47035

Проблема предметной деятельности и ее развития в развития в раннем детстве

Доклад

Педагогика и дидактика

Основное противоречие возраста: способ действия с предметом образец действия принадлежит взрослому а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Ведущий тип деятельности: предметная деятельность направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Цель возникает только в результате осуществления самого предметного действия. только после того как ребенок выпьет из чашки воду у него возникает цель пить из чашки воду Структура предметного действия: Действие состоит из ориентировочной и...

Русский

2013-11-27

47 KB

21 чел.

72. Проблема предметной деятельности и ее развития в развития в раннем детстве.

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком.

Содержание этой совместной деятельности - усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром.

В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. К. Левин даже говорил о фетишизации предмета в раннем детстве: ребенок все время смотрит на этот предмет.

Основное противоречие возраста: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие.

Ведущий тип деятельности: предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.

Общение становится формой организации предметной деятельности. Общение становится речевым.

Д.Б. Эльконин:

ребенок сам никогда не в состоянии открыть общественной сущности, функции и способа употребления предметов (в отличие от орудий, в которых их функция и цель заложена логически).

Цель возникает только в результате осуществления самого предметного действия. (только после того, как ребенок выпьет из чашки воду, у него возникает цель - пить из чашки воду)

Структура предметного действия:

  •  Действие состоит из ориентировочной и исполнительной части.
  •  Оно всегда контролируется и оценивается.
  •  У него есть цель.
  •  Действие всегда выполняется ради другого человека, в этом состоит его смысл.

В совместном предметном действии ребенка и взрослого первоначально все слито. Постепенное расчленение действия происходит в ходе развития. На основе предметного действия формируются все психические процессы.

Ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности, но его диапазон возможностей ограничен. Способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в предметной деятельности.  Мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления.

Четыре основных постулата:

  •  Ребенок самостоятельно не в состоянии открыть общественной сущности, функции, способа употребления предметов.
  •  Ребенок сам не может понять для чего служит та или иная вещь.
  •  Отличие орудийной деятельности заключается в том, что ребенок должен понимать что делать с орудием. В противном случае с ним не может быть осуществлена общественная функция, которая в нем заложена.
  •  В орудии в скрытом виде заключена цель, ради которой оно должно быть употреблено. Только после использования предмета правильно у ребенка возникает цель – использовать его именно так.

Схема развития предметного действия в раннем возрасте:

            Ребенок --------      ПРЕДМЕТ      ------- Взрослый

Линия ориентации самого ребенка в свойствах действия и ситуации

Линия развития от совместного выполнения действия к самостоятельному

I

а) неспецифическое употребление орудий

б) попытки специфического использования орудий при отсутствии сформированного способа его применения

в) владение специфическим способом употребления орудия

I

а) совместное действие

б) частично-совместное действие или совместно-разделенное действие

в) выполнение действия на основе показа

г) словесное указание

II перенос действия:

а) с одного предмета на другой

б) из одной ситуации в другую

              Образы  действия на стороне ребенка                        Образцы действия на стороне взрослого

                                                          Изменение социальной ситуации развития

                                    Ребенок --------      Предмет      ------- ВЗРОСЛЫЙ

Первая линия развития: от совместности к самостоятельности. На первых этапах развития предметного действия освоение общественных функций предмета и тех целей, которые могут быть достигнуты при определенном общественно установленном способе употребления предмета, возможно только в ходе совместной деятельности. Взрослый берет ручонки ребенка и производит ими действия. И ориентация, и исполнение, и оценка действия находятся на стороне взрослого. Затем возникает частичное или совместно-разделенное действие. Взрослый только начинает действие, а ребенок заканчивает его. Как только появляется разделенное действие, можно говорить, что цель предметного действия выявилась: ребенок знает, что произойдет в результате выполнения действия. Далее возникает возможность исполнения действия на основе показа. Взрослый оторвал ориентировочную часть действия от исполнительной и хочет, чтобы ребенок тоже сделал это. Дальше следует речевое указание, и все действие ребенок выполняет самостоятельно. По этой линии развития взрослый впервые выступает для ребенка как носитель образцов человеческих действий, он больше не "закрыт" для ребенка предметом, как это было в начале возраста.

Вторая линия развития предметных действий - линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ним у самого ребенка. К концу первого года жизни у ребенка формируются функциональные действия, когда он употребляет орудия, ориентируясь на физические свойства предмета,  в этом возрасте имеет место неспецифическое использование предмета. Затем наблюдаются попытки специфического использования предметов при отсутствии сформированного способа его применения. Наконец, ребенок овладевает человеческим способом употребления орудия.

Ребенок начинает употреблять действие в неадекватной ситуации. Можно наблюдать два типа переноса:

1.перенос действия с одного предмета на другой, функционально тождественный. Например, ребенок научился пить из чашки, а затем пьет из стаканчика, из кружки и т.п. На основании такого переноса происходит обобщение функции.

2.перенос действия по ситуации. Научившись пользоваться ботиночками, ребенок натягивает их на мячик, на ножку стула и т.п. Здесь ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях. Благодаря этим двум переносам возможен отрыв действия от предмета, отрыв действия от ситуации и, более того, отрыв действия от самого себя.

Отрыв действия от объекта, отрыв действия от ситуации, отрыв действия от самого ребенка ведет к схематизации действия, его обобщению. У ребенка складывается образ собственного действия.

В овладении предметными действиями наряду с орудиями значительную функцию выполняют игрушки. Игрушка - это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. По отношению к игрушкам нет жесткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребенку способ действия с ними. Игрушки полифункциональны, с ними можно делать все что угодно. Из-за этих свойств игрушки ориентировочная сторона действия отделяется от исполнительной. Благодаря действию с игрушкой в ориентацию включается и ситуация. В результате происходит дальнейшая схематизация действия.

         Ребенок начинает сравнивать свое действие с действиями взрослого человека, он начинает узнавать в своем действии действия взрослого и впервые начинает называть себя именем взрослого: "Петя-папа". Таким образом, перенос действия способствует отделению ребенка от взрослого, сравнению себя с ним, отождествлению себя с взрослым. Социальная ситуация, таким образом, начинает меняться, теперь ее можно представить так: ребенок - предмет - ВЗРОСЛЫЙ. Это возможно только в результате микроизменений предметного действия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83113. В.Струтинський «Казка про хлопчика Абихто». М.Сингаївський «Дощ із краплі починається» 203.5 KB
  Вітання: пошлемо одне одному добрі думки і добрі відчуття посміхніться один одному. Мотивація навчальна діяльності Слайд 4 Вчитель: А я дарую вам маленькі серця із побажаннями діти вибирають різнокольорові 4 кольори серця і зачитують побажання Приємно тебе бачити у тебе гарна посмішка...
83114. Цікаві «підказки» братів наших менших 108.5 KB
  Правила за якими будемо працювати на уроці: слайд про правила роботи в групах поважати думку кожного; говорити по черзі. Вправи на вдосконалення читацьких навичок Одним із важливих винаходів яким зараз дуже поширено користується людство є Загадка про метро Дві змії в землі лежать Табуни по них біжать...
83115. Додавання виду 37+6. Розв’язування простих та складених задач 139.5 KB
  Мета уроку. Ознайомити учнів з прийомом усного додавання з перехо дом через розряд, коли в одному з доданків відсутні де сятки. Удосконалювати вміння розв’язувати прості та складені задачі; знаходити числові значення буквених виразів. Розвивати навички усного рахунку.
83116. УКРАЇНСЬКІ ПИСЬМЕННИКИ ДІТЯМ 112.5 KB
  Поширити знання учнів про життя і творчість українських письменників які писали для дітей. А хто створює книги Ми можемо уявити своє життя без книги Чому Відповіді дітей Книга має величезне значення в житті людини. І сьогодні ми поведемо розмову про письменників України які писали для дітей.
83117. Як тварини готуються до зими? Комахи восени 141.5 KB
  Мета: встановлювати причинно-наслідкові звязки між змінами в неживій природі в житті рослин та тварин восени; формувати уявлення про комах про їхню поведінку восени; співставляти відповідність між зображенням комахи і способом в який вона готується до зими; збагачувати словник дітей новими словами...
83118. ПКРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 1.01 MB
  Цели урока: Формировать представление о процессах испарения конденсации замерзания и таяния воды о связи с сезонными изменениями в природе. Базовые понятия на уроке: вещество газообразное состояние твёрдое состояние круговорот воды конденсация испарение гипотеза.
83119. Человек. Виды деятельности. Одежда 111 KB
  Задачи урока: образовательная: научить использовать активную лексику урока в речи актуализировать знания по теме Одежда цвета профессии; Развивающая: развивать память внимание воображение учащихся; Практическая: практика речи письма визуального восприятия материала;...
83120. Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках 58.5 KB
  Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном развивать умения распознавать имена прилагательные в русском и английском языках определять род и число прилагательного в русском языке и невозможность определения категории числа в английском.
83121. Путешествие с Планетой. Мой дом – моя Родина 549.5 KB
  Основные понятия и термины урока: Планета Земля вселенная планеты солнечной системы Родина страна столица мой город компас горизонт карта план местности экология экологические проблемы. Кто пришел к нам в гости Правильно к нам в гости пришла Планета Земля. Планета Земля подготовила для вас вопросы и задания.