47133

Транснациональные корпорации

Доклад

Мировая экономика и международное право

Так стороны Конвенции о транснациональных корпорациях признают под понятием транснациональная корпорация юридическое лицо совокупность юридических лиц: имеющее в собственности хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух и более сторон; образованное юридическими лицами двух и более сторон; зарегистрированное в качестве корпорации в соответствии с Конвенцией.С развитием и совершенствованием правового регулирования деликтных отношений такое единообразие в подходе было дополнено...

Русский

2013-11-27

62.66 KB

3 чел.

31. Транснациональные корпорации

Транснациональная компания в теории МЧП подразумевает транснациональность капитала данного субъекта частноправовой деятельности. То есть капитал не принадлежит лицам одной страны.

Среди источников МЧП можно назвать Хартию экономических прав и обязанностей государств (12 декабря 1974 г.), Конвенцию о транснациональных корпорациях (Москва, 6 марта 1998 г.).

Каждое государство имеет право регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры по обеспечению того, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике. Транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела принимающего государства. Каждое государство должно с полным учетом своих суверенных прав сотрудничать с другими государствами в деле осуществления данного права.

Так, стороны Конвенции о транснациональных корпорациях признают под понятием «транснациональная корпорация» юридическое лицо (совокупность юридических лиц):

- имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух и более сторон;

- образованное юридическими лицами двух и более сторон;

- зарегистрированное в качестве корпорации в соответствии с Конвенцией.

В Конвенции о транснациональных корпорациях Понятие «транснациональная корпорация» включает в себя различные транснациональные структуры, в том числе финансово-промышленные группы, компании, концерны, холдинги, совместные предприятия, акционерные общества с иностранным участием и т. п.

Корпорация вправе осуществлять на территориях сторон любые виды деятельности, не запрещенные законодательством сторон.

Участниками корпорации могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы, в том числе из третьих стран.

Государственные предприятия могут быть участниками корпорации в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества.

Корпорация создается добровольно как на основе межправительственных соглашений, так и иным, не запрещенным законодательством способом. Порядок регистрации корпорации определяется законодательством государства - места ее регистрации.

61. Документарный аккредитив.

Документарные аккредитивы. Расчеты по аккредитивам являются удобной и надежной формой при выполнении различных торговых операций, в равной степени учитывающей интересы покупателей и поставщиков. В международных расчетах аккредитивные операции проводятся в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов (Париж, 1994). Эти правила определяют понятия и виды аккредитивов, способы и порядок их исполнения и передачи, обязательства и ответственность банков, требования к представляемым по аккредитивам документам и, кроме того, порядок их представления. Они обязательны к выполнению для банков и их клиентов, осуществляющих аккредитивные операции.

Аккредитив - это твердое обязательство банка выплатить продавцу товара (работ, услуг, предметов интеллектуальной деятельности) строго определенную денежную сумму в определенной валюте в оговоренные сроки при своевременном представлении в банк заранее оговоренных документов, подтверждающих отгрузку товаров (услуг и т. д.), и точном выполнении условий, предусмотренных аккредитивом.

При аккредитивной форме расчетов обязательство платежа наряду с импортером принимает на себя банк, который открывает аккредитив. Наличие корреспондентских отношений, по которым импортер и банк обязуются выполнять поручения друг друга для реализации аккредитивных обязательств, позволяют осуществлять аккредитивные операции намного быстрее и удобнее как в части перечисления сумм, так и в части обмена информацией и решения всех возникающих в процессе проведения операций вопросов.

Рассмотрим порядок осуществления аккредитивной операции (рис. 4. 7).


Рис. 4. 7. Схема аккредитивной операции

1. Согласно контракту, заключаемому сторонами (экспортером и импортером), определяется форма расчетов за поставленный товар - документарный аккредитив. В разделе контракта, в котором фиксируются условия аккредитива, указывается: какой банк открывает аккредитив, через какой банк этот аккредитив должен быть авизован экспортеру. Кроме того, сторонами оговариваются вид аккредитива, перечень документов, представляемых экспортером для получения платежа, их характер, требования к оформлению и другие вопросы.

2. Покупатель-импортер направляет своему банку заявление на открытие аккредитива, в котором указываются все необходимые условия: в чью пользу, на какую сумму открывается аккредитив; где и каким образом он используется; отгрузку какого конкретного товара он покрывает; какие документы должны быть представлены; сроки отгрузки и отправки документов.

Импортера, который дает поручение на открытие аккредитива, называют приказодателем, а банк, открывающий аккредитив и действующий на основании инструкций приказодателя, является банком-эмитентом.

3. Извещение об открытии аккредитива, как и заявление, оформленные на стандарт ных бланках, направляются экспортеру-бенефициару, в пользу которого он открыт. Извещение называется «авизо бенефициару». При этом банк-эмитент направляет аккредитив бенефициару, как правило, через обслуживающий его банк, который в свою очередь осуществляет операцию авизования (извещение) аккредитива экспортеру, и называется авизующим банком.

4. Авизующий банк получает также свой собственный экземпляр аккредитивного письма (авизо авизующему банку), поскольку он уполномочен принимать от экспортера документы по аккредитиву, осуществлять их проверку и отсылку банку-эмитенту. В ряде случаев он назначается эмитентом исполняющим банком, т. е уполномочивается осуществлять платеж.

5. При получении аккредитива (авизо бенефициару) экспортер проверяет его на соответствие условиям аккредитива, зафиксированным в контракте. При отсутствии расхождений производит отгрузку товара. При наличии расхождений извещает свой банк об условном принятии аккредитива (или о его непринятии) и может затребовать от импортера внесения необходимых изменений в его условия.

6. При получении от перевозчика транспортных документов экспортер представляет их вместе с другими, требуемыми по условиям аккредитива документами в свой банк. Срок представления документов также определяется условиями аккредитива, но не позднее, чем через 21 день после отгрузки товара, а также не позднее даты истечения срока аккредитива.

  Банк экспортера проверяет документы в срок не более 7 банковских дней (по внешним признакам). После этого банк экспортера (если он не имеет полномочий на оплату) указывает в своем сопроводительном письме, каким образом должна быть зачислена выручка.

  При получении документов банк-эмитент проверяет их и одновременно взыскивает средства с импортера, дебетуя его счет или согласно условиям открытия аккредитива списывает с предварительно задепонированных на счете «суммы по аккредитивам» средств. После проверки документов банк-эмитент переводит сумму платежа банку-экспортеру. 9. Банк экспортера зачисляет выручку экспортеру.

 Импортер с момента получения от банка-эмитента документов является владельцем товара.

74. Коллизионное и материально-правовое регулирование кондикционных обязательств.

Деликтные отношения — это обязательства, возникающие в связи с причинением вреда. Лицо, являющееся потерпевшим, имеет право требовать от делинквента возмещения вреда. При этом размер и порядок определения ущерба может быть различным в зависимости от права, применяемого для регулирования этих вопросов. Особенность деликтных обязательств состоит в том, что их возникновение не обусловлено договором, а связано с наступлением факта — причинением вреда, причем в ряде случаев независимо от вины лица, причинившего вред.
Обязательства из причинения вреда, именуемые в некоторых правовых системах (преимущественно в странах континентальной Европы) деликтными, относятся к древнейшим видам обязательств. В истории развития МЧП коллизионное регулирование этих правоотношений претерпело определенную эволюцию: от наличия единственного принципа, устанавливающего выбор права при регулировании деликтов, до разработки системы коллизионных привязок, в основе которых был заложен принцип наибольшей выгоды для возмещения ущерба с точки зрения интересов потребителя.
Значение выбора закона по деликтным обязательствам определяется весьма существенными различиями в соответствующем материальном праве отдельных стран: по-разному разрешаются вопросы “деликтоспособности” лица, бремени доказывания вины делинквента, ответственности без вины, значения вины потерпевшего, возмещения вреда.
Участниками деликтных правоотношений могут выступать различные субъекты МЧП, причем как в качестве потерпевшего, так и в качестве делинквента. Это касается, прежде всего, таких специфических субъектов МЧП, как государство и межправительственные организации. Примером деликтных отношений, когда субъектом выступает государство (в роли, например, делинквента), является ситуация, когда вред причиняется гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в том числе в результате издания несоответствующего закону акта государственного органа. Подобная норма содержится в ст. 1069 ГК РФ. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст.1071 ГК).
Чаще всего участниками деликтных отношений выступают физические лица. “Иностранный элемент” может присутствовать в деликтном отношении во всех трех качествах: в виде субъекта (например, когда иностранный гражданин является причинителем вреда); объекта (когда, например, вред причинен транспортному средству, зарегистрированному в иностранном государстве); юридического факта (когда правонарушение совершено на территории иностранного государства).
При рассмотрении деликтных споров коллизионная проблема (определение применимого права) может возникнуть при решении различного рода вопросов, например:
- определения оснований возмещения вреда;
- квалификации деяния как деликта;
- установлении деликтоспособности субъектов;
- определении размера и порядка возмещения ущерба.
Традиционно в законодательстве разных стран закреплялась основанная коллизионная привязка для всех вышеуказанных ситуаций — право государства места причинения вреда.
С развитием и совершенствованием правового регулирования деликтных отношений такое единообразие в подходе было дополнено применением других коллизионных принципов:
а) законом места жительства (или гражданства) потерпевшего;
б) законом места наступления неблагоприятных последствий, причиненных в результате деликта;
в) законом государства, с которым связаны обе стороны деликтного отношения (имеют общее гражданство или место жительства);
г) законом суда.
При взыскании ущерба с иностранца (иностранного юридического лица), причинившего вред нашим гражданам, может иметь место возмещение ущерба не причинителем вреда, а страховой организацией в силу договора страхования гражданской ответственности.
С 01.03.2002 г. действуют правила ст. 1219 ГК РФ о том, что к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, применяется право страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для требования о возмещении вреда. В случае, когда в результате такого действия или иного обстоятельства вред наступил в другой стране, может быть применено право этой страны, если причинитель вреда предвидел или должен был предвидеть наступление вреда в этой стране.
К обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда за границей, если стороны являются гражданами или юридическими лицами одной и той же страны, применяется право этой страны. В случае если стороны такого обязательства не являются гражданами одной и той же страны, но имеют место жительства в одной и той же стране, применяется право этой страны.
После совершения действия или наступления иного обстоятельства, повлекших причинение вреда, стороны могут договориться о применении к обязательству, возникшему вследствие причинения вреда, права страны суда.
Отдельные правила предусмотрены для решения коллизионной проблемы в обязательствах, возникающих вследствие неосновательного обогащения, в ст. 1223 ГК РФ. Установлено, что к кондикционным обязательствам применяется право страны, где обогащение имело место, но стороны могут договориться о применении к таким обязательствам и права страны суда.
В случае смерти потерпевшего право на возмещение ущерба имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.
До введения в действие в РФ Основ ГЗ 1991 года иностранцам не возмещался так называемый моральный вред, поскольку возмещение такого вреда не предусматривалось советским законодательством. Ситуация изменилась после введения в действие Основ 1991 года; согласно ст.131 Основ предусмотрено возмещение морального вреда. Гражданский кодекс 1994 года подтвердил это положение. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями, возмещается причинителем при наличии его вины. Моральный вред возмещается в денежной или иной материальной форме и в размере, определяемом судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

    82. Понятие международного гражданского процесса. Определение подсудности дел с иностранным элементом. Пророгационные и дерогационные соглашения.

В науке международного частного права под международным гражданским процессом обычно понимается совокупность вопросов процессуального характера, связанных с защитой прав иностранцев и иностранных юридических лиц в суде. Это вопросы доступа иностранных лиц к правосудию, их положения в процессе, международной подсудности, оказания правовой помощи судами и другими органами юстиции государств друг другу, сбора доказательств, установления содержания иностранного права, признания и исполнения иностранных судебных решений, совершения нотариальных действий, призванных служить обеспечению прав отечественных граждан и юридических лиц за рубежом. Согласно другому пониманию, международный гражданский процесс - это комплексный институт международного частного права, регламентирующий взаимосвязь и взаимодействие национальных международных процедур, определенных в процессуальных нормах, направленных на защиту и установление гражданских прав (Т.Н. Нешатаева).
Наряду с судебным порядком рассмотрения споров обычно к международному гражданскому процессу относят и вопросы рассмотрения споров в порядке арбитража (в так называемых третейских судах). В настоящем издании эти вопросы рассматриваются в отдельной главе (гл. 19), поскольку международный коммерческий арбитраж - это самостоятельный альтернативный суду порядок рассмотрения споров.
В состав судебной системы России наряду с конституционными судами входят суды общей юрисдикции и арбитражные суды, рассматривающие дела по экономическим спорам. Эти последние суды, являющиеся государственными судебными арбитражными органами, следует отличать от так называемых третейских судов, которые часто также именуются арбитражами. Применение термина "арбитраж" не должно вводить в заблуждение: в первом случае речь идет о государственных судах, а во втором - о судах, избранных сторонами в споре.
Сам термин "международный гражданский процесс" носит сугубо условный характер, поскольку речь не идет о каком-то международном рассмотрении конкретного дела и поскольку не существует международной универсальной организации, призванной рассматривать споры между субъектами (сторонами) из разных государств.

Международная подсудность- компетенция судов конкретного государства по разрешению гражданских дел с участием иностранной стороны или с каким-либо иностранным элементом. В каждом государстве есть свои правила подсудности.

Способы определения подсудности:

- по признаку гражданства сторон спора.

- по месту жительства ответчика.

- по признаку нахождения имущества ответчика.

- по месту нахождения предмета искового требования.

- по месту последнего известного места жительства ответчика.

- по признаку личного присутствия ответчика.

Подсудность можно классифицировать.

Положительная подсудность - иск принимается хотя бы одним судом к рассмотрению.  

Отрицательная подсудность - ни один суд не берется за рассмотрение дела, считая, что это дело ему не подсудно.

Исключительная подсудность - суд только одного государства компетентен рассмотреть спор. Обычно по делам недвижимости. Почти во всем мире именно по делам, связанным с недвижимостью, всегда подсудны эти дела судам по месту нахождения недвижимости. исключительная подсудность по делам Также исключительная подсудность существует по делам об оспаривании актов государственных органов, рассматриваются эти дела только по месту нахождения этих органов. Встречные иски предъявляются только по месту предъявления основного иска.

Альтернативная подсудность – это когда дела подсудны суду и одного государства, и другого государства. (где реальнее и удобнее для истца предъявить иск). Как правило, это по семейным делам, по расторжению брака можно предъявлять иск в суде одного государства и в суде другого.

В международной практике применяются понятия дерогации и пророгации. При заключении дерогационного соглашения стороны договариваются о рассмотрении дела, подсудного российскому суду в иностранном суде, а при заключении пророгационного соглашения - о рассмотрении российским судом дела, не относящегося к компетенции российских судов.

Суды в Российской Федерации рассматривают дела с участием иностранных лиц, если организация-ответчик находится на территории РФ или гражданин-ответчик имеет место жительства в Российской Федерации.
Согласно ст. 402 ГПК РФ суды в Российской Федерации вправе также рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если:
- орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории РФ;
- ответчик имеет имущество, находящееся на территории РФ;
- по делу о взыскании алиментов и об установлении отцовства истец имеет место жительства в Российской Федерации;
- по делу о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью кормильца, вред причинен на территории РФ или истец имеет место жительства в Российской Федерации;
- по делу о возмещении вреда, причиненного имуществу, действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для предъявления требования о возмещении вреда, имело место на территории РФ;
- иск вытекает из договора, по которому полное или частичное исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ;
- иск вытекает из неосновательного обогащения, имевшего место на территории РФ;
- по делу о расторжении брака истец имеет место жительства в Российской Федерации или хотя бы один из супругов является российским гражданином;
- по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации истец имеет место жительства в Российской Федерации.

Пророгационного или дерогационного соглашения. В первом случае дело, не подсудное суду данного государства, в силу соглашения передается этому суду на рассмотрение; во втором случае дело, подсудное суду данного государства, передается на рассмотрение суда иного государства.

1968 г. Брюссельская Конвенция о юрисдикции и о признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам. Главным критерием, использованным в Конвенции для определения международной подсудности, является домицилий ответчика: лицо, имеющее домицилий в одном из государств-участников Конвенции, будет независимо от гражданства отвечать в судах того государства, где существуют изъятия из этого правила.  

    87. Понятие международного коммерческого арбитража. Компетенция международных коммерческих арбитражных судов.

Международный коммерческий арбитраж - это третейский суд, постоянно действующий или специально созданный в каждом конкретном случае, основной целью которого является рассмотрение и разрешение по существу международного коммерческого спора в определенной процессуальной форме путем вынесения обязательного для спорящих сторон решения <*>. Сущность арбитража заключается в том, что он имеет третейскую природу, т.е. формируется на основании соглашения между спорящими сторонами, при их непосредственном участии и под их контролем. В этом смысле можно утверждать, что арбитраж является институтом, полностью противоположным институту государственных судов, которые представляют собой органы судебной системы какого-либо государства. Международный коммерческий арбитраж создается для разрешения особой категории споров, а именно споров, носящих коммерческий характер, т.е. вытекающих из гражданско-правовых и, главным образом, торговых сделок, а также включающих в себя "иностранный элемент" в той или иной форме.
В силу того что международный коммерческий арбитраж является важнейшим институтом международного частного права, общие положения МЧП об источниках правового регулирования применимы и к арбитражу. Основными источниками права, регулирующими вопросы международного коммерческого арбитража, выступают международные договоры и внутригосударственное (национальное) законодательство. Международные договоры представлены целым рядом документов как универсального, так и регионального характера. В силу указаний российского Закона арбитраж разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. При отсутствии какого-либо указания сторон арбитраж применяет право, определенное в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми. Во всех случаях арбитраж принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке (ст. 28).
Третейские суды, рассматривающие споры в области торговых и иных экономических отношений, возникающих между организациями и фирмами различных государств, следует отличать от третейских судов, которые могут рассматривать споры между государствами как субъектами международного права. Вместе с тем третейские (арбитражные) суды, рассматривающие споры только по правоотношениям с иностранным элементом, следует отличать от системы арбитражных судов, разрешающих в РФ и в других странах споры главным образом между хозяйственными организациями внутри страны. В отношении третейских (арбитражных) судов, специально предназначенных для рассмотрения споров с иностранными организациями и фирмами, обычно применяется понятие международного коммерческого арбитража.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона 1993 г. третейский суд может сам вынести постановление о своей компетенции, возражениям относительно наличия действительности арбитражного соглашения. Данный принцип закреплен в международных арбитражных регламентах и предусмотрен в Типовом законе ЮНИСТРАЛ, а также в Европейской конвенции 1961 г. В соответствии с п. 3 ст. V Конвенции арбитражный суд, против которого заявлен отвод о неподсудности, не должен отказываться от разбирательства дела и имеет право сам вынести решение по вопросу о своей компетенции либо наличии или действительности арбитражного соглашения или сделки, составной частью которой это соглашение является, с тем, однако, что указанное решение арбитражного суда может быть впоследствии обжаловано в компетентном государственном суде в соответствии с законом страны суда.Это самостоятельное соглашение со своим собственным предметом. По своему содержанию оно не связано с другими условиями контракта. Автономность арбитражной оговорки признана и в Типовом законе ЮНСИТРАЛ, и в национальном законодательстве.

Признание автономности арбитражной оговорки приводит к выводу о необходимости самостоятельного определения права, подлежащего применению именно к этой Оговорке (или вообще к арбитражному соглашению). Согласно российскому Закону 1993 г., недействительность арбитражного соглашения может быть определена по закону, которому стороны его подчинили (т.е. в этом случае действует принцип автономии воли сторон), а при отсутствии такого указания - по закону страны, где решение было вынесено (ст. 36). На практике часто недооценивается значение оговорки, она составляется небрежно. В случае обращения к постоянно действующему арбитражу должно точно указываться его название.

Если в арбитражной оговорке говорится, что споры будут рассматриваться в арбитраже, а не в суде, или же, например, в арбитраже страны ответчика, но не говорится, в каком именно, то такая оговорка не будет признаваться действительной.

   90. Альтернативные способы разрешения внешнеэкономических споров.

В предпринимательской деятельности стороны зачастую используют для разрешения споров "альтернативные" способы. Некоторые из них в какой-то мере стоят скорее ближе к третейскому производству, хотя и являются самостоятельными.

Законодательство и международно - правовая практика выработали систему "альтернативных", т.е. дополнительных способов урегулирования споров во внешнеэкономической деятельности, и стороны их используют.

В качестве "альтернативных" способов в законодательстве и в международно - правовой практике применяются, в частности, следующие:

- примирительное производство;

- посредничество (медиация);

- доарбитражное производство;

- мини - процесс (трибунал должностных лиц).

К "альтернативным" способам спорящие стороны обычно обращаются в следующих случаях:

1. Когда они обоюдно стремятся урегулировать спор мирным путем.

2. Когда они хотят определить свое правовое положение в споре, поскольку при его рассмотрении и сами стороны, и посредники выдвигают друг другу аргументы и их оценка позволяет зачастую определить сторонам сильные и слабые моменты, чтобы принять решение - согласиться ли на урегулирование спора на данном этапе или же обратиться в арбитраж и добиваться обязывающего решения третейского суда.

ПРИМИРИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Этот способ урегулирования споров используется как во внешней торговле, так и в сфере инвестиционной деятельности.

ПРИМИРИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ

(CONCILIATION)

Оно применяется и под эгидой "институционных" третейских судов, и третейских судов "ад хок". В этих случаях примирительное производство является частью арбитражного производства, поскольку оно предусмотрено регламентами соответствующих третейских судов.

Примирительное производство регулируется специальным "Регламентом о добровольном примирительном производстве" (Rules of optional conciliation). Цель примирения - содействие сторонам для достижения мирового соглашения. Регламентом предусматривается следующая примирительная процедура:

- Экономические споры международного характера могут быть переданы для примирительного производства, которое выполняет "Единоличный примиритель" (Sole conciliator), назначаемый МТП.

- Сторона, испрашивающая примирение, должна обратиться в Секретариат Суда МТП, указав цель обращения и представив доказательства уплаты сбора, необходимого для регистрации обращения (четвертая часть сбора, взимаемого при арбитражном производстве).

- Секретариат Суда уведомляет об этом другую сторону в споре, которая должна сообщить в 15-дневный срок Секретариату о своем согласии или несогласии на примирительное производство. При согласии Секретариат информируется в указанный срок. При отсутствии ответа в этот срок или в случае отказа от примирительного производства Примирение считается отклоненным, о чем первая сторона уведомляется Секретариатом.

- При согласии обеих сторон Генеральный Секретарь Суда назначает Примирителя, который извещает стороны о своем назначении и о сроке заседания, к которому стороны должны сообщить ему свои аргументы.

- Место заседания определяется Примирителем. Стороны могут быть представлены своими адвокатами.

Согласно Регламенту примирительное производство завершается в следующих случаях:

- при подписании сторонами мирового соглашения, являющегося для них обязательным;

- при представлении Примирителем доклада с указанием, что попытка примирения не увенчалась успехом. В докладе не указываются причины недостижения соглашения;

- при уведомлении Примирителя одной или более сторонами в любое время примирительной процедуры об отсутствии намерения продолжать в дальнейшем эту процедуру.

После окончания примирительного производства Примиритель представляет Секретариату Суда мировое соглашение, подписанное сторонами, или доклад о недостижении соглашения или уведомление одной или более сторон об отсутствии у них намерения продолжать далее примирительную процедуру.

Что касается расходов по ведению примирительного производства, то согласно Регламенту Секретариат Суда определяет их размер, исходя из характера и важности спора. Сумма расходов оплачивается сторонами поровну. Она покрывает гонорар Примирителю, расходы по примирительному производству, а также административные расходы, зафиксированные в шкале Регламента, в зависимости от суммы спора. Остальные расходы (адвокаты, проезд и т.п.) каждая сторона несет сама.

ДОАРБИТРАЖНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

В международной коммерческой практике часто возникают обстоятельства, когда в ходе исполнения контрактов возникают трудности и с целью их устранения необходимо принять срочные меры временного характера. Для этого стороны могут обращаться к третьему лицу. Чтобы разрешить такие вопросы, Международная торговая палата разработала "Доарбитражное производство с участием Рефери Международной торговой палаты", действующее с 1 января 1990 года (ICC Prearbitral Referee Procedure).

Это производство применяется только при наличии письменного соглашения сторон, которое может быть частью контракта или заключено впоследствии отдельно. Решение о срочных мерах принимает "Рефери" (Referee). Он избирается сторонами или назначается Председателем Международного арбитражного суда МТП. Рефери предоставляются широкие полномочия для принятия решений (приказов - orders), носящих хотя и временный, но обязательный характер.

Основные черты указанного доарбитражного производства с участием Рефери:

- это процесс, основанный на контрактных отношениях, используемый в тех случаях, когда возникает необходимость у сторон в принятии срочных мер для ликвидации или приостановлении возникших трудностей;

- это быстрый процесс и меры, которые предписано предпринять, являются обязательными и действуют до тех пор, пока Рефери или компетентное учреждение (суд или арбитраж) не примут иного решения. Принятие сторонами решения об использовании доарбитражного производства лучше использовать в контексте с другими способами разрешения споров в рамках МТП, например с примирительным или арбитражным производством.

МЕДИАЦИЯ И МИНИ - ПРОЦЕСС

Эти способы урегулирования коммерческих споров применяются в ряде стран довольно часто, поскольку они позволяют сторонам достигнуть соглашения без обращения в суд или арбитраж, в короткие сроки и с наименьшими затратами.

Указанные способы характеризуются следующими основными чертами:

1. Они не являются судебными или арбитражными способами и сторон их используют в тех случаях, когда возникшие споры могут привести к нарушению сложившихся между ними долговременных отношений. Это попытка сохранить хорошие отношения, не прибегая при этом к принудительному производству через суд или арбитраж.

2. Использовать указанные способы можно лишь при обоюдном согласии на это спорящих сторон. Результат обращения к использованию указанных способов будет являться обязательным для сторон только в тех случаях, когда стороны достигли и заключили соглашение, содержащее условия разрешения спора. До подписания соглашения любая сторона имеет право отказаться от урегулирования спора указанными средствами и обратиться в суд или арбитраж или продолжить начатый процесс в этих учреждениях.

3. Процедура АСУС осуществляется на конфиденциальной основе. Если стороны не пришли с соглашению при ее использовании, то в случае последующего обращения в суд или арбитраж ни одна из сторон не вправе ссылаться на те вопросы и использовать позицию сторон, которые были предметом рассмотрения во время альтернативной процедуры.

4. АСУС позволяет сторонам найти те решения, которые отвечали бы их коммерческим интересам и потребностям, и форма процедуры может быть подобрана под них.

5. По сравнению с судебным или арбитражным производством АСУС не является дорогостоящей процедурой, особенно если стороны пришли к соглашению и в связи с этим не обращались в суд или арбитраж. Для этой процедуры характерна быстрота урегулирования споров и согласно имеющейся практике она занимает обычно не более одного дня.

АСУС бывают следующих видов:

Медиация - это такая процедура, согласно которой спорящие стороны добровольно соглашаются на привлечение нейтрального посредника - "Медиатора" (Neutral Mediator) - для оказания им помощи в разрешении споров путем достижения мирового соглашения. Для этого Медиатор создает спокойную и конструктивную обстановку на переговорах, направляя дискуссию и смягчая личные конфликты; подыскивает и предлагает компромиссные решения.

Вместе с тем Медиатор не имеет полномочий принимать какие-либо решения или навязывать свою точку зрения сторонам, которые всегда имеют право отказаться от медиации и обратиться в суд или арбитраж, если медиация, по их мнению, не даст результата, на который они рассчитывали.

Следует отметить, что на практике стороны предусматривают возможность использования АСУС в контрактах. Однако такие оговорки в контрактах не являются принудительно исполнимыми при помощи суда или арбитража. Это лишь право сторон обратиться к АСУС, которое они договорились использовать.

ПРИМИРИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одним из институтов по защите ин. Инвестиций  арбитражных институтов является "Международный Центр по урегулированию инвестиционных споров" - "МЦУИС" (International Centre for Settlement of Investment Disputes). Этот Центр был создан международной многосторонней "Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств", подписанной в Вашингтоне 18 марта 1965 года (Convention on the settlement of investment disputes between states and nationals of other states).

Участниками Конвенции являются свыше 100 государств. Россия подписала эту Конвенцию, но пока не ратифицировала.

Однако, если одна из спорящих сторон не является участницей указанной Конвенции, то согласно установленному Центром порядку допускается разрешение инвестиционных споров в соответствии с Дополнительной процедурой Центра (ICSID Additional Facility).

Вот как этот вопрос решается, например, в "Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о поощрении и взаимной защите капиталовложений" от 29 сентября 1993 года:

"1. Споры между одной из Договаривающихся Сторон и инвестором другой Договаривающейся Стороны, возникающие в связи с осуществлением капиталовложений, будут по возможности разрешаться путем переговоров.

2. В случае, если такие споры не могут быть разрешены путем переговоров в течение шести месяцев с даты соответствующего письменного обращения инвестора одной Договаривающейся Стороны к другой Договаривающейся Стороне, они могут быть по выбору инвестора переданы на рассмотрение:

а) в Международный Центр по урегулированию инвестиционных споров ("Центр"), если для Российской Федерации вступит в силу Конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств, подписанная в Вашингтоне 18 марта 1965 года ("Конвенция"), или путем использования Дополнительной процедуры центра, если одна из Договаривающихся Сторон не является участником Конвенции;".

Примирительное производство согласно Конвенции

Этот вид урегулирования инвестиционных споров применяется, если оба государства являются участниками Вашингтонской Конвенции, т.е. Договаривающееся государство и юридическое или физическое лицо другого Договаривающегося государства. Он может, таким образом, иметь место, когда Россия станет участницей этой Конвенции.

В Конвенции примирительному производству целиком посвящена Глава III (ст. 28 - 35). Сторона в споре, желающая начать примирительную процедуру, должна обратиться с письменным Заявлением (Request) к Генеральному Секретарю Центра и уведомить другую сторону. В Заявлении указывается предмет спора, наименование сторон и их согласие на эту процедуру.

Спор рассматривается Комиссией, состоящей из Единоличного примирителя или из любого нечетного числа примирителей, назначенных по соглашению сторон. - Примирительное производство осуществляется в соответствии с "Регламентом примирительного производства", утвержденным Административным Советом "МЦУИС" в 1984 году - Roles of Procedure for Conciliation Proccedings (Conciliation Rules).

Если Комиссии удастся убедить стороны прийти к соглашению путем дачи им необходимых рекомендаций, то стороны заключают об этом мировое соглашение. В ином случае дело производством прекращается и Комиссия отражает это в своем Докладе (Report).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33266. Предмет науки управления (менеджмента) 41.5 KB
  Содержание функций управления. Менеджмент это процесс управления руководства отдельным работником рабочей группой коллективом для достижения цели организации. Менеджмент подразумевает определенную категорию людей получивших профессиональное образование в сфере управления и практически занимающихся руководством.
33267. Характеристика основных принципов управления организацией 58.5 KB
  творчества менеджеров основаны на определенных законах Законы управления Законы управления Содержание 1. Организация управления 4. Законы присущие всем сторонам управления 1.
33268. Эволюия основных подходов к менеджменту, характеристика школ 49 KB
  Эволюия основных подходов к менеджменту характеристика школ Основные положения школ менеджмента: Школа научного управления. Школа административного управления. Ее основные принципы: Развитие принципов управления. Описание функций управления.
33269. Характеристика современных концепций менеджмента (системный , ситуационный , количественные подходы). Сущность целевого и стратегического подхода в менеджменте 30.5 KB
  При ситуационном подходе возникшем в конце 60х годов не считается что концепции традиционной теории управления. школы человеческих отношений и школы науки управления неверны. Считая концепцию процесса управления применимой ко всем организациям сторонники ситуационного подхода нашего столетия признают что. хотя общий процесс одинаков специфические приемы которые должен использовать руководитель для эффективного управления могут значительно варьироваться.
33270. Классификация и общая характеристика управления методов управления персоналом 56.5 KB
  Классификация и общая характеристика управления методов управления персоналом Управление персоналом как специфическая деятельность осуществляется с помощью различных методов способов воздействия на сотрудников. Экономические методы Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов. Наиболее распространенными формами прямого экономического воздействия на персонал являются: хозяйственный расчет материальное стимулирование и участие в прибылях через приобретение ценных...
33271. Управленческое решение: содержание, виды . Стадии и технологии принятия управленческих решений 68.5 KB
  Классификация управленческих решений Классификационный признак Группы Управленческих решений Степень повторяемости проблемы Традиционные Нетипичные Значимость цели Стратегические Тактические Сфера воздействия Глобальные Локальные Длительность реализации Долгосрочные Краткосрочные Прогнозируемые последствия решения...
33272. Элементы налога на имущество организаций и их характеристика 26 KB
  Элементы налога на имущество организаций и их характеристика. Налог на имущество организаций является наиболее весомым в региональных налогах. Плательщиками налога на имущество являются: организации включая банки и кредитные учреждения в том числе с иностранными инвестициями являющиеся юридическими лицами в соответствии с законодательством РФ; филиалы и другие аналогичные подразделения организаций имеющие отдельный баланс и расчетный счет; организации с иностранными инвестициями иностранные компании фирмы международные объединения и...
33273. Элементы транспортного налога и их характеристика 25.5 KB
  Объектом налогообложения являются транспортные средства подлежащие регистрации в соответствии с постановлением Правительства РФ №938 от 12. Налоговой базой является мощность двигателя которая указана в технологическом паспорте транспортного средства в лошадиных силах или киловаттах мощности. Налог исчисляется в рублях с каждой лошадиной силы киловатта мощности каждого транспортного средства по ставкам. Налог уплачивается раз в год по месту нахождения плательщика или регистрации транспортного средства и зачисляется в территориальный...
33274. Элементы налога на имущество физических лиц и их характеристика 25.5 KB
  Элементы налога на имущество физических лиц и их характеристика. Плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане РФ иностранные граждане и лица без гражданства имеющие на территории РФ в собственности движимое и недвижимое имущество. Объектом обложения являются находящиеся в собственности физического лица недвижимое и движимое имущество которое соответственно можно разделить на две группы: 1. При исчислении налога на недвижимое имущество налогооблагаемой базой является оценочная стоимость имущества которая может быть...