47228

Экологизация школьного курса географии в аспекте загрязнения гидросферы

Доклад

Педагогика и дидактика

Загрязнение воды в настоящее время является проблемой угрожающей всему человечеству. Обеззараживание питьевой воды проводится для уничтожения в загрязненной воде используемой человеком возбудителей заболеваний передающихся водным путем и для предупреждения передачи кишечных инфекций через воду. С питьевой водой в организм человека могут попасть всевозможные микробы возбудители многих инфекционных и паразитарных заболеваний: холера брюшной тиф дракункулез лямблиоз вирусный гепатит полиомиелит дизентерия сальмонеллезы шистосомозы и...

Русский

2013-11-26

115.5 KB

3 чел.

8.  Педагогика     

8.1. Экологизация школьного курса географии в аспекте загрязнения гидросферы

      Сложившаяся ситуация в системе взаимоотношений природы и общества диктует необходимость всемерного развития экологического образования и, в первую очередь, школьного образования. Известно, что сам характер проблемы не дает возможности всестороннего её изучения в рамках одного предмета. В  школьном образовании взят курс на межпредметное изучение широкого диапазона вопросов взаимодействия человеческого общества с окружающей  средой. При этом необходимо определить вклад каждой школьной дисциплины в реализацию экологического образования.

     Школьные географические курсы намного превосходят другие дисциплины по экологической направленности, по числу и глубине раскрытия экологических проблем, по обоснованию путей их решения. Именно география всегда занималась взаимоотношением человека со средой. Экологизация географического образования имеет исключительно важное значение для повышения уровня экологической культуры школьников.

    Изучению гидросферы уделяется особое внимание в школьном курсе географии в связи с её исключительно важнейшим значением для существования жизни на Земле. Загрязнение воды в настоящее время является проблемой угрожающей всему человечеству. Обеззараживание питьевой воды проводится для уничтожения в загрязненной воде, используемой человеком, возбудителей заболеваний, передающихся водным путем и для предупреждения передачи кишечных инфекций через воду.
     Вода содержит около 12 тыс. токсичных элементов. Плутоний, уран, цезий, торий, стронций, являющиеся радиоактивными, приводят к генетическим изменениям, онкологическим образованиям, врожденным порокам, ослаблению иммунитета. Тяжелые металлы, которые находятся в воде: свинец, никель, кадмий, хром, ртуть, цинк, вызывают гипертонию, полиневрит, атеросклероз, снижение остроты зрения, поражение костного мозга. Поэтому так важно при изучении гидросферы постоянно обращаться к проблеме загрязнения. Фосфор и азот, попав в организм человека, ослабляют его иммунитет, а также вызывают рост сине-зеленых водорослей в водопроводных станциях и разнообразных скважинах, которые плохо поддаются фильтрации и помимо этого образуют около 300 опасных токсинов. С питьевой водой в организм человека могут попасть всевозможные микробы, возбудители многих инфекционных и паразитарных заболеваний: холера, брюшной тиф, дракункулез, лямблиоз, вирусный гепатит, полиомиелит, дизентерия, сальмонеллезы, шистосомозы и становятся причиной гастроэнтерита, гепатита, миокардита и различного вида кишечных расстройств, которые связаны с загрязнением питьевой воды канализационными и сточными водами.

     Миру нужна устойчивая практика управления водными ресурсами, однако  мы еще  недостаточно  быстрыми  темпами  движемся  в  правильном   направлении. Китайская пословица гласит: «Если мы не изменим курс, то можем прийти  туда, куда направляемся». Если не изменить  традиционного преподавания географии, то многие  проблемы гидросферы останутся без внимания и будут возрастать, многие районы будут по-прежнему испытывать нехватку воды, люди  будут  по-прежнему страдать, будут продолжаться конфликты из-за воды  и  новые  площади  ценных сильно увлажненных земель будут уничтожены.

     

 

      

8.2.  Методическая разработка урока по географии в 7 классе на тему «Вода - это жизнь »

       Цели урока:

- Обучающая: сформировать у учащихся представление о значении воды в природе и жизни человека.

- Развивающая: совершенствовать умение анализировать сложившуюся критическую экологическую ситуацию и самостоятельно предлагать пути её решения.

- Воспитательная: прививать чувство бережного отношения к природе.   

      Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта Мирового океана, наглядные пособия: «Памятка школьнику по бытовому водопользованию», «Молекулярная структура воды», учебник: География материков и океанов, 7 класс, В.Ю. Пестушко, В.О.Сасихов, Г.Ш.Уварова, Киев, Издательство «Генеза», 1999 г.

Ход урока:

1. Объявление темы урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

(5 мин.)

2. В конце урока мы вернёмся к нашей теме и должны будем решить какой же знак препинания нужно поставить в конце предложения. Проверка домашнего задания: На дом вам предлагалось заслушать фрагменты литературного и музыкального произведения о воде, с целью проследить тему воды в природе. (5 мин.)

3. Актуализация знаний. (5 мин.)

     Дискуссия: Что же такое вода? Мнения великих людей по этому вопросу очень отличаются. Я познакомлю вас с двумя цитатами:

«Лед в преддверии весны тает и превращается в воду. Вода и лед чередуются, словно бегут друг за другом по кругу.» (Хуайнань Цзы)

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь!» (Антуан де Сент-Экзюпери)

     Учитель:  Жизнь есть только там, где есть вода.  «Agua» в переводе с латинского языка значит «вода». Как алфавит начинается с буквы «а», так жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью. Вот почему девиз урока «Вода – это жизнь».

- Ребята, посмотрите на карту Мирового океана. Чего на ней больше: суши или воды? (Воды) Поэтому, первый космонавт Земли Ю.А.Гагарин назвал её голубой планетой, так как именно такой он увидел её из космоса.

     Вода уникальна и незаменима. Наверное, многим из вас известно, что вода занимает от 80 до 99 % массы растения и около 75 % веса животного. Организм человека очень остро реагирует на нарушение водного баланса. Потеря 6-8 % влаги от веса тела вызывает тяжёлые состояние, близкое к обмороку, а если потери достигли 10-12 %, то у человека перестаёт биться

сердце.

Вывод: Таким образом, мы можем сделать вывод, что без воды не было бы такого многообразия живых организмов и они не могли бы долгое время существовать на Земле.

     Возникают вопросы:

- Человек знает, что он без воды не сможет прожить?

- А бережёт ли он воду?

- А какую воду он использует больше: солёную или пресную?

- А знаете ли вы, что на пресную воду приходится 2,5% из общих запасов воды на Земле.

- Что же может быть источником пресной воды на Земле? (Ледники, подземная вода, льды, вода болот, рек, озёр, атмосферная влага)

4. Объяснение нового материала. (20 мин.)

Обратите внимание на круговорот воды в природе.

     Рисунок 8.1. Круговорот воды в природе  

    Значение круговорота воды велико, так как он не только объединяет части гидросферы, но и связывает между собой все оболочки Земли: атмосферу, гидросферу, литосферу и биосферу. Вода во время круговорота может быть в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Она переносит огромное количество веществ, необходимых для жизни на Земле.

     Под действием солнечных лучей Мировой океан и суша нагреваются. В результате этого вода переходит из жидкого состояния в газообразное (пар) и поднимается вверх. Океан поставляет 86% влаги в атмосферу, и лишь 14% парообразной влаги образуется за счет испарений с суши. Вода, испаряющаяся с поверхности океана, является пресной. Таким образом, океан можно считать колоссальной фабрикой пресной воды, без которой невозможно существовать жизни на Земле. Известно, что с высотой температура в атмосфере понижается. Пары воды, встречаясь с более холодными слоями воздуха, начинают остывать и образовывать облака. На суше испарение воды идет не только с поверхности ручьев, рек и озер. Пары воды попадают в атмосферу и в результате вулканической деятельности.

     Не вся вода возвращается с суши в океан одновременно. Дольше всего задерживается она в ледниках и в глубоко залегающих подземных водах.

     Вода, вернувшаяся с суши, может снова испариться и снова попасть на сушу. Так и совершается ее круговорот: океан — атмосфера — суша — океан. Вот этот непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу через атмосферу и с суши в океан называют мировым круговоротом воды в природе.

    Учитель: Если всю воду распределить равномерным слоем по земному шару, то такой Мировой океан был бы глубиной до 4 км. Основные запасы воды на Земле сосредоточены в морях и океанах – около 1,4 млрд./км. Пресная вода находится главным образом в ледниках – более 30 млн./км З, а также в реках и озерах – около 2 млн./км З.  В атмосфере содержится 14 тыс. км водяного пара. Молекулы воды обнаружены в межзвездном пространстве, вода входит в состав комет, некоторых планет и ее спутников.   Вода содержится во всех живых организмах, она присутствует в клетках и тканях любого животного и растения. Тело медузы на 99% состоит из воды, тело рыбы содержит 80% воды, в организмах млекопитающих массовая доля воды – 70%.   В салате, спарже вода составляет 95 % массы, помидорах и моркови – около 90%. Вода, среда обитания многих растений и животных. Живые организмы не могут жить без воды. Обезвоживание организма на 12% приводит к нарушению обмена веществ, а потери до 25% воды – к его гибели. Даже такое нетребовательное животное, как верблюд – «корабль пустыни» – не может прожить без воды больше 8 дней.

    Дыхните на холодное стекло, оно запотеет, покроется капельками воды. Вопрос: Откуда взялась вода? Или вы в жаркий день вспотели. Откуда взялся пот? Конечно, все из организма.   Если вы расходуете воду, теряете, то вам необходимо вовремя ею запасаться.  В сутки человек теряет 12 стаканов воды, значит, такое же количество ему надо выпить.  Вода - это главный материал, из которого построено наше тело. Воду содержит: кровь – 83%, мозг, сердце – 80%, кости – 20-25%, стекловидное тело, глаза – 99%. Неудивительно, что человек может достаточно долго прожить без еды, но без воды не может и нескольких дней.

Вопрос: Какую  ещё роль  играет  вода  в жизни  человека?   (после  ответов детей, учитель  дополняет).

      Трудно представить какую-либо отрасль народного хозяйства, существование которой было бы возможно без воды. К таким более водоемким относятся химическая и целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, черная и цветная металлургия. Без воды невозможно представить себе выделку кожи, крашение ткани, мыловарение. Реки, моря, океаны - средство передвижения водного транспорта и перевозки полезного груза. Вода послушно вращает турбины на гидроэлектростанциях. В коммунальном хозяйстве воду расходуют для питьевых и других нужд населения, бытового обслуживания, для поливки улиц и в противопожарных целях.

Давайте посмотрим на схему ежедневного расхода воды:

В быту:

- Чистка зубов под краном – 7 литров,

- Слив воды в туалете – 20 литров,

- Принятие душа в течении 6 минут – 100 литров,

- Принятие ванны – 140 литров,

- Мытьё посуды под краном – 110 литров,

- Стирка в стиральной машине – 230 литров.

При производстве 1 тонны промышленной продукции:

- Угля – 2 тонны,

- Нефти – 18 тонн,

- Бумаги – 200 тонн,

- Никеля – 800 тонн,

- Вискозного шёлка – 1500 тонн.

Вопрос: Приведите примеры причин ухудшения качества воды в результате деятельности человека? (сплав древесины, разливы нефти, сточные воды предприятий, коммунальные стоки и т.д.)

    Структура воды - это то, как организованы её молекулы. Молекулы воды объединяются в кластеры. Кластеры, объединяясь образуют ячейки памяти воды. (Приложение )

     Рисунок 8.2. Кластерная структура молекул воды

     Исследования, продемонстрировавшие различия в молекулярной структуре воды при ее взаимодействии с окружающей средой, проведены Масару Эмото (Япония), который доказал, что кристаллическая структура воды неоднородна и легко меняется под влиянием всевозможных внешних воздействий, в зависимости от внесенной информации независимо от того, загрязненная или чистая среда. В своих экспериментах он использовал анализатор магнитного резонанса для нескольких функций, включая качественный анализ воды. Замороженные водяные капли изучаются под сильным микроскопом, имеющим встроенную фотокамеру. Этот метод дает возможность увидеть, каким образом информационное воздействие влияет на молекулярную структуру воды. (Приложение )

Рисунок 8.3. Молекулярная структура воды

- Какие из этих кристаллов красивые, а какие нет?

- Как вы думаете, почему?

    Существует множество наблюдений о необъяснимых с точки зрения науки свойствах воды. Самым ярким примером является освященная вода. Во время церковного обряда каким-то необъяснимым образом вода приобретает новые свойства, не изменяя своего химического состава. Например, в ней не выпадает осадок и не изменяется вкус еще долго после того, как исходная вода теряет пригодность для питья. Известны случаи целительного и обеззараживающего воздействия освященной воды. Ученые же не смогли объяснить причину этих явлений и просто подвергают сомнению достоверность подобных фактов.

     Здоровой оказывается чистая вода из источника и вода, к которой обращаются с любовью. Нездоровой является вода из водопровода, вода из морей и озер, вода, содержащая яды или подверженная обработке в микроволновой печи. Вода, которая «прослушала» современную музыку (тяжелый рок и металл), презрительные слова ненависти становится «нездоровой» и не способна создать красивые кристаллы.

    Получается, что мы своими негативными мыслями, словами и звуками отравляем не только себя, но и все, что имеет хотя бы мизерное содержанием воды. В масштабах планеты это принимает воистину чудовищные размеры. Это подтверждают слова академика Вернадского: “Нет такого соединения, которое могло бы сравниться с водой по влиянию на ход основных, самых грандиозных биологических процессов. Нет земного вещества, минерала, горных пород, живых тел, которые бы ее не включали”.

   И снова мы убеждаемся в том, как важно попрощаться с традиционными взглядами и довериться внутреннему голосу. Вода – это то, что приводит нас туда, где мы чувствуем себя как дома: к нам самим, потому что все мы в ходе эволюции вышли из воды.

5. Закрепление. Значение вод и их охрана. (5 мин.)

    Теперь давайте решим какой же знак препинания нужно поставить в конце предложения: восклицательный или вопросительный?

Ребята решили поставить в конце предложения восклицательный знак.

- Правильно, но следует помнить, что она нуждается в охране и бережном их использовании. (Приложение )

     В заключении давайте проведём деловую игру. Представим себе, что каждый из вас на несколько минут стал мэром города. Что вы можете предложить для водосбережения в быту и повышения качества питьевой воды? Заслушиваются ответы учащихся.

Вывод: Все меры, предложенные нашими мэрами, эффективны. Добавлю лишь то, что в тех случаях, когда отсутствует возможность повысить качество водопроводной питьевой воды, приходится использовать воду извлечённую из земных глубин. Не стоит забывать и о бытовых фильтрах для очистки водопроводной воды.

6. Подведение итогов. Домашнее задание. Ознакомление с раздаточным материалом, ответы на вопросы.(5 мин.)

    Жила-была в океане капелька: кругленькая, искристая, весёлая, игривая. Захотелось ей посмотреть мир: какой он, красивый ли? Поднялась она на край волны и почувствовала, что её тянет к солнышку. Не успев опомниться, она оказалась в тучке, где увидела много таких же капелек своих сестричек. Но вот сильный ветер поднял тучку выше и сестричкам стало холодно, они задрожали, заплакали и полились на землю дождём. Одни капельки упали в землю, другие в море, океан, а наша капелька очутилась в лесном ручейке. Загрустила она: где её сестрички, свидится ли она с ними? Пока она горевала, ручей донёс её до большой речки, а та до моря, а оттуда капелька попала в океан. Здесь она встретила своих братьев и сестёр и очень обрадовалась, но все они были очень грязные и грустные.

Задание: Продолжите беседу капелек о том, где они могли побывать и какие загрязнения получить.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21360. Структурная схема, назначение составных частей, принцип работы станции в различных режимах 50.55 KB
  АПОА предназначен для обнаружения пеленгования и технического анализа ИРИ. Он обеспечивает: панорамную перестройку панорамного обнаружителя Р381Т15 и одновременно с ним автоматического пеленгатора по частоте во всем рабочем диапазоне частот или на отдельных участках диапазона с одинаковыми полосами обзора до семидесяти девяти; определение численных значений частот ИРИ и пеленгов на них с вводом измеренных значений в УУС; определение характеристик сигналов в ручном режиме с помощью анализатора Р399Т и занесение их при...
21361. Аппаратура АПОА: АФС КАМА-4, широкополосное входное устройство Т-152, панорамный обнаружитель Р-381Т1-5 38.37 KB
  Основными функциями изделия являются автоматический поиск радиоизлучений в установленной полосе обзора определение их средних частот ширины спектра и уровня на входе изделия формирование кодов характеристик излучений для передачи в УУС определение момента настройки РПУ на центральную или максимальную частоту спектра излучения. Логическая обработка кодов уровней при поиске сигналов со скоростью 0125 и 0250МГц cек предусматривает разделение импульсных помех и сигналов определение ширины спектра сигнала определение момента точной...
21362. Аппаратура АПОА: назначение, состав и работа составных частей панорамного обнаружителя Р-381Т1-5 25.35 KB
  РПУ Р381Т1 4 предназначено для использования в автоматизированных комплексах. В РПУ имеется гетеродин для приёма ТЛГ и ОПС сигналов работающий в следующих режимах: в режиме плавной перестройки с пределами изменения частоты 5000 Гц. В режиме фиксированных настроек для приёма передач с ОБП стабилизированный кварцевыми резонаторами на частотах 21315 и 21685 кГц режимы ВБП и НБП. Блок ПБ11 предназначен для преселекции усиления и аттенюации принимаемого ВЧ сигнала а также защиты РПУ от мощного сигнала помехи.
21363. Аппаратура АПОА: приемник контроля Р399А 17.93 KB
  В РПУ имеется гетеродин для приёма ТЛГ и ОПС сигналов работающий в следующих режимах: в режиме плавной перестройки с пределами изменения частоты 5000 Гц относительно средней частоты 215 кГц режим ТЛГ. Предусмотрена коррекция частоты гетеродина. Установка частоты и перестройка в ручном режиме обеспечивается: вручную с помощью клавиатуры УСТАНОВКА ЧАСТОТЫ или ручки НАСТРОЙКА с дискретностью 1 при нажатой кнопке 1 переключателя ШАГ НАСТРОЙКИ и с дискретом 10 Гц при нажатой кнопке 10. Обеспечивается установка частоты по...
21364. Аппаратура АПОА: приемоиндикатор Р-381Т1-3 25.68 KB
  Вопрос№1 Назначение и технические данные ПИ Р381Т13 при работе в составе АПОА предназначен для автоматического определения направления пеленга на источники радиоизлучений. Состав: трёхканальное радиоприёмное устройство РПУ; блок индикации пеленга ИП; блок управления; два блока питания для РПУ и ИП. Для уменьшения ошибок пеленгования предусмотрено автоматическое выравнивание характеристик каналов и поддержание их идентичности. Для слухового контроля радиопередач в ПИ имеется слуховой тракт...
21365. Аппаратура АПОА: анализатор спектра Р-399Т 20.22 KB
  В составе АПОА анализатор работает с РПУ ПИ Р381Т13 на промежуточной частоте 215 кГц значение частоты выбирается переключателем ВХ. ЧАСТОТА кГц. В режиме ОБЗОР обеспечивается частотный анализ спектров сигналов в полосе обзора 025 кГц; 1кГц; 3кГц; 12кГц и 48кГц выбирается переключателем ОБЗОР кГц. ЧАСТОТА кГц включается соответствующий гетеродин 488; 575; 825 или 860 кГц.
21366. Аппаратура передающего тракта : устройство модулирующих сигналов 59.19 KB
  В состав блока входят: ячейки ЧТ1; ячейки ЧТ2; ячейка ХИП; ячейка преобразователя кода. Сдвиговые частоты с шагом 10 Гц вверх и вниз от несущей частоты 128000 Гц формируются в ячейках ЧТ1 и ЧТ2. Сформированные в ячейках ЧТ1 напряжения частотой 128 F кГц и в ячейках ЧТ2 128 F кГц поступают в ячейку ХИП. В ячейках ХИП формируется напряжение представляющее собой хаотическую последовательность импульсов.
21367. Аппаратура передающего тракта : возбудитель «ЛАЗУРЬ 50.33 KB
  Время настройки по коду частоты не более 03 сек. Устройство и принцип работы Возбудитель построен по принципу супергетеродина с автоматической настройкой по коду частоты с тройным в КВ диапазоне и двойным в УКВ диапазоне преобразованием частоты с использованием в качестве гетеродинов синтезаторов частот. Для переноса сигнала помехи с поднесущей частоты 128 кГц поступающей с УМС в диапазон рабочих частот 15 – 30 МГц используются три преобразования поднесущей частоты с помощью эталонных колебаний трёх гетеродинов формируемых в...
21368. Аппаратура передающего тракта : усилитель мощности АСП Р378А,Б 52.83 KB
  УРУ построен по двухтактной схеме на 12 лампах ГУ74Б. Один – низковольтный: питает предварительный усилитель накалы ламп цепи смещения управления сигнализации и защиты. Два высоковольтных – питают анодные и экранные цепи ламп УРУ. Выполнен по двухтактной схеме на 12ти лампах ГУ74Б по схеме усилителя бегущей волны для чего в цепи управляющих сеток ламп включены сеточные линии индуктивности и ёмкости с волновым сопротивлением 100 Ом.