47035

Проблема предметной деятельности и ее развития в развития в раннем детстве

Доклад

Педагогика и дидактика

Основное противоречие возраста: способ действия с предметом образец действия принадлежит взрослому а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Ведущий тип деятельности: предметная деятельность направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Цель возникает только в результате осуществления самого предметного действия. только после того как ребенок выпьет из чашки воду у него возникает цель пить из чашки воду Структура предметного действия: Действие состоит из ориентировочной и...

Русский

2013-11-27

47 KB

12 чел.

72. Проблема предметной деятельности и ее развития в развития в раннем детстве.

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком.

Содержание этой совместной деятельности - усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром.

В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. К. Левин даже говорил о фетишизации предмета в раннем детстве: ребенок все время смотрит на этот предмет.

Основное противоречие возраста: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие.

Ведущий тип деятельности: предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.

Общение становится формой организации предметной деятельности. Общение становится речевым.

Д.Б. Эльконин:

ребенок сам никогда не в состоянии открыть общественной сущности, функции и способа употребления предметов (в отличие от орудий, в которых их функция и цель заложена логически).

Цель возникает только в результате осуществления самого предметного действия. (только после того, как ребенок выпьет из чашки воду, у него возникает цель - пить из чашки воду)

Структура предметного действия:

  •  Действие состоит из ориентировочной и исполнительной части.
  •  Оно всегда контролируется и оценивается.
  •  У него есть цель.
  •  Действие всегда выполняется ради другого человека, в этом состоит его смысл.

В совместном предметном действии ребенка и взрослого первоначально все слито. Постепенное расчленение действия происходит в ходе развития. На основе предметного действия формируются все психические процессы.

Ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности, но его диапазон возможностей ограничен. Способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в предметной деятельности.  Мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления.

Четыре основных постулата:

  •  Ребенок самостоятельно не в состоянии открыть общественной сущности, функции, способа употребления предметов.
  •  Ребенок сам не может понять для чего служит та или иная вещь.
  •  Отличие орудийной деятельности заключается в том, что ребенок должен понимать что делать с орудием. В противном случае с ним не может быть осуществлена общественная функция, которая в нем заложена.
  •  В орудии в скрытом виде заключена цель, ради которой оно должно быть употреблено. Только после использования предмета правильно у ребенка возникает цель – использовать его именно так.

Схема развития предметного действия в раннем возрасте:

            Ребенок --------      ПРЕДМЕТ      ------- Взрослый

Линия ориентации самого ребенка в свойствах действия и ситуации

Линия развития от совместного выполнения действия к самостоятельному

I

а) неспецифическое употребление орудий

б) попытки специфического использования орудий при отсутствии сформированного способа его применения

в) владение специфическим способом употребления орудия

I

а) совместное действие

б) частично-совместное действие или совместно-разделенное действие

в) выполнение действия на основе показа

г) словесное указание

II перенос действия:

а) с одного предмета на другой

б) из одной ситуации в другую

              Образы  действия на стороне ребенка                        Образцы действия на стороне взрослого

                                                          Изменение социальной ситуации развития

                                    Ребенок --------      Предмет      ------- ВЗРОСЛЫЙ

Первая линия развития: от совместности к самостоятельности. На первых этапах развития предметного действия освоение общественных функций предмета и тех целей, которые могут быть достигнуты при определенном общественно установленном способе употребления предмета, возможно только в ходе совместной деятельности. Взрослый берет ручонки ребенка и производит ими действия. И ориентация, и исполнение, и оценка действия находятся на стороне взрослого. Затем возникает частичное или совместно-разделенное действие. Взрослый только начинает действие, а ребенок заканчивает его. Как только появляется разделенное действие, можно говорить, что цель предметного действия выявилась: ребенок знает, что произойдет в результате выполнения действия. Далее возникает возможность исполнения действия на основе показа. Взрослый оторвал ориентировочную часть действия от исполнительной и хочет, чтобы ребенок тоже сделал это. Дальше следует речевое указание, и все действие ребенок выполняет самостоятельно. По этой линии развития взрослый впервые выступает для ребенка как носитель образцов человеческих действий, он больше не "закрыт" для ребенка предметом, как это было в начале возраста.

Вторая линия развития предметных действий - линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ним у самого ребенка. К концу первого года жизни у ребенка формируются функциональные действия, когда он употребляет орудия, ориентируясь на физические свойства предмета,  в этом возрасте имеет место неспецифическое использование предмета. Затем наблюдаются попытки специфического использования предметов при отсутствии сформированного способа его применения. Наконец, ребенок овладевает человеческим способом употребления орудия.

Ребенок начинает употреблять действие в неадекватной ситуации. Можно наблюдать два типа переноса:

1.перенос действия с одного предмета на другой, функционально тождественный. Например, ребенок научился пить из чашки, а затем пьет из стаканчика, из кружки и т.п. На основании такого переноса происходит обобщение функции.

2.перенос действия по ситуации. Научившись пользоваться ботиночками, ребенок натягивает их на мячик, на ножку стула и т.п. Здесь ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях. Благодаря этим двум переносам возможен отрыв действия от предмета, отрыв действия от ситуации и, более того, отрыв действия от самого себя.

Отрыв действия от объекта, отрыв действия от ситуации, отрыв действия от самого ребенка ведет к схематизации действия, его обобщению. У ребенка складывается образ собственного действия.

В овладении предметными действиями наряду с орудиями значительную функцию выполняют игрушки. Игрушка - это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. По отношению к игрушкам нет жесткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребенку способ действия с ними. Игрушки полифункциональны, с ними можно делать все что угодно. Из-за этих свойств игрушки ориентировочная сторона действия отделяется от исполнительной. Благодаря действию с игрушкой в ориентацию включается и ситуация. В результате происходит дальнейшая схематизация действия.

         Ребенок начинает сравнивать свое действие с действиями взрослого человека, он начинает узнавать в своем действии действия взрослого и впервые начинает называть себя именем взрослого: "Петя-папа". Таким образом, перенос действия способствует отделению ребенка от взрослого, сравнению себя с ним, отождествлению себя с взрослым. Социальная ситуация, таким образом, начинает меняться, теперь ее можно представить так: ребенок - предмет - ВЗРОСЛЫЙ. Это возможно только в результате микроизменений предметного действия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48492. Иные права на земельные участки 208 KB
  К обязательственным правам на земельные участки относятся те права которые приобретаются в результате сделок: договора аренды земельного участка договора ренты и пожизненного содержания с иждивением договора безвозмездного срочного пользования договора доверительного управления договора залога ипотеки. Основания для регистрации: акт предоставления земельного участка; свидетельство о праве гражданина на данный земельный участок; выписка из похозяйственной книги. Переоформление земельного участка Заявление подается в исполнительный...
48493. Информационная безопасность, курс лекций 318.5 KB
  Основы информационной безопасности государства региона предприятия учреждения и отдельных граждан а также потенциальных угроз информационной безопасности; ядро курса составляют теория защиты информации и системный анализ; оценка знаний и умений студентов проводится с помощью зачета в конце курса изучения дисциплины. Для изучения курса студент должен знать: политическое положение России в современных геополитических условиях; задачи и...
48494. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА ГОСУДАРСВА И ПРАВА 46.5 KB
  Историография истории отечественного государства и права. Место истории отечественного государства и права в системе юридических и гуманитарных дисциплин. Значение истории отечественного государства и права в современный период.
48495. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ 69 KB
  Значение учебной дисциплины Конституционное право Российской Федерации для изучения других правовых дисциплин. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г. Необходимость принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Понятие основ конституционного строя.
48496. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 80 KB
  Особенности конституционно-правовых школ США Великобритании Франции ФРГ Италии и Индии. Конституции писаные США Индия Франция Италия Мексика Япония и неписаные Великобритания Новая Зеландия жесткие США Франция Япония Индия и гибкие Великобритания Новая Зеландия. Общие черты и особенности президентских республик США Мексика. Общие черты и основные особенности положения органов власти и управления субъектов Федерации в США ФРГ и Индии.
48498. КРИМИНОЛОГИЯ 172 KB
  Криминология изучает преступность виды преступности преступления; их причины иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. Предмет это закономерности: преступности во всех ее проявлениях детерминации и причинности преступности подверженности преступности различным воздействиям. Преступность в различных ее проявлениях включает: преступление или индивидуальное преступное поведение; отдельные виды преступности выделяемые по объекту посягательств...
48499. Курс молодого избирателя 128.5 KB
  И в первую очередь с помощью продвижения идей местного самоуправления в среде старшеклассников. Идея формирование опыта самоуправления деятельности человека. Основное предназначение ученического самоуправления удовлетворять потребности учащихся направленные прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов участие в решении реальных проблем школы. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе в обучении их управлять собой...
48500. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 329 KB
  Стратегический маркетинг представляет собой постоянный и систематический анализ потребностей рынка выводящий на разработку эффективных товаров предназначенных для конкретных групп покупателей и обладающих особыми свойствами отличающими их от товаровконкурентов и таким образом создающими изготовителю устойчивое конкурентное преимущество. Роль стратегического маркетинга прослеживать эволюцию заданного рынка и выявлять различные существующие либо потенциальные рынки или их сегменты на основе анализа потребностей нуждающихся в...