47085

Сущность, виды и функции налогов. Принципы налогообложения

Контрольная

Налоговое регулирование и страхование

Деньги их функции. Деньги это особый общественнопризнанный товар всеобщий эквивалент. На современном уровне деньги активы общественные средства платежа служащие средством обращения единицей счета и средством накопления. Экономическая сущность и роль денег проявляется в их функциях: Деньги мера стоимости деньгами можно измерять стоимость любого товара т.

Русский

2013-12-01

57 KB

9 чел.

Сущность, виды и функции налогов. Принципы налогообложения.

Под налогом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Совокупность взимаемых в гос-ве налогов, сборов, пошлин и других платежей образуют налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Налоги бывают двух видов. Первый - налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд зарплаты и рабочую силу (так называемые налоги: социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др. Они взымаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Это налоги косвенные. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

К основным налогам относят: 1) индивидуальный подоходный налог; 2) налог на прибыль корпораций (фирм, предприятий); 3) социальные взносы; 4) поимущественные налоги; 5) налоги на товары и услуги.

Налоговые платежи поступают в центральный и местные бюджеты. Отсюда деление налогов на центральные (федеральные) и местные. Законодательством страны устанавливается определенный порядок распределения налоговых платежей.

Величина налоговой суммы (т.н. налогового бремени) зависит прежде всего от размеров прибыли фирм, корпораций.

Современные принципы налогообложения таковы: 1) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов; 2) необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер; 3) обязательность уплаты налогов; 4) система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги; 5) налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям; 6) налоговая система должна обеспечивать перераспределения создаваемого ВНП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы ее можно назвать налогооблогаемым доходом (прибылью).

Налогооблогаемый доход (прибыль) равен разности между объемом получаемого дохода (прибыли) и налоговыми льготами (устанавливаются законодательством).

Распространены следующие виды налоговых льгот:

а) необлогаемый минимум объекта налога;

б) изъятие из обложения определенных элементов объекта налога(например, затрат на НИОКР);

в) освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; г) понижение налоговых ставок;

д) вычет из налоговой базы (налоговый вычет);

е) налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение налога на определенную величину.

Та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (нормой налогообложения). Различают минимальные, максимальные и средние налоговые ставки.

Налоги выполняют три важнейших функции: 1) обеспечение финансирования государственных расходов (фиксальная); 2)

 30. Деньги, их функции. Монетаризм.

Деньги - это особый, общественно-признанный товар - всеобщий эквивалент. На современном уровне деньги - активы, общественные средства платежа, служащие средством обращения, единицей счета и средством накопления.

Экономическая сущность и роль денег проявляется в их функциях:

  1.  Деньги – мера стоимости (деньгами можно измерять стоимость любого товара, т.к. деньги сами имеют стоимость).
  2.  Деньги – средство обращения (товар или услуга оплачиваются одновременно с их получением, акт купли и продажи не разделены временем).
  3.  Деньги – средство платежа (если оплата товара или услуги осуществляется через определенное время).
  4.  Деньги – средство накопления (когда для их собственника они останавливают движение, т.е. не используются во всех других функциях).
  5.  Деньги, используемые для международных расчетов, называются мировыми деньгами.

Закон денежного обращения: количество денег, находящихся в обращении, должно быть таким, чтобы оно могло бы обеспечить регулярное движение товаров, не изменяя их цены.

Деньги, как важнейшая макроэкономическая категория, позволяют анализировать инфляционные процессы, циклические колебания, механизм движения равновесия в экономике, согласованность работы товарного и денежного рынков и т.д.

Денежное обращение – движение денег, опосредующее оьорот товаров и услуг. Закон денежного обращения: количество денег, находящихся в обращении, должно быть таким, чтобы оно могло бы обеспечить регулярное движение товаров, не изменяя их цены. Формой организации денежного обращения в стране является денежная система.

 Денежная система - исторически сложившаяся система организации денежного обращения, закрепленная национальным законодательством. Основными ее элементами являются национальная денежная единица, виды денег, масштаб цен, порядок эмиссии и обращения денег, а также госаппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения.

Под предложением денег понимается общее кол-во денег, находящееся в обращении. Оно складывается из нескольких составляющих, называемых денежными агрегатами, которые служат измерителями денежном массы в обращении ..

Денежная масса - совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.

Наличные средства - бумажные деньги и мелкая разменная монета. Но основная масса сделок осуществляется в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов, т.е. безналичными деньгами

Реально предложение денег зависит от целей, которые ставятся денежно-кредитной системой государства. Такой целью могут быть: поддержание неизменной массы денег в обращении; поддержание фиксированной ставки процента; изменение и количества денег в обращении и нормы процента.

Деньги обладают покупательной способностью, которая находится в обратной пропорциональной зависимости от уровня цен. В условиях инфляции она значительно падает и деньги по сути перестают быть средством обращения. Для обеспечения стабильности государство проводит разумную фискальную политику и эффективный контроль за предложением денег.

Спрос на деньги формируется во всех секторах экономики. Это количество денег, которое население и предприниматели хотели бы иметь в своем распоряжении в настоящий момент в зависимости от имеющегося уровня доходов и ставки процента. Спрос на деньги обусловливается двумя основными причинами. Первая состоит в том, что люди нуждаются в деньгах как в средстве обращения, а вторая вытекает из функции денег как средства сбережения.

Теоретически анализ спроса на деньги и изучение условий равновесия на рынке привели к возникновения двух основополагающих школ в этом вопросе и соответственно к разработке двух базисных макроэкономических моделей: монетаристской и кейнсианской.

Монетаристская модель унаследовала основные постулаты количественной теории денег: возникшей еще в 18 в. Основные идеи этой теории были

 31. Мировая валютная система.

Мировая валютная система есть, во-первых, совокупность валют различных стран в их количественном и качественном отношениях (курсы, паритеты); во-вторых, это система международных расчетов и валютных отношений; в-третьих, совокупность валютных институтов государств (банки, министерства) и надгосударственных организаций (МВФ, МБРР, Всемирный банк и многие другие).

Современная валютная система мира имеет ряд характерных особенностей. Она опирается на бумажные валюты. Здесь доллар занимает доминирующее положение с 1946 года (время образования ГАТТ, МВФ, МБРР), но в связи с валютным кризисом 1968 - 1973 гг. США отказалась обеспечивать доллар золотом и тем самым подорвала валютную систему мира. Доллар все еще остается одной из устойчивых валют мира, поддерживаемый экономической мощью США, широко используется в межгосударственных расчетах и платежах. В мировой системе хозяйства сложились локальные валютные союзы и соглашения (Стерлинговый блок - с 1931 года, Европейская валютная “змея”, долларовая зона. Зона франка - 1950 г. и др.).

Мировая валютная система регулируется через МВФ, Соглашения и Зоны, используются твердые и плавающие курсы валют в определенных пределах.

В мировой валютной системе ярко выделяются три центра: США, Западная Европа, Япония.

В конце 90-х годов в мировой валютной системе все большую роль начинает играть Китай.

Конец ХХ века характеризуется острым кризисом валютного и фондового рынков. Кризисные потрясения в Юго-Восточной Азии подрывают доверие доллару, вообще к существующей мировой валютной системе и порождают тенденции к глубокому регионализму. Так, Западная Европа ввела с 1999 года единую валюту - “евро”. Это усиливает “бегство” от доллара.

Существуют различные валютные операции: немедленные (наличные); срочные, осуществляемые в течение 1-3 месяцев; арбитражные, осуществляемые в спекулятивных целях, в свою очередь делятся на простой арбитраж, т.е. проведение единичных маржевых операции, и сложный арбитраж, когда специальный отдел крупного банка постоянно отслеживает колебания курсов основных валют и дает распоряжения своим агентам в других банках продавать или покупать ту или иную валюту.

В различных странах существуют фонды валютного регулирования, как основа для валютных интервенции, или валютного демпинга.

32. Институционализм.

Развитие экономики, ее прогресс определяются не только экономическими факторами, но и другими неэкономическими названными институциями: гос-во, законодательство, традиции, общественные организации, семья, нравы, психологический склад народа, право и др. Институционалисты признавали роль экон. факторов, однако считали их недостаточными для активного воздействия на общественное пр-во.

Несколько ветвей институционализма:

  1.  Социально- психологическое (Тростен Веблен). Считали, что на развитие экономики большое влияние оказывает психологический настрой людей, следовательно нужно строить такие отношения в общ-ве, чтобы каждый был уверен в своем будущем и мог спокойно трудиться.
  2.  Социально-правовое (Джон Коммонс). Право определяет характер экономических отношений. Возникающих конфликтов можно избежать, если между работодателем и работниками заключаются контракты, в которых четко определены права и обязанности двух сторон. Такие конфликты должны разрешаться на базе четкого соблюдения правовых норм, значит гос-во должно внимательно следить за соблюдением законодательства всеми членами общ-ва.

Конъюнктурно-статистическое (Уэсли Митчел). Деньги играют самостоятельную роль в экономике, выполняя функцию основного ее двигателя.

 33. Мировая экономическая интеграция

Мировая экономическая интеграция – это процесс хоз–полит. объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между нац. хозяйствами.

МЭИ на микроуровне: это взаимодействие капиталов отдельных хоз. субъектов путем формирования системы экономических соглашений, создание филиалов за границей.

МЭИ на макроуровне: это межгосударственный уровень формирования экономических объединений различных государств и согласование национальных экономических политик.

Все это обусловливает необходимость и возможность межгосударственного регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами, согласование и проведение совместной научно-технической, валютной, социальной, внешней и оборонной политики.

Формы МЭИ:

  •  Зона свободной торговли (отмена торговых ограничений)
  •  Таможенный союз (отмена торговых ограничений, единый внешне-торговый тариф, единая внешне-торговая политика)
  •  Общий рынок (свобода передвижения капиталов, рабочей силы, согласование экон. политики)
  •  Экономический и валютный союз (общая экон. и валютно-финансовая политика)

Для интегрированных стран МЭИ обеспечивает: более широкий доступ к разного рода ресурсам, к новым технологиям, к возможности производить продукцию в расчете на емкий рынок; создает привилегированные условия для фирм стран-участниц, защищая их от конкуренции.

Факторы, определяющие интеграционные процессы:

  •  Возрастающая интернационализация хозяйственной жизни
  •  Углубление международного разделения труда
  •  Общемировая НТР
  •  Повышение степени открытости национальных экономик.

34. Макроэкономика.

 Макроэкономика – это часть экономической теории, изучающая функции экономики в целом. Она рассматривает следующие проблемы:

  •  Определение объема и структуры национального продукта и национального дохода.
  •  Выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики.
  •  Анализ природы инфляции.
  •  Изучение механизма и факторов экономического роста.
  •  Рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике.
  •  Исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик.
  •  Теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политике гос-ва.

Макроэкономический анализ обладает следующими особенностями:

  1.  Направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом.
  2.  Необходимость рассмотрения взаимодействия между экономическими субъектами через систему взаимосвязанных рынков.

Расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики. Помимо производителей и потребителей к ним относятся гос-во, воздействие которого на экономику и является объектом изучения, совокупные производители и потребители, а также правительства других стран.

   выдвинуты Д. Юмом, Дж. Миллем, А. Маршаллом, А. Пигу, И. Фишером и др. В общем виде количественная теория и есть теория спроса на деньги. Она определяет спрос на деньги с помощью уравнения обмена: М=РУ. Отсюда М=(РУ)/V, где М - количество денег в обращении, V - скорость обращения денег, Р - уровень цен (индекс цен), У - реальный объем выпуска продукции. Из приведенной формулы вытекает ряд выводов: 1. Величина спроса на деньги зависит прежде всего от абсолютного уровня цен (Р). Ясно, что более высокий уровень цен требует большего количества денег, и наоборот, менее высокий уровень цен - меньшего кол-ва денег. 2. Спрос на деньги находится в прямой зависимости от реального объема производства. С ростом производства увеличиваются реальные доходы занятых на производстве, а это требует большего кол-ва денег.3. Спрос на деньги зависит и от скорости их обращения, но эта зависимость имеет обратно пропорциональный характер, т.е. чем больше скорость обращения денежной массы, тем меньше потребуется денег, и наоборот, чем меньше скорость их обращения, тем больше потребуется денежной массы. В современном монетаризме (Фридмен) действует “денежное правило”: гос-во должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении; именно изменение денежной массы имеет первостепенное значение для объяснения цикличного развития рыночного хоз-ва.

поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция); 3) государственное регулирование экономики (регулирующая функция).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83122. Різноманітність рослин у природі. В.О.Сухомлинський «Верба над ставком» 110 KB
  Формувати уявлення про різноманітність рослинного світу про водорості мохи хвощі папороті хвойні рослини квіткові рослини уміння розрізняти окремі рослини цих груп розуміти цінність їх у природі; виробляти уміння узагальнювати робити висновки оцінювати результати діяльності...
83123. Внеклассное чтение о дружбе, товариществе «Умею ли я дружить?» 72 KB
  Цели урока: развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание и умение работать в быстром темпе, умение работать самостоятельно и формировать навыки контроля и самоконтроля; способствовать развитию у учащихся чувства гуманности, сопереживания, сплочению классного...
83124. Письмове віднімання чисел без переходу через десяток. Прості задачі на віднімання 224.5 KB
  Мета. Ознайомити учнів із прийомами письмового віднімання трицифрових чисел без переходу через розряд; удосконалювати вміння учнів розв’язувати прості задачі на дію віднімання та задачі, що включають суми двох і трьох доданків; розвивати логічне мислення, математичне мовлення...
83125. Число і цифра 8. Написання цифри 8. Порівняння чисел в межах 8 87 KB
  Мета. Ознайомити учнів із числом 8, пояснити утворення числа 8 додаванням одиниці до попереднього числа; закріпити знання взаємозв’язку між частиною і цілим; вчити користуватися у мовленні числівниками; розвивати логічні мислення учнів, пам’ять, уважність, спостережливість...
83126. Текст. Типи текстів 1.3 MB
  Мета: закріпити вміння учнів визначати тип тексту складати тексти різних типів удосконалювати навички побудови звязного тексту стимулювати пізнавальну активність; розвивати усне й писемне мовлення; розвивати уяву память увагу; вміння самоаналізу результатів роботи...
83127. Я и Украина. Гражданское образование 210 KB
  Цель: формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; расширять знания учащихся о роли доброты в жизни каждого человека. Задачи урока Раскрыть смысл понятия «доброта». Помочь детям задуматься о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера.
83128. Заходь у гості, щедра осінь 371.5 KB
  Мета. Формувати читацькі інтереси. Вчити дітей бачити красу рідного краю, вміти милуватися нею. Збагачувати словниковий запас, розвивати спостережливість, бажання пізнавати й передавати словами красу осені. Виховувати інтерес до книги, любов і бережне ставлення до природи.
83129. Сучасний урок на свіжому повітрі. Лісові голоси 2.73 MB
  Мета: Формувати уявлення про красу навколишнього світу, сповненого розмаїття звуків, кольорів. Ознайомити з основними елементами художньо-образної мови, музики, з можливостями різних видів мистецтва створювати виразні образи. Дати поняття про тривалість звука, висоту...
83130. До джерела народної мудрості 5.17 MB
  Мета: залучати учнів до джерел і витоків народної мудрості, збагатити та дати ширші уявлення про фольклорні жанри, формувати вміння повноцінно орієнтуватися в літературі, розвивати логічне мислення, пошукові та пізнавальні інтереси; виховувати любов до рідного краю, мови, почуття гордості за свій народ.