4704

Основные логические операции

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Основные логические операции Операторы в программе-обработчике событий выполняются в той последовательности, в которой они записаны. Однако достаточно часто требуется изменить порядок выполнения операторов в зависимости от выполнения (или невыполнен...

Русский

2012-11-24

101.05 KB

7 чел.

Основные логические операции

Операторы в программе-обработчике событий выполняются в той последовательности, в которой они записаны. Однако достаточно часто требуется изменить порядок выполнения операторов в зависимости от выполнения (или невыполнения) определенного условия. Существуют управляющие конструкции, предназначенные для управления порядком выполнения операторов. Основанием для принятия решений в управляющих операторах является истинность или ложность условного (логического) выражения.

Условные выражения — это такие выражения, которые возвращают одно из двух значений True (Истина) или False (Ложь). Простые логические выражения содержат операции отношения (операции сравнения):   = (равно),     > (больше),   <  (меньше),   <>  (не равно),   >= (больше или равно),   <=  (меньше или равно). Сложные логические выражения строятся из простых логических выражений и логических операций, примененных к ним.

 Основные логические операции

В приведенной таблице A и B – логические выражения

Операция

Обозначение

Истолкование

1

Отрицание (инверсия)

not A 

Не А;
Неверно, что А

2

Конъюнкция (логическое произведение, логическое И)

А and В

А и В;
А, но В;
А, а  В;
как А, так и В;
А вместе с В;
А в то время, как В

3

Дизъюнкция (логическое сложение, логическое ИЛИ)

А or В

А или В;
А или В или оба

4

Дизъюнкция (исключающее ИЛИ)

А xor В

А либо В;
А или В, но не оба

Приоритеты выполнения логических операций в логических выражениях:

  1.  Отрицание (not)
  2.  Логическое произведение (and)
  3.  Логическое сложение (or), исключающее или (xor)

Скобки меняют порядок выполнения операций.

Таблица истинности для основных логических операций

А 

В 

Not A

A and B

A or B

A xor B

False

False

True

False

False

False

False

True

True

False

True

True

True

False

False

False

True

True

True

True

False

True

True

False

Условные операторы предназначены для выбора на исполнение одного из возможных действий (операторов) в зависимости от некоторого условия, при этом одно из действий может отсутствовать.

Выбор действия в зависимости от выполнения условия может быть реализован при помощи оператора IF.

Оператор условия If

Различают два типа условных операторов:  IfThen  и  IfThenElse.

Конструкция IfThen применяется, когда необходимо выполнить определенные действия только в том случае, если значение некоторого условия равно «истина». 

Синтаксис оператора IfThen 

If <условие> Then < Инструкция для обработки истинного условия >

Вначале вычисляется значение условия (выражения логического типа), и если значение условия равно «истина» выполняется инструкция следующая за словом Then.

Если в результате выполнения условного оператора должно выполняться 2, 3 или более инструкций, то необходимо использовать составной оператор.

Синтаксис составного оператора

Begin

Оператор1;

Оператор2;

End;

Пару BeginEnd часто называют операторными скобками и в программе для наглядности записывают на одном уровне (End под соответствующим ему Begin). Внутри одного составного оператора может находиться  другой составной оператор.

Синтаксис оператора IfThenElse:

If условие Then
<Инструкция для обработки истинного условия >
Else
< Инструкция для обработки ложного условия>

 

Оператор IfThenElse выполняется следующим образом:

1.      Вычисляется значение условия (выражения логического типа).

2.      Если значение условия равно «истина», то выполняется инструкция следующая за словом Then. Если значение условия равно «ложь», то выполняется инструкция следующая за словом Else.

 Примеры:

1.        Программа поиска наибольшего из трех действительных чисел:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var

 Max,a,b,c:integer;

begin

 a:=StrToInt(Form1.Edit1.Text);//преобразование строки

                                      в целое число

 b:=StrToInt(Form1.Edit2.Text);

 c:=StrToInt(Form1.Edit3.Text);

 if a>=b then

if a>=c then Max:=a else Max:=c

 else if b>=c Max:=b else Max:=c;

 Form1.Edit4.Text:=IntToStr(Max);

end;

2.        Программа проверки на равенство нулю делителя при выполнении операции вещественного деления:

if b<>0 then

begin

 c:=a/b;

    Form1.Edit3.Text:=FloatToStr(c);

  end

else

begin

 Form1.Edit3.Font.Color:=clRed;// Изменение 

                                        цвета шрифта

          Form1.Edit3.Width:=130;// Изменение ширины

     Form1.Edit3.Text:=’На нуль делить нельзя’;

                             // Вывод сообщения

    end;

Оператор Case

Оператор Case позволяет реализовать множественный выбор. Переход организуется на одну их ветвей в зависимости от значения заданного выражения (селектора выбора).

Оператор Case  существует также в двух вариантах:

Case k of 

A1:  <инструкция1>;
A2:  <инструкция2>;
………
AN:  <инструкцияN>;

End;

и

Case k of 

A1:  < инструкция 1>;
A2:  < инструкция 2>;
……………………….
AN:  < инструкция N>
Else  
< инструкция, выполняемая в случае, если значение выражения
не попало ни в один из списков констант
A1, A2, …,AN>

End;

Здесь

      k – выражение-селектор, от значения которого зависит дальнейший ход программы, может иметь только простой порядковый тип (целый, символьный, логический);

     Список констант (A1,…,AN) – константы, того же типа, что и селектор, выполняющие роль меток ветвей. Если константы представляют диапазон чисел, то вместо списка можно указать первую и последнюю константу диапазона, разделив их двумя точками.

Исполнение оператора начинается с вычисления выражения k, полученное значение сравнивается с константами (метками) и выполняется соответствующий оператор.

Например:

Для нахождения наибольшего из двух неравных действительных чисел, используется оператор:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var

 Max,a,b:real;

begin

 a:=StrToFloat(Form1.Edit1.Text);

 b:=StrToFloat(Form1.Edit2.Text);

 case a>b of

true: Max:=a;

    false: Max:=b;

 end;

 Form1.Edit3.Text:=FloatToStr(Max);

end;

Следующий оператор case выполняет выбор варианта вычислений, в зависимости от того, какой из переключателей компоненты RadioGroup отмечен:

case RadioGroup1.ItemIndex of

0:c:=a+b;

1:c:=a-b;

2:c:=a*b;

3: if b=0 then ShowMessage(‘На нуль делить нельзя’)

  else c:=a/b;

end;

Если в результате выбора конкретного варианта должно выполняться 2, 3 или более инструкций, то необходимо использовать составной оператор.

Задание 1. 
Создайте проект, реализующий ввод двух целых чисел, их вещественное деление и вывод результата на экран.

 
Дополните программу обработчика события проверкой делителя на равенство нулю. В случае равенства делителя нулю вместо выполнения деления в текстовом окне должно отображаться сообщение «На нуль делить нельзя!».
Проверьте работу модифицированной программы.
Сохраните внесенные в проект изменения, использовав кнопку
Save All  панели инструментов Delphi.

 

Задание 2. 
Измените программу таким образом, чтобы сообщение «На ноль делить нельзя!» в окне
Edit3 выводилось красным цветом, а ширина окна изменялась, так, чтобы отображался весь текст сообщения.
Чтобы цвет шрифта и размер окна восстанавливался при вводе правильных данных, перед оператором
if..then..else задайте свойства текстового окна: цвет шрифта – черный, и ширину окна 65 пикселей.
Сохраните внесенные в проект изменения.

 

Задание 3. 
Измените программу таким образом, чтобы сообщение «На ноль делить нельзя!» выводилось в отдельном окне сообщения.
Для этого используйте вызов процедуры
ShowMessage(‘На ноль делить нельзя!’).
Сохраните текст модуля под новым именем в той же папке, используя команду меню
FileSave As.
Сохраните измененный проект под новым именем в той же папке, используя команду меню
File→ Save As.

Краткая характеристика некоторых компонентов, наиболее часто используемых в примерах для построения управляющих конструкций

Компонент RadioGroup (группа переключателей). Позволяет отображать поля с ограниченным множеством значений. Относится к группе Standard.

Основные свойства компонента  RadioGroup

Caption 

Задает название группы переключателей.

Items 

Определяется количество переключателей в группе и надписи около них. Надписи задаются в окне String List Editor.

ItemsIndex 

Задает номер кнопки, выбранной по умолчанию.

0 – первая, -1 – ни одна кнопка не выбрана.

 Компонент CheckBox (кнопка с независимой фиксацией - флажок Windows) . Позволяет пользователю выбрать/отменить определенную опцию. Состояние кнопки содержится в свойстве Checked. Относится к группе Standard.

Основные свойства компонента CheckBox

Caption 

Задает текст, сопровождающий кнопку.

AllowGrayed 

Задает наличие у кнопки третьего состояния. Если значение этого свойства False, то кнопка может находится в двух состояниях – включенном или выключенном. Если значение свойства равно True, то добавляется третье состояние, когда кнопка неактивна.

Checked 

Возвращает или задает, наличие галочки флажка. True – кнопка включена, False - выключена.

 

Задание 4. 

Создайте приложение (Калькулятор), обеспечивающее ввод двух целых чисел и выполнение над ними арифметических операций: сложения, вычитания, умножения и вещественного деления. Для выбора операции используйте переключатели, вывод сообщения об ошибке при вводе делителя, равного нулю, выполните в отдельном окне сообщений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41522. Характеристика обязательного курса физического воспитания в школе. Планирование и контроль процесса физического воспитания в ООШ 189 KB
  Планирование и контроль процесса физического воспитания в ООШ 6 часов Содержание Характеристика действующей программы по Физической культуре для общеобразовательных учреждений; Планирование процесса физического воспитания в школе; Система проверки успеваемости и контроль процесса физического воспитания в ООШ. Характеристика действующей программы по Физической культуре для общеобразовательных учреждений 111 классы Авторы составители: Матвеев А. Естественные основы Программа Пояснительная записка раскрывает образовательную...
41523. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школьников. Физическое воспитание детей подготовительной и специальной медицинских групп 100.5 KB
  Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школьников Важной задачей для учителя физической культуры должна являться организация двигательного режима школьников поскольку именно дополнительные занятия физическими упражнениями обеспечивают активный отдых учащимся и удовлетворяют их естественную потребность в движениях. И если школьник дополнительно не будет заниматься физическими упражнениями и спортом это может повлечь за собой задержку в развитии его моторики. Чередование учебных занятий и активного...
41524. Физическая культура в системе воспитания студентов ПТУ, ССУЗов и ВУЗов 108.5 KB
  физическая культура в системе воспитания студентов ПТУ ССУЗов и ВУЗов 2 часа содержание 1. Значение цель и задачи физической культуры студентов 2. Значение цель и задачи физической культуры студентов Физическая культура студентов представляет собой неразрывную составную часть высшего гуманитарного образования. Содержание физической культуры студентов стратегия приоритетных направлений в её развитии подвержены активному влиянию социальноэкономических факторов Государственная политика в области высшего образования определяет социальный...
41525. Физическая культура в системе научной организации труда расширенного отдыха и восстановления работоспособности людей молодого и зрелого возраста 66 KB
  Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения Мировые тенденции развития физической культуры Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта Уровень развития массовой физической культуры России.
41526. Особенности направленного использования средств физической культуры в жизни людей пожилого и старшего возраста 84 KB
  Особенности направленного использования средств физической культуры в жизни людей пожилого и старшего возраста Содержание 1. Оздоровительная физическая культура в практике физического воспитания Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью усилением функций опорнодвигательного аппарата активизацией обмена веществ. По последним данным в настоящее время только 20 населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой...
41527. Возрастные и методические основы физического воспитания детей школьного возраста 101 KB
  Возрастные и методические основы физического воспитания детей младшего школьного возраста Этот период характеризуется равномерными и достаточно интенсивными темпами развития ребенка. Основная направленность физического воспитания в младшем школьном возрасте заключается в попутном стимулировании процесса развития физических качеств проявляющихся в процессе формирования двигательных умений и навыков. К основным методам обеспечивающим эффективность процессов обучения двигательным действиям и развития физических качеств могут быть отнесены...
41528. Физическая культура в системе воспитания детей раннего и дошкольного возраста 126.5 KB
  Задачи и содержание физического воспитания детей и дошкольного возраста Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей раннего и дошкольного возраста Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
41529. Общая характеристика системы физического воспитания в общеобразовательной школе 89 KB
  Общая характеристика системы физического воспитания в общеобразовательной школе Значение и задачи школьного физического воспитания Принципы методы и средства школьного физического воспитания Формы проведения школьного физического воспитания Организационное обеспечение урока физической культуры Гигиенические основы физического воспитания в ООШ. Значение и задачи школьного физического воспитания. Социальнопедагогическое значение направленного использования средств физического воспитания заключается в следующем:...
41530. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕРМАНСКИХ ЯЗЫКОВ 177 KB
  Фонетические особенности германских языков Особенности развития морфологической системы древнегерманских языков Фонетические особенности германских языков.