47238

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ УГОЛОВНОПРАВОВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИИ

Книга

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Структура дипломной работы. Методика подготовки и написания дипломной работы. Оформление дипломной работы. Представление дипломной работы на кафедру.

Русский

2013-11-26

152 KB

1 чел.

24

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Кафедра уголовного права и криминологии

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИИ

Методические указания

Самара

«Самарский университет»

2004


Методические указания разработаны в соответствии со «Стандартом предприятия. Структура и правила оформления курсовых и дипломных работ. СТП СамГУ 001-02». (Самара, 2002), Государственным стандартом ГОСТ 7.80-2000, утверждены на заседаниях кафедр уголовного процесса и криминалистики уголовного права и криминологии и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом университета.

В.И.Малыхин

Составители: проф. С.А.Шейфер, доц. , проф.А.А.Тарасов

Отв. редактор     проф. С.А.Шейфер.


© С.А.Шейфер, В.И.Малыхин , А.А.Тарасов

Печатается в авторской редакции

Компьютерная верстка, макет Н.П.Бариновой

Лицензия ИД № 061786 от 01.11.2001. Подписано в печать 02.10.03. Формат 64х84/16.

Бумага офсетная. Усл.печ.л. 1,75, уч.-изд.л 1,65. Тираж 600 экз. Заказ №_______ 

Издательство «Самарский университет», 443011, Самара, ул.Акад.Павлова, 1.

Отпечатано на УОП СамГУ


Содержание

1. Общие положения...................................................................................................4

2. Выбор темы. Подбор литературы..........................................................................6

3. Структура дипломной работы................................................................................8

4. Методика подготовки и написания дипломной работы....................................10

5. Оформление дипломной работы..........................................................................13

6. Представление дипломной работы на кафедру. Отзыв

научного руководителя и рецензирование дипломной работы..................17

7. Защита дипломной работы...................................................................................18

Приложение 1. Образец титульного листа..............................................................20

Приложение 2. Образец оформления подстрочных библиографических

ссылок………………………………………………………………………..21

Приложение 3. Образец списка использованной литературы…………………..22


1. Общие положения

В соответствии с учебными планами студенты дневной и заочной форм обучения юридических факультетов на выпускном курсе выполняют дипломные работы. Подготовка и защита в Государственной аттестационной комиссии дипломной работы наряду со сдачей государственных экзаменов, завершает обучение в университете.

Выполнение дипломных работ имеет своей целью:

  •  систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных, теоретических и практических задач;
  •  развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов;
  •  выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы в условиях современной экономики, прогресса науки, техники и культуры.

Применительно к особенностям уголовно-правовой специализации эти требования означают, что дипломник должен продемонстрировать в своей работе не только глубокие знания по соответствующим разделам уголовного права, уголовно-исполнительного права, криминологии, уголовного процесса, криминалистики, но и овладение навыками научно-исследовательской работы, умение находить в науке или практической деятельности органов расследования, прокуратуры, суда, адвокатуры проблемы, требующие анализа, самостоятельно исследовать их на основе современных научных методик, аргументировать свои соображения по спорным теоретическим вопросам, разрабатывать рекомендации по преодолению «узких мест» следственной, судебной и адвокатской практики.

Студент должен показать в дипломной работе способности к научному анализу и самостоятельности выводов и предложений. Это - непременное требование к каждой дипломной работе, показатель ее качества.

Условия обучения на последнем курсе требуют от студентов очень рационального использования бюджета времени и напряженного труда, в том числе и над подготовкой дипломной работы.

Сбор необходимых практических материалов для дипломной работы должен осуществляться в ходе преддипломной практики, которую студенты проходят по окончании последней экзаменационной сессии. Продолжительность практики для дневной формы обучения - 8 недель, для заочной формы - 4 недели.

Студентам заочной формы обучения необходимо согласовать с научным руководителем дипломной работы, исходя из ее темы, вопрос о месте прохождения практики.

Перед началом выполнения дипломной работы студент должен разработать календарный график работы на весь период с указанием срока представления каждой главы научному руководителю. Календарный график утверждается научным руководителем. Один экземпляр этого графика передается научному руководителю, второй - на кафедру, третий - остается у студента.

При составлении графика следует исходить из общего графика выполнения дипломных работ, установленного деканатом юридического факультета, который имеет целью обеспечение своевременного представления первого варианта работы научному руководителю для проверки, своевременную ее доработку в соответствии с замечаниями научного руководителя, а также своевременное оформление работы, направление ее с отзывом научного руководителя на внешнее рецензирование и сдачу на кафедру.

График предусматривает следующие сроки: 1) составление дипломником календарного графика выполнения дипломной работы - к 1 октября; 2) представление научному руководителю чернового варианта дипломной работы - к 1 мая; 3) представление научному руководителю окончательно выполненной работы - до 20 мая; 4) представление научному руководителю полностью оформленной работы (отпечатанной и переплетенной) до 1 июня; 5) представление кафедрой дипломной работы с отзывом научного руководителя и внешней рецензией на кафедру - до 10 июня.

Соблюдение этих сроков - важное условие качественного и своевременного выполнения работы. Студенту-дипломнику целесообразно установить для себя более жесткий график выполнения работы, чтобы иметь резерв времени на случай непредвиденных обстоятельств (болезнь, большое число замечаний научного руководителя, существенные изменения закона, низкое качество машинописи или компьютерного набора и т.д.).

Опыт кафедры свидетельствует о том, что студенты-дипломники не всегда укладываются в график. Это порождает существенные трудности и в отдельных случаях приводит к отстранению студента от сдачи государственных экзаменов и защиты дипломной работы. Во избежание этого, кафедра проводит организационные мероприятия, связанные с выбором студентом темы дипломной работы и назначением научных руководителей, не в начале семестра, завершающего учебу, а заблаговременно - на 7 семестре для студентов дневной, 9 - для студентов заочной формы обучения. Поскольку выполняемые на 4 курсе дневного отделения и 5 курсе заочного отделения курсовые работы становятся первой главой дипломной работы, студентам этих курсов необходимо встретиться со своим научным руководителем, обсудить в общих чертах план предстоящей работы, круг литературных источников с тем, чтобы использовать время обучения на предпоследнем курсе для подготовки первой главы.

Контроль за соблюдением сроков выполнения дипломной работы и ее качества осуществляется научным руководителем, заведующими кафедр и деканом факультета. В случаях нарушения графика, представления некачественного материала дипломник может быть вызван с объяснениями к заведующему кафедрой, либо на заседание кафедры.


2. Выбор темы. Подбор литературы

Дипломная работа должна выполняться на актуальную тему, соответствующую состоянию и перспективам развития науки, законодательства правоприменительной и правозащитной практики.

Применительно к специфике специализации это означает, что при выборе темы нужно учитывать необходимость решения правовыми средствами задач, поставленных законодателем перед правоохранительными органами в деле борьбы с преступностью. Следует также учесть, что в последние годы, в соответствии с проводимой в стране судебно-правовой реформой приняты новые законы, обновлены и пересмотрены многие нормативные акты, намечено принятие ряда нормативных актов. Под таким углом зрения кафедры ежегодно обновляют примерную тематику дипломных работ по уголовному и уголовно-исполнительному праву, криминологии, уголовному процессу и криминалистике. Студент вправе выбрать тему самостоятельно из этой тематики либо предложить свою, обосновав целесообразность ее разработки.

Опыт показывает, что для студентов дневной и вечерней форм обучения наиболее целесообразно избрать тему, которая завершала бы исследования, проведенные ими на младших курсах при выполнении курсовых работ. Для студентов-заочников возможность выбора темы курсовых работ ограничена. Поэтому при выборе темы дипломной работы следует учитывать такие факторы, как профиль работы дипломника (наличие опыта в решении вопросов, охватываемых темой дипломной работы), возможность подбора нужной литературы по месту жительства и через межбиблиотечный абонемент. Естественно, учитывается и склонность студента к той или иной научной дисциплине, уровень овладения ею в учебном процессе. Тема избранной студентом дипломной работы может быть уточнена после консультации с научным руководителем.

Выполнение несколькими студентами дипломной работы на одну и ту же тему на одной и той же форме обучения или на разных, но у одного научного руководителя, не допускается.

По представлению кафедры тема дипломной работы закрепляется за студентом распоряжением декана. Одновременно утверждается и научный руководитель. Студенту необходимо постоянно поддерживать с ним контакт.

В подготовке студентом дипломной работы научному руководителю отводится важная роль. Он выдает студенту задание по подготовке работы, оказывает помощь в составлении плана и графика ее подготовки, подборе литературы, определении методики изучения практического материала, проверяет ход и результат работы (по главам и в целом), консультирует дипломника по возникающим вопросам, делает замечания, направленные на устранение пробелов и ошибок. После оформления дипломной работы студентом научный руководитель составляет отзыв, содержащий ее характеристику.

Задание, даваемое научным руководителем дипломнику, формулирует общее направление исследования, методы его осуществления и ожидаемый результат. В нем содержатся также указания о сборе материала к дипломной работе во время прохождения производственной практики. Перед направлением на практику научный руководитель должен указать студенту, каким образом практика должна быть использована для сбора материала (например, какие уголовные дела, в каком объеме, для освещения каких вопросов должны быть изучены, как следует оформить результаты обобщения практики и т.д.).

Например, студент избрал темой дипломной работы одно из следственных действий. Задание в этом случае может включать: анализ научных взглядов о сущности данного действия, формулирование собственной позиции, исследование того, в какой мере получают реализацию на практике требования уголовно-процессуального закона, регулирующие данное действие, и соответствующие научные рекомендации, какова практическая эффективность данного следственного действия, каковы пути ее повышения.

По темам уголовного права задание может включать: анализ научных позиций относительно элементов данного преступления (объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон), проблем квалификации деяния, рассмотрения трудностей, возникающих в практике при правовой оценке содеянного, путей их преодоления, анализ практики назначения наказаний, криминологическую характеристику личности виновных, меры по активизации профилактической работы и т.д.

Дипломная работа должна содержать суждения автора, основанные на глубоком изучении научной литературы. Поэтому объем использованных студентом литературных источников также учитывается при оценке качества дипломной работы. Отсюда следует, что подбору и изучению литературы .дипломник должен уделить серьезное внимание. Необходимо прежде всего ознакомиться с монографиями, изданными в последние годы. В них содержатся ссылки на работы других авторов, изданные в предшествующие годы. Эти работы следует в дальнейшем также изучить. Необходимо внимательно просмотреть соответствующие разделы каталогов, имеющихся на кафедре, в библиотеках университета. Кроме того, следует ознакомиться с журналами «Государство и право», «Законность», «Российская юстиция», «Правоведение», «Вестники» МГУ и ЛГУ за последние 7-8 лет. В последних за год номерах журналов публикуется перечень опубликованных в этом году в журнале статей по разным разделам науки.

Ценный материал дипломник найдет в выпусках «Вопросы борьбы с преступностью» (издание Института Прокуратуры СССР, выходившее два раза в год) и в «Бюллетенях Верховного Суда СССР и РФ», сборниках постановлений и определений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и РФ. В органах прокуратуры надо ознакомиться с выпусками «Следственная практика». Следует знакомиться и с соответствующими статьями по теме дипломной работы, опубликованными в тематических сборниках юридических вузов и Высших школ МВД РФ (СССР).

О новых работах в области уголовного и уголовно-исполнительного права, криминологии, уголовного процесса и криминалистики дипломник может узнать из реферативных журналов, имеющихся в библиотеках, а также из электронных каталогов и справочников. В библиотеках имеются книги: «Советское уголовное право: Библиографический сборник» (М.: Юрид.лит., 1983), содержащий сведения о монографиях, учебниках, статьях по уголовному праву, опубликованных в период с 1961 по 1980 год, и «Советское уголовное право: Библиографический справочник» (Изд-во Красноярского ун-та, 1987), содержащий такие же сведения о литературе, изданной в 1981-1985 гг. Есть аналогичные справочники о литературе по уголовному процессу и криминалистике.

В тех случаях, когда необходимая книга отсутствует в библиотеке; ее нужно заказать через межбиблиотечный абонемент областной библиотеки. Делать это надо заблаговременно, так как заказы по МБА выполняются в сроки не менее месяца. В целях поиска и подбора литературы допускается использование Интернет-ресурсов.

Рекомендуется с самого начала работы вести учет изученной и подлежащей изучению литературы путем составления списка или заполнения карточек на отдельные источники.

3. Структура дипломной работы

Дипломная работы должна содержать: титульный лист, реферат (при необходимости), содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников, приложения (при необходимости).

Требования к структурным элементам работы.

1. Титульный лист оформляется по образцу, данному в приложении 1.

2. Реферат (выполняется факультативно по решению кафедры) - краткое изложение содержания работы с основными фактическими сведениями и выводами. Он акцентирует внимание на новых сведениях и определяет целесообразность работы.

Реферат должен содержать: сведения об объеме, количестве иллюстраций, таблиц, количестве используемых источников.

Текст реферата должен отражать сущность выполненной работы: объект исследования, цель работы и ее новизну, полученные результаты и их практическую значимость, сведения об апробации работы, область применения. Объем реферата не должен превышать одной страницы.

3. Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников, приложение с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала.

Приступая к выполнению дипломной работы, студент обязательно должен иметь ее план, составленный с помощью научного руководителя. Составление плана - важная часть работы. Обычно развернутый план составляется после ознакомления с основными литературными источниками. В процессе написания работы он может уточняться и дополняться по согласованию с научным руководителем. План работы должен включать наименования всех элементов содержания и быть оформлен в соответствии с образцом:

Содержание

Введение....................................................................................................4

1.  Наименование первого раздела..........................................................6

1.1   Наименование первого подраздела.................................................9

1.2   Наименование второго подраздела................................................12

1.3   ...

2.   Наименование второго раздела........................................................17

2.1    Наименование первого подраздела...............................................19

2.2   Наименование второго подраздела................................................23

2.3   ... 3.    ...

Заключение...............................................................................................29

Список использованных источников......................................................31

Приложение...............................................................................................32


Во
введении должна быть показана актуальность, научная и практическая значимость избранной студентом темы. Здесь также кратко указывается состояние научной разработки проблемы, задачи, которые ставит перед собой дипломник, методика проведенного исследования (объем изученных материалов практики,

Содержание основной части определяется кафедрой выдавшей задание. В зависимости от особенностей работы основную часть излагают в виде сочетания текста, таблиц и иллюстраций. Основную часть следует делить на разделы (главы), подразделы и пункты (при необходимости). Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию. В главах работы раскрывается содержание разделов темы, предусмотренных планом. Материал должен освещаться в соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина, включенной в текст Конституции РФ, концепцией судебной реформы, одобренной Верховным Советом РФ и другими правовыми актами, направленными на развитие демократии, усиление охраны прав и законных интересов граждан, всемерное укрепление законности правопорядка.

В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришел дипломник, а также разработанные им рекомендации по совершенствованию законодательства, правоприменительной деятельности, учебного процесса на юридическом факультете и др.

4. Методика подготовки и написания дипломной работы

Как уже отмечалось, дипломная работа должна продемонстрировать владение студентом навыками научно-исследовательской работы, умение выявлять и исследовать актуальные проблемы, формулировать и аргументировать свою позицию по спорным вопросам. Достижению этих целей должно способствовать правильное применение в ходе исследования метода материалистической диалектики, овладение традиционными и современными методами исследования, применяемыми в юридических науках.

Метод материалистической диалектики требует анализа любого правового явления с материалистических позиций, в процессе его развития, в частности, учета конкретных социальных факторов, характерных для рассматриваемого периода состояния общества. Студент должен уметь объяснить изменения того или иного правового явления его связью с развитием общественных отношений. Такой подход должен лежать в основе криминалистической характеристики отдельных преступлений, анализа уголовной политики на современном этапе развития общества и т.д.

Категории гносеологии должны широко использоваться для анализа познавательной деятельности в уголовном судопроизводстве.

К традиционным методам научных исследований в правовых науках относится анализ литературных источников. Подготовка к написанию дипломной работы не исчерпывается чтением научной литературы. Необходим ее глубокий анализ, сопоставление позиций разных авторов. Для этого рекомендуется делать выписки из изученных материалов, отмечая на полях конспекта (или в конце) совпадения либо расхождения позиций ученых, убедительность или спорность аргументации и т.д.

Для лучшего использования изученного материала целесообразно группировать выписки из отдельных работ по главам и параграфам дипломной работы, а по мере накопления необходимых данных обобщать наиболее важный материал.

Определяя собственную позицию, студент должен использовать помощь научного руководителя путем обсуждения с ним спорных вопросов темы. Однако не следует забывать, что авторам работы является студент, а не его научный руководитель. В ходе подобных обсуждений научный руководитель может указать дипломнику на недостаточную обоснованность его утверждений, порекомендовать изучить дополнительные источники и т.д.

Использование литературы в дипломной работе должно быть научно добросовестным. Недопустимо выдавать суждения того или иного ученого за свои собственные. Нельзя без ссылок на авторов заимствовать текст из литературы. Попытки использовать подобные «приемы» приводят к тому, что дипломная работа не допускается к защите.

При освещении вопросов, традиционно являющихся предметом научной полемики, недостаточно присоединиться к одной из спорящих сторон: дипломник должен стремиться к тому, чтобы привести новые, дополнительные аргументы в пользу разделяемой им позиции.

К числу традиционных методов правовой науки относится и метод сравнительного правоведения. Он состоит в сопоставлении однородных институтов и норм, содержащихся в различных нормативных актах. Данный метод должен иметь достаточно широкое применение при подготовке дипломных работ. Во многих случаях необходимо проследить, как регламентирована ответственность за то или иное преступление в уголовных кодексах республик, входящих в СНГ, и на основе сопоставления выявить оптимальный, по мнению дипломника, вариант. Это в полной мере относится и к процессуальным институтам.

Метод сравнительного правоведения проявляется и в сопоставлении изменений в законодательстве с ранее действовавшими нормами, в сопоставлении норм, регулирующих сходные институты (например, институт обыска и институт выемки) и т.д. Углублению знаний способствует анализ законодательства зарубежных стран и сравнение его с нормативными актами, действующими в нашей стране.

В последние годы в научных исследованиях по уголовному и уголовно-исполнительному праву, криминологии, уголовному процессу, криминалистике широкое применение получают социологические методы, в частности, метод программированного изучения следственной, прокурорской, судебной и адвокатской практики. При выполнении дипломных работ, связанных с правоприменительной деятельностью, кафедра считает применение данного метода обязательным. Отсутствие в дипломной работе обобщений практики свидетельствует о поверхностном характере исследования, лишает суждения дипломника необходимой убедительности. Суть данного метода заключается в том, что на основе анализа достаточного по объему практического материала (уголовных дел; материалов, по которым отказано в возбуждении уголовных дел, досье адвокатов (адвокатских производств) и т.д.) дипломник определяет, как на практике разрешается та или иная проблема, насколько это обоснованно. По результатам исследования студент дает оценку явлению, а при необходимости – высказывает соображения о совершенствовании практики.

Как видно из сказанного, изучение практики должно заранее программироваться, а не проходить «наугад». Программа изучения практики может иметь различный вид: а) анкеты по изучению уголовных дел и материалов с соответствующими графами, заполняемыми по каждому делу (материалу); б) вопросника, определяющего цель и последовательность изучения практических материалов (результаты изучения в этом случае фиксируются в специальной тетради). В разработке программы исследования и в определении достаточного объема изученного практического материала помощь студенту окажет научный руководитель. Важно, чтобы в работе были приведены обобщенные результаты изучения практики (в виде таблиц, схем и т.п.).

Например, изучая вопрос о реализации в следственной практике требований закона об основаниях и порядке привлечения в качестве обвиняемого, дипломник составил анкету по изучению уголовных дел, в которую включил вопросы: о наличии к моменту привлечения лица в качестве обвиняемого достаточных доказательств виновности; было ли обвинение индивидуализировано в постановлении следователя и в какой момент расследования происходит привлечение в качестве обвиняемого; своевременно ли объявляется постановление обвиняемому и т.д. Изучив по анкете 200 уголовных дел, рассмотренных федеральными судами 2-х районов г. Самары, автор выявил тенденцию к сближению момента привлечения лица в качестве обвиняемого с моментом окончания предварительного следствия. Наряду с этим выявлены случаи преждевременного привлечения в качестве обвиняемого. Автор подверг анализу причины подобного явления и разработал некоторые предложения, направленные на более последовательную реализацию права обвиняемого на защиту на предварительном следствии.

Если студент имеет доступ к материалам обобщений, проведенных в правоохранительных органах, эти материалы с разрешения соответствующего руководителя также могут быть использованы в дипломной работе. Например, дипломники часто используют материалы Самарской лаборатории судебных экспертиз и других экспертных учреждений г.Самары.

К методам социологических исследований относится и метод экспертных оценок. Применительно к дипломным работам, выполняемым на кафедре, этот метод может быть реализован путем выявления мнений следователей, прокуроров, судей, адвокатов по тем или иным спорным вопросам теории и практики. При подготовке дипломной работы студент может использовать и другие современные методы научных исследований: системно-структурный анализ норм закона и т.д. Однако общим является требование: результаты применения любого метода должны быть использованы для обоснования автором своей позиции. К сожалению, наблюдается и обратное явление: студент указывает в дипломной работе, что им изучено определенное (иногда значительное) количество уголовных цел и других материалов, но как они использованы автором, из работы не видно. Иногда материалы изучения практики излагаются в отдельном параграфе в результате чего теоретическая часть работы не получает эмпирического обоснования. При подобных обстоятельствах проделанная дипломником работа оказывается фактически бесполезной. Естественно, что в дипломной работе может быть использован материал, собранный студентом ранее при написании курсовых работ.

В целом к содержанию дипломной работы предъявляются следующие требования:

а) полно и в соответствии с достигнутым уровнем развития науки изложить основные вопросы темы;

б) выделить и рассмотреть наиболее интересные вопросы темы, сформулировать свое решение этих вопросов;

в) дать анализ дискуссионных проблем, аргументировать свое к ним отношение;

г) показать, как основные вопросы, рассмотренные в работе, решаются на практике, что положительное и отрицательное можно в связи с этим отметить в деятельности органов судебной власти, прокуратуры, МВД, юстиции, адвокатуры;

д) высказать обоснованные результатами исследования рекомендации по повышению эффективности правоприменительной деятельности с учетом современных требований о перестройке работы правоохранительных органов и утверждения судебной власти.

5. Оформление дипломной работы

Данному вопросу студент должен уделить особое внимание, учитывая высокие требования, предъявляемые к внешнему оформлению дипломной работы, и отсутствие должного опыта в подобном оформлении.

Объем дипломной работы должен составлять 60-70 страниц машинописного текста, напечатанного через 2 интервала, либо аналогичный объем текста набранного на компьютере 14 шрифтом через полуторный межстрочный интервал. Приложения и список использованной литературы в этот объем не входят.

Материалы дипломной работы располагаются в ней в следующем порядке:

- титульный лист (образец оформления дан в приложении 1).

- оглавление (см. с.9),

- введение,

- главы дипломной работы,

- заключение,

- приложения: таблицы, схемы, фотоснимки и др.,

- список использованной литературы (см. приложение 3).

Каждая глава и каждый параграф в главе должны иметь свое назначение. Названия глав и параграфов воспроизводятся в оглавлении с указанием страниц, на которых они помещены. Естественно, что название глав и параграфов не должно совпадать с названием дипломной работы, которое должно охватывать их.

Черновой рукописный вариант дипломной работы рекомендуется писать на одной стороне листа с тем, чтобы, при необходимости внести дополнения или исправления. В любом случае на черновом варианте дипломной работы должно быть достаточно места для замечаний научного руководителя и последующей правки текста самим дипломником. Полезным является представление чернового варианта работы, выполненного методом компьютерного набора: в этом случае существенно облегчается редактирование текста дипломником, а, кроме того, есть возможность уже на этом этапе контролировать объем работы.

Библиографические ссылки на литературу, список использованной литературы должны быть оформлены в соответствии с требованиями «Стандарта предприятия» и ГОСТом, на основе которых подготовлены настоящие методические указания. Рекомендуется уже в черновом варианте работы ссылки на литературное источники (в том числе и в списке использованной литературы) оформлять в точном соответствии с этими требованиями. Тогда перед печатанием работы и подготовке ее чистового варианта не потребуются повторные затраты времени на поиски упущенных данных, на «расшифровку» исправление произвольных сокращений и т.п.

Оформление ссылок на литературные источники в тексте дипломной работы. 

После цитаты (в кавычках) либо пересказа мысли автора (без кавычек) ставится знак сноски: 1,2,3 и т.д., поднятый выше линии строки (в компьютерном редакторе Word в этих целях используется последовательное нажатие клавиш «Вставка», «Ссылка» и «Сноска» на панели инструментов).

Например:

Ю.Ф.Феофанов указывает: «Разрыв между нормой права и ее применением болезненно сказывается на интересах общества и правах граждан». После этой фразы над линией строки ставится знак сноски (арабская цифра). В конце этой страницы под чертой ставится тот же знак сноски, тоже поднятый над линией строки, и излагаются данные о литературном источнике цитаты. Например: Феофанов Ю.В. Юридические диалоги. - М.: Юрид.лит.,  1987.- С.4.

Нумерацию подстрочных сносок рекомендуется не начинать заново на каждой странице, а делать единой для данной главы (введения, заключения). Категорически не рекомендуется использовать концевые сноски ни для отдельных разделов работы, ни тем более для работы в целом.

Примеры оформления различных видов ссылок даны в приложении 3. Данные о литературных источниках излагаются в ссылках в следующей последовательности:

- фамилия автора,

- его инициалы,

- название работы (как оно приведено на титульном листе, а не на обложке), без кавычек,

- место издания,

- издательство,

- год издания,

- страницы, на которых напечатано приводимое положение.

При ссылке на научную статью, опубликованную в журнале, указывается ее название, название журнала, год выпуска, его номер, страницы. Если статья помещена в сборнике, указывается ее название, название (титульное) сборника, место издания, год и страницы, на которых помещена цитата.

Место издания пишется сокращенно лишь в четырех случаях: для Москвы - М., для Ленинграда - Л., для Санкт-Петербурга - СПб, для Ростова-на-Дону - Ростов н/Д. Во всех остальных случаях указывается полное название города.

Если в тексте дипломной работы приведен пересказ мысли другого автора либо содержание нормативного акта (без кавычек), то в подстрочной ссылке после цифрового знака сноски ставится сокращение: См.: (означает: смотри), а далее, как обычно, приводятся необходимые библиографические данные.

Ссылки на статьи Конституции РФ, конституции республик в составе РФ, Основ законодательства и кодексов делаются непосредственно в тексте работы, а не в подстрочных сносках.

При использовании других нормативных актов необходимо в тексте дипломной работы привести их точное наименование, дату принятия, а в подстрочной сноске указать источник, в котором они опубликованы.

Если использована только одна работа данного автора, то при повторной ссылке на нее в сноске название работы и другие сведения заменяются словами «Указ.соч.», «Указ.статья» либо «Цит.соч.», что означает: указанное сочинение либо цитированное сочинение.

Если же ссылаются на несколько произведений одного и того же автора, то при повторных ссылках на каждое произведение необходимо указать фамилии автора, инициалы, название произведения (допустимо использование сокращенного варианта названия: например «Следственные действия» вместо «Следственные действия. Система и процессуальная форма») и страницу. Все остальные сведения опускаются.

Если на одной странице дипломной работы имеет место несколько ссылок на одно и то же произведение, то при повторной ссылке указывается: «Там же».

Приводя примеры из местной судебной практики, необходимо в подстрочной сноске указать, в архиве какого суда находится данное уголовное дело или в архиве какой прокуратуры находится данное наблюдательное производство или иной материал, за какой оно год, его номер.

Оформление списка использованной литературы

В этот список может быть включена лишь та литература, на которую сделаны ссылки в тексте дипломной работы.

Данные об использованной литературе излагаются в списке так же, как в подстрочных сносках, но с некоторыми уточнениями: в отношении каждой работы указывается не страница, с которой заимствовано определенное положение, а общее количество страниц в работе; если работа издана отдельной книгой, указывается общее количество страниц в книге; если работа помещена в собрании сочинений, в сборнике статей либо в журнале, - указываются (через тире) номера страниц, которыми начинается и оканчивается там данная работа (глава, параграф).

С учетом этого настоятельно рекомендуется не откладывать составление списка использованной литературы на момент завершения дипломной работы. Его надо вести параллельно с изучением литературы: каждая работа, сразу же после ее изучения, должна вноситься в черновик списка с указанием всех необходимых данных. Иначе неизбежны излишние затраты времени на повторное обращение к работам, с которыми студент ознакомился ранее.

Чтобы не упустить какие-то нужные сведения, полезно вести список литературы в тетради с графами о необходимых библиографических данных издания.

Составленный по мере изучения литературы список должен быть ко времени завершения дипломной работы систематизирован. Целесообразно выделить в нем два раздела:

1.  Нормативно-правовые источники.

2.  Специальная литература.

В разделе «Нормативно-правовые источники» материалы излагаются в такой последовательности: нормативные акты; постановления Пленумов Верховных Судов; сборники постановлений и определений Верховных Судов по конкретным делам; Бюллетени Верховных Судов. Внутри каждого из этих видов литературы материалы располагаются в хронологическом порядке.

В разделе «Специальная литература» работы располагаются по алфавиту фамилий авторов; работы одного автора - в хронологическом порядке. Коллективные монографии и учебники, на титульных листах которых авторы не названы, вносятся в этот алфавитный список по первой букве названия книги.

Кодексы и иные общеизвестные, повседневно применяемые в юридической практике нормативные акты в список литературы не включаются.

Образец списка использованной литературы дан в приложении 3.

Заголовки «Введение», «Заключение» и названия глав печатают на новой странице. Названия параграфов в главах печатают на той же странице, где помещено название главы либо, где закончился предыдущий параграф, с отступлением от текста сверху и снизу.

Все страницы дипломной работы (включая список литературы) нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист, но на нем цифра «1» не ставится, на следующей странице (оглавлении) проставляется цифра «2» и т.д. Порядковый номер печатается в середине верхнего поля страницы.

Отпечатанный текст дипломной работы необходимо тщательно выверить. Всякого рода ошибки: грамматические, опечатки, искажения, пропуски букв и слов, лишние буквы и слова и пр. не могут оставаться в дипломной работе неисправленными. Однако их нельзя исправлять карандашом, чернилами, шариковыми ручками. Исправление ошибок требует немалого времени и поэтому его нельзя откладывать до последнего дня. Выверенный и исправленный текст дипломной работы, пока еще не переплетенной, представляется научному руководителю. Лишь после одобрения им внешнего оформления работы она переплетается и сдается научному руководителю.

Дипломная работа подписывается студентом-дипломником и научным руководителем.

6. Представление дипломной работы на кафедру. Отзыв научного руководителя и рецензирование дипломной работы.

Дипломная работа с отзывом научного руководителя представляется на кафедру, после чего направляется на рецензирование.

Требования к отзывам научных руководителей на дипломные работы.

В отзыве научного руководителя должны быть освещены следующие вопросы:

1. Описание задачи, поставленной задачи в дипломной работе.

2. Степень выполнения дипломником поставленной задачи (полностью, частично и т.д.).

3. Качества, проявленные дипломником при выполнении работы, уровень профессиональной подготовки дипломника.

4. Оценка дипломной работы.

Требования к рецензиям на дипломные работы.

В рецензии на дипломную работу должны быть освещены следующие вопросы:

1. Оценка актуальности темы дипломной работы

2. Пути и методы решения поставленных в работе задач.

3. Оценка оригинальности и значимости полученных в работе результатов и дипломной работы в целом.

4. Недостатки работы. Критические замечания должны быть сделаны таким образом, чтобы по ним была возможна дискуссия на защите. Рецензент должен отмечать конкретные недостатки дипломной работы (например, недостаточная обоснованность утверждений, выводов, ошибки методики исследования, фактические ошибки в изложении законодательства, неточности в оперировании специальной терминологией и т.д.) все замечания должны быть подтверждены примерами из рецензируемой работы. В случае, если рецензент критикует автора за отсутствие чего-либо в дипломной работе, то должно быть указано, как отсутствие тех или иных данных влияет на основные выводы работы.

5. Заключение рецензии должно содержать оценку дипломной работы и констатацию факта, что дипломник заслуживает (не заслуживает) присвоения квалификации «юрист».

Научный руководитель и рецензент, должны оценить методы, использованные студентом при написании дипломной работы (исследование монографической литературы, методы сравнительного правоведения, системно-структурный; исторический, логический анализ, программированное статистическое изучение следственной и судебной практики и пр.), достаточность их для анализа избранной проблемы; умение анализировать научную литературу и практику; центральная часть отзыва, рецензии - указание на полученные дипломником результаты и оценка их достоверности. Научный руководитель и рецензент должны сформулировать собственное мнение о позиции, занятой дипломником по спорным вопросам, аргументированности его соображений, оценить научную и практическая полезность высказанных дипломником рекомендаций, возможность использования положений дипломной работы в практике правоприменительных органов, в учебном процессе, качество оформления работы, недостатки дипломной работы (компилятивность, противоречивость либо неаргументированность суждений, отсутствие рекомендаций, недочеты стиля и оформления и др.).

Отзыв и рецензия в отпечатанном виде подписываются, соответственно, научным руководителем и рецензентом с указанием даты.

7. Защита дипломной работы

Защита дипломной работы происходит на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

Начинается защита с доклада дипломника. Учитывая ограниченность времени для доклада, (в пределах 10 минут), необходимо заранее продумать его содержание, посоветовавшись с научным руководителем. К защите необходимо ознакомиться с отзывом и рецензией.

В докладе следует отразить:

  •  название дипломной работы;
  •  актуальность темы, определяемую современным состоянием разработки данной проблемы (разработана недостаточно; трудов есть немало, но рассматриваемые в дипломной работе вопросы освещены в них слабо; есть много спорных вопросов; в следственной и судебной практике нередко допускаются ошибки и т.д.);
  •  цели исследования, проведенного дипломником;
  •  методы исследования; количество изученных уголовных дел, экспертных заключений, опрошенных практических работников и т.п.;
  •  результаты исследований и выводы (это главное в докладе);
  •  рекомендации, вытекающие из результатов исследований (предложения об изменении законодательных форм, об изменении определений тех или иных понятий в теории, об издании разъяснений Верховного Суда РФ, о путях устранения различных недочетов в правоприменительной практике, в учебном процессе и т.п.).

После доклада дипломника члены ГАК могут задавать вопросы, на которые он должен ответить.

Затем оглашаются отзыв и рецензия. После этого предоставляется заключительное слово дипломнику, в котором он высказывает свое мнение по поводу замечаний, содержащихся в отзыве и рецензии.

ГАК оценивает дипломные работы в отсутствие дипломников и в конце заседания сообщает им оценки.

Дипломные работы хранятся в архиве университета.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Федеральное агентство по образованию

Самарский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра   (название)

Специальность  юриспруденция

Название дипломной работы

Дипломная работа

Выполнил(а) студент(ка)

_____курса_____группа

Фамилия, имя, отчество

(подпись)

Научный руководитель

(ученая степень, ученое звание)

(Фамилия, инициалы)

(подпись)

Допустить к защите                                                                 Работа защищена

Зав кафедрой                                                                  «___»_______200__г.

(уч. степень, уч. звание)                                                          Оценка________

(Фамилия, инициалы)                Председатель ГАК (уч. степень, уч. звание)

(подпись)                                                             (Фамилия, инициалы)

«      »               200   г.                                                                     (подпись)

Самара 200__

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец оформления подстрочных библиографических ссылок

Книга (однотомное издание), монография

Морщакова Т.Г., Петрухин И.Л. Оценка качества судебного разбирательства (по уголовным делам). - М.: Наука, 1987, - С.180.

Книга (отдельный том многотомного издания)

Строгович М.С. Избранные труды: В 3 т. Т.3 Теория судебных доказательств. - М.: Наука, 1991.- С.120.

Глава, раздел в книге

Михайловская И.Б. Судебная власть как инструмент самоограничения государства// Судебная власть /Под ред.И.Л.Петрухина.- М.: ООО «ТК Велби», «Издательство Проспект», 2003. - С.27.

Статья в журнале, сборнике

Берестнев Ю. Российская правовая система и европейские стандарты// Рос.юстиция. – 2001. - .№1. - С.14-15.

Диссертация

Фёдоров А.В. Уголовно-процессуальный институт неприкосновенности прокурорских работников и реализация гарантий прокурорской неприкосновенности: Дис. … канд.юрид.наук. - СПб.: Юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 1995. – С.123.

Автореферат диссертации                                  

Бозров В.М. Современные проблемы правосудия по уголовным делам в практике военных судов России: Автореф. дис. … д-ра юрид наук. - Екатеринбург, 1999.- С.15.

Великий Д.П. Единство и дифференциация уголовно-процессуальной формы: история, современность и перспективы: Автореф. дис. … канд.юрид.наук. - М.: МГЮА, 2001.-С.12.

Архивный материал

Архив Красноярского районного суда Самарской области. 2004 год. Дело № 123-14/04.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Список использованных источников

Нормативно-правовые источники

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ // Российская газета. 1997. 6 января.

………

Закон Самарской области «О мировых судьях в Самарской области» от 14 февраля 2000 г. №3-ГД // Волжская коммуна. 2000. 23 февраля.

………………..

Постановление Пленума Верховного Суда СССР №13 от 14 октября 1964 г. «О рассмотрении судами кассационных и частных протестов прокуроров, принимавших участие в рассмотрении дел по первой инстанции» // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1964. №6. С. 11-12.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ №9 от 20 декабря 1994 г. «О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. №3. С.2-8.

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2000 года по уголовным делам // Рос.юстиция. 2001. №1. С. 10-15.

………………………….

Специальная литература

1. Абдумаджидов Г.А. Расследование преступлений: (Процессуально-правовое исследование). Ташкент: Узбекистан, 1986.- 190 с.

………….…………………….

………………………………..

24. Познышев С.В. Элементарный учебник русского уголовного процесса. М., 1913.– 329 с.

25. Полянский Н.Н. Вопросы теории советского уголовного процесса. М.: Изд-во МГУ, 1956. – 272 с.

………………………………

48. Рагинский М.Ю. Советское предварительное следствие//Соц.законность. 1957. №10. С.26-33.

49. Радутная Н.В. Формирование состава народных заседателей// Рос.юстиция. 2000. №4. С.14-16.

……………………………….

58. Ушаков С.И. Организационно-правовое обеспечение оценки кадров в органах внутренних дел. Автореф. дис. … канд.юрид.наук. М.: Академия управления МВД РФ, 1999. – 24 с.

……………………………….

61. Якимович Ю.К. Уголовно-процессуальные производства. Дис. д-ра юрид.наук. М.: ВНИИГП РФ, 1992.- 369 с.

62. Якупов Д.А. Проблема обвинительного и оправдательного уклонов в уголовном судопроизводстве. Автореф. дис. … канд. юрид. наук.- М.: Академия управления МВД РФ, 1999. - 34 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26761. Понятие и классификация основных (конституционных) прав человека 96 KB
  Основной закон государства - Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства
26762. Система государственной службы 28.5 KB
  Государственная служба Российской Федерации далее государственная служба профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации далее граждане по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти иных федеральных государственных органов далее федеральные государственные органы; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации иных государственных органов субъектов Российской Федерации далее государственные органы...
26763. Глубокие трансформационные процессы, переход России на путь демократического развития 34.5 KB
  Решение этих задач было невозможно без формирования гражданского общества призванного формировать социальнополитическую активность личности и уравновесить государственное влияние различными формами самоорганизации и самоуправления. Эта идея органично вписывалась в процессы становления глобального информационного общества поскольку в значительной степени базировалась на ключевых особенностях информационной цивилизации. Абсолютно недостаточным следует признать и информационное взаимодействие власти и общества. Они могли бы стать одним из...
26765. Гражданское общество 38 KB
  Вновь подтверждена онтологическая закономерность гражданского общества обозначенная еще древними греками. Воля каждого гражданина должна быть подчинена безоговорочно воле общей – воле всего гражданского общества которую в свою очередь выражает государство и государь. Таким образом можно говорить о взаимодействии государства гражданского общества и граждан. Иначе о каком устойчивом развитии сообщества можно вести речь Автор первого специального исследования Опыт истории гражданского общества Адам Фергюсон в 1767 году писал: Внутренний...
26766. Философия права и гражданское общество 37 KB
  Они переводят теоретические дискуссии о сущности гражданского общества в разговор о существующей социальной реальности в которой нельзя не заметить что реальное содержание понятий государство и общество не совпадают. Некоторые исследователи считают что он не просто разграничил понятия а противопоставил государство и гражданское общество друг другу. В своей работе Философия права он рассматривал гражданское общество как особый этап всемирной истории. А под этой историей он понимал развитие абсолютного нравственного духа...
26767. Гражданское общество в начале ХХ века 29.5 KB
  Изменения в мире которые происходят под влиянием индустриальной модернизации оказывают влияния и на развитие идеи гражданского общества. Социологический анализ общества представлен концепцией формальной рациональности М.Тенниса и формальной теорией общества Г. Их следует рассматривать в литературе этой проблематики поскольку они дают весьма определенные характеристики современных им общественных устройств и позволяют делать выводы о новых проблемах формирования гражданского общества.
26768. Основатели российского государства 45.5 KB
  3 Нет сведений о сделках с землей на северовостоке России до первой половины XIV века и очень немного таких сведений во второй половине этого века. Государь был обладателем всей России и частная собственность вытекала из государственной писал историк далекого прошлого Александр Лакиер. Можно сказать что новгородская республика была единственной в истории России моделью гражданского общества почти со всеми его сущностными признаками которые мы наблюдали в западных странах и она также демонстрировала пример процветания и устойчивого...
26769. История прогрессивных идей в России 46 KB
  В это время в России впервые появляется первое печатное издание газета Ведомости издаваемая лично Петром I. Отсутствие в России достаточно влиятельной общественной силы и практики самостоятельного действия которая могла бы возглавить движение к гражданским реформам на столь огромной территории какой являлась Россия привело к своеобразному историческому парадоксу: эту роль взяло на себя государство.2 В России таким образом оказалась чрезвычайно сильна роль мыслящего меньшинства 1 от населения страны приобщенного к просвещению....