47053

«Взаимодействие издателя и государства. Формы государственной поддержки издательского дела в России и за рубежом»

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Свобода издательской деятельности постоянно декларируется как самими ее субъектами так и различными профессиональными объединениями издателей на всех уровнях от регионального до мирового. В Уставе Международной ассоциации издателей указывается что предметом первоочередной заботы этой организации является: Поддерживать и защищать право издателей на публикацию и распространение продуктов их интеллектуальной деятельности в обстановке полной свободы при условии что они будут соблюдать все законы и правила относящиеся к этой деятельности...

Русский

2013-11-27

49.5 KB

17 чел.

«Взаимодействие издателя и государства. Формы государственной поддержки издательского дела в России и за рубежом».

В условиях демократической политической системы и рыночной экономики издательства ведут свою деятельность независимо от государства. Свобода издательской деятельности постоянно декларируется как самими ее субъектами, так и различными профессиональными объединениями издателей на всех уровнях - от регионального до мирового. В Уставе Международной ассоциации издателей указывается, что предметом первоочередной заботы этой организации является: «Поддерживать и защищать право издателей на публикацию и распространение продуктов их интеллектуальной деятельности в обстановке полной свободы при условии, что они будут соблюдать все законы и правила, относящиеся к этой деятельности, как в пределах собственной страны, так и в международном масштабе». Ассоциация считает своим долгом всеми силами противостоять любым попыткам или угрозам ограничить эту свободу.

Издатели многих стран нуждаются в поддержке со стороны государства, особенно при выпуске так называемых социально значимых видов литературы, так или иначе ориентированных на удовлетворение потребностей всего общества. Таким образом, отношения издателей с государством носят диалектически противоречивый характер, модуль которого сводится к тому, чтобы вовлечение государственных органов в проблемы издательского сообщества ограничивалось протекционистскими мерами, но не переходило границ творческой самостоятельности издательских структур.

Формы гос. поддержки

Можно говорить о двух формах государственной поддержки книгоиздания: прямой и косвенной. Под прямой поддержкой подразумевается использование государственных субсидий для развития книгоиздания в целом, для осуществления отдельных издательских проектов, особенно носящих ярко выраженный национальный характер, для поддержания книготорговых фирм и библиотек, а также для поощрения экспорта книг, прав, издательских и полиграфических услуг.

Системы прямой государственной поддержки действуют во Франции, в Испании, Италии, Португалии, некоторых скандинавских странах, Южной Корее, Бразилии, Канаде.

Однако основной и предпочтительной формой государственного протекционирования издательского дела во многих странах является применение разнообразных средств косвенной поддержки, которые распространяются либо на всю издательскую систему в целом, либо на ее отдельные подсистемы - научную, учебную и т.д. Среди этих средств наиболее важное место принадлежит государственной политике в области налогов. Основные преимущества издательства получают при уплате налога на добавленную стоимость. В ряде стран - Аргентине, Бразилии, Великобритании, Гане, Индонезии, Ирландии, Кении, Колумбии, Мексике, Новой Зеландии, Норвегии, Швейцарии, Южной Корее и др. - налог на добавленную стоимость в книжном деле вообще не взимается. В подавляющем большинстве европейских стран ставки НДС на книги значительно ниже, чем на другие товары. Так, в Германии при номинальной ставке НДС в 16% размер этого налога на книги составляет 7%, во Франции эти ставки составляют соответственно 19,6 и 5,5%, в Греции - 18 и 4%, в Испании - 16 и 4%, а в Португалии - 17 и 5%. Руководящие органы Европейского Союза в 1991 г. приняли решение о необходимости введения единых ставок налога на добавленную стоимость для всех стран, которые входят в объединённую Европу, причем, при номинальной ставке НДС в 15% для ряда товаров, в том числе тех, основой которых являются объекты авторского права (среди них - издательская продукция), устанавливается пониженная, льготная ставка в 5%. В тех же странах, где НДС на книги не взимается вообще (Великобритания, Норвегия, Швейцария), эту практику было. решено сохранить.

С развитием международного сотрудничества в области книгоиздания круг видов государственного и международного протекционизма постоянно расширяется.

Господдержка

В России государственная поддержка издательств осуществляется в обеих рассмотренных выше формах. Прямая поддержка книгоиздания осуществляется на основе Федеральных программ выпуска различных видов социально значимой литературы: учебной, научной (в том числе научно-технической), справочной, детской, литературы на языках малых народов и др. Федеральная программа в виде перечня изданий, выпуск которых осуществляется при поддержке государства, формируется на основе ежегодного конкурса. Заявки, представляемые издательствами, рассматриваются компетентной экспертной комиссией с участием представителей различных ведомств.

Финансирование изданий, включенных в Федеральную программу, осуществляется через Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, причем субсидируются только те затраты (или их часть), которые относятся к полиграфическому исполнению и закупкам бумаги и материалов. Все редакционно-издательские и прочие расходы относятся на счет издателя, участвующего в программе. В рамках Федеральной программы ежегодно поддерживается выход в свет примерно 1,5 тысяч названий.

Основная часть

Тем не менее, издатель отстаивает свои права и интересы. Пример тому, как видно из практики, создание гильдий, ассоциаций, круглых столов, выставок, ярмарок главная миссия которых – привлечь внимание государства и общества к проблемам литературы и печатных СМИ, а издателей – к необходимости возрождения интереса к печатному слову.

Нельзя четко выявить проблемную область в книгоиздании и СМИ.  Несмотря на это, таких областей множество, равно как и то, что, все-таки, многие из этих проблем нельзя решить без поддержки государства. Возьмем, к примеру, газетно-журнальую продукцию, у которой есть своя аудитория, постоянные читатели. Они, как правило, предпочитают получать продукцию почтой, через подписку. Здесь издатель и столкнулся с очередным вопросом: государство не поддерживает подписку на российскую печать и в стране и за рубежом во-первых; снижение почтовых тарифов, в результате чего стоимость подписки в лучшем случае остается прежней во вторых. И снова здесь не обойтись без мер государственного содействия.

Государство не поддерживает подписку на российскую печать и в стране и за рубежом. Хотя, по мнению участников «круглого стола» (участники прошедшего в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям «круглого стола» по итогам подписки в России на 1-е полугодие 2006 года. «Круглый стол» проводился в связи с введением с 15 июля ФГУП «Почта России» новой методики ценообразования на доставку газетно-журнальной продукции читателям), можно было бы дотировать зарубежную подписку на российскую периодику в рамках программ формирования положительного имиджа России на международной арене. «Круглый стол» организован Гильдией издателей периодической печати, Ассоциацией распространителей печатной продукции (АРПП), ФГУП «Почта России» при участии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. То есть опять же инициатива идет от издателя. АРПП еще в октябре 2005 года обратилась к Президенту РФ Путину В.В. с письмом о необходимости оказания государственной поддержки распространения периодических печатных изданий.

Собравшиеся в Роспечати участники рынка подписки выразили мнение, что среди возможных направлений господдержки института подписки как социально значимого явления могло быть, например, создание специальной федеральной целевой программы. Господдержка может быть оказана через бюджетное финансирование доставки населению подписных тиражей, особенно в сельской местности и труднодоступных районах, а также путем подписки за счет бюджетных средств, осуществляемой библиотеками, учреждениями культуры и образования, больницами, воинскими частями и т.д.

Возможно, все это можно было бы включить в уже существующие или создающиеся программы, например, «Культура России» или национальный проект «Образование», считают они. Также по итогам «круглого стола» было принято решение подготовить предложения и внести их на рассмотрение Мининформсвязи России и других органов исполнительной и законодательной власти.

Заместитель руководителя Федерального агентства связи (Россвязь) Щеголихин А.А. информировал АРПП своим письмом, что Россвязь поддерживает идею создания и принятия Федеральной целевой программы развития подписки на периодическую печать в Российской Федерации, как социально значимой услуги. Но дальше этого дело пока не продвинулось! Совет Федерации на протяжении последних двух лет неоднократно обращался к вопросам подписки на периодическую печать в разном формате, но к позитивным изменениям в её организации это не привело, т.к. конструктивных предложений по сути вопроса не появилось.

Еще один пример того, как издатели пытаются добиться поддержки и одобрения государства, их действия и содействия. Речь пойдет о Гильдии издателей периодической печати (ГИПП), о которой было сказано в начале работы. Совсем недавно ее активность была приближена к нулю. И каковы задачи и направления гильдии сейчас? Совместно с другими общественными и государственными организациями гильдия попытается создать правильную систему статистики: какой охват аудитории, сколько на рынке изданий, каких, какой тираж. Но это не единственная задача: сделать из гильдии структуру, которая была бы полезной для всех издателей; лоббировать интересы издателей в различных структурах государственной власти. Наиболее близкий союзник в этом - Министерство печати. Многие, кто там работает, пришли из медиа-бизнеса, поэтому адекватно представляют интересы издателей.

До настоящего времени гильдия была недостаточно эффективной. Она не стала той организацией, которая приносила бы реальную пользу всем издателям, правильно построить систему управления, с сильным менеджментом. Есть сильная команда - все получится. Гильдия должна быть эффективной командой, которая будет работать. На все это нужны деньги. До сегодняшнего дня издатели с большим трудом платили взносы пятьсот долларов в год. И это происходило потому, что гильдия им была не нужна. Сейчас они начинают понимать, что гильдия станет организацией, которая будет представлять и отстаивать их интересы, поможет выработать единую позицию по отношению к органам власти, к распространителям, международным организациям.

Очередной пример того, что издатели сами создают свою систему, если уж государство не действует в их интересах. Но и этот вопрос об интересах можно считать спорным. Государство преследует свои интересы, что видно по некоторым провалившимся законодательным актам, считают одни. Возможно, они противоречат друг другу, считают другие. Надо выстроить правильную конфигурацию, тогда это будет выгодно и издателям, и государству.

О льготах

Книгоиздатели, можно сказать, постоянно находятся в напряжении. Они обеспокоены изменениями законодательства и активно лоббируют продление льгот для книгоиздателей щадящего режима. По мнению издателей, если государство прекратит поддержку, книжный бизнес столкнется с проблемой выживания.

В первую очередь в трудном положении окажутся маленькие издательства, которые сейчас преимущественно выпускают интеллектуальную литературу. "Если мы и продолжим существование, то, видимо, в качестве редакционных подразделений крупных издательств", - говорит Михаил Котомин, замдиректора издательства Ad Marginem, выпускающего до 20 книг в год. По его подсчетам, только в столице таких издательств около ста.

С проблемами столкнутся и крупные издательства. "Мы будем вынуждены выпускать только массовую литературу, которая быстро расходится и приносит доход", - рассуждает Ильницкий. Например, научно-техническая литература распродается в течение двух-трех лет.

Литвинец отмечает, что в развитых странах книгоиздание поддерживается государством. Так, по ее словам, в Италии и Германии ставка НДС для издательств снижена и не превышает пяти процентов. А десятикратная разница в цене между российскими и зарубежными книгами объясняется уровнем оплаты творческого труда. "В нашей стране авторы и редакторы получают несопоставимо меньше", - объясняет гендиректор Ad Marginem Александр Иванов.

Помимо налоговых льгот, издательства нуждаются и в прямом государственном финансировании. Но это отнюдь не подразумевает раздачи бюджетных средств понемножку всем издательствам. На государственном уровне должен быть определен перечень литературы, издание которой необходимо для защиты российских национальных интересов. Таким образом, в октябре 1995 г. была принята Федеральная программа, которая имела целью развить материально-техническую базу печати и укрепить отечественную полиграфию, обеспечить выпуск социально значимой литературы и сформировать общенациональный репертуар книгоиздания при государственной поддержке, а также впервые в истории отечественного энциклопедического дела обеспечить издание уникального многотомного собрания, посвященного России, — "Большой Российской энциклопедии".

Заключение

Можно сказать, что книжный бизнес находится в кризисном положении. Пути выхода книжного дела из кризисной ситуации связаны, конечно, не только с государством и его поддержки печати, но и с использованием различных инструментов рыночного хозяйства. В условиях демократической политической системы и рыночной экономики издательства ведут свою деятельность независимо от государства. Свобода издательской деятельности постоянно декларируется как самими субъектами ее, так и различными профессиональными объединениями издателей на всех уровнях — от регионального до мирового. Но, как уже было сказано, несмотря на это, издатели нуждаются в поддержке со стороны государства, особенно при выпуске так называемых социально значимых видов литературы, так или иначе ориентированных на удовлетворение потребностей всего общества.

Государственный протекционизм в области книжного дела есть. Это укрепление нормативно-правовой базы — принятие законов о средствах массовой информации, авторском праве, библиотечном деле, обязательном экземпляре документов и т.д. Государство частично дотирует выпуск издательствами различных видов социально значимой литературы, направленной на удовлетворение нужд образования, науки, производства, культуры.

Но дело не только в минимальной государственной поддержке, но и в самих издателях, которым необходимо усилить свою систему, чтобы продвигаться и пробиваться на рынок, т.к. издательский бизнес - это часть рынка. А переход к рынку предполагает повышение роли информационных связей между издателями и книгораспространителями, с одной стороны, и потребителями книжной продукции — библиотеками, школами, институтами, специалистами — с другой.

Согласно вышесказанному, можно сделать выводы. Несмотря на то, что государство пытается поддержать издателя, поддержка эта не велика. Представители книжной индустрии не сидят сложа руки. Издатель, как видно на практике, по большей части держится на рынке сам, предпринимает всё возможное для защиты своих прав и завоевания рынка: организует ярмарки, ассоциации, выставки, для лоббирования собственных интересов издатели, книготорговцы и полиграфические предприятия создают объединения (Российский книжный союз). А государство контролирует его деятельность, должно регулировать, поддерживать.

Есть еще одна большая проблема – наплыв западных СМИ и литературы. Государство должно предпринять какие-¬то усилия, чтобы выровнять сложившуюся ситуацию, чтобы в экономическом отношении дать возможность нашим издателям на равных конкурировать с западными.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71743. Работа с научными формулами 794 KB
  Задание: Для удобства работы с формулами рекомендуется увеличить масштаб до 300%. Используя вкладку Вставка – группу Символы – Формула, выйти в Конструктор формул. Сформируйте объекты-формулы, представленные ниже, применяя различные элементы Конструктора формул...
71744. Работа с таблицами в Excel 325 KB
  Таблица может содержать формулы ссылки на другие таблицы а также другие объекты например отформатированные ячейки предназначенные для ввода данных диаграммы рисунки и т. Чтобы изменить высоту или ширину ячейки в таблице нужно изменить высоту строки или ширину столбца...
71745. Создание многоуровневого списка, добавление оглавления 369 KB
  Создайте многоуровневый список следующего вида: Рис. Многоуровневый список. Для этого: выделите заголовки которые будут пронумерованы → вкладка Главная → группа Абзац → кнопка многоуровневый список → Определить новый многоуровневый список.
71746. Работа с таблицами в Microsoft Office Word 660 KB
  Таблицы в современном текстовом процессоре являются очень мощным и универсальным средством позволяющим не только наглядно и компактно разместить информацию но и придать странице любую структуру. Алгоритм создания таблицы: Для вставки в документ таблицы необходимо поставить...
71747. Освоение обработки данных с помощью СУБД 380 KB
  Студент должен уметь выполнять следующие виды работ: использовать средства СУБД Microsoft Access для формирования базы данных в режимах Таблицы и Конструктор. использовать средства СУБД Microsoft Access для создания связей между таблицами, входящими в БД.
71748. ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР WORD 2007 471.5 KB
  Форматирование документов осуществляется в результате следующих действий: установки параметров страницы документа; применения шрифтового оформления символов текста; задания положения абзацев на странице и установки для них отступов и интервалов слева и справа межстрочный и межабзацный интервалы...
71749. Представление информации в табличной форме 258.5 KB
  Цель работы: Научить студентов вставлять в документ таблицы, рисовать таблицы, вводить текст в ячейки таблицы, выравнивать и форматировать текст в ячейках, добавлять и удалять строки и столбцы таблицы, менять параметры ячеек таблицы, вводить формулы в ячейки таблицы.
71750. Создание и редактирование документов 914.05 KB
  Ввод текста в Word осуществляется построчно переход на следующую строку в пределах одного абзаца выполняется автоматически. Ввод текста осуществляется в ту позицию текста в которой находится курсор мерцающая вертикальная черта.
71751. Предикаты раздела WHERE оператора SELECT 55 KB
  Вводит данные в таблицу, заменяя при этом все записи, вызывающие конфликт. Этот оператор аналогичен INSERT за исключением того, что при конфликте нового значения с существующим уникальным ключом новое значение будет записано вместо старого. Первый вариант оператора просто вставит указанные...