47081

Натюрморт в зарубежной и русской живописи

Доклад

Культурология и искусствоведение

и имевшие у современников ошеломляющий успех открыли дорогу жанру натюрморта в искусстве многих стран. Радость и полнота восприятия жизни родоначальников жанра натюрморта продолжает восхищать почитателей искусства. Венецианов понимая значение натюрморта в учебном процессе настоятельно советовал своему бывшему ученику А. Графику натюрморта невозможно рассматривать без связей с живописью натюрморта.

Русский

2013-11-27

54 KB

10 чел.

9. Натюрморт в зарубежной и русской живописи.

Натюрморт — один из наиболее широко известных жанров изобразительного искусства. Нет человека, который бы не знал, что это такое. Натюрморты вот уже несколько столетий украшают интерьеры множества квартир, особняков и общественных зданий. Работы фламандских художников Франса Снейдерса, Яна Фейта, Якоба Иордан-са, а также голландцев Виллема Хеды, Виллема Калфа, Абрахама ван Бейе-рена, созданные в конце XVI—XVII вв. и имевшие у современников ошеломляющий успех, открыли дорогу жанру натюрморта в искусстве многих стран. Репродукциями с их холстов и сегодня заполнены книжные магазины многих столиц мира и сувенирные отделы крупнейших художественных музеев. Радость и полнота восприятия жизни родоначальников жанра натюрморта продолжает восхищать почитателей искусства. Чувственная прелесть материального мира — главная тема их художественных поисков в натюрморте. Каждая любовно выписанная вещь имеет неповторимый цвет, фактуру, форму.

Многие известные художники-педагоги Западной Европы и России считали натюрмортные постановки важнейшей формой обучения искусству. А.Г. Венецианов, понимая значение натюрморта в учебном процессе, настоятельно советовал своему бывшему ученику А.А. Алексееву, занявшему место учителя рисования в Пскове, обратиться к натюрморту. «Давай рисовать с чашек, стаканов, подсвечников, стульев, сапог, перчаток, каменьев, цветов, бумажных вздоров и прочего...», — писал он ему в 1836 г.1 

1 Савинов А.Н. Алексей Гаврилович Венецианов. Жизнь и творчество. М., 1955, с. 155.

Венецианов считал, что натурный натюрморт с первых шагов в искусстве позволяет увидеть и понять естественность бытия.

Трепет живой жизни, сохраняющейся в натурном натюрморте, вносит в обучение особый смысл, открывает красоту и разнообразие, которые должны сохраняться в настоящем творчестве всю жизнь. Даже простое повторение учеником предметных форм в грамотно поставленном педагогом натюрморте — заметный шаг к успеху. «Чем добросовестнее, тщательнее, чище будет подража-

тель подходить к делу, чем спокойнее воспринимать то, что видит, чем сдержаннее его воспроизводить, чем больше при этом привыкнет думать, а это значит, чем больше сравнивать похожее и обособлять несходное, подчиняя отдельные предметы общим понятиям, тем достойнее будет переступать поры святая святых», — отмечал И.В. Гете1.

1 Гете И.В. Простое подражание природе, манера, стиль//Собр. соч. Т. X. М., 1937, с. 402.

Графику натюрморта невозможно рассматривать без связей с живописью натюрморта. Они находятся в рамках одного жанра и по сюжетным характеристикам, и по построению композиции часто почти идентичны. Множество графических листов являются повторением в гравюре холстов известных мастеров кисти. Однако условность искусства графики и особенности графических материалов позволяют графике натюрморта иметь свою специфику художественного языка, который придает графическому натюрморту особую характерную прелесть. Не случайно коллекции натюрмортов графических кабинетов во многих музеях насчитывают тысячи единиц хранения. Выставки, посвященные истории графики натюрморта, активно посещаются зрителями. Многие любители искусства посвятили свою жизнь собиранию натюрмортной графики. Например, имеется огромное количество почитателей натюрмортной графики Ф.П. Толстого и художников его круга. И дело тут не в особой «точности» или «иллюзорной схожести» изображенных предметов, а в созвучии понимания правды в искусстве у мастера и у его почитателя.

Но чем же все-таки привлекает графика натюрморта? Чистотой ли использования выразительных средств, условностью языка или вязью вырезанных на металле линий? Конечно, волшебная ажурная фактура из переплетающихся четких линий и штрихов разной толщины, покрывающая гравированные на-тюрмортные композиции, никогда не встречается в живописи. Она всегда завораживает взор, затягивает зрителя вглубь печатных листов.

Оперение птиц, чешуя и кожа рыб и змей передаются в графике так тонко, что изображения трудно воспроизвести даже в современной полиграфии. При репродуцировании штрихи теряют свою объемность, уничтожаются эффекты «исчезновения» линии в бумаге, теряется стереоскопичность наложения толстых штрихов на тонкие росчерки и т.д. Можно сказать, что исчезает неповторимое «дыхание» графической поверхности оригинала. Именно в графическом натюрморте, и особенно в черно-белом офортном исполнении, начинается осознание того, что натюрморт не «мертвая» натура. Не случайно голландцы и англичане называют жанр натюрморта «тихой жизнью», где неподвижность — внешнее проявление духовной жизни. Любые формальные поиски, а графика этому способствует, всегда должны быть направлены на образное раскрытие изображаемо- го. Формальные упражнения, присутствующие в любой художественной школе, — только путь к поиску новых средств выражения натуры.

Вещи, которыми мы пользуемся в домашнем обиходе, при изображении в натюрморте образуют свою среду, переносятся в иное измерение. Сочетания простых предметов могут выражать самые сложные и возвышенные чувства человека, вызывать ассоциации, далеко уходящие от материальной сути предметов. Натюрморт — это сообщение, иногда даже криптограмма, которую необходимо разгадать, чтобы понять суть. Графика, как искусство отвлечения, абстракции, с ее очень условным языком, позволяет в натюрмортных композициях выявить сложные, опосредованные от конкретной действительности, символизированные «построения» с многоплановыми внутренними связями. Эти связи, выхваченные из среды световым потоком или упрятанные в игре теней, образуют особый таинственный мир, присущий каждой предметной композиции.

Мы знаем, что линий, так широко используемых в графике, в природе не существует. Изображая на бумаге линиями образ, мы уже создаем ситуацию, которая даже при всем стремлении к реальности изначально условна. Поэтому, рассматривая натюрморт как уникальный жанр, позволяющий сосредоточиться на существе множества чисто художнических вопросов, мы должны понимать, что графически их можно решать весьма необычно и даже па-

радоксально. Не случайно, что в XX в. графика стала неожиданно влиять на развитие живописи именно через натюрморт. Сравнение живописи и графики натюрмортов, изображенных художниками-кубистами, красноречиво это подтверждает. Все это заставляет нас с особым вниманием отнестись к графическим европейским натюрмортам XX в.

При изложении опыта мастеров искусства, который приводится в нескольких главах пособия, мы постарались очертить особенности решений трех разновидностей графического натюрморта и семи основных сюжетных направлений натюрморт-ной практики.

Цвет используется в графике натюрморта как очень иллюзорно, так и отвлеченно. Отвлеченное применение цвета позволяет создавать натюрморт-ные композиции декоративного характера. В таких композициях рисунок не только оставляет широкое поле для наложения разнообразных цветовых пятен, но и может быть параллельной цвету композиционной структурой. В случаях, когда цвет в графике «вытекает» за форму предметов, композиционная организация изображений определяется осознанным очертанием предметов. Не случайно, что к графике относят рисунок и офорт, подкрашенные акварелью, значительную часть акварельных изображений.

В пособии в качестве иллюстративного материала используются произведения станковой, книжной и прикладной графики. Специфика издания позволяет расширить иллюстративный материал за счет произведений живописи, так как живопись натюрморта во все времена имела принципиальное значение для развития натюрмортных композиций в графике. Кроме того, приводятся примеры из истории декоративно-прикладного искусства и современной практики студентов вузов прикладного искусства.

Иллюстративный материал подобран с учетом возможностей студентов творческих вузов России найти и изучить графическое наследие отечественных и зарубежных художников в музеях и библиотеках. В главе, посвященной основным сюжетам натюрморта, особое внимание уделено русской графике XX в., так как этот период— время расцвета графического искусства в России.

Несмотря на всеобщую известность жанра натюрморта, он долгое время глубоко не изучался в искусствоведческой литературе. Только с начала XX в. в музеях стали проходить достаточно объемные и научно атрибутированные выставки натюрморта, а заметные искусствоведческие труды о натюрморте появились только в 20-е годы!1 Многие поджанры натюрморта еще ждут своих исследователей. 1 См.: Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. Жизнь вещей. Казань, 1922.

Бесчастнов Н. П.

Графика натюрморта : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. дипломир. специалистов «Художеств, проектирование изделий текстил. и лег. пром-сти» / Н.П. Бесчастнов. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 255 с

Из Википедии.

Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта (см. vanitas). Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Нидерландский натюрморт XVII века.

Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life) стал употребляться для обозначения жанра в середине XVII века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе — «тихая, неподвижная жизнь».

Пример - Виллем Клас Хеда. Пример натюрморта на аллегорическую тему.

Существовало несколько важных факторов, повлиявших на столь бурное развитие натюрмортной живописи. Во-первых, удивительный для небольшой страны уровень достижений в общественных науках, математике, физике и естествознании. Так, великолепные нидерландские географические карты и атласы славились во всей Европе, открытия учёного-зоолога Левенгука получили всемирную известность, нидерландские мореплаватели привозили из путешествий в экзотические страны разнообразные редкости, растения, посуду, интересные технологии изготовления вещей. Словно на витрине, расставлены перед зрителем кухонная утварь, цветы, фрукты, предметы быта — возможно, чтобы рассказать о благосостоянии родины, ведь эстетика натюрмортов была приятна и иностранцам, приобретавшим картины для украшения своего дома.

Цветочный натюрморт.

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Одним из самых первых выделился цветочный натюрморт в произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст, и далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хема и его последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта нидерландского общества — традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения — а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Учёный натюрморт.

Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe l’œil). Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами.

РАЗНОВИДНОСТИ НАТЮРМОРТА.

1. «Настольный» натюрморт

2. Натюрморт в интерьере

3. Натюрморт на пленэре

ОСНОВНЫЕ ФОРМАТЫ НАТЮРМОРТНЫХ КОМПОЗИЦИЙ

И ИХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.

1. Горизонтальные натюрморты

2. Вертикальные натюрмортные композиции

3. Натюрморты, построенные на квадратной плоскости

ОСНОВНЫЕ СЮЖЕТЫ НАТЮРМОРТОВ.

1.  Натюрморты с цветами и фруктами

2. Натюрморты с атрибутами искусств

3. Натюрморты с едой, посудой и кухонной утварью

4. Охотничьи и рыбацкие натюрморты

5. Натюрморты с дарами лесов и полей

6. Натюрморты со старыми вещами

7. Натюрморты философского или религиозного содержания

Книга - Бесчастнов Н. П.

Графика натюрморта : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. дипломир. специалистов «Художеств, проектирование изделий текстил. и лег. пром-сти» / Н.П. Бесчастнов. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 255 с

Так же в ней есть

ЖАНР НАТЮРМОРТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.

1. Западноевропейский натюрморт

2. Русский натюрморт. Становление и развитие

3. Российский натюрморт последней четверти XX в

4. Натюрморт в искусстве стран Дальневосточного региона

Но это целых 40 страниц, так что не буду =)

О становлении читайте в яндексе словаре…


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22006. Швейцария в XVI в. 52.5 KB
  Торговля содействовала развитию кредита так как Цвингли и Кальвин отвергли запрет . Ульрих Цвингли 14841531 сын сельского старосты окончил латинскую школу в Берне в Базельском и Венском университетах связан с Эразмом магистр свободных искусств увлекался гуманистическими штудиями. У Цвингли не было ничего из мистического созерцания Лютера. Цвингли свои взгляды изложил в 67 тезисах 1523 г.
22007. Япония в III-VIII –XII вв. 64 KB
  Заселение овов Японии началось давно. в Японии образовался племенной союз занимавший ов Кюсю или по мнению других южную часть ова Хонсю провинции Ямато Коти Эцу. По синтоизму – японская нация ведет свое происхождение от богиги Солнца Аматэрасу потомком которой был легендарный император Японии Дзиммутэнно 660 г. Особенность исторического развития Японии состоит в том что первобытнообщинный строй трансформировался в феодальный минуя рабовладельческий.
22008. Япония в XIV-XVI вв. 78 KB
  Таким образом появление новой сёгунской династии не означало централизации страны. Вся остальная часть страны находилась в руках местных феодалов. Посевы хлопчатника до этого сеяли эту культуру только в южной части страны появились и в восточной части страны. Встал вопрос об объединении страны.
22009. Международные отношения в средние века. Итальянские войны 116.5 KB
  Примером является империя Карла V. Таким образом накануне похода Карла VIII Италия разделилась на 2 лагеря – Милан Венеция Рим – с одной стороны и Неаполь Флоренция – с другой. Флорентийцы восстали и изгнали Медичи Флоренция встретила Карла VIII не как завоевателя а как союзника хотя и пришлось выполнить ряд тяжелых условий – выплатить 120. Задача флорентийского правительства Пьетро Каппони видело главную задачу в том чтобы скорее выпроводить Карла VIII из Флоренции и из Тосканы.
22010. Нидерландская буржуазная революция 133 KB
  Расширялось стойловое содержание скота Голландия а ломовые лошади из Голландии Фрисландии Зеландии шли даже на экспорт. они исполнялись с непреклонной жестокостью и среди уголовных приговоров суда Голландии 2030х гг. Флот одной Голландии в 60 г. Среди городов Голландии на первое место постепенно выдвигается Амстердам по объемам морского флота мореходства рыболовства он перегнал все остальные города.
22011. Османская империя в XIII-первой половине XVII вв. 94 KB
  Расцвет военно-политического могущества Османской империи. Будой была включена в состав Османской империи. Второй соперник Ирана – Египет в контроле над торговыми путями перестал существовать как самостоятельное государство его территории были включены в состав империи. Социальноэкономическое развитие Османской империи определялось прежде всего тем что в рамках этого государства все еще продолжался процесс феодализации и вплоть до XVII в.
22013. Позднее средневековье, или раннее новое время 140 KB
  К началу XVI в. Через французский и немецкий языки слово инженер проникло в Россию в XVII в. Но все же XVI век несмотря на многочисленные технические находки и нововведения еще не был отмечен подлинной технической и технологической революцией.
22014. Позднесредневековый Иран 62 KB
  Запустевшие и заброшенные земли были отданы на льготных условиях землевладельцам с обязательством заселить и обрабатывать их. Знать захватывала земли у мелких феодалов либо путем прямого захвата и насилия либо путем судебных процессов. участок обрабатываемый в течение сезона упряжкой волов мера земли разного размера для разных местностей в ср.000 федданов земли.