47243

Менеджмент организации

Книга

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Рассматриваются этапы выполнения дипломного проекта имеющего большое значение в подготовке специалистов. Анализируется структура и содержание даются методические советы по вопросам выполнения и оформления дипломного проекта. Определяются принципы оценки уровня проектов и требования в соответствии с которыми должна быть подготовлена и проведена защита дипломного проекта. Включает формы основных документов используемых при оформлении дипломного проекта и примерную тематику.

Русский

2013-11-26

607.5 KB

0 чел.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ  ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ»

Методические указания

по выполнению дипломных проектов

для студентов специальности 080507 65

«Менеджмент организации»

Самара 2007

 

Методические указания по выполнению дипломных проектов для студентов специальности 080507 65 «Менеджмент организации»: - Самарск.  ин-т упр. Сост. Балановская А.В. 2007.  50 с.

Рассматриваются этапы выполнения дипломного проекта, имеющего большое значение в подготовке специалистов. Анализируется структура и содержание, даются методические советы по вопросам выполнения и оформления дипломного  проекта. Определяются принципы оценки уровня проектов и требования, в соответствии с которыми должна быть подготовлена и проведена защита дипломного проекта. Включает формы основных документов, используемых при оформлении дипломного проекта и примерную тематику.

Рецензент: д.э.н., проф. Гагаринская Г.П. (СамГТУ)

©  Балановская А.В.

©  Самарский институт управления. 2007

1. Цели выполнения дипломного проекта

Дипломный проект является одним из основных элементов учебного процесса, он завершает подготовку специалиста и призван выявить способность студента на основе полученных знаний самостоятельно решать конкретные практические задачи.

В качестве основных целей выполнения дипломного проекта можно назвать:

систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при разрешении проблем организации;

развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования при решении определенных проблем и вопросов, что выражается в самостоятельной работе с монографической литературой, научными публикациями,  периодическими изданиями, практическими материалами, технической, экономической и управленческой документацией, нормативно-справочными и методическими пособиями, другими носителями информации, применяемой в профессиональной деятельности менеджера;

овладение приемами исследования реального состояния изучаемого объекта, методикой анализа и прогнозирования направлений изменения  социально-экономических процессов при обосновании путей решения разрабатываемых в дипломном проекте задач.

В соответствии с поставленными целями студент в процессе выполнения дипломного проекта должен решить следующие задачи:

  1.  Обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для  управления организацией.
  2.  Изучить теоретические положения, нормативною документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме.
  3.  Изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме.
  4.  Изучить материально-технические и социально-экономические условия деятельности и характер их влияния на изменения технико-экономических показателей работы и управленческой ситуации конкретной организации.
  5.  Собрать необходимый материал для проведения конкретного анализа.
  6.  Провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации.
  7.  Сделать выводы и разработать рекомендации на основе проведенного анализа по повышению эффективности работы организации.
  8.  Выполнить расчет экономической эффективности от внедрения предлагаемых мероприятий.
  9.  Оформить дипломный проект в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к подобным материалам.

Дипломный проект должен отражать степень теоретической подготовки студента, способность самостоятельно работать с различными литературными источниками, умение связывать теоретические положения с их практическим применением, формулировать и обосновывать собственные выводы, логически и корректно излагать свои мысли.

Дипломный проект определяет научно-исследовательскую зрелость дипломников, их  готовность к практическому проведению в жизнь полученных знаний, к решению задач, которые ставит реальная экономика.

Успешная защита дипломного проекта, подтвердив профессиональные характеристики будущего специалиста, является основанием для присвоения студенту квалификации менеджера по специальности 080507 65.

Процесс подготовки дипломного проекта можно определить как последовательное выполнение следующих этапов:

  •  Выбор, согласование и утверждение темы дипломного проекта, а также организации, по материалам которой будет выполняться работа;
  •  Закрепление студента за руководителем дипломного проекта;
  •  Предварительное ознакомление с литературой;
  •  Оформление задания на дипломный проект;
  •  Составление плана дипломного проекта;
  •  Изучение литературы и отбор теоретического материала;
  •  Подбор практического материала по теме проекта;
  •  Выполнение основных разделов дипломного проекта;
  •  Оформление дипломного проекта;
  •  Предоставление дипломного проекта на кафедру с отзывом научного руководителя и внешней рецензией;
  •  Допуск дипломного проекта к защите (подпись заведующего кафедрой);
  •  Подготовка к защите дипломного проекта, оформление иллюстрационного материала или презентации;
  •  Защита дипломного проекта.

Сроки выполнения этапов дипломного проекта регламентируются графиком учебного плана и сроками, установленными кафедрой менеджмента.

2. Выбор темы дипломного проекта

Выбор темы определяется интересами и склонностями студента к той или иной проблеме. Признаком, отличающим удачный выбор темы дипломного проекта, можно считать ее созвучие наиболее актуальным вопросам организации и проблем управления в рыночной экономике. Это важный ориентир для студента, который должен побуждать его к использованию еще одной возможности расширить и углубить знания и навыки в профессиональной деятельности в той области менеджмента, которая возможно не была достаточно изучена на предыдущих этапах обучения в институте.

Вместе с тем, тема дипломного проекта должна отражать особенности подготовки студента по избранной специальности, соответствовать запросам и нуждам организации, являющейся базой преддипломной практики.

При выборе темы дипломного проекта студенту целесообразно учитывать опыт, накопленный при написании научных докладов на конференции и в студенческих кружках. Дипломный проект должен является продолжением и логическим завершение исследований, начатых в курсовых работах и в период производственных практик, что обеспечит преемственность научных и практических интересов и более высокое качество работы.

Студент должен руководствоваться примерной тематикой дипломных проектов, которая имеется на кафедре и ежегодно обновляется, однако он может предложить и свою тему, обосновав целесообразность ее разработки. В таких случаях тема должна быть согласована с руководителем и утверждена заведующим кафедрой. На одну и ту же тему могут писать дипломный проект не более двух человек и при этом, обязательно, с использованием практического материала различных объектов исследования.

Название темы дипломного проекта должно быть кратким и отражать суть проекта. В названии темы должен быть указан объект, на материалах которого выполняется дипломный проект (пример: Совершенствование организационной структуры управления (на примере ОАО «Завод электромонтажных изделий»).

Выбор темы дипломного проекта и ее утверждение должно быть завершено до начала преддипломной практики у студентов очной формы обучения или за месяц до окончания зимней сессии у студентов заочной формы обучения.

Закрепление темы дипломного проекта за студентом производится кафедрой на основе письменного заявления каждого дипломника (приложение 1) и оформляется по представлению кафедры приказом ректора института. Уточнение и изменение темы с учетом имеющегося на базе практики фактического материала или других причин производится только в порядке исключения и должно быть оформлено в течении 2-х недель после начала преддипломной практики. Тематика дипломных проектов представлена в приложении 2.

3. Руководство подготовкой дипломного проекта

В целях оказания дипломнику теоретической и практической помощи в период подготовки и написания дипломного проекта, кафедра назначает ему научного руководителя из профессорско-преподавательского состава. При необходимости для научного руководства могут привлекаться практические работники, высококвалифицированные специалисты.

В обязанности руководителя дипломного проекта входит:

  1.  Оказание практической помощи студенту в выборе темы дипломного проекта и разработке плана ее выполнения.
  2.  Составление  задания на выполнение дипломного проекта по установленной форме (приложение 3).
  3.  Утверждение графика подготовки дипломного проекта с указанием очередности и сроков выполнения отдельных этапов работы (приложение 4).
  4.  Оказание практической помощи при составлении студентом плана дипломного проекта, в выборе методики проведения исследования, при подборе литературных источников и фактических материалов, необходимых для выполнения проекта.
  5.  Регулярные встречи с дипломником, в ходе которых осуществляется консультирование по вопросам выполнения дипломного проекта.
  6.  Осуществление систематического контроля за ходом выполнения дипломного проекта в соответствии с разработанным планом и утвержденным графиком работы, за своевременностью и качеством выполнения отдельных глав и разделов.
  7.  Написание отзыва после выполнения дипломного проекта.

Контроль за работой студента, проводимый научным руководителем, дополняется контролем со стороны  кафедры. Периодически на заседаниях кафедры заслушиваются сообщения научных руководителей о ходе подготовки дипломных проектов. По заявлениям научного руководителя на заседаниях кафедры заслушиваются отчеты дипломников, работа которых вызывает тревогу за качество и сроки выполнения заданий, решается вопрос о принятии мер к устранению причин отставания в подготовке дипломного проекта студентом.

Дипломнику следует периодически (по обоюдной договоренности, примерно раз в неделю) информировать научного руководителя о ходе подготовки дипломного проекта, консультироваться по вызывающим затруднения или сомнения вопросам, обязательно ставить в известность о возможных отклонениях от утвержденного графика выполнения. Также следует иметь в виду, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором дипломного проекта и поэтому не должен поправлять все имеющиеся в дипломном проекте теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.

На различных стадиях подготовки и выполнения дипломного проекта задачи научного руководителя изменяются.

На первом этапе подготовки научный руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы.

В ходе выполнения проекта научный руководитель выступает как оппонент, указывает дипломнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.п., советует, как их лучше устранить.

Научным руководителям рекомендуется обратить внимание на следующие моменты.

  1.   Формулировки актуальности, целей и задач проекта, практической значимости, содержащиеся во введении, должны быть четкими и не иметь двояких толкований. Аналогичным требованиям должны соответствовать выводы проекта. На выполнение данных требований научному руководителю необходимо обратить особое внимание, поскольку часто введение и заключение становятся "визитными карточками" проекта: именно на основе этих частей складывается мнение о проекте в целом у рецензента и членов аттестационной комиссии. Важны также формулировки выводов, сделанных в конце каждого параграфа (вопроса). Они должны быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала. Практика показывает, что многие студенты, получая важные результаты, часто "забывают" изложить эти результаты в выводах, а затем - на защите проекта, либо, наоборот, формулируют выводы без достаточного их обоснования в тексте.
  2.   Руководителю следует тщательно проанализировать предложения, выдвигаемые студентом. Во многих проектах предложения сводятся к призывам: "надо усилить...", "необходимо совершенствовать..." и т.д. Без разработки соответствующего механизма реализации таких предложений они выглядят голословными. Необходимо направить работу студента на то, чтобы выдвигаемые предложения были доведены до уровня конкретных методик, рекомендаций, разработок форм документов, компьютерных программ, формулировок нормативно-правовых актов. Необходимо, чтобы студент, внося предложение, предлагал несколько вариантов решения обозначенной проблемы, анализировал каждый из вариантов, выбирал оптимальный и не только прогнозировал положительные результаты использования выбранного варианта, но и предлагал мероприятия по минимизации рисков негативных последствий.

3. В процессе работы целесообразно предложить студенту проверить верность полученных в проекте результатов, выступая на конференциях, обсуждая формулируемые предложения с практическими работниками. Это даст студенту опыт публичных выступлений, необходимый для защиты проекта.

4. Научному руководителю обязательно следует ознакомиться с текстом будущего доклада студента, иллюстративным материалом и презентацией, которые будут демонстрироваться на защите и, в случае необходимости, внести коррективы. Следует обратить внимание на то, чтобы на защиту выносились наиболее значимые выводы. Кроме того, необходимо проанализировать последовательность обоснования защищаемых выводов и предложений, логику построения выступления в целом. Должна обеспечиваться взаимосвязь основных результатов, достигнутых в проекте, и текста доклада с подготовленным иллюстративным материалом. Задачи научного руководства на данном этапе: во-первых, помочь студенту подготовить доклад, презентацию или иллюстрации для защиты, а также представить лучшие стороны проекта; во-вторых, психологически настроить его не на простое воспроизведение фрагментов проекта, а именно на его защиту.

Ответственность за теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы, качество содержания и оформление дипломного проекта полностью лежит на дипломнике, а не на научном руководителе.

4. Структура и содержание дипломного проекта

Дипломный проект состоит из структурных элементов, которые располагаются в следующей  последовательности:

- титульный лист;

- задание на выполнение дипломного проекта;

- график выполнения дипломного проекта;

- содержание;

- введение;

- главы основной части;

- заключение;

- библиографический список;

- приложения.

Титульный лист является первой страницей дипломного проекта и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Он заполняется в соответствии с требованиями кафедры менеджмента (приложение 5) и содержит следующие сведения:

  1.  полное наименование вышестоящей организации, вуза, факультета, выпускающей кафедры;
  2.  отметка заведующего выпускающей кафедры о допуске к защите;
  3.  тема дипломного проекта;
  4.  фамилия, полные имя и отчество, группа дипломника и его подпись;
  5.  фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание научного руководителя и его подпись;
  6.  место и год выполнения дипломного проекта.

После титульного листа помещаются задание на выполнение дипломного проекта (приложение 3) и график подготовки дипломного проекта (приложение 4).

Содержание помещается после графика выполнения дипломного проекта. В содержании приводятся наименования структурных элементов дипломного проекта (введение, заголовки всех разделов и подразделов, заключение, библиографический список, приложения) с указанием страниц, с которых начинаются составные части проекта. Наименования глав в содержании должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя давать их в сокращенной формулировке, в другой последовательности или соподчинённости по сравнению с заголовками в тексте.

Если в проекте используются малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы и специфические термины, то их следует представить в виде отдельного перечня после содержания.

В методическом отношении можно рекомендовать некоторую типовую схему дипломного проекта и выделить в ее составе следующие разделы:

Наименование раздела дипломного проекта

Кол-во стр.

Введение

3-4

Теоретическая часть

15-20

1.1.

Характеристика исторических подходов и современного состояния исследуемой проблемы и путей ее решения

5-6

1.2.

Методические подходы к решению проблемы

5-6

1.3.

Выбор инструментария проведения исследования

5-6

Аналитическая часть

20-25

2.1.

Технико-экономическая характеристика объекта и анализ сложившегося положения дел в организации

10-12

2.2.

Анализ действующей системы или существующей практики организации работ по проблеме исследования (изучаемой конкретной проблемы менеджмента).

10-12

Проектная часть

25-30

3.1.

Разработка проекта совершенствования в соответствии с выбранной темой дипломного проекта

10-15

3.2.

Расчет социально-экономической эффективности

7-10

3.3.

Мероприятия по внедрению проекта

5-6

Заключение

3-4

Библиографический список

3-4

Приложения

Итого

70-85

Введение должно содержать краткое обоснование актуальности темы дипломного проекта, цели и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования. Во введении должно быть также указано, с использованием материалов, какой организации (предприятия) выполнен дипломный проект.

Актуальность - обязательное требование к любому дипломному проекту, поэтому введение всегда начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Умение студента выбрать тему и правильно оценить ее актуальность с точки зрения своевременности и практической значимости характеризует его профессиональную подготовленность.

Во введении автор проекта раскрывает основные мотивы выбора темы. Например, одним из таких мотивов может быть проблемы управления предприятием, неудовлетворительное состояние одной из сфер деятельности (низкий технический и организационный уровень, невысокое качество изделий, отсутствие какой-либо конкурентной стратегии на рынке, слабость тех или иных служб, неразвитость отдельных функций и направлений хозяйственного руководства и гибкого взаимодействия с рыночными структурами и др.).

Потребность в разработке проблемы может быть высокой и в условиях развивающихся предприятий с хорошо отлаженной структурой деятельности. Здесь она определяется задачами разработки вариантов более динамичной инвестиционной, товарной, финансовой и других направлений политики, усовершенствования маркетинговой системы, реструктурирования деятельности, создания новых хозяйственно-экономических коммуникаций и т.д.

Велико также значение тех проблем менеджмента, которые предопределяются быстрым моральным старением техники, возрастанием потребительского спроса на продукцию и услуги. Сохраняется актуальность проектов, связанных с освоением форм, методов управления и опыта хозяйственного руководства в условиях рынка.

Далее логично перейти к цели исследования, а также определить конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Формулировки задач делаются в виде перечисления (изучить ..., рассмотреть ..., установить ..., выявить ..., проанализировать ..., разработать ...и т. п.). Формулировки задач необходимо тщательно продумать, поскольку, во-первых, они являются основой названий составных частей глав проекта, и, во-вторых, содержание дипломного проекта по сути составляет описание решения этих задач.

Объём введения составляет 3-4 страницы.

Разделы (главы) дипломного проекта, в зависимости от его специфики, должны оформляться в виде отдельных параграфов, содержание которых определяется темой проекта. Они могут варьировать по составу и количеству, а также объему. Вместе с тем, устанавливаются общие требования, отражающие содержание квалификационных характеристик будущего специалиста, независимо от темы дипломного проекта.

Первая глава по содержанию излагаемою материала является теоретической. Теоретическая часть в конкретном дипломном проекте должна иметь свое название. В этой главе раскрываются методологические основы рассматриваемой проблемы с учётом современных требований. Здесь необходимо: дать характеристику степени проработанности проблемы в литературных источниках (монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т.п.), а также уровня ее реализации в практике работы предприятий; определить сущность исследуемой проблемы, обобщить опыт (как положительный, так и негативный) реализации рассматриваемой проблемы в деятельности отечественных и зарубежных организаций, например, по методическому обеспечению, степени проработки организационного, экономического, правового механизма реализации проблемы; определить, какие процессы (организационные, экономические, социальные) составляют основу рассматриваемой проблемы; наметить пути решения проблемы; выделить состав и краткое содержание принципов и методов реализации изучаемой проблемы на практике; указать, какое место занимает рассматриваемая проблема в сложившейся системе управления организации.

Литературный обзор в теоретической части лучше построить по принципу дедукции - "от общего к частному". Необходимо показать, частью какого общего проблемного поля является исследуемая тема, каких теоретических концепций, парадигм придерживается студент, по каким соображениям. Если студент пытается проанализировать несколько подходов к обсуждаемому предмету, то изложение этих подходов должно быть между собой соразмерно по объему.

В теоретической главе необходимо четко разграничить излагаемые концепции авторов и  собственные мнения, оценки, выводы, возражения. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок, так как дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения качественного и количественного анализа состояния вопроса в конкретных условиях (теоретического аспекта, конкретной сферы, отрасли, предприятия).

В начале теоретической главы желательно остановиться на ключевых понятиях, которые используются в исследовании, и дать их рабочие определения (ваши авторские или других авторов с обязательной ссылкой на первоисточник). Везде, где идет речь о литературных источниках и приводятся мнения разных авторов, должны быть ссылки на источники и литературу

Студенту необходимо сопоставить различные точки зрения отечественных и зарубежных авторов, дать их критический анализ и на этой основе определить свою позицию. Таким образом, первая глава служит теоретической базой для последующего исследования фактических данных и разработки практических рекомендаций по совершенствованию управления предприятием. Примерный объём первой главы - до 25 страниц.

Вторая глава – аналитическая, в конкретном дипломном проекте должна иметь свое название.

Содержание этой части проекта не может быть типовым. Оно обусловливается его темой, характером самого объекта, предметом анализа и проектирования. В ней дается глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития исследуемого объекта (теоретического или практического). Она включает два параграфа. Первый представляет собой краткую характеристику исследуемого объекта. Здесь необходимо раскрыть:

- историю создания и развития предприятия, основные параметры объекта (особенности объекта,  направления деятельности, уровень оснащенности и качество этой деятельности, занимаемая позиция на рынке, в т.ч. по долевым характеристикам и масштабам воздействия на потребителей и своих конкурентов и др.);

- организационно-правовую форму, отношения   собственности,   функциональные связи   и зависимости;

- основные цели, задачи и виды деятельности предприятия;

- характеристику внешней и внутренней среды (важнейшими составляющими здесь следует считать: обзорные характеристики цен и покупательной способности потребителей;   оценка конкурентов; налоги и    особенности    взаимодействия    на   территории    размещения    и    с финансовым рынком и др.);

- характеристика факторов хозяйственной деятельности (капитал,   состав   и структура  оборотных производственных фондов, структура и характеристика работающих, издержки и др.) и оценку основных показателей, характеризующих эффективность и  результативность производственно-коммерческой  деятельности (приложение 6);

- оценку финансового положения предприятия, устойчивость объекта, его рыночной состоятельности (приложение 7).

Приведенные сведения должны быть достаточными для определения направлений и особенностей экономического развития объекта. Выяснение характера и установление причин этого развития на основе анализа изменения основных показателей деятельности предприятия проводится не мене чем за три года. Анализ деятельности выполняется по данным бухгалтерской и статистической отчётности, аналитические данные оформляются в виде таблиц, графиков, рисунков и сопровождаются пояснительной запиской и выводами о конкурентоспособности предприятия.

Особое место следует уделить анализу состояния системы управления исследуемого объекта. Здесь приводится анализ подсистемы линейного руководства, целевых, функциональных и обеспечивающих подсистем управления организации. Этот анализ следует проводить в поэлементном разрезе: кадры управления, технические средства управления, информация, методы организации управления, функции управления, организационная структура управления, управленческие решения.

Второй параграф  особо важен для дипломного проекта. По результату анализа системы управления исследуемого объекта следует определить место, которое занимает  выбранная для исследования проблема, и остановиться на подробном анализе состояния исследуемой организации по выбранной теме дипломного проекта.  В нем на основе привлечения фактического материала, изучения накопленного опыта определяются особенности используемого в организации управления данным объектом подходы и методы решения проблемы.

Анализ структуры действующей  системы и сложившихся организационно-управленческих процедур, должен показать значение каждого элемента в изучаемом комплексе для эффективного и своевременного достижения целей.

Изучение структурных характеристик действующей системы должно сопровождаться анализом состояния объекта управления, тех его сторон, которые определяются деятельностью и эффективным исполнением данной функции менеджмента. Этими сторонами могут быть процессы маркетинга (продвижение товаров и их сбыт, реклама, обслуживание потребителей и др.), инновационная деятельность  (внедрение новой техники, совершенствование структуры производства, выпускаемой продукции), состояние персонала, инвестиционные процессы и т.п.

Анализ общего состояния дел в конкретной сфере функционирования объекта должен сопровождаться определением оказавших влияние причин, оценкой сильных и слабых сторон данного подхода, изучением экономической эффективности вклада этой сферы менеджмента в общие результаты. В аналитической части всего дипломного проекта должны использоваться различные приемы и методы анализа, аналитические таблицы и расчеты, графические способы отражения результатов анализа. Такой анализ может выявить существующие проблемы на предприятии по выбранной теме исследования.

В итоге проведенного в этой главе анализа определяется необходимость дальнейшего ее совершенствования. Проектные предложения автора должны вытекать из полученных в ходе разработки второй главы результатов исследования и анализа. Должна быть разработана методика проведения анализа, из которой должно быть ясно, какие показатели исследуются, каким образом получена информация для анализа тех или иных показателей, каким способом анализируется состояние показателей.

Необходимые данные для выполнения аналитической части могут быть получены на основе действующей в организациях системы плановых, учетных, отчетных и статистических документов; системы оперативного учета, которые ведутся техническими, экономическими, производственными и т.п. подразделениями и службами; из методических и нормативных документов, регламентирующих деятельность организаций и их подразделений, звеньев и уровней управления, а также на основе данных опроса, наблюдений и экспертных оценок.

В качестве выводов в тезисной форме следует подвести общий итог, характеризующий нерешенность вопросов в области управления исследуемой организации. Следует описать все недостатки, выявленные при анализе состояния изучаемой проблемы, которые необходимо решить.

Примерный объём второй главы - до 25 страниц.

Третья часть проекта носит проектный или рекомендательный характер и является основной. Качество ее выполнения в значительной мере определяет практическую ценность дипломного проекта.

Проектные разработки должны содержать вытекающую из результатов анализа конкретизацию основных путей улучшения положения дел в той сфере менеджмента, которая составляет предмет дипломного проекта. Автору с этой целью необходимо выполнить весь комплекс обоснований, включающий в т.ч. расчеты их целесообразности для данного объекта.

Проектный раздел должен включать в свой состав:

  1.  Обоснование выбираемого автором подхода к решению проблемы. Такое обоснование может быть выполнено на основе описываемых в литературе и используемых на практике методов или систем менеджмента. Здесь же должна быть определена,    с    учетом  специфических    особенностей    объекта проектирования, целесообразность       предлагаемого       варианта проектирования, рассмотрена его сущность;
  2.  Организационно-управленческие и технико-экономические проектные разработки новой или улучшенной системы  менеджмента применительно к условиям и факторам объекта проектирования;

3. Оценка экономической эффективности и производст-венно-хозяйственных результатов,  которые могут быть достигнуты при внедрении проекта, их воздействия на финансово-хозяйственную устойчивость предприятия и его положение на рынке.

Должен быть представлен состав  мероприятий по социально - психологическому, профессиональному и ресурсному обеспечению внедрения проекта, контролю хода внедрения, стимулирования всех участвующих в нем работников. Состав мероприятий может быть представлен в форме плана с указанием сроков их проведения, ответственных должностных лиц.

Предложения и рекомендации третьей главы должны иметь научное обоснование и возможность практического подтверждения. Проектирование обязательно должно быть выполнено с использованием оптимизационных расчетов, современных  информационных технологий и компьютерной техники.

Объем проектной части должен составлять до 30 стр.

Обязательной для дипломного проекта является логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи темы на протяжении всего проекта.

Основная часть дипломного проекта завершается заключением. В заключении должны быть обобщены результаты всего проекта и оценена самим студентом степень выполнения поставленной задачи. Заключение составляется по следующей схеме:

выводы по результатам анализа и проектирования;

обобщенная характеристика использованного подхода,  методов и средств обоснования и решения задач;

полученные результаты проектирования и их эффективность;

предложения по всему комплексу работ и по внедрению разработок.

Приводятся данные о технико-экономических и других преимуществах предложенных разработок, а также показываются пути и методы внедрения проектных обоснований и разработок в практику. Автор должен в сжатой форме объяснить особенности использованного им подхода, дать обзор способов решения задач, указать на наличие в его проекте исследовательской части, дать характеристику степени его личного участия при разработке исследовательской части и самих предложений.

Заключение должно быть изложено на 3-4-х страницах.

В библиографический список входят все использованные источники в алфавитном порядке, не менее
30-35 научных, учебных и справочных источников. Сначала в списке указывают нормативные акты, далее - литературные источники. Перечень нормативных правовых актов приводится в порядке убывания по юридической силе. Сведения о книгах и статьях должны соответствовать правилам библиографического описания (приложение 8).

Приложения в дипломном проекте дополняют текст и представляют собой вспомогательный материал, уточняющий основную часть проекта (промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, распечатки программных документов, используемых для расчетов, инструкции, отдельные положения нормативных актов). По форме они могут представлять собой текст, графики, таблицы.

На последней странице проекта ставится дата (число, месяц, год) окончания работы и подпись автора.

Таким образом, общий объём проекта должен составлять около 80 страниц машинописного текста. Дипломный проект представляется в переплетённом виде (в твердом переплёте).

5. Сроки разработки, порядок изложения и оформления материала дипломного проекта

Дипломный проект разрабатывается студентами в соответствии с рабочими учебными планами. Конкретные сроки написания отдельных глав указываются в графике выполнения дипломного проекта.

Законченные главы дипломного проекта в установленные сроки должны сдаваться научному руководителю на проверку. Сроки представления отдельных глав и всего дипломного проекта в целом устанавливаются научным руководителем для каждого студента индивидуально. Однако, эти дифференцированные сроки не выходят за рамки предельных сроков, предусмотренных приказом ректора СИУ.

Научный руководитель, проверив главу, может вернуть ее студенту для доработки со своими письменными замечаниями. Дополнительные (устные) замечания и рекомендации по доработке главы могут быть даны студенту во время очередной консультационной встречи. В соответствии с полученными от научного руководителя замечаниями студент в установленный срок должен доработать главу. В дальнейшем руководитель проставляет в задании фактические сроки разработки отдельных глав.

Изложение материала дипломного проекта должно соответствовать таким критериям, как научность, системность изложения, целостность. Критерий научности подразумевает достоверность и точность приводимых фактов. Системность изложения обеспечивается логической последовательностью, аргументированностью выводов, доказательностью приводимых положений. Целостность проекта обеспечивается за счет взаимодействия разделов между собой,

Язык дипломного проекта должен быть связан со специфическим языком соответствующей науки или сферы деятельности. Студент должен полно и корректно использовать основной терминологический фонд данной сферы деятельности, стандартизованную лексику и фразеологию.

Особое внимание следует уделять в дипломном проекте использованию терминов. Термин – это слово (или сочетание слов), являющееся точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. п. Главное требование: все термины должны быть раскрыты и объяснены. При этом следует отметить, что одним из показателей овладения профессией является хорошее знание выпускником профессиональной лексики.

При изложении материала необходимо добиваться единообразия в использовании терминов и понятий, в развертывании рассуждений, в формулировании выводов.

Дипломный проект - авторское произведение, поэтому студенту как автору дипломного проекта следует избегать простого пересказа прочитанного, излагая собственное понимание сущности вопросов темы. И, тем более, не допускается делать монтаж проекта путём выписки фраз из литературных источников.

При изучении литературных источников особое внимание следует уделять спорным вопросам, трактуемым различными авторами по-разному или вступающим в противоречие с инструктивными материалами и законодательными актами. По таким вопросам студент должен сформулировать в дипломном проекте своё мнение, подкреплённое соответствующими аргументами.

При изложении материала для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник либо для критики какого-либо тезиса существенная роль отводится цитатам. Цитировать текст следует полностью, без малейших изменений и произвольных сокращений. Пропуск слов и предложений при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. При этом важно сохранить смысл, который был вложен автором в приводимую выдержку из текста. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. Некоторые правила использования цитат:

  1.  соразмерная краткость - цитаты должны быть не очень объемными и их в тексте не должно быть слишком много;
  2.  точность - нужно сохранять все выделения, сделанные автором, в случае пропуска части текста внутри цитаты нужно ставить многоточие, а также тогда, когда предложение цитируется не с начала и не до конца;
  3.  соответствие контексту изложения - цитаты по содержанию должны подходить логике излагаемого материала.

Письменная речь имеет свои стилистические особенности. Текст дипломного проекта должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований. Обязательным условием объективности изложения материала является указание на источник сообщения (кем высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное выражение). Для этого в тексте используются специальные вводные слова и словосочетания: «по сообщению», «по сведениям», «по мнению», «по данным» и др.

Смысловая точность - одно из главных условий, определяющих культуру письменной речи. В проекте должны применяться научные термины, обозначения и определения, установленные соответствующими нормативными документами, а при их отсутствии - общепринятые в научной литературе.

Стиль письменной речи можно определить как безличный монолог. Иногда допускается выражать личное авторство во множественном числе через «мы», подчёркивая тем самым существование формального коллектива для объективности изложения. Но не всегда это уместно. Для исключения необходимости употреблять личное местоимение в тексте рекомендуется применять следующие конструкции: неопределённо-личные предложения (например, «финансово-хозяйственную деятельность предприятия анализируют ...»), предложения со страдательным залогом (например, «разработан комплексный подход к анализу ...»), а также форма изложения от третьего лица (например, «автор полагает...»).

Дипломный проект оформляется на компьютере в текстовом редакторе Word для Windows. Размер полей (расстояние между текстом и краем страницы): слева - 30 мм, справа - 10 мм, сверху - 20 мм, снизу - 20 мм. Нумерация страниц - в правом верхнем углу страницы на уровне 15 мм от края листа арабскими цифрами. Междустрочный интервал - 1,5 (в рабочем поле документа располагается 28-30 строк); размер шрифта (кегль) - 14; тип (гарнитура) шрифта - для основного текста - Times New Roman, начертание литер обычное; для заголовков размер шрифта (кегль) - 16, начертание литер полужирное; для подзаголовков размер шрифта (кегль) - 14, начертание литер полужирное; выравнивание основного текста - по ширине; перенос автоматический.

Все разделы (главы) в оглавлении и тексте проекта, кроме «Введения» и «Заключения» должны быть пронумерованы арабскими цифрами.

Каждый раздел, в т.ч. «Введение» и «Заключение» начинается с новой страницы.

Подразделы (параграфы) следует нумеровать в пределах каждого раздела (главы). Номер каждого параграфа должен состоять из номера подраздела (параграфа), разделенных точкой. В конце номера подраздела также ставят точку, например: 2.1. (первый параграф второй главы).

Главы и параграфы должны иметь краткие, соответствующие содержанию заголовки. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках не допускается.

Нумерация страниц должна быть сквозной. Первой страницей является титульный лист, второй и третьей – задание на выполнение дипломного проекта, четвертой – график подготовки дипломного проекта. На страницах 1-4 номера страниц не ставят, пятой страницей является содержание.

Рисунки и таблицы, расположенные на отдельных страницах необходимо включать в сквозную нумерацию страниц.

Все иллюстрации (фотографии, графики, схемы, чертежи и пр.) именуются рисунками. Рисунки нумеруются последовательно сквозной (единой) нумерацией в пределах всего дипломного проекта  арабскими цифрами, например: «Рис. 1», «Рис. 5.» и т.д. Рисунок должен размещаться сразу после ссылки на него в тексте проекта. Подпись помещают под рисунком в одну строку с его номером. Например:

Рис. 3. Варианты интерпретации факторов развития хозяйственно-экономического положения объекта анализа

Цифровой материал рекомендуется оформлять в виде таблиц. Таблицы должны нумероваться сквозной (единой) нумерацией в пределах всего дипломного проекта арабскими цифрами. Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок, который помещают над соответствующей таблицей. Подчеркивать заголовок не следует. Над правым верхним углом таблицы и заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием порядкового номера таблицы, например: «Таблица 5». Пример оформления таблиц представлен в приложениях 6 и 7.

Графу «№ п.п.» в таблицу включать не следует. Таблица должна размещаться сразу после ссылки на нее в тексте дипломного проекта. При переносе таблицы на следующую страницу необходимо перенумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Эту страницу начинают с надписи «Продолжение табл.» с указанием номера.

Над окончанием таблицы нумерационный заголовок оформляется в виде слов «Окончание табл.» (например «Окончание табл. 2»).

Ссылки на таблицы в основном тексте пояснительной записки дают в сокращенном виде (например «табл. 2»). Показатели таблицы могут иметь одинаковую единицу измерения, тогда она выносится в тематический заголовок. Если показатели имеют различные единицы измерения, в таблицу включают отдельную графу «Единица измерения». Последние могут быть записаны в сокращенном виде, но с соблюдением действующих стандартов. Графа «№ п/п» включается в таблицу, только если в тексте должны быть ссылки на строки таблицы. Допустимо вместо отдельной графы проставлять соответствующий номер с последующей точкой непосредственно перед наименованием показателя в боковине таблицы.

Таблицы и иллюстративные материалы располагают таким образом, чтобы их можно было читать без поворота рукописи или, в крайнем случае, с поворотом по часовой стрелке.

Формулы, помещенные в дипломном проекте, должны нумероваться в пределах   всего   проекта   сквозной   (единой)   нумерацией   арабскими цифрами. Номер формулы следует заключать в круглых скобках и помещать на правой стороне листа на уровне нижней строки формулы, к которой он относится. Под формулой пишут слово «где», а затем расшифровывают ее составляющие в той последовательности, в которой они приведены в формуле. В конце формулы и в поясняющем ее тексте знаки препинания расставляются в соответствии с правилами пунктуации. Например:

 NCF  =  ПО + АО – Из – Н,                                 (1)

где ПО – прибыль от операций, АО  –  амортизационные отчисления, Из  –  инвестиционные затраты, Н –  налоговые выплаты.

При использовании в дипломном проекте цитат и мнений других авторов обязательны библиографические ссылки на источники. После упоминания литературного произведения или приведения цитаты в квадратных скобках проставляют номер, под которым это произведение значится в библиографическом списке, а при цитировании - также номер страницы, на которой приведена цитата (например, [17] или [19, с. 67]).

При оформлении библиографического списка необходимо учитывать требования ГОСТа 7.1-2003. Сведения о книгах в библиографическом списке должны включать фамилию и инициалы автора, наименование книги, место издания (город), издательство, год издания, количество страниц. Сведения о статьях из журналов, сборников, научных трудов включают фамилию и инициалы автора, название статьи, наименование сборника, журнала (название, год, номер, страницы), сведения о газетных статьях - название, год, число, месяц или номер и страницу, если объем газеты более 6 с. Примеры оформления приведены в приложении 8.

Последовательность включения источников в библиографический список следующая:

законодательные материалы РФ;

постановления правительства;

нормативные документы и статистические материала (в хронологическом порядке);

литературные источники (монографии, учебная литература, статьи из периодических изданий) в алфавитном порядке.

Нумерация источников в библиографическом списке должна быть сквозной. Он должен иметь не менее 30-35 наименований.

После библиографического списка представляют приложения (таблицы, графики, схемы, исходные и другие материалы, которые были использованы при выполнении дипломного проекта как вспомогательные). Приложения должны иметь последовательную нумерацию и заголовки, отражающие их содержание.

Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. Каждое приложение начинают с новой страницы, с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и его нумерация. Ниже дается его название.

Завершение дипломного проекта в первом варианте и представление ее научному руководителю осуществляется студентом не позднее чем за один месяц до даты защиты дипломного проекта.

6. Подготовка к защите  и защита дипломного проекта

После того, как написаны и доработаны все главы, введение и заключение, подписанный студентом на титульном листе и на последней странице текста проект, представляется руководителю в согласованные с ним сроки (за две недели до защиты дипломного проекта) на отзыв.

Научный руководитель, после получения окончательного варианта дипломного проекта, составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует качество дипломного проекта, ее характерные особенности и положительные стороны; излагает наиболее важные проблемы, подвергшиеся исследованию; отмечает практические предложения, которые содержатся в проекте, особое внимание обращает на отмеченные ранее недостатки, не устраненные дипломником (приложение  9).  

Руководитель не дает оценки проекта, а указывает лишь на возможность допуска ее к защите или мотивирует, почему она не удовлетворяет предъявляемым требованиям и не может быть допущена к защите.

После просмотра и одобрения дипломного проекта руководитель подписывает ее на титульном листе и вместе со своим письменным отзывом представляет заведующему кафедрой.

Для получения объективной оценки труда дипломника специалистом в соответствующей области дипломный проект направляется на внешнее рецензирование. Рецензентом может быть руководитель высшего звена управления.

В рецензии должна быть подтверждена (или не подтверждена) актуальность темы дипломного проекта, в сжатой форме раскрыто основное содержание проекта, отмечены ее достоинства и недостатки. В заключительной части рецензии указывается практическое значение проекта, отражается научно-исследовательский характер, если таковые имеют место, дается однозначная оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) дипломного проекта.

Рецензент в своей оценке дипломного проекта должен обращать внимание на логику изложения собранного материала, наличие новых идей, степень их завершенности, практическую значимость и возможность их использования в конкретных производственных условиях. В конечном счете, рецензент должен оценить, насколько представленный на защиту дипломный проект соответствует требованиям, которые предъявляются к специалистам данного профиля. Образец оформления рецензии представлен в приложении. Эта оценка учитывается Государственной аттестационной комиссией.

Рецензия, как правило, выполняется на бланке организации, где работает рецензент, а его подпись заверяется печатью.

Оформленная рецензия и отзыв научного руководителя сдаются на кафедру вместе с дипломным проектом, если результаты исследования принимаются к внедрению, то дополнительно необходимо представить к защите справку установленного образца (образец имеется на кафедре).

Заведующий кафедрой, исходя из содержания отзыва научного руководителя и внешнего рецензента, решает вопрос о допуске студента к защите дипломного проекта и делает отметку на титульном листе проекта. В случае если заведующий кафедрой не считает возможным допустить к защите дипломного проекта, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя.

Основанием  не допуска студента к защите является:

недостаточный объем всего проекта или отдельных его разделов;

низкое качество всего проекта или отдельных его частей, отсутствует расчет эффективности проектных мероприятий и
т. п.;

несамостоятельность выполнения работы (копирование ранее защищенных работ, расчетов и обоснований, выполнение дипломного проекта другими лицами).

Протокол заседания кафедры представляется на утверждение ректору.

Защита дипломного проекта является важным завершающим этапом учебного процесса. Дипломный проект защищается на открытом заседании ГАК, на которое рекомендуется приглашать руководителей дипломных проектов и рецензентов.

Получив положительные отзывы научного руководителя, внешнего рецензента и допуск заведующего кафедрой студент готовится к защите. Студент должен не только подготовить высококачественный проект, но и уметь защитить его, так как иногда высокая оценка руководителя и рецензента снижается из-за плохой защиты.

К защите студентом готовится доклад на 7-10 минут, в котором четко и кратко излагает основные положения дипломного проекта: что сделано лично дипломником; чем он руководствовался при исследовании темы; что является предметом изучения; какие методы использованы при изучении рассматриваемой проблемы; какие новые результаты достигнуты в ходе исследования и каковы основные выводы, доказывается целесообразность внедрения проектных разработок.

Доклад должен быть кратким, содержательным и точным, формулировки обоснованными и лаконичными, содержать выводы  и предложения. Более конкретно содержание определяется дипломником совместно с научным руководителем.

Краткий доклад должен быть подготовлен письменно, но выступать на защите следует не зачитывая текст, лучшее впечатление производит свободное изложение материала.

Для наглядности целесообразно подготовить иллюстрационный материал в виде комплектов на листах формата А4, размноженных для каждого члена комиссии (титульный лист представлен в приложении 11) и/или презентацию с использованием пакета MS PowerPoint (фрагмент презентации представлен в приложении 12) и мультимедийных средств.  Цифровые данные в докладе приводятся в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода.

В начале защиты председатель ГАК объявляет тему дипломного проекта и предоставляет дипломнику слово для выступления и изложения содержания и результатов дипломного проекта.

Студент в отведенное ему время излагает основное содержание дипломного проекта, иллюстрируя его соответствующим материалом.

Важный и ответственный момент защиты дипломного проекта - ответы на вопросы. Вопросы дипломнику задают сразу же после его выступления. Количество вопросов, задаваемых студенту при защите дипломного проекта, не ограничивается. Вопросы могут быть заданы как непосредственно связанные с темой дипломного проекта, так и по другим дисциплинам специальности.

Студент может отвечать на вопросы либо сразу, либо в заключительном слове. При подготовке ответов на вопросы и замечания рецензента он имеет право пользоваться своим дипломным проектом. Ответы на вопросы должны быть убедительны, теоретически обоснованы, а при необходимости подкреплены цифровым материалом. Следует помнить, что ответы на вопросы, их полнота и глубина влияют на оценку по защите дипломного проекта, поэтому ответы необходимо тщательно продумывать.

После вступительного слова (доклада) студента и заданных ему вопросов слово предоставляется рецензенту и научному руководителю, при их отсутствии зачитываются подготовленные ими материалы – рецензия и отзыв, а затем дается возможность дипломнику ответить на замечания, высказанные в его адрес в зачитанных документах. Дипломник может соглашаться с ними, объяснять причину недоработок, указывать способы их устранения или аргументировано опровергать их, отстаивая свою точку зрения. После чего защита дипломного проекта считается оконченной.

На закрытом заседании Государственная аттестационная комиссия подводит итоги защиты дипломного проекта. Проекты оцениваются в соответствии с разработанными критериями оценки дипломных проектов. Результаты защиты определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании (при равном числе голосов голос председателя является решающим).

После этого приглашаются дипломники, председатель ГАК оглашает результаты защиты дипломных проектов. Лучшие проекты могут быть рекомендованы для публикации и внедрения по заявкам предприятий. При наличии оснований Государственная аттестационная комиссия может отметить в своем решении склонность отдельных студентов к научно-исследовательской работе и рекомендовать их для поступления в аспирантуру.

В тех случаях, когда защита дипломного проекта признается неудовлетворительной, студент отчисляется из СИУ с выдачей справки установленного образца, диплом студенту не выдается. Повторная зашита дипломной работы разрешается в течение 2-х лет после отчисления. При этом вопрос о теме дипломного проекта для повторной защиты в каждом конкретном случае решается кафедрой.

Студенту, сдавшему государственный квалификационный экзамен и защитившему дипломный проект, присваивается решением Государственной аттестационной комиссией квалификация "Менеджер" по специальности "Менеджмент организации" и выдается диплом государственного образца.


Приложение 1

«УТВЕРЖДАЮ» 

зав. кафедрой__________________

«_____»_________________200__г.

НОУ ВПО «Самарский институт управления»

Заведующему кафедрой менеджмента

_____________________________________

от студента(ки)________________________

группы_______________________________

место работы__________________________

должность____________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу утвердить мне тему дипломного проекта________________

____________________________________________________________________________________________________________________

с использованием материалов________________________________

                                                                  название  организации

_______________

                                                                                          подпись студента

Назначить руководителем дипломного проекта _________________

__________________________________________________________

ФИО, степень, звание, должность

_______________

                                                                                                                                         подпись  руководителя 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тематика

дипломных проектов по специальности

080507 65"Менеджмент организации"

для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения

  1.  Разработка бизнес-плана (инновационного, инвестиционного) проекта
  2.  Организация предприятия малого бизнеса
  3.  Разработка проекта создания нового вида продукции (услуги) для предприятия
  4.  Разработка и внедрение системы проектного управления предприятием
  5.  Организация проектного финансирования предприятия
  6.  Разработка и экономическое обоснование инвестиционного проекта
  7.  Разработка и управление инвестиционным проектом развития предприятия
  8.  Разработка и управление инвестиционным проектом по продвижению товара на рынке
  9.  Организация маркетинговой деятельности предприятия
  10.  Организация службы маркетинга на предприятии
  11.  Совершенствование деятельности маркетинговой службы предприятия
  12.  Разработка маркетинговых технологий продвижения продаж предприятия
  13.  Разработка маркетинговой стратегии продвижения товара на рынок
  14.  Анализ и совершенствование информационного обеспечения маркетинговой деятельности предприятия
  15.  Разработка маркетинговой программы по продвижению товара на рынок
  16.  Разработка плана маркетинга предприятия
  17.  Организация и проведение маркетинговых исследований
  18.  Управление торговой маркой
  19.  Маркетинговый подход к организации сбытовой деятельности предприятия
  20.  Организация сбытовой деятельности предприятия
  21.  Менеджмент совершенствования сбытовой деятельности изделий предприятия
  22.  Разработка рекламной стратегии предприятия
  23.  Разработка рекламной кампании предприятия и анализ её эффективности
  24.  Организация и планирование рекламной деятельности фирмы
  25.  Стратегическое планирование и его применение в маркетинговой деятельности предприятия
  26.  Разработка финансового плана предприятия
  27.  Совершенствование управления оборотным капиталом предприятия
  28.  Разработка и анализ системы планов предприятия
  29.  Разработка механизма согласования управления сбытом предприятия
  30.  Организация и оценка эффективности закупочной деятельности на предприятии
  31.  Обоснование выбора поставщиков и оптимизация управления закупками на предприятии
  32.  Логистическая организация производственных процессов на предприятии
  33.  Разработка системы управления запасами на предприятии
  34.  Организация и управление системой складирования на предприятии
  35.  Организация и управление транспортными системами сбора и распределения продукции предприятия
  36.  Разработка структуры и организация каналов распределения продукции на предприятии
  37.  Организация логистики в сервисных организациях
  38.  Анализ эффективности функционирования логистических систем
  39.   Организация и оперативное управление информационными потоками в логистической системе предприятия
  40.  Исследование потребностей, спроса и предложения по видам товара и услуг
  41.  Совершенствование управления текущими активами предприятия
  42.  Совершенствование системы финансового планирования предприятия
  43.  Корпоративная система управления финансами и ресурсами предприятия
  44.  Выбор и оценка источников финансирования инвестиций
  45.  Оценка инвестиционной привлекательности предприятия
  46.  Оценка и управление предпринимательскими (финансовыми, инвестиционными) рисками
  47.  Разработка системы рейтинговой оценки покупателей (системы оценки платежеспособности)
  48.  Планирование денежных потоков предприятия (формирование системы бюджетов предприятия)
  49.  Управление формированием прибыли на предприятии
  50.  Оценка целесообразности лизинга
  51.  Пути и средства повышения эффективности управления предприятия
  52.  Анализ и развитие системы оплаты труда персонала предприятия
  53.  Разработка системы управления персоналом предприятия
  54.  Диагностика системы управления персоналом предприятия
  55.  Анализ и совершенствование системы управления персоналом предприятия
  56.  Совершенствование кадрового планирования предприятия
  57.  Анализ и разработка системы аттестации персонала предприятия
  58.  Управление персоналом как составная часть менеджмента предприятия
  59.  Анализ и повышение квалификации персонала предприятия
  60.  Разработка стратегии повышения конкурентоспособности предприятия
  61.  Стратегический анализ внешней среды предприятия
  62.  Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия
  63.  Разработка стратегии развития предприятия
  64.  Проектирование диверсификации деятельности предприятия
  65.  Совершенствование системы контроля деятельности предприятия
  66.  Совершенствование процесса принятия управленческих решений
  67.  Совершенствование технологий разработки управленческих решений
  68.  Использование компьютерных технологий в разработке управленческих решений
  69.  Анализ кризисных тенденций в деятельности организации и разработка программ управления
  70.  Разработка проекта реструктуризации предприятия
  71.  Разработка проекта антикризисного управления предприятием
  72.  Разработка механизма контроллинга на предприятии
  73.  Анализ и проектирование системы коммуникаций предприятия
  74.  Разработка системы менеджмента-риска предприятия
  75.  Оценка и анализ организационной культуры в организации
  76.  Формирование корпоративной культуры организации
  77.  Формирование корпоративного духа и организационной культуры предприятия
  78.  Регулирование социально-психологических факторов эффективности деятельности организации
  79.  Разработка системы экономической безопасности предприятия
  80.  Разработка механизма управления предприятием
  81.  Разработка механизма организационного развития предприятия
  82.  Совершенствование организационной структуры управления предприятием
  83.  Анализ и проектирование структуры и системы управления предприятием
  84.  Рационализация структуры управления предприятием
  85.  Анализ и совершенствование системы мотивации персонала предприятия   
  86.  Разработка системы мотивации персонала предприятия
  87.  Оценка эффективности и результативности систем управления предприятием
  88.  Формирование и развитие управленческой команды предприятия
  89.  Совершенствование технологий управления организацией
  90.  Разработка механизма управления внешнеэкономической деятельностью организации
  91.  Управление конфликтами предприятия
  92.  Решение конфликтных ситуаций предприятия
  93.  Организация управления инновациями и организации
  94.  Организация информационного обеспечения системы управления
  95.  Разработка и внедрение системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 на предприятии
  96.  Разработка, внедрение и управление документацией системы менеджмента качества
  97.  Организация работы службы маркетинга в рамках создаваемой системы менеджмента качества
  98.  Управление непрерывным улучшением системы менеджмента качества
  99.  Исследование системы качества на предприятии
  100.  Разработка системы управления качеством на  предприятии.


Приложение 3

Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

 «САМАРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра менеджмента

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ___________

«____»  ___________ 200__г.

ЗАДАНИЕ

на выполнение дипломного проекта

по специальности 080507 65 «Менеджмент организации»

Студенту(ки)____________________________________________

  1.  Тема дипломного проекта_______________________________

_______________________________________________________

2.   Сроки подготовки студентом проекта_____________________

3. Исходные данные к проекту ______________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________ _______________________________________________________

4. Объекты дипломного проекта (предприятия, организации, фирмы, на базе которых выполняется дипломный проект)________

_______________________________________________________

5. Основные части дипломного проекта (перечень подлежащих разработке вопросов, сроки их выполнения и примерный объем в страницах)

Введение__________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Срок выполнения __________________________________________

Примерный объем _________________________________________ 

Глава 1___________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________ Срок выполнения __________________________________________

Примерный объем _________________________________________

Глава 2___________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Срок выполнения__________________________________________

Примерный объем. _________________________________________

Глава 3___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

Срок выполнения___________________________________________

Примерный объем _________________________________________

Заключение ___________________________________________

_________________________________________________________

Срок выполнения__________________________________________

Примерный объем _________________________________________.

6. Перечень графического материала__________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Задание выдал научный руководитель

дипломного проекта

____________________                                              ____________

 (ФИО, степень, звание, должность)                                           (подпись)

Задание принял к исполнению студент          ____________

                                                                                                      (подпись)

                                               Дата выдачи задания    «____»____________________г.


Приложение 4

ГРАФИК подготовки дипломноГО проекта

Содержание работы

Сроки выполнения

Дополнительные контрольные сроки, установленные научным руководителем

Дата факти-ческого выполнения

Составление плана

Изучение и подбор теоретического материала

Подбор фактического материала

Изучение крупных монографий

Написание глав:

Глава I.

Глава II.

Глава III.

Подготовка и написание введения и заключения

Оформление дипломного проекта

Сдача дипломного проекта на кафедру

Подготовка доклада на ГАК, раздаточных материалов, презентации

Студент                                                                   _________________________                                ___________________

                                                                                                    (подпись)

«Согласовано»

руководитель дипломной работы

_____________________________                       ___________________

(Ф.И.О, степень,  звание, должность)                                               (подпись)

                                                                             «___»_____________200__ г.

Приложение 5

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский институт управления»

Кафедра менеджмента

«Допустить к защите»

Зав. кафедрой______________

«____»____________200___г.

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Студента(ки)              Иванова     Ивана     Ивановича                          .

(Ф.И.О.)

факультета       менеджмента                  группы_____МО 48-02д___

на тему       Разработка         системы         управления                . 

(тема дипломной работы с указанием предприятия)

 персоналом    предприятия    (на  примере  ООО «Компас»)   

по специальности      080507 65     Менеджмент организации              .

Научный руководитель

_______________________

(степень, звание, Ф.И.О.)

_______________________

(подпись)

Автор

_______________________

(подпись)

Самара 200__


Приложение 6

Таблица 1

Основные показатели деятельности производственного предприятия

Показатели

Ед. изм.

200_

200_

200_

Темпы роста, %

200_ к 200_

200_ к 200_

1. Выручка-нетто от реализации

  1.  2. Себестоимость проданных товаров

  1.  3. Валовая прибыль

  1.  4. Прибыль от продаж

  1.  5. Прочие расходы и доходы

  1.  6. Прибыль до налогообложения

  1.  7. Чистая прибыль

8. Стоимость имущества

9. Стоимость основных фондов

10. Стоимость оборотных средства

11. Численность персонала,  в т.ч. по категориям

12. Фонд заработной платы

13. Среднемесячная зарплата работника,  в т.ч. по категориям

14. Эффективность использования основных производственных фондов:

фондоотдача

фондоемкость

15. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

16. Продолжительность одного оборота оборачиваемости оборотных средств

17. Производительность труда основного рабочего

18. Затраты на рубль товарной продукции

Таблица 2

Основные показатели деятельности торгового предприятия

Показатели

Ед. изм.

200_

200_

200_

Темпы роста, %

200_ к 200_

200_ к 200_

  1.  Выручка-нетто от реализации

  1.  Себестоимость проданных товаров

  1.  Валовая прибыль

  1.  Издержки обращения

  1.  Прибыль от продаж

  1.  Прочие расходы и доходы

  1.  Прибыль до налогообложения

  1.  Чистая прибыль

  1.  Стоимость имущества

  1.  Стоимость основных фондов

  1.  Товарные запасы

  1.  Численность персонала,  в т.ч. по категориям

  1.  Фонд заработной платы

  1.  Среднемесячная зарплата работника, в т.ч. по категориям

  1.  Общая площадь

  1.  Торговая площадь

  1.  Товарооборачиваемость

  1.  Доходоемкость

  1.  Издержкоемкость

  1.  Товарооборот на 1 кв. м. торговой площади

  1.  Производительность труда   одного работника

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Таблица  1

Показатели эффективности финансово - хозяйственной деятельности предприятия

Показатель

200_

200_

200_

Отклон. по годам

(+,-)

200_ от 200_

200_ от 200_

Рентабельность финансово-хозяйственной деятельности, %

Рентабельность продаж,  %       

Рентабельность активов, %

Фондорентабельность, %

Рентабельность собственного капитала, %

Таблица  2

Показатели финансового положения предприятия

Показатель

200_

200_

200_

Рекомендуемое нормативное значение

Коэффициент абсолютной ликвидности

не ниже 0,1 ... 0,2

Критический коэффициент ликвидности

не ниже 1

Коэффициент текущей ликвидности

не ниже 2

Коэффициент обеспеченности собственными источниками

не ниже 0,1

Коэффициент автономии предприятия

не ниже 0,5

Коэффициент финансирования

не ниже 1

Коэффициент финансовой устойчивости

0,8...0,9; ниже 0,75-критический

Приложение 8

Правила библиографического описания

1. Книга одного автораи более

Абчук, В.А. Менеджмент [Текст] : учебник / В.А. Абчук. - СПб.: Союз, 2002.- 463 с.

2. Книга переводная

Мескон,  М. Основы менеджмента [Текст] : пер. с англ. / М.Мескон, М. Альберт, Ф. Хелоури. - М.: Дело, 2002.-704 с.

3. Книга, без автора, имеющая редактора, составителя

Менеджмент [Текст] : учеб. пособие / под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой.- М.: ЮНИТИ, 2005.- 255 с.

4. Энциклопедия, справочник, словарь

Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А.М. Прохоров.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.- 1456 с.

5.Статья из сборника

Ванина. Э.Г. Анализ кризисного развития организации [Текст] / Э.Г. Ванина // Актуальные вопросы вузовской науки:  сб. научных и научно-метод. статей. Вып.2./ под ред. А.И. Жданова, Н.И. Меркушовой, А.П. Суслёнкова.- Самара: Изд-во Самар. ин-та управления, 2005.- С. 73-84.

6. Статья из журнала

Пудич, В.С. Управленческий аудит и аудит-менеджмент как особый род деятельности менеджера [Текст] / В.С. Пудич, М.Б. Жернакова // Менеджмент в России и за рубежом.- 2005.- № 5.- С.16-30.

7. Статья из газеты

Колесова, О. Словом и делом [Текст] / О. Колесова // Поиск.- 2007.- 9 янв.

  1.  Электронный ресурс

Былов, В.Г. Возможность использования различных индикаторов для оценки региональной социально-экономической ассиметрии [Электронный ресурс] / В.Г. Белов. – Режим доступа: http://ieie.nsc.ru/~tacis/bylov.htm 

Приложение 9

Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

 «САМАРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

ОТЗЫВ

на дипломный проект

Студента(ки)______________________________________________

/фамилия, имя, отчество/

выполненный на тему:______________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Памятка научному руководителю:

  •  Актуальность и значимость темы 
  •  Оценка содержания дипломного проекта
  •  Положительные стороны проекта
  •  Замечания к дипломному проекту
  •  Рекомендации практического использования
  •  Возможность допуска к защите

Научный руководитель дипломного проекта

______________________________                     _______________________

(Ф.И.О, степень,  звание, должность)                                               (подпись)

                                                                             «___»_____________200__ г.


Приложение 10

РЕЦЕНЗИЯ

на дипломный проект

Студента(ки)______________________________________________

/фамилия, имя, отчество/

Тема_____________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Памятка рецензенту:

  •  Актуальность и значимость темы 
  •  Достоинства/недостатки проекта
  •  Практическая ценность разработанных вопросов
  •  Возможность практического использования
  •  Оценка работы (по четырехбалльной системе – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»)
  •  Возможность присвоения автору дипломного проекта квалификации менеджера по специальности «Менеджмент организации».

Рецензент

______________________________                     

  (Ф.И.О,   должность,   место работы)                                            ______________________________                     _______________________

                                                                                                                        (подпись)

                   М.П.

                                                                             «___»_____________200__ г.

Приложение 11

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский институт управления»

Кафедра менеджмента

Иллюстрационный материал

к дипломному проекту

на тему:

__________________________________________________________________________________________________________________

Дипломник

___________________________

/фамилия, имя, отчество/

Группа ____________________

Руководитель

____________________________

/ученая степень, ученое звание/

____________________________

/фамилия, имя, отчество/

Самара 200_

Приложение 12

ФРАГМЕНТЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

СОДЕРЖАНИЕ

[1] 1. Цели выполнения дипломного проекта

[2] 2. Выбор темы дипломного проекта

[3] 3. Руководство подготовкой дипломного проекта

[4] 4. Структура и содержание дипломного проекта

[5] 5. Сроки разработки, порядок изложения и оформления материала дипломного проекта

[6] 6. Подготовка к защите  и защита дипломного проекта

[7] «САМАРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

[8] УТВЕРЖДАЮ

[9] Составление плана

[10] Кафедра менеджмента

[11] ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

[11.1] Студента(ки)              Иванова     Ивана     Ивановича                          .

[11.2] факультета        менеджмента                  группы_____МО 48-02д___

[11.3] на тему       Разработка         системы         управления                .

[11.4] (тема дипломной работы с указанием предприятия)

[11.5]  персоналом    предприятия    (на  примере  ООО «Компас»)   

[12] «САМАРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

[12.1] Памятка научному руководителю:

[12.2] Актуальность и значимость темы

[12.3] Памятка рецензенту:

[12.4] Актуальность и значимость темы

Серия  ПД    №  7 – 0019  от 16 июня  2000

Подписано  в  печать 04.10.07. Формат 60Х84 1/16  д.л.

Объем  3,12 п.л.  Тираж 100  экз. Печать  оперативная.

Заказ  № 407

Издательство  Самарский  институт  управления

443013, г. Самара, пр-т  К.Маркса,  126-А.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43729. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО ЛЕСКОМ 947.5 KB
  Инвестиции играют весьма важную роль в экономике. Они объективно необходимы для стабильного развития экономики, обеспечения устойчивого экономического роста. Активный инвестиционный процесс предопределяет экономический потенциал страны в целом, способствует повышению жизненного уровня населения.
43730. БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 807.08 KB
  Список сокращений: ДП – дипломный проект ХОО – химически опасный объект ОХД – объект хозяйственной деятельности ОХВ – опасное химическое вещество РГР – расчётнографическая работа КИП – контрольноизмерительные приборы ППР плановопредупредительные работы Общие положения В соответствии с п. Необходимо дать определения что такое ОХВ где они используются.6; dплотность ОХВ т м 3 таблица 9[17] d= 0. Мероприятия по защите рабочих и служащих ОХД указать: Выводы: Объект оказался не оказался в зоне химического...
43731. Экономические отношения в рамках международных организаций 291 KB
  На современном этапе развития эта работа является первой по тематике международно-правовых аспектов экономических отношений России и Китая. Таким образом, научную разработанность данной темы нельзя признать достаточной – она требует глубокого анализа
43732. Экономический анализ проведенных проектных работ и их внедрение в условиях предприятия ООО «Агрохмель» 12.55 MB
  Климат хозяйства характеризуется умеренно-прохладным. Солнечных дней в году около 110. Среднегодовая температура воздуха положительная и равна +2,2 градуса Среднегодовое количество осадков 427 мм, а во время вегетационного периода 300-390мм. Почвы в среднем промерзают на 63 см.
43733. Оптимізація виробництва деталі маточина переднього колеса 399.47 KB
  Опис призначення й умов роботи деталі. Хімічний склад механічні властивості матеріалу деталі. Аналіз технологічності деталі. Проектування маршрутного технологічного процесу виготовлення деталі.
43735. Создании базы данных для построения крепёжных деталей 3.34 MB
  Исходное информационное обеспечение. Обеспечить пользователя необходимой информацией о крепёжных деталях. Решение: Использование формы в которых будет содержаться необходимая информация о крепежных элементах. Создать программу которая позволила бы обрабатывать сортировать и изменять информацию о крепёжных элементах.
43736. Реализация базы данных центра занятости 587.17 KB
  С чисто практической точки зрения базы данных позволяют избавиться от большого количества бумажных документов и значительно ускорить поиск и внесение информации. Цель данного курсового проекта – реализация базы данных центра занятости. Для выполнения работ в базе данных необходима авторизация с помощью пары...
43737. Система управління складським обліком продовольчих товарів 24.23 MB
  Завдяки використанню топології складських приміщень, система наочно відображає завантаженість товаром осередків та стелажів Грамотна організація роботи підприємств складського комплексу веде до підвищення продуктивності праці, скорочує витрати робочого часу на виконання складських операцій і дозволяє ефективно використовувати складські приміщення. Все це сприяє підвищенню економічної ефективності підприємства.