47103

Теория институциональных изменений. Институциональные изменения: сущность, субъекты, источники

Доклад

Макроэкономика

Закон предложения Предложение это максимальное количество продукта которое производитель желает и способен произвести и доставить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Цена предложения предельная минимальная цена по которой производитель еще готов продавать свой товар. кукурузы; S – sypply величина предложения в неделю...

Русский

2013-12-01

56.71 KB

67 чел.

Билет 3.

1. Спрос, предложение, рыночное равновесие на рынке одного товара.

2. Теория институциональных изменений. Институциональные изменения: сущность, субъекты, источники.

3. Маржиналистская школа экономической теории. Теоретические новации австрийской школы (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк).

1. Спрос и предложение на рынке одного товара

Спрос на рынке одного товара и факторы, его определяющие.

Индивидуальный рынок — рынок отдельного товара или услуги, например кукурузы.

Спрос — количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из ряда возможных в течение определенного периода времени цен.

 Спрос — это потребность, представленная на рынке и обеспеченная деньгами (платежеспособный спрос).

Спрос меньше потребления, так как часть продукции потребляется в натуральном хозяйстве, минуя рынок

Закон спроса: при неизменности всех прочих условий снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот. Эта отрицательная (обратная) связь между ценой и величиной спроса проявляется в жизни в разных ситуациях.

Исключение — при повышении цен на отдельные виды товаров спрос на них растет. Эти товары называются товарами Гиффена(товары первой необходимости)

Связь между ценой и спросом проявляется в различных формах:

  1.  РАСПРОДАЖА при затоваривании складов организуется удешевленная распродажа вещей, которая быстро сокращает товарные запасы. Организуются сезонные распродажи;
  2.  эффект дохода состоит в том, что при более низкой цене человек может купить себе больше данного товара. Таким образом, увеличивается покупательная способность денежного дохода потребителя;
  3.  эффект замещения состоит в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые стали относительно дороже(курица/говядина)

P

Pprice — цена за один кг кукурузы в долларах;

Qquantit — количество кг кукурузы;

Ddemand — величина спроса в месяц

5

4

3

2

1

 

D

Q

1       2       3       4       5       6       7       8       9      

Изменения в спросе отражаются в смещении кривой спроса вправо (от D к D2) или влево (от D к D2) при воздействии прочих факторов, независимо от цены.

P

Q1

Q2

P1

Q

Q0

А2

А

А1

D

D1

D2

Неценовые факторы спроса.

  1.  Потребительские вкусы и предпочтения: реклама, изменения моды резко изменяют количество покупок товаров при сохранении цен на них.
  2.  Число покупателей: рост рождаемости повышает спрос на пеленки, коляски, горшки.
  3.  Денежные доходы потребителей, повышаясь, увеличивают спрос на те товары, которые раньше были недоступны, и снижают спрос на некоторые другие товары. предметы роскоши/маргарин
  4.  Цены на сопряженные товары: взаимозаменяемые товары (субституты) например, масло и маргарин. Рост цен на масло увеличивает покупки маргарина. Существуют взаимодополняемые, сопутствующие товары — комплементы (например, фотоаппарат и пленка). Рост цен на фотоаппараты сокращает их покупки и одновременно сокращает покупки пленок.
  5.  Ожидание покупателей относительно будущих цен и доходов могут вызвать ажиотажный спрос в ожидании инфляции и сдерживание покупок в ожидании сезонной распродажи товаров.

Эластичность спроса

Согласно закону спроса потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продуктов. Однако степень реакции потребителей на изменение цены различна.

Ценовая эластичность спроса — это степень чувствительности потребителей к изменениям цены на продукт.

Эластичный спрос  означает, что небольшие изменения в цене приводят к большим изменениям в количестве покупаемой продукции.

Неэластичный спрос означает, что большие изменения в цене ведут к небольшому изменению в количестве покупок.

Коэффициент ценовой     Изменение количества продукции (в %)

эластичности спроса   =  -----------------------------------------------------------

                                            Изменение цены (в %)

;гдегде

Ed – коэффициент ценовой эластичности спроса;

Q – изменения количества продукции (в %);

Р – изменения цены (в %);

Q1, Q0 – текущее базовое количество продукции;

P1, P0 – текущее и базовое значение цены.

Ed >1 - эластичный спрос

Ed < 1, неэластичный спрос

Ed = 1 - ХЗ

Факторы ценовой эластичности спроса.

  1.  Заменяемость товара. Чем больше заменителей данного продукта, тем эластичнее бывает спрос на него. Например, спрос на макароны итальянского производства является более эластичным, чем на макароны вообще.
  2.  Удельный вес продукта в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него. Например, 10%-ный рост цен на карандаши или жевательную резинку вызовет минимальную реакцию на спрашиваемое количество
  3.  Предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен. Операцию аппендицита, несмотря на рост цены, отложить нельзя. Спрос на предметы роскоши эластичен.
  4.  Фактор времени. Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Например, требуется время для преодоления привычки пить кофе, который стал недоступен по цене, и перехода на чай.
  5.  Долговечность продукта. Краткосрочный спрос на бензин менее эластичен (0,2), чем долгосрочный спрос (0,7), так как в долгосрочном плане большие, пожирающие бензин автомобили изнашиваются и заменяются малолитражками. Поэтому повышение цены, выгодное в краткосрочном плане, чревато финансовыми затруднениями в долгосрочной перспективе.

Коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые товары и услуги: хлеб — 0,15; говядина — 0,64; баранина — 2,65; электричество дома — 0,13; медицинское обслуживание — 0,31; билеты в кино — 0,87.

Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования развития различных отраслей. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад данной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики.

Предложение на рынке одного товара и, факторы его определяющие. Закон предложения

Предложение — это максимальное количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и доставить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.

Цена предложения — предельная минимальная цена, по которой производитель еще готов продавать свой товар.

Pprice — цена за кг. в долларах;

Qquantity — количество кг. кукурузы;

Ssypply — величина предложения в неделю.

P

S

5

4

3

2

1

B

A

Q

1       2       3       4       5       6       7       8       9

Изменение величины предложения отражается движением от точки А к точке В (см. график 5.), и наоборот по кривой предложения

закон предложения: с повышением цен, соответственно, возрастет величина предложений, и наоборот.

Рост цен является фактором, сдерживающим покупки, но стимулирующим продажи,( больший доход/ расширение производства/большее количество производителей)

      Q   = g * n

рыночное                величина предложения                число продавцов

предложение          индивидуального произ-

                                водителя

Изменение предложения отражается в смещении кривой предложения вправо (от S к S1) или влево (от S к S2) в зависимости от прочих факторов при неизменности цен

P

Q1

Q2

P

Q

Q0

А2

А0

А1

S

S1

S2

Неценовые факторы предложения.

  1.  Цены на ресурсы. Рост цен на ресурсы повышает издержки производства и делает менее выгодным производство товара при данной цене, что выражается в падении производства и сокращении предложения.
  2.  Технологии производства при их совершенствовании уменьшают количество потребляемых ресурсов, удешевляют производство товаров и делают выгодным его расширение.
  3.  Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки, а дотации — наоборот.
  4.  Цены на другие товары при их падении стимулируют производство данного товара.
  5.  Ожидание изменения цен, например повышение цен к весне, ограничивает предложение товаров осенью.
  6.  Число продавцов на рынке определяет совокупное предложение.

Ценовая эластичность предложения отражает чувствительность производителей к изменению цен.

, где

Qs – изменение количества предлагаемой продукции (в %);

P – изменение цены (в %).

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющееся у производителя для реакции на изменение цены продукта. Чем больше времени для приспособления, тем выше эластичность предложения, что связано с определенной мобильностью ресурсов. Различают:

  1.  кратчайший рыночный период времени;
    1.  краткосрочный период;
    2.  долгосрочный период.

Кратчайший период (график 5.7 а). Фермер привез грузовик томатов на рынок — весь свой урожай. Независимо от цены он продает свою продукцию при низкой цене, так как томаты — скоропортящийся товар и дополнительной продукции у фермера нет (при высокой цене). Спрос на томаты вырос с D1 до D2, цена выросла с P0 до Pm, а предложение постоянно Sm, так как дополнительные томаты вырастут только через год. Таким образом, в пределах кратчайшего периода имеется совершенно неэластичное предложение.

Sm

P

Q

P

Q

Pm

Sm

Ss

Pm

Ps

D2

P0

D2

D1

P0

D1

Qs

Qо

Qо

 a)        б)

P

Q

Sm

Sl

Pl

D2

D1

P0

Ql

Qо

 в)

Краткосрочный период (график 5.7 б). В пределах краткосрочного периода фермер, видя рост спроса на томаты, проводит некоторые совершенствования производства и получает больший урожай, чем раньше. Это выражает более высокую эластичность предложения томатов (Sm  Ss). Увеличению спроса соответствуют относительно большее, чем в пределах кратчайшего периода, изменение количества предлагаемой продукции (с Qо до Qs) и относительно меньшее изменение цены (с Pо до Ps).

Долговременный период (график 5.7 в) достаточен для принятия мер по приспособлению ресурсов к изменению спроса. Это означает еще более эластичную кривую предложения. Результатом будет небольшое изменение цены (Pо Pl) и большое изменение предлагаемой продукции (Qо  Ql). Рост цены происходит потому, что увеличение производства вызовет рост издержек производства, так как расширение отрасли ведет к росту цен на потребляемые в ней ресурсы вследствие увеличения спроса на них. Если бы отрасль по производству томатов использовала небольшую долю ресурсов, тогда рост спроса со стороны этой отрасли оставил бы цены без изменения, а издержки производства постоянными. В этом случае кривая долгосрочного предложения была бы совершенно эластичной, а новая цена была бы равна первоначальной (Ро).

Практическое применение анализа эластичности разнообразно. Во-первых, вопрос об эластичности спроса на товар может возникнуть на переговорах профсоюза и корпорации об уровне заработной платы. Если эластичность спроса на товар высока, то можно повысить заработную плату рабочим и понизить цену на товар. При этом затормозится инфляция и увеличатся общая прибыль и выручка корпорации. Во-вторых, неэластичность спроса на большую часть сельскохозяйственной продукции ( Ed = 0,2) делает нежелательным и для фермера сбор большого урожая и снижение вследствие того цен. В-третьих, характер воздействия автоматизации на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт.

Рыночное равновесие — это ситуация на рынке отдельного товара, когда рыночный спрос и рыночное предложение совпадают по величине и структуре, они эквиваленты при приемлемой для потребителя и производителя цене. Возникает рыночное равновесие в результате взаимодействия спроса и предложения, оно характеризуется равновесным объемом — одинаковым количеством товаров, требуемых потребителями и предлагаемых производителями, и равновесной ценой, при которой объем спроса равен объему предложения.

P

 

D – кривая спроса;

S – кривая предложения;

Qd – объем спроса;

Qs – объем предложения.

S

5

4

3

2

1

избыток

E

PE

D

Q

дефицит

200    400   600          1000                            1800

QE

Точка E на графике — точка рыночного равновесия.

PE – равновесная цена, PE = Ps= Pd;

QE – равновесный объем, QE = Qs = Qd.

при цене в 3 долл. количество кукурузы, которое фермеры желают вырастить и предложить к продаже на рынке, равно тому количеству, которое потребители желают и в состоянии купить.

Это — равновесная цена. В этой точке Е нет стимулов к тому, чтобы изменять цену и количество товаров.

Если СПРОС>предложения— дефицит; если наоборот — это перепроизводство.

Уравновешивающая функция цены — это способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются. Любой покупатель, который хочет и может заплатить 3 долл. за 1 кг кукурузы, сможет его купить. Любой продавец, который хочет и может продавать кукурузу по цене 3 долл. за 1 кг, сможет его продать.

  1.  снижение спроса ведет к сокращению цены и сокращению количества продукта
  2.  увеличение спроса ведет к росту цены и увеличению количества продукта при прочих равных условиях
  3.  снижение предложения ведет к росту цены и снижению количества продукта;
  4.  увеличение предложения ведет к снижению цены и приросту количества продукта

Таким образом, существуют обратная связь между изменением предложения и равновесной ценой, а также прямая связь между изменением предложения и количеством продуктов

Конъюнктура рынка — определенное соотношение спроса и предложения как по отдельным товарам, так и по всей товарной массе. На рынке любого товара возможно возникновение только трех ситуаций с позиции конъюнктуры.

  1.  «Рынок продавца» (Спрос больше Предложения ). Ситуация дефицита, когда имеется конкуренция покупателей и нет конкуренции продавцов. Ситуация выгодна всем производителям, так как окупаются любые издержки, даже худших предприятий. Торговля создает искусственный дефицит.
  2.  «Рынок покупателя» (Спрос меньше Предложения). Ситуация перепроизводства, конкуренция продавцов из-за потребителей. Угроза кризисов перепроизводства и разорения производителей.
  3.  «Равновесный рынок» (С = П). Спрос удовлетворяется полностью и по доступным ценам, а производство сдерживается на необходимом уровне


2. Теория институциональных изменений. Институциональные изменения: сущность, субъекты, источники.

ТЕОРИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Институты, согласно Норту, - это набор правил, процедура соответствий, моральное и этическое поведение индивидуумов в интересах максимизации дохода.

Институты - это разработанные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные (договоры и добровольно принятые кодексы поведения) ограничения, а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие.

Норт показал, что организационные факторы играют более важную роль, чем технические, поскольку ведут к изменению институтов, которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на развитие экономики.

Крупные институциональные изменения происходят медленно, так как институты являются результатом исторических перемен, формирующих индивидуальное поведение.

Принципиальное значение и актуальность сохраняют выводы из теории новой институциональной экономики, сформулированные Нортом. Главное состоит в том, что чрезвычайно трудно, да и практически недостоверно анализировать переход от плановой экономики к рыночной без институционального подхода к проблемам и событиям. Суть выводов сводится к следующему:

1. Если законы могут быть изменены в течение короткого времени, то неформальные нормы меняются постепенно.
2. Функционирование экономики в значительной степени определяется государственным устройством, формирующим экономические законы, создающим и обеспечивающим эффективные права собственности и влияющим на политику развития.
3. Эффективные политико-экономические системы формируют гибкие институциональные структуры, способные переживать шоки и перемены и являющиеся фактором успешного развития.
СУЩНОСТЬ
Теория Институциональных изменений имеет большое значение для понимания происходящих в обществе процессов.

Институциональные изменения означают изменения институциональной структуры как набора взаимосвязанных формальных правил и неформальных ограничений, определяющих систему стимулов для экономических агентов.

По мнению Д. Норта, факторы (источники) изменений вытекают из изменений во внешней среде.

Изменения в формальных правилах могут стать результатом юридических изменений, законодательных изменений, изменений в регулирующих правилах, вводимых властными структурами, а также изменений в конституции, определяющей метаправила, по которым строится вся система правил.

Изменения в неформальных ограничениях осуществляются постепенно и нередко формируют у индивидов альтернативные модели поведения, связанные с новым восприятием выгод и издержек.

Дискретные изменения- радикальные изменения в формальных правилах, которые обычно происходят в результате завоевания или революции.

Типы институциональных инноваций.

Основную роль в институциональном развитии играют институциональные инновации, т.е. те новшества, которые осуществляются в формальных и неформальных правилах и при их взаимодействии.

Основные типы инноваций были определены  Шумпетером в виде

  1.  внедрения новой технологии производства известных продуктов,
  2.  организации производства новых продуктов,
  3.  открытия новых рынков продуктов и ресурсов
  4.  Роль главного создателя новых комбинаций факторов производства играет предприниматель.

Д. Норт охарактеризовал предпринимателя как главного организатора новых институциональных соглашений, уменьшающих неопределенность и создающих базу для поиска компромисса в конфликте интересов.

Многие институциональные инновации, институты и правила носят характер общественных благ, которым присущи три свойства:

  1.  неизбирательность: использование института одним человеком не уменьшает степени его доступности для остальных, что способствует координации деятельности агентов;
  2.  неисключаемость: никому не запрещается использовать правило (институт), даже если он не участвовал в его создании;
  3.  неисчерпаемость: использование института одним индивидом не уменьшает полезного эффекта от использования этого института другим индивидом, так как распространение правила снижает неопределенность во взаимодействиях агентов.

Таким образом, институциональные инновации могут носить характер общественного, частного и клубного блага, учитывающего иерархическую структуру правил. Инновации как частные блага ограничиваются рамками организации, и инноватор может контролировать их использование как внутренних институтов, структурирующих взаимодействие между членами организации.

Инновации, созданные внутри организации, зачастую трудно воспроизвести в рамках других организаций. Институциональные инновации могут носить характер и клубного блага, т.е. блага, круг пользователей которого можно поставить под контроль и ограничить. Эти инновации могут опираться на гибридные формы, объединяющие элементы как организации, так и рыночных контрактов.

Субъекты:

  1.  Предприниматели
  2.  домашние хозяйства
  3.  фирмы
  4.  группы
  5.  социальные движения
  6.  государство. 

Государство, а затем социальные движения и фирмы наиболее способны обеспечить институциональные инновации как общественные блага. Домашние хозяйства играют консервативную роль, так как институциональные инновации способны изменить границу между частной и общественной жизнью, поставить под угрозу существующие рутины. Фирмы и домашние хозяйства нейтральны к производству «частных» инноваций, поскольку получение возможных выгод может перекрываться ростом издержек на изменение рутин7

ИСТОЧНИКИ

Изменения в относительных ценах приводят к институциональным изменениям, которые восстанавливают экономическую эффективность в экономике или способствуют ее достижению. Изменения в относительных ценах (например, изменения в соотношении цен факторов производства — цен на землю и труд, труд и капитал, капитал и землю) меняют стимулы экономических агентов, которые вступают во взаимодействие друг с другом. Новые относительные цены создают новые возможности получения доходов, которые требуют институциональных изменений. 

Вторым источником институциональных изменений служат технологические инновации, которые в свою очередь ведут к изменению относительных цен. Институциональное изменение (принятие закона, запрещающее вашему соседу создавать препятствия для пользования солнечной батареей) станет следствием появления новой технологии. Производители солнечных батарей и те, кто намерен пользоваться ими, предпримут определенные действия, которые приведут к институциональным изменениям. 

Третий  источник - это изменения во вкусах и предпочтениях людей. В качестве примера здесь можно привести серьезное институциональное изменение, которое само по себе не может быть полностью объяснено изменением соотношения цен, и в котором основную роль играли идеи — это движение за отмену рабства в Соединенных Штатах. Ведь во время Гражданской войны в Америке институт рабства еще оставался экономически выгодным.


  1.  Маржиналистская школа экономической теории. Теоретические новации австрийской школы (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк).

Этап в развитии экономической мысли, который называют иногда "маржиналистской революцией", связан в первую очередь с введением и систематическим использованием понятия предельной полезности. Обычно в связи с этим называют имена К. Менгера, С. Джевонса и Л. Вальраса, которые в 70-е годы XIX в. не только ввели понятие предельной полезности, но и выдвинули концепцию общего равновесия (Вальрас) и сформулировали принцип уменьшающейся предельной полезности. Смысл маржиналистской революции и состоял в том, что понятие предельной полезности и других предельных величин (предельных издержек, предельной производительности, предельной склонности к чему-либо) позволило создать новый инструмент анализа экономической реальности, использующий математический анализ.

В центре классической теории стояла задача изучения роста общественного богатства, зависящего от темпов накопления капитала и темпов роста населения. В центре новой теории, получившей название неоклассической, стояло поведение отдельной фирмы, максимизирующей свою прибыль, и отдельного потребителя, максимизирующего свою полезность от приобретения потребительских благ.

Начался пересмотр предмета экономической теории. В неоклассическом (маржиналистском) подходе главным считается изучение взаимной связи между данными целями и данными ограниченными средствами, допускающими альтернативные способы использования и позволяющими ставить вопрос об оптимальном использовании этих средств.

Основоположники: Менгер, Джевонс и Вальрас, Курно, Госсен и Тюнен.

Карл Менгер (1840 -- 1921) явился основоположником австрийской школы экономического анализа, соединившей вербальный аппарат предельных понятий с экономическим либерализмом.

Исходным пунктом экономического поведения являются существующие у человека потребности (неудовлетворенные желания и стремления). Вещи или действия, которые насыщают (удовлетворяют) наши потребности, называются благами. Самые насущные блага -- потребительские (блага перового порядка). Блага второго и более высокого порядка -- это те блага, какие используются для производства потребительских благ. Благодаря этому использованию потребительские блага наделяют ценностью идущие на их изготовление производственные ресурсы. В этом и состоит теория вменения австрийской школы.

Полезность -- это то, что люди приписывают благам в зависимости от соотношения между объемом предложения и степенью удовлетворения потребностей. Каждая дополнительная единица данного блага получает поэтому все меньшую и меньшую ценность.

Стремление к обмену наступает тогда, когда блага, имеющиеся у одного субъекта, для него менее желательны, чем для другого, а у другого -- то же самое, но в отношении его собственных товаров.

Евгений Бем-Баверк (1851--1914). Его основной труд, переведенный на русский язык, называется "Основы теории ценности хозяйственных благ.  

Австрийская школа выдвинула теорию ценности и предельной полезности. Ценность - это субъективная полезность, величина которой зависит от субъекта и от обстоятельств, в каких он находится (стакан воды у фонтана и в пустыне имеет различную ценность). Абстрактную полезность имеют все блага, но квалифицированную полезность, или ценность (стоимость), имеют только ограниченные блага. И лишь такие блага могут обмениваться

Для оценки субъективной полезности Бем-Баверк предлагает использовать шкалу потребностей, упорядоченных по степени их важности для индивида:

  1. потребности, неудовлетворение которых ведет к смерти;
  2. потребности, неудовлетворение которых ведет к болезни;
  3. потребности, неудовлетворение которых ведет к кратким страданиям;
  4. потребности, неудовлетворение которых ведет к малым неприятностям.

Итак, предельная полезность какого-либо блага совпадает с той пользой, какую приносит последняя единица этого блага, удовлетворяющая наименее важную нужду. Чем меньше мешков, тем ценнее последняя единица этого блага. Если отшельник имеет только один мешок, то его ценность равна для него бесконечности, так как от него зависит вся его жизнь.

Фридрих фон Визе (1851 --1926) ввел сам термин предельная полезность, а также понятие альтернативных издержек. Издержки производства данного продукта зависят от альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать для того, чтобы производить этот продукт.

Понятно, что то, что имеется в избытке, не ценится людьми. Если какое-либо благо доступно без ограничения, то альтернативные возможности перестают регулировать употребление этого блага. Избыточность благ означает отсутствие конкуренции за обладание ими.

На основе альтернативных издержек формулируется закон Визера: действительная полезность (ценность, стоимость) какой-либо вещи есть недополученные полезности других вещей, которые могли быть произведены (приобретены) с помощью ресурсов, потраченных на производство (приобретение) данной вещи.

ВЫВОД: Неоклассическая теория отличается от классической парадигмы только систематическим использованием предельных понятий (предельный продукт, предельная производительность, предельные издержки и т. п.) для определения равновесия