают информацию о клиентах, условиях их жизнедеятельности, окружающей среде, затем используют полученные результаты при разработке программ социальной помощи, выборе  приоритетов.

Социальная диагностика дает возможность получать достоверные знания об изучаемом объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии, включая и медицинские аспекты. Она позволяет изучать отношения индивида к социальным ценностям общества, к другим людям, группам, исследовать сущности социальных проблем, которые создают трудную жизненную ситуацию отдельным индивидам, группам, семьям.

Цели социальной диагностики:

- установление достоверности информации о клиенте и окружающей его среде

- прогнозирование возможных изменений и влияния на другие социальные объекты

- выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Соц диагностика должна решать след задачи

1. Выявление специфич свойства и особенности развития клиента

2. Выражение этой диагностики в колв и кач свойствах

3. описание особенностей клиента (когда это необходимо)

4. ранжирование свойств клиента

Этапы социальной диагностики:

1)предварительное ознакомление с объектом, предполагающее получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений и совершенствования.

2) общая диагностика, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования.

3) специальная диагностика по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей.

4) построение выводов, на основе которых делается заключение.

Проблемы, выявленные в ходе общей и специальной диагностики, составляют социальный диагноз. Полученные результаты могут корректироваться в совместной работе с практическими работниками. Определение диагноза – заключительный этап социальной диагностики, затем разрабатываются конкретные программы.

В социальной диагностике необходимо учитывать социальные(внешние) и биологические(внутренние) факторы. Задача социального работника состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с различных позиций.

Социальная диагностика затрагивает судьбы отдельных людей, семей, различных социальных групп, поэтому от социального работника требуются профессиональное мастерство и соблюдение определенных морально – этических принципов.

Принцип объективности.  Выводы должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не зависеть от субъективных мнений тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами. Лицо, осуществляющее исследование, не имеет права искажать действительность в чьих-либо интересах.

Принцип причинной обусловленности позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснять закономерности их возникновения и функционирования.

Принцип конфиденциальности- неразглашение результатов социального диагноза клиента без его согласия на это, или родителей, или лиц, заменяющих их (если объектом исследования был ребенок).

Принцип ненанесения ущерба. Результаты диагностики не должны быть использованы во вред человеку, подвергшемуся исследованию.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть достоверными и надежными.

Принцип эффективности. Социальный работник по итогам анализа не должен предлагать клиенту бесполезные рекомендации или такие, которые не принесут желательного или предсказуемого результата.

В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления используются различные методы исследования, как общенаучные, так и частные.

Требование к методу соц диагностики

1. определение проффесианолизма у соц работника

2. установление первичных знаний, умений, навыков, кот обладает соц работник и будет работать

3. практическая подготовка соц работника и его компетентность

4. поиск взаимопонимания

Требование предъявляемые к выбору метода

1. Метод должен быть доступен. Понятен и соц работнику и клиенту при минимальных творческих и физических усилиях необход для его проведения

2. метод должен быть наиб простым наимен трудоемким из тех что позвол получить требуемый результат

3. технология применения методов (инструкция должна быть простой и понятной)

4. постановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике

Для практической деятельности социальных работников можно рекомендовать три группы методов: сбор информации, ее обработку и анализ, определение приоритетов проблемы.

К 1 группе относ.: интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др.

Наблюдение – наиболее доступный и распространенный метод исследования. С его помощью изучаются внешние проявления поведения человека, а по ним уже составляется представление о нем. Эффективное наблюдение должно быть длительным, систематическим, разностороннем, объективным и массовым. Этот метод доступен и распространен, однако нужно отметить и его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны социальных явлений, при его использовании невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами. При наблюдении уделяют внимание голосу, выражению лица, глаз, мимике, жестам, улыбке, позе.

Беседа- вербальная коммуникация, позволяющая получать и корректировать информацию. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношение людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Это очень сложный и не всегда надежный метод. Он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу, что было не ясным при наблюдении или использовании иных методов. Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться. Ход беседы с согласия собеседника может записываться.

Разновидность беседы, ее новая модификация – интервьюирование. Оно предполагает публичное обсуждение. Исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности.

Анкетирование- метод сбора материала путем опроса. При составлении анкеты необходимо уточнить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.

Вопросник (опросник личностный) – совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая методика представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может согласиться или нет (да, нет, не знаю).

Метод экспертной оценки. Опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования.

Социометрия- метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных изменений. С его помощью измеряется степень дружественности отношений в малой группе.

Мониторинг- постоянное отслеживание информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

Методы тестирования – имеют широкое применение, бывают индивидуальные и групповые, вербальные и невербальные, общие и специальные.

Тест опросник – тщательно продуманные и проверенные вопросы. По ответам можно судить о психологических качествах испытуемого.

Тест – задание – оценка психологии и поведения человека по его действиям. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о степени развития или отсутствии у него изучаемого качества.

Биографический метод – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.

II группа методов :анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели.

III группа методов. С их помощью определяется степень важности проблем и срочность их решения. Существует ряд методов. Один из них- метод ранжирования альтернатив. Эксперт упорядочивает все варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу как наименее или наиболее предпочтительные. Это помогает сделать  окончательный выбор. Метод дерева- каждая большая цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной.

Правильное использование методов диагностики позволяет значительно повысить объективность , достоверность и эффективность данной процедуры.

Социальная диагностика одна из ведущих технологий в соц работе. Успех всей работы зависит от качества проведения диагностики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36257. Служба сопровождения пользователей, расширенная техническая поддержка, корпоративные проекты. Инструменты и средства службы технической поддержки. (Action Request System) 53 KB
  Инструменты и средства службы технической поддержки. Техническая поддержка спектр задач Чтобы обеспечить конечным пользователям наилучшее обслуживание и оптимально использовать ресурсы службы сопровождения используется трехуровневая модель организации службы поддержки пользователей. Возможны и другие алгоритмы организации технической поддержки. Как правило организация службы сопровождения изначально обусловлена производственной необходимостью а именно оказанием технической поддержки конечным пользователям.
36258. Интеллектуальные службы администрирования. Современные программные продукты крупных компьютерных сетей (Cfengine) 104 KB
  Знания о предметной области необходимые для работы ЭС определенным образом формализованы и представлены в памяти ЭВМ в виде базы знаний которая может изменяться и дополняться в процессе развития системы. Главным достоинством ЭС является возможность накопления знаний и сохранение их длительное время. При решении задач требующих обработки большого объема знаний возможность возникновения ошибки при переборе очень мала. Также возможно возникновение трудностей чисто психологического порядка: при создании базы знаний системы эксперт может...
36259. Обеспечение информационной безопасности. Система обнаружения атак RealSecure: назначение, компоненты, возможности 83.5 KB
  Система обнаружения атак RelSecure: назначение компоненты возможности. Система RelSecure Система обнаружения атак RelSecure разработана американской компанией Internet Security Systems Inc. Система RelSecure – это интеллектуальный анализатор пакетов с расширенной базой сигнатур атак который позволяет обнаруживать враждебную деятельность и распознавать атаки на узлы Вашей корпоративной сети. Система RelSecure построена по технологии анализа сетевых пакетов в реальном масштабе времени reltime pcket nlysis относится к...
36260. Аппаратно-программные платформы администрирования. Административная консоль Exchange. Средства мониторинга серверов и трассировки сообщений 92.5 KB
  Средства мониторинга серверов и трассировки сообщений. Внешний вид административной консоли сервера Exchnge Из утилиты администрирования возможно выполнение таких функций как: создание модификация и удаление объектов каталога; создание настройка и удаление коннекторов; настройка синхронизации каталогов и репликации общих папок; контроль за состоянием серверов путем создания и запуска мониторов; установка степени подробности диагностических сообщений; трассировка сообщений; экспорт и импорт объектов...
36261. Службы Windows. Назначение и управление службами. Журнал событий. Планировщик заданий 130 KB
  Отключено Авто или Вручную У службы есть три возможности запуска: Отключено Эта служба никогда не стартует. Вручную Эта служба не будет запущена автоматически но возможен её запуск через другую службу или программу. Оставьте тип запуска Вручную если Вы не подключены к локальной сети.Оставьте его запускаемым Вручную.
36262. Технологии сбора информации 250.5 KB
  Технологии сбора информации. Информационные процессы сбор обработка и передача информации всегда играли важную роль в науке технике и жизни общества. Сбор информации это деятельность субъекта в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте. Обмен информацией это процесс в ходе которого источник информации ее передает а получатель принимает.
36263. Хранение информации. Структура базовой информационной технологии 130 KB
  Хранение информации данных не является самостоятельной фазой в информационном процессе а входит в состав фазы обработки. Различают структурированные данные в которых отражаются отдельные факты предметной области это основная форма представления данных в СУБД и неструктурированные произвольные по форме включающие и тексты и графику и прочие данные. Эта форма представления данных широко используется например в Интернеттехнологиях а сами данные предоставляются пользователю в виде отклика поисковыми системами. Организация того или...
36264. Информационные технологии поиска информации 274.5 KB
  Информационные технологии поиска информации Поиск информации: основные понятия виды и формы организации Поиск информации или информационный поиск представляет один из основных информационных процессов. Цели возможности и характер поиска всегда зависели от наличия информации её важности и доступности а также средств организации поиска. Цель любого поиска заключается в потребности необходимости или желании находить различные виды информации способствующие получению лицом осуществляющим поиск нужных ему сведений знаний и т. Это...
36265. Интерфейсы ИПС. Особенности ИПС глобальных сетей. Поиск в Internet 142.5 KB
  Глобальные поисковые системы в отличие от локальных стремятся объять необъятное по возможности наиболее полно описать ресурсы всего информационного пространства сети Интернет. Следует отметить что поисковые системы WWW весьма оперативно индексируют группы новостей и содержат информацию о статьях реально существующих в сети. Локальные и глобальные сети Internet В зависимости от удаленности компьютеров сети условно разделяют на локальные и глобальные. Произвольная глобальная сеть может включать другие глобальные сети локальные сети а также...