47035

Проблема предметной деятельности и ее развития в развития в раннем детстве

Доклад

Педагогика и дидактика

Основное противоречие возраста: способ действия с предметом образец действия принадлежит взрослому а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Ведущий тип деятельности: предметная деятельность направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Цель возникает только в результате осуществления самого предметного действия. только после того как ребенок выпьет из чашки воду у него возникает цель пить из чашки воду Структура предметного действия: Действие состоит из ориентировочной и...

Русский

2013-11-27

47 KB

12 чел.

72. Проблема предметной деятельности и ее развития в развития в раннем детстве.

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком.

Содержание этой совместной деятельности - усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром.

В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. К. Левин даже говорил о фетишизации предмета в раннем детстве: ребенок все время смотрит на этот предмет.

Основное противоречие возраста: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие.

Ведущий тип деятельности: предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.

Общение становится формой организации предметной деятельности. Общение становится речевым.

Д.Б. Эльконин:

ребенок сам никогда не в состоянии открыть общественной сущности, функции и способа употребления предметов (в отличие от орудий, в которых их функция и цель заложена логически).

Цель возникает только в результате осуществления самого предметного действия. (только после того, как ребенок выпьет из чашки воду, у него возникает цель - пить из чашки воду)

Структура предметного действия:

  •  Действие состоит из ориентировочной и исполнительной части.
  •  Оно всегда контролируется и оценивается.
  •  У него есть цель.
  •  Действие всегда выполняется ради другого человека, в этом состоит его смысл.

В совместном предметном действии ребенка и взрослого первоначально все слито. Постепенное расчленение действия происходит в ходе развития. На основе предметного действия формируются все психические процессы.

Ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности, но его диапазон возможностей ограничен. Способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в предметной деятельности.  Мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления.

Четыре основных постулата:

  •  Ребенок самостоятельно не в состоянии открыть общественной сущности, функции, способа употребления предметов.
  •  Ребенок сам не может понять для чего служит та или иная вещь.
  •  Отличие орудийной деятельности заключается в том, что ребенок должен понимать что делать с орудием. В противном случае с ним не может быть осуществлена общественная функция, которая в нем заложена.
  •  В орудии в скрытом виде заключена цель, ради которой оно должно быть употреблено. Только после использования предмета правильно у ребенка возникает цель – использовать его именно так.

Схема развития предметного действия в раннем возрасте:

            Ребенок --------      ПРЕДМЕТ      ------- Взрослый

Линия ориентации самого ребенка в свойствах действия и ситуации

Линия развития от совместного выполнения действия к самостоятельному

I

а) неспецифическое употребление орудий

б) попытки специфического использования орудий при отсутствии сформированного способа его применения

в) владение специфическим способом употребления орудия

I

а) совместное действие

б) частично-совместное действие или совместно-разделенное действие

в) выполнение действия на основе показа

г) словесное указание

II перенос действия:

а) с одного предмета на другой

б) из одной ситуации в другую

              Образы  действия на стороне ребенка                        Образцы действия на стороне взрослого

                                                          Изменение социальной ситуации развития

                                    Ребенок --------      Предмет      ------- ВЗРОСЛЫЙ

Первая линия развития: от совместности к самостоятельности. На первых этапах развития предметного действия освоение общественных функций предмета и тех целей, которые могут быть достигнуты при определенном общественно установленном способе употребления предмета, возможно только в ходе совместной деятельности. Взрослый берет ручонки ребенка и производит ими действия. И ориентация, и исполнение, и оценка действия находятся на стороне взрослого. Затем возникает частичное или совместно-разделенное действие. Взрослый только начинает действие, а ребенок заканчивает его. Как только появляется разделенное действие, можно говорить, что цель предметного действия выявилась: ребенок знает, что произойдет в результате выполнения действия. Далее возникает возможность исполнения действия на основе показа. Взрослый оторвал ориентировочную часть действия от исполнительной и хочет, чтобы ребенок тоже сделал это. Дальше следует речевое указание, и все действие ребенок выполняет самостоятельно. По этой линии развития взрослый впервые выступает для ребенка как носитель образцов человеческих действий, он больше не "закрыт" для ребенка предметом, как это было в начале возраста.

Вторая линия развития предметных действий - линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ним у самого ребенка. К концу первого года жизни у ребенка формируются функциональные действия, когда он употребляет орудия, ориентируясь на физические свойства предмета,  в этом возрасте имеет место неспецифическое использование предмета. Затем наблюдаются попытки специфического использования предметов при отсутствии сформированного способа его применения. Наконец, ребенок овладевает человеческим способом употребления орудия.

Ребенок начинает употреблять действие в неадекватной ситуации. Можно наблюдать два типа переноса:

1.перенос действия с одного предмета на другой, функционально тождественный. Например, ребенок научился пить из чашки, а затем пьет из стаканчика, из кружки и т.п. На основании такого переноса происходит обобщение функции.

2.перенос действия по ситуации. Научившись пользоваться ботиночками, ребенок натягивает их на мячик, на ножку стула и т.п. Здесь ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях. Благодаря этим двум переносам возможен отрыв действия от предмета, отрыв действия от ситуации и, более того, отрыв действия от самого себя.

Отрыв действия от объекта, отрыв действия от ситуации, отрыв действия от самого ребенка ведет к схематизации действия, его обобщению. У ребенка складывается образ собственного действия.

В овладении предметными действиями наряду с орудиями значительную функцию выполняют игрушки. Игрушка - это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. По отношению к игрушкам нет жесткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребенку способ действия с ними. Игрушки полифункциональны, с ними можно делать все что угодно. Из-за этих свойств игрушки ориентировочная сторона действия отделяется от исполнительной. Благодаря действию с игрушкой в ориентацию включается и ситуация. В результате происходит дальнейшая схематизация действия.

         Ребенок начинает сравнивать свое действие с действиями взрослого человека, он начинает узнавать в своем действии действия взрослого и впервые начинает называть себя именем взрослого: "Петя-папа". Таким образом, перенос действия способствует отделению ребенка от взрослого, сравнению себя с ним, отождествлению себя с взрослым. Социальная ситуация, таким образом, начинает меняться, теперь ее можно представить так: ребенок - предмет - ВЗРОСЛЫЙ. Это возможно только в результате микроизменений предметного действия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65728. ЗАЛЕЖНІСТЬ ФІЗИЧНИХ ВЛАСТИВОСТЕЙ НУКЛЕОТИДІВ І ПРОМОТОРІВ ВІД ЇХНІХ ФУНКЦІОНАЛЬНИХ І ЕВОЛЮЦІЙНИХ ХАРАКТЕРИСТИК 722 KB
  Саме виявлення та дослідження взаємозв’язків між фізичними властивостями промоторів та їхньою біологічною активністю проводиться в дисертаційній роботі. Знання перелічених закономірностей і залежностей дає змогу зрозуміти енергетичні характеристики генетичного коду...
65729. Релігійне виховання в закладах загальної середньої освіти ФРН: 1945-2005 роки 166.5 KB
  У контексті європейського партнерства одним зі стратегічних завдань української освіти стало виховання високоморальних громадян які могли б налагоджувати міжлюдські й міжнаціональні взаємовідносини сприяти суспільно-економічному та культурному розвитку нашої держави.
65730. ЦІННІСНИЙ ДИСКУРС СТУДЕНТСЬКОЇ МОЛОДІ В ПЕРІОД РИНКОВИХ ТА ДЕМОКРАТИЧНИХ ТРАНСФОРМАЦІЙ 178 KB
  Актуальність дослідження проблеми ціннісного дискурсу студентської молоді обумовлена необхідністю формування відповідей на виклики які сьогодні делегує студентській молоді дійсність економічні політичні та соціокультурні зміни як всередині країни так і на міжнародному рівні.
65731. Моделі та методи аналізу сервіс-орієнтованих інформаційно-обчислювальних систем 289.5 KB
  Математичне моделювання є одним з найбільш поширених методів що дозволяє вирішити цю задачу. Використання ж методів імітаційного моделювання не дозволяє отримати формалізовані залежності між показниками якості та параметрами системи.
65732. ПЕДАГОГІЧНІ УМОВИ ПІДВИЩЕННЯ КВАЛІФІКАЦІЇ ВЧИТЕЛІВ МИСТЕЦЬКИХ ДИСЦИПЛІН У СИСТЕМІ ПІСЛЯДИПЛОМНОЇ ОСВІТИ 170.5 KB
  У сучасному постіндустріальному суспільстві ідеал гармонійно розвинутої особистості також набуває нового змісту тому система художньоестетичного виховання потребує появи вчителя нової формації особливо вчителя мистецьких дисциплін який має вирішувати ряд основних завдань...
65733. ФУНКЦІЇ ОРГАНІВ ДОСУДОВОГО СЛІДСТВА В КРИМІНАЛЬНОМУ ПРОЦЕСІ УКРАЇНИ 182 KB
  У науці кримінального процесу концепція щодо визначення кримінальнопроцесуальних функцій має більш як сторічну історію. Це пояснюється насамперед тим що правильне визначення кримінально-процесуальних функцій та їх...
65734. Активізація залучення прямих іноземних інвестицій в економіку України в умовах глобальної конкуренції 265.5 KB
  В умовах глобальної конкуренції роль прямих іноземних інвестицій ПІІ полягає в залученні не лише необхідних обсягів капіталу а й сучасних технологій методів управління та висококваліфікованих менеджерів. Разом з тим глобалізація світогосподарських взаємин за участю прямих іноземних інвестицій...
65735. Удосконалення розрахунку напружено-деформованого стану мостових конструкцій з урахуванням динамічного впливу вантажних поїздів 697.5 KB
  Штучні споруди є невід’ємною та важливою складовою транспортної системи країни однак до цього часу в Україні відсутні рекомендації з визначення швидкісних режимів руху поїздів мостами. Більш ніж 10 залізничних мостів в Україні внаслідок наявності дефектів є бар’єрними об’єктами що призводить...
65736. ЖАНРОВІ МОДИФІКАЦІЇ В ПОЕЗІЇ В. СКОТТА ТА ПОЕТІВ-«ЛЕЙКІСТІВ» 139.5 KB
  Скотта і поетів лейкістів яких об’єднували схожі світоглядні позиції та напрямки естетичних пошуків ще недостатньо повно висвітлені в науці особливо в аспекті засвоєння народних традицій що вплинули на картину світу британського романтизму на його ранньому етапі й зумовили подальші художні відкриття.