47049

Возможности применения инновационных технологий в процессе ознакомления школьников с окружающим миром

Доклад

Инновационные исследования

В младшем школьном возрасте преобладает нагляднодейственное нагляднообразное мышление поэтому всю работу с изображением на интерактивной доске дети воспринимают на интуитивном уровне как работу с живыми картинками и электронным мелом. Дети учатся успешно проявлять свою самостоятельность и сотрудничать с одноклассниками учителем. Все это нужно для того чтобы дети не слишком устали. Прогулки целесообразно использовать для экологического образования учащихся: дети узнают как вести себя на природе как правильно разжигать...

Русский

2013-11-27

49 KB

5 чел.

 2. Возможности применения инновационных технологий в процессе ознакомления школьников с окружающим миром.

Известно, что  на интерактивной доске можно делать все то же, что и на обычном компьютере: набирать и сохранять текст, показывать слайды и фильмы, искать необходимую информацию в Интернет. Достаточно всего лишь коснуться поверхности доски, чтобы открыть нужный файл. На интерактивной доске можно писать цветными электронными маркерами или просто пальцем.

  В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное, наглядно-образное мышление,  поэтому  всю работу с изображением на интерактивной доске дети воспринимают на «интуитивном» уровне - как работу с «живыми картинками» и «электронным мелом».

Дети учатся успешно проявлять свою самостоятельность и сотрудничать с одноклассниками, учителем. Это очень важное коммуникативное качество..

  Таким образом, с использованием интерактивной доски стали преобладать коллективные, групповые формы работы..

  В учебнике по окружающему миру предлагаются такие задания: распределите объекты на 3 группы: река, корабль, рыба, воздух, дерево, дверь, земля, лягушка, компьютер, цветок, картина. Подобные задания  есть во всех учебниках, они требуют достаточно сложной мыслительной деятельности.

Можно излагать материал с помощью эмоционально насыщенных визуальных образов.. Например, на уроке окружающего мира  предлагаю «собрать» дыхательную систему человека. Если все органы поставлены на свое место, человек замигает зеленым и задышит. Операция прошла с ошибкой - станет красным и страшно захрипит. Наглядно!

1.3. Формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе проведения экскурсий в природу и биомузей.

Краеведческие экскурсии и прогулки

  Частью внеклассной работы является продуманная система краеведческих экскурсий и прогулок. Что для этого должен знать и учесть учитель?

  Необходимо ознакомиться с музеями, достопримечательностями, которые есть в данном крае, и выбрать те из них, которые будут представлять

наибольший интерес для детей младшего школьного возраста. В соответствии с программой «Окружающего мира» экскурсии в краеведческий, исторический, художественный музеи обязательны, но за отведенное на это

учебное время подробно познакомить детей с экспозицией невозможно,

поэтому в музей нужно вернуться не один раз. Лучше всего планировать

тематические экскурсии. Учитель должен заранее сам побывать в музее,

договориться с экскурсоводом о содержании экскурсии, ограничить число экспонатов, которые будут показаны учащимся. Все это нужно для того,

чтобы дети не слишком устали. Небольшой подготовки требуют и прогулки к памятникам: учитель должен узнать историю его создания, кому и за

что он поставлен. Побывав у памятника перед экскурсией, педагог пред

ставит, как расставит детей, на что обратит внимание, о чем расскажет.

  В воскресные или каникулярные дни при участии родителей можно со

вершить пешие прогулки по городу, съездить на природу, полюбоваться ее

красотами. Эти недальние походы не только сплачивают детский коллектив, но благотворно влияют на физическое и эмоциональное состояние

школьников. Прогулки целесообразно использовать для экологического

образования учащихся: дети узнают, как вести себя на природе, как правильно разжигать костер, куда убрать мусор и т. д.

  Особым направлением внеклассных мероприятий по ознакомлению с

окружающим миром могут быть экскурсии на предприятия (фабрики, за

воды, учреждения культуры), а также встречи с родителями, которые рас

скажут детям о своих профессиях. Эти мероприятия можно провести в виде «Огонька», «За чашкой чая», «Веселой ярмарки». Дети подготовят концерт, выставку рисунков, стенную газету.

1.1. Комплексное использование средств наглядности в пропедевтическом курсе «Окр. Мир».

Методика рассматривания пейзажей.

  Главная цель — подведение школьников к пониманию замысла художника и тех средств выразительности, которые он использовал

Обсуждение должно помочь детям установить, какие

чувства владели автором при написании этой картины, почему он ее на

рисовал, что испытывает зритель и совпадает ли авторское и зритель

ское видение. Школьник должен почувствовать себя художником, увидеть изображенное его глазами, поэтому целесообразны такие вопросы:

«Какое настроение хотел передать художник (радостное, печальное,

грустное)?», «Удалось ли ему это?», «Какие краски потребовались художнику для этого?»

  Хорошим методическим приемом является «введение в воображаемую

ситуацию», то есть создание возможности как бы «войти» в картину,

 

  Использование художественной литературы

  и научно познавательной книги

  Основной текст, с которым работают дети, находится в учебнике. Вместе с тем учитель может использовать отрывки из художественной литера

туры о природе, родной стране, а также научно познавательные книги,

прежде всего словари, энциклопедии, справочники. Работа с дополни

тельной литературой решает следующие задачи:

  а) углубляет интерес младших школьников к окружающему миру;

  б) уточняет их представления о явлениях природы и социального мира;

  в) учит самостоятельно работать с познавательной книгой;

  г) учит работать со справочной литературой.

1.4. Особенности ознакомления учащихся1 и 3 классов с окружающим миром ( на примере изучения темы «Многообразие животных» ).

1 класс

Игровая деятельность продолжается и на следующем двадцать шестом уроке. Во время речевой разминки происходит диалог «зверей»,

«птиц», «насекомых» о том, как они готовятся к зиме. Это подготавливает детей к сюжетно ролевой игре «Лесное собрание». Первоклассники

выбирают председателя собрания (например, медведя) и его участников

(белка, бобр, еж, лиса, заяц и др.). Медведь представляет слово участникам собрания, и каждый рассказывает о том, как собирается проводить

зиму.

  На двадцать седьмом уроке учащиеся снова выполняют логические упражнения. Таким образом, основная цель уроков окружающего мира в

первом классе не расширение знаний детей, а уточнение уже имеющихся,

развитие умения пользоваться ими при решении различных учебных за

дач, которые требуют логического мышления, сосредоточения, классификации, сравнения, анализа и других умственных операций.

3 класс

 Целью двадцать девятого — тридцать третьего уроков является формирование знаний учащихся о том, что животное — существо организованное, оно питается, дышит, растет, развивается, изменяется, размножается, стареет, умирает. Обсудите с детьми следующие проблемы: «Чем растения и животные похожи (не похожи)?», «Как животные различаются по

способу питания, по способу передвижения, по способу дыхания?», «Что

произошло бы, если бы животные не размножались?».

 Обратите особое внимание на материал о поведении животных. Его

изучение важно для понимания в дальнейшем (в четвертом классе) отличия и сходства человека с высшими животными. Предложите детям

вспомнить известные им случаи поведения животных, о них они читали

во втором классе (например, «Как ворона завтракала») или знают из житейского опыта. Обсудите с учащимися материал рубрики «Выскажи пред

положение».

  Тридцать четвертый урок завершает тему «Животный мир Земли» и

по традиции посвящен экологическим проблемам — охране и защите

фауны. Предлагаем вам, уважаемый учитель, провести этот урок в форме ролевой сюжетной игры «Суд». Дети распределяют роли: «судья»,

«защитники», «животные Красной книги» (используются рисунки).

«Суд» заслушивает жалобы животных (одних съедают, других убивают

для получения меха, кожи, жира и пр.). «Судья» рассказывает о том, что

запрещает делать Красная книга, какие меры нужно принимать к виновникам гибели животных. «Защитники» также защищают интересы

животных.

2.4. Возможности развивающего обучения младших школьников в курсе окружающего мира (на примере изучения темы «Организм человека»).

4 класс

1урок       Организм         Оживление опыта учащихся: общие признаки живых

       человека         существ. Работа по рисунку схеме в учебнике.

                          Обсуждение текста «Нервная система»

Методический комментарий

  Первый урок по традиции начинается с рассматривания шмуцтитула:

дети обсуждают, что им предстоит узнать в этом разделе и на какие вопросы ответить. На уроке решается несколько образовательных задач.

  1. Дети повторяют изученное ранее и отвечают на вопросы: «Что называют телом природы?», «Чем отличаются тела живой природы (организмы) от тел неживой природы?». Учитель предлагает привести примеры

живых и неживых тел природы, выделить их отличительные и общие

признаки. Можно предложить вспомнить рисунки схемы «Животное —

живое существо», «Растение — живое существо», с которыми учащиеся работали в третьем классе, и коллективно составить новую схему «Человек —

живое существо (организм)».

  2. Обсуждается предположение «Можно ли назвать человека телом живой природы и почему?». Приводятся примеры тех признаков, которые

можно отнести ко всем живым существам. Составляется схема «Живое существо (организм)».

  3. Закрепляется характеристика понятия организм (хорошо устроенный, организованный, действующий как отлаженный механизм) и обсуждается текст учебника об общем строении организма человека.

  4. Обсуждается схема «Нервная система» и ее роль в организме человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54376. Культура России в конце XIX - начале XX века. Серебряный век в истории культуры России 23.62 KB
  Во второй половине XIX века Россия вступила на путь развития капиталистических отношений. Этому во многом способствовало осуществление государственных реформ, проведенных при правлении императоров Александра II и Александра III
54377. Особенности взаимодействия и взаимного влияния культур народов России 26.59 KB
  Бабушка сидит на земле поджав под себя ноги она лечит соседку тетю Веру. Почему Ведь в книжках которые она мне читает колдуньи злые а бабушка добрая. Бабушка занята. Как ты бабушка Да миленький совсем как я.
54378. Розвязування задач за допомогою пропорцій 1.11 MB
  Мета та задачі уроку: Закріпити поняття відношення та пропорції їх основні властивості способи запису види залежності між величинами правило знаходження невідомого члена пропорції показати зв’язок музики архітектури кулінарії економіки з математикою підвищувати зацікавленість учнів предметом. Продовжувати формування навичок оформлення скороченої умови задачі за допомогою таблиці формувати навички складання пропорцій та добутків розвивати вміння знаходити невідомий член пропорції розвивати життєві полікультурні мовленеві...
54379. Фізичні якості м’язів. Робота м’язів 57 KB
  Мета: Освітня продовжити формувати знання учнів про функції м’язів в організмі;ознайомитись з фізичними якостями м’язів тіла людини; встановити відмінності динамічної та статичної роботи м’язів; визначити причини втоми; вивести правило оптимальної роботи м’язів. Розвиваюча розвивати уміння порівнювати функції та фізичні якості м’язів робити висновки та узагальнення.
54380. ЕКОНОМІЧНИЙ СПОСІБ МИСЛЕННЯ ТА ПРОБЛЕМИ ЙОГО ВИХОВАННЯ В ПРОЦЕСІ ВИКЛАДАННЯ ЕКОНОМІКИ У ЗАГАЛЬНООСВІТНІХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДАХ 54 KB
  Адже нею є формування в учнів економічного способу мислення ЕСМ. Ще 1776 року у своїй епохальній праці Дослідження про природу і багатство народів Адам Сміт розкрив ЕСМ як метод всебічного дослідження змін що відбуваються у суспільстві. Але головним дослідником і популяризатором ідеї ЕСМ згодом став американський економіст Пол Хейне. Хейне винайшов цікаву аналогію для розуміння ЕСМ: дорожній рух в години пік.
54381. Основные тенденции развития российской культуры в конце XX - начале XXI веков 20.76 KB
  Одной из особенностей развития российской культуры рубежа XX-XXI вв. является ее деидеологизированность и плюрализм творческого поиска. В элитарной художественной литературе и изобразительном искусстве пост - советской России на первый план вышли произведения авангардистского направления
54382. Розвиток критичного мислення школярів на уроках української літератури: запитання які «пробуджують» думку 94 KB
  Дьюї належить твердження що фундаментальна мета сучасної освіти полягає не в наданні учням інформації а в тому щоб розвивати в них критичний спосіб мислення. Саме такий тип мислення надає найбільше можливостей молоді успішно розбудовувати своє життя в мінливому сучасному світі. Критичне мислення допомагає людині адекватно оцінювати нові обставини та формувати стратегію подолання проблем пристосовуватися до нових часом не передбачуваних політичних економічних або інших обставин.
54383. Конкурсно – розважальна програма: «Міс Екологія» 34 KB
  Людська цивілізація вступила в таку форму розвитку, коли її доля вирішується не науково-технічним прогресом, а глибиною екологічних знань та вмінням діяти відповідно до цих знань. Завданням нашого конкурсу є – визначити творчий потенціал кожної учасниці.
54384. MISTER OF THE 5-В FORM 58.15 KB
  Dear participants, guests, jurors. Thanks you for being so active, diligent and clever. It's high time to score the results of our contest and to announce the nominations.