47230

Экологизация в учебно-воспитательной работе

Доклад

Педагогика и дидактика

Ход мероприятия: 1 Действие На сцене – край леса. А есть еще природы храм – С лесами тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Ты же видишь мы свои Ученик 3: Привет тебе мой край родной С твоими темными лесами...

Русский

2013-11-26

70 KB

2 чел.

РАЗДЕЛ 5. ПЕДАГОГИКА

5.1. Экологизация в учебно-воспитательной работе

          Экологическое воспитание – актуальное направление учебно-воспитательного процесса в школе. Школьное экологическое образование целесообразно развивать по трем  основным  направлениям:

  1.  по линии насыщения традиционных школьных предметов материалами экологического характера;
  2.  на основе введения самостоятельных интегрированных курсов в старших классах;
  3.  через организацию внеурочных форм учебной деятельности, специализированных клубов, кружков, летних полевых практик, лагерей и экспедиций, туристических походов.

Экологическое содержание образования учащихся имеет две зоны: актуальную и периферийную. К актуальной зоне можно отнести наиболее сущностный слой, представленный ведущими организующими экологическими идеями и проблемами, а также основными экологическими понятиями и способами экологической деятельности, сгруппированными вокруг этих ведущих идей и проблем. Периферийная зона представляет собой фактический и практический материал и фоновое, наиболее гибкое и варьируемое содержание.

Важным средством экологического образования должна стать экологизация всей педагогической среды в школе, важность которой подчеркивалась К.Д.Ушинским, А.С. Макаренко. В.А.Сухомлинским и др. Целесообразно вводить и соблюдать в школе экологические традиции (неделя экологии, экологический марафон, экологический турнир, конкурс, внеклассные мероприятия и.т.п.), «отмечать» экологические даты (24 октября - Всемирный день продовольствия, 22 марта - День воды, 7 апреля - Всемирный день здоровья, 22 апреля - День Земли, 5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды).

В школьном возрасте, характеризующемся повышенной эмоциональной активностью, образным мышлением и другими хорошо изученными психологией особенностями, образовательная деятельность сводится в основном к различным играм и мероприятиям, общению с природой и предметной деятельности детей. Особенностью восприятия окружающего мира в школьном возрасте является целостность мироздания и представление о своем слиянии с миром: «Я - мир». Школьное экологическое воспитание должно опираться на такие ярко проявляющиеся в это время черты характера как любознательность, выдумка, фантазия. Здесь необходимы образные примеры взаимоотношения с природой, значительное место должны занять вопросы отношения к домашним животным и растениям. Кроме того, необходимо соединять экологическое воспитание с эстетическим.

Значительное место в освоении экологических знаний и идей имеет предмет «природоведение», который дает целостное представление о природе. Однако в традиционных учебниках по природоведению рассматриваются в основном естественнонаучные аспекты проблемы. Целесообразно внести гуманитарные, социальные и экономические элементы в этот предмет, что позволит более интегрально показать взаимодействие человека и природы. Наряду с уроками большое значение в экологическом образовании учеников должны играть такие формы внеурочной деятельности как полевые практики, экскурсии, проведение КВН, викторин, постановка экологических пьес, выпуск стенгазет рисунков  на экологические темы.

      Мероприятия  в школе представляют собой различные сценарии для учащихся разных классов. А вести подготовку и проводить мероприятия могут учащиеся старших классов. Тщательно подобранные на тему природы материал, целесообразно включенный художественный и изобразительный ряд, элементы театрализации, мультимедийная презентация об охране природы делают сценарии яркими, запоминающимися и весьма полезны в дальнейшим творческом использовании.

     Педагогически задачи экологизации в учебно-воспитательной работе.

  •  Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе.
  •  Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.
  •  Доставить детям радость от участия в общих праздниках, мероприятиях.

         Благодаря экологизации в учебно-воспитательной работе  у детей воспитывается любовь и бережное отношение к природе своей родины; закрепляются знания и умения, приобретенные на уроках.

5.2. Методическая разработка мероприятия для младших классов на тему: «Этот  прекрасный и загадочный лесной мир».

Цели мероприятия:

1.

2.

3.

Оборудование: плакаты и рисунки о защите природы, созданные детьми и их родителями.

Ход мероприятия:

1 Действие

(На сцене – край леса. Слышно пение птиц. Появляется группа детей.)

 Первый рассказчик: Есть просто храм,

                                   Есть храм науки.

                                   А есть еще природы храм –

                                   С лесами, тянущими руки

                                   Навстречу солнцу и ветрам.

                                   Он свят в любое время суток,

                                   Открыт для нас в жару и стынь,

                                   Входи сюда, и будь сердцем чуток,

                                   Не оскверняй ее святынь.

    Второй рассказчик: Вот и пришли мы, дети, в гости к нашему зеленому другу. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с жизнью дерева, птицы или зверя. Без дерева жизнь просто невозможна. И с каждым годом лес все больше и больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездушно уничтожается.

   Ученик 1: Здравствуй, лес, дремучий лес,

                    Полный сказок и чудес!

                    Ты о чем шумишь листвою

                    Ночью темной, грозовою?

                    Что там шепчешь на заре,

                    Весь в росе, как в серебре?

   Ученик 2: Кто в глуши твоей таится?

                    Что за зверь? Какая птица?

                    Все открой, не утаи.

                    Ты же видишь мы свои!

   Ученик 3: Привет, тебе, мой край родной,

                    С твоими темными лесами,

                    С твоей великою рекой

                    И неоглядными полями!

   Ученик 4: Смотри, как роща зеленеет,

                    Палящим солнцем облита,

                    А в ней такою негой веет

                    От каждой ветки и листа

   Ученик 5: Вот и сядем под корнями

                    Дерев, поимых родником, -

                    Там, где обвеянный их мглами,

                    Он шепчет в сумраке немом…

(Дети поют на лужайке, к ним подходит Хозяйка Леса)

    Хозяйка Леса: Поздравляю вас дети! Я – хозяйка этого леса. Очень рада видеть вас у себя в гостях.

(На лужайку выходит Ромашка. В руках у нее букет лекарственных растений.)

    Ромашка: Много трав растет полезных

                     На земле страны родной.

                     Могут справиться с болезнью

                     Мята, пижма, зверобой.

(Перед Ромашкой появляется Травяная Ведьма и протягивает дурман.)

    Травяная ведьма: Я хочу тебе, дружок,

                                  Дать в букет еще цветок.

    Ромашка: Разгадала твой обман!

                     Посмотрите, вот дурман –

                     Ядовитая трава.

                     Разболится голова

                     От подарка твоего

                     Забирай назад его. (Ведьма убегает.)

    Ромашка: Ох, уж эта травяная ведьма!

                     Так и норовит сделать гадость

                     То корешок ядовитый подсунет,

                     То травку несъедобную.

(Незаметно возвращается Травяная ведьма)

    Травяная Ведьма: Я одумалась, ребята,

                                  Лучше вместе в лес пойдем,

                                  Соберем шалфей и мяту,

                                  Нежных ландышей нарвем,

                                  Дома их поставим в воду.

    Ромашка: Поняла я, братцы, сразу хитрый замысел ее.

(Закрывает собой детей от ведьмы. Ведьма угрожает ей кулаком и убегает.)

    Ромашка: Мы растенья эти знаем,

                     Бережем и охраняем

                     От таких лихих, как эта,

                     Собирательниц букетов.

                     В книгу Красную они

                     Уж давно занесены.

                     Мы их рвем не на потеху –

                     Отнесем мы их в аптеку,

                     Из даров лесного царства

                     Люди сделают лекарства.

       Хозяйка Леса: Дети, а вы знаете, что такое Красная книга природы?

(Дети отвечают.)

        Ученик 1: Это книга, к которой заносят редкие растения и животные.

         Ученик 2: Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять необходимо особенно бережно.

         Ученик 3: Если я сорву цветок,

                          Если ты сорвешь цветок,

                          Если все: и я, и ты –

                          Если мы сорвем цветы,

                          Опустеют все поляны,

                          И не будет красоты!

        Рассказчик 1: Поиграем в игру «Мы плетем, плетем венок».

(На полянку выбегают дети в костюмах цветов, становятся в круг и двигаются под музыку. Дети, которые были на лугу, тоже играют с ними.)

        Рассказчик 1: Белая рубашка, желтенький платок. Как зовут?

        Ромашка: Ромашка, полевой цветок.

        Рассказчик 1: Вам нужна ромашка?

        Все: Пусть бежит сюда скорей.

                Мы плетем, плетем венок,

                Становись-ка в хоровод.

       Рассказчик 2: Цветик - невеличка, яркий огонек. Кто же ты?

       Гвоздичка: Гвоздичка, полевой цветок

       Рассказчик 2: Вам нужна гвоздичка?

       Все: Пусть бежит сюда скорей.

                Мы плетем, плетем венок,

                Становись-ка в хоровод.

        Рассказчик 1: Вот еще малютка голубее дня. Кто ты?

        Незабудка: Незабудка. С поля я пришла.

        Рассказчик 1: Незабудку примем?

        Все: Пусть бежит сюда скорей.

                Мы плетем, плетем венок,

                Становись-ка в хоровод.

        Рассказчик 2: Из глуши еловой прибежал сюда. Кто же ты?

        Колокольчик: Лиловый колокольчик я.

        Рассказчик 1: Вот какие маки, вот какие маки.

          Маки: Красивые, большие, в поле расцвели.

          Рассказчик 1: Колокольчики и маки вам нужны?

          Все: Пусть бежит сюда скорей.

                Мы плетем, плетем венок,

                Становись-ка в хоровод.

(Дети танцуют под музыку полечку. К ним на поляну выходит Баба-Яга.)

          Баба-Яга: Доброго дня, дети! (Обращается к Хозяйке Леса.) Я слышала, о чем вы тут говорили, а что еще интересного ты расскажешь? Я тоже хочу послушать?

          Хозяйка Леса: А еще я хочу рассказать про листья.

          Баба-Яга: (разочаровано). Ну вот, придумали о чем еще говорить! Что в листьях может быть интересного? Зачем они вообще нужны?

          Хозяйка Леса: Перед тем как ответить, отгадайте загадку.

          Баба-Яга: Какую?

          Хозяйка Леса: Без чего человек не может жить?

(Слышно шум, свист и гром. Влетает Кощей.)

         Кощей: Без меня! Я точно знаю, что человек не может жить без меня!

         Баба-Яга: Приветик, братишка родненький, Кощей миленький!

         Кощей: Привет, сестрица Яга – Костяная нога.

         Хозяйка Леса: А с детьми почему ты не поздоровался, Кощей?

         Кощей: Здравствуйте, дети! (Кощей здоровается с детьми за руку.)

         Хозяйка Леса: Так ты, Кощей, считаешь, что без тебя мы не можем жить? Да?

         Кощей: Конечно! Если вы не согласны, тогда я быстро могу вас всех уничтожить!

         Хозяйка Леса: Что это ты говоришь? Сколько в тебе еще злой силы! Без тебя мы всегда проживем. Правда, дети?

         Баба-Яга: Тогда без чего мы не можем жить? Очень интересно. Я думаю, что без хлеба.

         Хозяйка Леса: Ну, Баба-Яга! Мы не можем жить без листьев.

         Баба-Яга (сердито): Вот еще придумали! Без листьев! Так я и поверила! Без каких листьев мы не можем жить?

         Кощей: Что за глупости.

         Хозяйка Леса: Ну, хорошо. Тогда скажите, можете ли вы дышать? А, попробуйте-ка жить, чтобы не дышать. Дети тоже могут попробовать.

(Баба-Яга, Кощей и дети задерживают дыхание и пытаются не дышать.)

          Баба-Яга и Кощей: (выпустили воздух). Ой, больше не можем. Дышать хочется. (Шумно выдыхают.)

        Хозяйка Леса: А знаете, почему вы дышите?

        Баба-Яга: Никогда про это не думала. Дышится ну и дышится, и хорошо.

        Кощей: И я никогда не думала про это. А чем мы дышим?

         Хозяйка Леса: Так вот знайте. Все мы дышим кислородом, а если сказать точнее – то воздухом, в котором кислород.

        Кощей: Но я все таки не понимаю, при чем здесь листья?

        Хозяйка Леса: Дорогие мои, листья не просто листочки, а настоящие фабрики кислорода.

         Баба-Яга: (смеется). Ой, не могу. Ой, насмешили. Листья- фабрика… Вот это да! Никогда бы не подумала, что листья, которые я вижу в лесу каждый день, - это не просто листья, а фабрика!

        Кощей: Во всех фабриках бывает дым над трубой. А где над листьями труба и дым? (Внимательно рассматривает листья.)

        Хозяйка Леса: Листья – фабрика необычная, без труб и дыма.

        Баба-Яга: Вот, если бы листочков не было бы, мы бы использовали бы весь кислород?

        Кощей: Тогда чем больше листьев, тем больше кислорода?

         Хозяйка Леса: Да, правильно, Кощей. Все это знают. Особенно дышится там, где много зелени, растений.

         Баба-Яга: Вот почему, дети, я живу в лесу, в домике на курьих ножках. А если бы я жила бы в городе, где автомобили загрязняют воздух, тогда бы давно меня на белом бы свете не было б.

        Кощей: И я постоянно на природе живу, поэтому меня и Бессмертным зовут.

        Хозяйка Леса: Вот почему так важно беречь природу, ведь без листьев жить невозможно.

         Баба-Яга и Кощей: (вместе). Так,  переубедили. Без листьев нам не обойтись!

         Хозяйка Леса: Хочу я вас, дети, познакомить с одним моим помощником – лесником. Он помогает мне следить за порядком в лесу.

(Появляется лесник со зверями.)

         Лесник: Добрый день! Мое почтенье!

                      Я хочу напомнить Вам,

                      Что сегодня в этом зале

                      Начинаем карнавал!

                      Друзья! Желаю веселиться!

                      Куда пойти? С чего начать?

                      Об этом как хозяин леса

                      Я вам могу вот что сказать:

                      «Звери, птицы, стар и мал,

                      Начинаем карнавал!» (Исполняется танец зверей под музыку.)

         Лесник: Кто скажет, друзья, кто мне помогает в лесу?

         Лисица: Медведь…

         Заяц: Волк…

         Белочка: Лесник…

         Лесник: Правильно, белочка, Лесник. Я думаю, что вы знаете, как нужно себя вести в лесу: животных не обижать, деревья не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник. (Дети называют правила поведения в лесу.)

  1.  Не ломать зеленые ветки и деревья, не кататься на них.
  2.  Не разорять птичьи гнезда.
  3.  Не разводить огонь в лесу, беречь лес от пожара.
  4.  Не рвать большие букеты цветов.
  5.  Не оставлять мусор в лесу.

2 Действие

(Лес. Между елками стоит домик лесника. Слышно пение птиц. Появляются девочки з корзинками в руках.)

       Девочка 1: Лапы елок прикрыли избушку,

                         Где живет дядя Вася – лесник.

                         Приходите к нему на опушку –

                         Всех приветливо встретит старик.

       Девочка 2: Дядя Вася про птиц нам расскажет,

                         Вспомнит, как подстрелил он лису,

                         Самый лучший малинник покажет

                         И грибные местечки в лесу.

(Дядя Василь выходит и садиться на пенек. Дети подходят к нему и присевши на лужайке, слушают лесника.)

        Дядя Василий: Лес не только для нашей забавы,

                                Он – богатство нашей страны.

                                Все деревья в нем, ягоды и травы

                                Нам на пользу, друзья, взращены.

                                Каждый куст берегите, друзья!

                                А уж сколько орехов и ягод!

                                Так, пожалуй, считать – не сочтешь!

                                Хорошо здесь в избушке просторной,

                                Дядя Вася гостям своим рад.

                     Девочка 3: Нет ничего милее

                                        Бродить и думать здесь.

                                        Излечит, обогреет,

                                        Накормит родной лес.

                                        А будет жажда мучить,

                                        То мне лесовичек

                                        Среди зарослей колючих

                                        Покажет родничек.

                    Девочка 4: Нас ждут в лесу, ребята,

                                         Орехи и цветы,

                                         Душистая малина

                                         На кустах густых.

                                         Ищу грибов поляну

                                         Я, не жалею ног,

                                         А если и устану –

                                         Присяду на пенек.

( К ним на лужайку выходит Хозяйка Леса со всеми своими гостями.)

                      Хозяйка Леса: Дерево, трава, цветок и птица

                                               Не всегда умеют защититься.

                                               Если будут уничтожены они,

                                               На планете мы останемся одни.

                       Рассказчик 1: Время нам, дети, прощаться с жителями леса.

                       Дети: (все)  До свидания!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22739. Американська стратегія ’’гнучкого реагування’’ у 60-ті рр 30.5 KB
  В месте тем разработчики плана учитывали и возможность нанесения Советским Союзом ответного ядерного удара по территории США. Внезапное для США появление советских ракет средней дальности на Кубе и отсутствие у них подавляющего превосходства в количестве МБР и БРПЛ над Советским Союзом сделали военный путь разрешения конфликта невозможным. Желания военных нашли должную поддержку в сенате США. Учитывая такие факторы как практически безраздельное господство ВМС США и объединенного флота НАТО на просторах мирового океана в начале 60х годов...
22740. Канада і НАФТА 44 KB
  Канада і НАФТА. Североамериканскиое соглашение о свободной торговле НАФТА между Канадой Соединенными Штатами Америки и Мексикой вступило в силу 1 января 1994 года. Созданное для поощрения увеличения торговли и инвестиций между партнерами по НАФТА Соглашение содержит грандиозный план уничтожения тарифов и сокращения нетарифных барьеров наряду с обстоятельными положениями по ведению бизнеса в зоне свбодной торговли. НАФТА увеличила доступ Канады на американский и мексиканский рынки а также повысила привлекательность канадской экономики для...
22741. Латиноамериканський курс адміністрації Дж. Картера 23.5 KB
  Планы укрепления агрессивной межамериканской военной системы консолидации правых режимов на континенте были приняты на вооружение и администрацией США во главе с Дж. Столкнувшись с падением престижа США в Латинской Америке и стремясь укрепить здесь свои позиции официальный Вашингтон возвестил о пересмотре политики в отношении латиноамериканских государств. Дипломатия США стала усиленно афишировать свой постоянный интерес к этим странам. Президент США Дж.
22742. Етапи війни США у Кореї 82 KB
  Етапи війни США у Кореї. Поэтому сейчас взрывы в Японии рассматривались как начало атомного шантажа США. Эта ошибка в переоценке своих сил вынудили США заплатить за нее очень дорого сначала в Корее а затем во Вьетнаме. Дело состояло в следующем: СССР допустив США в Корею справедливо считала что американцы в свою очередь выделят СССР зону оккупации в Японии.
22743. Основні напрямки зовнішньої політики США на початку 70-х рр 31 KB
  Зайнявши Білий дім 37й американський президент уже в липні 1969 року проголосив нову стратегію США у в'єтнамській війні яка отримала назву доктрини Ніксона . Вже в червні 1969 року почалася евакуація півмільйонного американського контингенту з Південного В'єтнаму. На травень 1972 року тут залишалось 69 тисяч американців. на думку деяких істориків змусило Ханой підписати у Парижі 27 січня 1973 року угоду про припинення військових дій та відновлення миру у В'єтнамі .
22744. Посилення холодної війни США проти соціалістичних країн у період першого президентства Д. Ейзенхауера 31 KB
  Посилення холодної війни США проти соціалістичних країн у період першого президентства Д. Они пожинали плоды послевоенного экономического подъема когда материальное благополучие США еще больше возросло. В 60е годы политизированное студенчество выступило против международной роли США особенно в разрушительной войне во Вьетнаме. Сама жизнь подводила граждан США к поискам нового социального равновесия в стране.
22745. Африканська політика адміністрації Дж. Картера 26.5 KB
  Киссинджер пытались наладить отношения с будущими партнёрами национальноосвободительными силами на юге Африки которые стремились расширить круг своих сторонников на международной арене использовать противоречия международного сообщества с Южной Родезией ЮАР и с колониальными властями Португальской Африки. В частности во время поездки по странам Африки в апрелемае 1976г. Киссинджера в ходе его поездки по странам Африки как прямое указание к действиям. Весомым практическим результатом этой политики для Африки стали посреднические усилия...
22746. Умисел як форма вини 128.5 KB
  Вина - це завжди умисел або необережність. Лише за наявності вини особи щодо вчиненої нею дії (бездіяльності) можна говорити про склад злочину як підставу кримінальної відповідальності.
22747. Доктрина Ейзенхауера 22 KB
  €œДоктрина Ейзенхауера€. У боротьбі за крісло у Білому домі Дуайт Ейзенхауер використав нову зовнішньополітичну доктрину замінивши політику стримування політикою відкидання звільнення ' від комунізму її теоретиком був Дж.Кеннана що у зовнішніх справах Ейзенхауер був людиною гострого політичного розуму і передбачуваності. Президент зазнав нищівної критики військові вимагали збільшення фінансування на звичайні озброєння але Ейзенхауер вистояв.