47035

Проблема предметной деятельности и ее развития в развития в раннем детстве

Доклад

Педагогика и дидактика

Основное противоречие возраста: способ действия с предметом образец действия принадлежит взрослому а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Ведущий тип деятельности: предметная деятельность направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Цель возникает только в результате осуществления самого предметного действия. только после того как ребенок выпьет из чашки воду у него возникает цель пить из чашки воду Структура предметного действия: Действие состоит из ориентировочной и...

Русский

2013-11-27

47 KB

12 чел.

72. Проблема предметной деятельности и ее развития в развития в раннем детстве.

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком.

Содержание этой совместной деятельности - усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром.

В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. К. Левин даже говорил о фетишизации предмета в раннем детстве: ребенок все время смотрит на этот предмет.

Основное противоречие возраста: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие.

Ведущий тип деятельности: предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.

Общение становится формой организации предметной деятельности. Общение становится речевым.

Д.Б. Эльконин:

ребенок сам никогда не в состоянии открыть общественной сущности, функции и способа употребления предметов (в отличие от орудий, в которых их функция и цель заложена логически).

Цель возникает только в результате осуществления самого предметного действия. (только после того, как ребенок выпьет из чашки воду, у него возникает цель - пить из чашки воду)

Структура предметного действия:

  •  Действие состоит из ориентировочной и исполнительной части.
  •  Оно всегда контролируется и оценивается.
  •  У него есть цель.
  •  Действие всегда выполняется ради другого человека, в этом состоит его смысл.

В совместном предметном действии ребенка и взрослого первоначально все слито. Постепенное расчленение действия происходит в ходе развития. На основе предметного действия формируются все психические процессы.

Ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности, но его диапазон возможностей ограничен. Способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в предметной деятельности.  Мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления.

Четыре основных постулата:

  •  Ребенок самостоятельно не в состоянии открыть общественной сущности, функции, способа употребления предметов.
  •  Ребенок сам не может понять для чего служит та или иная вещь.
  •  Отличие орудийной деятельности заключается в том, что ребенок должен понимать что делать с орудием. В противном случае с ним не может быть осуществлена общественная функция, которая в нем заложена.
  •  В орудии в скрытом виде заключена цель, ради которой оно должно быть употреблено. Только после использования предмета правильно у ребенка возникает цель – использовать его именно так.

Схема развития предметного действия в раннем возрасте:

            Ребенок --------      ПРЕДМЕТ      ------- Взрослый

Линия ориентации самого ребенка в свойствах действия и ситуации

Линия развития от совместного выполнения действия к самостоятельному

I

а) неспецифическое употребление орудий

б) попытки специфического использования орудий при отсутствии сформированного способа его применения

в) владение специфическим способом употребления орудия

I

а) совместное действие

б) частично-совместное действие или совместно-разделенное действие

в) выполнение действия на основе показа

г) словесное указание

II перенос действия:

а) с одного предмета на другой

б) из одной ситуации в другую

              Образы  действия на стороне ребенка                        Образцы действия на стороне взрослого

                                                          Изменение социальной ситуации развития

                                    Ребенок --------      Предмет      ------- ВЗРОСЛЫЙ

Первая линия развития: от совместности к самостоятельности. На первых этапах развития предметного действия освоение общественных функций предмета и тех целей, которые могут быть достигнуты при определенном общественно установленном способе употребления предмета, возможно только в ходе совместной деятельности. Взрослый берет ручонки ребенка и производит ими действия. И ориентация, и исполнение, и оценка действия находятся на стороне взрослого. Затем возникает частичное или совместно-разделенное действие. Взрослый только начинает действие, а ребенок заканчивает его. Как только появляется разделенное действие, можно говорить, что цель предметного действия выявилась: ребенок знает, что произойдет в результате выполнения действия. Далее возникает возможность исполнения действия на основе показа. Взрослый оторвал ориентировочную часть действия от исполнительной и хочет, чтобы ребенок тоже сделал это. Дальше следует речевое указание, и все действие ребенок выполняет самостоятельно. По этой линии развития взрослый впервые выступает для ребенка как носитель образцов человеческих действий, он больше не "закрыт" для ребенка предметом, как это было в начале возраста.

Вторая линия развития предметных действий - линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ним у самого ребенка. К концу первого года жизни у ребенка формируются функциональные действия, когда он употребляет орудия, ориентируясь на физические свойства предмета,  в этом возрасте имеет место неспецифическое использование предмета. Затем наблюдаются попытки специфического использования предметов при отсутствии сформированного способа его применения. Наконец, ребенок овладевает человеческим способом употребления орудия.

Ребенок начинает употреблять действие в неадекватной ситуации. Можно наблюдать два типа переноса:

1.перенос действия с одного предмета на другой, функционально тождественный. Например, ребенок научился пить из чашки, а затем пьет из стаканчика, из кружки и т.п. На основании такого переноса происходит обобщение функции.

2.перенос действия по ситуации. Научившись пользоваться ботиночками, ребенок натягивает их на мячик, на ножку стула и т.п. Здесь ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях. Благодаря этим двум переносам возможен отрыв действия от предмета, отрыв действия от ситуации и, более того, отрыв действия от самого себя.

Отрыв действия от объекта, отрыв действия от ситуации, отрыв действия от самого ребенка ведет к схематизации действия, его обобщению. У ребенка складывается образ собственного действия.

В овладении предметными действиями наряду с орудиями значительную функцию выполняют игрушки. Игрушка - это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. По отношению к игрушкам нет жесткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребенку способ действия с ними. Игрушки полифункциональны, с ними можно делать все что угодно. Из-за этих свойств игрушки ориентировочная сторона действия отделяется от исполнительной. Благодаря действию с игрушкой в ориентацию включается и ситуация. В результате происходит дальнейшая схематизация действия.

         Ребенок начинает сравнивать свое действие с действиями взрослого человека, он начинает узнавать в своем действии действия взрослого и впервые начинает называть себя именем взрослого: "Петя-папа". Таким образом, перенос действия способствует отделению ребенка от взрослого, сравнению себя с ним, отождествлению себя с взрослым. Социальная ситуация, таким образом, начинает меняться, теперь ее можно представить так: ребенок - предмет - ВЗРОСЛЫЙ. Это возможно только в результате микроизменений предметного действия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33471. Форми співучасті 29 KB
  У такому разі говорять про просту і про складну співучасть: 1 проста співучасть співвиконавство співвинність має місце там де всі співучасники є виконавцями злочину і отже всі вони виконують однорідну роль. Але з погляду форми співучасті їх ролі однорідні всі вони безпосередньо виконують дії описані в диспозиції статті Особливої частини КК як ознаки об'єктивної сторони конкретного складу злочину в даному випадку розбою; 2 складна співучасть співучасть з розподілом ролей виявляється в тому що співучасники виконують різнорідні...
33472. Законодавство 29 KB
  Статті Загальної частини КК містять норми що встановлюють принципи та загальні положення кримінального права; чинність кримінального закону в просторі та часі; визначають поняття злочину; стадії вчинення злочину; ознаки суб’єкта злочину; зміст вини; співучасть у вчиненні злочинів; види множини злочинів; обставини що виключають злочинність діяння; підстави звільнення від кримінальної відповідальності від покарання та його відбування; загальні засади призначення покарання. Загальна і Особлива частини КК взаємозв’язані між собою і складають...
33473. Амністія 28 KB
  Тому акт амністії може полягати у звільненні від покарання основного і додаткового скороченні строку покарання звільненні від додаткового покарання. Помилування акт глави держави за яким певна особа чи кілька осіб повністю або частково звільняється від покарання або до неї застосовується більш м'яке покарання або ж з особи знімається судимість. 87; б повного або часткового звільнення від відбування як основного так і додаткового покарання; в заміни покарання або його невідбутої частини більш м'яким покаранням; г зняття...
33474. Види покарань, які застосовуються до неповнолітніх і особливості їх призначення 32 KB
  98 це такі основні види покарання: 1 штраф; 2 громадські роботи; 3 виправні роботи; 4 арешт; 5 позбавлення волі на певний строк. Крім того значно меншими є строки цих покарань: громадські.роботи можуть бути призначені на строк від тридцяти до ста двадцяти годин і тривалість їх не може перевищувати двох годин на день; строк виправних робіт встановлений від двох місяців до одного року при цьому відрахування в прибуток держави призначаються судом у розмірі від п'яти до десяти відсотків. 101 арешт полягає у триманні неповнолітнього в...
33475. Співучасники в злочині можуть виконувати різні ролі 31.5 KB
  Виконавцем (співвиконавцем) вважається особа, яка у співучасті з іншими субєктами злочину безпосередньо чи шляхом використання інших осіб
33476. Вина 46 KB
  Форми вини — це зазначені в кримінальному законі сполучення певних ознак свідомості і волі особи, що вчиняє суспільно небезпечне діяння
33477. Виправні роботи 26 KB
  57 КК застосовуються до особи за місцем роботи на строк визначений за вироком суду з відрахуванням у доход держави відповідного відсотка її заробітку. Виправні роботи призначаються на строк від шести місяців до двох років і обов'язково супроводжуються відрахуванням із суми заробітку засудженого у доход держави в розмірі встановленому вироком суду в межах від десяти до двадцяти відсотків заробітку засудженого. Виправні роботи це покарання яке широко застосовується на практиці.
33478. Громадські роботи 24.5 KB
  56 КК полягають у виконанні засудженим у вільний від роботи чи навчання час безоплатних суспільне корисних робіт вид яких визначають органи місцевого самоврядування. Громадські роботи встановлюються на строк від шістдесяти до двохсот сорока годин і відбуваються не більш як чотири години на день.
33479. Звільнення від кримінальної відповідальності 26 KB
  Перебіг давності переривається в разі ухилення особи від органу досудового розслідування або суду або в разі вчинення іншого злочину середньої тяжкості тяжкого чи особливо тяжкого. Давність не застосовується в разі вчинення таких злочинів: ст.