47112

Программы развития национальной экономики

Доклад

Макроэкономика

В России в рамках федеральных целевых программ осуществляется: поддержка реформ в сфере образования и здравоохранения; реформа судебной системы; формирование рынка доступного жилья; модернизация АПК и создание условий для его устойчивого развития; строительство и совершенствование стратегически важных для страны объектов транспорта; поддержка государством реализации крупных транспортных инфраструктурных проектов; осуществление инновационных проектов и программ др. Реализация федеральных целевых...

Русский

2013-12-01

61 KB

19 чел.

1. Программы развития национальной экономики.

Федеральные целевые программы являются эффективным инструментом реализации государственной экономической и социальной политики, особенно при решении долгосрочных задач и реализации крупных инфраструктурных проектов. В России в рамках федеральных целевых программ осуществляется: поддержка реформ в сфере образования и здравоохранения; реформа судебной системы; формирование рынка доступного жилья; модернизация АПК и создание условий для его устойчивого развития; строительство и совершенствование стратегически важных для страны объектов транспорта; поддержка государством реализации крупных транспортных инфраструктурных проектов; осуществление инновационных проектов и программ др.

Реализация федеральных целевых программ (ФЦП) и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в среднесрочной перспективе будет осуществляться исходя из приоритетов экономического развития и с учетом бюджетных ограничений. В 2011 году планируется реализация 43 действующих федеральных программ, а в 2012 году – 37

Структура типовой федеральной программы

Программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы"

Характеристика проблемы

Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации

Программные мероприятия

Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Механизм реализации Программы

Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

Привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных источников предусмотрено в текущем году по 43 ФЦП как «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы», ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, таких ФЦП, как «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», «ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации». ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса на 2007-2012 годы». ФЦП «Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)», «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

В 2010 году, как и в предыдущие годы, одним из важнейших инструментов осуществления государственной инвестиционной политики оставалась федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП), которая формировалась исходя из объемов капитальных вложений, направляемых на реализацию федеральных целевых программ, а также на решение не включенных в эти программы отдельных важнейших социально-экономических вопросов.

Следует отметить, что формирование и реализация ФАИП в прошедшем году осуществлялись в условиях выхода российской экономики из кризиса. Президентские программы - в РФ - федеральные программы, инициатором которых является Президент РФ.

Одним из инструментов в сфере модернизации, технологического обновления и повышения энергетической эффективности экономики являются проекты, одобренные Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, по 5 направлениям: «Энергоэффективность», «Ядерные технологии», «Стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение», «Космос и телекоммуникации», «Медицинская техника и фармацевтикаФинансовое обеспечение проектов, одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики.

Региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2011-2013 годах планируются бюджетные ассигнования на реализацию: обеспечение доступности дошкольного образования; достижение стратегических ориентиров, заявленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»; развитие инновационного характера профессионального образования как основы становления экономики знаний; развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Одним из основных социально значимых приоритетов является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан. Решение поставленных задач будет осуществляться в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»

Основной идеей проекта федерального закона «О государственном стратегическом планировании» является создание правовой основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, позволяющей решать задачи повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ. Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

При разработке стратегии социально-экономического развития администрация региона исходит из принципа соответствия стратегической цели и направлений развития региона целям и приоритетам федерального Прав. При разработке стратегии развития муниц образования также учитывается стратегия развития субъекта Федерации, в который входит данное муниципальное образование. Механизмы осуществления стратегических действий описываются в составе системы управления реализацией Стратегии, которая должна обеспечивать эффективное взаимодействие региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, направленное на достижение стратегической цели.

2. Рыночная концентрация: монопольная власть и доминирующее положение фирмы

Рыночная концентрация — относительная величина и количество предприятий, действующих на рынке. Показатели этой величины: индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI, ХХИ) и индекс концентрации. В качестве показателя, определяющего размер фирмы, может служить доля продаж фирмы в общем объеме реализации, или доля занятых на предприятии в общей численности занятых в производстве данной продукции, или доля стоимости активов фирмы в общей стоимости активов всех фирм и т. п.

Индекс Херфиндаля или Индекс Херфиндаля — Хиршмана (англ. Herfindahl-Hirschman index) (также известен, как Индекс Герфиндаля — Гиршмана) используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.

,

где — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли

В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, индекс Херфиндаля — Хиршмана будет равен 10000. Для двух фирм с равными долями , для 100 фирм с долей в 1% . Индекс Херфиндаля — Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли.

Индекс Херфиндаля ограничен сверху 10000 (причем это значение достигается только в случае чистой монополии одной фирмы) и снизу , где — количество фирм в отрасли (причем данное значение достигается в случае равного распределения долей продаж между фирмами в отрасли)

С 1982 г. в США HHI сделан законодателем важным показателем при оценке допустимости слияний и поглощений в рамках «антитрестовсого» законодательства: при HHI<=1000 слияния и поглощения допускаются беспрепятственно; при — требуется проверка Департамента юстиции; при 1800<HHI слияния и поглощения допускаются, если ΔHHI<=50, и требуется проверка Департамента юстиции, если Δ HHI>100[источник не указан 761 день].

Коэффициент Херфиндаля — Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:

I тип – высококонцентрированные рынки: при 70% < CR < 100% ; 2000 < HHI < 10000

II тип – умеренноконцентрированные рынки: при 45% < СR < 70% ; 1000 < HHI < 2000

III тип – низкоконцентрированные рынки: при CR < 45% ; HHI < 1000

Коэффициент концентрации(CR). Этот показатель равен сумме долей реализации товара на рынке нескольких крупнейших субъектов рынка. Коэффициент (индекс) концентрации для m крупнейших из общего числа (n) компаний, выпускающих данный товар, рассчитывается как сумма m рыночных долей (ki) этих компаний

Холла – Тайдмана

Рассчитывается на основе сопоставления рангов фирм рынка следующим образом:

где НТ - индекс Холла-Тайдмана;

  1.   Ri - ранг фирмы на рынке (самая крупная фирма имеет ранг 1);
  2.   yi - доля фирмы.

 

Дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей.

Для измерения степени неравенства размеров фирм, действующих на рынке, используется показатель дисперсии рыночных долей:

Для западных исследований рынков более типично использование показателя дисперсии логарифмов рыночных долей.

Оба показателя имеют один и тот же экономический смысл - неравномерности распределения долей между участниками рынка, - различаясь лишь размерностью и значениями.

Барьеры входа на рынок - факторы объективного и субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли; в результате уже действующим фирмам можно не опасаться конкуренции.

Нестратегические барьеры входа - создаются фундаментальными условиями отрасли и в целом независимы от деятельности фирмы или слабо поддаются ее воздействию. Стратегические барьеры входа - создаются самой фирмой в результате реализации ее целенаправленной политики.

Барьеры выхода с рынка - выход из отрасли в случае неудачи сопряжен со значительными издержками, что означает слишком высокий риск деятельности в отрасли.

Слияние — это объединение двух или более хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется новая, объединённая экономическая единица.

  1.  Слияние форм[1] — объединение, при котором слившиеся компании прекращают свое автономное существование в качестве юридического лица и налогоплательщика.
  2.  Слияние активов — объединение с передачей собственниками компаний-участниц в качестве вклада в уставной капитал прав контроля над своими компаниями и сохранением деятельности и организационно-правовой формы последних, вкладом в данном случае могут быть исключительно права контроля над компанией.
  3.  Присоединение — в этом случае одна из объединяющихся компаний продолжает деятельность, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование, оставшаяся компания получает все права и обязанности ликвидированных компаний.

Поглощение — это сделка, совершаемая с целью установления контроля над хозяйственным обществом и осуществляемая путем приобретения более 30 % уставного капитала поглощаемой компании, при этом сохраняется юридическая самостоятельность общества.

Коэффициент (индекс) Дж. Бейна — (В) показывает экономическую прибыль, полученную на один доллар собственного инвестированного капитала:

Па — бухгалтерская прибыль (бухгалтерская прибыль — выручка минус бухгалтерские издержки);

Пн — нормальная прибыль;

К — собственный инвестированный капитал.

Индекс Лернера - показатель рыночной власти фирмы, характеризующий относительное превышение цены товара над предельными издержками его производства.

L = (P - MC) / P ; откуда P = [1 / (1 - L)] MC

[1 / (1 - L)] - повышательный фактор (наценка) - измеряет разницу между ценой и предельным продуктом.

Доминирующее положение - это исключ положение хоз субъекта на рынке определенного товара или услуги, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на процесс конкуренции, затруднять доступ на рынок товара другим хоз субъектам ограничивать свободу их хозяйственной и предпринимательской деятельности.

Основополагающим критерием для установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара или услуги является доля товарного рынка, принадлежащая хозяйствующему субъекту. 

  1.  Индекс доминирования

Определяется как сумма рыночных долей крупнейших продавцов рынка:

где CRk - индекс концентрации (доминирования); N - число фирм в отрасли; yi=qi/Q - доля производства (продаж) i-й фирмы в общем объеме выпуска (сбыта) отрасли.

Измеряется в долях или в процентах. Чем выше значения данного показателя, тем сильнее рыночная власть крупнейших фирм, тем сильнее степень доминирования на рынке, и тем слабее конкуренция. Целесообразно исследовать значения индекса для 3 или 4 крупных фирм рынка.

При этом выделяют следующие критерии сопоставления рыночных структур : неконцентрированным - при CR3 ниже 45%; умеренно концентрированным - при CR3 = 45-70%; высококонцентрированным - при CR3 > 70%.

3. Финансовая политика государства, факторы ее определяющие.

Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика состоит из главных компонентов: налоговой политики; бюджетной политики; денежно-кредитной политики; ценовой политики; таможенной политики; соц политики; инвестиционной политики; политики в области международных финансов.

Финансовая политика государства зависит от многих как внешних, так и внутренних факторов. Внешними являются факторы зависимости государства от экономических отношений с другими государствами относительно поставок сырья, материалов, других ресурсов, обмена технологиями, экспортных возможностей самого государства. Внутренние факторы, которые существенно влияют на финансовую политику, - это форма собственности на основных которой средства производства, структура экономики, социальный состав населения, уровень благосостояния народа, интеллектуальный уровень населения, состояние развития экономики и организация денежного обращения, стабильность денежной единицы и тому подобное. На финансовую политику государства влияют также другие факторы, которые диктуются теми экономическими условиями, которые сложились на этом этапе хозяйственного развития.

Финансовые методы воздействия на экономику: налоговый, бюджетное субсидирование, государственное предпринимательство, государственное потребление. Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций явл:

-налоговое регулирование;

-амортизационная политика;

-различные формы государственной поддержки организаций, индивид предпринимателей;

-с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование.

Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно.

Финансовая политика практически осуществляется государством посредством использования финансового механизма. Финансовый механизм - это система установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений. В финансовой политике именно финансовый механизм является наиболее динамичной составляющей.

Существуют два типа финансового механизма - директивный и регулирующий.

Первый тип разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство: налогообложения, государственного кредита, расходов бюджета, бюджетного финансирования, организации бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансового планирования.

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила поведения в такой сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

Система управления финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей государства строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики.

Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.

Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.

Генеральная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь, конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.

Прогнозирование заключается в том, чтобы определенными методами с использованием специального инструментария количественных оценок обработать имеющуюся на данный момент информацию о финансах, закономерностях их изменения, конкретных условиях их функционирования в данный момент и получить представление о направлениях их развития и состоянии в будущем.

Главные функции финансового прогнозирования:

-научный анализ социальных, экономических и научно-технических процессов и тенденций, объективных причинно-следственных связей социально-экономических явлений хозяйственного развития в конкретно-исторических условиях, оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем хозяйственного развития;

-оценка действия этих тенденций в будущем и предвидение новых условий и проблем, требующих своего разрешения;

-выявление возможных альтернатив развития в перспективе, накопление материала для всесторонне обоснованного выбора той или иной возможности развития и принятие оптимального планового решения, обеспечивающего активное воздействие на дальнейшее развитие финансов.

Финансовое планирование – это вид финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, ориентированной на достижение сбалансированности между их денежными ресурсами и направлениями использования этих средств.

Система финансовых планов построена иерархически. Центральным звеном системы является бюджетный план. Государственные социальные внебюджетные фонды также разрабатывают финансовые планы по своим доходам и расходам. В плановом порядке мобилизуются и используются страховые фонды для возмещения потерь и устранения рисков различных участников страховых отношений. Иными словами, финансовые планы составляются на всех уровнях финансовой системы и всеми субъектами финансовых отношений.

Для практического построения финансовых планов используется целый набор методов планирования, главными из которых являются экономический анализ, нормативный и балансовый методы.

Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль осуществляется в различных видах и формах, с применением различных методов его осуществления.

В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый контроль делится на следующие виды: государственный; внутрихозяйственный; финансово-кредитных органов (банковский контроль); общественный; независимый (аудиторский).

В зависимости от времени совершения контроля финансовый контроль имеет следующие формы (способы конкретного выражения и организации контрольных действий): предварительный; текущий (оперативный); последующий.

Существуют несколько методов осуществления финансового контроля: 1) наблюдение; 2) проверка; 3) обследование; 4) анализ; 5) ревизия..


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29518. Діагностика сексуальних розладів (тестування) 42 KB
  При психологічній діагностиці сексуальної патології повинен проводитись диференціальний діагноз з порушеннями. При психологічному обстеженні осіб з сексуальними порушеннями виявляється підвищення “невротичноїâ€ частини профілю – “пікиâ€: статева дисфункція без органічної патології – високий підйом за шкалою істерії; розлади сексуальної переваги – психопатії. Келлі – дозволяє виявити основні фактори які затримують досягнення гармонії в статевих відносинах а також індивідуальну систему життєвих цінностей і орієнтацій які...
29519. Конфликт: предотвращение и управление 84 KB
  Моргунов В этой теме вы узнаете: Все о конфликтах о типологии конфликтов а также их предотвращении; О причинах и фазах конфликта; О конфликте и эмоциях; О задачах и основных понятиях конфликтологии; О типичных ошибках конфликтологии и технологии разрешения конфликта; Необходимо сразу оговорить что безконфликтных организаций не существует. Поэтому понимать истоки конфликта и уметь управлять его течением и разрешением неотъемлемое умение руководителя. Если противоречие получает развитие говорят о возникновении конфликта....
29520. Организация как система 44.5 KB
  Общая теория систем это не столько научная теория в традиционном смысле слова сколько комплекс методологических подходов к обширному классу объектов объединенных названием сложные системы Шрейдер Ю. Определения и свойства системы Часть смысловых связей понятия система можно обнаружить в его противопоставлении с несколькими понятиями: система беспорядочное образование; система аморфность; система случайная совокупность; система случайность; система множество из элементов не связанных в целое.Блюменфельду системой...
29521. Управление нововведениями в организации 78.5 KB
  Управление нововведениями в организации Е.Моргунов В этой теме вы узнаете: О том как управлять инновациями в организации; О видах изменений происходящих в жизни организации; О технологиях работы с организационным сопротивлением; Рекомендациях по внедрению изменений. Понятие изменение подразумевает что между двумя последовательными моментами времени имеются заметные различия в ситуации человеке рабочей группе организации или взаимоотношениях. Изменения в организации могут касаться любого аспекта или фактора.
29522. Организационная культура. Компоненты и уровни организационной культуры 83 KB
  Моргунов В этой теме вы узнаете: Об организационной культуре; О компонентах и уровнях организационной культуры; О характеристиках поведения руководителей; Все организации независимо от формы собственности и целей деятельности создаются и живут в определенной среде носящей название культура. Общеупотребимого определения культуры нет хотя интуитивно ясно что это такое. В дополнение к нормам принятым в обществе каждая группа людей в том числе и организация вырабатывает собственные культурные образцы которые получили название...
29523. Коммуникативное поведение в организации 49 KB
  Моргунов В этой теме вы узнаете: Об общении и функциях общения в организации; О возможностях понимания человека человеком; Об эффектах межличностного восприятия; О половых различиях в общении. Источники информации в общении сигналы непосредственно от другого человека сигналы от собственных сенсорноперцептивных систем информация о внешних по отношению к общению условиях информация об итогах деятельности информация от внутреннего опыта информация о вероятном будущем. Теория транзакций Эрик Берн 1902 1970 развивал...
29524. ПОВЕДЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ 68.5 KB
  Школа научного управления 1885 – 1920. Школа научного управления наиболее тесно связана с именами Фредерик Уинслоу Тейлор Фрэнк Банкер Гилбрет с женой Лилиан Генри Лоуренс Гантт.Тейлором 1856 – 1915 который возглавил движение научного управления. Он интересовался эффективностью деятельности не отдельного человека а организации что и положило начало развитию школы научного управления.
29525. Активация, утомление и другие состояния работника 101.5 KB
  Так например для состояния утомления характерны совершенно определенные сдвиги в деятельности сердечнососудистой системы. По мере развития утомления в первую очередь наблюдается снижение силы сердечных сокращений. Поэтому диагностически значимыми для состояния утомления являются не сами по себе симптомы увеличенной частоты сердечных сокращений повышенного артериального давления и изменения минутного объема крови в их непосредственном количественном выражении а направление и величина сдвигов этих показателей и соотношений между ними....
29526. Группа: как управлять коллективом 60.5 KB
  Фрезер в 1978м году предложил список 6ти основных характеристик группы: взаимодействие членов восприятие группы как чегото реального наличие групповых целей формирование норм взаимодействия в группе синергетический эффект от взаимодействия в группе эмоциональные отношения между членами группы относительная закрепленность ролей. Психологической группой можно назвать некоторое число людей которые: взаимодействуют друг с другом знают друг друга воспринимают себя членами одной группы. Свойства группы: размер...