47328

Консолидированная отчетность; методы анализа финансовой отчетности

Контрольная

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Элементы составления консолидированной финансовой отчетности. Сущность, состав и содержание консолидированной отчетности. Методы консолидации финансовой отчетности. Качественные методы анализа финансовой отчетности. Оценка элементов финансовой отчетности...

Русский

2017-09-27

251 KB

25 чел.

ВВЕДЕНИЕ

В результате рыночных преобразований в Российской Федерации прежний порядок бухгалтерского учета не мог целиком отобразить новые финансово- хозяйственные операции организаций. Потребовались перемены в законодательстве, конкретизация концептуальных основ и методологии бухгалтерского учета и отчетности.

В результате слияний и поглощений создаются новые и расширяются существующие группы компаний, основанные на отношениях контроля. Пользователей интересуют исходные данные о финансовых показателях не отдельной компании, а группы в целом. Единый источник подобный информации - консолидированная финансовая отчетность.

Вступление в действие этого документа – главная ступень в развитии консолидированной отчетности в России. Всё же в документе неосновательно уравнены разные по своему содержанию принципы сводной и консолидированной отчетности. Таким образом, сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения, а консолидированная – несколькими собственниками по одновременно контролируемому имуществу.

Для анализа финансовой (бухгалтерской) отчетности используется группа общенаучных и специальных методов. Под методом экономического анализа понимается целый систёмный подход к исследованию хозяйственных процессов в их развитии и взаимосвязи. Комплексный подход в анализе заключается в рассмотрении объекта анализа как бы системы взаимосвязанных элементов (составляющих), изучении их влияния на положение объекта и результаты его деятельности.

Цель контрольной работы провести анализ хозяйственной деятельности. Рассмотреть следующие вопросы: что такое консолидированная отчетность; методы  анализа  финансовой  отчетности.

1 КОНСОЛИДИРОВАННАЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

1.1 Элементы составления консолидированной финансовой отчетности

Эволюция крупного бизнеса в России привела к необходимости выхода компаний (групп компаний) на мировой финансовый рынок и привлечения инвестиций через эмиссию ценных бумаг, обращающихся на открытом рынке ценных бумаг. Это создает информационную необходимость пользователей бухгалтерской отчетности в получении достоверной информации о деятельности групп компаний. Консолидированная финансовая отчетность, характеризующаяся как вариация бухгалтерской отчетности, выполняет исключительно информационную функцию по обеспечению внешних пользователей при принятии ими экономических решений информацией о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы взаимосвязанных экономических субъектов, основанной на отношениях контроля.

Консолидированная финансовая отчетность никак не заменяет индивидуальных бухгалтерских отчетов отдельных организаций, а позволяет извлечь объективное понятие о финансовом положении, финансовых результатах и перспективах развития группы по образу единого хозяйственного организма.

Требования и порядок составления консолидированной финансовой отчетности определены МСФО (MS) 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность»

1.2 Сущность, состав и содержание консолидированной отчетности

Консолидированные финансовые отчеты — это финансовые отчеты группы, представленные как отчетность единой компании.

При рассмотрении сущности консолидированной отчетности надлежит заметить следующее:

основное предназначение отчетности — формирование общего представления о деятельности группы;

консолидация представляет собой не простое сложение показателей отчетности входящих в группу организаций.

Материнская компания — компания, имеющая одно или более дочерних предприятий.

Конечная материнская компания — материнская компания в многоуровневой группе, в которой дочерние компании по отношению к конечной материнской компании в свою очередь являются промежуточными материнскими компаниями более низкого уровня (рис. 1).

Рис. 1. Структура конечной материнской компании

Наблюдение — привилегия основной организации назначать финансовую и хозяйственную политику компаний (управлять операционной и финансовой деятельностью) в целях получения выгод.

Дочерняя компания — организация, которая находится под контролем материнской компании.

Внучатая компания — компания, находящаяся под косвенным контролем основной организации (надзор осуществляется, через дочерние общества).

Ассоциированная (зависимая) компания — компания, в которой вкладчик капитала обладает значительным влиянием, а собственно:

владеет не менее 20% акций ассоциированной компании, имеющих привилегия голоса;

участвует в совете директоров или аналогичном органе управления ассоциированной компании;

производит крупные операции с ассоциированной компанией;

участвует в процессе выработки финансовой политики зависимой компании;

осуществляет обмен управленческим персоналом;

производит обмен важной технической информацией с ассоциированной компанией и др.

Ассоциированные компании не являются дочерними или совместно контролируемыми и не входят в структуру группы.

Периметр консолидации — группа единиц, входящих в группу для составления консолидированной отчетности.

Элиминирование — удаление сделок между компаниями из консолидированной отчетности.

Миноритарные акционеры (доля меньшинства) — это акционеры в дочерних компаниях, которые не входят в группу материнской компании.

Доля меньшинства (доля миноритариев) — часть прибыли (убытка), а также часть чистых активов дочерней компании, приходящаяся на долю в капитале, которой материнская компания не владеет ни напрямую, ни опосредованно.

1.3 Методы консолидации финансовой отчетности

Подбор метода консолидации определяется долей инвестора в уставном или акционерном капитале инвестируемой компании.

Методика долевого участия (метод чистой стоимости капитала)— используется по отношению к зависимым предприятиям. В основе метода — отражение в консолидированной отчетности инвестиций в зависимое предприятие, а также прибыли (убытка), начисленной инвестору за отчетный период.

Полная консолидация (метод приобретения) — методика, применяемый для консолидации отчетности дочерних предприятий.

Данные консолидированной отчетности рассчитываются через суммирования показателей отчетности всех дочерних предприятий с учетом консолидационных корректировок.

Корректировки заключаются в исключении (элиминировании) всех взаимных расчетов внутри группы.

Методика пропорциональной консолидации — методика, применяемая для консолидации отчетности предприятий, занимающихся совместной деятельностью с группой в рамках простого товарищества.

Общий контроль — распределение контроля за экономической деятельностью на договорной основе, предполагающее единодушное единомыслие участников при принятии стратегических решений в области различных аспектов деятельности.

Совместно контролируемая компания — совместная деятельность, предполагающая формирование организации, в которой каждый участник совместной деятельности имеет свою долю участия. Отчет о прибылях и убытках содержит долю доходов и расходов совместно контролируемой компании.

1.4 Качественные методы анализа финансовой отчетности

Создание системы показателей. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия очень зачастую по своей форме является анализом показателей, т. е.  характеристик хозяйственной деятельности экономической единицы. По сравнению с отдельными показателями или некоторым их набором система является качественно новым образованием и постоянно больше значима, чем сумма отдельных ее частей, так как помимо сведений о частях она несет определенную информацию о том новом, что появляется в результате их взаимодействия, т. е. информацию о развитии системы в целом.

Метод сравнения. Сверка – это действие, с помощью которого устанавливается соответствие и отличие явлений объективной действительности. С помощью этого метода решаются следующие основные задачи:

обнаружение причинно-следственных связей между явлениями;

проведение доказательств или опровержений;

классификация и систематизация явлений.

Процесс сравнения в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия содержит несколько этапов: подбор сравниваемых объектов; подбор вида сравнения; подбор шкал сравнения и степени значимости различий; подбор числа признаков, по которым должно вырабатываться сравнение; подбор вида признаков; подбор базы сравнения.

Методика построения аналитических таблиц. Разработка аналитических таблиц является одним из важнейших приемов проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности. Аналитическая таблица – это форма особо рационального, наглядного и систематизированного представления исходных данных, простейших алгоритмов их обработки и полученных результатов. Она представляет собой комбинацию горизонтальных строк и вертикальных граф (столбцов, колонок). Остов таблицы, в котором заполнена текстовая часть, но отсутствуют числовые данные, называется макетом таблицы.

Аналитические таблицы используются на всех этапах проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Прием детализации. Детализация представляет собой один из наибольшей степени распространенных приемов анализа во многих областях науки, в том числе и в анализе финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. При сочетании с другими приемами детализация позволяет всесторонне дать оценку исследуемые явления и открыть причины создавшегося положения. Изучение показателей, детализируемых по хронологическим периодам, выявляет динамику и ритмичность протекания хозяйственных явлений. Детализация по времени позволяет установить периоды (месяцы, дни), на которые приходятся лучшие или худшие результаты.

Методика экспертных оценок. Дельфийский метод – обобщение оценок экспертов, касающихся перспектив развития того или иного экономического субъекта. Особенность метода состоит в последовательном, индивидуальном анонимном опросе экспертов. Такая методика исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следственно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства.

Метод ситуационного анализа и прогнозирования. В основе этого метода лежат модели, предназначенные для изучения функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака.

2 ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯМ

Оценка элементов финансовой отчетности.

Фактическая цена приобретения. Активы учитываются по сумме уплаченных за них денежных средств или их эквивалентов, или по справедливой стоимости, предложенной за них на время их приобретения. Обязательства учитываются по сумме выручки, полученной в обмен на долговое обязательство, или в некоторых случаях (например, налоги на прибыль), по суммам денежных средств или их эквивалентов, платеж которых предвидится при нормальном ходе дел.

Восстановительная цена. Активы отражаются по сумме денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена в том случае, если такой же или равносильный актив приобретался бы в настоящее время. Обязательства отражаются по не дисконтированной сумме денежных средств или их эквивалентов, которая потребовалась бы для погашения обязательства в настоящий момент.

Возможная цена продажи (погашения). Активы отражаются по сумме денежных средств или их эквивалентов, которая в настоящее время может быть выручена от продажи актива в нормальных условиях. Обязательства отражаются по стоимости их погашения; т.е. по не дисконтированной сумме денежных средств или их эквивалентов, которую предполагалось бы истратить для погашения обязательства при нормальном ходе дел.

Дисконтированная цена. Активы отражаются по дисконтированной стоимости будущего чистого поступления денежных средств, которые, как предполагается, будут организовываться данным активом при нормальном ходе дел.

Затраты по сегменту.

Затраты по сегменту - это затраты, возникшие в результате его основной (операционной) деятельности, которые прямо относятся к сегменту, включая расходы по продаже продукции или услуг как другим сегментам, так и сторонним организациям. Затраты по сегменту не включают результат непредвиденных обстоятельств, проценты к уплате, потери от продажи инвестиций, затраты по налогам, административные и общехозяйственные затраты.

Отчет о движении денежных средств.

Отчет о движении денежных средств – отчет компании об источниках денежных средств и их использовании в данном временном периоде. Этот отчет прямо или косвенно отражает денежные  поступления компании с классификацией по основным источникам и ее денежные выплаты с классификацией по основным направлениям использования в течении периода. Отчет дает общую картину производительных результатов, краткосрочной ликвидности, долгосрочной кредитоспособности и позволяет с большей легкостью провести финансовый анализ компании.

Возможная чистая стоимость продаж.

Возможная чистая стоимость продаж — предполагаемая продажная стоимость в нормальных рыночных условиях за вычетом затрат на исполнение работ и возможных коммерческих расходов, связанных с реализацией.

Уставный капитал.

Уставный капитал - это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации. Размеры уставного капитала может по решению учредителей возрастать или уменьшатся в процессе финансово-хозяйственной деятельности, с обязательной регистрацией изменений в учредительных документах.

3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задача.

По данным таблицы 2.14 проанализируйте динамику и структуру источников капитала, финансовую устойчивость предприятия.

Таблица 2.14 – Динамика и структура источников капитала

Источник капитала

Наличие средств, тыс. руб.

Структура средств, %

на начало периода

на конец периода

изменение

на начало периода

на конец периода

изменение

1

2

3

4

5

6

7

Собственный капитал

31500

41600

+10100

70

64

-6

Уставный капитал

10000

10000

0

22,22

15,38

-8

Резервный капитал

1500

1825

+325

3,33

2,8

-0,53

Добавочный капитал

12725

16575

+3850

28,29

25,5

-2,79

Нераспределенная прибыль

7275

13200

+5925

16,16

20,32

+4,16

Заемный капитал

13500

23400

+9900

30

36

+6

Долгосрочные кредиты

5000

6000

+1000

11,12

9,23

-1,89

Краткосрочные кредиты

3000

8400

+5400

6,66

12,92

+6,26

Продолжение таблицы 2.14

1

2

3

4

5

6

7

Кредиторская задолженность, в т.ч.:

5500

9000

+3500

12,22

13,85

+1,63

поставщикам

2050

3800

+1750

4,55

5,84

+1,29

персоналу по оплате труда

750

1200

+450

1,69

1,84

+0,15

внебюджетным фондам

400

600

+200

0,88

0,92

+0,04

бюджету

1500

2200

+700

3,33

3,38

+0,05

прочим кредиторам

800

1200

+400

1,77

1,87

+0,1

Итого

45000

65000

+20000

100

100

-

На анализируемом предприятии таб. 2.14 за отчетный год увеличилась сумма и собственного и заемного капитала. Однако в его структуре доля собственных источников снизилась на 6%, а заемных соответственно увеличилась на 6%, что свидетельствует о повышении степени финансовой зависимости предприятия от  внешних инвесторов и кредиторов.

Важную роль в процессе обоснования оптимальной структуры средств финансирования играют показатели: рентабельность собственного капитала (Rск), экономическая рентабельность (Rэ), финансовый рычаг (коэффициент капитализации,UI.

;СК ;Rэ=

В качестве критерия оптимизации обобщающего показателя, можно использовать соотношение «рентабельность - финансовый риск»

РР= Рентабельность собственного капитала/Уровень финансового риска

РР= ÷

Срок окупаемости (Сок), характеризует скорость возврата вложенного капитала, рассчитывается по формуле:

Сок=

Анализ состава и структуры финансовых источников начинается с оценки их динамики, анализа их соотношения и внутренней структуры.

Положительно можно оценить долю собственного капитала в составе источников формирования имущества и рост ее в динамике. Структура собственного капитала является рациональной, так как наибольший удельный вес занимает статья «Нераспределенная прибыль», которая увеличилась на 5925 тыс. руб. или 29,6 % при одновременном увеличении удельного веса уставного капитала. Общая сумма собственного капитала увеличилась на 10100 тыс. руб. или 50,5 %. А это значит, что предприятие является состоятельным и приобрело надежность с точки зрения финансовой устойчивости.

Особое внимание уделим анализу движения заемных средств, при этом рассматривают такие пассивы, как долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты, кредиторская задолженность. Из таб. 2.14 следует, что за отчетный период сумма заемных средств увеличилась на 9900 тыс. руб. или на 49,5 %. Доля краткосрочных кредитов значительно увеличилась и составила 5400 тыс. руб. или 27 %. С точки зрения финансовой устойчивости и независимости предприятия доля краткосрочных обязательств не должна превышать 40 %. В нашем случае она не превышает, что говорит о финансовой устойчивости предприятия. Высокая доля краткосрочных обязательств свидетельствует об активном перераспределении доходов от кредиторов к предприятию-должнику.

При анализе долгосрочного заемного капитала, если он имеется на предприятии, интерес представляют сроки востребования долгосрочных кредитов, так как от этого зависит стабильность финансового состояния предприятия (ФСП). Как показывают данные таб. 2.14, предприятию в следующем году предстоит погасить 6000 тыс.  руб. долгосрочных кредитов, что следует учитывать при определении его платежеспособности.

Кредиторская задолженность увеличилась на 3500 тыс. руб. или 17,5 %. Ее удельный вес в общей стоимости заемного капитала составил 13,85 %.

Таким образом, анализ структуры собственных и заемных средств необходим для оценки рациональности формирования источников финансирования деятельности предприятия и его рыночной устойчивости. Этот момент очень важен, во-первых, для внешних потребителей информации (например, банков и других поставщиков ресурсов) при изучении степени финансового риска и, во-вторых, для самого предприятия при определении перспективного варианта организации финансов и выработке финансовой стратегии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная бухгалтерская отчетность - это порядок показателей, которые отражают финансовое положение и финансовые результаты за отчетный период взаимосвязанных организаций. Иначе можно говорить, сводная бухгалтерская отчетность составляется по группе юридически и экономически взаимосвязанных организаций, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом.

При выполнении контрольной работы были рассмотрены следующие вопросы: что такое консолидированная отчетность; методы анализа хозяйственной деятельности предприятия.

При формировании достоверной сводной (консолидированной) отчетности исходная информация должна быть построена на следующих принципах: принцип полноты, принцип собственного капитала, принцип справедливой и достоверной оценки, принцип постоянства и принцип функционирующего предприятия, принцип существенности, единые методы оценки; единая день составления.

Употребление международных стандартов в России  заключается, в  применении их при создании концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике. А при разработке национальных стандартов надлежит принять МСФО, образца и критерия признанного в всемирный практике, что не должно направлять к игнорированию специфики рыночных отношений в России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  • Баканов М.И., Шеремет А.Д. Финансовая отчетность: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2013.
  • Бухгалтерская (финансовая) отчетность/Под ред. проф. В.Д. Новодворского. - М.: ИНФРА - М, 2011.
  • Вакуленко Т.Г., Фомина А.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. - М.: Финансы и статистика, 2011.
  • Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях - М.: Финансы и статистика, 2012.
  • Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М: Инфра-М, 2011.
  • Пучкова С.В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. - М.: ИД ФБК-Пресс, 2013 г.
  • Чернышев Ю.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М: Финансы и статистика, 2012.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21606. ТРЕБОВАНИЯ К РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЕ ПО УСЛОВИЯМ ЭКСПЛУАТАЦИИ 259 KB
  Стационарная РЭА. Транспортируемая РЭА. Портативная РЭА. Значения воздействующих факторов на группы РЭА.
21607. ЗАЩИТА АППАРАТУРЫ ОТ ВЛИЯНИЯ КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ 439 KB
  Protection from climatic conditions of the usages Тема 5: ЗАЩИТА АППАРАТУРЫ ОТ ВЛИЯНИЯ КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ Естествоиспытатель не принимает в расчет невероятное. Тепловой режим аппаратуры. Охлаждение аппаратуры.
21608. ЗАЩИТА АППАРАТУРЫ ОТ МЕХАНИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ПОМЕХ 572.5 KB
  Виды механических воздействий на РЭА. Амортизация конструкции РЭА. Применение экранов в РЭА. Защита от механических воздействий [1 2] Виды механических воздействий на РЭА.
21609. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ АППАРАТУРЫ 518.5 KB
  Вероятность безотказной работы РЭА. Повышение надежности РЭА резервированием. Информационные методы повышения надежности РЭА. Расчет надежности РЭА.
21610. Работа с данными. Поиск и замена данных 279.5 KB
  Для поиска данных необходимо выполнить команду Правка Найти и во вкладке Найти диалогового окна Найти и заменить рис. Поиск данных во вкладке Найти диалогового окна Найти и заменить При поиске можно использовать подстановочные знаки. Результаты поиска данных во вкладке Найти диалогового окна Найти и заменить Для более детального поиска во вкладке Найти диалогового окна Найти и заменить см.
21611. Работа с форматами Excel. Копирование форматов 252.5 KB
  Ко всем выделенным фрагментам будет применен выбранный стиль. Копирование формата с использованием специальной вставки в диалоговом окне Специальная вставка Использование стилей О стилях Использование стилей обеспечивает единообразие оформления данных и ячеек во всей книге позволяет быстро устанавливать выбранный набор параметров форматирования а также мгновенно изменять оформление всех ячеек к которым применен один стиль. Для просмотра доступных стилей необходимо выполнить команду Формат Стиль. Список основных стилей приведен в...
21612. Создание и оформление диаграмм в Microsoft Excel 468 KB
  Диаграммы создаются на основе данных расположенных на рабочих листах. При необходимости в процессе или после создания диаграммы в нее можно добавить данные расположенные на других листах. Диаграмма может располагаться как графический объект на листе с данными не обязательно на том же где находятся данные взятые для построения диаграммы.
21613. СИСТЕМА МІЖНАРОДНИХ ЕКОНОМІЧНИХ ВІДНОСИН 194.5 KB
  Сучасний світ і середовище міжнародної економіки. Еволюція світового ринку та міжнародної економіки. Міжнародний поділ праці як основа розвитку міжнародних економічних відносин. Світовий ринок. Світове господарство та міжнародна мобільність факторів виробництва. Міжнародна економіка та її структура.
21614. Создание таблиц Microsoft Excel 480 KB
  Приведены требования при вводе данных в ячейки листа при этом особое внимание уделено порядку ввода дат и времени. По умолчанию все данные ячейки вводятся одной строкой. Для этого следует выделить ячейки не обязательно смежные в которые необходимо ввести данные ввести данные и нажать клавиши клавиатуры Ctrl Enter или при нажатой клавише клавиатуры Ctrl щелкнуть по кнопке Ввод в строке формул см. Одни и те же данные можно ввести одновременно в одноименные ячейки различных листов.