47367

Специфика проникновения информационно-коммуникативных технологий в жизнь современного российского общества

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

По мере накопления в обществе различных видов информации невиданными темпами возрастает интенсивность её потребления во всех сферах жизнедеятельности общества. Постепенно на первое место выдвигается содержательный аспект информации, её релевантность (значимость, существенность, важность) по отношению к деятельности людей

Русский

2014-03-30

386.65 KB

1 чел.

Тема 1. Специфика проникновения информационно-коммуникативных технологий в жизнь современного российского общества

По мере накопления в обществе различных видов информации невиданными темпами возрастает интенсивность её потребления во всех сферах жизнедеятельности общества. Постепенно на первое место выдвигается содержательный аспект информации, её релевантность (значимость, существенность, важность) по отношению к деятельности людей. Именно это позволяет объединить понятия «знания» и «информация», в новое единое фундаментальное понятие «информационный ресурс».

Информация стала превращаться в важнейший стратегический ресурс общества. С расширением использования информационного ресурса связывается переход общества в принципиально новую фазу своего развития – так называемое «информационное общество», где возможно появление принципиально новых форм социальной активности индивида и целых социальных групп в форме социально-информационных технологий.

Информационные технологии возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во всё возрастающих объемах знаниями, с одной стороны, и возможностями и масштабами их социального использования, с другой.

Отсюда двоякая роль информационных технологий: с одной стороны, это средство преобразования знаний в информационный ресурс общества; с другой – это средство реализации социальных технологий и преобразования их в социально-информационные технологии, которые могут уже непосредственно использоваться людьми в системах государственного управления и общественного самоуправления.

Коммуникационные технологии или IT (это аббревиатура от английского выражения Information Technology) – понятие охватывает практически всё, что связано с электроникой: компьютеры, любые другие электронные средства связи, а также микросхемы, программное обеспечение и др.

Таким образом, информационные технологии с технологической точки зрения - это, по сути, оборудование, с помощью которого мы можем хранить, обрабатывать и передавать информацию, и методы, возможно, алгоритмы по обработке этой информации.

Формирующиеся в обществе во всё возрастающем объеме информационные ресурсы и ускоряющиеся темпы их потребления в системах управления всеми сферами жизнедеятельности общества с помощью социально-информационных технологий являются главными признаками информационного общества и ключевыми факторами оптимизации его развития.

Информационные технологии охватывают сегодня бизнес, науку, государственные институты и структуры гражданского общества. Увеличивается разнообразие и возможности выбора, растет сотрудничество и кооперация специалистов в различных сферах науки и практики.

Стремительное развитие высоких технологий изменяют само понятие коммуникаций, все новые и новые инструменты попадают в руки профессиональных коммуникаторов. Огромные и постоянно растущие возможности Интернета изменяют не только подход к массовым коммуникациям, но и сами стереотипы восприятия информации сознанием.

В последнее десятилетие многие страны мира демонстрируют политику, которая способна быстро продвинуть общество на новый уровень развития. Так, в ведущих мировых странах были приняты программы развития глобальной информационной инфраструктуры, куда в число приоритетных задач было включено формирование информационного общества.

Особое внимание заслуживает «Окинавская хартия глобального информационного общества» принятая на саммите большой «восьмерки» 22 июля 2000 года. В ней подчеркивалась необходимость сокращения разрыва в доступе к информационным технологиям между развитыми и развивающимися странами. Главная задача, сформулированная участниками саммита, заключается не только в стимулировании и содействии переходу к информационному обществу, он и в полной мере реализация его экономических, социальных и культурных преимуществ.

Рассмотрение проблемы «цифрового разрыва» между высокоразвитыми и развивающимися странами заняло важное место в повестке дня встречи лидеров стран большой «восьмерки» 20-22 июля 2001 года в Генуе. Тогда был подписан план действий, призванный ликвидировать так называемое «цифровое неравенство», которое становится все более очевидным как на национальном, так и на международном уровне. План предусматривает, в частности, разработку национальных стратегий в области новых информационных и телекоммуникационных технологий.

Информационно-коммуникативные технологии в России

В Российской Федерации стратегия развития ИКТ последние десять лет определялась принятой в 2001 году федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)». На сегодняшний день (2013г.) результаты этой программы можно оценить как незначительные: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционируют. Хотя после завершения предполагавшегося срока внедрения электронных коммуникаций в жизнь органов государственного управления ситуация несколько меняется в лучшую сторону.

В 2008 году вниманию россиян был предложен проект «Стратегии развития информационного общества в России». В нем были провозглашены принципы построения информационного общества в Российской Федерации: сотрудничество и партнерство государства, бизнеса и гражданского общества; опережающее развитие информационной инфраструктуры общества; создание благоприятной среды для развития информационной инфраструктуры; обеспечение гражданам доступа к информации, идеям и знаниям, к использованию информационно-коммуникационных технологий; укрепление доверия и безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий; обеспечение свободы массовой информации и независимости средств массовой информации; содействие развитию глобального информационного общества; международное сотрудничество.

В 2010 году была принята новая программа правительства, получившая красноречивое название «Информационное общество» (2011 - 2020 годы), план реализации которой можно видеть на схеме 1.

Схема 1. План реализации государственной программы «Информационное общество (2011-2020гг.)»

Рынок информационно-коммуникативных технологий растет быстрее экономики в целом. По прогнозам аналитиков к 2015 году количество компьютеров в мире должно достигнуть 2 млрд. в настоящее время в мире около 1млрд. 50млн. компьютеров (причем, только 20млн. из них в России).

В 2007 году в мире было создано около 240 млрд. гигабайт информации, В 2008 году темпы роста объемов цифровой информации на 3% превысили предыдущие прогнозы IDC2, согласно результатам нового исследования той же аналитической компании под названием «Хотя экономика сокращается, цифровая вселенная расширяется» (As the Economy Contracts, the Digital Universe Expands). В 2011 году произведено и сохранено 1,8 трлн. гигабайт данных. В будущем цифровая вселенная, предположительно, будет удваиваться в размере каждые 18 месяцев. В 2012-м было создано в 5 раз больше цифровой информации, чем в 2008 году – 487 млрд. Гб цифровых данных.

Большое количество информации генерируется без участия человека. Большое количество компьютеров, объединенных в сети, «умные» устройства в процессе взаимодействия между собой также генерируют очень большое, намного больше, чем всё человечество, информации.

Значительная доля информации хранится в Интернете. В 2006 году в сети хранилось всего 161 млрд. Гб данных. По данным IDC в 2009 году объем данных вплотную приблизился к отметке в 500 экзабайтов (500 млрд. Гб). Объем хранящейся в Интернете информации удваивается приблизительно каждые полтора года. По оценкам IDC, к 2012 году суммарный объем контента Всемирной сети увеличится до 2 500 экзабайтов.

В настоящий момент Россия столкнулась с рядом проблем развития информационного общества:

1) асимметрия развития спроса и предложения. (Правительство уделяло большое вниманию развитию ИКТ в бизнесе и производстве, стимулированию продвижения информационных услуг на рынке, однако было предпринято явно недостаточно усилий для формирования спроса в обществе).

2) Отсутствие системы обучения граждан и служащих в сфере использования ИКТ. Зачастую данная проблема решается исключительно за счет инициативы работника – гражданина.

3) Отсутствие осознания гражданами России, что развитие информационного общества уже не остановится.

4) «Цифровой разрыв» в ментальности, а не в технических средствах (группа риска – люди за 40, люди боятся пользоваться банкоматами – пример, Сбербанк).

В настоящий момент происходит очевидная вторичная стратификация общества на основании готовности пользоваться ИКТ в повседневной жизни. Информационный разрыв сегодня – это не отсутствие компьютера, а несформированная потребность человека быть членом информационного сообщества.

Схема2. Угрозы и благоприятные тенденции формирования информационного общества

Информационное общество

Наличие ложной информации

Вирусы

Использование информации не по назначению

Уход в виртуальную реальность

Увеличение возможностей человека

Саморазвитие, самообучение человека

Простота использования

Наполнение культурного богатства

Доступность информации

Большое количество информации

Затрудненный поиск нужной информации

- угрозы

- позитивные тенденции

Современные тенденции в связях с общественностью

Переход от маркетинговой модели 4P к 4С 

Существенное отличие заключается в изменении акцента, переносе центра тяжести всей маркетинговой деятельности предприятия с продукта на покупателя. Общая схема этого преобразования представлена в таблице 1.

Таблица 1. Соотношение формул 4P и 4C

Product (продукт)

Consumer (потребитель)

Place (место)

Convenience (удобство)

Price (цена)

Cost (стоимость)

Promotion (продвижение)

Communication (коммуникации)

Учет особенностей потребителя на всех этапах производства и реализации товара является сегодня актуальной мировой тенденцией развития маркетинга и связей с общественностью. Подобное изменение ориентиров служит доказательством повышения культуры взаимоотношений продавца и покупателя. Во втором варианте особое значение уделяется коммуникациям.

Интегрированные маркетинговые коммуникации 

Развитие рынка предполагает постоянное движение, постоянный обмен информацией, на основании которой принимаются конкретные решения. Центральным в определении маркетинговых коммуникаций является понятие, согласно которому, все переменные комплекса маркетинга, а не только составляющая - продвижение - участвуют в общении с клиентами.

The integrated marketing communications(IMC) — интегрированные маркетинговые коммуникации — концепция, которая объединяет все способы и средства коммуникации в единый комплекс — рекламу, PR, личные продажи, стимулирование сбыта, каналы интернетмаркетинга, комплекс директмаркетинга.

1. Это комплекс коммуникаций, основанный на разнообразных специально организованных каналах обратной связи, без которых его существование не возможно. По существу, обратная связь — это основа ИМК, обеспечивающая ее жизнедеятельность и эффективность.

2. Это коммуникация, в основе которой лежит не столько сильная креативная рекламная идея, сколько мощный информационный повод, дающий компании возможность организации социально — значимого диалога с потенциальными потребителями.

3. Это комплекс, основанный скорее на оркестровом исполнении одной партии, чем на солировании. Поэтому акция ИМК имеет четкие пространственные, временные границы и диспетчируется в целях единообразного звучания всех коммуникаций.

4. Это коммуникации, призванные сократить количество «посредников», передающих информацию потребителю. Это максимально прямое и минимально опосредованное воздействие.

Таким образом, концепция ИМК в полной мере соответствует критериям информационного общества, где происходит трансформация принципов и систем коммуникации, как отдельных членов общества, так и целых сообществ.

В этой связи компьютерные технологии представляются тем инструментом, без которого современные коммуникации не представляются возможным. Для специалиста по связям с общественностью данный вид технологий стал одним из важнейших.

Вопросы по теме:

1. Какие основные тенденции развития информационного общества в мире нашли отражение в «Окинавской хартии глобального информационного общества» 2000 года и результатах Генуэзского саммита 2001 года?

2. Проанализируйте специфику развития информационных технологий в современной России.

3. Как современные тенденция развития связей с общественностью влияют на развитие информационных технологий?

4. Приведите конкретные примеры программ РФ, направленные на формирование информационного общества. Оцените их эффективность.

2 International Data Corporation (IDC) - аналитическая фирма, специализирующаяся на исследованиях рынка информационных технологий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76113. Проектирование и расчет показателей работоспособности и надежности ЛВС 31.77 MB
  В процессе выполнения работы студент решает следующие задачи: выбор типа одноранговая или с выделенным сервером и топологии ЛВС для организации; выбор устройств физического и канального уровня в соответствии с моделью OSI и физическая структуризация сети...
76116. ТЕХНОЛОГІЯ ВИРОБНИЦТВА ГЛЮКОРНУ 1.1 MB
  Актуальність теми. У сучасних умовах забруднення навколишнього середовища недоброякісного виробництва продуктів харчування та високого рівня урбанізації вживання людиною додаткових нутрієнтів із підвищеним рівнем ферментів вітамінів мікро та макроелементів стає все більш необхідним.
76117. НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА РУССКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ 52.5 KB
  И цель предлагаемой статьи рассмотреть влияние которое недавние политические и интеллектуальные изменения оказывают на изучение революции. В течение семи десятилетий дискуссии о русской революции 1917 г.
76118. Петровские реформы 48.5 KB
  Такова притягательная сила личности Петра Великого первого Российского императора великого реформатора. История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. Реформы проводились в течение всего правления Петра I.