47082

Структура и особенности философского знания

Доклад

Логика и философия

Важной структурной характеристикой философии является ее иерархичность которая представлена по крайней мере тремя структурными уровнями: 1 формы бытия философии 2 дисциплинарное строение форм бытия философии 3 логическая структура философского знания. Рассмотрим последовательно каждый из этих структурных уровней философии. Первый структурный уровень философии представлен ее формами бытия среди которых выделяют художественную религиозную и научную. В научнотеоретической форме философия выступает в позитивизме и диалектическом...

Русский

2013-12-01

54 KB

13 чел.

Структура и особенности философского знания

Философия представляет собой специфическое духовное образование. По мере своего развития она все больше превращается в сложноорганизованную и структурированную систему знаний. Важной структурной характеристикой философии является ее иерархичность, которая представлена, по крайней мере, тремя структурными уровнями: 1) формы бытия философии, 2) дисциплинарное строение форм бытия философии, 3) логическая структура философского знания. Рассмотрим последовательно каждый из этих структурных уровней философии.

Первый структурный уровень философии представлен ее формами бытия, среди которых выделяют художественную, религиозную и научную. В своем творческом порыве философия не стесняет себя никакими формами и может одинаково успешно выступать и в роскошном поэтическом одеянии, и в религиозном облачении, и в строгом облике науки. Хотя философия и не наука, но научна, не искусство, но художественна, не религия, но в ней наличествуют элементы религиозности. В научно-теоретической форме философия выступает в позитивизме и диалектическом материализме, что же касается религиозной формы бытия философии, то в наиболее явном виде она представлена в неотомизме. В художественной форме она выступает в диалогах Платона, в «Фаусте» И.В. Гете, в романах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, а также в произведениях А. Камю, Ж-П. Сартра, в картинах А. Рублева, в фильмах А. Тарковского. Разумеется, этими формами бытие философии не может быть исчерпано ни сегодня, ни в будущем, но они выступают в качестве важных структурообразующих факторов.

Вторым структурным уровнем философии является дисциплинарная структура ее форм бытия, которая наиболее разработана в научной философии. В истории философии проблема структурирования решалась в тесной связи с пониманием самой философии. Дисциплинарный образ философии впервые в античности был представлен Аристотелем. Философия подразделялась им на теоретическую (первая философия, математика, физика), практическую (этика, экономика, политика) и творческую (поэтика, риторика). Позднее стоики делили единую философию на другие части - логику, физику и этику. Этическое учение имело у них основополагающее значение, а первые две части при всей их важности все же предваряли, подготавливали основные, смысложизненные положения о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру.

Новоевропейская мысль предложила иную интерпретацию научно-философского знания, выдвинув новый образ философии и новое понимание ее структуры. «Органицистское» понимание структуры философии предложил Декарт, который писал: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике». В дальнейшем метафизика, занимавшая ведущее место в структуре философского знания, была либо вовсе отброшена, либо трансформирована в логику. То, что именовалось физикой, получило в дальнейшем название онтологии, а механика и медицина приобрели статус специальных наук.

Благодаря работам Канта углубленную разработку и развитие получила теория познания, названная впоследствии гносеологией. Всеобъемлющей для своего времени была система философского знания, предложенная Гегелем. В «Энциклопедии философских наук» и других своих работах он выделил три основные части философского знания: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа. Более частными структурными компонентами философии у Гегеля являются философия права, философия истории, философии религии, эстетика, история философии. Вместе с тем он отождествил такие классические части философии как учение о бытии, учение о познании и логика.

Начиная с неокантианства в качестве важнейшей части философии выделяется учение о ценностях (аксиология). Осознание особенностей бытия человека, его особой предметности приводит к выделению философской антропологии, ставшей в конце ХХ столетия центром приложения усилий многих мыслителей.

В отечественной философии длительное время структура философского знания, по известным причинам, исследовалась в рамках марксистской философии. В качестве структурного ядра здесь выделялись диалектический и исторический материализм. Причем диалектика рассматривалась как теория познания и логика. Наряду с ними в структуру марксистской философии включались этика, эстетика, научный атеизм, философские вопросы естествознания, история философии, а позднее - философская антропология, аксиология, философия техники, философия права.

Таким образом, структура философии как науки предстает перед нами в виде нелинейного ряда дисциплин, объединенных в единое целое. Можно предположить, что в связи с дальнейшим увеличением философской проблематики, с процессами дифференциации и интеграции знаний будет увеличиваться количество философских дисциплин, имеющих относительно самостоятельный статус.

Третий структурный уровень философии - логическая структура философского знания. Научная философия является системой развивающихся знаний, в основе которых лежат принципы, законы и категории. Принципы философии подразделяются на теоретические и методологические. К первым можно отнести принципы развития, связи, конкретности, материального единства мира и т.д. Методологические принципы выступают как правила-нормы, регулятивы, включающие принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, первичности и вторичности, триадичности, многомерности и т.д.

Законы диалектики подразделяются на общие и специфические. К общим относятся законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и обратно, отрицания отрицания. В специфических законах познания находит свое отражение структура взаимодействия субъекта и объекта в процессе практически-преобразовательной деятельности людей. К ним относятся законы, фиксируемые в парных категориях: сущность и явление, необходимость и случайность, причина и следствие и т.д.

Категории - это наиболее общие философские понятия. Вне и помимо категорий нет ни законов, ни методологических положений, ни принципов. Каждая философская категория, отражающая какую-либо всеобщую сторону действительности, имплицитно содержит в себе и закон. В законе делается акцент на самом решении, а в категориях - на носителях, сторонах этого отношения. Наряду с названными категориями диалектики, образующими специфические законы, имеются и иные категории.

В философии встречаются самостоятельные одиночные категории (отражение), группы категорий, состоящих из полярных пар (сущность и явление, содержание и форма), из трех категорий (единичное - особенное - общее), из четырех категорий (тождество - различие - противоположность - противоречие), из пяти категорий (качество - свойство - количество - мера - скачок) и т.д. Таким образом, можно говорить не о линейном, а многомерном расположении категорий диалектики и эта их структура является отражением структуры свойств объективной реальности. Отношение же между структурными уровнями философского знания в целом таково, что высшие уровни включают в себя компоненты нижележащих уровней, трансформируют их. Причем философские категории приобретают разный смысл в различных философских учениях научной или религиозной ориентации.

При выяснении природы философского знания большое значение имеет его рассмотрение в контексте всей культуры и практики, выявление особенностей философского познания, философского подхода к миру по сравнению с другими видами его духовного освоения (научным, художественно-эстетическим, религиозным и т.д.). Диапазон трактовок природы философского знания необычайно широк: от полного отрицания всякой познавательной и мировоззренческой значимости философии (аналитическая философия) до попыток представить философию в качестве того мистического первоисточника, который якобы способен спасти буржуазную культуру (экзистенциализм).

Представление о качественном своеобразии философского познания и знания зародилось вместе с философией. Вначале специфика философии понималась как ее отличие от повседневного, а также практического знания. Прежде всего это своеобразие философской формы знания усматривалось в умозрительном способе рассуждения, при котором знание образовывалось путем логического вывода.

В дальнейшем специфика философского знания обычно определялась путем отличия его от частнонаучного знания. В качестве исходного пункта такого исследования брался период симбиоза философского и частнонаучного знания, который являла собой натурфилософия. Из этой нерасчлененной системы знания, противостоящей мифологии и обыденному сознанию, выделились философия и наука со своими предметами, методами и типами знаний.

Философия и частные науки подходят к познанию мира с точки зрения разных познавательных задач, рассматривают его в разных аспектах и «понятийных» срезах. Прежде всего они различаются по степени общности, по различному - частичному или целостному - охвату действительности.

Отличие философского знания от научного заключается не только в предельной абстрактности философских положений, но прежде всего в предпосылках, целях философской теории, в предмете и методе философии. Специфику философии видят также в особой философской аргументации и доказательстве, в особенности ее методов. Вместе с тем философия не только знание, но и мудрость.

Особенности философской теории проявляются и в ее отношении к своей собственной истории. В отличие от науки, философия постоянно возвращается, казалось бы, к давно уже решенным проблемам. В связи с этим философам очень важно знать не только современное состояние проблем, но и их историю. Знание истории философии органически входит в состав философского знания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46874. Инфильтративный туберкулез 34 KB
  Локальная симптоматика при круглых инфильтратах зависит от его расположения в легочной ткани и от фазы течения процесса. При залегании инфильтрата в глубине легочной ткани ни перкуторно ни аускультативно обнаружить его не удается. При локализации инфильтрата в субплевральной зоне легкого и возникновении воспаления в подлежащих отделах плевры тихая перкуссия обнаруживает укорочение перкуторного звука а аускультация ослабленное жесткое дыхание иногда и шум трения плевры над инфильтратом. В морфологической структуре облаковидного...
46875. Условие устойчивости для явных разностных схем 34.16 KB
  3 Условие устойчивости для явных разностных схем. Условие устойчивости показывает что изменения шагов дискретизации по разным независимым переменным должны быть согласованы для получения требуемой точности. Условие устойчивости существует для любой явной разностной схемы и оно определяется уравнением и схемой.8 условие устойчивости имеет вид 9.
46876. Уплата акциза при реализации 34.5 KB
  Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем
46877. Поняття практики, її форми та роль в пізнанні 34.5 KB
  Поняття практики її форми та роль в пізнанні Поняття Практика походить від грецького слова праксис що в перекладі означає діяння активність діяльність. Практика це діяльність за допомогою якої людина змінює перетворює світ.Під практикою перш за все розуміється сукупна діяльність людства весь його досвід у процесі історичного розвитку. Як за своїм змістом так і за способом реалізації практична діяльність має суспільний характер і виступає як цілісна система дій є способом суспільного буття людини та специфічною формою його...
46880. Политико-правовые проблемы отношений центра и регионов в современной России 34.5 KB
  Этапы развития федер. Реальные процессы федерализации начались во 2ой пол. 1 этап развития федер.целостность было принято решение подписать федерый договор.
46881. Леонтьев А.Н. «К теории развития психики ребенка» 34.5 KB
  К теории развития психики ребенка.В ходе развития ребенка изменяется место которое он занимает в системе человеческих отношений.Все другие люди отношения к которым опосредованы для ребенка отношениями устанавливающимися в первом круге. Перестраивается система отношений; появляется общественная функция роль ребенка.