47049

Возможности применения инновационных технологий в процессе ознакомления школьников с окружающим миром

Доклад

Инновационные исследования

В младшем школьном возрасте преобладает нагляднодейственное нагляднообразное мышление поэтому всю работу с изображением на интерактивной доске дети воспринимают на интуитивном уровне как работу с живыми картинками и электронным мелом. Дети учатся успешно проявлять свою самостоятельность и сотрудничать с одноклассниками учителем. Все это нужно для того чтобы дети не слишком устали. Прогулки целесообразно использовать для экологического образования учащихся: дети узнают как вести себя на природе как правильно разжигать...

Русский

2013-11-27

49 KB

5 чел.

 2. Возможности применения инновационных технологий в процессе ознакомления школьников с окружающим миром.

Известно, что  на интерактивной доске можно делать все то же, что и на обычном компьютере: набирать и сохранять текст, показывать слайды и фильмы, искать необходимую информацию в Интернет. Достаточно всего лишь коснуться поверхности доски, чтобы открыть нужный файл. На интерактивной доске можно писать цветными электронными маркерами или просто пальцем.

  В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное, наглядно-образное мышление,  поэтому  всю работу с изображением на интерактивной доске дети воспринимают на «интуитивном» уровне - как работу с «живыми картинками» и «электронным мелом».

Дети учатся успешно проявлять свою самостоятельность и сотрудничать с одноклассниками, учителем. Это очень важное коммуникативное качество..

  Таким образом, с использованием интерактивной доски стали преобладать коллективные, групповые формы работы..

  В учебнике по окружающему миру предлагаются такие задания: распределите объекты на 3 группы: река, корабль, рыба, воздух, дерево, дверь, земля, лягушка, компьютер, цветок, картина. Подобные задания  есть во всех учебниках, они требуют достаточно сложной мыслительной деятельности.

Можно излагать материал с помощью эмоционально насыщенных визуальных образов.. Например, на уроке окружающего мира  предлагаю «собрать» дыхательную систему человека. Если все органы поставлены на свое место, человек замигает зеленым и задышит. Операция прошла с ошибкой - станет красным и страшно захрипит. Наглядно!

1.3. Формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе проведения экскурсий в природу и биомузей.

Краеведческие экскурсии и прогулки

  Частью внеклассной работы является продуманная система краеведческих экскурсий и прогулок. Что для этого должен знать и учесть учитель?

  Необходимо ознакомиться с музеями, достопримечательностями, которые есть в данном крае, и выбрать те из них, которые будут представлять

наибольший интерес для детей младшего школьного возраста. В соответствии с программой «Окружающего мира» экскурсии в краеведческий, исторический, художественный музеи обязательны, но за отведенное на это

учебное время подробно познакомить детей с экспозицией невозможно,

поэтому в музей нужно вернуться не один раз. Лучше всего планировать

тематические экскурсии. Учитель должен заранее сам побывать в музее,

договориться с экскурсоводом о содержании экскурсии, ограничить число экспонатов, которые будут показаны учащимся. Все это нужно для того,

чтобы дети не слишком устали. Небольшой подготовки требуют и прогулки к памятникам: учитель должен узнать историю его создания, кому и за

что он поставлен. Побывав у памятника перед экскурсией, педагог пред

ставит, как расставит детей, на что обратит внимание, о чем расскажет.

  В воскресные или каникулярные дни при участии родителей можно со

вершить пешие прогулки по городу, съездить на природу, полюбоваться ее

красотами. Эти недальние походы не только сплачивают детский коллектив, но благотворно влияют на физическое и эмоциональное состояние

школьников. Прогулки целесообразно использовать для экологического

образования учащихся: дети узнают, как вести себя на природе, как правильно разжигать костер, куда убрать мусор и т. д.

  Особым направлением внеклассных мероприятий по ознакомлению с

окружающим миром могут быть экскурсии на предприятия (фабрики, за

воды, учреждения культуры), а также встречи с родителями, которые рас

скажут детям о своих профессиях. Эти мероприятия можно провести в виде «Огонька», «За чашкой чая», «Веселой ярмарки». Дети подготовят концерт, выставку рисунков, стенную газету.

1.1. Комплексное использование средств наглядности в пропедевтическом курсе «Окр. Мир».

Методика рассматривания пейзажей.

  Главная цель — подведение школьников к пониманию замысла художника и тех средств выразительности, которые он использовал

Обсуждение должно помочь детям установить, какие

чувства владели автором при написании этой картины, почему он ее на

рисовал, что испытывает зритель и совпадает ли авторское и зритель

ское видение. Школьник должен почувствовать себя художником, увидеть изображенное его глазами, поэтому целесообразны такие вопросы:

«Какое настроение хотел передать художник (радостное, печальное,

грустное)?», «Удалось ли ему это?», «Какие краски потребовались художнику для этого?»

  Хорошим методическим приемом является «введение в воображаемую

ситуацию», то есть создание возможности как бы «войти» в картину,

 

  Использование художественной литературы

  и научно познавательной книги

  Основной текст, с которым работают дети, находится в учебнике. Вместе с тем учитель может использовать отрывки из художественной литера

туры о природе, родной стране, а также научно познавательные книги,

прежде всего словари, энциклопедии, справочники. Работа с дополни

тельной литературой решает следующие задачи:

  а) углубляет интерес младших школьников к окружающему миру;

  б) уточняет их представления о явлениях природы и социального мира;

  в) учит самостоятельно работать с познавательной книгой;

  г) учит работать со справочной литературой.

1.4. Особенности ознакомления учащихся1 и 3 классов с окружающим миром ( на примере изучения темы «Многообразие животных» ).

1 класс

Игровая деятельность продолжается и на следующем двадцать шестом уроке. Во время речевой разминки происходит диалог «зверей»,

«птиц», «насекомых» о том, как они готовятся к зиме. Это подготавливает детей к сюжетно ролевой игре «Лесное собрание». Первоклассники

выбирают председателя собрания (например, медведя) и его участников

(белка, бобр, еж, лиса, заяц и др.). Медведь представляет слово участникам собрания, и каждый рассказывает о том, как собирается проводить

зиму.

  На двадцать седьмом уроке учащиеся снова выполняют логические упражнения. Таким образом, основная цель уроков окружающего мира в

первом классе не расширение знаний детей, а уточнение уже имеющихся,

развитие умения пользоваться ими при решении различных учебных за

дач, которые требуют логического мышления, сосредоточения, классификации, сравнения, анализа и других умственных операций.

3 класс

 Целью двадцать девятого — тридцать третьего уроков является формирование знаний учащихся о том, что животное — существо организованное, оно питается, дышит, растет, развивается, изменяется, размножается, стареет, умирает. Обсудите с детьми следующие проблемы: «Чем растения и животные похожи (не похожи)?», «Как животные различаются по

способу питания, по способу передвижения, по способу дыхания?», «Что

произошло бы, если бы животные не размножались?».

 Обратите особое внимание на материал о поведении животных. Его

изучение важно для понимания в дальнейшем (в четвертом классе) отличия и сходства человека с высшими животными. Предложите детям

вспомнить известные им случаи поведения животных, о них они читали

во втором классе (например, «Как ворона завтракала») или знают из житейского опыта. Обсудите с учащимися материал рубрики «Выскажи пред

положение».

  Тридцать четвертый урок завершает тему «Животный мир Земли» и

по традиции посвящен экологическим проблемам — охране и защите

фауны. Предлагаем вам, уважаемый учитель, провести этот урок в форме ролевой сюжетной игры «Суд». Дети распределяют роли: «судья»,

«защитники», «животные Красной книги» (используются рисунки).

«Суд» заслушивает жалобы животных (одних съедают, других убивают

для получения меха, кожи, жира и пр.). «Судья» рассказывает о том, что

запрещает делать Красная книга, какие меры нужно принимать к виновникам гибели животных. «Защитники» также защищают интересы

животных.

2.4. Возможности развивающего обучения младших школьников в курсе окружающего мира (на примере изучения темы «Организм человека»).

4 класс

1урок       Организм         Оживление опыта учащихся: общие признаки живых

       человека         существ. Работа по рисунку схеме в учебнике.

                          Обсуждение текста «Нервная система»

Методический комментарий

  Первый урок по традиции начинается с рассматривания шмуцтитула:

дети обсуждают, что им предстоит узнать в этом разделе и на какие вопросы ответить. На уроке решается несколько образовательных задач.

  1. Дети повторяют изученное ранее и отвечают на вопросы: «Что называют телом природы?», «Чем отличаются тела живой природы (организмы) от тел неживой природы?». Учитель предлагает привести примеры

живых и неживых тел природы, выделить их отличительные и общие

признаки. Можно предложить вспомнить рисунки схемы «Животное —

живое существо», «Растение — живое существо», с которыми учащиеся работали в третьем классе, и коллективно составить новую схему «Человек —

живое существо (организм)».

  2. Обсуждается предположение «Можно ли назвать человека телом живой природы и почему?». Приводятся примеры тех признаков, которые

можно отнести ко всем живым существам. Составляется схема «Живое существо (организм)».

  3. Закрепляется характеристика понятия организм (хорошо устроенный, организованный, действующий как отлаженный механизм) и обсуждается текст учебника об общем строении организма человека.

  4. Обсуждается схема «Нервная система» и ее роль в организме человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32839. Биоэтика. Истоки и основания 13.36 KB
  В медицинской деятельности проблема понимания имеет особое значение. Втретьих понимание необходимо для распространения медицинских знаний развития медицинской культуры общества.Медицинская герменевтика рассматривает три круга проблем: проблема понимания медицинских текстов эта проблема связана с появлением широкого круга научнопопулярной медицинской литературы доступной широкому кругу людей не имеющих медицинского образования; проблема понимания медицинской терминологии связана с быстрым развитием медицинской науки появлением новых...
32840. Законы диалектики и их методологическое значение для медицинского познания 17.83 KB
  диалектика это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы общества и мышления а также основанный на этом учении метод познания. определяет источник развития отвечает на вопрос почему оно происходит.Содержание закона: источник движения и развития мира находится в нем самом в порождаемых им противоречиях. Различие это первый этап развития противоречия это отношение нетождественности объекта самому себе или другому объекту.
32841. Основные категории диалектики 16.48 KB
  Основные категории диалектики. Основные категории диалектики. Философские категории это предельно общие понятия отражающие наиболее существенные закономерные свойства и связи присущие всем явлениям действительности. Категории выступают и как ступени познания мира.
32842. Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека 14.93 KB
  Проблема сущности человека. Под психическим понимается внутренний мир человека: его сознание и бессознательные процессы характер темперамент переживания эмоции и т. Ни один из этих аспектов в отдельности не раскрывает сущности человека. Понимание сущности человека как биопсихосоциального единства является основным в философии.
32843. Понятия «человек», «индивид», «личность». Структура личности 13.83 KB
  Структура личности. Социализация это процесс играющий огромную роль в жизни как отдельной личности так и общества. Неповторимый способ существования в обществе конкретной личности способность быть самим собой в рамках социальной системы выражается в понятии индивидуальность. Индивидуальность формируется в процессе диалектического взаимодействия: 1 общечеловеческих признаков как природных так и социальных 2 особенных в качестве представителя определенного конкретноисторического этапа развития общества с его специфическими...
32844. Проблема свободы и ответственности личности. Социальная и профессиональная ответственность врача 14.39 KB
  Свобода одна из основных философских категорий характеризующих сущность человеческого бытия в мире. Свобода состоит в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения. Свобода личности может быть рассмотрена в различных аспектах: философском религиозном этическом социальном политическом экономическом. в необходимости всегда присутствует свобода.
32845. Особенности социализации личности. Проблема девиантного поведения и его причины 16.74 KB
  Особенности социализации личности. Социализация личностиэто процесс усвоения индивидом социального опыта общества к которому он принадлежит. Социализация рассматривается как процесс условие проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.
32846. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни 15.34 KB
  Проблема жизни смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни. Поэтому проблема жизни и смерти занимает важнейшее место в общественном сознании прежде всего в философии и религии. Для ранней античной философии характерен космоцентричный подход к пониманию проблемы жизни и смерти.
32847. Общество как материальная система 15.36 KB
  Общество это обособившаяся от природы часть материального мира высокоорганизованная материальная система подчиняющаяся всеобщим законам и в то же время имеющаяся специфические особенности функционирования и развития. Как и любое материальное образование общество обладает целым рядом неотъемлемых свойств: объективность системность и структурность движение пространство время отражение самоорганизация. Общество возникает и существует объективно т. Общество представляет собой открытую развивающуюся систему.