47177

Профессиональные объединения издателей. Международная роль ассоциаций. Специализированные ассоциации

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Профессиональные объединения издателей На Западе ассоциации союзы занимают важное место в общей системе издательского дела. Вопросов которыми занимаются ассоциации издателей довольно много: осуществление связи с правительственными органами имеющими отношение к книгоизданию представительство интересов издательского дела как отрасли перед правительством; осуществление связей с книготорговой и полиграфической отраслями с профессиональными объединениями книготорговцев и полиграфистов; разработка юридических вопросов касающихся...

Русский

2013-11-28

74.5 KB

10 чел.

Совокупность издательств и других предприятий и организаций, так или иначе вовлеченных в работу по выпуску книг и брошюр, другой печатной продукции составляет издательскую систему, характеризующуюся высокой динамикой развития.

Наиболее развитой издательской системой обладают Соединенные Штаты, где, согласно тому же источнику, имеется более 75 тыс. издательств, что составляет около четверти всего количества издательств в мире. Хотя основную часть этого огромного издательского сообщества формируют малые и средние предприятия, однако, значительная доля выпуска продукции приходится лишь на несколько крупных издательских структур. Примерно половина всех внесенных в реестр издательств расположена в Европе, что соответствует роли этого континента в мировом книжном выпуске. Самой крупной издательской системой в Европе располагает Великобритания (более 40 тыс. издательств), свыше 20 тыс. издательств расположено на территории Германии, около 18 тыс. — во Франции. На европейском континенте также наблюдается отчетливое расслоение между предприятиями-гигантами и огромной массой малых и средних издательств, многие из которых зачастую не имеют даже собственного офиса.

Профессиональные объединения издателей 

На Западе ассоциации, союзы занимают важное место в общей системе издательского дела. Издательские фирмы, которые в экономическом плане являются совершенно самостоятельными, давно поняли, что для решения общих для всех проблем они должны объединиться, чтобы чувствовать себя не одинокими и беззащитными, а членами сильного сообщества, которое может постоять за свои интересы. Другими словами, ассоциации позволяют издательствам выступать в качестве единой отрасли со своими общими интересами. Вопросов, которыми занимаются ассоциации издателей, довольно много: осуществление связи с правительственными органами, имеющими отношение к книгоизданию, представительство интересов издательского дела как отрасли перед правительством; осуществление связей с книготорговой и полиграфической отраслями, с профессиональными объединениями книготорговцев и полиграфистов; разработка юридических вопросов, касающихся деятельности отрасли, участие в разработке национального законодательства об издательском деле, свободе печати, авторском праве и так далее; решение производственных вопросов, общих для всей отрасли: снабжение бумагой, полиграфические услуги, почтовые услуги; проведение мероприятий по пропаганде книги и чтения, повышению роли книги в обществе, а также рекламных кампаний, книжных выставок и ярмарок за рубежом; ведение исследовательской и информационной работы (например, изучение" зарубежных рынков, общих тенденций развития книгоиздания, изучение читательского спроса); проведение научных конференций и семинаров; подготовка кадров и повышение квалификации работников; представительство интересов национального книгоиздания в международных организациях.

Профессиональные издательско-книготорговые журналы

Наличие профессионального журнала — один из важнейших атрибутов функционирования отрасли. Журнал несет именно функциональную нагрузку: помимо блока статейных материалов, где освещаются события, произошедшие в отрасли, и обсуждаются ее проблемы, такое издание имеет обширный рекламный блок, который является солидным подспорьем книготорговцам в выборе нужных изданий; большинство журналов дает также специальный блок, где в упорядоченном виде (по издательствам или по тематике) приводятся сведения о книгах, готовящихся к выходу в свет. Но главное — все они являются официальными органами, публикующими текущую книготорговую библиографию, т.е. полные библиографические списки книг, вышедших в стране в течение последней недели или последнего месяца.

Международная роль ассоциаций. Специализированные ассоциации

Системы профессиональных организаций издателей в разных странах различны. В одних из них, например, во Франции, Италии, Нидерландах, Португалии, имеется лишь по одной организации, объединяющей всех издателей. В других же, таких как Германия, Великобритания, США, присутствуют крупные общенациональные объединения, куда входит большинство издательских фирм, действующих в стране, но наряду с этим представлено и большое число региональных и специализированных объединений (например, в Германии — земельных объединений, а также таких организаций, как Союз издателей школьных учебников, Союз католических издателей и книготорговцев, Союз германских издателей адресных книг).

Обычно именно они являются организаторами международных книжных ярмарок, проводимых в их странах, организаторами участия издательств своей страны в международных ярмарках или разовых выставках национальной книги за рубежом. Часто на международных ярмарках, особенно на самых крупных, издатели бывают представлены не индивидуальными стендами, а в рамках единого национального стенда. В этом случае и дело приходится иметь именно с представителями ассоциации, а не конкретных издательств.

Во всех ассоциациях имеются международные отделы, которые поддерживают связи с аналогичными организациями других стран, с Международным союзом издателей, организуют за рубежом семинары и выставки. Все ассоциации заинтересованы и в расширении международных связей своих членов, поэтому к ним вполне возможно обращаться с просьбой помочь в поисках потенциальных партнеров или предоставить какую-либо информацию.

В некоторых странах имеются также и специализированные объединения издателей, занимающиеся продвижением национальной литературы за рубеж, содействием книжному экспорту, организацией книжных выставок и ярмарок за рубежом. Они обычно пользуются поддержкой государства в лице министерств культуры и иностранных дел.

Международная Ассоциация Издателей (МАИ)

Это старейшее издательское объединение. Крупная организация, которая объединяет национальные издательские Ассоциации. Основана во Франции в 1896г. Основная задача организации – обеспечивать и защищать свободу издательской деятельности и чтения. МАИ активно участвует в конференциях и встречах по проблемам издательского дела, интеллектуальной собственности, книгообмена, авторского права и др. Руководящий орган – Международный комитет, в котором представлены все ассоциации – члены МАИ. Собираются не реже раза в год во время проведения Франкфуртской книжной ярмарки. МАИ раз в 4 года проводит Съезд, на нем выбирается президент на 1 срок до следующего МАИ придает большое значение научно-технической литературе, как основы технического прогресса отдел STM – приоритетное направление в мире книгоиздания. МАИ уделяют большое внимание музыкальному книгоизданию.

Юнеско – вклад в развитие книжного дела

Фонд Юнеско занимается проблемами науки, культуры и образования во всем мире. Огромный вклад Юнеско внес в развитие мирового книгоиздания:

фиксирование истории книжного дела.

В 1970-х гг. появились две книги, написанные авторами по заказу ЮНЕСКО.

Одна из них называлась «Революция в мире книг» и была посвящена массовому выпуску изданий в мягких обложках (paperbacks) и принадлежала перу известного французского социолога и литературоведа Робера Эскарпи. Другая - «Жажда чтения» (в оригинале - «Книжный голод») была написана тем же Р. Эскарпи в соавторстве с Рональдом Баркером, сотрудником Ассоциации книгоиздателей Великобритании.

Обе книги сами по себе представляют значительный интерес, особенно для тех, кто занимается изучением новейшей истории книжного дела; для нас же объектом внимания в них послужили те разделы, где говорится о будущем книги.

ЮНЕСКО помогает развивающимся регионам (Азия, Африка, Латинская Америка) в ликвидации безграмотности и распространении книжного дела. На этих трех континентах регулярно проводятся просветительские семинары по основам организации издательского дела.

фиксирование статистики книжного дела - статистический ежегодник ЮНЕСКО (UNESCO Statistical Yearbook). С 1991 г. итоговых данных по мировому издательскому делу нет, так как книга очень много.

активная издательская деятельность. Фонд Юнеско считается одним из крупнейших издателей в мире – массовый выпуск журналов.

реализация национального проекта "Представительная Коллекция ЮНЕСКО". Цель этого проекта познакомить читателей всех стран с малораспространенной мировой литературой. Книги переводятся с редких языков мира на общенациональные. Таким образом Фонд Юнеско является популяризатором знаний о мировой литературе. На сегодняшний день переведено более 10 тысяч произведений, проект признан самым крупным издательским проектом в мире.

Тенденции развития издательского дела за рубежом.

Читатель и читательский спрос

 Социологические исследования, проводившиеся в последние годы в разных странах, позволяют выявить несколько интересных тенденций. По всей вероятности, будет снижаться интерес к бестселлерам и массовой литературе, в то же время спрос вообще будет диверсифицироваться. Общий уровень образования населения будет, естественно, повышаться, общее число читателей увеличится, однако доля сильных читателей», прочитывающих несколько десятков книг в год, будет снижаться, так как чтение все же уступает позиции главного вида досуга. Изменится и психология потребителя книги: «целеустремленный читатель» уступит место читателю-«бабочке», «порхающему» с одной тематической группы на другую (подобно тому, как это делает телезритель, постоянно нажимая на кнопки переключения программ, ни на чем долго не задерживаясь). Издателям в этом случае придется довольно резко перестраиваться, приспосабливаться к новым, более разнообразным и фрагментарным вкусам публики.

Переход от рынка предложения к рынку спроса

До последнего времени книжный рынок был рынком предложения, то есть читатели были вынуждены покупать то, что им предлагали издательства. Сейчас ситуация меняется: спрос начинает превалировать над предложением. Это радикальное изменение для книгоиздательской отрасли и ее психологии (от «просветительской» психологии приходится отказываться). Смена рынка предложения на рынок спроса ведет к изменениям в расстановке сил внутри издательств: ведущей фигурой в издательстве становится не литературный директор, а менеджер, отвечающий за маркетинг, или коммерческий директор.

От издательств потребуется более глубокое изучение рынка, его отдельных сегментов и издание именно того, в чем эти сегменты читательской аудитории нуждаются. Все шире в книгоиздательской отрасли будут применяться методы маркетинга, разработанные и применяемые в других отраслях. Многие издательства, например, расширяют использование методов прямой продажи — «от двери к двери», на предприятиях и в учреждениях, по подписке и так далее., которые позволяют иметь более тесный контакт с потребителем.

Книга и новые носители информации

По поводу влияния новых носителей информации на будущее книги мнения экспертов и издателей колеблются в очень широком диапазоне — от предсказаний полной революции в «способах добывания знаний» до прогнозов лишь незначительного, маргинального влияния. Первые считают, что интерактивные оптические компакт-диски CDI в корне изменят способы получения и представления знаний. Книга, по их мнению, должна будет противостоять новому средству получения знаний и проведения досуга, которое будет сочетать достоинства электронных игр будущего, по качеству сравнимых с телефильмами и самых емких накопителей текстовой информации. Поэтому «выживут» лишь те виды книг, которые требуют длительного, вдумчивого чтения (художественная литература, эссеистика и т.п.). Другие же (справочно-энциклопедическая, учебная литература, практические руководства и даже издания по искусству) будут испытывать все возрастающий натиск новых носителей информации. Любопытно, что этого радикального мнения придерживаются в основном издатели, сами вплотную не занимающиеся выпуском издательской информации на новых носителях. Те же издатели, в репертуаре которых уже сейчас есть компакт-диски, более сдержаны в своих прогнозах. Они, например, считают, что пока цены на читающие устройства для CD-ROM и CDI останутся на прежнем уровне, рынок издательской информации на компакт-дисках будет ограниченным.

Положительные качества и преимущества книги

 Перед лицом конкуренции со стороны новых средств информации книга должна четче определить себя. Во-первых, при чуть большем распространении компакт-дисков начисто исчезнут издания (справочники, ежегодники и пр.), которые по форме изготовления представляют собой по сути дела некачественные распечатки с ЭВМ. Во-вторых, книга в целом будет становиться более красочной, более иллюстрированной, в ней большее значение будет иметь изобразительный момент. Возрастет также общее качество полиграфического исполнения изданий. В-третьих, еще более четко определятся различия между книгой в переплете и книгой в мягкой обложке. Популярность изданий в мягкой обложке должна будет возрасти. Предсказывается также возрастание роли изданий для детей; в складывающейся непростой для книги ситуации многие родители будут уделять большее внимание привитию детям навыков к чтению.

Касательно собственно книги, ее формы вкратце можно сказать, что, по всей вероятности, будет происходить дальнейшая дифференциация, дальнейшее обособление типов книжных изданий. Уже ясно, что в ближайшие годы окончательно утвердятся на рынке так называемые сверхдешевые издания. Возможно, в Европе, как это уже практически произошло в США, произойдет окончательное размежевание между изданиями в переплете и массовыми изданиями в мягкой обложке (карманными изданиями). Эти последние станут еще более качественными и привлекательными внешне, обычными для них станут иллюстрации, в том числе и цветные. Таким образом, издания в мягкой обложке должны будут стать основной формой книжного издания. В переплете же будут издаваться лишь бестселлеры, элитарные издания, издания, предназначенные для библиотек, и т.д.

Изменение и возрастание роли издателя

Многие эксперты считают, что если сейчас новые носители информации пока еще не пользуются популярностью, то это потому, что процесс их производства еще недостаточно прочно взяли в свои руки издатели. По их мнению, информация, издательская по своему характеру, будь она на бумаге или на компакт-диске, должна выпускаться издательствами. Следовательно, роль издателя в будущем должна возрасти и свестись к разработке идей, поиску авторов для воплощения этих идей и организации их материализации в виде различных информационных продуктов — книг, видеофильмов, телефильмов, компакт-дисков, программ для ЭВМ, баз данных и так далее.

Концентрация и роль издательских групп

Процесс гиперконцентрации в книгоиздательском деле остановить уже нельзя. Крупнейшие издательские объединения оставят весьма ограниченное поле деятельности для других фирм. Особенно это проявится в книгораспространении: мелкие и средние книгораспространители не смогут противостоять крупным, которые, оснащаясь новым оборудованием, будут постоянно снижать тарифы. Средним и среднекрупным издательским предприятиям будет позволено достигать лишь определенного масштаба, но не превышать установленную планку. Противостоять крупнейшим концернам они смогут, только объединившись вокруг какого-то одного издательства-лидера, заключив с ним договоры (создав так называемый архипелаг).

Судьба мелких издательств

 Концентрация, по всей вероятности, закроет мелким издательским структурам доступ на массовый рынок, Но зато новые издательские технологии, НИС сделают рентабельным выпуск самых малых тиражей и дадут им возможность осваивать узкие сегменты рынка, выпускать узкоспециализированную литературу. Должны будут возродиться известные ранее мелкие фирмы, которые представляли собой одновременно издательство, типографию и книжный магазин. Вначале эта схема будет применима к выпуску элитарной художественной литературы, философских эссе, работ по гуманитарным наукам вообще, а в дальнейшем может распространиться и на всю специализированную литературу.

Общественные организации и ассоциации

После распада СССР общественные организации заменили государство во многих сферах. Издательства в демократическом государстве должны быть полностью обособлены от государства. Объединение издательств дает им ряд преимуществ.

Российский книжный союз.(2001) – негос., неком. орг-ция, объединяющая производителей и распространителей книжной продукции. Пытаются включить в себя предприятия, все стороны книжного дела. Гл. задача: добиться эффективной гос. поддержки СМИ и книгоиздания в РФ, пропаганда чтения, использования новых информационных технологий, выработка согласованной политики развития книжной отрасли, содействие образованию, культуре, русскому языку зарубежом. Реализует различные программы (Русс.яз. в мире, Читающая Чувашия и т.д.)

Национальная Ассоциация издателей (1998).Организация консультаций с законодат. И исп. властью, организует депутатские запросы, создан институт экспертов НАИ., создает проф. контактные группы по актуальным проблемам ИБ, участвует в них, проводит проф.семинары, организует обучение, публикует инф-ю о сферах ИБ на сайте, привлекает к участию в международных проектах, семинарах, конгрессах..

Ассоциация книгоиздателей России (1990). Неком., проф. орг-ция. Признана в международных издательский кругах (МАИ).Сотрудничает с гос. и общест. орг-циями, заинтересованными в развитии книгоиздания. Основное направление: защита  прав и интересов книгоиздателей, координация действий по реализации и созданию программ развития, защита экономических, юридических, профессиональных прав, воздействие на общественное мнение, принятие протекционных законов, приведение их в соответствие с междунар. правом. Основная задача: помощь, развитие, координация регионального, национального книгоиздания. Принимает участие в международных ярмарках. Работает клуб издателей – организация тематических выставок, презентаций, семинаров и т.д. Проводит ежегодный конкурс «Лучшие книги» года – популяризация, развитие, сохранение  отеч. культуры книгоиз-я, поддержка новаторства

Союз издателей и распространителей печ. продукции (1995). Неком. Организация, финансируемая полностью своими членами. Цель: создание эффективной системы распространения печатной продукции, взаимодействие издателей и распространителей. Есть консалтинговая служба и аналитический центр. Организатор выставок, конференций, конгрессов. Лоббирует интересов в органах власти.

Гильдия издателей периодической печати (1998). Цель: защита и лоббирование интересов издателей, содействие конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, проф. управление, экон. независимость. Член Всемирной газетной ассоциации, Международной ассоциации журнальной прессы, Национальной тиражной службы.

Межрегиональная ассоциация полиграфистов (1995). Цель: консолидация в решении отраслевых проблем. Выступает в органах власти с законодательными инициативами и по защите прав. Задача: повышение конкурентоспособности предприятий, проведение инф. кампаний, выработка корпорат. действий по цен. политике, привлечению инвестиций, новаторство в тех. сфере, переподготовка кадров, содействие в диверсификации, акционирования, приватизации. Проводит конгрессы, конференции, симпозиумы, выставки. Член объединения полиграфический ассоциаций Европы.

Ассоциация книгораспространителей независимых государств (1990). Объединяет различные предприятия, связанные с книгоизданием и книгораспространением. Цели: защита юр. И проф. Интересов, создание условий для эффективной деятельности, инф., науч., методическое обслуживание членов ассоциации, рекомендации по переподготовке и стажитровке кадров, налаживание деловых отношений между предприятиями, проведение ярамарок, выставок, семинаров и т.д., международное сотрудничество.

Ассоциация распространителей печатной продукции (1995). Цель: защита проф. Интересов, формирование цивилизованного рынка прессы, системы распространения, координация  деятельности орг-ций. Направления: изучение рынка, инф. И науч. Помощь, содействие в проектах, защита прав, развитие международных связей.

Агентство распространения СМИ (1998). Деятельность: распространение  и продвижение изданий, оптово-розничное распространение, издание произведений худ. и декорат.-приклад. иск-ва. Тактика: индивидуальный подход к издателям, развитие новых направлений, строгое выполнение обязательств перед партнерами, гибкая система тарификации услуг, применение передовых технологий.

Институт развития прессы (2000). Миссия: повышение роли СМИ и самостоятельности, консолидация профессионалов, свободное предпринимательство, обучение проф. Стандартам во всех областях, информирование региональных изданий, помощь в увеличении доходов и снижении себестоимости. Направления деятельности: обучение и консультации, проведение конференций, общение через сайт, электронная рассылка, консультирование в режиме on-line. Программы: проф. Тренинги и консультации, правовое содействие независимости прессы, информационная поддержка.

Национальная тиражная служба (1998). Орг-ция по контролю за тиражами и распространением период. Изданий. Учредители: Торгово-промышленная палата РФ и общественные орг-ции. Сертифицирует и проводит аудит тиражей и распространения пер. изданий, добровольно в нее вступивших.

Российская библиотечная ассоциация (1994). Цели: объединение, поддержка и координация библиотек, библ. Ассоциаций, школ для сохранения и развития библ. дела, повышение престижа б-к, профессий, защита интересов. Направления: библ. Политика и законодательство, науч. И практ. Деятельность, защита прав работников, пользователей, международ. Сотрудничество, культ.-просвет. деятельность, издат.-полигр. Имеет обширные междунар. Связи.

Ассоцицация региональных библиотеч. Консорциумов (АРБИКОН, 2002).Некоммерч. партнерство б-к, инф. Центров на добровольной основе. Учредители: РКП, Фонд «Пушкинская б-ка», СПб гос. полите. универ. Создана для улучшения сервиса за счет модернизации. Программа «Автоматизация б-к». Принципы: открытое взаимодействие, распределение ресурсов, региональный подход, добавление новых участников. Задачи: устранение дублирования информации, доступ к инф. ресурсам др. б-к, эффективные формы внедрения инф. Технологий, повышение квалификации сотрудников.

Международный союз книголюбов (1974). Есть издательство, музей экслибриса и миниатюрной книги. Координирует работу подобных музеев. Проводит выставки книг и книж. Графики. Связан с международным библиофильским обществом и фондами чтения. Деятельность направлена на развитие нац. культур.

«Роспатент». Фед. Служба по интел. Собственности, патентам и торг. Знакам – фед. Орган исп. Власти. Контроль, надзор в сфере охраны тов. Знаков и результатов инт. Деятельности. Руководствуется  законодательством, междунар. Договорами и др. норматив. актами. Деятельность: экспертиза, выдача патентов.

Российское Авторское Общество. Организация, созданная авторами для реализации и защиты АП. Добровольное, равноправное членство, демократ. Самоуправление. Задачи: управление имущественными правами авторов на коллективной основе в случаях, когда их осуществление в индивид. Порядке затруднительно, содействие авторам в передаче прав на использование на индивид. основе, представительство законных интересов автора в гос. и общест. орг-циях.

В России нет действенной издательской ассоциации, хотя она могла бы во многом помочь отрасли. Осн. Вопросы, решаемые ассоциацией издателей: связь с правительственными, органами, книготорговлей и полиграфией, разработка юр., производст. Вопросов, мероприятия по пропаганде чтения, исследоват. и инф. Работа, подготовка кадров, междунар. сотрудничество. А так же: статистика, библиографии, отчеты о состоянии отрасли, издание проф. журналов, справочников.

В некоторых странах есть только 1 орг-ция, объединяющая издателей. Сотрудничество с иностр. Ассоциациями выгодно, т.к. они часто являются организаторами международ. вывставок.

Международная ассоциация издателей (1896). Старейшее издательское объединение. Объединяет национальные изд. Ассоциации (от России АСКИ).Задача – обеспечивать и защищать свободу издательской деятельности и чтения. Активно участвует в конференциях. Руководящий орган – междунар. комитет – собирается во время проведения Франкфуртской книжной ярмарки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65027. О локализации золотоордынского города Керман 42.5 KB
  В науке утвердилось мнение о существовании в золотоордынское время города Керман располагавшегося якобы возле деревни Альменьево в нынешней Чувашии который недолгое время чеканил собственную монету. Об этом кладе известно следующее...
65029. К вопросу о генеалогии ханов Золотой Орды в период «Великой Замятни» 249 KB
  Доминантным в комплексе кризисных явлений являлся династический кризис связанный со смертью Бердибека последнего потомка Батухана. После смерти Бердибека теоретически отныне легитимным мог считаться любой правитель нёсший в себе кровь 4 старших сыновей Чингизхана.
65030. О древнейшем типе героя в эпосе тюрко-монгольских народов Сибири 109.5 KB
  В якутском олонхо так же как и в алтайских и бурятских поэмах за указанием эпического времени совпадающего с мифическим следует описание прекрасной страны в которой живет герой но здесь это не просто благодатный уголок земли с прекрасными пастбищами...
65031. Монеты в погребениях Золотой Орды 89 KB
  Аналогичные исследования проводились на материале погребений Древней Руси Потин В. И именно в золотоордынский период с появлением собственного монетного чекана количество погребений с монетами значительно увеличивается...
65032. Их-Засаг - «Великая Яса» 53 KB
  Великая Яса Монголы один из древнейших народов Центральной Азии имеющий богатую историю и внесший свой вклад в развитие мировой цивилизации. Одновременно на Великом курултае в том же году был принята Великая Яса Чингисхана...
65033. Аноним Искандара как генеалогический источник 83.5 KB
  Согласно Анониму в начале своего правления Узбек назначил Сасы Буку сына Нокая правителем улуса Орды. Также интерес вызывают новые данные о правителе улуса Ордаэджена: КалакКубак сын Мангитая Макидая стал правителем улуса в 1320-1321 и еще правил в 1327-1328...
65034. Концепция базы данных “Дипломатические документы постордынских государств Джучиева улуса” 31.5 KB
  Это позволяет рассматривать сохранившиеся архивные материалы как один документальный массив и следовательно пытаться анализировать не отдельные ярлыки и письма а их совокупность проводить формальный анализ именно комплекса документов.