47092

Предмет и задачи методики преподавания технологии и предпринимательства в общеобразовательной школе

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Формы организации занятий учащихся на уроках технологии. Методика обучения учащихся выполнению ручных и станочных операций по обработке конструкционных материалов. Цели задачи и методы обучения учащихся элементам машиноведения. Цели задачи и методы обучения учащихся элементам электротехники.

Русский

2013-12-01

55.08 KB

234 чел.

5 курс!!!!

Установочная лекция (Фураев Г.Ю.) по госэкзамену состоится 27 апреля. Время уточню позднее. На всякий случай, выберите несколько тем уроков, какие вы можете и хотите  представлять во второй, практической части, билета. 

Вопросы экзаменационного билета

  1.  Содержание Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии.
  2.  Содержание Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по технологии.
  3.  Предмет и задачи методики преподавания технологии и предпринимательства в общеобразовательной школе.
  4.  Принципы и системы трудового и профессионального обучения.
  5.  Методы трудового обучения.
  6.  Формы организации занятий учащихся на уроках технологии.
  7.  Методика обучения учащихся выполнению ручных и станочных операций по обработке конструкционных материалов.
  8.  Цели, задачи и методы обучения учащихся элементам машиноведения.
  9.  Цели, задачи и методы обучения учащихся элементам электротехники.(ТТТ)
  10.  Цели, задачи и методы обучения учащихся технологиям обработки ткани.(КД)
  11.  Цели, задачи и методы обучения учащихся кулинарии.(КД)
  12.  Цели, задачи и методы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности. (БЖ)
  13.  Цели, задачи и методы обучения учащихся домашней экономике.
  14.  Цели, задачи и методы обучения учащихся художественной обработке материалов.
  15.  Цели, задачи и методы экологического воспитания учащихся на уроках технологии.
  16.   Методика использования ЭВМ и программных продуктов на уроках технологии.
  17.  Методика использования аудиовизуальных средств на уроках технологии.
  18.  Основы методики руководства проектной деятельностью учащихся.
  19.  Основы методики подготовки школьников в области графики.(ГД)
  20.  Подготовка учителя к занятиям различного типа.
  21.  Методы контроля знаний и практических умений учащихся на уроках технологии.
  22.  Основы методики организации и проведения внеклассной работы по технологии с учащимися.
  23.  Учебно-материальная база технологического обучения.
  24.  Основы методики проведения работы по профессиональному самоопределению учащихся.
  25.  Методы дифференциации технологической подготовки школьников.
  26.  Основы методики технологической подготовки учащихся в системе дополнительного образования.
  27.  Проектный метод обучения в технологии.
  28.  Оценка технико-педагогической эффективности учебно-материальной базы школьных мастерских
  29.  Деятельностный и личностный подходы в обучении технологии
  30.  Основные методы педагогических исследований.
  31.  Методы диагностики технологических знаний. Педагогические тесты, их виды и методы использования для оценки знаний.
  32.  Соблюдение правил гигиены труда и правил безопасного труда при обучении технологии.

Вопросы с пометками ТТТ, КД, ГД, БЖ – учить только указанной специализации.

3.Предмет и задачи методики преподавания технологии и предпринимательства в общеобразовательной школе.

  Методика преподавания технологии, исследуя закономерности процесса обучения технологии, разрабатывает теорию этого процесса и призвана отвечать на следующие вопросы:

1.  Дли чего учить  (т. е. определять цели и задачи обучения технологии).

2.  Чему учить (т. е. разрабатывать содержание обучения)..

3.  Как учить  (т. е. исследовать процессы преподавания и учения, разрабатывать формы, методы и средства обучения).

4.   Каковы  должны  быть  условия  обучения   (т.  с,  определять эти условия, требования к ним и Т. д.).

Детализируя эти общие задачи методики преподавания технологии, можно выделить ряд конкретных задач, к которым относятся следующие:

1. Формулирование образовательных и воспитательных задач обучения технологии, исходя из общих целей и задач обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении, с учетом специфики изучаемого учебного предмета,

2.   Разработка требований к содержанию обучения технологии учащихся разных возрастных групп и на этой основе определение практических рекомендаций по разработке государственного стандарта предметной образовательной области «Технология»;  учебных  программ,  учебников  и  учебных  пособий. Проведение проверки этих рекомендаций в ходе опытно-экспериментальной работы в школе.

3.   Отбор наиболее целесообразных форм учебно-воспитательной  работы,  методов  и  приемов  обучения    технологии, разработка  рекомендаций  по  изучению  отдельных  разделов и тем учебной программы, проведению уроков и т. д.

4.   Разработка путей осуществления связи теории и практики в процессе обучения технологии, а также связи изучения технологии с основами наук: физикой, математикой, черчением и т. д.

5.  Разработка принципов организации-, содержания и методов внеклассной и внешкольной работы учащихся по технике и труду, исследование иозможностей этой работы в удовлетворении интересов и склонностей учащихся в развитии их творческих способностей и технического мышления.

6.   Разработка   материального   оснащения   процесса   обучения технологии, требований  к лабораториям,  техническим кабинетам, учебным цехам и т. д. с инструментами, приспособлениями  и другим оборудованием, необходимым  для успешного проведения уроков и внеклассных занятий.

7.   Выработка   рекомендаций   по   планированию     учебно-воспитательного   процесса,  выбору  форм  организации  учебной деятельности учащихся.

8.  Определение условий и факторов, влияющих на выбор типов уроков, нх структуры,  методов и  средств обучения  в соответствии с целями этих уроков.

Все указанные задачи методики преподавания технологии и связанные с ними проблемы решаются на основе теоретических и экспериментальных исследований и изучения передового педагогического опыта.

4.Принципы и системы трудового и профессионального обучения.

  Для того, чтобы процесс обучения был наиболее эффективен преподаватель должен следовать в своей деятельности определенным правилам. Эти правила должны помогать учителю и ученику налаживать обратную связь между собой. Это главное условие плодотворного процесса обучения. Такими правилами в педагогике являются дидактические принципы. Принципы - это руководящие положения, которые определяют год преподавания и учения в соответствии с целями обучения и воспитания.

Нужно сказать, что количество принципов не оговорено нигде, и оно может быть сколь угодным. Важным является не число дидактических принципов, а само их наличие в учебном процессе. Последовательность принципов также не имеет значения, но многие великие педагоги вели споры о главном ведущем принципе.

Существует несколько принципов:

  1.  Принцип наглядности
  2.  Принцип доступности
  3.  Принцип научности
  4.  Принцип развивающего обучения
  5.  Принцип связи теории с практикой
  6.  Принцип систематичности и последовательности
  7.  Принцип сознательности и активности учащихся
  8.  Принцип воспитания
  9.  Принцип прочности овладения знаниями, умениями, и навыками
  10.  Принцип индивидуального подхода в обучении

Рассмотрим основные принципы обучения, которые были осуществлены преподавателем в своей деятельности.

Принцип наглядности. Этому принципу было отведено важное место среди остальных принципов. Согласно многим педагогам, развитие человеческого ума начинается с чувственного восприятия внешнего мира. Дистервег считал, что, чтобы достичь цели обучения, необходимо начинать каждый урок не с правил и теории, а с конкретного факта, примера. Наглядные представления возводятся разумом в общие представления и понятия. Принцип наглядности подчинен природосообразности видно невооруженным глазом. Все чувственные анализаторы - будь то слух, обоняние, зрение, осязание, вкус - все они даны человеку от природы. Они способствуют более эффективному обучению в своей совокупности, нежели по отдельности. Преподаватель учитывает, чем больше органов чувств участвуют в восприятии какого-либо явления или предмета, тем легче оно усваивается и лучше запоминается. Наглядное обучение способствует прочности усвоения знаний — это знает каждый педагог. Поэтому деятельность строится таким образом, чтобы примеры и образы действий запоминаются легко и надолго удерживаются в памяти школьников. Но на каждом занятии учитывалось то, что реализуя данный принцип, нужно помнить о том, что перегрузка урока наглядными пособиями рассеивает внимание учащихся, что отбор средств наглядности следует вести с учетом цели занятия.

Принцип доступности. Составляя материал по содержанию и объему, исходили из уровня подготовки и развития учащихся в данный момент, сопоставлялись уровень сложности заданий и возможности ребенка. Тем самым добивались того, что ученик мог самостоятельно мыслить, развиваться. Но доступность не значит легкость. Легкость в обучении снижает и мыслительную активность учащихся, и их интерес к учению. Излишне трудные задачи в обучении не приводят к успеху: ученик пассивно воспринимает информацию, в большинстве случаев «берет учение зубрежкой». Поэтому в зависимости от возрастных особенностей, уровня развития ученика нужно выбрать тот уровень сложности обучения, который способствовал бы проявлению активности учащихся в поиске новых знаний.

Принцип научности. Этот принцип следует понимать, как требование строить процесс обучения, опираясь на современные научно-технические данные и знания учащихся по основам наук, что и осуществлялось на занятиях в практике. В присутствии принципа научности в обучении учащиеся не только приобретали определенные знания и навыки, но и получили представления о научных основах изучаемого материала.

Принцип развивающего обучения. В работе учителя этот принцип помог формировать деятельность учащихся, связанную с развитием у них познавательных и творческих способностей. Этому способствовало содержание образования учебной программы, в которой предусматривалась самостоятельная деятельность учащихся. Способность творческого осмысления и творческого применения на практике приобретаемых знаний необходима человеку на протяжении любой деятельности. В течение всех занятий внимание учащихся обращалось на имеющиеся пути творческого решения самостоятельно.

Принцип связи теории с практикой. Этот принцип свидетельствует о том, что теоретические сведения давались учащимся в определенном порядке с учетом того, что за изучением каждой темы программы следовали занятия по закреплению пройденного материала на практике, т. е. формировались у учащихся на основе полученных знаний практические умения и навыки.

Теоретический материал давался для того, чтобы правильно выполнялись практические задания.

Принцип систематичности и последовательности. Реализуя этот принцип, строилась система занятий и каждый урок так, чтобы учащиеся усваивали материал в строго определенном порядке, чтобы каждое изучаемое положение вытекало из предыдущего и в дальнейшем развивалось. Поскольку для прочного усвоения последующего материала учащиеся должны хорошо ориентироваться в уже пройденном, переход к новой теме происходил только тогда, когда было убеждение в том, что подопечные разобрались в уже изученных темах. Поэтому одним из важнейших условий систематичности и последовательности обучения — проверять знания и умения учащихся - не пренебрегалось никогда.

Принцип сознательности и активности учащихся. В процессе подачи теоретических знаний обязательно объяснялись цель, задачи и значение предстоящей работы, освещались перспективы реализации знаний по данной схеме на практике. Для этого организовывались самостоятельные работы, производился проблемный подход к изложению темы.  Ставя перед учащимися задачи творческого характера,  преподаватель  постоянно подводил их к необходимости самостоятельного решения тех или иных проблем.

Принцип воспитания. Этот принцип тесно связан с обучением. При реализации    принципа    воспитания    у    учащегося    формировались психологическая,   нравственная   готовность   к   взрослой   жизни,   к деятельности, к труду. Строились знания на таких отношениях, чтобы воспитывающий   момент   неотъемлемо   присутствовал   и   осуществлял выражение лучших качеств личности. Это осуществлялось при помощи года личного примера,  акцентирования внимания на исторических лавках, слежения, в хорошем смысле слова, за поведением детей и знания влияния в нужные моменты.

Принцип прочности овладения знаниями, умениями, и навыками. Прочность овладения ЗУН-ами достигается при помощи успешной реализации уже рассмотренных выше принципов обучения. Для закрепления изучаемого материала учащиеся выполняли упражнения, в ходе которых отрабатываются различные знания и умения с целью систематизации учебного процесса, установления логических связей между уже усвоенными и вновь приобретенными навыками и умениями.

Принцип индивидуального подхода в обучении. В обучении преподаватель старался считаться с различиями детской и юношеской природы и содействовать ее своеобразному развитию. Нельзя требовать от ребенка невозможного, построение процесса обучения осуществлялось с учетом особенностей каждого учащегося по возможности.

Все принципы помогают устроить эффективное обучение и талантливое преподавание, их нужно только учитывать и применять на практике.

5.Методы трудового обучения.

 Существует определенная классификация методов.

Первая классификация - это современная классификация по характеру взаимодействия учителя и учащихся в учебном процессе и по степени самостоятельности учащихся в приобретении знаний. Степень самостоятельности всегда возрастает и в этой связи выделяют пять групп методов, которые и были использованы нами в учебном в учебном процессе.

Первая группа: объяснительно-иллюстративный метод. При использовании данного метода давалось объяснение, показывалась та информация,  которая  входит  в  план  урока,  а учащиеся  наблюдали, воспринимали, запоминали и старались понять. В этом случае деятельность учителя была активна, но не способствовала активности познавательной деятельности учащихся. Данный метод использовался при объяснении лекционного материала.

Вторая группа: репродуктивный метод, когда сообщалась не только информация, но и организовывалась деятельность учащихся по осознанному воспроизведению знаний и их применению. Этот метод активизировал деятельность учащихся.

Третья группа: проблемное изложение. В данном случае вопрос урока представлялся в виде проблемы, которую в течение урока решался в большинстве самим учителем, но при этом активность учащихся была велика при их попытке самостоятельно при помощи выводов и учителя решить поставленную задачу.

Четвертая группа: частично-поисковый или эвристический метод. В этом случае создавалась проблемная ситуация и организовывалась деятельность учащихся, направленная на поиск решения этой проблемы. Этот метод требовал постепенного наращивания сложности проблемной ситуации с учетом уровня подготовки учащихся.

Пятая группа: исследовательские методы. Эти методы предполагали самостоятельную работу учеников, направленную на познание информации при помощи индивидуального разрешения проблемы.

Вторая классификация по источникам приобретения знаний и умений предполагает существование в себе методов обучения, классифицируемых по способу передачи и получения умений, знаний и опыта.

Первый метод - это словесный способ передачи знаний. Он включал в себя следующие формы проведения занятий:

•   устное изложение ( теоретическая часть)

•   беседа ( обсуждение материала)

•  самостоятельная работа учащихся с литературой ( работа с учебником или пособиями)

•   устное или письменное инструктирование ( конспект теоретической части, выделяя главное).

• прослушивание аудио- или просматривание видеозаписей.

( общеобразовательный фильм).

Все   выше   упомянутые   формы   проведения   занятий,   кроме прослушивания  аудиозаписей и просмотра видеозаписей, присутствовали в процессе обучения.

Второй метод обучения - это наглядный метод, включающий в себя следующие педагогические приемы:

• демонстрация наглядных пособий (примеры работ)

• показ приемов деятельности ( объяснение на примерах)

• самостоятельные наблюдения учащихся ( выделение нового и более интересного)

• словесная наглядность ( учащиеся делятся впечатлениями)

К ним также относятся экскурсии, просмотр телепередач, но, к сожалению, эти приемы не было возможности применить на практике в работе учителя. Остальные же способы использовались успешно в практике.

Третий метод носит название практического. Он подразделяется на:

• упражнения по выполнению приемов операций, комплексных работ                         ( выполнение практических работ).

• упражнения на тренажерах ( работа по шаблону, неоднократное повторение)

•  самостоятельные работы

• выполнение лабораторно-практических работ

•  управление технологическим процессом.

На занятиях применялись упражнения по выполнению приемов операций, проводились самостоятельные работы.

Существует классификация методов, разработанная Ю.К.Бабанским, которая выделяет три группы методов обучения. Педагогический процесс можно рассматривать и с позиции этой классификации. В обучении использовался метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся, относящийся к первой группе методов, когда применялись способы передачи и восприятия учебной информации посредством  органов  чувств.   Сюда  входили  и  методы   организации  и осуществления познавательной деятельности учащихся через выполнение логических операций. Организовывалась мыслительная, репродуктивная работа детей, включающая их в решение неких проблемно-поисковых задач. Также сюда входили методы самоуправления учебной деятельности ребят, организация их самостоятельной работы.

Вторая группа методов - это методы стимулирования и мотивирования. Они были направлены на создание и развитие положительной мотивации к учению учащихся. В этой группе выделяются две подгруппы методов: первая подгруппа - методы формирования интереса к учению. К ним относилось проведение учебных дискуссий, создание ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний и другие приемы. Вторая подгруппа - это методы формирования чувства долга ответственности в учении - эти методы подразумевали поощрение, порицание и другое, т. е. предъявление требований и контроля к выполнению работ в учении.

Третья группа - методы контроля и самоконтроля - выполнялись в виде различных вариантов устных и практических проверок знаний и умений.

Описание и изучение различных методик проведения уроков позволяет вести организованный процесс обучения. Все методы значимы и важны, но они не являются единоопределяющими в обучении. Есть много факторов, которые должны учитываться при передаче знаний и умений.

Мною были использованы следующие методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательские методы, методы стимулирования и мотивирования, методы контроля и самоконтроля.

6.Формы организации занятий учащихся на уроках технологии.

 Урок, семинар, лабораторные работы, лабораторно-практические работы, практические занятия в классе и уч.мастерских, факультативы, кружки, экскурсии, д/з, консультации, зачеты, экзамены. В рамках различных форм используются  коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальн вид работы.

Отличительные черты урока:

  1. Постоянный состав учебных групп, классов
  2. проведение занятий в твердо уставонлен времени по твердому расписанию
  3. проводятся занятия по учебным планам и программам
  4. сочетание коллективн и индивид форм работы
  5. систематическая проверка и оценка зунов учащихся

Дидактические требования:

  1. четкая постановка целей и задач урока
  2. единство воспит, развив и образов задач
  3. правильный подход учебного материала
  4. целесообразный подбор методов обучения
  5. организационная четкость урока
  6. обеспечение безопасности работы учащихся

7.Методика обучения учащихся выполнению ручных и станочных операций по обработке конструкционных материалов.

 Известно, что современное производство прежде всего производство машинное. На современных крупных предприятиях труд преимущественно механизирован и автоматизирован. Исходя из того, что условия работы в школьных мастерских должны быть максимально приближены к производственным, труд учащихся должен был бы быть преимущественно станочным. Однако учащиеся работают не только на станках, но большую часть времени занимаются ручной обработкой древесины и металлов. Последнее обусловлено важностью ручных операций для физического развития учащихся. Кроме того, профессия слесаря — одна из самых распространенных в современном производстве — требует умения многие работы выполнять вручную, хотя и с применением приспособлений, механизмов, облегчающих труд. Подобным образом можно сказать и о профессии столяра. Она также широко распространена.

Поэтому тот факт, что учащиеся на занятиях в мастерских знакомятся в основном с приемами ручного труда, нельзя рассматривать как снижение политехнических требований к трудовому обучению, особенно если учесть, что учитель в ходе учебного процесса должен всегда связывать вопросы ручной и машинной обработки материалов.

При обучении учащихся станочным операциям и при ознакомлении с общими сведениями о технологических машинах перед учителем труда, кроме общих учебно-воспитательных задач трудового обучения, ставятся следующие основные задачи:

1)   раскрыть   преимущества   машинного   труда   по   сравнению с ручным;

2)   познакомить с общим устройством сверлильного, токарного и фрезерного станков и дать на этой основе представление о технологической машине;

3)   сформировать основные понятия  о детали,  механизме,  машине. Дать представление о классификации машин;

4)   обучить работе на деревообрабатывающих и металлорежущих станках. Дать представление об обработке материалов снятием стружки;

5)   познакомить на  базе деревообрабатывающих и  металлорежущих станков с типовыми деталями машин, видами их соединений и механизмов;

6)   познакомить с процессом  разборки и сборки машин  и отдельных сборочных единиц.

8.Цели, задачи и методы обучения учащихся элементам машиноведения.

Цель изучения данного раздела — ознакомить школьников с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных изделий (бумагой, древесиной, металлами, пластмассой, кожей и т. д.), их свойствами, техникой и технологией их обработки, а также сформировать элементарные умения осуществлять систему умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю   своих  действий   при   обработке  различных   материалов.

Программой предусмотрено также изучение элементов машиноведения с целью приобщения учащихся к техническим знаниям, повышения их кругозора и технической культуры, развития технического мышления.

Задачи:  Дать первоначальное представление о наиболее распространенных материалах, используемых в промышленности и в быту для изготовления различных изделий (бумагой, древесиной, металлами, пластмассой, кожей и т. д.), Развить  интерес и творческие возможности школьников. Воспитать у учащихся инициативу, самостоятельность в работе,  труде, аккуратность.

Методы: объяснительно-иллюстративный(объяснение материала, демонстрация того или иного предмета труда, который должен изготовить учащиеся), репродуктивный(учитель показывает, учащиеся повторяют), проблемное изложение (препод ставит задачу перед учащимися, дети пытаются включив свою фантазию и зуны решить ее),частично-поисковый(самостоятельное решение учениками какой-то проблемы),исследовательский

13.Цели, задачи и методы обучения учащихся домашней экономике.

Изучение раздела преследует следующие цели:

вооружить учащихся знаниями о домашней экономике, сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;

воспитать уважение к собственности, ответственность, экономность, сформировать экономическое мышление, культуру потребления;

подготовить учащихся к выполнению роли потребителя, производителя, гражданина;

сформировать знания о предпринимательстве.как сфере человеческой деятельности и первоначальные умения применения этих знаний в повседневной деятельности.

Изучение раздела решает следующие задачи:

познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств;

развить целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, ее экономические, социальные и нравственные устои и традиций;

раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства;

научить   осуществлять   несложные   экономические   расчеты

и в первую очередь определять затраты на услуги (воду, газ,

тепло, канализацию, уборку), продукты питания, одежду и др.;

.  подготовить  к  жизни  в  условиях  ограниченности  ресурсов

и роста потребностей, целесообразного выбора;

сформировать качества рачительного хозяина и покупателя;

раскрыть цели, задачи, функции, сущность предпринимательства и его роль в экономической жизни общества, вооружить знаниями о предпринимательстве;

сформировать' первоначальные умения участия в предпринимательской деятельности;

освоить некоторые методики и приемы выбора своего дела, принятия решений, умения анализировать и оценивать экономическую ситуацию;

сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;

воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.

стоящих российских предпринимателей. Поэтому одна из важных задач раздела — научить учащихся честно производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые, важные и трудные проекты; сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей; придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги.

Из форм обучения рекомендуется применять рассказ, объяснение, беседу, диспут, деловые игры, самостоятельную работу учащихся. Особое внимание следует уделить ЭВМ, моделирующим различные этапы предпринимательской деятельности и производственные ситуации.

Методы: объяснительно-иллюстративный(объяснение материала, демонстрация того или иного предмета труда, который должен изготовить учащиеся), репродуктивный(учитель показывает, учащиеся повторяют), проблемное изложение (препод ставит задачу перед учащимися, дети пытаются включив свою фантазию и зуны решить ее),частично-поисковый(самостоятельное решение учениками какой-то проблемы),исследовательский

14.Цели, задачи и методы обучения учащихся художественной обработке материалов.

Цель: способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Дать школьникам представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека. Находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.

Задачи: сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментом, станками и оборудованием, ценить красоту. Развитие  интереса и творческих возможностей школьников.

Методы: объяснительно-иллюстративный(объяснение материала, демонстрация того или иного предмета труда, который должен изготовить учащиеся), репродуктивный(учитель показывает, учащиеся повторяют), проблемное изложение (препод ставит задачу перед учащимися, дети пытаются включив свою фантазию и зуны решить ее),частично-поисковый(самостоятельное решение учениками какой-то проблемы),исследовательский

15.Цели, задачи и методы экологического воспитания учащихся на уроках технологии.

 Цели экологического образования и воспитания можно сформулировать следующим образом:

1.  Ответственность  каждого  человека  как  члена  общества в оптимизации экологических воздействий, связанных с развитием общественного производства (социальная экология).

2.  Индивидуальная экологическая культура каждого человека во взаимоотношениях с природой.

3.  Знания, умения и навыки, связанные с экологически здоровым образом жизни (экология человека).

4.  Любовь  к  природе  как  к  источнику  жизни  и  красоты.

Задачи: Дать первоначальные представления об экологии и охране окружающей среды. Продолжить развитие умением анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. Привить чувство ответственности за окружающую среду, и чувства к прекрасному.

Методы: объяснительно-иллюстративный(объяснение материала, демонстрация фильма, фотографий и т.д.), репродуктивный(учитель показывает, учащиеся повторяют – лаб.раб.), проблемное изложение (препод ставит задачу перед учащимися, дети пытаются включив свою фантазию и зуны решить ее),частично-поисковый(самостоятельное решение учениками какой-то проблемы),исследовательский

16.Методика использования ЭВМ и программных продуктов на уроках технологии.

Наличие во многих школах современных средств вычислительной техники (обычных и программируемых микрокалькуляторов, персональных ЭВМ или КУВТ — комплектов учебной вычислительной техники) позволяет повысить интеллектуальный уровень трудовой подготовки школьников. Имея такие средства в учебных мастерских (или используя для этих целей кабинет информатики и вычислительной техники), учитель технологии может организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по решению учебно-трудовых задач и сформировать у них систему умственных действий в неразрывном единстве с практическими в процессе изучения данного раздела программы. При этом ученик будет овладевать и элементами информационных технологий.

Ниже перечислены некоторые из направлений использования ЭВТ и элементов информационных технологий в процессе изучения данного раздела учебной программы.

1. Использование обычных и программируемых микрокалькуляторов и ПЭВМ как средства для выполнения расчетов, связанных с подготовкой и выполнением различных работ.

2.  Использование ПЭВМ как информационно-логической системы, помогающей учащимся самостоятельно решать следующие задачи:

технологические: выбор оптимальных способов, средств (оборудования, приспособлений, инструментов и заготовок), последовательности и режимов обработки, изготовление технологических карт;

конструкторские: выбор возможных вариантов конструкций деталей или изделий из числа, уже имеющихся или самостоятельно конструируемых (в этом случае ПЭВМ помогает решать такие задачи на основе использования АРИЗ — алгоритма решения изобретательских задач), изготовление рисунков и чертежей с использованием графического редактора;

экономические: определение себестоимости изготавливаемых изделий, поиск конкретных путей ее уменьшения, выявление путей повышения конкурентоспособности и т. д.;

экологические: выбор профилактических мер, устраняющих вредные экологические последствия конкретного производства (включая деловые игры по решению таких задач).

3.  ПЭВМ как источник (БАЗА ДАННЫХ) информации для разработки ПРОЕКТОВ.

4.  ПЭВМ как средство управления техническими устройствами — технологическими машинами (мини-станками с ЧПУ, роботами и робототехническими комплексами).

5.  ПЭВМ как средство программированного обучения и оперативного контроля за усвоением учащимися знаний и умений.

18.Основы методики руководства проектной деятельностью учащихся.

 Цель: обучение учащихся основным видам деятельности характерных для современного производства и связанных с прохождением изделия от замысла до реализации

2вида творчества

1-субъективное-создание нового без алгоритма, но и не являющиеся вообще новым для окружающих(яичница с помидорами)

2-объективное-создание чего-то принципиального без нового, ранее неизученного (яичница с резиной)

Для увеличения эффективности учебного процесса (усвоение З,У) сначала его надо вовлечь в деятельность (поисковую для изучения буд темы), чтоб он осознал конечную цель своей будущей деятельности

20.Подготовка учителя к занятиям различного типа.

 Работа учителя технологии по подготовке учебно-воспитательного процесса

Всю деятельность учителя технологии, учителя любого другого учебного предмета можно разделить на две части. Первая — подготовка, планирование, предварительное построение всего хода учебно-воспитательного процесса. Вторая — осуществление этого процесса, т. е. его выполнение с заранее продуманным и отобранным содержанием обучения и воспитания, методами, средствами и условиями воспитывающее - познавательной деятельности учащихся.

В необходимости предварительного продумывания и проектирования учебно-воспитательного процесса, который только еще предстоит выполнить, проявляется специфика учительской профессии, ее особо творческий характер.

Чем полнее, подробнее план урока, тем большим подспорьем служит он учителю при проведении занятий.

Поурочный план составляется по следующей примерной форме: 1) цели урока; 2) объект труда; 3) оборудование; 4) ход урока.

Различают обучающую, развивающую и воспитательную цели урока. Обучающая цель предусматривает овладение определенным учебным материалом, сообщение знаний, формирование умений и навыков; развивающая цель достигается в процессе привлечения учащихся к решению технических задач; воспитательная цель направлена на формирование у учащихся качеств личности, характеризующих советского человека.

21.Методы контроля знаний и практических умений учащихся на уроках технологии.

 Задачи проверки и оценки знаний, умений и навыков

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся имеет большое учебное и воспитательное значение.

Проверка знаний, умений и навыков может быть устной, письменной и практической.

Устная проверка позволяет установить уровень знаний учащихся, их прочность и осознанность.

Письменная проверка знаний применяется сравнительно редко, как правило, в тех случаях, когда нужно сделать «срез» знаний учащихся, т, е. установить, с какими знаниями по тому или иному вопросу подходят они к изучению данной темы, насколько эти знания пополнились после изучения темы и т. д.

Практическая  проверка  занимает особое  место  в  трудовом обучении, так как деятельность учащихся на уроках труда заключается главным образом в изготовлении общественно полезных вещей и, таким образом, находит материальное воплощение.

По форме проведения различают фронтальную и индивидуальную практическую проверку. На уроках труда создаются особенно благоприятные условия для индивидуальной проверки, так как контроль одного из учащихся не отвлекает остальных от работы. Фронтальная проверка применяется реже и используется в тех случаях, когда необходимо проверить, насколько правильно освоен всей группой какой-либо сложный трудовой прием.

В последние годы учителя все чаще  применяют   программированный     контроль    знаний.  При этом удается сократить время на опрос и охватить им одновременно всех учащихся,

Программированный контроль может проводиться как с помощью экзаменующих машин и специальных устройств, так и с помощью карточек-заданий.

Для программированного контроля разрабатывается несколько вариантов карточек-заданий. Каждый учащийся получает задание, лист бумаги и рамку с отверстиями. Номер строки рамки соответствует номеру вопроса, номер отверстия в строке— номеру ответа на данный вопрос. Учащийся кладет рамку на лист бумаги, обводит ее по контуру и отмечает точками отверстия, соответствующие, по его мнению, правильным ответам. Правильность ответов проверяется учителем накладыванием соответствующих трафаретов (шаблонов).

22.Основы методики организации и проведения внеклассной работы по технологии с учащимися.

 Перед внеклассной работой на базе трудового обучения ставятся следующие задачи:

1)закрепление, обобщение и расширение знаний и умений, полученных учащимися в процессе трудового обучения.

2)   включение  учащихся  в  творческую  деятельность  на   базе производительного труда;

3)   расширение представлений об основах современного производства;

4)   углубленная подготовка к выбору профессии;

5)   формирование  коммунистического отношения  к труду.

Решая те же задачи, что и трудовое обучение, внеклассная работа значительно расширяет возможности трудовой подготовки школьников. Объясняется это рядом причин. Остановимся на некоторых из них.

Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа, в отличие от нее, строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать интересам школьников. Поэтому добровольность выбора вида внеклассных занятий дает возможность всесторонне учитывать интересы и запросы школьников, их общую подготовку, индивидуальные наклонности. Вместе с тем при подборе тематики кружковых занятий, тематических вечеров и т. п. нельзя исходить только из желаний учащихся. Учитель должен активно влиять на учащихся, пробуждать и воспитывать в них интерес к перспективным видам техники, прогрессивным формам труда, учитывая при этом будущую профессиональную подготовку большинства школьников в связи с потребностями данного экономического района. Обязательным условием успеха внеклассной работы, а также ее особенностью является большая, нежели в учебном процессе, самодеятельность и активность учащихся.

Деятельность учащихся во внеклассной работе носит, как правило, производительный характер. При этом учебные упражнения сводятся к минимуму, так как изделия подбираются с учетом трудовых умений, которыми учащиеся овладели на уроках труда. Если и встречается новая операция, то учащиеся должны не столько овладеть ею в процессе упражнений, сколько получить общее представление и использовать при изготовлении данного конкретного изделия. Таким образом, в процессе внеклассной работы школьники заняты производительным трудом больше, чем на уроках труда.

В процессе внеклассной работы расширяются возможности политехнического образования учащихся. Поскольку содержание внеклассной работы не связано жестко с учебными программами по трудовому обучению, то могут быть запланированы экскурсии на любые предприятия, приемлемые с точки зрения правил безопасности, для ознакомления школьников с основами современного производства. Иными словами, усиление политехнической направленности трудового обучения может стать основной целью внеклассной работы. В этом случае основное внимание следует уделить составлению тематики производственных экскурсий и отбору предприятий, чтобы учащиеся познакомились с различными отраслями народного хозяйства. При этом за конкретным оборудованием и технологией школьники должны видеть общие прин-

ципы социалистического производства, характерные для любого предприятия. С этой же целью могут быть организованы кинолектории и другие мероприятия.

Примерно то же самое можно сказать о возможностях проф-ориентационной работы в процессе внеклассных занятий. Совершенно очевидно, что учащихся нужно знакомить в первую очередь с теми профессиями, которые необходимы для предприятий, составляющих производственное окружение школы. Однако очень часто информация о той или иной профессии не вписывается в содержание учебных программ по трудовому обучению. Во внеклассной работе таких ограничений нет. Целью ее может быть прямое ознакомление учащихся с профессиями, встречающимися на близлежащих предприятиях. Этому же способствуют проведение встреч с представителями различных профессий, создание клубов по профессиональным интересам и др.

Развитие технического творчества на уроках труда в определенной мере сдерживается тем, что на теоретическое обучение отводится не более 20% учебного времени. В процессе внеклассной работы творческая деятельность школьников, связанная с конструированием изделий, разработкой технологии обработки тех или иных материалов, может занимать сколько угодно времени. Главное, чтобы эта деятельность проходила на хорошем уровне, способствовала развитию технического мышления учащихся. А для этого учитель должен подобрать задания, соответствующие возможностям учащихся и вызывающие у них интерес к работе.

Внеклассная работа способствует трудовому воспитанию учащихся. Для того чтобы повысить ее эффективность, нужно придать всем видам труда учащихся во время внеклассной работы воспитывающий характер. Для этого цели трудовых заданий формулируются так, чтобы учащиеся видели перспективу своей работы, понимали, что от развития их технического мышления, трудовых умений и навыков будет польза не только для них лично, но и для общества, что участие во внеклассной работе — это хорошая подготовка к осуществлению личного вклада в строительство коммунистического общества. Не следует думать, что трудовое воспитание достигается автоматически в результате соединения обучения с производительным трудом, развития технического творчества, политехнического образования и проф-ориентационной работы. Все перечисленное является необходимым, но недостаточным условием. Чтобы внеклассная работа стала действительно воспитывающей, необходима целенаправленная деятельность учителя труда. Например, производительный труд школьников может не сопровождаться социалистическим соревнованием. Вполне понятно, что в таком случае воспитывающая роль труда будет принижена. Следовательно, учитель должен продумать, какая форма социалистического соревнования будет наиболее эффективной во внеклассной работе, и умело применить ее. Основные принципы воспитания учащихся во внеклассной работе те же, что и в учебном процессе (см. гл. 8). Только в таком случае удастся обеспечить на должном уровне трудовое воспитание в процессе внеклассной работы.

Формы внеклассной работы школьников на базе трудового обучения весьма разнообразны — это и кружки, и клубы по интересам, и встречи с передовиками производства, и производственные экскурсии, и многие другие мероприятия.

Сложившиеся в школьной практике формы внеклассной работы на базе трудового обучения можно условно объединить в три группы. Первую из них составляют кружки. Кружок — испытанная форма внеклассной работы, которая широко применяется в школах на базе различных учебных предметов. Независимо от профиля в работе кружков имеется много общего. Поэтому руководителям технических кружков следует глубоко изучать опыт кружков других профилей и применять в своей работе все лучшее. Конечно, содержание кружковой работы на базе трудового обучения специфично, и это накладывает свой. отпечаток на методы и формы работы в них.

Ко второй группе можно отнести так называемые массовые формы: экскурсии, лектории, выставки, встречи с новаторами производства и другие мероприятия. Существенное достоинство этих форм — охват значительного количества учащихся.

К третьей группе относят трудовые объединения школьников. Появились они сравнительно давно, но получили широкое распространение именно в последние годы. Трудовые объединения школьников зарекомендовали себя как наиболее эффективная форма соединения обучения с производительным трудом, как средство трудового воспитания, профориентации, ознакомления с основами производства и формирования творческого отношения к труду.

Приведенная классификация организационных форм внеклассной работы по технике условна, так как во многих случаях в планах школьных кружков предусмотрены и тематические вечера, и обсуждение интересных книг или журнальных статей, и экскурсии на предприятия и стройки.

23.Учебно-материальная база технологического обучения. 

Формы: кабинеты ручного труда, школьные мастерские, межшкольные мастерские, учебные цеха, межшкольные учебно-материальные комбинаты. Распространена школьная учебная мастерская, она должна отвечать  ряду требований: санитарно-гигиеническим, безопасности труда, организации учебного процесса.

24.Основы методики проведения работы по профессиональному самоопределению учащихся.

  Основная цель изучения данного раздела — сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах,

В ходе занятий по этому разделу решаются следующие задачи:.

обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

воспитывать уважение к рабочему человеку.

25.Методы дифференциации технологической подготовки школьников.

 Дифференциация обучения предполагает группировку учащихся на основе учета и общих индивидуальных особенностей. Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных, индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференцированным, а обучение в условиях итого процесса - дифференцированным

Дифференцированное обучение содействует развитию потенциальных возможностей учащихся, направлено на формирование творческой личности, стимулирует самостоятельность мышления учащихся, стремление к самообразованию я самовоспитанию, помогает сознательному выбору профессии.

Пути дифференциации обучения

В практике работы школы в настоящее время применяются две основные организационные формы дифференциации.

Дифференциация внешняя. Основными ее показателями является разделение.учащихся по возрасту, интересам, успеваемости т.д. Формами организации внешней дифференциаций могут быть специальные классы и классы с определенным уклоном /углубленным изучением математики, физики, иностранного языка и, т.д./» факультативы по интересам для старшеклассников, спецшколы /математические, химические и т.д"./. '

Дифференциация внутренняя / дидактическая/. По степени продвижения в обучении и по признакам сочетания относительно сходных инивидуально-психологических качеств учащихся почти каждого класса можно условно разделить на три группы - сильных, слабых и средних.

Исследователи выделяют следующие виды этого дифференцированного обучения: по способностям,по проектируемой профессии во взрослой жизни, по интересам.

При дифференциации обучения по способностям учащиеся распределяются по учебным группам по одному из следующих признаков: а/ по общим способностям; б/ по частным способностям. В первом случае на основании учета успеваемости в предыдущем классе все учащиеся разбиваются на несколько групп. В первую попадают учащиеся с наиболее высоким средним баллом, во вторую - с меньшим и т.д. Дифференциация по проектируемой профессии. Начиная с 14-15 дет у большинства учащихся появляется устойчивый интерес к той или иной области знаний, к тому или иному виду деятельности. Особенно это заметно в тех случаях, когда у ребенка ярко проявились его задатки и способности /например, к живописи, музыке, хореографии, к изучению языков и т.п./. В этом случае целесообразно дифференцировать обучение ребенка таким образом, чтобы проявившиеся способности развивать еще в средней школе в максимальной степени. (специальные школы)

При дифференциации обучения по интересам учащиеся, начиная с определенного возраста, группируются в классы /иногда и в школы/ во интересам, в которых интересующие их предметы изучаются улубленно.

Внутриклассная дифференциация. Осуществляется путем создания двух типов групп: однородных (гомогенных), неоднородных (гетерогенных) по следующим показателям деление учащихся на временные учебные группы:

  1.  Успешность усвоения учебного материала;
  2.  Уровень познавательных возможностей
  3.  Уровень обученности и устойчивости интереса к предмету
  4.  Уровень коммуникабельности

27.Проектный метод обучения в технологии.

 Для комплексного решения задач технологического обучения используются различные методы, в том числе выполнение творческих проектов, целью которых является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, школьники осваивают методы инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.

Выполняемые школьниками под руководством учителя проекты, можно условно разделить по некоторым признакам на соответствующие виды.

Осуществление проектного обучения требует соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения.

В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов технологического образования и учесть . интересы учащихся.

Результатами проектов могут быть объекты, системы, технологии, разработки по совершенствованию любых сфер деятельности человека.

Умения работать с информацией, материалами, инструментами учащиеся приобретают по мере осуществления репродуктивных и проектных этапов обучения. При этом система проектов строится по принципу усложнения и достижения осознания учащимися собственных способностей в проектно-технологической деятельности.

Преподаватель должен учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются:

—  подготовленность учащихся к данному виду деятельности;

—  интерес школьников к проблеме;

—  практическая направленность и значимость проекта;

—  творческая постановка задачи;

—  практическая осуществимость проекта. Необходимо обеспечение следующих условий учебной проектной деятельности:

—  возможность использования полученных знаний, умений и навыков;

—  соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;

—  наличие соответствующих материально-технических

средств;

—  соответствие учебной деятельности экологическим и

экономическим требованиям;

—  обеспечение безопасных условий труда;

—  использование образовательных ресурсов школы и социума.

Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.

Методика проектного обучения не зависит от объекта деятельности. Каждый проект включает основные элементы и этапы реализации.

Работа начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи (темы) проекта.

Далее следует сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Это является основой для выдвижения вариантов решения задачи (желательно нескольких).

Выдвинутые идеи проходят анализ и отбор наиболее перспективных средствами теоретического и экспериментального исследования.

После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации.

Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. В процессе выполнения технологических операций, анализа и контроля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.

По завершении изготовления производится испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам. По их результатам учащимися выдвигаются перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта, определяются возможности его практической реализации.

Следует отметить определяющее значение исследовательских действий для достижения конечных результатов работы. Проектное обучение должно сохранять свое главное достоинство — постоянный анализ идей, результатов и путей решения проблем, поиск новых задач и методов деятельности. Проектный метод обучения технологии реализует принципы личностно-ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет роль организатора и координатора учебного процесса, консультанта деятельности учащихся. Формы занятий изменяются от фронтальных лекционно-опросных к самостоятельным или коллективным исследовательским и дискуссионным.

Проектный метод обучения на современном этапе выступает составным звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся. Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность разнообразить формы проведения занятий, расширить творческий потенциал учителя, развить мотивационную сферу школьников.

31.Методы диагностики технологических знаний. Педагогические тесты, их виды и методы использования для оценки знаний.

 Проверочные работы, тестовые задания, лабораторные задания, проектные задания…..

Индивидуальные – вопрос каждому ученику.

Выборочные – один вопрос на всех, но учащиеся выбирает одного, чтобы дать ответ.

Фронтальные – отвечает – опрашивает весь класс.

Структура:

  1. Уровень сформированности знаний

(узнавание (обвести кружком, галочкой)

  1. Осознанное воспроизведение

(пропущенные слова в тексте)

  1. применение
  2. Творческий уровень (решение не по заранее заданному алгоритму)

Критерии в тестировании

  1. Осуществление обратной связи
  2. вовлечение учащихся в активную деятельность
  3. контроль
  4. место для организации тестирования(логическ завершенность изложения материала
  5. объем оперативной памяти

Методика проведения тестового задания на уроке

  1. Вывести на доске образец тестового задания, котор предстоит выполнить учащимся
  2. Рассказать методику проведения теста.

32.Соблюдение правил гигиены труда и правил безопасного труда при обучении технологии.

 Оптимальные гигиенические условия для работы учащихся определяют:

  1. Состояние воздушно-газовой среды. Помещение должно быть оборудовано вентиляцией и отоплением, чтобы обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами. (мастерская метало и деревообработки 16-18, влажность 40-60%)
  2. Освещенность рабочей зоны и всего помещения, наименьшая освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8м от пола должна быть в пределах 150…300 лк, светильники местного освещения должны питаться током при напряжении не выше 36В.
  3. Уровень производственного шума не должен превышать 70дБ, вредны высокочастотные шумы, работоспособность учащихся возрастает при комфортных условиях в среднем на 30%.
  4. Режим работы во время занятий должен учитывать чередование непрерывной работы с периодами отдыха, зависит от возраста учащихся, темы.
  5. Эргономические факторы при организации работы в мастерских,  (эргономика – наука, изучающая возможности человека в трудовых процессах с целью создания таких условий труда, которые делают труд высокопроизводительным и в тоже время обеспечивают работающему необходимые удобства, сохраняя его силы, здоровье и работоспособность). Эрг. факторы  выражаются соответствием школьного оборудования росту учащихся, уч-ся должны знать приемы регулировки оборудования, чтобы позы при работе были правильными.
  6. Учет психофизиологического воздействия цветовой гаммы, окружающей  школьников во время занятий, для окраски пола, стен, мебели и оборудования надо добиваться оптимального сочетания цветов, создать благоприятную цветовую гамму,

Необходимо предотвращение травматизма школьников. Рассказывать технику безопасности  правила безопасной работы на оборудовании требуют останавливать станок: уходя от станка даже на короткое время, прекращая работу, при измерении детали, при установке или смене режущего инструмента, приспособлений, при уборке станка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40916. Підсилювачі на НВЧ транзисторах 59.5 KB
  Аналогічно створюється резонанс та узгодження по опору на виході: Принципова схема підсилювача:Для узгодження з лінією 50 Ом підключають і трансформатор (лампу)підбирається так, щоб узгодити з опорам 50 Ом. Аналогічно створюється резонанс та узгодження по опору на виході:
40917. Невзаємні елементи НВЧ 98.5 KB
  Нехай маємо феромагнітне середовище в , при цьому орієнтація доменів , оскільки це енергетично вигідно. Нехай тепер , тобто додали невелике змінне поле у перпендикулярному напрямку. Звичайно, при цьому зміниться Тепер треба знайти , тобто . Розглядатимемо лінійну задачу, нелінійності не враховуємо.
40919. Плоскі хвилі в гіротропному середовищі 107.5 KB
  Тобто, у взаємодіючій хвилі довжина хвилі буде менша. Зсунемось від початку на період, тоді друга хвиля повернеться в початковий стан, а перша не встигне. Тоді дасть вектор під кутом до нульової площини. - кут Фарадея (кут повороту площини поляризації). , ми розглянули . Цей кут змінюється в залежності від відстані.
40920. Фарадеївський вентиль і циркулятор 66 KB
  Ці прилади працюють на великих потужностях. Вхідна та вихідна щілини повернуті на одна відносно іншої. Всередині – ферит, навколо – електромагнітна котушка. Підбираємо параметри так, щоб хвиля змінювала поляризаційний кут на після проходження
40921. Аналіз та синтез НВЧ елементів 124 KB
  Розглянемо відому матрицю розсіювання . Нехай маємо - полюсник, у нього входів і виходів. Для кожного входу та виходу є падаюча та відбита хвилі.Будемо користуватися нормованими величинами: - для падаючої хвилі, - для відбитої. , - амплітуди падаючої та відбитої хвиль, , - відповідні потужності.Будемо вважати, що відбита хвиля зумовлена всіма хвилями, що увійшли в - полюсник:
40922. Метод орієнтованих графів 153.5 KB
  Можна виключити вершину . Для цього стрілки продовжують так, ніби вузла і не було. В діамагнетику вказується - коефіцієнт при виключеній вершині.
40923. Синтез НВЧ – елементів 116.5 KB
  Фільтри НВЧ. Спробуємо створити такий фільтр для НВЧ оскільки розрахунки дають нереальні з точки зору технології значення ємності та індуктивності. В НВЧ маємо еквівалентні схеми: Паралельний контур: Ємність: Чебишевська апроксимація Баттервордська апроксимація Ємність на землю Індуктивність Діелектрик.
40924. НАГРУЗКИ В СПОРТЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ 57.5 KB
  Внешняя и внутренняя сторона нагрузки. Компоненты тренировочной нагрузки. Эффект нагрузки прямо пропорционален при прочих условиях ее объему и интенсивности.