47082

Структура и особенности философского знания

Доклад

Логика и философия

Важной структурной характеристикой философии является ее иерархичность которая представлена по крайней мере тремя структурными уровнями: 1 формы бытия философии 2 дисциплинарное строение форм бытия философии 3 логическая структура философского знания. Рассмотрим последовательно каждый из этих структурных уровней философии. Первый структурный уровень философии представлен ее формами бытия среди которых выделяют художественную религиозную и научную. В научнотеоретической форме философия выступает в позитивизме и диалектическом...

Русский

2013-12-01

54 KB

13 чел.

Структура и особенности философского знания

Философия представляет собой специфическое духовное образование. По мере своего развития она все больше превращается в сложноорганизованную и структурированную систему знаний. Важной структурной характеристикой философии является ее иерархичность, которая представлена, по крайней мере, тремя структурными уровнями: 1) формы бытия философии, 2) дисциплинарное строение форм бытия философии, 3) логическая структура философского знания. Рассмотрим последовательно каждый из этих структурных уровней философии.

Первый структурный уровень философии представлен ее формами бытия, среди которых выделяют художественную, религиозную и научную. В своем творческом порыве философия не стесняет себя никакими формами и может одинаково успешно выступать и в роскошном поэтическом одеянии, и в религиозном облачении, и в строгом облике науки. Хотя философия и не наука, но научна, не искусство, но художественна, не религия, но в ней наличествуют элементы религиозности. В научно-теоретической форме философия выступает в позитивизме и диалектическом материализме, что же касается религиозной формы бытия философии, то в наиболее явном виде она представлена в неотомизме. В художественной форме она выступает в диалогах Платона, в «Фаусте» И.В. Гете, в романах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, а также в произведениях А. Камю, Ж-П. Сартра, в картинах А. Рублева, в фильмах А. Тарковского. Разумеется, этими формами бытие философии не может быть исчерпано ни сегодня, ни в будущем, но они выступают в качестве важных структурообразующих факторов.

Вторым структурным уровнем философии является дисциплинарная структура ее форм бытия, которая наиболее разработана в научной философии. В истории философии проблема структурирования решалась в тесной связи с пониманием самой философии. Дисциплинарный образ философии впервые в античности был представлен Аристотелем. Философия подразделялась им на теоретическую (первая философия, математика, физика), практическую (этика, экономика, политика) и творческую (поэтика, риторика). Позднее стоики делили единую философию на другие части - логику, физику и этику. Этическое учение имело у них основополагающее значение, а первые две части при всей их важности все же предваряли, подготавливали основные, смысложизненные положения о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру.

Новоевропейская мысль предложила иную интерпретацию научно-философского знания, выдвинув новый образ философии и новое понимание ее структуры. «Органицистское» понимание структуры философии предложил Декарт, который писал: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике». В дальнейшем метафизика, занимавшая ведущее место в структуре философского знания, была либо вовсе отброшена, либо трансформирована в логику. То, что именовалось физикой, получило в дальнейшем название онтологии, а механика и медицина приобрели статус специальных наук.

Благодаря работам Канта углубленную разработку и развитие получила теория познания, названная впоследствии гносеологией. Всеобъемлющей для своего времени была система философского знания, предложенная Гегелем. В «Энциклопедии философских наук» и других своих работах он выделил три основные части философского знания: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа. Более частными структурными компонентами философии у Гегеля являются философия права, философия истории, философии религии, эстетика, история философии. Вместе с тем он отождествил такие классические части философии как учение о бытии, учение о познании и логика.

Начиная с неокантианства в качестве важнейшей части философии выделяется учение о ценностях (аксиология). Осознание особенностей бытия человека, его особой предметности приводит к выделению философской антропологии, ставшей в конце ХХ столетия центром приложения усилий многих мыслителей.

В отечественной философии длительное время структура философского знания, по известным причинам, исследовалась в рамках марксистской философии. В качестве структурного ядра здесь выделялись диалектический и исторический материализм. Причем диалектика рассматривалась как теория познания и логика. Наряду с ними в структуру марксистской философии включались этика, эстетика, научный атеизм, философские вопросы естествознания, история философии, а позднее - философская антропология, аксиология, философия техники, философия права.

Таким образом, структура философии как науки предстает перед нами в виде нелинейного ряда дисциплин, объединенных в единое целое. Можно предположить, что в связи с дальнейшим увеличением философской проблематики, с процессами дифференциации и интеграции знаний будет увеличиваться количество философских дисциплин, имеющих относительно самостоятельный статус.

Третий структурный уровень философии - логическая структура философского знания. Научная философия является системой развивающихся знаний, в основе которых лежат принципы, законы и категории. Принципы философии подразделяются на теоретические и методологические. К первым можно отнести принципы развития, связи, конкретности, материального единства мира и т.д. Методологические принципы выступают как правила-нормы, регулятивы, включающие принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, первичности и вторичности, триадичности, многомерности и т.д.

Законы диалектики подразделяются на общие и специфические. К общим относятся законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и обратно, отрицания отрицания. В специфических законах познания находит свое отражение структура взаимодействия субъекта и объекта в процессе практически-преобразовательной деятельности людей. К ним относятся законы, фиксируемые в парных категориях: сущность и явление, необходимость и случайность, причина и следствие и т.д.

Категории - это наиболее общие философские понятия. Вне и помимо категорий нет ни законов, ни методологических положений, ни принципов. Каждая философская категория, отражающая какую-либо всеобщую сторону действительности, имплицитно содержит в себе и закон. В законе делается акцент на самом решении, а в категориях - на носителях, сторонах этого отношения. Наряду с названными категориями диалектики, образующими специфические законы, имеются и иные категории.

В философии встречаются самостоятельные одиночные категории (отражение), группы категорий, состоящих из полярных пар (сущность и явление, содержание и форма), из трех категорий (единичное - особенное - общее), из четырех категорий (тождество - различие - противоположность - противоречие), из пяти категорий (качество - свойство - количество - мера - скачок) и т.д. Таким образом, можно говорить не о линейном, а многомерном расположении категорий диалектики и эта их структура является отражением структуры свойств объективной реальности. Отношение же между структурными уровнями философского знания в целом таково, что высшие уровни включают в себя компоненты нижележащих уровней, трансформируют их. Причем философские категории приобретают разный смысл в различных философских учениях научной или религиозной ориентации.

При выяснении природы философского знания большое значение имеет его рассмотрение в контексте всей культуры и практики, выявление особенностей философского познания, философского подхода к миру по сравнению с другими видами его духовного освоения (научным, художественно-эстетическим, религиозным и т.д.). Диапазон трактовок природы философского знания необычайно широк: от полного отрицания всякой познавательной и мировоззренческой значимости философии (аналитическая философия) до попыток представить философию в качестве того мистического первоисточника, который якобы способен спасти буржуазную культуру (экзистенциализм).

Представление о качественном своеобразии философского познания и знания зародилось вместе с философией. Вначале специфика философии понималась как ее отличие от повседневного, а также практического знания. Прежде всего это своеобразие философской формы знания усматривалось в умозрительном способе рассуждения, при котором знание образовывалось путем логического вывода.

В дальнейшем специфика философского знания обычно определялась путем отличия его от частнонаучного знания. В качестве исходного пункта такого исследования брался период симбиоза философского и частнонаучного знания, который являла собой натурфилософия. Из этой нерасчлененной системы знания, противостоящей мифологии и обыденному сознанию, выделились философия и наука со своими предметами, методами и типами знаний.

Философия и частные науки подходят к познанию мира с точки зрения разных познавательных задач, рассматривают его в разных аспектах и «понятийных» срезах. Прежде всего они различаются по степени общности, по различному - частичному или целостному - охвату действительности.

Отличие философского знания от научного заключается не только в предельной абстрактности философских положений, но прежде всего в предпосылках, целях философской теории, в предмете и методе философии. Специфику философии видят также в особой философской аргументации и доказательстве, в особенности ее методов. Вместе с тем философия не только знание, но и мудрость.

Особенности философской теории проявляются и в ее отношении к своей собственной истории. В отличие от науки, философия постоянно возвращается, казалось бы, к давно уже решенным проблемам. В связи с этим философам очень важно знать не только современное состояние проблем, но и их историю. Знание истории философии органически входит в состав философского знания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27635. Нормы статей 83 KB
  Ее целями являются: защита уголовноправовыми средствами правил охраны окружающей среды установленного нормативноправовыми актами порядка деятельности связанной с использованием природных ресурсов или воздействием на состояние и качество окружающей среды защита экологических прав и интересов граждан обеспечение экологической безопасности населения и территорий предотвращение уничтожения гибели объектов природы ухудшения качества окружающей среды. В главе 26 УК установлена ответственность за посягательства которые заключаются ...
27636. Объект преступления - неприкосновенность компьютерной информации 46.5 KB
  информации на машинном носителе в электронновычислительной машине ЭВМ системе ЭВМ или их сети если это деяние повлекло уничтожение блокирование модификацию либо копирование информации нарушение работы ЭВМ системы ЭВМ или их сети. Под компьютером понимается электронновычислительная машина ЭВМ или в переводе на русский язык вычислитель. Под компьютеризацией понимается широкое внедрение ЭВМ компьютеров в различные сферы человеческой деятельности. Специалисты в области компьютерной техники могут незаконно вмешиваться в созданные...
27638. Общие начала назначения уголовного наказания. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств 152.5 KB
  Общие начала назначения уголовного наказания. Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств. Общие начала назначения наказания это принципиальные основные положения которыми должен руководствоваться суд при назначении наказания лицу признанному виновным в совершении преступления. Законодатель выделяет следующие основные начала назначения наказания: 1 наказание должно быть справедливымт.
27640. Понятие и характеристика убийства при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст. 105 УК) 32 KB
  Убийство при отягчающих обстоятельствах характеризуется наличием квалифицирующих признаков того или иного элемента состава преступления объекта субъективной объективной сторон. Квалифицирующие признаки объекта: это пункты а б в г ст. Для квалификации по п. Квация по п.
27641. Понятие квалификации преступлении, ее этапы. Конкуренция уголовно-правовых норм, ее виды 30 KB
  Квалифицировать преступления значит дать ему юридическую оценку указать уголовноправовую норму предусматривающую это деяние. В юридических документах квалификация преступления выражается в виде ссылки на соответствующую статью УК или несколько статей. Квалификация преступления это точная уголовноправовая оценка конкретного общественно опасного деяния. Понятие квалификации имеет два взаимосвязанных значения: 1 процесс установления признаков состава преступления в деянии лица; 2 результат этого процесса т.