47164

Предпринимательские функции государства. Особенности функционирования государственных предприятий и их виды

Домашняя работа

Макроэкономика

Теория безработицы. Причины и формы безработицы. Последствия безработицы закон Оукена. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

Русский

2013-12-03

71.9 KB

15 чел.

Билет 11.

1. Теория безработицы. Причины и формы безработицы. Последствия безработицы (закон Оукена). Взаимосвязь инфляции и безработицы.

2. Предпринимательские функции государства. Особенности функционирования государственных предприятий и их виды.

3. Истоки институционально-социального направления западной экономической теории. Новая историческая школа. Работы Г. Шмоллера, К. Бюхера, Л. Брентано.

1.Теория безработицы. Причины и формы безработицы. Последствия безработицы (закон Оукена). Взаимосвязь инфляции и безработицы.

Безработица - это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени.

Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве. Это циклическое явление, выражающееся в превышении предложения труда над спросом на него.

Безработица - это отсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей или меньшей в каждый данный момент, части рабочего населения страны, способной и желающей трудиться. В теоретическом плане безработица представляет собой социально-экономическую категорию, выражающую отношения между наемными работниками и работодателями по поводу осуществления основополагающего, естественного права человека - права на труд, реализации его способности к труду, причем не только в плане обеспечение средств к существованию, необходимых для сохранения и воспроизводства самой жизни, но и в плане реализации в трудовой деятельности достоинств и качеств человека как личности, его данной от природы потребности в труде как форме жизнедеятельности.

Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:

  1. трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости. Следовательно, подростки до трудоспособного возраста или мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет (в России) не могут считаться безработными, даже если они хотят работать, но не могут найти место;
  2. отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например, месяца);
  3. доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).

Виды безработицы. Естественный уровень  безработицы

Выделяют три основные причины безработицы:

1) потеря работы (увольнение);

2) добровольный уход с работы;

3) поиск работы при первичном вхождении на рынок труда.

Различают три типа безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.

Фрикционная безработица (от слова «фрикция» – трение) связана с поиском работы и ожиданием начала работы. Поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра.

К фрикционным безработным относятся люди:

уволенные с работы по приказу администрации;

уволившиеся по собственному желанию;

ожидающие восстановления на прежней работе;

нашедшие работу, но еще не приступившие к ней;

сезонные рабочие (не в сезон);

впервые появившиеся на рынке труда с требующимся в экономике уровнем профессиональной подготовки и квалификации.

Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы, но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).

Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами (structural shifts) в экономике, которые связаны:

– с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей – спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, производство расширяется, что ведет к росту спроса на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих и росту безработицы;

– с изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс – со временем одни отрасли устаревают и исчезают, а появляются другие как, например, производство персональных компьютеров, видеомагнитофонов, пейджеров и мобильных телефонов. Соответственно меняется набор профессий, требующихся в экономике. Люди, имеющие профессии и уровень квалификации, не соответствующие новым требованиям и современной отраслевой структуре, будучи уволенными, не могут найти себе работу, не пройдя переобучения. Однако, как и фрикционная, структурная безработица представляет собой явление неизбежное и естественное даже в высокоразвитых экономиках, так как связана с естественными процессами в развитии и движении рабочей силы.

Поскольку и фрикционная и структурная безработица связаны с потерей работы и нахождением людей «между работами» или с первым появлением на рынке труда, то эти типы безработицы относятся к категории «безработицы поиска».

Если в экономике существуют только фрикционная и структурная безработица, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы и означает, что рабочая сила используется наиболее эффективно и рационально. Уровень безработицы при полной занятости рабочей силы носит название «естественного уровня безработицы». Это значит, что все люди, которые хотят работать и работу активно ищут, работу рано или поздно находят.

Причиной роста величины естественного уровня безработицы является увеличение продолжительности времени поиска работы, когда люди находятся в безработном состоянии, что обусловлено:

увеличением размеров выплат пособий по безработице;

увеличением продолжительности времени выплаты пособий по безработице;

ростом доли женщин в составе рабочей силы;

увеличением доли молодежи на рынке труда.

Естественный уровень безработицы – это уровень безработицы при нормальном устойчивом состоянии экономики, вокруг которого колеблется фактический уровень безработицы. Фактический уровень безработицы меньше своего естественного уровня в период экономического бума и превышает естественный уровень в период спада. Величина безработицы, равная разнице между фактическим уровнем безработицы и естественным уровнем безработицы представляет собой третий тип безработицы и носит название циклической безработицы.

Циклическая безработица представляет собой отклонения от естественного уровня безработицы, связанные с краткосрочными колебаниями экономической активности. Циклическая безработица – это безработица, причиной которой выступает рецессия (спад) в экономике, когда фактический ВВП меньше, чем потенциальный. Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов, и фактический уровень безработицы выше, чем естественный.

При анализе рынка труда важен учет и скрытой безработицы. Скрытая безработица существует в тех случаях, когда люди работают неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Официально они не регистрируются как безработные, и какую-то часть из них, например женщин, имеющих малолетних детей, такая неполная занятость вполне устраивает. Но среди скрытых безработных большинство – это те, кто хотел бы, но не может устроиться на полный рабочий день или полную рабочую неделю. Скрытая безработица достигает наибольших своих размеров в периоды спада экономики. В западноевропейских странах неполный рабочий день работает каждый восьмой трудоспособный житель, а в Великобритании, Швеции, Нидерландах – каждый третий-пятый.

Можно выделить следующие основные причины безработицы:

  1. избыток населения (в целом мировая экономика трудоизбыточна, и стремительный рост народонаселения способствует этому);
  2. установление ставок заработной платы выше равновесного уровня под давлением действий профсоюзов и социально-экономической активности населения;
  3. вытеснение труда капиталом в эпоху научно-технической революции;
  4. наличие монопсонии на рынке труда (предприятия-монопсонисты диктуют условия оплаты труда и занижают объем занятости);
  5. низкий платежеспособный спрос (отсутствие спроса на товары и услуги снижает спрос на труд, поскольку спрос на труд носит производный характер, а в результате этого возникает безработица).

Последствия безработицы

Безработица в любых формах ее проявления имеет существенные социально-экономические последствия. Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества в целом.

^ Экономические последствия безработицы – это экономический спад и снижение доходов населения. Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода в настоящем, а также потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу, что обусловливает возможное снижение уровня дохода в будущем.

^ Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов).

^ Неэкономические последствия безработицы – это, во-первых, психологические и социальные и, во-вторых, политические последствия потери работы. На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что невозможность найти работу в течение продолжительного периода времени порождает чувство собственной неполноценности, приводит людей к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, потере друзей, развалу семьи и т.п. Неслучайно утверждение врачей о том, что высокая и длительная безработица ухудшает здоровье нации.

Особенно опасна безработица среди молодежи, заканчивающей средние общеобразовательные школы. Отсутствие профессиональной подготовки делает для них довольно сложной проблему трудоустройства. В этих условиях часть молодых людей может пополнить криминогенную среду.

На уровне общества безработица, в первую очередь, означает рост социальной напряженности. Не случайно американский президент Франклин Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики выхода из Великой депрессии 20-х годов прошлого века, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния».

Социальными последствиями безработицы являются также рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

Закон Оукена

Соотношение безработицы и темпов роста экономики исследовал американский ученый Артур Оукен. Выявленная им закономерность, получившая название закона Оукена, характеризует потенциальные потери, связанные с циклической безработицей.

Закон Оукена (закон естественного уровня безработицы) — если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2-2,5%.

В графической форме указанная закономерность представлена на рисунке 6.2.

Рис. 6.2. Закон Оукена

В условиях полной занятости объем производства равен , а норма безработицы . Если занятость будет снижаться, а безработица расти, то объем производства также уменьшится. Таким образом, график отражает убывающую зависимость объема производства от нормы безработицы.

Кривая филипса отражает взаимосвязь между темпами инфляции и безработицы.

Кейнсианская модель экономики показывает, что в экономике может возникнуть либо безработица (вызванная спадом производства, следовательно уменьшением спроса на рабочую силу), либо инфляция (если экономика функционирует в состоянии полной занятости).

Одновременно высокая инфляция и высокая безработица существовать не могут.

 

Кривая Филипса была построена А.У. Филлипсом на основе данных заработной платы и безработицы в Великобритании за 1861-1957 годы.

Следуя кривой Филлипса государство может выстроить свою экономическую политику. Государство с помощью стимулирования совокупного спроса может увеличить инфляцию и снизить безработицу и наоборот.

Кривая Филипса была полностью верна до середины 70х годов. В этот период случилась стагнация (одновременный рост инфляции и безработицы), которую кривая филипса не смогла объяснить.

Основное достоинство работы А. Филлипса заключается в сделанном им выводе, что рост номинальной зарплаты может сосуществовать с заметной величиной безработицы. Зарплата обнаруживала тенденцию к росту задолго до достижения полной занятости, при уровне безработицы примерно 5,5%. Дальнейшие исследования не только подтвердили этот вывод, но и показали, что уровень безработицы, при котором номинальная ставка зарплаты становится гибкой, может быть еще выше.

В современной интерпретации кривая Филлипса показывает зависимость уровня инфляции от трех факторов:

1) ожидаемой инфляции;

2) отклонения нормы безработицы от естественного уровня;

3) шоковых изменений предложения.

2. Предпринимательские функции государства. Особенности функционирования государственных предприятий и их виды.

Для понимания роли государственной собственности в современной рыночной экономике необходимо, прежде всего, обозначить основные сферы ее хозяйственного использования. Таковыми являются отрасли:

  1.  определяющие общие условия воспроизводства (транспорт, энергетика, связь), т.е. отрасли производственной инфраструктуры;
  2.  требующие большого начального капитала (добывающая промышленность, черная металлургия и др.);
  3.  с пролонгированным, т.е. сдвинутым во времени получения, эффектом: фундаментальная наука, аэрокосмическая техника и технология;
  4.  обеспечивающие воспроизводство рабочей силы: образование, культура, здравоохранение, т.е. отрасли социальной инфраструктуры.

В развитой рыночной экономике государственное предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций выполняет следующие функции:

-общеэкономическую

-ресурсную

-инновационную

Определяющей функцией в развитой экономике является, общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций как субъектов рынка. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров и их доведение до конкретных потребителей. Причём предпринимательская деятельность осуществляется её субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что выступает объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие государственного предпринимательства - одно из определяющих условий общеэкономического роста, увеличение объёмов валового внутреннего продукта и национального дохода, а это выступает как появление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.

Важнейшей функцией государственного предпринимательства является - ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причём под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется в первую очередь это трудовые ресурсы , земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а так же предпринимательский талант.

На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все больше значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих, государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как: Камаев В.Д. Экономическая теория, 10-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003 стр86

обеспечение необходимых темпов роста,

сглаживание циклических колебаний,

поддержание занятости,

стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.

Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.

Но не только это, государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса.

К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также:

предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры,

помощь жизненно важным науки и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,

проведение региональной политики, создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,

увеличение числа рабочих мест,

охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,

строительство очистных сооружений,

развитие фундаментальных научных исследований,

производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.

Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить персоналов и повысить заработную плату и т.д.). Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.

Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.

Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов.

Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должныразрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим: Ермишин П.Г. Основы экономической теории М.: Луч, 1998 стр.33

Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.

Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.

Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно полезным трудом.

Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Государственное предпринимательство является важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночно ориентированной экономикой. Его особенности в современной России обусловливаются наличием четырёх обстоятельств.

Во-первых, в Российской Федерации современное государственное предпринимательство выступает как продолжение прежних экономических отношений, присущих дореформенной российской (советской) экономике, базировавшейся на почти повсеместном огосударствлении (национализации) предприятий.

Во-вторых, в России, как и в других странах, где развиваются рыночные отношения, существует объективная необходимость государственного предпринимательства и существования государственного сектора экономики.

В-третьих, в России сильны традиции вмешательства в экономику органов государственной власти и управления, основанные на государственнических традициях российских чиновников, полагающих, как правило, что именно им и только им присуще правильное понимание закономерностей функционирования и развития всех аспектов национальной экономики, включая и национальное предпринимательство.

В-четвертых, в России традиционно силен государственнический менталитет. Широкие массы населения зачастую испытывают к государственному предпринимательству больше доверия, чем к любой организационно-правовой форме негосударственного предпринимательства, особенно в результате многочисленных фактов мошенничества со стороны различных компаний, основанных новыми русскими, наподобие деятельности АО МММ.

особенностями предприятий государственной формы собственности является

  1.  Принадлежность имущества государству;
  2.  Руководителем предприятия является не собственник средств производства;
  3.  Государство нанимает рабочую силу для функционирования предприятия
  4.  Предприятие имеет основную цель-обеспечение потребителей выпускаемой продукцией, а затем - получение прибыли;
  5.  Предприятие создается и ликвидируется по решению правительства или органов власти;
  6.  Предприятия могут быть приватизированы (речь идет не о всех предприятиях);
  7.  Предприятие получает дотации государства.

виды государственных предприятий

Государственным признается всякое осуществляющее экономическую деятельность предприятие, в котором государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении.

Госуда́рственная корпора́ция (ГК) — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая Российской Федерацией на основании Федерального Закона о ее создании и на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций[1]. Особенностью статуса государственных корпораций является существенно меньший контроль со стороны государственных органов, слабые требования к раскрытию информации о своей деятельности. В Федеральном Законе о создании Государственной корпорации прописывается подлежит ли она банкротству.

Унита́рное предприя́тие — особая организационно-правовая форма юридического лица. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

  1.  Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП
  2.  Государственное унитарное предприятие — ГУП (субъекта федерации)
  3.  Муниципальное унитарное предприятие — МУП (муниципального образования)

3.Истоки институционально-социального направления западной экономической теории. Новая историческая школа. Работы Г. Шмоллера, К. Бюхера, Л. Брентано.

Оппонентом классической школы, возникшей в целом в Англии — Франции, стала историческая школа Германии.

Экономика и экономическая наука. В 19 веке наиболее развитой страной была Англия. В ней произошла промышленная революция, и ее промышленность стала наиболее развитой. Для успеха этой промышленности нужен был свободный доступ на мировой рынок. В связи с этим Англия ратовала за либерализм, зная о том, что в этих условиях ее промышленность уничтожить промышленность конкурентов из других стран. Все это нашло отражение в парадигме английской политэкономии.

Германия не была передовой страной средневековья. Она оказалась феодально раздробленной. На ее территории существовало несколько сот самостоятельных княжеств с собственным денежными системами, таможнями и т.п. В ней слабо была развита промышленность и капитализм вообще. У неё были другие социально-экономические проблемы по сравнению с Англией. А поэтому надо было добиться объединения страны как основу для экономического, промышленного прогресса.

Экономическая отсталость Германии была причиной отсутствия у нее корифеев политэкономии. Политическая экономия есть теоретический анализ развитого экономического строя, чего в Германии тогда не было (см. 1. 13. 489). Поэтому запоздало развитие экономической мысли в Германии. Одновременно это объясняет специфику германской экономической школы — ориентацию на экономические проблемы страны, их защиту он конкурентов других стран. Эту функцию и взяла на себя историческая школа Германии.

Историческая школа зародилась и получила свое развитие в Германии. Особенностью исторической школы является то, что она рассматривает политическую экономику, как науку о национальном хозяйстве, отстаивает особую роль государства в экономике. Государственные интересы, интересы нации выше интересов личности. Именно в этом у нее серьезные расхождения с классической школой, которая изучает общие законы развития экономики.

Начало исторической школе, как течению положил Фредерик Лист с его “Национальной системой политической экономики”. Здесь Лист дает свою классификацию стадий хозяйственного развития. Он утверждает, что экономика разных стран находится на разных стадиях и подчиняется собственным законам. Именно поэтому для каждой страны существует своя собственная экономическая наука – “национальная экономия”, которая должна определить условия для наиболее быстрого развития производительных сил каждой страны, исходя из национальной специфики.

Школа в подлинном смысле этого слова появилась в 70-е гг. XIX в. и получила название новая историческая школа. Она стала более многочисленной, во главе нее стоял Густав Шмоллер (1838—1917). Выше уже упоминался его «методологический спор» с главой австрийской школы К. Менгером. Шмоллер в этом споре довел до абсолюта отрицание абстрактного метода или, как он его называл, «метода изоляции». Он критиковал даже своих предшественников Рошера и Хильдебранда за то, что «они придавали слишком большое значение теоретическим результатам общей истории». Шмоллер отрицал какие бы то ни было экономические законы, подчеркивая единство и равнозначность всех элементов общественной системы. «Народное хозяйство есть часть общественной жизни, сторона социального тела, — отмечал он, — и должна восприниматься только в связи с другими общественными проявлениями». «Это значит, — писал по этому поводу один из крупнейших историков экономической мысли Й. Шумпетер, — что изучению подлежал весь исторически проявившийся комплекс человеческих мотиваций, экономических не в большей степени, чем всех остальных». Шумпетер видел в таком подходе свои плюсы и минусы. «Хотя подобные исследования, — указывал он, — никогда не позволят сформулировать членораздельные теоремы, они могут породить (в соответствующим образом подготовленном сознании) нечто намного более ценное. Они могут стать источником тонких ассоциаций, дать глубокое понимание социальных или специфически экономических процессов, чувство исторической перспективы или, если хотите, органической взаимосвязи вещей, которую чрезвычайно трудно, а может, и невозможно сформулировать». Однако у более молодых представителей школы Шмоллера уже шел определенный возврат к идеям исторических закономерностей. Так, Карл Бюхер (1847—1930) в своей книге «Возникновение народного хозяйства» (1893) выделяет три этапа развития экономики по принципу длительности хозяйственных связей: «замкнутое домашнее хозяйство», «городское хозяйство», где уже появляются хозяйственные связи в масштабах местного рынка (связи «между городом и деревней), и «народное хозяйство», где товары «проходят целый ряд хозяйствующих субъектов, прежде чем они доходят до потребителя». Да и сам Шмоллер в своей итоговой работе «Очерк общего учения о народном хозяйстве» (1900—1904) стал отходить от своего крайнего эмпиризма. Новая историческая школа развивалась в период становления единого германского государства, возникшего в 1871 г., поэтому проблема роли государства в экономике занимала в ее исследованиях большое место. Наиболее активно этой проблемой занимались Г. Шмоллер и Луйо Брентано (1844—1931). Представителями новой исторической школы была выдвинута теория «государственного социализма» (в прессе она получила название «катедер-социа-лизм», что по-русски лучше звучит «профессорский социализм», так как «катедер» по-немецки — это кафедра, с которой выступает профессор). «Государственный социализм» трактовался как некий третий путь между концепцией «экономического либерализма» и марксистским социализмом. Как писал один из сторонников «государственного социализма» . Обобщающей целью теории «государственного социализма» было достижение классового мира и эффективного функционирования экономики. (Похожие идеи присутствовали в развиваемой после Второй мировой войны в Германии концепции «социального рыночного хозяйства».) На практике идеи «государственного социализма» разрабатывал созданный в 1872 г. при активном участии представителей новой исторической школы «Союз социальной политики», объединивший ученых, политиков и бизнесменов, выступавших за разрешение социальных конфликтов путем реформ. «Союз» ставил проблемы, давал фанты на их исследования и доводил рекомендации исследователей до прессы и государственных органов.

Экономическая теория в работах Бюхера приняла вид экономической истории, в которой выделились три периода: 1) домашнее хозяйство, 2) городское хозяйство (где производитель встречается с потребителем), 3) народное хозяйство (где продукт производится на неизвестный рынок, преобладает обмен). В основу такого деления Бюхер положил степень развития обмена.

Шмоллер развивал теорию "социального мира" в условиях рыночного хозяйства. По его инициативе в Германии был создан Союз социальной политики.

Брентано — автор теории "организованного капитализма", стоящий на позициях преодоления кризисов с помощью монополий, разработавший программу достижения социального мира с помощью профсоюзов, рабочих кооперативов жилищного строительства.

Новая историческая школа имеет два направления:

1) правое крыло представлено Шмоллеpом – разделяя мнение о классовом конфликте предпринимателей и рабочих, он считал, что монархия является нейтрализующей силой в классовой борьбе. Кклассовому мируможно прийти путем грамотной социальной политики, защищающей низшие классы населения.

Шмоллер является основателем историко-этнического направления в политэкономии – изучение экономического поведения во всех его гранях, с акцентом на этических, правовых и психологических основах общности людей, на индивидуальных чертах экономической жизни, ее историческое проявление в разных эпохах. Основным трудом является «Основы учения о национальном хозяйстве», в котором наиболее полно раскрыл данное направление;

2) левое крыло «Союза социальной политики» представлял Луи Бpентано. Главной целью левого направления также являлся классовый мир, но полученный на основе объединения пресвященных рабочих в организации, способные изменить строй.

Основной работой Брентано стала «Теория труда-товара». В соответствии с ней труд, представляет собой специфический вид товара, неотделимый от продавца. Поиск лучших условий вынуждает рабочего мигрировать, что ухудшает спрос. Выходом становились профсоюзы, устраняющие вредное влияние труда.

Другим аспектом теории является определение соотношения зарплата – свободное время: чем больше у рабочего зарплата, тем выше его производительности и желание работать. Брентано обосновал плановость производства, т.к. плановость – предупреждает возникновение кризисов, позволяет приравнивать производство к спросу с целью избежать излишнего количества продукции и всех связанных с этим последствий.

Г. Шмоллер, Г. Шенберг, Л. Брентано, К. Бюхер выступали прежде всего против марксизма, распространявшегося с необычайной быстротой среди немецкого пролетариата. В этом заключалось главное отличие новой исторической школы от старой, которая противостояла в первой половине XIX в. классической школе и утопическому социализму. В то же время в борьбе с марксизмом Шмоллер и его единомышленники активно пользовались приемами, характерными еще для школы Рошера: отрицанием логически последовательной абстрактной теории, разжиганием националистических предрассудков. Для лидеров новой исторической школы в Германии, защищавших юнкерский, протекционистский, милитаристский капитализм, была характерна ненависть к революционной идеологии рабочего класса. "Рабочий вопрос" внушал буржуазии растущие опасения, и ее теоретики наряду с восхвалением репрессивных мер "железного канцлера" Бисмарка приступили к разработке программ "классового мира". Идеализация кайзеровского государства стала основой буржуазно-реформистских концепций социальной политики.

Г. Шмоллер подчеркивал, что народное хозяйство принадлежит миру культуры и характеризуется общностью языка, истории, обычаев данного народа, идей, господствующих в данной среде. Он считал, что классическая политическая экономия делает слишком большой акцент на материальных интересах. По мнению Шмоллера, учение об эгоизме охватывает лишь поверхностный слой отношений. Сущность же вопроса состоит в том, как это эгоистическое стремление видоизменяется «под влиянием культурной работы столетий, как и в какой мере оно проникается и пропитывается нравственными и юридическими представлениями».

Л. Брентано, как ведущий идеолог либерально-буржуазного крыла этой школы, известен своими работами «Классическая политэкономия» (1888), «Этика и народное хозяйство в истории» (1894). Так же как и Шмоллер, Брентано отводит ведущую роль в экономике этическому и правовому факторам. Пропагандируя идею «социального мира», Брентано рекомендовал предпринимателям устанавливать льготы работникам, используя для этого профсоюзы, потребительскую кооперацию, жилищное строительство и т.д. Монополизация экономики рассматривалась им как оздоровительное средство экономического развития.

Поэтому Брентано вошел в историю экономической науки как один из идеологов создания таких объединений, как картели, и усматривал в них способ стабилизации экономики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65321. МЕТОДИ ПРИСКОРЕНОГО КРИПТОАНАЛІЗУ БСШ НА ОСНОВІ АНАЛІЗУ ПОКАЗНИКІВ СТІЙКОСТІ ЗМЕНШЕНИХ МОДЕЛЕЙ ПРОТОТИПІВ 554 KB
  Відмічене визначає актуальність теми дисертаційної роботи направленої на вдосконалення методик оцінки показників стійкості БСШ до атак диференційного і лінійного криптоаналізу в інтересах в першу чергу підвищення якості і надійності...
65322. МУЛЬТИАГЕНТНІ МЕТОДИ ПОБУДОВИ НЕЙРО-НЕЧІТКИХ МЕРЕЖ 1.04 MB
  Проте методи навчання що використовуються при побудові нейронечітких мереж характеризуються недоліками пов’язаними з проблемою встановлення параметрів навчання вимагають участі користувача вимогою диференційованості функцій належності до нечітких термів...
65323. МОДЕЛІ АВТОМАТИЗОВАНОГО СИСТЕМНОГО ПРОЕКТУВАННЯ АВТОМАТИЧНОЇ ТРАНСМІСІЇ 663.5 KB
  Метою роботи є підвищення ефективності синтезу АТ за рахунок розробки математичних моделей автоматизованого проектування АТ та її блоків системи автоматичного управління САУ та її елементів зв’язків між ними вибору програмного забезпечення...
65324. ОБГРУНТУВАННЯ ПАРАМЕТРІВ ЗАСОБІВ ІНДИВІДУАЛЬНОГО ПРОТИГАЗОТЕПЛОВОГО ЗАХИСТУ ГІРНИКІВ 341.5 KB
  Тому розробка і створення індивідуальних засобів протигазотеплового захисту гірників членів ДГК є актуальним науковотехнічним завданням вирішення якого дозволить підвищити безпеку та ефективність ведення робіт в умовах нагрівального мікроклімату.
65325. ПЕРЕТРАВНІСТЬ КОРМУ, ОБМІН РЕЧОВИН І ПРОДУКТИВНІСТЬ КУРЕЙ-НЕСУЧОК ЗА РІЗНОГО РІВНЯ ТА СПІВВІДНОШЕННЯ СІРКИ І СЕЛЕНУ В КОМБІКОРМІ 283 KB
  Доведена доцільність використання в якості джерела сірки сульфату натрію оптимальна кількість якого в комбікормах для курчатбройлерів та ремонтного молодняку курей становить 03 від маси корму для каченят і гусенят − 10 а для курейнесучок − 05 від маси комбікорму.
65326. НЕЙРОМЕРЕЖНА ОБРОБКА БАГАТОВИМІРНИХ СИГНАЛІВ 457 KB
  Обрана тема дисертаційної роботи є актуальною тому що штучні нейронні мережі ШНМ протягом останнього часу переконливо довели свою ефективність при вирішенні різноманітних задач адаптивної обробки інформації таких як апроксимація нелінійних функцій класифікація управління...
65327. ОРГАНІЗАЦІЯ РОЗСЛІДУВАННЯ ЗЛОЧИНІВ ТА ЇЇ МІСЦЕ У СТРУКТУРІ КРИМІНАЛІСТИКИ 147.5 KB
  Чільне місце серед функцій держави займає правоохоронна яка реалізується зокрема за допомогою організації розслідування злочинів. Організаційна діяльність дозволяє підвищувати ефективність розслідування сприяє його всебічності повноті та об’єктивності...
65328. МІСТОБУДІВНІ ПРИНЦИПИ КОМПЛЕКСНОГО РОЗВИТКУ ПРИМОРСЬКИХ МІСТ (В УМОВАХ АЗОВО-ЧОРНОМОРСЬКОГО РЕГІОНУ) 182.5 KB
  Активізація урбанізаційних процесів суттєві зміни в соціальноекономічних відносинах посилення антропогенних навантажень на природні системи порушення екологічної рівноваги на територіях прибережної смуги...
65329. НАУКОВІ ОСНОВИ ФУНКЦІОНАЛЬНО-СТРУКТУРНОЇ ОПТИМІЗАЦІЇ МОДЕЛЕЙ МЕРЕЖ ГІРНИЧИХ ВИРОБОК ВУГІЛЬНИХ ШАХТ 544 KB
  Мережа гірничих виробок вугільної шахти є важливим її елементом який визначає надійність функціонування й технікоекономічні показники роботи. Питома вага витрат пов'язаних зі спорудженням гірничих виробок під час будівництва...