47282

Классификация и общая характеристика учреждений, предоставляющих социальные услуги

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания это предоставление услуг социального характера консультаций материальной помощи помощи беженцам и аналогичных услуг отдельным лицам и семьям на дому или в других местах. К учреждениям оказывающим социальные услуги без обеспечения проживания относятся комплексные центры социального обслуживания центры социального обслуживания семьи и детей центры социального обслуживания лиц без определенного места жительства и т. В центрах социального обслуживания населения и в отделах...

Русский

2013-11-27

235 KB

23 чел.

2. Предоставление социальных услуг

2.1.Классификация и общая характеристика учреждений, предоставляющих  социальные услуги

Вид экономической деятельности «Предоставление социальных услуг»   в ОКВЭД  включает две группировки:

  •  предоставление социальных услуг с обеспечением проживания,
  •  предоставление социальных услуг без обеспечения проживания.

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания – это деятельность, осуществляемая круглосуточно, направленная на оказание социальной помощи детям, престарелым и особым категориям лиц с ограниченными возможностями ухода за собой, но в которой лечение и образование не являются основными элементами.  

К учреждениям, осуществляющим предоставление социальных услуг с обеспечением проживания,  относятся приюты для сирот (детские дома, дома ребенка), интернаты и общежития для детей, круглосуточные ясли, дома для престарелых, дома (интернаты) для лиц с физическими или умственными недостатками, в том числе для слепых, глухих и немых, реабилитационные заведения (без лечения) для наркоманов и алкоголиков, приюты для бездомных, заведения, обеспечивающие уход за матерями-одиночками и их детьми и т.п.

Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания - это

предоставление услуг социального характера, консультаций, материальной помощи, помощи беженцам и аналогичных услуг отдельным лицам и семьям на дому или в других местах. Социальные услуги без обеспечения проживания могут предоставляться государственными службами или частными организациями, оказывающими помощь при стихийных бедствиях, а также национальными и местными организациями взаимопомощи, специалистами, предоставляющими консультационные услуги.  

К учреждениям, оказывающим социальные услуги без обеспечения проживания относятся комплексные центры социального обслуживания, центры социального обслуживания семьи и детей, центры социального обслуживания лиц без определенного места жительства и т.д. В центрах социального обслуживания населения и в отделах социальной защиты в муниципалитетах есть сотрудники, обеспечивающие патронаж людей на дому.

В соответствии с ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания»  все учреждения, предоставляющие социальные услуги, классифицируют по следующим основным признакам (критериям):

  •  форма собственности учреждений;
  •   типы учреждений;
  •   виды учреждений;
  •  категории и группы населения, обслуживаемые в учреждениях.

По форме собственности учреждения подразделяют на государственные и негосударственные. Государственные учреждения - это учреждения, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти этих субъектов. Учреждения иных форм собственности (негосударственные) - это учреждения, учредителями которых являются благотворительные, общественные, религиозные и другие организации или отдельные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяют на следующие типы:

  •  стационарные;
  •   полустационарные;
  •   нестационарные;
  •   комплексные;
  •   учреждения (отделения) социального обслуживания на дому;
  •   учреждения (отделения) срочного социального обслуживания;
  •   учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи.

В стационарных учреждениях (или стационарных отделениях учреждений) осуществляется социальное обслуживание граждан (взрослых и детей) в стационарных условиях, т.е. в условиях постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания их в учреждении.  В данных учреждениях  социальные услуги предоставляются  всем гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе.

Полустационарное учреждение (или отделение учреждения) обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в течение определенного времени суток, т.е. в условиях дневного или ночного их пребывания в учреждении (или отделении учреждения).

В нестационарных учреждениях предоставление социальные услуги гражданам обеспечивается без их проживания в указанном учреждении (или отделении учреждения).

Комплексные учреждения социального обслуживания предоставляют социальные услуги гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому.

Учреждения, предоставляющие  социальные услуги гражданам по месту их проживания относятся к учреждениям социального обслуживания на дому.

Учреждение (или отделение) срочного социального обслуживания обеспечивает предоставление социальных услуг разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Учреждения, оказывающие гражданам социально-консультационную помощь, направленную на их адаптацию в обществе, создание благоприятных отношений в семье, обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства относятся к учреждениям срочной социально-консультационной помощи.

В соответствии с ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" социальные услуги должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:

  •  социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
  •   социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
  •   социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
  •   социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
  •   социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
  •   социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Предоставление социальных услуг относится к полномочиям субъектов Российской Федерации и регулируется федеральным законом № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации».

В зависимости от предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставляемых социальных  услуг различают следующие виды учреждений:

  •  Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних,
  •  Социальный приют для детей,
  •  Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
  •  Детский дом-интернат для умственно отсталых детей,
  •  Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками,
  •  Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями,
  •  Центр социальной помощи семье и детям,
  •  Комплексный центр социального обслуживания населения,
  •  Центр психолого-педагогической помощи населению,
  •  Центр экстренной психологической помощи по телефону,
  •  Кризисный центр помощи женщинам,
  •  Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов,
  •  Дом-интернат (отделение) милосердия для престарелых и инвалидов,
  •  Специальный дом-интернат (специальное отделение) для престарелых и инвалидов,
  •  Психоневрологический интернат,
  •  Специальный дом для одиноких престарелых,
  •  Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов,
  •  Геронтологический центр,
  •  Учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий - это дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации и другие,
  •  Дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов,
  •  Дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда.

По словам директора Департамента социальной защиты Минздравсоцразвития России Ольги Самариной, в  России в России насчитывается более 6 тыс. социальных учреждений различного профиля, оказывающих помощь людям старшего поколения, инвалидам, семьям с детьми. При этом больше 25 млн. человек, включая детей, ежегодно получают те или иные социальные услуги, из них 5 млн. человек – лежачие больные, нуждающиеся в постоянном уходе.

2. 2.Персонал учреждений социального обслуживания населения

В учреждениях социального обслуживания населения работает более 500 тысяч человек.

К персоналу учреждений социального обслуживания, принимающему непосредственное участие в предоставлении социальных услуг или обеспечивающему деятельность этих учреждений относятся[6]:

  •  директор учреждения;
  •  заместитель директора;
  •  заведующий отделением;
  •  специалист по социальной работе;
  •  социолог;
  •  социальный работник;
  •  психолог;
  •  социальный педагог;
  •  воспитатель;
  •  юрист (юрисконсульт);
  •  медицинский персонал (врач-терапевт, психотерапевт, педиатр, невропатолог, психиатр, стоматолог, гинеколог, хирург, отоларинголог, окулист, нарколог, логопед, сексопатолог и др.; фельдшер; медсестра; старшая медсестра, санитар; акушерка; фармацевт, инструктор ЛФК и др.);
  •  педагог-психолог;
  •  преподаватель (учитель);
  •  культорганизатор;
  •  инструктор по труду;
  •  инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий;
  •  музыкальный руководитель;
  •  работники, обеспечивающие административно-хозяйственную деятельность учреждения (главный бухгалтер, бухгалтер, кассир, шеф-повар, повар, официант, мойщик посуды, заведующий хозяйством, заведующий складом, гардеробщик, уборщик, парикмахер, техник, лифтер, дворник и др.).

Таблица  10.  Примерное соотношение групп специалистов в учреждениях социального обслуживания, %

Типы учреждений

Специалисты учреждений

Всего

Основные специалисты

Дополнительные специалисты - по организации питания, подсобные рабочие, административ-

ный аппарат

всего

в том числе:

социальные работники и специалисты по социальной работе

медицинские работники, культработники

1

2

3

4

 

5

Учреждения долгосрочного обслуживания

Дома-интернаты и отделения временного проживания

100

31

0

31

69

Учреждения медико-социального обслуживания

100

64

1

31

36

Отделения социального обслуживания на дому

100

89

85

4

11

Отделения социально-медицинского обслуживания (на дому)

100

89

60

29

10

Отделения индивидуально-договорного обслуживания

100

94

78

16

6

Специальное жилище

100

53

6

47

47

Учреждения среднесрочного обслуживания

Отделения дневного пребывания

100

18

0

18

82

Отделения пятидневного пребывания

100

22

3

19

78

Социально-оздоровительные центры

100

32

0

32

68

Социально-реабилитационное отделение

100

45

13

32

55

Социальные столовые

100

0

0

100

100

Социально-досуговые учреждения

100

10

0

10

90

Учреждения краткосрочного обслуживания

Отделения срочной социальной помощи

100

69

46

23

31

Консультативные отделения

100

83

33

50

17

Учреждения спецобслуживания

Учреждения обслуживания лиц без определенного места жительства

100

15

0

15

85

Источник: СП 35-106-2003.  Расчет и размещение учреждений социального обслуживания пожилых людей

Требования к должностям и профессиям персонала учреждений социального обслуживания регламентированы ГОСТ Р 52888-2007  «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания».

Наряду с традиционными требованиями к уровню образования, стажу работы, знаниям, умениям и навыкам к персоналу учреждений социального обслуживания  предъявляются дополнительные требования, обусловленные характером и спецификой их работы. В частности,  соблюдать профессиональную этику в процессе обслуживания клиентов учреждения;  обладать высокими моральными и морально-этическим качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности. При оказании клиентам социальных услуг работники учреждений социального обслуживания должны проявлять к ним максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психологическое состояние.

Основными категориями персонала учреждений социального обслуживания являются специалисты по социальной работе, социальные работники, социальные педагоги и медицинский персонал.

Рассмотрим основные должностные обязанности и требования, предъявляемые к работникам данных категорий .

Специалист по социальной работе – это работник социальной службы, определяющий обслуживающий контингент и организующий оказание социальных услуг. В должностные обязанности специалиста по социальной работе входит выявление и учет на территории, обслуживаемой учреждением, семей и отдельных граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг,  определение  характера и объема необходимых им социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых). Специалист по социальной работе осуществляет консультирование граждан  по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг, участвует в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений на обслуживаемой территории,  в работе по привлечению средств спонсоров, организовывает и осуществляет социальный патронаж малообеспеченных граждан и семей.

Специалист по социальной работе должен иметь соответствующее образование, знать не только теорию и практику социальной работы, но и особенности психологии личности отдельных категорий населения, национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции.

Социальный педагог проводить работу по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите клиентов (в первую очередь - детей) в учреждении и по месту жительства.

Социальный работник – это работник социальной службы, оказывающий социально-бытовые услуги ее клиентам. В соответствии с ГОСТ Р 52888-2007 социальный работник должен:

  •  Обеспечивать обслуживаемых граждан продуктами питания, горячими обедами, промышленными товарами первой необходимости, медикаментами по рецептам врача.
  •  Содействовать в оказании помощи в уборке жилых помещений, протапливать печи (в помещениях без центрального отопления), сдавать вещи в стирку, ремонт, оплачивать коммунальные и другие услуги.
  •  Оказывать содействие в поддержании гражданами контактов с родными и близкими, написании писем, составлении заявлений, ознакомлении с печатными изданиями.
  •  При необходимости оказывать помощь обслуживаемым гражданам в поддержании правил личной гигиены, иметь постоянные контакты с их лечащими врачами.
  •  Оказывать первую медицинскую помощь: измерение температуры тела, накладывание компрессов, горчичников.
  •  Вызывать врача на дом, сопровождать обслуживаемых граждан в лечебные учреждения, посещать их при помещении в больницу.
  •  В случае необходимости оказывать помощь в вопросах пенсионного обеспечения, предоставления мер социальной поддержки и других социальных выплат, правовых услуг.
  •  Обеспечивать взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, социального обслуживания и др. в целях наиболее эффективного оказания услуг клиентам.
  •  Организовывать оказание ритуальных услуг.

Социальный работник должен знать нормативные документы по организации предоставления социальных услуг гражданам и семьям - клиентам учреждения на дому, санитарно-гигиенические требования по уходу за ними в домашних условиях, основы психологии граждан, приемы оказания неотложной доврачебной помощи, основы законодательства в сфере социальной защиты граждан.

Однако, как отмечают специалисты,  для эффективной деятельности социального работника личностные качества играют более важную роль, чем знания, навыки и квалификация.  Как показали результаты социологического исследования, проведенного в Самарской области в рамках пилотного проекта федеральной целевой программы «Старшее поколение», пенсионеры, получающие социальные услуги, воспринимают социального работника как «помощника в хозяйственных делах» (47,5%) и «друга, с которым можно поговорить, обсудить проблемы, посоветоваться» (38,5%) .

Рис.  2.  Роль социального работника в жизни пенсионеров

Профессионально - важными качествами социального работника являются:

  •  высокое чувство ответственности,
  •  пунктуальность,
  •  устойчивость к стрессу, толерантность к возникновению эмоционального сгорания,
  •  хорошо развитые коммуникативные способности,
  •  высокий уровень эмпатии (сопереживания),
  •  хорошие концентрация и переключаемость внимания,
  •  хорошая память.

Работа социального работника часто сопряжена с тяжелыми стрессовыми ситуациями, требующими ответственности и умения быстро принимать решения, в связи с этим предъявляются требования к состоянию его здоровья. Медицинскими  противопоказаниями являются  заболевания опорно-двигательного аппарата,  сердечно-сосудистые заболевания,  нервно-психические заболевания и  инфекционные и кожные заболевания.

2.3. Особенности управления персоналом в учреждениях социального обслуживания

В данном разделе будут рассмотрены особенности управления персоналом категории социальные работники, которые являются основной группой персонала в учреждениях социального обслуживания. Особенности управления медицинских работников рассмотрены в п.  

Подбор, отбор персонала.

Укомплектованность учреждений социального обслуживания  специалистами и их квалификация  в соответствии с ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг» является основным фактором, определяющим качество предоставляемых социальных услуг населению [2] .

Учреждение социального обслуживания должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием.

Таблица 11.  Ориентировочная численность работников социальной службы для поселений различной величины

Численность жителей (из них лица старших возрастных групп, в среднем), тыс. чел.

Численность работников социальной службы, в среднем, чел.

Сельские поселения

Малые, до 0,2 (0,025)

1

Средние 0,5-1,0 (0,15)

6

Большие 1,0-5,0 (0,75)

30

Крупные, свыше 5,0 (1,5)

60

Городские поселения

Малые поселки и города:

 

10 (2,5)

110

до 50 (12,5)

140

Средние 50-100 (18,8)

420

Большие 100-250 (43,8)

970

Крупные 250-1000 (160)

3523

Крупнейшие - 1000-3000 (501)

8300

Примечание - Для сверхкрупных городов подсчет показателей осуществляется путем суммирования значений, указанных для крупных и крупнейших городов.

Источник:  СП 35-106-2003 Расчет и размещение учреждений социального обслуживания пожилых людей

Основными источниками подбора персонала в учреждения, оказывающие социальные услуги, являются профильные высшие и средние специальные образовательные учреждения,  объявления в средствах массовой информации, государственные службы занятости населения.

Особенностью процедуры  отбора персонала в учреждения социального обслуживания является проведение обязательного предварительного медицинского осмотра претендентов  при поступлении на работу, а в период работы - периодических медицинских осмотров. Кроме того, особое внимание уделяется выявлению личностных качеств претендентов в процессе собеседований, в ряде случаев процедуру отбора дополняют этапом психологического тестирования.

Организация труда и  условия работы.

Особенностью организации труда социальных работников является гибкий график рабочего времени, работа в «полевых» условиях, отсутствие  непосредственного контроля со стороны руководителя.

На федеральном уровне отсутствуют нормативные документы, устанавливающие нормы обслуживания подопечных для социальных работников. Как правило, нормы обслуживания утверждаются в конкретном учреждении социального обслуживания  в зависимости от места проживания подопечных.  Например, нормы обслуживания в сельской местности ниже, чем в крупных городах. В среднем норма для обслуживания одним социальным работником - восемь подопечных.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации разработаны стандарты качества оказания социальных услуг, в соответствии с которыми регламентированы требования к объему оказываемых государственных услуг в учреждениях с обеспечением проживания  и в учреждениях без обеспечения проживания. В учреждениях социального обслуживания с обеспечением проживания и без обеспечения проживания оказываются социально-бытовые услуги, социально-медицинские услуги, социально-психологические услуги, социально-педагогические услуги, социально-экономические услуги, социально-правовые услуги.

Рассмотрим в качестве примера объем социально-бытовых услуг, оказываемых социальным работником одному подопечному на дому.

Таблица 12. Объем социально-бытовых услуг, оказываемых социальным работником одному подопечному на дому

        Социально-бытовые услуги                                                          Периодичность

1.1

Покупка и доставка на дом продуктов питания (горячих обедов)

8 раз (до 7 кг за одно посещение) в месяц, в пределах района проживания

1.2

Содействие в приготовлении пищи из продуктов заказчика (помыть, почистить, нарезать продукты)

не реже 2 раз в неделю

1.3

Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости

в соответствии с практической потребностью граждан не реже 1 раза в месяц (до 7 кг за одно посещение), в пределах района проживания

1.4

Доставка воды (для граждан, проживающих в помещениях без централизованного водоснабжения)

30 литров за одно посещение не реже 2 раз в неделю, в пределах района проживания

1.5

Топка печей, доставка топлива от места хранения к печи

1 печь ежедневно в течение отопительного сезона

1.6

Содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления (оформление заявок и необходимых документов)

1 раз в отопительный сезон, в пределах района проживания

1.7

Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка

1 раз в месяц (до 7 кг за одно посещение), в пределах района проживания

1.8

Организация ремонта жилых помещений (вызов на дом сантехника, плотника, электрика, штукатура-маляра и т.п. для устранения неисправности, заключение договоров с исполнителями)

при возникновении необходимости, но не чаще 1 раза в год

1.9

Организация уборки жилых помещений (поиск исполнителей и заключение с ними договоров)

2 раза в месяц

1.10

Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг (заполнение квитанций, посещение кредитных организаций, организаций ЖКХ, расчетно-кассовых центров для внесения платы)

1 раз в месяц, в пределах района проживания

1.11

Организация предоставления услуг организациями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими организациями, оказывающими услуги населению (оформление заявки на товар или услугу, содействие в организации доставки к месту проживания)

1 раз в месяц, в пределах района проживания

1.12

Оказание помощи в написании и прочтении писем

при возникновении необходимости

1.13

Обеспечение книгами, журналами, газетами (приобретение за счет клиента, доставка на дом, заполнение квитанций на подписку)

4 раза в месяц, в пределах района проживания

1.14

Содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий (приобретение билетов, информирование о предстоящих выставках, культурных мероприятиях)

2 раза в год, в пределах района проживания

1.15

Содействие в направлении в стационарные учреждения здравоохранения и социального обслуживания (помощь в оформлении документов)

по медицинским показаниям, заключению врача

1.16

Организация работы на приусадебном участке (поиск исполнителей и заключение с ними договоров)

2 раза в месяц в течение сезона

1.17

Организация ритуальных услуг при отсутствии у умерших клиентов родственников или их нежелании заняться погребением

выделение транспорта, организация погребения

Источник: Постановление Совета администрации Красноярского края от 26.06.2007 № 247-п "Об утверждении стандарта качества оказания государственных услуг в области социальной защиты населения"

Социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические и социально-правовые услуги оказываются социальным работником  по мере необходимости. Социально- медицинские услуги социальный работник оказывает  по медицинским показаниям и заключению врача, постоянно оказываются только санитарно гигиенические процедуры, например, мытье лежачего больного (2 раза в месяц), размягчение и стрижка ногтей, стрижка, бритье, снятие постельного и нательного белья.

На практике дни и время посещений, а также выполнения поручений могут изменяться по согласованию с подопечным, поскольку связаны с режимом работы различных учреждений.

Характер работы и условия труда во время выполнения социальными работниками своих основных функций можно оценить как неблагоприятные с точки зрения возможностей сохранения и укрепления здоровья.

Рассмотрим результаты исследования Е.А. Ахметзяновой и  Г.М.Сагдеевой о воздействии характера и условий труда на здоровье социальных работников. Объектом исследования были социальные работники муниципального центра социального обслуживания населения -  148 человек: социальное обслуживание на дому – 82 человека (55,4%), социально-медицинское обслуживание на дому – 36 человек (24,3%), срочное социальное обслуживание – 10 человек (6,8%), отделение реабилитации детей и подростков – 14 человек (9,5%), отделение дневного пребывания – 2 человека (1,4%), организационно - методическое отделение – 4 человека (2,7%). Распределение работников по отделениям в выборочной совокупности соответствовало  структуре городских Центров социального обслуживания.

В результате исследования было выявлено, что у большинства социальных работников (41,2%) к концу рабочего дня появляется чувство сильной усталости. Подавляющее большинство социальных работников (70,7%) считают, что условия их труда неблагоприятно влияют на здоровье. 29,7% опрошенных часто испытывают чувство чрезмерного физического напряжения, 20,9 %  часто бывают в состоянии психоэмоционального стресса; 14,2% - в состоянии сильной подавленности.

Таблица  13 .  Влияние условий труда на здоровье социальных работников [9]

 Ответы на вопрос: Приходилось ли Вам за последний месяц испытывать:

Часто (%)

Иногда(%)

Однажды(%)

Нет (%)

З/о (%)

Чувство чрезмерного физического напряжения

29,7

40,5

6,1

12,8

10,8

Состояния психоэмоционального стресса

20,9

41,9

11,5

15,5

10,1

Сильной подавленности

14,2

29,1

9,5

27,0

20,3

Социальные работники отделения социального обслуживания на дому испытывают в течение рабочего дня в большей мере воздействие негативных «физических» факторов: ношение и поднятие тяжестей (10,7%), трудности в перемещении в связи с плохими дорогами, освещением, гололедом и т.д. (7,1%); пыль, грязь, духота, отсутствие спецодежды (6,1%),  переохлаждение либо перегрев в зависимости от погодных условий ( 5,1%). Психологическое влияние сводится преимущественно к ощущениям морального утомления, нервного напряжения, негативному влиянию несправедливых претензий клиентов и выслушиванию чужих проблем, плача.

Авторы исследования отметили, что воздействие негативных для здоровья факторов является не эпизодическим, а носит системный характер, так как  фиксируется в течение каждого рабочего дня у каждого социального работника. Это обусловлено необходимостью выполнения социальными работниками задач трех разных типов - физически затратных действий; действий, отягощенных психологической нагрузкой, связанной с общением с неблагополучной зоной социального мира; а также интеллектуальных действий по принятию решений.

Большинство специалистов признают социальную работу одним из специфических видов профессиональной деятельности с повышенным уровнем психологической нагрузки, так как социальный работник подвержен многим профессиональным рискам, часто приводящим его к стрессовым ситуациям.

Характер и условия труда социальных работников обуславливают особое внимание в управлении персоналом учреждений социального обслуживания улучшению условий их труда, рациональному распределению обязанностей по обслуживанию клиентов  и повышению квалификации с целью  развития коммуникативных и сервисных навыков, навыков саморегуляции, повышения стрессоустойчивости.  

Этика социальных работников

Необходимым условием профессионального исполнения должностных обязанностей социальными работниками является соблюдение  этических и моральных норм. Специалистами неоднократно предпринимались попытки разработки Кодексов этики социальных работников, в которых формулировались основные этические нормы и правила.

Рассмотрим основные положения этики социальных работников на примере Кодекса этики социального работника и социального педагога[7].  

Основными принципами профессиональной деятельности социальных работников и социальных педагогов определены :

1. Принятие человека таким, каков он есть. Ни негативные личные качества, физические недостатки, психические отклонения, ни вероисповедание, сексуальная ориентация или расовая принадлежность, ни социальная неприспособленность, ни предрассудки и предубеждения - ничто не может служить основанием в отказе человеку в помощи социальным педагогом и социальным работником, причиной для любой формы дискриминации клиента. Все специфические особенности клиента должны быть учтены при принятии решения на оказание ему социальной помощи.

2.Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. Вне зависимости от степени рациональности (иррациональности) поступков клиента социальный педагог и социальный работник не могут принуждать его (морально или материально, психологически или физически) следовать их профессиональной логике. Только доводы и аргументы, логика убеждения, этические ценности государства и общества, нормы действующего законодательства, возможности системы социальной защиты населения и других социальных институтов, профессиональный опыт социального работника и социального педагога являются инструментом их воздействия на клиента.

3.Конфиденциальность сотрудничества социального работника и социального педагога с клиентом. Конфиденциальной (доверительной, не подлежащей разглашению) информацией является все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определено клиентом во взаимодействии с социальным работником и социальным педагогом. Они должны гарантировать ему эту конфиденциальность и принять все меры для ее обеспечения.

4.Полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действиях. Человек, обратившегося за социальной помощью, должен быть проинформирован обо всех действиях, предпринимаемых для решения его проблем.

5.Ответственность социального работника и социального педагога за результаты своей деятельности. Ответственность за  качество и эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за ее последствия.

6.Порядочность социального работника и социального педагога во взаимодействии с клиентом.

Кроме того, в Кодексе рассмотрены основные стандарты этического поведения социального педагога и социального работника, которые  определяют нормы их профессиональной деятельности в соответствии с этическими ценностями, принципами и правилами социальной работы.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации

Подготовка специалистов в области социальной работы осуществляется учреждениями высшего  профессионального образования (около 200 вузов) и среднего профессионального образования (52 учебных заведения).

Однако, в настоящее время значительное количество социальных работников не имеет профильного образования. В связи с этим в сфере предоставления социальных услуг особое распространение получил такой метод обучения персонала как наставничество. Наставник, как более  опытный и квалифицированный профессионал, не только передает знания и умения новичку, но и помогает  освоить эффективные методы и технологии социальной работы,  разобраться в затруднительных ситуациях.

В соответствии с ГОСТ Р 52888-2007  «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания» все сотрудники должны  повышать свою квалификацию и профессиональное мастерство путем переподготовки и профессиональной поддержки (супервизии).

Супервизия - новое направление работы с социальными работниками,  целью которого является не только увеличение целенаправленности профессиональных действий, повышение квалификации, но и повышение степени удовлетворенности социального работника собственной работой. Предметом супервизии выступает анализ осознаваемых и неосознаваемых потенциальных возможностей специалиста.

Основными обязанностями социального работника-супервизора

являются: [9]

  1.  Способствовать повышению квалификации персонала, уровня его знаний, навыков и умений (образовательная функция); отслеживать новую информацию и делиться ею с персоналом (выполнение функции консультирования).
  2.  Улаживание конфликтов в поведении, профилактика стрессов, организация досуга, корпоративных мероприятий, открытие комнат снятия стрессов (поддерживающая функция).
  3.  Подбор и расстановка кадров; планирование социальной работы; подбор «команд»; распределение обязанностей между членами команды; мониторинг; контроль; оценка качества работы социального работника; координация работу между командами; организация внешних связей команд с другими организациями или органами власти; сотрудничество с другими супервизорами; выполнение роли административного буфера (улаживание конфликта между клиентом и специалистом); защита профессиональных интересов подопечных ему социальных работников, т. е. выполнение роли посредника между специалистом по социальной работе и руководством органов социального обеспечения (контрольная функция).

Таким образом, супервизия представляет собой технологию, включающую в себя подготовку социального работника, его последующий профессиональный рост и профилактику профессиональных рисков.

Оценка персонала

Особенность труда социальных работников состоит в том, что его результаты трудно поддаются прямому количественному измерению. При этом  результаты труда часто становятся очевидными не сразу, а только по истечении определенного периода времени, иногда достаточно продолжительного.

В связи с этим основной целью аттестации работников государственных учреждений социального обслуживания является  определение уровня их профессиональной подготовки, необходимой для качественного предоставления социальных услуг.

В соответствии с ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг» при оценке качества социальной услуги используют следующие критерии:

  •  полнота предоставления услуги в соответствии с требованиями документов и ее своевременность;
  •  результативность (эффективность) предоставления услуги:

- материальная (степень решения материальных или финансовых проблем клиента), оцениваемая непосредственным контролем результатов выполнения услуги;

- нематериальная (степень улучшения психоэмоционального, физического состояния клиента, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате взаимодействия с исполнителем услуги), оцениваемая косвенным методом, в том числе путем проведения социальных опросов, при этом должен быть обеспечен приоритет клиента в оценке качества услуги.

Во время аттестации социальных работников на каждого аттестуемого готовится служебная характеристика, в которой, по мнению специалистов, необходимо  оценить следующие качества :

  1.  Профессионально-этическая компетентность
  •  наличие образования
  •  профессиональная компетентность (знания, умения, опыт)
  •  степень активности в работе
  •  коммуникабельность
  •  мотивация к деятельности социального работника
  •  психологическая устойчивость
  •  интеллигентность, культурный уровень
  •  уровень соблюдения принципов, этика социального работника
  •  отзывчивость, сопереживание, сострадание работников социальных служб.
  1.   Качества специалистов социальной работы, необходимые в выполнении должностных обязанностей:
  •  умение выслушать клиентов
  •  доброжелательность, отзывчивость
  •  компетентность, знания, кругозор
  •  умение логично мыслить
  •  бескорыстие, честность
  •  умение принимать практические решения
  •  высокая общая культура
  •  умение организовать помощь, добиться решения проблем
  •  эффективность в делах
  •  личное обаяние
  •  умение опираться на профессиональную помощь своих коллег по работе
  •  умение работать в команде
  •  уважение к точке зрения клиента
  1.  Результаты работы за период, предшествующий аттестации.

Мотивация персонала

С целью   мотивации работников учреждений социального обслуживания к качественным результатам труда  применяются методы материального и нематериального стимулирования. Заработная плата работников состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Повышающие коэффициенты сложности по должностям работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг,  должности которых отнесены к профессиональным квалификационным группам, утверждены приказом Министерства   здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2008 № 149н.

В целях заинтересованности в улучшении результатов труда работникам учреждений социального обслуживания  производятся выплаты стимулирующего характера, например, могут выплачиваться единовременные премии  за выполнение особо важных и срочных работ;  за высокое качество работы и т.д. Порядок, размеры и условия премирования устанавливаются локальным нормативным актом учреждения.

Для работников учреждений социального обслуживания населения предусматриваются  меры социальной поддержки, которые устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации. Например, в соответствии со статьей 40 Закона города Москвы от 09.07.2008 N 34 « О социальном обслуживании населения города Москвы»  социальным работникам, занятым в государственных учреждениях социального обслуживания:

1) предоставляется специальная одежда, обувь и инвентарь либо производится выплата денежной компенсации на их приобретение, которая подлежит ежегодной индексации;

2) выплачивается денежная компенсация расходов на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) при исполнении служебных обязанностей, которая подлежит ежегодной индексации, при условии, если им в установленном порядке не предоставляются льготы на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта по другим основаниям;

3) выплачивается денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи, предоставляемых открытым акционерным обществом "Московская городская телефонная сеть" на территории города Москвы;

4) обеспечивается повышение квалификации за счет работодателя один раз в пять лет;

5) обеспечивается право при исполнении служебных обязанностей на внеочередное обслуживание лечебно-профилактическими и фармацевтическими предприятиями, едиными информационно-расчетными центрами, учреждениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, учреждениями медико-социальной экспертизы, предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, отделениями Сберегательного банка Российской Федерации, учреждениями, оказывающими юридические услуги;

6) обеспечивается бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу, бесплатное диспансерное наблюдение в государственных учреждениях здравоохранения.

Работникам государственных стационарных учреждений социального обслуживания, проживающим в Московской области и других прилегающих к ней областях, выплачивается денежная компенсация на проезд пригородным железнодорожным транспортом.

Однако, значительную роль в мотивации персонала учреждений, оказывающих  социальные услуги, играют и нематериальные факторы.

По результатам исследования, проведенного  Е.А.Ахметзяновой и Г.М.Сагдеевой [9] ,  практически половина социальных работников осознают и положительно  оценивают  гуманный целеполагающий фактор социальной помощи населению. К мотивирующим факторам трудовой деятельности социальные работники относят:

  •  благодарность за свой труд со стороны клиентов  -62,8%,
  •  возможность оказания помощи людям -56,8%,
  •  коммуникативная составляющая  труда - 45,3%,
  •  гибкий  график рабочего времени - 43,9%,
  •  предоставление   проездного  билета - 44,6%.

Вместе с тем, подавляющее большинство социальных работников (90,4%) не удовлетворены размером финансового вознаграждения за свой труд.

Работникам учреждений социального обслуживания населения могут быть присвоено почетное звание "Заслуженный работник социальной защиты населения Российской Федерации", они могут быть награждены  почетными грамотами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Список источников и литературы к главе 4

1.Здравоохранение 

Источники

  1.  Концепция  развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г
  2.  Постановление Правительства Российской Федерации № 101 от 14.02.2003 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности»
  3.  Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2002 г. N 210 « Об утверждении Концепции кадровой  политики  в здравоохранении   Российской  Федерации»
  4.  Приказ Минздравсоцразвития  Российской Федерации № 112н от 11 марта 2008 г. «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации».
  5.  Приказ Минздравсоцразвития  Российской Федерации № 176н от 16 апреля 2008 г. «О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации».
  6.  Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации № 282 от 19 апреля 2007г. «Об утверждении критериев эффективности деятельности врача-терапевта участкового»,
  7.  Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации № 324 от 11 мая 2007 года «Об утверждении критериев эффективности деятельности медицинской сестры участковой на терапевтическом участке».
  8.  Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации № 325 от 11 мая 2007 года «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача общей практики (семейного врача)».
  9.  Приказ Министерства здравоохранения России № 82 от 11.01.2005 «О центральной аттестационной комиссии министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
  10.  Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации № 526 от 06.08.2007 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников».
  11.  Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации № 546 от 21.07.2006  «Об утверждении квалификационных требований к специалисту со средним медицинским образованием по специальности «Судебно-медицинская экспертиза»
  12.  Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации № 705н от 9.12.2008 «Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников»

Литература

  1.  Антоненков Ю.А., Зозуль В.А. Адаптация персонала в организации. – Калуга: Издательский педагогический центр «Гриф», 2004 – 80с.
  2.  Здравоохранение в России. Статистический сборник. – М.: Росстат, 2007
  3.  А.Л. Линденбратен, В.М. Шипова Организационно-методические принципы внедрения систем материального стимулирования медицинского персонала//
  4.  Побег из профессии// Медицинский вестник 2009 , № 1-2
  5.  Управление кадровым потенциалом учреждений здравоохранения (социально-психологические и организационно-методические аспекты)/ под ред. А.М.Таранова – М.: Федеральный фонд ОМС, 2005. – 232 с.
  6.  Россия в цифрах. Краткий статистический сборник.- М.: Росстат, 2009

Интернет-ресурсы

  1.  http://www.hospital-1000.ru
  2.  http://medvestnik.ru
  3.  http://www.spruce.ru

2. Предоставление социальных услуг

Источники

  1.  Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
  2.  ГОСТ Р 52142-2003 Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг.
  3.  ГОСТ Р 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг.
  4.  ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения.
  5.  ГОСТ Р 52498-2005 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания.
  6.  ГОСТ Р 52888-2007  Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания

Литература

  1.  Кодекс этики социального работника и социального педагога - членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников», Москва, 2003, 20 с.
  2.  Холостова Е. И. Социальная работа: Учеб. пособие. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.- 668с
  3.  Фалалеева Ю. В. Специфика супервизии в учреждениях социального обслуживания в процессе подготовки будущих специалистов по социальной работе/ Формирование института социальной работы и образа социального работника в современной России: сборник материалов конференции.- Смоленск: Универсум, 2006.- с. 234-240

Интернет - источники

9. Е.А.Ахметзянова, Г.М.Сагдеева Воздействие характера и условий труда на здоровье работников (на примере труда социальных работников)
http://www.ecsocman.edu.ru.

10. Максаева Н. Социальный работник: профессия для добрых людей: http://www.zarplata.ru/a-id-11663.html

11. М. Левина Социальный работник — "слуга двух господ"? http://www.ecsocman.edu.ru

12. Цыганова Е. С., Маскалева А. Ф. Супервизорство как новая технология социальной работы в Росии: http://www.ecsocman.edu.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29452. Понятие критических точек инфляции. Инфляция в РБ. Степень развития инфляции 13.41 KB
  Понятие критических точек инфляции.Степень развития инфляции Крит.В условиях критической точки инфляции уменьшаются поступления в бюджет особенно прямых налогов так как они исчисляются с доходов и имущества имеющих оценку в предшествующий период.Следовательно на начальной стадии развития инфляции предприниматели и население выражают определенную веру в стабильность уровня цен.
29453. Потребление и сбережение, факторы на них влияющие 15.42 KB
  В условиях ее роста домашние хозяйства решают большую часть располагаемого дохода сберегать а меньшую – тратить на потребление. Кейнсианцы полагают что определяющим фактором сбереженийинвестиций является вовсе не процентная ставка а сама величина располагаемого дохода. При этом первоначально из дохода вычитается сумма на потребление как необходимое условие воспроизводства человека а оставшаяся сумма идет на осуществление сбережений. Функция потребления показывающая зависимость величины потребительских расходов С от нескольких...
29454. Инвестиционный спрос и факторы на него влияющие. Модель S-I 56.48 KB
  Среди них определяющим фактором является ставка процента. Если перед предпринимателем стоит вопрос об увеличении инвестиций или другой альтернативе – вложении свободных денег в банк для получения дохода то он не увеличит инвестиции если ставка процента в банке будет больше чем норма прибыли от инвестиций. Если ставка процента в банке высокая то возможность для получения кредита ограничена и инвестиции уменьшаются. Если ставка процента низкая то предприниматель может увеличить инвестиции.
29455. Модели равновесия в национальной экономике.Модель доходы-расходы. Инфляционный и рецессионный разрыв 44.95 KB
  Модель доходырасходы. Совокупные расходы включают в себя расходы всех хозяйствующих субъектов в том числе потребительские инвестиционные и государственные расходы а также чистый экспорт который мы считаем равным нулю.Модель национальный доход совокупные расходыиллюстрирует значение государственных расходов и поощрения частных инвестиций. совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов хотя равновесие AD = AS достигнуто.
29456. Антициклическая политика и её инструменты 16.21 KB
  Особенности антициклической политики современных государств показаны на схеме Антициклическая политика государства Фазы цикла Спад Подъем Характер антициклической политики Экспансия Сдерживание Инструменты Фискальная политика Снижение налоговыхставокРост государственных расходовНалоговые льготы на новые инвестиции Повышение налоговСнижение государственных расходов Кредитноденежная политика Понижение ставки рефинансирования и уровня резервных требованийПокупка ценных бумаг Повышение ставок рефинансирования и уровня резервных...
29457. Цикличность экономики: причины, фазы и их специфика, типы циклов 14.19 KB
  Сторонники второй позиции утверждают что цикличность явление внутреннее присущее самой экономической системе и порождается: недостаточным потреблением по сравнению с производством; превышением производства средств производства над производством предметов потребления; нарушениями в области денежного обращения. Помимо уже упомянутых можно назвать еще ряд факторов и противоречий в экономику порождающих кризисы и циклы в частности: противоречие между четкой организацией современного производства и стихийным характером рынка; противоречие...
29458. Эффект храповика 25.09 KB
  Эффект храповика Начальное макроэкономическое равновесие наблюдается в точке Е1 при уровне цен P1 и реальном объеме производства Y1. Предположим что в этой ситуации правительство ставит задачу достичь макроэкономического равновесия на уровне Y2 и успешно справляется с поставленной задачей например осуществляя необходимые государственные расходы и тем самым стимулируя спрос до AD2. Новое макроэкономическое равновесие возникает при более высоком уровне цен Р2 но и при более высоком уровне реального объема производства Y2. Однако возможно что...
29459. Эффект бережливости в рыночной экономике 22.67 KB
  Эффект бережливости в рыночной экономике Парадокс бережливости это парадоксальное явление суть которого состоит в сокращении сбережений вследствие усиления стремления к сбережениям то есть роста бережливости. Парадокс бережливости Сдвиг вверх графика функции сбережений от S до S1 при неизменном уровне автономных инвестиций I приведет к тому что изза эффекта мультипликатора экономика будет функционировать на уровне более низкого выпуска. Таким образом парадокс бережливости означает что увеличение сбережений приводит к уменьшению дохода.
29460. Равновесие в модели IS-LM.Факторы,воздействующие на равновесие на денежном и товарном рынках 35.57 KB
  Кривая IS отражает соотношение процентной ставки и уровня национального дохода при котором обеспечивается равновесие на товарных рынках. Кривая IS отражает множество равновесных ситуаций на товарном рынке. Кривая LM отражает зависимость между процентной ставкой и уровнем дохода возникающую на рынке денежных средств. Кривая LM соответствует таким парам точек Y i для которых спрос на деньги L определяющий уровень их ликвидности равен предложению денежной массы М.