47136

Понятие и виды экологических правонарушений

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Экологическое правонарушение –это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее угрозу причинения либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Русский

2013-12-01

64.24 KB

9 чел.

red0; БИЛЕТ27 

  1.  Понятие и виды экологических правонарушений. Состав.

Экологическое правонарушение  –это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее угрозу причинения либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Экологическому правонарушению соответствуют следующие признаки:

 противоправность (общая и специальная), т. е. наличие запрета поведения, установленного нормой экологического или иного закона;

– виновность;

– наказуемость, т. е. наличие санкции за нарушение запретов, установленных в законе, и органов (лиц), уполномоченных от имени государства на их применение;

– экологичность причиняемого вреда, что проявляется в характеристиках объекта посягательства;

– субьектность как указание на статус, качества, свойства либо принадлежность лиц (физических и юридических), привлекаемых к ответственности;

– общественная опасность;

– тип составов правонарушений.

Классификация экологических правонарушений:

 по виду юридической ответственности  –экологические преступления, административные и дисциплинарные экологические проступки, гражданско-правовые нарушения;

– по объекту посягательства  –земельные, водные, лесонарушения, нарушения законодательства об охране животного мира, континентального шельфа и т. п.;

– по субъекту  –совершаемые должностными лицами, гражданами, юридическими лицами;

– по объективной стороне деяния  –противоправное уничтожение и повреждение природных объектов, ухудшение состояния (качества) окружающей среды и ее компонентов, нарушение правил природопользования; невыполнение правил охраны окружающей среды, незаконное использование из корыстных побуждений;

– по субъективной стороне  – совершенные умышленно и по неосторожности (без вины);

– по источнику права  –предусмотренные только экологическим законодательством, иным законом, тем и другим;

– по принадлежности субъекта, управомоченного на реализацию мер юридической ответственности, наказуемые судебными и административными органами (должностными лицами) РФ и международными органами.

Объектом экологических правонарушений являются  общественные отношения, возникающие по поводу окружающей среды в целом или отдельных ее компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права.

Для объективной стороны экологических правонарушений характерны: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения экологического вреда; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом.

Субъектами экологических правонарушений могут быть  как граждане РФ, так и иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица и лица, исполняющие административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в коммерческих организациях, а также юридические лица (организации, учреждения и др.).

Субъективная сторона  –вина в форме умысла (прямого и косвенного) либо неосторожности. В ряде случаев обязательными признаками являются также мотив и цель.

В соответствии со ст. 75 Закона «Об охране окружающей среды» выделяют следующие виды ответственности за экологические правонарушения: имущественную; дисциплинарную; административную; уголовную.

  1.  Правовой режим заповедников

Высший статус и, соответственно, наиболее строгий правовой режим охраны имеют государственные природные заповедники. Они являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Исторически заповедники - первая форма особо охраняемых природных территорий.

Решение об учреждении государственного природного заповедника в соответствии со ст. 8 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" принимает Правительство РФ по представлению специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. В том же порядке производится расширение территории государственного природного заповедника.

Чтобы обеспечить сохранение природного комплекса заповедника, законодательство предусматривает широкий ряд мер. В частности, в этих целях на прилегающих к его территории участках земли и водного пространства Правительством РФ создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования (ст. 6 указанного Федерального закона). На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам. Такие задачи определяются положением о заповеднике. На территории государственных природных заповедников Закон запрещает также интродукцию живых организмов в целях их акклиматизации.

В принципе запрещается нахождение в заповеднике лиц, не имеющих к нему отношения. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

На территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

- сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

- поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

- предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

- осуществление экологического мониторинга;

- выполнение научно-исследовательских задач;

- ведение эколого-просветительской работы;

- осуществление контрольно-надзорных функций (ст. 9 Закона "Об особо охраняемых природных территориях").

Заповедование есть способ консервативной охраны природы. В основном в научных целях в заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

Однако на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, направленная на облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Такая деятельность может осуществляться лишь в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном заповеднике.

Особую разновидность государственных природных заповедников образуют биосферные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, к территории государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

86010. Расчёт сметной стоимости геофизических работ на поиски хрусталеносных зон в Оренбургской области 64.2 KB
  Проведение геолго-геофизических работ в пределах Бирюсинского рудного поля с целью изучения его структуры, выделения участков, перспективных на мусковитные пегматиты, и определение прогнозных ресурсов по категории P2 и P3
86011. Расчет себестоимости продукции, установление оптовой цены и анализ их влияния на финансовые результаты деятельности предприятия 118.77 KB
  Благодаря этой курсовой работе я научилась делать расчеты стоимости сырья и материалов, баланса рабочего времени, тарифного фонда оплаты труда, годового фонда оплаты труда, цены, рентабельности, делать выводы по работе предприятия. Основными показателями работы предприятия являются
86012. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 62.12 KB
  Государственная политика социальной защиты семьи Цель и главные принципы государственной семейной политики Государственная семейная политика комплексная система деятельности государства направленная на семью как социальный институт с целью укрепления развития суверенитета защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений с государством. Государственная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики решает только специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый...
86013. Организация системы бухгалтерского учета и пути ее совершенствования в страховых организациях (на примере ОАО «РОСГОССТРАХ») 114.68 KB
  В бухгалтерии страховой организации аккумулируется вся информация о фактах хозяйственной деятельности, происходит их документальное подтверждение и фиксирование, начиная с создания страховой услуги, привлечения в этих целях необходимых средств, калькулирования фактических издержек до формирования годовой бухгалтерской отчетности.
86014. Организация и технология документационного обеспечения управления 43.35 KB
  Перспективы развития правил оформления управленческих документов предложена дополнительная информация об основных положениях и составлении инструкции по делопроизводству и должностных инструкций сотрудников. Деятельность учреждения фиксируется в разных видах документов. Все эти виды составляют группу организационных документов. Инструкция по делопроизводству является нормативным документом регламентирующим организацию правила приемы и процессы создания документов порядок работы с ними осуществление контроля за их исполнением.
86015. Организация и управление связей с общественностью в клубной сфере 683.5 KB
  Особо следует отметить, что рынок развлечении до сих пор характеризуется устойчивой тенденцией к росту и является наиболее динамичным среди регионов Восточной Европы. «Сегодня в Москве работает около 450-500 заведений клубного сегмента, а объем столичного рынка ночных клубов растет...
86016. Бизнес-план фирмы ООО «Инфо-Нью(Info-New)» 161.13 KB
  Важнейшей задачей разработки бизнес-планов является проблема привлечения и обоснования инвестиций и кредитов в том числе зарубежных необходимых для осуществления проектов технического перевооружения и реконструкции предприятий.
86017. Определение сметной стоимости строительства 90.72 KB
  Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений финансирования строительства формирования договорных цен на строительную продукцию расчетов за выполненные подрядные строительно-монтажные ремонтно-строительные работы оплаты расходов по приобретению оборудования...
86018. Норма права и правоотношение 316.21 KB
  Актуальность проблемы анализа взаимосвязи правовой нормы и правоотношения как раз и связана с введением в юридическую практику общепризнанных оценок выступающих не только мерой но и ориентиром в общественном развитии с позиции эффективности правового регулирования общественных отношений...