47083

Технология книгораспространения за рубежом. Материально-техническое оснащение и каналы книгораспространения зарубежного книгораспространения. Национальные и международные книжные выставки и ярмарки. Международные контакты России в сфере книгораспространен

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Любое издательство даже самое малое выпускает ежегодно 2–3 каталога: рекламный событийный для ярмарки перспективный план выпуска сводный все выпущенные книги. Участники подают заявки на заинтересовавшие книги на полгода вперед. Магазины обращаются с заявками на книги к книгораспространителю который обслуживает нужное издательство. Книги закупает в свою собственность и рассчитывается за них до реализации.

Русский

2013-12-01

54 KB

44 чел.


Технология книгораспространения за рубежом. Материально-техническое оснащение и каналы книгораспространения зарубежного книгораспространения. Национальные и международные книжные выставки и ярмарки. Международные контакты России в сфере книгораспространения.

Зарубежные способы информирования книготорговцев о продукции издательств

Издательские каталоги. Любое издательство, даже самое малое, выпускает ежегодно 2–3 каталога: рекламный, событийный (для ярмарки), перспективный (план выпуска), сводный (все выпущенные книги).

Текущая книготорговая библиография. Публикуется в профессиональных журналах и является максимально оперативной (еженедельно, реже ежемесячно). Книга, не попавшая в книготорговую библиографию, заказываться не будет, даже если ее усиленно рекламировать.

Национальные указатели книг в наличии и в продаже (Books in print). Сводные каталоги всех издательств страны, содержащие сведения обо всех изданиях, находящихся в данный момент на рынке (только что вышедших, вышедших в течение года или несколько лет назад, но имеющихся в наличии). По указателям можно заказать любую книгу.

Национальная библиография. Позволяет узнать, выходила ли когда-либо книга в данной стране, сколько раз, когда впервые, в каких издательствах. Публикуется ежегодно на основе обязательных экземпляров, поступающих в национальные библиотеки.

Автоматизированные системы телезаказа (телеордеринг). Существуют помимо электронных версий вышеперечисленных источников. Общенациональные системы библиографической информации о вновь выходящих книгах и об имеющихся в продаже. Издательства и книжные магазины имеют доступ к базам в диалоговом режиме. При вводе ISBN или штрих-кода нужного издания система найдет издательство, оптовика или дистрибьютера, оформит заявку и счет-фактуру.

Издательские агенты-представители. Коммивояжеры регулярно объезжают книжные магазины, знакомят с новинками издательства и собирают заявки. В ряде стран есть крупные специализированные агентские фирмы с большим штатом представителей.

Национальные книжные ярмарки. Важнейшую роль играют в США (2 раза в год, весной и осенью) благодаря издательской традиции планировать выпуск на год вперед. Участники подают заявки на заинтересовавшие книги на полгода вперед.

Постоянно действующий заказ (standing order). Бессрочный договор, заключаемый издательством с постоянными партнерами, о поставке 1–3 каждого нового издания (тематику можно ограничить).

Фирмы промежуточного звена

Книгораспространители-дистрибьютеры. Работают с издательствами на основе долгосрочных (бессрочных соглашений). Издательство, как правило, пользуется услугами только одного книгораспространителя. Он не определяет свой ассортимент, поддерживая весь ассортимент обслуживаемых издательств. Работает с процента (обычно комиссия составляет 15 %). Магазины обращаются с заявками на книги к книгораспространителю, который обслуживает нужное издательство. Он складирует продукцию, ведет ее учет, собирает заявки от магазинов, обрабатывает и реализует, проводит расчеты между магазином и издательством, оформляет всю документацию, принимает и обарбатывают возвраты. Обычно книгораспространители входят в состав крупных издательских объединений.

Оптовики. Это обычно самостоятельные торговые фирмы. Не связаны с издательствами никакими договорами. Сами определяют свой ассортимент. Книги закупает в свою собственность и рассчитывается за них до реализации. Пользуются большей скидкой, нежели книгораспространители, но издательствам выгоден мгновенный расчет.

На национальном рынке доминирует, как правило, один тип торговли. В Германии именно оптовики реализуют ежедневные заявки магазинов, а книгораспространители выполняют неоперативные сезонные заявки большими партиями. Во Франции, Италии, Испании основную массу заявок реализуют книгораспространители. Оптовики, как правило, провинциальные отделения крупных книгораспространительских фирм, обслуживающие мелкие торговые точки, которые не делают ежедневных заявок.

При экспортно-импортных поставках между странами с тесными связями импортная книжная продукция продается на тех же условиях, что и собственная. В других случаях действуют большие скидки (до 65 %), и книгораспространители и оптовики предлагают примерно одинаковые условия.

Транспортировка книг. Осуществляется крупнейшими оптовыми и книгораспространительскими фирмами. Обычно контейнеры с заказами переправляют более крупные фирмы, имеющие свой транспорт, и транспортировщиков в стране значительно меньше общего числа книгопродавцев.

Прямые продажи издательствами книг

Издательству выгода торговля без посредников. Скидка фирмам посылочной торговли составляет до 40 %, тогда как при рознице до 55 % и более. Книгоноши ходят «от двери к двери», предлагая обычно издания медленной расходимости (энциклопедии, альбомы), а также издания для детей, практические руководства и пр.

Книжные клубы. Самостоятельные коммерческие образования. Распространяют свои издания среди своих членов на 20 – 25 % дешевле, чем розница. В случае равной цены используют методы поощрения членов клуба (3-я книга в подарок и пр.). При сниженной цене продажа книги начинается спустя некоторое время со дня выпуска (обычно 9 месяцев). Книги реализуются клубами по почте или через сеть фирменных магазинов. Заказы осуществляются по специальным каталогам.

Национальные книжные салоны, ярмарки и фестивали. Проводятся почти во всех странах и могут быть городскими, провинциальными, национальными и международными. Посетители приобретают книги со стендов. Фестивали отличаются особой массовостью (Эдинбургский, Берлинский, Нью-Йоркский).

Розничная книжная торговля

На схему «издатель – книгораспространитель (дистрибьютер и/или оптовик) – магазин» приходится примерно 60–65 % товаропотока.

Традиционные (независимые) книжные магазины.

Книжные отдели супермаркетов. Один из главных конкурентов книжных магазинов. Доля в общем обороте розничной книжной торговли большинства западных стран возрастает. В борьбе с другими розничными предприятиями предлагают книги со скидкой (до 5 % и более – в США) с установленного издателем номинала. Ассортимент обычно уступает специализированным точкам продаж.

Книготорговые сети. Главная тенденция развития розничной книжной торговли на Западе. Число магазинов филиалов доходит до нескольких десятков и даже сотен, в разных городах и странах. Ниже производственные расходы и выше прибыль, чем у традиционных магазинов (за счет централизации административной, финансовой и др. служб). Также более богатый ассортимент, более широкий спектр услуг, более широкие возможности рекламы. Недостатки: в условиях олигополии (5–10 сетей на рынке) сети начинают диктовать ассортиментную и ценовую (отмена твердой цены, неограниченность скидок) политику издательствам.

Супермагазины (суперсторы). Сочетание традиционного и сетевого подходов. Крупные торговые площади, богатый ассортимент (в т.ч. аудио и видео), работа с мелкими издательствами, современные методы торговли, более высокая культура обслуживания, чем в сетевых магазинах. Супермагазины – явление американское. Следует, однако, упомянуть французскую книготорговую цепь «ФНАК» с торговыми площадями до 5–6 тыс. кв. м.

Цели и задачи международных связей:

подобрать и приобрести вышедшее за рубежом литературное произведение ас целью перевести и издать его;

продать за рубеж права на изданную книгу;

реализовать за рубежом часть тиража изданной книги;

наладить с каким-либо зарубежным издательством своего профиля постоянное сотрудничество;

разместить за рубежом заказ на какие-либо услуги для себя.

Главный способ приобрести чужую книгу для издания и уступить свою – это посетить международную книжную ярмарку.

Книжные ярмарки бывают нескольких типов. Одни из них, такие как Франкфуртская книжная ярмарка, Ярмарка детской книги в Болонье, испанский книжный салон «Либер», Лондонская международная книжная ярмарка, являются почти исключительно ярмарки прав, т.е. их основное назначение – обмениваться книжными новинками, правами на издание книг. Такие мероприятия открыты, как правило, только для специалистов, здесь не продают книг со стендов и почти не заключают сделок по поставкам тиражей.

Крупнейшая в мире книжная ярмарка – Франкфуртская. Даже те издатели, которые никуда больше не ездят, стараются все же принять в ней участие.

Второй тип – это так называемые книжные салоны, которые также могут быть международными. Крупнейшие из них – Парижский, Женевский, Брюссельский и Монреальский. К этому же типу мероприятий относятся и книжные ярмарки латиноамериканских стран. Их назначение двоякое: они являются одновременно крупными культурными и торговыми мероприятиями и ярмарками прав. Салоны открыты для публики, здесь ведется широкая продажа книг со стендов, на них приглашаются писатели, которые общаются с читателями; в то же время издатели общаются между собой и заключают контракты.

Третий тип – национальные книготорговые ярмарки с международным участием. К ним относится, прежде всего, крупнейшая американская книжная ярмарка – BookExpo America (бывшая АВА). Таким же мероприятием для Германии становится в последнее время Лейпцигская книжная ярмарка. Основное их назначение – заключение сделок о поставках тиражей книжных новинок между национальными издательствами и национальными (а также зарубежными) книготорговыми фирмами и книжными магазинами. В то же время на них заключается большое число сделок по уступке и приобретению прав.

Ярмарки всех перечисленных типов могут быть универсальными, где представлены все виды книжной продукции, или специализированными (детской, учебной, научной литературы).

Конкретные задачи посещений ярмарок могут быть такими:

заявить о себе – показать свою продукцию;

ознакомиться с продукцией потенциальных контрагентов и конкурентов;

установить или продолжить личные контакты;

выявить возможных партнеров и договориться о совместных проектах;

принять участие в конференциях и семинарах с целью обмена опытом;

заключить контракты на перевод книг;

заключить контракты об уступке прав на книги.

К ярмарке обычно начинают готовиться заранее: подбирают для экспозиции недавно вышедшие книги, готовят макеты книг, которые будут изданы, рассылают партнерам письма с предложениями о встрече.


Основные тенденции и перспективы развития мирового и отечественного книгораспространения в XXI веке. Основные тенденции развития технологии книгораспространения в современной России.

(См. 2. 19)

  1.  Основным типом розничного книготоргового предприятия станет крупный магазин, наряду с книгами торгующий периодикой, аудио- и видеопродукцией.
  2.  Книготорговые сети получат дальнейшее развитие, розничный книжный рынок будет все более монополизироваться.
  3.  Будет и далее расширяться торговля книгами в супермаркетах, ассортимент их книжных отделов станет более разнообразным.
  4.  Все более специализированной литературы будет продаваться в специализированных магазинах других товаров (изданий для детей в магазинах игрушек, книг по ветеринарии – в зоомагазинах и пр.).
  5.  Оставшиеся небольшие независимые книжные магазины будут становиться сугубо литературными, элитарными, имеющими свой круг покупателей.
  6.  Усилится тенденция создания объединений независимых книжных магазинов внутри которых магазины, оставаясь в собственности своих хозяев, будут иметь единые административные, бухгалтерские и закупочные службы.
  7.  Усилится поддержка независимых книжных магазинов как очагов культуры со стороны государства.
  8.  В сфере промежуточного звена усилится централизация.
  9.  Автоматизированная система телезаказа получит дальнейшее развитие.
  10.  Объединение систем книгораспространения стран Западной Европы, в т.ч. систем доставки.
  11.  Каждый книжный магазин будет иметь свою автоматизированную систему для учета запасов и отправки заявок в автоматическом режиме.
  12.  Автоматизация расчетов (электронные платежи).
  13.  Решение транспортной проблемы.
  14.  В России почтовый канал продажи книжных изданий получит еще большее развитие. Большие резервы в связи с книгообменом со странами СНГ и дальнего зарубежья. Присоединившись в 1994 г. к Флорентийскому соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протоколу к нему, Россия взяла на себя обязательство беспошлинного обмена книгами.
  15.  Торговая деятельность коммивояжеров в России с успехом может развиваться при точном соблюдении налогового, торгового законодательства.
  16.  В России по мере нормализации книготоргового опта объем розничной реализации продукции издательством будет, видимо, снижаться, но этот канал все же не утратит своего значения.
  17.  Российские ассоциации издателей и книготорговцев будут стремиться к соглашениям о единых ценах на большинство книг.

На начальной стадии перехода России к рынку в определенной мере можно было оправдать повсеместное тяготение к работе со свободными наценками в целях освоения рынка, расширения ассортимента, получения необходимых оборотных средств. Теперь становится все более целесообразным расстраивать возможность постепенного, по мере готовности перехода к фиксированным оптовым и розничным ценам и торговым скидкам, размеры которых могут устанавливаться по договоренности между поставщиками, оптовыми и розничными книготорговыми организациями. Такой подход к торговле позволит сделать книжный рынок корпоративным, более эффективным, обеспечить его вхождение во всемирный книжный рынок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47724. Учебно-методический комплекс. Общая социология 832 KB
  Данный курс занимает ведущее место в профессиональной подготовке выпускника, служит основой для дальнейшей профессиональной специализации студентов, самостоятельного изучения им различных проблем теоретической социологии и проведения специальных научных исследований
47725. Учебно-методический комплекс. Психология 181 KB
  Всем этим занимается психология которая с момента возникновения одновременно является наукой искусством и верой. Содержание курса Психология имеет междисциплинарный характер объединяя философско – теоретические гуманистические и практические подходы к психологии; раскрывается через систему понятий: психология психика психическое отражение поведение высшая нервная деятельность межличностные отношения креативность сознание самосознание самопознание самооценка самость. Главные задачи курса Психология: 1 Выделить и по...
47726. Учебно-методический комплекс. Стилистика (английский язык) 112 KB
  Кафедрой английского языка и методики обучения английскому языку Рецензент – С.Савина кандидат филологических наук доцент заведующая кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку ВятГГУ Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры английского языка и методики обучения английскому языку 6 марта 2007 г. Центральное место в учебной дисциплине Стилистика занимает изучение выразительных средств и стилистических возможностей...
47727. Учебно-методический комплекс. Социология 503 KB
  На основе полученных знаний студент должен уметь: Использовать разнообразные методы исследования для анализа проблем управления человеческими ресурсами организации; применять рекомендации полученные в ходе управленческих обследований для регуляции среды управления человеческими ресурсами; применять выводы полученные в результате управленческих обследований для обоснованного выбора технологии управления человеческими ресурсами; использовать основные теории мотивации для решения задач повышения мотивации персонала; выбирать и...
47728. Бухгалтерский управленческий учет. Учебно-методический комплекс 2.31 MB
  Основные модели учета затрат 13 2. Управленческий учет затрат по видам и назначению 14 2. Исчисление затрат по местам формирования центрам ответственности и бюджетирования 15 2. Учет и распределение затрат по объектам калькулирования 16 2.
47729. Step up. Иностранный язык (английский). Учебно-методическое пособие 902 KB
  Данное учебно-методическое пособие предназначено для обучения английскому языку студентов 1 курса естественнонаучных специальностей и направлений. Пособие ориентировано на студентов, не изучавших английский язык ранее. Основная цель пособия – формирование базовых грамматических и речевых навыков.
47730. Snapshots of english-speaking countries. Учебно-методическое пособие 714 KB
  Most of these countries are former British territories. Even more widely English is studied and used as a foreign language. Half of the world’s scientific literature is in English. It is the language of automation and computer technology, the major language of diplomacy and bussines
47732. Педагогика. Учебно-методический комплекс 1.02 MB
  Кафедра педагогики Педагогика Учебно-методический комплекс дисциплины учебно-методический комплекс дисциплины Теория обучения Автор-составитель: Е. Учебно-методический комплекс дисциплины Теория обучения разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Дисциплина Теория обучения включена в курс педагогики.