47232

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПАРКОВ ВОЙСКОВЫХ ЧАСТЕЙ

Дипломная

Логистика и транспорт

ТРЕБОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЬЕКТОВ ВООРУЖЕНЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ РВСН 1. Но требования обеспечения экологической безопасности существенно и принципиально расширяют представление о качестве и не всегда связывают его с целевым назначением объекта. Для оценки степени экологической безопасности объекта вполне пригоден показатель ресурсной эффективности выраженный отношением полученных результатов к использованным ресурсам. Необходимо учитывать что в условиях использования больших технических систем концепция абсолютной...

Русский

2013-11-26

1.21 MB

17 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Промышленное развитие является основой экономического развития, а следовательно, и подъема социально-экономического уровня жизни общества. Однако ранее промышленное развитие во всем мире шло без должного учета исчерпаемости многих видов не возобновляемых ресурсов и понимания того обстоятельства, что восстановительные способности живой природы не беспредельны. При этом значительная часть принципиально новых технических и технологических решений последних десятилетий родилась в ходе  масштабных работ в области совершенствования и наращивания различных вооружений и сопряженных с ними систем.

В этой связи охрана окружающей природной среды — одна из важнейших современных проблем. Она затрагивает целый комплекс социально-экономических, политических, культурных отношений мирового сообщества, интересы различных производственных коллективов, социальных групп, классов, политических течений и партий, государств и их региональных объединений. Эта проблема является актуальной и для такого института государства, как его вооруженные силы, включающей военно-промышленные объекты, военно-технические комплексы, значительные войсковые группировки с системами вооружения и жизнеобеспечения и другими объектами, связанными с окружающей средой. Многогранность и сложность структуры войсковых частей, выполняемых работ, используемого технологического оборудования предопределяет многообразие причин загрязнения окружающей среды. При этом можно выделить следующие основные виды загрязнений окружающей среды:

  1.  химическое — выброс химических соединений, приводящих к изменению химических свойств окружающей среды, оказывающих отрицательное воздействие на экосистемы и технологические устройства;
  2.  механическое — засорение окружающей среды агентами, оказывающими лишь механическое воздействие без химико-физических последствий;
  3.  физическое — изменение физических параметров
    среды, включая тепловое, световое, шумовое и
    электромагнитное загрязнения.

Обслуживание вооружения и различной техники, повседневная эксплуатация технических систем всех видов транспортных средств, обучение и обеспечение быта личного состава воинских частей сопровождаются образованием отходов и выбросов различных вредных веществ. Эти отходы и выбросы должны быть своевременно локализованы и обезврежены, иначе их попадание в окружающую природную среду неминуемо приведет к ухудшению качества атмосферы, водоемов и почвы. В современных условиях военный специалист любого профиля, принимая решение или реализуя требования по созданию вооружения и техники, их испытанию, боевой эксплуатации и по организации боевого дежурства, боевой подготовки, жизнедеятельности воинских коллективов, должен решать комплекс задач, среди которых важное место занимает и охрана окружающей среды. При этом в ряде случаев природоохранные задачи оказываются одним из приоритетных по отношению ко всем остальным.

Для успешной реализации задач в области охраны природы необходимо, чтобы каждый руководитель военного коллектива и военный специалист любого профиля, деятельность которых прямо или косвенно влияет на состояние природной среды, имели глубокие теоретические экологические знания и определенные практические навыки, знали природоохранное законодательство, умело применяли их в повседневной деятельности.

В связи с этим основной целью дипломного проектирования является разработка методики оценки выбросов загрязняющих веществ от процессов, протекающих при обслуживании автомобилей в парках войсковых частей.



1. ТРЕБОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  ОБЬЕКТОВ, ВООРУЖЕНЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ РВСН

1.1. Структура требований

Экологические требования представляют комплекс ограничений параметров изделий, материалов и технологических процессов, используемых в военном деле, а также предельных значений их качественных характеристик, состава и условий выбросов вредных отходов, которые обеспечивают экологическую безопасность военной деятельности.

Экологические требования должны учитывать все экологические особенности военного объекта и возможные неблагоприятные последствия его функционирования и просто существования для окружающей природной среды. Требования задают при разработке образцов вооружения, выполняют и контролируют в процессе их изготовления (строительства) и эксплуатации посредством системы показателей качества. Традиционно качество техногенных объектов определялось как совокупность свойств, полезных с точки зрения целевого назначения. Для вооружения и военной техники это могли быть дальность стрельбы, масса полезной нагрузки средств доставки, маневренность, автономность и т.д. К показателям качества относятся и эмпирически установленные характеристики: управляемость, помехоустойчивость, надежность. Но требования обеспечения экологической безопасности существенно и принципиально расширяют представление о качестве и не всегда связывают его с целевым назначением объекта. В широком смысле безопасность, и в частности экологическая безопасность, может рассматриваться как свойство объекта функционировать в заданном (ожидаемом) режиме. С этой точки зрения большинство известных показателей качества могут быть рассмотрены в экологическом аспекте. Прочность, стойкость к воздействию внешних факторов, живучесть характеризуют предсказуемость поведения объекта, материало и энергоемкость, срок службы, ремонтопригодность, грузоподъемность — удельный расход ресурсов.

Другую группу показателей качества называют вероятностно-статистической. Эффективность является наиболее общим, интегральным свойством технических объектов, в общем виде, отражающем отношение полезного действия (результата) к затраченным усилиям, или, другими словами, степень пригодности технического объекта для использования его по назначению. Для оценки степени экологической безопасности объекта вполне пригоден показатель ресурсной эффективности, выраженный отношением полученных результатов к использованным ресурсам. Например, увеличение срока службы космических аппаратов различного назначения при постоянстве расходов на их запуск способствует повышению ресурсной эффективности ракетно-космической деятельности, так как снижает в расчете на единицу времени штатного функционирования спутника требуемое количество ракет-носителей, топлив, относительные объемы образующихся выбросов продуктов сгорания, масс отделяющихся частей и в целом «космического мусора».

Необходимо учитывать, что в условиях использования больших технических систем концепция абсолютной экологической безопасности стала неадекватной внутренним законам техносферы. В соответствии с ними на техногенных объектах нельзя полностью исключить происшествия с экологически значимыми последствиями. Развитие антропогенных процессов свидетельствует о реальном экологическом риске как вероятности наступления неблагоприятных для окружающей природной среды воздействий техногенных объектов. В качестве неблагоприятных рассматривают любые прямые или косвенные, немедленные или проявившиеся через какое-то время вредные последствия аварийных ситуаций или нерациональных режимов природопользования на техногенных объектах.

Негативные воздействия по-разному проявляются на людях, флоре, фауне, почве, воде, воздухе и ландшафте. Поэтому наиболее часто под экологическим риском понимают уменьшение продолжительности жизни либо вероятность поражения среднестатистического человека на протяжении последующего последующего периода времени в результате ухудшения качества окружающей среды. В числе учитываемых последствий военной деятельности могут быть поступление в организм человека вредных веществ с воздухом, водой и пищей, рост заболеваемости, связанный с ослаблением защитных функций организма в результате энергетических воздействий (например, радиоактивного заражения), вероятность поражения обломками вооружения и военной техникой при авариях и другие. В вопросах обеспечения экологической безопасности военных объектов речь может идти о снижении вероятности возникновения таких происшествий до приемлемого уровня. Максимальный приемлемый экологическийуровень риска для человека оценивается величиной 0,0001%, означающей, что поражение человека из-за ухудшения качества окружающей среды не должна превышать одного случая из миллиона возможных аварий. По отношению к другим представителям живой природы экологический риск считают приемлемым, если уменьшение численности (гибель) любого из видов живых организмов в результате воздействия техногенных факторов не превышает 5 %.

В качестве комплексной вероятностной характеристики экологической безопасности объекта выступает обобщенный показатель надежности, взаимосвязанный со всеми другими техническими параметрами. Известно, что под надежностью понимают свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность обуславливается безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью и долговечностью технического объекта.

По определению, понятие надежности применимо к механизмам, техническим системам, технологическим процессам. И тогда соответствующим образом ориентированные количественные показатели надежности, например наработка на отказ, ресурс и т.п., могут характеризовать экологическую безопасность объекта. Для этого достаточно в перечень возможных отказов включить нарушения в режимах функционирования объекта, которые могут привести к экологическому ущербу. Таким экологическим отказом, например, может быть превышение концентрации вредных веществ в зоне расположения объекта сверх предельно допустимых значений. Или превышение лимитов на природопользование, т.е. установленных предельных объемов использования природных ресурсов, выбросов, сбросов и размещения отходов загрязняющих веществ в окружающей природной среде. Очевидно, такого рода отказы вызываются несовершенством или недостаточной управляемостью технических систем и технологических процессов, износом оборудования, старением материалов, а также недостаточной изученностью свойств объектов [1].

Для предотвращения чрезвычайных экологических ситуаций необходимо, чтобы реальные уровни всех видов возможных воздействий объекта на окружающую природную среду не превышали допустимых пределов. Поэтому предельно допустимые уровни вредных воздействий являются неотъемлемой частью экологических требований к любому техногенному объекту, как показано на рисунке 3.

При выборе номенклатуры экологических характеристик объекта и назначении их предельных уровней следует исходить из «принципа безальтернативности». Он предполагает, что превышение допустимого уровня воздействия объекта на окружающую среду хотя бы по одному показателю не может быть компенсировано имеющимся запасом по другим. Все экологические характеристики в зависимости от особенностей воздействия на окружающую среду можно разделить на три вида.

Рисунок 3 - Структура экологических показателей качества военного  

                     объекта

К первому относятся показатели безотходности, отражающие полноту использования сырья, энергоресурсов и материалов при изготовлении (строительстве) и эксплуатации объекта. Безотходность является одним из основных требований, обеспечивающих экологическую безопасность объекта. Все загрязнения и отходы суть неиспользованные материальные ресурсы. Поэтому повышение эффективности использования ресурсов лежит в основе ликвидации источников загрязнений как таковых, а не просто борьбы с последствиями их образования.

Ко второму виду относятся степени экологической безопасности объекта. Экологическая чистота как отношение реальных выбросов (стоков) каждого вида токсичных веществ к предельно допустимым значениям, а для физических воздействий — отношение достигнутых к предельно допустимым уровням, характеризует запас экологического качества.

К третьему виду относятся показатели, характеризующие долю вторичного использования компонентной базы военного объекта (изделия) на стадии снятия его с вооружения и ликвидации, т.е. утилизируемость.

К четвертой группе экологических показателей качества составляют эколого-экономические. С экономической точки зрения экологическую безопасность объекта характеризует доля затрат на ликвидацию экологических последствий его функционирования (включая и аварийные ситуации) в общих эксплуатационных затратах.

Стоимость ликвидации экологических последствий не является постоянной величиной, а зависит от условий и срока эксплуатации объекта, степени его совершенства и доработок. Эксплуатационные затраты на ликвидацию экологических последствий можно снизить на стадии проектирования и строительства (изготовления) объекта, предусмотрев в его проекте (конструкции) дополнительные меры по обеспечению экологической безопасности. Эколого-экономические характеристики необходимы для сравнительной оценки экологической эффективности и выбора оптимальных вариантов конструкторских и организационных решений при создании и обеспечении эксплуатации вооружения и военной техники.

1.2. Экологические требования при проектировании и строительстве военных объектов

При тактико-техническом обосновании проектов и проектировании военных, коммунально-бытовых и иных объектов, технологий ликвидации ВВТ, оказывающих прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, должны учитываться современный уровень научно-технического прогресса, нормироваться предельно допустимые нагрузки объекта на среду, предусматриваться надежные и эффективные меры по предупреждению и устранению загрязнений, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, экономному расходованию природных ресурсов, их сохранению и рекультивации нарушенных земель. Реализация проектов на строительство, реконструкцию, в том числе расширение, ликвидацию военных и иных объектов должна осуществляться только при наличии положительного заключения Государственной экологической экспертизы, в строгом соответствии с природоохранными, санитарными и строительными нормами и правилами, показанными на рисунке 4.

В проектах военных объектов следует предусматривать меры по максимально возможному снижению выброса в воздух помещений, атмосферу и природные воды загрязняющих веществ, влаги и тепла с использованием малоотходной и безотходной технологии, комплексного использования природных ресурсов, уменьшению уровней шума, вибрации, электромагнитных и ионизирующих излучений.

Рисунок 4 - Виды природоохранных зон

В основу технологического обеспечения экологической безопасности военных объектов должны быть положены замена вредных веществ в эксплуатации ВВТ менее вредными, пламенного нагрева электрическим, твердого и жидкого топлива газообразным; герметизация и максимальное уплотнение стыков и соединений в технологическом оборудовании и трубопроводах; использование процессов, при которых максимально сокращается количество сточных вод, мероприятия по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов и отходов. Для обслуживания и войскового ремонта образцов ВВТ необходимо применять преимущественно материало и энергосберегающие технологии, снижающие нагрузку на окружающую природную среду в целом. В военных городках необходимо предусматривать экологически безопасное удаление и захоронение коммунально-бытовых отходов.

Объекты, их отдельные сооружения и образцы ВВТ, являющиеся источниками выделения в окружающую среду токсичных веществ, шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, статического электричества и ионизирующих излучений, следует отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами.

Санитарно-защитной зоной называют территорию, отделяющую экологически опасный объект от жилой застройки населенных пунктов, на внешней границе которой концентрации выбрасываемых объектом веществ в приземном слое (уровни физических воздействий) при любых неблагоприятных метеоусловиях не превышают предельно допустимых значений (для мест отдыха — не превышают 0,8 ПДК). Размер санитарно-защитной зоны устанавливают не менее 2000, 1000, 500, 300 и 100 м соответственно для источников вредного воздействия от 1-го до 5-го класса опасности. Примерами опасных источников вредных воздействий на окружающую природную среду на военных объектах являются: 1-го класса — стартовые комплексы космодромов, 2-го класса — аэродромы, 3-го класса — автопарки, 4-го класса — авторемонтные заводы, 5-го класса — автозаправочные станции. Для тепловых электрических станций, производственных и отопительных котельных размер зоны назначают от основания дымовых труб. Источники вредных выбросов не следует размещать с наветренной стороны для ветров преобладающего направления по отношению к жилой застройке. Размещение объектов 1-го, 2-го и 3-го классов опасности среди жилой застройки не допускается [4].

Санитарно-защитная зона объекта может быть увеличена при необходимости, но не более чем в 3 раза. Примерами оснований для такого решения являются недостаточная эффективность предусмотренных методов очистки выбросов в атмосферу; зависимость от розы ветров и других неблагоприятных местных условий, таких, как частые штили и туманы; невозможность снижения уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений до установленных норм; строительство новых, еще недостаточно изученных, вредных в экологическом отношении объектов.

В санитарно-защитной зоне допускается размещать пожарные депо, бани, прачечные, гаражи, склады (кроме продовольственных), здания штабов, аналитических лабораторий, поликлиники, караульные помещения, стоянки транспорта, сооружения для подготовки технической воды, насосные станции, подземные резервуары, связанные с обслуживанием данного объекта. Санитарно-защитная зона должна быть благоустроена и озеленена с сохранением существующих зеленых насаждений. Со стороны жилой застройки надлежит предусматривать полосу древесно-кустарниковых насаждений шириной не менее 50 м, а при ширине зоны до 100 м — не менее 20 м. [ 5 ].

Наряду с санитарно-защитными зонами на военных объектах могут устанавливаться некоторые другие виды специальных природозащитных территорий. Зоной ответственности за возможные отдаленные отрицательные последствия эксплуатации ВВТ для населения и окружающей природной среды принято называть территорию вокруг объекта, на внешней границе которой концентрации выбрасываемых объектом веществ в приземном слое (уровни физических воздействий) при любых неблагоприятных метеоусловиях не превышают 0,05 предельно допустимых значений.

Для охраны подземных или поверхностных вод от загрязнения выделяются вокруг водных объектов водоохранные зоны и полосы. Их размеры определяются в зависимости от местных гидрологических, географических и климатических условий. Для малых рек длиной от 10 до 100 км ширина водоохранной полосы должна составлять не менее 20-100 м [5]. В пределах водоохранных зон запрещается распашка земель, размещение животноводческих ферм, устройство стоянок и пунктов обслуживания автотранспорта, складов нефтепродуктов, свалок и т.п.

Зоной санитарной охраны называют район источника водоснабжения, где по нескольким поясам устанавливается специальный режим охраны вод от загрязнения. Первый пояс строгого режима непосредственно охватывает водопроводные сооружения (водозабор, объекты водоочистки и т.п.). Он должен иметь ограждение и охраняться. Здесь запрещается любая производственная деятельность и нахождение лиц, не связанных с эксплуатацией водопровода. Во втором поясе ограничиваются виды деятельности, в первую очередь производственной, которые могут ухудшить качество воды. Однако могут быть оборудованы места отдыха населения и спортивные сооружения. Третий пояс предусматривает организацию систематического санитарного контроля на прилежащей к источнику водоснабжения территории для предупреждения распространения инфекционных заболеваний через водопроводную сеть.

Вдоль воздушных линий электропередачи, наземных продуктовых трубопроводов, железных дорог, электрифицированных систем заграждения для предупреждения техногенного поражения населения и животных должны выделяться и соответствующим образом обустраиваться охранные зоны. Их оборудование может включать предупредительные плакаты, сигнализацию, ограждение и т.п. Ввод в эксплуатацию военных, производственных, коммунально-бытовых и других7объектов должен производиться при условии выполнения в полном объеме всех мероприятий по обеспечению их экологической безопасности (экологичное), предусмотренных проектом.

1.3  Экологические требования при эксплуатации военных объектов

Военная деятельность относится к наиболее опасным видам техногенной деятельности наряду с энергетикой, градостроительством, сельским хозяйством и мелиорацией земель, использованием радиоактивных материалов и химических веществ, биотехнологиями, переработкой производственных и бытовых отходов. Экологические требования, предъявляемые к ним природоохранным законодательством, обязательны для военных объектов (кроме особых ситуаций). Под особыми ситуациями подразумевается деятельность войск и сил флота в военное время, при выполнении Вооруженными Силами неотложных задач по защите целостности и независимости государства, а также действия по оказанию помощи населению в период стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Перечень основных экологических требований к наиболее опасным видам техногенной деятельности включает:

  1.  обязательность планирования и выполнения комплексных мер по охране почв, водоемов, лесов, растительности и животного мира от побочных последствий применения сложной военной техники, специальных материалов и веществ; рациональное использование земель, сохранение плодородного слоя почв, экономное потребление воды, охрану природных ресурсов от истощения;
  2.  повышение эффективности использования энергии всех видов и освоение энергосберегающих технологий;
  3.  обеспечение полной радиационной безопасности;
  4.  соблюдение правил хранения, транспортировки и применения химических веществ, взрывчатых и опасных материалов;
  5.  создание наиболее благоприятных условий для жизни, труда и отдыха личного состава и населения;
  6.  сохранение памятников природы, истории и культуры;
  7.  информирование органов, осуществляющих обеспечение радиационной и экологической безопасности о всех случаях превышения допустимых норм воздействия на окружающую среду;
  8.  полное и немедленное устранение экологических последствий техногенных аварий.

При эксплуатации в основу обеспечения экологической безопасности военных объектов должны быть положены глубокое знание личным составом экологических требований и особенностей ВВТ, строгое соблюдение правил и технологий эксплуатации и обслуживания военной техники, организация экологического мониторинга и контроля, эффективной работы очистных устройств, профилактика чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий, своевременная утилизация (уничтожение) устаревших и аварийных образцов ВВТ. Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются только на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то природоохранными органами.

Проводимые при хранении образцов ВВТ на складах, базах и арсеналах мероприятия по контрольным осмотрам, техническому обслуживанию и ремонту военной техники не должны оказывать влияния на окружающую среду.

Для уничтожения снятых с вооружения образцов ВВТ должны применяться технологии, получившие положительное заключение Государственной экологической экспертизы на стадии разработки, безопасные для окружающей природной среды, личного состава и населения. Технологии уничтожения должны быть малоотходными, материало и ресурсосберегающими, с минимальной нагрузкой на окружающую среду. В районах уничтожения образцов ВВТ, содержащих токсичные и радиоактивные вещества, должен быть организован мониторинг состояния окружающей среды с целью контроля за ее возможными изменениями.

2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Экологическая безопасность — совокупность свойств, состояний, процессов и действий различных объектов, прямо или косвенно не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов) природной среде и человеку.

В качестве приемлемого признают экологический ущерб, при котором не нарушается гармоничная структура, взаимосвязь и саморегуляция процессов и обеспечивается сохранение экологического равновесия в экосистемах, сохранение здоровья, жизнедеятельности людей и исключаются отдаленные последствия антропогенных воздействий в последующем.

Требования экологической безопасности распространяются на все техногенные объекты и виды антропогенной деятельности: воинские части, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, населенные пункты и места отдыха, вооружение и военную технику, механизмы и технические системы, вещества, материалы, боевую учебу, испытания образцов вооружения, обеспечение повседневной жизнедеятельности войск, строительство, добычу полезных ископаемых и т.д. Концепция национальной безопасности Российской Федерации относит угрозы в экологической сфере к приоритетным наряду с политической, экономической, военной, информационной сферами, изображенными на (рис. 5).

В зависимости от происхождения, содержания и способов воздействия различают следующие виды экологических угроз: экологическая агрессия, внешняя экологическая угроза, внутренняя экологическая угроза.

Понятие экологической агрессии включает различные формы и способы экологического воздействия одного государства против другого с целью решения своих политических или экологических проблем. К таким формам и способам относятся следующие:

  1.  активное воздействие на окружающую среду другого государства с целью нанесения ему военного или экономического ущерба;
  2.  любое целенаправленное стремление одного государства решить свои экологические проблемы за счет другого государства (размещение вредных отходов, форсированная разработка природных ресурсов, испытание экологически опасных видов оружия и т. п.);
  3.  использование экономических, политических и иных рычагов для силового навязывания экологически опасных технологий, производств на территории другого государства.

Рисунок 5 - Взаимосвязь экологической безопасности с основными   

                           видами национальной безопасности

Угроза внутренних экологических воздействий связана с антропогенной деятельностью и природными явлениями на территории страны, а также авариями и катастрофами, в результате чего возникают все виды отрицательных экологических последствий, рассмотренные в предыдущих главах.

Военные объекты, являясь источниками вредных нагрузок на окружающую природную среду, в свою очередь могут подвергаться ответным воздействиям экологических факторов, обусловленных неблагоприятной экологической обстановкой в местах дислокации войск и сил флота.

Обоснованность и правильность решений командира по обеспечению эффективной управленческой, операторской деятельности и требуемых функциональных качеств военнослужащих определяется во многом экологической обстановкой в районе выполнения задач войсками.

Экологическая обстановка — это состояние окружающей природной среды в районах деятельности войск, характеризуемое совокупностью экологически неблагоприятных факторов, приводящих к снижению боеготовности и боеспособности войск, а также к ухудшению здоровья местного населения.

Источниками экологической опасности в мирное время являются деятельность самих войск, объектов народного хозяйства, вооружение, военная техника, военные объекты. При ведении военных действий, кроме того, источниками экологической опасности будут последствия применения средств поражения. Изложенное определяет необходимость конкретизации понятий экологической безопасности для различных видов деятельности войск.

Так, экологическая безопасность войск в районах дислокации и боевой подготовки — это состояние экологической защищенности личного состава войск, населения района дислокации, окружающей среды от экологических угроз, возникающих в результате деятельности войск. Это понятие необходимо при оценке ущерба и штрафных санкций за загрязнение войсками окружающей среды в регионе или в целом Вооруженными Силами.

Экологическая безопасность группировок войск — это состояние экологической защищенности личного состава, населения военных городков от реальных или потенциальных экологических угроз, возникающих в результате деятельности войск, объектов народного хозяйства в мирное время, а в военное — и применения средств поражения. Это понятие необходимо при оценке эффективности экологической защиты, влияния экологической обстановки на боеготовность и боеспособность войск, определении содержания мероприятий обеспечения экологической безопасности.

Экологическая безопасность систем и образцов вооружения и военной техники — совокупность их экологических свойств, исключающих или снижающих экологическое воздействие на окружающую среду, личный состав и население в мирное время.

Под обеспечением экологической безопасности войск понимается определенная система мер и действий по предотвращению возникновения, развития опасных ситуаций и ликвидации их последствий, включая и отдаленные последствия. Объектами обеспечения экологической безопасности являются военнослужащие, гражданский персонал, вооружение и военная техника, военные объекты, население военных городков, местное население и окружающая среда.

Обеспечение экологической безопасности войск осуществляется на основе принципов:

  1.  сохранения здоровья человека и окружающей природной среды при решении военных задач в мирное время;
  2.  безусловного приоритета выполнения боевых задач в военное время с учетом, по возможности, экологических аспектов;
  3.  строгого соблюдения требований природоохранного законодательства;
  4.  тесного взаимодействия с государственными и ведомственными природоохранными органами;
  5.  четкого разграничения функций, полномочий и ответственности субъектов экологической безопасности за выполнение ими своих задач;
  6.  гарантии государством прав на возмещение ущерба военнослужащим, лицам гражданского персонала и местному населению при причинении вреда их здоровью в результате неблагоприятных экологических последствий военной деятельности [6].

В интересах обеспечения экологической безопасности осуществляется целенаправленная деятельность всех органов управления, войск и военных учреждений, в процессе которой предусматривается решение следующих основных задач:

  1.  оценка экологической обстановки в районах дислокации войсковых частей и выполнение поставленных перед ними задач;
  2.  установление и поддержание экологически безопасных режимов эксплуатации вооружения и военной техники в ходе боевой подготовки и боевого дежурства, включая проведение практических стрельб и испытательных пусков ракет;
  3.  планирование и проведение природоохранных мероприятий;
  4.  обеспечение сохранения здоровья военнослужащих, гражданского персонала и населения военных городков в неблагоприятных экологических условиях;
  5.  ликвидация экологических последствий, происшествий с ВВТ;
  6.  экологическая подготовка личного состава.

Система обеспечения экологической безопасности деятельности войск включает мероприятия превентивного и оперативного характера. Превентивные (предупреждающие) мероприятия обеспечивают достижение требуемого уровня экологической безопасности и исключение вредных экологических последствий деятельности войск. Оперативные мероприятия служат для поддержания режима экологической безопасности с учетом экологических нормативов, нормализации экологической обстановки, ликвидации экологических последствий происшествий с ВВТ. В качестве основных оперативных мероприятий обеспечения экологической безопасности следует выделить: выявление и оценку экологической обстановки с использованием технических средств мониторинга; войсковой экологический контроль, экологические рекогносцировку и паспортизацию в местах размещения военных объектов, своевременное оповещение штабов и войск о возникновении отрицательных экологических нагрузок.

3. ОБЗОР СИЛ И СРЕДСТВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ЗОНЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В АВТОПАРКАХ                                      

     3.1. Назначение и виды экологического мониторинга

Экологический мониторинг представляет собой систему долгосрочных наблюдений, контроля, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды в районе размещения военного объекта.

Необходимость создания в Вооруженных силах Российской Федерации ведомственной системы экологического мониторинга обусловлена тем, что они являются законченной государственной структурой, деятельность которой в силу своего предназначения связана с риском вредных воздействий на окружающую среду, а также во многом зависит от состояния окружающей среды. Влияние деятельности войск и сил флота на окружающую среду разнообразно, а иногда уникально по факторам воздействия и характеру проявления. Разнообразный характер взаимодействия военных объектов с окружающей средой требует комплексного подхода к оценке состояния экосистемы, включающей этот объект.

Основными задачами экологического мониторинга являются:

- своевременное обнаружение фактов, оценка масштабов и ликвидация последствий совместно с другими государственными структурами (МЧС, Митатам и др.) экологических аварий и катастроф;

Рисунок 6 - Структура информационного поля системы экологического мониторинга

- обнаружение, регистрация источников экологических угроз в прилегающих к районам дислокации войск;

- оценка ущерба боеготовности или боеспособности войск в результате воздействия неблагоприятных экологических факторов;

- контроль за состоянием здоровья военнослужащих и членов их семей.

Кроме того, средства экологического мониторинга позволяют косвенно контролировать состояние технологической дисциплины на военных объектах, исправность технических систем и природоохранных устройств, поскольку все нарушения в режимах их эксплуатации будут сказываться на окружающей природной среде.

 Для решения поставленных задач система экологического мониторинга должна:

охватывать все основные объекты воинских частей;

обнаруживать и измерять интенсивность всех видов отрицательных экологических факторов, связанных с повседневной деятельностью войск, боевыми действиями и чрезвычайными ситуациями;

иметь минимальное время доведения информации о возникновении экологических нагрузок и обеспечивать своевременное принятие решения командиром на предотвращение экологического ущерба [7].

Погрешность измерения параметров качества окружающей природной среды определяется необходимостью распознавания слабых, сильных и чрезвычайно сильных экологически неблагоприятных факторов и не должна превышать одного ПДК (ПДУ) по каждому виду воздействия.

Концептуально система мониторинга является многоуровневой, включающей в себя наземный, авиационный, морской и космический компоненты, в состав которых входят средства измерения и контроля состояния атмосферы, водных источников, почв и растительности, а также обработки и передачи информации о состоянии объектов природной среды в пределах районов дислокации войск. При организации систем экологического мониторинга необходимо выделить четыре основных уровня, каждому из которых соответствует определенный ранг информационного поля в системе экологического мониторинга Вооруженных сил представлено на рис. 7.

Рисунок 7 - Структурно-функциональная схема системы экологического мониторинга (СЭМ) Вооруженных сил

Структурными единицами, подлежащими непосредственному экологическому мониторингу, являются войска, находящиеся в районах дислокации, сосредоточения, на марше, на исходных, стартовых и огневых позициях, и другие военные объекты: аэродромы, военно-морские и военно-воздушные базы, военные корабли и транспорты, пункты управления, узлы связи, радиотехнические системы обнаружения, наведения и управления оружием, органы тыла, узлы дорог, гидротехнические сооружения, трубопроводы, предприятия, связанные с военным производством, и т.п.

Основой системы мониторинга в войсках и на флоте являются экологические посты (стационарные и подвижные) наблюдения (ЭПН); автоматизированные рабочие места (АРМ), сопряженные в локальные сети и нережимные каналы управления, которые обрабатывают информацию от ЭПН; линии связи и управления.

В качестве ЭПН следует использовать штатные и нештатные подразделения, решающие задачи по выявлению обстановки в районе дислокации войск или осуществляющие разведку местности. На практике в войсках контроль и наблюдение за природными объектами возлагаются на штатные физико-химические и химические лаборатории, санитарно-эпидемиологические лаборатории, службы радиационной безопасности и другие аналитические подразделения, а также на дежурные силы воинских частей.

Стационарные ЭПН развертываются на функционирующих крупных объектах войск (полигоны, базы), а также на объектах по-зиционных районов, где отмечается сильное истощение природных ресурсов (районы рассредоточения, технические зоны, аэродромы). Фактическая сеть подвижных ЭПН определяется боевыми порядками войск. Любое отклонение мест размещения и маршрутов движения ЭПН от элементов боевого порядка приведет к дополнительным затратам вследствие расхода ресурса транспортных средств, горюче-смазочных материалов, служебного времени и т. д.

Командиры и штабы частей и подразделений должны принимать все возможные меры для быстрого сбора данных об изменениях экологической обстановки. Специалисты экологической службы обобщают полученную информацию и готовят предложения в решение командиру по задействованию разнородных сил и средств в целях выявления экологической обстановки на объектах войск. Добываемая в части экологическая информация должна сосредоточиваться в штабе части. Информация может представляться устно, по телефону, в письменном виде, электронной почтой по локальной сети и не должна содержать закрытых сведений.

3.2. Средства экологического мониторинга

Технические средства экологического мониторинга весьма разнообразны. В их число входят контактные и дистанционные средства измерений, а также индикаторы и экспресс-тесты.

Контактные средства экологического мониторинга предназначены для обнаружения одиночных источников экологической опасности и локальных загрязнений окружающей природной среды. Они предполагают отбор проб природных объектов в конкретных точках местности и последующий анализ их в подвижных или стационарных лабораториях.

Перспективным направлением совершенствования контактных средств экологического мониторинга является широкое внедрение методов экспресс-анализа без отбора проб. В качестве таких датчиков можно использовать

переносные аналитические приборы для капиллярного электрофореза, газовой или жидкостной хроматографии, хроматомасспектрометрии и др.;

системы химических сенсоров (преобразователей), которые непрерывно и обратимо регистрируют содержание какого-либо компонента среды;

средства для экспресс-тестов (индикаторные бумаги, полоски, трубки, таблетки, порошки, растворы в ампулах и капельницах, биоиндикаторы и биотесты).

Дистанционные средства реализуют такие способы мониторинга, как наблюдение за позиционным районом военного объекта в целом или отдельной его части, они позволяют достоверно обнаруживать факт появления и масштабы отрицательных экологических нагрузок. Все наземные средства экологического мониторинга имеют ограничения по дальности действия. Контроль и наблюдение с их помощью за состоянием окружающей среды даже на относительно небольших территориях требуют создания дорогостоящей разветвленной сети ЭПН. От этих недостатков свободны авиационные средства экологического мониторинга, которые дистанционно позволяют получать портретные, графические и математические модели ландшафтов позиционных районов. Портретные модели представлены в основном фотографическими, телевизионными и сканерными изображениями. Графические модели представляют карты, схемы дешифрирования космических снимков, блок-схемы, профили и графики. Значительный интерес к применению космических средств для экологического контроля объясняется прежде всего такими их преимуществами по сравнению с существующими наземными и авиационными дистанционными средствами зондирования природной среды, как: оперативность получения глобальной информации с труднодоступных районов, высокая периодичность ее поступления, возможность съемки в различное время суток в широком диапазоне электромагнитного спектра излучения и т.д.

Спутники видового наблюдения из космоса обеспечивают получение высокодетальных визуальных изображений подстилающей земной поверхности. В зависимости от физических принципов формирования изображения средства наблюдения подразделяются на: фотографические средства (ФС); оптико-электронные средства (ОЭС); радиолокационные средства (РЛС); инфракрасные средства (ИКС), средства, комбинирующие указанные признаки. Основным достоинством РЛС является всепогодность и возможность наблюдения в любое время дня и ночи. ФС и ОЭС могут вести наблюдение только в дневное время, т.е. при наличии достаточной освещенности и угле места Солнца, превышающем 5-10°, а также при отсутствии или малой облачности[32].

Изображения, доставляемые с борта космического аппарата на наземный комплекс обработки информации, подвергаются предварительной технической обработке и последующей тематической обработке, сущность которых определяется задачами, поставленными на наблюдение. К числу таких задач следует отнести следующие:

обнаружение очагов лесных пожаров;

обнаружение нефтяных пятен на акваториях, мест разрывов нефтепроводов;

оценку уровня загрязнения подстилающей поверхности;

определение изменений характера растительного покрова;

оценку загрязнений водных ресурсов;

определение наличия облаков антропогенного происхождения; обнаружение зон затоплений, разливов и т.д. Таким образом, при определенных обстоятельствах космические средства видового наблюдения могут с успехом использоваться в качестве средств экологического мониторинга.

Анализ применения активных орбитальных радиолокационных средств в экологических целях показывает, что основными направлениями их использования являются контроль окружающей среды, экологическое картографирование и создание геоинформационных систем. Решение указанных задач связано с выявлением (установлением):

экологически значимых факторов природной среды (геологического строения, рельефа, растительного покрова, почвы и т.п.); антропогенных нарушений и загрязнений природной среды; источников антропогенных нарушений и загрязнений природной среды;

последствий экологических нарушений.

Для этого требуются сбор и обработка различных видов информации:

геометрической (координаты и высоты точек местности) и синтаксической (форма объектов);

семантической (содержательные свойства объектов); структурной (пространственные и содержательные отношения объектов).

Следовательно, данные дистанционных средств должны обладать детальностью, обзорностью, разновременностью и разнородностью информации.

Проблема мониторинга динамики параметров атмосферы неразрывно связана с исследованием процессов в атмосфере Земли, которые имеют глобальные масштабы. В связи с этим возникает объективная необходимость применять спутниковые методы для изучения строения и состава атмосферы, особенно динамики ее загрязнения.

Более просто реализуются пассивные методы, которые можно разбить на три основные группы:

методы измерения поглашения атмосферы для прямого излучения Солнца, Луны, звезд;

методы измерения отраженного и рассеянного в системе Земля атмосфера излучения;

методы измерения уходящего теплового излучения.

Результаты измерений прозрачности атмосферы наиболее полно связаны с концентрациями, что обеспечивает наивысшую надежность интерпретации результатов измерений абсорбционным методом. Его чувствительность и точность достаточно высоки. Однако в связи с необходимостью отслеживания источников излучения во время движения космического аппарата требуется сложная вспомогательная аппаратура. В случае использования ультрафиолетового (УФ), видимого и инфракрасного (ИК) диапазонов наблюдения возможны лишь в слоях атмосферы, лежащих выше тропосферы.

Методы измерения отраженного и рассеянного в системе Земля — атмосфера излучения обеспечивают наиболее простую организацию глобальных измерений и имеют хорошую чувствительность. Однако большое число компонентов регистрируемых излучений, имеющих различное происхождение, обуславливают сложность интерпретации этих методов, требующей знания большого числа динамично меняющихся параметров. Измерения проводят в УФ, видимом и ближнем ИК (до 3—4 мкм) диапазонах с использованием сравнительно простых и дисперсионных спектральных приборов.

Методы измерения уходящего теплового излучения также относительно просты в реализации, однако требуют при интерпретации результатов измерения независимого определения профиля температуры атмосферы вдоль трассы излучения.

Метод измерения поглощения атмосферой излучения Солнца, Луны или звезд (метод затменного зондирования) эффективно используется для определения профиля озона в диапазоне высот 50-110 км. Этот метод позволяет устанавливать концентрацию и вертикальное распределение ряда оптически активных компонентов верхней атмосферы, имеющих достаточно сильные полосы или линии поглощения, в удобных для наблюдения участках спектра. Измерения проводились в УФ диапазоне с использованием аппаратуры, имевшей спектральное разрешение около 50 нм, 0,006-0,008 нм, 1 нм и принимавшей излучение звезд и Солнца.

Активные спектрально-оптические методы дистанционного мониторинга атмосферы основаны на использовании процессов поглощения, рассеяния и флуоресценции, возникающих при прохождении излучения искусственного источника (лампы или лазера) через атмосферу.

Лазерная система с импульсным источником излучения (лидар) широко используется для зондирования облаков и аэрозолей как в тропосфере, так и в стратосфере. Лидар позволяет регистрировать рассеяние как на молекулах воздуха, так и на аэрозольных частицах, всегда присутствующих в атмосфере. Лидары применяются для экологического мониторинга дымовых шлейфов и аэрозольных дымок, исследования пограничного слоя атмосферы, в которых аэрозоль играет роль трассера, восстановление оптических и физических свойств аэрозоля, исследования переноса радиации и физики облаков, мониторинга вулканических эффектов в стратосфере. Основные технические трудности практической реализации методов лазерного космического зондирования атмосферы связаны прежде всего с жесткими массогабаритными требованиями, которые усугубляются недостатком энергии на борту КА.

Спутниковые измерения являются в перспективе наиболее эффективным средством для осуществления наблюдения за распространением загрязнений от естественных и антропогенных источников, включая и загрязнения атмосферы в результате функционирования ракетно-космической техники (РКТ).

Для дистанционного определения состава горячих газообразных загрязнений от стационарных и подвижных источников, таких, как, например, дымовые трубы или реактивные двигатели, разработан пассивный метод гетеродинного обнаружения. Сущность его заключается в следующем: термически возбужденное излучение на колебательных переходах молекул загрязняющих веществ, лежащих в ИК области, смешивается с излучением гетеродина — перестраиваемого лазера, имеющего такую же частоту. Меняя длину волны лазерного излучения таким образом, чтобы она проходила через спектр линий поглощения загрязняющего вещества, получают частоту биений, когда разность частот этих двух сигналов соответствует полосе пропускания приемника.

Таким образом, измерения с КА дают возможность определять как интегральное содержание компонента газопылевой среды вдоль линии визирования, так и высотное распределение газов — примесей и аэрозолей, а также определять концентрации загрязняющих веществ, диапазон их размеров, форму и химический состав и другие параметры атмосферы.

Космические снимки позволяют создавать блоковые модели истории формирования, динамики и прогноза развития ландшафтных систем на региональном и локальном уровнях; отражают реальную картину загрязнений, распространения процессов опустынивания и т. п. Однако на спутниковых изображениях не видны многие признаки состояния растительности, которые могут быть получены лишь в результате локальных наземных исследований.

Объединение дистанционных и контактных средств экологического мониторинга в единую систему позволяет повысить оперативность получения и достоверность информации, необходимой для оценки экологической обстановки в районе действия войск или сил флота.

3.3. Оценка экологической обстановки

В результате экологических нагрузок, вызываемых различными видами воздействий на окружающую среду деятельности соединений и частей, может возникать сложная экологическая обстановка, влияющая на боеготовность войск, состояние здоровья военнослужащих и населения жилых городков и в конечном счете на эффективность выполнения боевых задач как в мирное, так и в военное время. Все это обусловливает постановку сравнительно новой задачи в управленческой деятельности командиров и штабов по подготовке и принятию решений, организации мероприятий и контролю недопущения или снижения экологического ущерба. Одним из определяющих условий осуществления этого направления деятельности является знание возможной или сложившейся экологической обстановки в районе военного объекта.

Под оценкой экологической обстановки понимается совокупность мероприятий, направленных на выявление количественных и качественных характеристик загрязнения окружающей среды в позиционном районе соединений и частей и оценку их экологической опасности для деятельности личного состава и здоровья населения. Главная задача оценки экологической обстановки состоит в определении степени влияния неблагоприятных экологических последствий на боеспособность личного состава.

Целью оценки экологической обстановки является обеспечение своевременного и эффективного принятия мер экологической защиты соединений и частей.

Основными объектами при оценке экологической обстановки являются атмосферный воздух, водные источники, почва. Оценка экологической обстановки проводится периодически в процессе повседневной деятельности войск и во внеплановом порядке при возникновении аварий и катастроф естественного и антропогенного происхождения. Оценка экологической обстановки может проводиться применительно к последствиям производственной- и бытовой деятельности, крупных аварий на транспорте и производстве.

При этом методическое обеспечение имеется в относительно завершенном виде для условий химического загрязнения воздуха и водных источников. Оценка последствий параметрических (физических) загрязнений сводится, по сути, к контролю, т.е. приборным измерениям параметров и сравнению их с нормативными требованиями.

Содержанием оценки экологической обстановки является выявление и определение характеристик потенциально опасных источников экологического загрязнения; оценка метеорологической обстановки, анализ рельефа местности и растительного покрова и их возможного влияния на распространение экологических загрязнений; оценка качества воздуха, воды в водоемах и загрязненности почв в районах дислокации (позиционных районах), боевой подготовки.

Оценку последствий экологических загрязнений осуществляют командир и штаб с привлечением начальника экологической службы. При оценке экологической обстановки учитываются экологические загрязнения, создаваемые посторонними источниками, удаленными на расстояние до 20-30 км от мест размещения частей и подразделений, а также трансграничные переносы.

Выявление, оценка и контроль экологической обстановки ведутся с помощью системы экологического мониторинга.

Рассмотрим содержание решения задач оценки экологической обстановки. Сначала выявляются все потенциально опасные объекты в местах дислокации воинских частей, откуда могут непосредственно распространяться ингредиенты загрязнения воздуха и воды. Основные выявляемые показатели потенциально опасных объектов: местонахождение, характер производства, выброса в атмосферу и сброса в водные источники, виды загрязняющих веществ, их масса, интенсивность и продолжительность выбросов (сбросов).

Параллельно осуществляется сбор и анализ статистических данных по метеообстановке: наиболее вероятное направление и скорость приземного ветра по месяцам года, степень вертикальной устойчивости приземного воздуха, характеристика осадков, температура воздуха и воды в источниках. По данным такой оценки определяют наихудший вариант экологических загрязнений. Анализ рельефа местности заключается в оценке его влияния на распространение ингредиентов загрязнения воздуха и водных источников, где осуществляются водозаборы военных объектов.

Оценка качества атмосферного воздуха, воды в водоемах, загрязненности почвы проводится с использованием стандартизованных или аттестованных в установленном порядке методик измерений.

Формулировка общих выводов по экологической обстановке разрабатывается штабом на основе заслушивания результатов решения рассмотренных выше задач.

Организация оценки экологической обстановки включает несколько этапов:

  1.  Постановка задачи на оценку экологической обстановки.
    Как правило, в период подготовки к новому учебному году или при
    существенном ухудшении экологической обстановки в регионе, а
    также при возникновении промышленно-транспортных аварий и
    прогнозе природных катастроф начальник военного объекта на основе изучения руководящих документов по охране окружающей
    среды и указаний вышестоящих органов управления ставит задачу
    штабу и службам по организации и проведению оценки экологи
    ческой обстановки. При этом командир определяет цель и объем
    проведения оценки, круг привлекаемых должностных лиц [10].
  2.  Выработка начальных условий. Начальник штаба объекта
    организует работу должностных лиц в соответствии с изложенным
    выше распределением: по оценке потенциально опасных объектов,
    метеорологической обстановке по периодам года, по анализу топографической обстановки. По данным оценки на совместном совещании исполнителей вырабатываются исходные данные по этим
    показателям. Начальник штаба докладывает исходные данные и
    после утверждения ставит задачу исполнителям на проведение рас
    четов параметров экологической обстановки.
  3.  Проведение расчетов параметров экологической обстановки. Должностные лица военного объекта проводят расчеты пара
    метров экологической обстановки. Кроме расчетного метода могут
    использоваться результаты измерения на контрольных пунктах местных экологических служб, замеры концентрации вредных веществ
    в воздухе, воде и почве. Начальник экологической службы объекта
    обобщает результаты расчетов
    [11].

Результаты оценки экологической обстановки целесообразно наносить на рабочую карту соответствующего командира или на самостоятельно оформленную карту экологической обстановки на объекте. Во всех случаях на карту наносятся: источники загрязнения; местные и региональные природоохранные объекты; зоны заражения при авариях на потенциально опасных объектах; заповедники и районы с неблагоприятной экологической обстановкой; таблицы с результатами оценки экологической обстановки при повседневной деятельности, авариях и природных катастрофах.

4. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПАРКОВ ВОЙСКОВЫХ ЧАСТЕЙ

Действующие в настоящее время методики предусматривают проведение инвентаризации выбросов для автомобильных парков от передвижных и стационарных источников. К передвижным источникам относятся автомобили, передвигающиеся и хранящиеся на территории парка, к стационарным источникам относятся помещения и производственные площади, предназначенные для технического обслуживания и ремонта автомобилей, их узлов и агрегатов, а также вспомогательные цеха и участки.

Различают организованные и неорганизованные стационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

К организованным источникам относятся специальные устройства, предназначенные для отвода загрязненного воздуха из рабочей зоны в атмосферу: вытяжные трубы, воздуховоды, газоходы и т.п. Организованные источники позволяют использовать для очистки воздуха специальные фильтры и другие устройства.

Неорганизованные источники не оборудованы газоотводящими и газоочистными устройствами, и загрязняющие вещества от таких источников поступают непосредственно в атмосферу.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ включает в себя следующие работы:

  1.  обследование и краткое описание технологических процессов, выполняемых в парке;
  2.  определение перечня выбрасываемых загрязняющих веществ и источников их выделения;
  3.  определение наличия и составление перечня очистных устройств и вентиляционных систем с их техническими характеристиками, получаемыми из паспортов и актов испытаний;
  4.  определение валовых и максимальных выбросов загрязняющих веществ;
  5.  определение количества загрязняющих веществ, улавливаемых очистными установками.

В зависимости от состава и характера выполняемых работ на различных участках выбрасываются различные по составу загрязняющие вещества.

В данной работе рассмотрена типичная для автомобильных парков зона технического обслуживания и ремонта автомобильной техники.

Для определения количества газообразных выбросов может быть использована установка,  позволяющая вести отбор проб по трем параллельным линиям.

Принципиальная схема анализа и отбора проб газообразных выбросов, представлено на рисунке 8, включает три параллельные линии измерения:

  1.  оксидов азота (1) с применением подогреваемого хемилюминесцентного анализатора;
  2.  углеводородов (2) с применением подогреваемого детектора ионизации пламени;
  3.  оксида углерода (3) с анализатором недисперсного типа с поглощением в инфракрасной части спектра.

При отборе проб температура ОГ должна быть не менее 343 К. Проба отбирается пробоотборником (4) из нержавеющей стали с несколькими отверстиями, сечение которого составляет 80% от сечения выхлопной трубы (5). Трубопровод для отбора проб (8) изготавливается из политетрафторэтилена или нержавеющей стали. Пробоотборник устанавливается на расстоянии минимум 1,5 м и максимум 2,5 м от выпускного коллектора. Перед подачей пробы к анализатору устанавливаются фильтры грубой очистки (6) и фильтр для удаления твердых частиц (7), который меняется по мере необходимости.

Пробы отбираются насосом (9) и подаются через клапаны (10), систему тарировки и настройки нуля приборов измерения (11) к анализаторам (12) и расходомерам (13), а затем в атмосферу.

Рисунок 8 -   Принципиальная схема анализа и отбора проб газообразных выбросов

4.1. Расчет выбросов загрязняющих веществ от зоны технического обслуживания и ремонта автомобилей

     

Зона ТО и ремонта для автомобильных парков войсковых частей является одной из основных. Для них характерно применение тупиковых постов, как универсальных, так и специализированных (например, посты по регулировке управляемых колес, по регулировке и ремонту двигателей).

Источниками выбросов загрязняющих веществ в зонах ТО и ремонта являются автомобили, перемещающиеся по территории зоны.

Для автомобилей с бензиновыми двигателями рассчитывается выброс — СО, СН, NOX, SO2; с газовыми двигателями — СО, СН, NOX, SO2; с дизелями — СО, СН, NOX, С, SO2.

Для помещения зоны ТО и ТР с тупиковыми постами валовой выброс i-ro вещества рассчитывается по формуле (т/год):

             (5.1)

где mLik — пробеговый выброс i-ro вещества автомобилем k-й группы, г/км;

mnpik— удельный выброс i-ro вещества при прогреве двигателя k-й группы, г/мин;

ST — расстояние от ворот помещения до поста ТО и ТР, ST=0,05 км;

nк— количество ТО и ТР, проведенных в течение года для автомобилей k-й группы;

 t np — время прогрева, t пр  = 5 мин.

Если на предприятии имеются несколько зон ТО и ремонта, расчет проводится для каждой из них отдельно.

  

4.2 Определение количества выбросов загрязняющих веществ от   зоны технического обслуживания и ремонта типового автомобильного  парка

 

Зона технического обслуживания и ремонта автомобильного парка оборудована тупиковыми постами (рисунки 9 - 12).Слайды № 7, 8, 9, 10.

Поэтому расчет выбросов ведется по зависимости 5.1.

Рисунок 9 – Зона технического обслуживания и ремонта

     Рисунок 10 – Пост ремонта ходовой части

     Рисунок 11 - Пост ремонта двигателя

 

             Рисунок 12 - Пост диагностики

Типовой штат АТТ автомобильного парка ракетной дивизии СПУ приведен в таблице 5.1

Таблица 5.1 Типовой штат АТТ автомобильного парка ракетной дивизии СПУ

№ пп

Марка машины

Количество

1

ВАЗ-2107

1

2

УАЗ-3151

5

3

УАЗ-31629

2

4

РАФ

1

5

ПАЗ

2

6

ЛАЗ

1

7

ЗИЛ -130

4

8

ЗИЛ-131

25

9

ГАЗ-53

3

10

ГАЗ-66

3

11

ГАЗ-3221

1

12

ГАЗ-3307

4

13

ГАЗ-3308

2

14

ГАЗ-ЗШ5

1

15

УРАЛ-4320

1

16

ммз

1

17

КамАЗ

12

18

КамАЗ-4310

1

19

КамАЗ-43101

4

20

Прицеп

5

Данные по пробеговым выбросам автомобилей и выбросам загрязняющих веществ при их прогреве представлены в таблицах 5.3 и 5.4.

Таблица 5.3 Удельные выбросы загрязняющих веществ грузовыми автомобилями в процессе прогрева двигателя

Грузоподъемность, кг

Тип двигателя

Удельный выброс загрязняющего вещества, г/км

СО

СН

NO2

С

Периоды года

теплый

холодный

теплый

холодный

теплый

холодный

теплый

холодный

q<1000

карбюраторный

4,5

9,1

6,2

0,4

1

 0,65

0,05

0,1

 0,05

-

-

l000<q<3000

карбюраторный

дизельный

8,1

1,54

21,8

14,2 2.36

1,92

1,6

0,2

3,6

2,4

 0,5

0,32

0,1

0,45

0,2

0,1

0,65

0,62

-

0,01

0,08

0,05

3000< q<6000

карбюраторный

дизельный

18,1

2,8

44,5

26,1

4,37

3,6

2,9

0,3

8,5

5,1

0,8

 0,54

0,2

0,62

0,3

0,2

0,34

0,62

-

 0,03

-

0.21

0,12

q>6000

карбюраторный

дизельный

23,4

2,9

57,2

33,8

8,18

5,3

3,3

0,4

9,1

6,3

1,1

0,7

0,2

1,0

0,3

0,2

2,0

1,0

-

0,04

-

0,35

0,18

Примечания:

1 .Для холодного периода в числителе приведены данные для автомобилей, хранящихся на открытых площадках без средств подогрева, в знаменателе — при наличии средств подогрева.

2.В переходный период выбросы СО и СН должны умножаться на коэффициент 0,9 от значений холодного периода. Выбросы NO, равны выбросам в холодный период.

З.Для газобаллонных автомобилей выбросы СО, СН и С должны умножаться на коэффициенты 0,51 и 0,59 соответственно (сжатый газ).

Таблица 5.4 Пробеговые выбросы загрязняющих веществ грузовыми автомобилями [15]

Грузоподъемность, кг

Тип двигателя

Пробеговый выброс загрязняющего вещества, г/км

СО

СН

NO2

С

Периоды года

теплый

холодный

теплый

холодный

теплый

холодный

теплый

холодный

q < 1000

карбюраторный

19,6

24,3

3,5

4,2

0,4

0,3

-

-

1000 < q < 3000

карбюраторный дизельный

27,6

3,2

34,4

3,9

4,9

0,6

6,0

0,7

0,6

2,5

0,5

2,3

0,2

0,3

2000 < q < 6000

карбюраторный дизельный

47,4

4,1

59,3 5,0

8,5

0,7

10,3

1,0

1,0

3,0

0,8

2,4

0,2

0,3

q > 6000

карбюраторный дизельный

55,3

5,1

68,8

6,2

9,9

0.9

11,9

1,1

1,2

3,5

0,9

2,7

0,2

0,3

Примечания:

1.Для газобаллонных автомобилей выбросы СО и СН должны умножаться на коэффициенты 0,51 и 0,59 соответственно (сжатый газ).

2.В переходный период выбросы СО, СН и С должны умножаться на коэффициент 0,9 от значений холодного периода. Выбросы NO2, равны выбросам в холодный период.

Исходя из исходных данных приведенных в таблице 5.3 и 5.4 по формуле 5.1 был проведен расчет выбросов автомобилей с различными типами двигателей в процессе прогрева и пробега.

Результаты расчета приведены на рис. (4.1 и 4.2). Из их анализа видно, что,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Рисунок 4.1

Рисунок 4.2

5. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ОТ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫБРОСОВ ЗАГРЕЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

Расчеты  экономических показателей выполнены при условии, что   создается  установка для отбора проб выбросов, а также служба по экологической экспертизе автомобильных парков войсковых частей.

5.1. Материальные затраты

К этой статье относятся затраты на приобретение материалов, комплектующих, оборудования, запасных частей (таблица 6.3.)

Таблица  5.1 Затраты на приобретение и содержание оборудования

№ п/п

Наименование оборудования

Кол-во, шт.

Цена, руб.

1.

Компьютер

1

25000

2.

Компьютерная периферия и расходные материалы

1500

3.

Установка для анализа и отбора проб газообразных выбросов

1

9100

ИТОГО

35600

 

5.2 Затраты на содержание оборудования

Затраты на содержание оборудования примем в размере 7% от стоимости оборудования:
          З
об = 0,07 * 35600 = 2492 руб.        

5.3 Затраты на энергетические ресурсы

а)  Затраты на осветительную электроэнергию рассчитывается по формуле:

                    Сэл = 0,16 * F * Др * Ч * Ц,                                (6.4)  

                                       

где: F - площадь помещения;

      Др - дни работы в году;

      Ч - часы работы в день;

      Ц - цена за киловатт.

Сэл = 0,16 * 18 * 255 * 8 * 1,44 = 8460 руб.

б)  Затраты на отопление рассчитываются по формуле:

                                  Сотоп = 0,1 * Ц * V,                             (6.5)  

                                

где: Ц - цена за киловатт;

      V - объем комнаты (при высоте потолков З м объем комнаты составит 54 куб.м).

Сотоп = 0,1 * 171 * 54 =  923 руб.

в)  Затраты на воду:

1. Хозяйственно-питьевые нужды составляют 20 л на человека в день.

2. Затраты воды на уборку помещения

Суб = (F * У * Х) / 1000,                                            (6.6)

где: F - площадь помещения;

У - норма расхода воды;

 X - цена 1 литра воды.

Свод = (5 * 255 * 20 * 7, 63) /1000 + (18 * 1,5 * 7,63)/1000 = 195 руб.

г)  Суммарные энергетические затраты составят:

Эн.затр = 8460 + 923 + 195 = 9578 руб.

5.4 Амортизация оборудования

Амортизация оборудования определяется линейным способом по формуле:

А = Стоимость оборудования / срок службы;                    (6.7)  

                              

А = 35600 / 7 = 5086 руб.    

                                            

5.5 Прочие затраты

К этой статье относятся расходы на приобретение канцелярских товаров, оплата услуг связи, банка и пр.

Прочие затраты составляют около 5% от материальных затрат:

                      Зпр = 0,05 * 35600 = 1780 руб.                      (6.8)                                                         

5.6 Расчет точки безубыточности

Т без. = З.пост / (Ц.изд - З.пер. на 1 изд.);                                   (6.25)

где: З.пост - это сумма расходов на заработную плату,

                   отчисления во внебюджетные фонды, амортизацию,

                   энергетические расходы.

      З.пер - это сумма затрат на покупку комплектующих,

                  транспортные расходы, прочие расходы.

      Ц.изд - стоимость экспертизы, равная  1136 руб.

Т без. = 186315 / (1136 - 595) = 345 экспертиз.

Вывод: После проведения   345 экспертиз   предприятие начнет работать безубыточно. Это представлено на рисунке 15.

  1.  Постоянные затраты;
  2.  Переменные затраты;
  3.  Суммарные затраты;
  4.  Доход.

Рисунок 15 - График безубыточности

Экономический   расчет  внедрения    установки для контроля загрязняющих веществ   показывает, что производство рентабельно (R = 25%), а окупаемость наступает в начале второго года проведения экспертиз.

В заключении следует отметить, что вопросы экологической безопасности стоят достаточно остро. При такой типовой операции как техническое обслуживание автомобилей выбросы загрязняющих веществ в помещении достаточно высоки 935 кг в год.
       Этот  факт требует от командования института принятия мер по обеспечению безопасности военнослужащих. Однако без проведения экологической экспертизы принятие решения о дополнительных расходах на  оснащение рабочих зон системами фильтрации и вентиляции весьма затруднительно. В связи с этим  вопрос  создания службы по экологическому освидетельствованию различных производственных зон автомобильных парков достаточно актуален. Расчеты, приведенные в разделе 5, показали, что окупаемость деятельности службы менее 1,5 лет при уровне рентабельности в 25%.


Заключение


Список использованных источников

  1.  Методика оценки уровня и степени механизации и
    автоматизации производств технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава автотранспортных предприятий. МУ-00-РСФСР-13-0087-87. -М.:Транспорт, 1987.
  2.  Табель технологического оборудования для автотранспортных предприятий различной мощности, ПТК и БЦТО. Российский государственный автотранспортный концерн «Росавтотранс», производственно-техническая
    фирма. — М., 1992.
  3.  Селиванов С.С. Принципы организации работ по сокращению ручного труда при ТО и ремонте автомобилей в АТП. Минавтотранс РСФСР, ЦБНТИ, «АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ». Серия 6 «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей, экспресс-информация. Вып. 6. — М., 1983. С. 1-14.
  4.  Попржедзинский Р.А. и др. Технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей: Справочник. — М.: Транспорт, 1988.
  5.  Положение о техническом обслуживании и ремонте
    подвижного состава автомобильного транспорта. Минавтотранс РСФСР. — М.: Транспорт, 1987.
  6.  Закон РФ «Об охране окружающей среды» № 7- ФЗ от 20.12.2001г.
  7.  Водный кодекс РФ.
  8.  Закон РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-фЗ от 24.06.98г.
  9.  Градостроительный кодекс Российской Федерации.
  10.  ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями.
  11.  ГОСТ 17.1.1.03-86. Охрана природы. Гидросфера. Классификация водопользовании.
  12.  ГОСТ 17.1.3.13-86. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения.
  13.  ГОСТ 17.1.5.05-85. Охрана природы. Гидросфера.
    Общие требования к отбору проб поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков.
  14.  СНиП 2.04.03.-85. Канализация. Наружные сети и сооружения.
  15.  ГОСТ 17.4.1. 02-83. Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения. — М.: Госстандарт, 1983.
  16.  ГОСТ 17.1.1.03-86. Охрана природы. Гидросфера.
    Классификация водопользовании.
  17.  Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2. U.567-96. — М.: Минздрав России, 1997.
  18.  ГОСТ 17.1.3.13-86. Охрана природы. Гидросфера.
    Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения.
  19.  ГОСТ 17.1.5.05-85. Охрана природы. Гидросфера.
    Общие требования к отбору проб поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков.
  20.   «Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий». — М.: РЭФИА, 1998. — 86 с.
  21.  Планировка и застройка городских и сельских поселений. СанПиН 2.1.1.564-96. — М.: Минздрав России, 1998.
  22.  Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК)
    тяжелых металлов и мышьяка в почвах (Дополнение
    № 1 к перечню ПДК и ОДК № 6229-91). ГН 2.1.7.020-
    94. — М: Госкомсанэпиднадзор России, 1995.
  23.  Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. — С.-Петербург: НИИ Атмосфера, фирма «Интеграл», 1995.
  24.  РД 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. — М., 1991.
  25.  Правила по оформлению, содержанию, согласованию и выдаче разрешений на выброс для проектов нормативов ПДВ, предпроектной и проектной документации (проект). — М., 1994.
  26.  Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия. — М.: Госкомприрода СССР, 1989.
  27.  Справочник. Озеленение городов. Термины и определения. М., Прима-Пресс, 1998.
  28.  Сарбаев В.И. Экологические требования к предприятиям автосервиса и автомобильного транспорта: Учебное пособие. — М.: МГИУ, 2003. — 55 с.
  29.  Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов. Под ред. Е.С. Кузнецова. — М.: Наука, 2001. — 535 с.
  30.  Положение о техническом обслуживании и ремонте автомобилей, принадлежащих гражданам / Минавтопром СССР. — М.: НАМИ, 1987. — 58 с.
  31.  Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания: Учебник для вузов. — М.: Транспорт, 1993. — 271с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37310. Сопротивление материалов 730 KB
  Лабораторная работа №1 Испытание образца на растяжение – 4 часа Цель работы: изучение процесса растяжения образца из малоуглеродистой стали вплоть до его разрушения разрыва изучение диаграммы растяжения определение механических характеристик. Краткие теоретические сведения Испытание при осевом статическом растяжении образца является наиболее распространенным способом механических испытаний материала что объясняется следующими преимуществами. Во всех точках поперечного сечения рабочей части образца напряжения одинаковы и...
37311. Обґрунтувати формули, за якими розраховуються параметри настроювання Ку та Ті промислових регуляторів для ПІ- або ПІД-законів керування 345.5 KB
  Обґрунтувати формули, за якими розраховуються параметри настроювання Ку та Ті промислових регуляторів для ПІ- або ПІД-законів керування (згідно з завданням), які мають забезпечити вказані у завданні оцінки якості керування (Lз, γз, h, m, M). Розрахувати і побудувати графіки АЧХ об’єкту керування Аоб(ω), ФЧХ φоб(ω) та графік взаємозалежності параметрів настроювання для відповідних регуляторів Ку і Ті та визначити їх оптимальні значення.
37312. Кинематический расчет привода 1.09 MB
  Мощность двигателя зависит от требуемой мощности рабочей машины а его частота вращения от частоты вращения приводного вала рабочей машины.2 Определение передаточного числа привода и его ступеней Передаточное число привода определяется отношением номинальной частоты вращения двигателя к частоте вращения приводного вала рабочей машины при номинальной нагрузке и равно произведению передаточных чисел закрытой и открытой передач.1 Определяем частоту вращения приводного вала рабочей машины по формуле 5 где: угловая скорость рад с 2.1...
37313. Проект межхозяйственного землеустройства сельскохозяйственного предприятия «Красное» 359.5 KB
  Межхозяйственное землеустройство – это комплекс мероприятий по образованию новых, упорядочению и изменению существующих землевладений и землепользований, специальных фондов земель, установлению границ и режима использования земель административно-территориальных и других особых формирований
37315. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ 984 KB
  Основными задачами данной общепрофессиональной дисциплины являются изучение основных принципов электромеханического преобразования энергии в электрических машинах, физических законов, лежащих в основе их работы, конструкций, видов исполнения, параметров, режимов работы, характеристик, эксплуатационных требований к ним.
37316. LiME - THE EVENT DRIVEN TRANSLATION SYSTEM 24.5 KB
  Nowadays the development of CPU with new instruction set architecture (ISA) implies that translators to this ISA assembler from the certain set of high level programming languages should be developed too. If the basic principles of the ISA are close enough to the long time used traditional CISC
37317. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. ЯЗЫК ЛИТЕРАТУРНЫЙ И НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОРМЫ ЯЗЫКА 163 KB
  ЯЗЫК ЛИТЕРАТУРНЫЙ И НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОРМЫ ЯЗЫКА Вопросы Русский язык и его функции. Функциональная дифференциация языка. Язык литературный и нелитературные формы языка. Функциональные стили русского языка.
37318. ОСНОВЫ ПРАВА. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 36.04 KB
  Учебная дисциплина «Основы права» относятся к базовой части дисциплин Гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление». Ее освоение опирается на знания, полученные в процессе освоения программы общего среднего образования, в том числе при изучении дисциплин «История», «Обществознание», «Граждановедение» и других курсов гуманитарного и социально-политического характера – «Политологии» и «Правовой акмеологии».