47067

Редакторская подготовка журнальных (газетных) изданий

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Конечно все это возможно при условии если авторы представляют оригиналы своих материалов в установленный срок что во многом зависит от организаторскоуправленческой работы редактора. Большая роль в реализации перспективного тематического плана отводится редакторам. Успешному решению редакционноиздательских задач способствуют творческие контакты редактора с авторами. Работа редактора журнала обусловлена спецификой редакционного процесса в журнальной редакции и отличается от работы редактора книжной редакции.

Русский

2013-11-27

52 KB

57 чел.

19. Редакторская подготовка журнальных (газетных) изданий

Каждое издание представляет собой систему со своими признаками; главными, которые подлежат обязательному учету при редактировании, являются предмет содержания (характер информации), целевое назначение, читательский адрес. Кроме того, могут приниматься во внимание и другие системные признаки: характер оформления, степень аналитико-синтетической переработки информации, ее знаковая природа, состав основного текста, структура издания, периодичность.

Правильные типологические выводы способствуют нахождению обоснованных оценочных критериев, необходимых редактору при подготовке издания.

Согласно стандарту, периодическим называется сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковые заглавия.

У периодических изданий много общего в их функциональном назначении. Их цель – оперативно, через установленные промежутки времени распространять информацию, адресованную разнообразному читателю. Общность функционального назначения периодики заключается в том, чтобы отражать события жизни общества, которые относятся к различным сферам его деятельности и являются актуальными с позиций текущего момента. Беспрерывный выход периодических изданий позволяет постоянно и последовательно представлять реальную действительность и имеющие к ней отношение события другого времени. Таким образом, каждый последующий выпуск издания может рассматриваться как продолжение предыдущих, с которыми он связан тематически, содержательно и по форме. Вместе с тем у каждого отдельно взятого выпуска имеются свои отличительные признаки, как по тематике, так и по содержанию, а возможно, и в деталях оформления.

Газета – это периодическое издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу.

Журнал – периодическое журнальное издание, которое содержит статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу.

В настоящее время журналы делят на следующие виды: общественно-политические, научные, научно-популярные, производственно-технические, популярные, литературно-художественные, реферативные.

По читательскому адресу журналы делят на две группы: журналы, адресованные массовому читателю, или для читателей, являющихся специалистами по профилю издания (соответственно, массовые и специальные журналы). Специальные журналы предназначены для научной коммуникации среди специалистов в интересах их профессиональной деятельности.

Важен выбор жанров публикуемых материалов, поскольку от этого также во многом зависит оперативность и вместе с тем точность и полнота распространения информации, а следовательно, и действенность периодического издания в целом. Благодаря обоснованному выбору и сочетанию различных жанров публикуемых материалов редактор получает возможность создать разнообразное по характеру информации и актуальное по содержанию издание, имеющее четкую целевую направленность и точный читательский адрес.

Жанр – это определенный тип формы литературного произведения, который характеризуется общностью структурно-композиционных и стилистических признаков.

Существуют универсальные жанры, используемые во всех периодических изданиях, и жанры, которые используются только в газете или только в журнале.

Пожалуй, самым ярким примером универсального жанра является статья. Статья синтезирует в себе элементы трех жанровых направлений – аналитического, информационного, публицистического.

Таким образом, на первом уровне классификации статей их можно разделить на три основные вида: аналитические, информационные и публицистические – по принадлежности к соответствующим жанровым направлениям.

Информационные жанры:

Заметка

Информационная корреспонденция

Информационный отчет

Информационное интервью

Блиц-опрос

Вопрос – ответ

Репортаж

Некролог

Все они имеют свою какую-либо структурно-композиционную и стилистическую специфику и, следовательно, нуждаются в соответствующем редакторском подходе, в основе которого должно быть достижение необходимой информативности при условии точности, краткости и понятности изложения.

Аналитические жанры:

Аналитический отчет

Аналитическая корреспонденция

Аналитическое интервью

Аналитический опрос

Беседа

Комментарий

Социологическое резюме

Анкета

Мониторинг

Рейтинг

Рецензия

Статья

Журналистское расследование

Обозрение

Обзор СМИ

Прогноз

Версия

Эксперимент

Письмо

Исповедь

Рекомендация (совет)

Аналитический пресс-релиз

Несмотря на жанровые различия аналитических материалов, их содержание может иметь некоторые общие признаки, которые целесообразно использовать редактору для оценки структуры статей и их информативности. Такими признаками следует считать смысловые аспекты содержания, которые являются общими для статей одного жанра.

По существу аспекты являются анкетными признаками, в чем можно видеть достоинство опоры на них в процессе редактирования. Поаспектный подход (метод) позволяет оценить точность и полноту изложения материала путем сопоставления формулировки цели и полученных результатов. Данное положение базируется на том, что результат исследования должен быть всегда связан с целью, которая ставилась в начале исследования, даже если этот результат будет негативным.

Художественно-публицистические жанры:

Очерк

Фельетон

Памфлет

Пародия

Сатирический комментарий

Житейская история

Легенда

Эпиграф

Эпитафия

Анекдот

Шутка

Игра

Публицистика обращена к разуму и сердцу человека. Обладая информативными и аналитическими качествами, она вместе с тем эмоциональна, экспрессивна; отражая собственные взгляды автора, его чувства, отношение к излагаемым фактам, она имеет целью перевод эмоционального подтекста, всего в ней сказанного в программные обобщения и выводы.

Главным документом, программирующим деятельность редакции, является перспективный тематический план. В нем перечисляются основные темы публикаций на год. В каждом номере журнала желательно публиковать материалы по каждой его рубрике. При планировании следует учитывать, что тематика должна по возможности полно и вместе с тем без дублирования отражать актуальные направления и задачи журнала в соответствии с программой его деятельности.

Перспективное планирование позволяет журналу максимально использовать преимущества, например, перед газетой: дольше работать над вариантами материалов, более основательно исследовать проблему, консультируясь со специалистами, больше уделять внимания литературной отделке публикаций. Конечно, все это возможно при условии, если авторы представляют оригиналы своих материалов в установленный срок, что во многом зависит от организаторско-управленческой работы редактора.

Перспективный тематический план требует от составителей такого профессионального качества, как умение прогнозировать развитие общественных явлений. Основа такого прогнозирования коренится в глубоком знании круга проблем, относящихся к профилю журнала.

Для более четкой и оперативной работы редакции целесообразно на основе перспективного плана составлять планы на более короткие периоды, например на ближайшие 2-3 месяца. Планы такого рода могут включать темы, имеющие наибольшую актуальность для данного периода времени и обеспеченные творческим заделом. Естественно, что в этих планах отражаются и другие сведения, в частности здесь же указываются сроки сдачи материалов. Оперативное планирование позволяет редакции (редактору) осуществлять более действенный контроль за поступлением авторских оригиналов и вместе с тем создает предпосылки для более качественной их проработки и управления редакционными процессами.

Большая роль в реализации перспективного тематического плана отводится редакторам. Обычно за каждым из них закрепляется определенный тематический раздел, в рамках которого редактор занимается организацией материала и его редактированием. Успешному решению редакционно-издательских задач способствуют творческие контакты редактора с авторами.

Работа с авторами на доредакционной, стадии должна быть направлена на то, чтобы до минимума сократить редакторскую обработку авторских оригиналов. С этой целью целесообразно снабдить авторов рекомендациями, следуя которым можно было бы подготавливать рукописи таким образом, чтобы они не нуждались в серьезном редактировании.

Важным направлением в организационно-управленческой деятельности редакции является установление и постоянное поддержание контактов с читательской аудиторией. Начальным этапом этого процесса является изучение интересов и спроса читателей, которое возможно на основе обширных социологических исследований, включающих сбор, анализ и оценку мнений и критических замечаний читателей, данных подписки, сведений о распространении журнала в розничной торговле и др.

Работа редактора журнала обусловлена спецификой редакционного процесса в журнальной редакции и отличается от работы редактора книжной редакции. Она более разнообразна, динамична, что отражается и на взаимоотношениях редактора с автором.

Редактор журнала, как правило, работает с уже поступившим материалом, заказанным (на основе личного общения с автором по телефону, письмом) или пришедшим самотеком.

После приема авторского оригинала он должен получить редакторскую оценку, что делается в возможно короткий срок.

Существует двухэтапный порядок оценки материалов. На первом этапе, предварительном, в оценке участвуют руководство редакцией. Оценка и рецензирование поступивших материалов – ответственный этап редакционно-издательского процесса. Рецензирование способствует строгому и взыскательному отбору авторских оригиналов, обладающих высокими содержательными и литературными достоинствами.

При рассмотрении вопроса о целесообразности публикации должны быть оценены актуальность освещаемых вопросов, новизна и информативность произведения, соответствие его объема выбранной теме, а также необходимость публикации в полном объеме.

Процесс подготовки одобренных авторских оригиналов к сдаче в производство включает: редактирование текста и иллюстраций, полную или частичную перепечатку отредактированного материала, считку, вычитку (с соответствующей подготовкой - изготовление дубликатов, нумерацию страниц, проверку соответствия иллюстраций подлинникам).

Считанный и пронумерованный издательский оригинал журнала передается на чтение редактору, ведущему номер (заместителю главного редактора), с визой которого поступает на вычитку. Вопросы по вычитке снимает редактор, готовивший материал по соответствующему разделу. Он проверяет целесообразность внесенных изменений, уточняет отдельные факты, вносит стилистическую правку. Подготовленные материалы прочитываются редактором, ведущим номер (заместителем главного редактора), и передаются ответственному за выпуск.

Полностью подготовленный и скомплектованный номер передается на чтение главному редактору (если заместитель уже участвовал в процессе подготовки), с визой которого «в набор» передается ответственному секретарю или сотруднику, выполняющему его функции, который направляет номер в производство.

Профессиональным методом, используемым редактором при подготовке статьи к печати, является редакторский анализ. В процессе редактирования статьи редактор обязан прежде всего оценить выбор темы, уровень ее разработки и литературную отделку статьи. Это – три составляющие редакторского анализа как метода.

При оценке выбора темы редактор обращает внимание на ее актуальность, значимость и конкретность. Анализ уровня разработки темы предполагает всестороннюю оценку содержания материала. От редактора требуется оценить новизну, достоверность и истинность фактического материала. Анализ литературной отделки предполагает анализ и оценку композиции, языка и стиля. Композиция произведения должна обеспечить выполнение им его целевого назначения и доступное и точное восприятие содержащейся информации читателем.

Оценивая композицию, учитывают структурные особенности текстов: повествовательных, описательных и построенных на рассуждениях. От редактора требуется оценить и соответствие структуры жанровым особенностям материала.

Основными критериями редакторской оценки структуры являются принципы целостности, системности, соразмерности и связанности изложения содержания.

Литературный уровень рукописи оценивается с позиций его коммуникативной ценности, соответствия определенному стилю, языковым и стилистическим нормам.

Кроме того, редактор осуществляет работу над нетекстовыми элементами и аппаратом издания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33535. Политическая лирика В.Маяковского 18.44 KB
  Февральская и Октябрьская революции явились для Маяковского началом реального воплощения его идей о новом свободном человеке и счастливом мироустройстве. Отныне романтический индивидуализм присущий лирическому герою Маяковского уступил место соборности единению с миллионами я сменилось на мы конфликт личности и общества был снят самой историей. Футуристическая эстетика Маяковского сменилась доктриной коммунистического футуризма и Левого фронта искусств с его идеями искусства как жизнестроения. Знаменитые Окна РОСТА регулярно...
33536. Идейно-тематические особенности рассказов М.Зощенко. Герои, конфликты 15.7 KB
  Несмотря на то что герой не считает себя удачливым в жизни так как выходит ему время от времени перетык и прискорбный случай он философствует Жизнь штука не простая а сложная имеет на все свои взгляды: и на мужицкую жизнь блекота и слабое развитие техники и на культуру иностранную которую он знает. Я всегда стремился к изображению положительных сторон жизни. которые проповедовали свободу искусства от политики изображали действительность исходя из фактов жизни быта. Главным фактом в то время была революция которую...
33537. Повесть В.Распутина «Прощание с Матерой» как итоговое произведение «деревенской» прозы 17.11 KB
  Жанр повести можно определить как философскую притчу. Таким образом один из основных философских смыслов повести заключается в том что не нами начинается жизнь на земле и не нашим уходом заканчивается. В повести двадцать две главы в которых воспроизводится быт жителей Матеры в последние три месяца их пребывания на острове. Трагическая развязка повести проявляет авторскую позицию.
33538. «Матренин двор» А. Солженицына как начало второго этапа развития «деревенской прозы. Особенности этого этапа 17.23 KB
  Хозяйка дома Матрена одинокая женщина лет шестидесяти. Матрена Васильевна избу не жалела ни для мышей ни для тараканов ибо в шуршании мышей непрерывном как далекий шум океана шорохе тараканов не было ничего злого не было лжи. Матрена отличалась трудолюбием: вставала в четырепять утра тихо вежливо стараясь не шуршать топила русскую печь ходила доить козу по воду ходила и варила в трех судочках . Матрена никому не могла отказать: без нее ни одна пахота не обходилась.
33539. Основные конфликты «деревенской» прозы 50-х гг 15.2 KB
  Деревенская проза ведет свое начало с 50х годов. Очеркистыдеревенщики 50 60х годов не позволяли себе сомневаться в необходимости колхозов не поднимали руку на то как осуществлялось партийное руководство ими но показывали сколько вреда наносят бездумные директивы галочная система. 50е ГОДЫ – овечкинский этап – МОМЕНТ ПРОЗРЕНИЯ после лакировочнобесконфликтного наваждения 40х годов. Овечкинское направление в литературе 50х годов было: резкой реакцией на литературную мифологию 40х годов; возвращением деревенской прозы...
33540. «Василий Теркин» А.Твардовского. Образ героя, художественные особенности 20.78 KB
  Твардовский возобновил работу над образом Василия Теркина которую он начал еще в 1940 г. Твардовский развертывает биографию Теркина как судьбу многих бойцов как обобщение тяжелого и славного пути всей Советской Армии. Создавая образ Теркина автор типизировал массовые явления действительности и прямо указывал на распространенность таких героев: Парень в этом роде В каждой роте есть всегда Да и в каждом взводе. Твардовский по его признанию освобождал ее от всего что сводит книгу к какойто частной истории мельчит ее лишает ее той...
33541. Тип героя и конфликты в рассказах В.Шукшина 16.71 KB
  Автор настойчиво подчеркивает его чудаковатость которая отличает героя от других правильных людей. Создается проблемная для героя ситуация: тайком присвоить бумажку или объявить всем о находке и отдать ее владельцу ведь она этакая зеленая дурочка лежит себе никто ее не видит. Употребляя по отношению к неодушевленному предмету слово дурочка Шукшин передает нюансы душевного состояния героя: радость от находки и от сознания того что никто кроме него не видит бумажку.
33542. Произведение “Царь-рыба” 13.6 KB
  Здесь он царь царь природы. И ведет он себя как царь: он аккуратен все свои дела доводит до конца. Но зачем природе царь не ценящий богатства которым владеет Неужели она покорится и не свергнет его Тогда появляется царьрыба царица рек посланная для борьбы с царем при роды. Каждый рыбак мечтает поймать царьрыбу ведь это знак свыше.
33543. Привычное дело 14.36 KB
  В новом варианте автор расширил объем повести углубил ее проблематику расширил временные рамки. Произведение было переработано стилистически например автор оформил частично заново отношение между речью повествователя и персонажей. Автор с большой любовью и уважением относится к своим героям. Автор не наделяет своего героя какимито особенными качествами и талантами.