47090

Основные этапы редакционно-издательского процесса, их цели, задачи и составляющие; начало и окончание этапов

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Оценка произведения решение вопроса о публикации оформление юридических документов; прием авторского оригинала издательское рецензирование разработка концепции издания доработка произведения автором редактирование произведения подготовка и редактирование аппарата подготовка комплектование и вычитка издательского оригинала; разработка плана иллюстрирования оформления и полиграфического исполнения издания редакционнотехническая подготовка издательского оригинала корректурные работы контроль за полиграфическим исполнением издания...

Русский

2013-11-27

55 KB

47 чел.

Основные этапы редакционно-издательского процесса, их цели, задачи и составляющие; начало и окончание этапов.

Как технологический цикл редакционно-издательский процесс включает следующие комплексы элементов:

планирование работы (перспективное, текущее), участие в создании литературного произведения (поиск автора, помощь автору и др.), оценка произведения, решение вопроса о публикации, оформление юридических документов;

прием авторского оригинала, издательское рецензирование, разработка концепции издания, доработка произведения автором, редактирование произведения, подготовка и редактирование аппарата, подготовка, комплектование и вычитка издательского оригинала;

разработка плана иллюстрирования, оформления и полиграфического исполнения издания, редакционно-техническая подготовка издательского оригинала, корректурные работы, контроль за полиграфическим исполнением издания, утверждение сигнального экземпляра;

пропаганда и реклама книги, работы по распространению тиража.

Подготовительный этап

Договор с автором

Заключению договора с автором предшествует предварительная работа: подбор автора или авторского коллектива, составление и утверждение плана-проспекта издания, при необходимости – его рецензирование.

Как правило, прежде чем заключить договор с автором, ему предлагается представить план-проспект будущего произведения. На этом этапе редактор вместе с автором уже определили тему и характер издания, основные требования, которым оно должно удовлетворять, а также его объем.

План-проспект издания в лаконичном, сжатом виде раскрывает содержание подразделов произведения, позволяет издательству не только полнее представить себе его состав и тематическое содержание, но и структуру, а также глубину и широту охвата темы.

Желательно, чтобы автор проставил в плане-проспекте и объемы подразделов. Это позволяет редактору оценить соотношение структурных элементов произведения. Квалифицированно подготовленный план-проспект включает также число и характер иллюстраций, определяет состав приложений и аппарата издания.

Конечно, план-проспект для произведений художественной литературы не требуется. Здесь обходятся обычно согласованием между автором и издательством темы и объема произведения.

Одобренный редактором план-проспект должен быть утвержден руководством издательства.

После того, как утвержден план-проспект рукописи, с автором заключается договор.

Авторский оригинал

Авторским текстовым оригиналом называется текстовая часть произведения, подготовленная автором (коллективом авторов) для передачи в издательство и последующей редакционно-издательской обработки. Он служит основой для изготовления издательского текстового оригинала.

Одно из важнейших требований, предъявляемых к авторскому оригиналу - его комплектность, т.е. полнота всех его составных частей. В наиболее полном виде он должен содержать:

титульный лист, оформленный в соответствии со стандартом «Издания. Выходные сведения» и подписанный автором (всеми соавторами) с обозначением даты сдачи, общего числа страниц, с перечислением составных частей всего оригинала и числа единиц в каждой части;

текстовый оригинал, включающий основной и дополнительные тексты, а также те элементы книги, которые заказаны автору издательством (предисловие, оглавление, аннотация, тексты колонтитулов, указатели, затекстовые примечания и комментарии, библиографический список, список иллюстраций);

2-й экземпляр текстовой части оригинала;

рабочее оглавление (перечень всех без исключения заголовков с их смысловой соподчиненностью);

авторские оригиналы иллюстраций (в конвертах);

текст подписей к иллюстрациям.

С одобренной и принятой к изданию рукописью продолжает работать редактор.

Редакционный этап

На редакционном этапе выполняются все работы по подготовке произведения и всех дополняющих его материалов к печати. Они включают, во-первых, литературно-творческие и художественно-изобразительные процессы по оценке и совершенствованию всех материалов авторского оригинала и, во-вторых, производственные процессы по подготовке издательского оригинала.

К литературно-творческим и художественно-изобразительным работам относятся: рецензирование авторского оригинала, при необходимости доработка его автором, редактирование произведения, подготовка и редактирование элементов аппарата, создание и редактирование изобразительных материалов, представляющих элементы иллюстрирования произведения и оформления издания (фотографии, рисунки, чертежи, схемы и др.).

Рецензирование

Рецензия – это критический разбор и оценка того или иного произведения.

Рецензия может быть внутрииздательской и внешнеиздательской. Первая выполняется штатным сотрудником издательства, вторая заказывается специалистам, не работающим в издательстве.

Рецензент помогает издательству ответить на главные вопросы:

соответствует ли содержание утвержденному плану-проспекту и своему названию;

насколько учитывает современный уровень разработок в области знаний, которой посвящена книга;

отвечает ли язык произведения читательскому адресу; каковы его положительные и отрицательные стороны; какие изменения должны быть внесены автором в текст;

если это учебник или учебное пособие, соответствует ли рукопись учебной программе и так далее.

Редактирование

Редактирование – это составная часть издательского процесса, творческая работа редактора совместно с автором над рукописью произведения в целях улучшения его содержания и формы, подготовки к полиграфическому воспроизведению и выпуску в свет.

В работе над текстом редактор применяет различные виды редакторской правки.

Часто рукописи редактируются вне издательства. Может оказаться необходимым научное, специальное, титульное или литературное редактирование.

Работа редактора с иллюстративным материалом

Иллюстрация призвана помочь читателю лучше понять текст, дополнить его. С помощью иллюстрации выражается содержание, которое или невозможно, или сложно передать в текстовой форме. С этих позиций редактор и оценивает иллюстративный материал.

Параллельно на этой же стадии редактор заказывает художнику (дизайнеру) оформление издания.

Художественное оформление издания

Главной составляющей художественной формы издания является макет книги. Книга должна быть спроектирована. Макет книги в данном случае – это модель оформления будущего издания, содержащая эскизы оформительских элементов, вплоть до композиции каждой полосы и разворота в издании. Особенно важен принципиальный макет художественного оформления, в котором наряду с эскизами внешнего оформления имеются размеченные для типографского набора эскизы важнейших для оформления полос издания – титульный лист, шмуцтитулы, спусковые и концевые полосы, типовые полосы с иллюстрациями, с заголовками различной соподчиненности, сносками и так далее. Макет определяет формат полосы, используемые кегли и начертания шрифтов, отбивки между наборными элементами, оформление оглавления, вспомогательных указателей, затекстовых комментариев и примечаний, выходных сведений.

В ходе работы над изданием ведется подготовка оригиналов иллюстраций к репродуцированию и размещению в тексте.

Работа над обложкой и суперобложкой ведется параллельно с работой над внутренним материалом книги, текстом и иллюстрациями.

Оформление обложки часто представляют в виде файла или комплекта цветоделенных фотоформ. Прежде чем будет получено окончательное изображение обложки, переплетной крышки или суперобложки представляется редактору предварительный набросок, который может быть в самом общем виде для определения композиции, а может быть и уже проработанным решением, включающем определение цветовой гаммы, шрифтового оформления и композицию разворота.

Для того чтобы издательский оригинал стал законченным проектом книги, его нужно технически обработать – указать, каким образом надо набрать и разметить каждую мельчайшую деталь текстового оригинала, как воспроизвести и разметить каждый изобразительный оригинал. Эту разметку, руководствуясь планом оформления и макетом художника, выполняет технический редактор.

Производственные процессы на этом этапе включают работы, связанные с созданием издательского оригинала требуемой материальной формы.

Издательский оригинал – это авторский оригинал после его редакционно-издательской обработки, дополненный оригиналами внешнего оформления, размеченный для полиграфического исполнения и сопровождаемый технической спецификацией, в которой указаны технико-технологические параметры будущего издания, т. е. это полный проект издания, служащий руководством для полиграфического исполнения.

Оригинал-макет – подписанный сразу в печать оригинал, который напечатан как образец для набора, то есть строка в строку совпадает с будущей печатной формой и каждая его страница является макетом будущей страницы издания.

Заканчивается второй этап редакционно-издательского процесса вычиткой издательского оригинала.

Вычитка - это редакционно-техническая обработка всех материалов издательского оригинала при подготовке его к сдаче в типографию.

Задачи вычитки:

устранить орфографические и пунктуационные ошибки;

достичь единообразия (унификации) написания названий, фамилий, сокращений, ссылок и других элементов текста, а также единообразия в форме представления таблиц, формул, рисунков, подрисуночных подписей, элементов, связывающих текст произведения и аппарат издания;

проверить систему рубрикации, всех шрифтовых выделений, ссылок, нумерацию разделов, таблиц, формул, рисунков и др.;

пояснить работникам типографии элемент произведения (буквы, цифры, знаки) со сходным начертанием или непонятные в каком-либо отношении (например, верх и низ рисунка);

обратить внимание редактора на замеченные фактические, логические и стилистические погрешности.

Производственный этап

разметка рукописи техническим редактором,

набор и вёрстка,

корректура оригинала,

изготовление издательского оригинала (оригинал-макета).

Производственный этап охватывает техническую подготовку издательского оригинала к производству, сдачу его в типографию, контроль за выполнением всех издательских указаний к печати, чтение корректурных оттисков, подписание в печать, проверку сигнального экземпляра и оформление его на выпуск в свет.

Задача технического редактирования – подготовить издательский оригинал для полиграфического исполнения издания.

Техническое редактирование включает следующие работы:

техническую разметку издательского оригинала: по формату, шрифтам, рубрикационным и текстовым выделениям и др.;

указания типографии по печати издания, брошюровочно-переплетным работам;

заполнение издательской спецификации,

контроль за исполнением всех указаний издательства по полиграфическому исполнению издания.

Далее производится набор и вёрстка текста.

На производственном этапе редакционно-издательского процесса большой объем работ приходится на корректуру.

Корректура как процесс – это чтение корректурных оттисков и внесение в них исправлений для устранения различных ошибок и недостатков, допущенных при редакционной подготовке и наборе рукописи. Корректурный оттиск - это оттиск с набора (или страница оригинала-макета).

Заключительной работой на производственном этапе является проверка сигнального экземпляра. Сигнальными экземплярами служат пробные экземпляры издания, получаемые издательством от типографии для проверки качества издания и подписания его на выпуск в свет. После издательского утверждения издания типография начинает его тиражирование.

Маркетинговая стадия

реклама и продвижение издания,

реализация готового тиража.

Работа редактора по продвижению книги начинается одновременно с ее созданием. Задумывая то или иное издание, редактор уже должен четко представлять себе, какую книгу и для кого он делает. На основании этих основополагающих пунктов и рождается концепция издания.

После того, как внешнее и внутреннее оформление книги готовы, важно еще раз охватить создаваемое издание в целом: удачны ли все его элементы сами по себе и гармонируют ли они друг с другом? Нет ли, например, стилевых противоречий между обложкой и аннотацией, что будет более уместно на четвертой стороне обложки – аннотация, цитата из текста, отзывы прессы и пр.?

Важным моментом в рекламе книги является составление аннотации. Особенно этот элемент аппарата важен при издании произведений малоизвестных авторов.

Издательство продумывает, какие информационные каналы привлечь для пропаганды издания, а также, какие каналы сбыта использовать. После чего осуществляет необходимую работу.

На заключительном этапе редактор анализирует результаты своей деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5213. Робота з формулами в MS Excel 151.21 KB
  Робота з формулами Будова формули Будь-яка формула обов'язково починається зі знака Якщо про цей знак забути, то введене буде сприйнято як звичайний текст. Зрозуміло, що така формула працювати не буде. У загальному випадку ф...
5214. Побудова діаграм та графіків в MS Excel 33.33 KB
  Побудова діаграм та графіків 1. Робота з майстром діаграм Табличний процесор надає широкі можливості для подання даних в графічній формі.Серед них найбільш поширені діаграми. Діаграми використовуються для виявлення тенденцій зміни якогось пара...
5215. Розв’язування типових математичних задач засобами табличного процесора 55.23 KB
  Розв’язування типових математичних задачзасобами табличного процесора Задача підбору параметрів Означення.Задачею підбору параметра називається знаходження такого значення аргумента даної функції, при якому ця функція на...
5216. Робота з базами даних в MS Excel 152.64 KB
  Робота з базами даних в MSExcel Загальні положення Табличний процесор Excel забезпечує, поряд із власне обробленням електронних таблиць-аркушів, формування ділової графіки, створення, оброблення і підтримку нескладних, але великих баз та...
5217. Перетворення друкованих документів в електронну форму 31.47 KB
  Перетворення друкованих документів в електронну форму Способи подання інформації Основні різновиди природних даних, які здатний зберігати та обробляти комп'ютер, наступні: десяткові числа текст зображення звук. З м...
5218. Застосування мультимедійних технологій в процесі створення презентацій 31.83 KB
  Застосування мультимедійних технологій в процесі створення презентацій 1. Загальні відомості про презентації та пакет демонстраційної графіки PowerPoint Сучасний фахівець повинен вміти готувати і проводити публічні виступи як у межах своєї установи,...
5219. Комп’ютерні мережі та способи їх організації 33.82 KB
  Комп’ютерні мережі. Загальні відомості про комп’ютерні мережі В наш час велике значення має використання комп’ютерів для створення мереж, які формують єдиний інформаційний простір. Комп’ютерна мережа - сукупність взаємозв...
5221. Глобальна компютерна мережа Інтернет 60 KB
  Інтернет – це глобальна комп’ютерна мережа, до складу якої входять національні регіональні та локальні мережі в масштабах всієї земної кулі. Комп’ютери, які постійно підключені до мережі Інтернет і знаходяться у постійно ввімкненому стані