47367

Специфика проникновения информационно-коммуникативных технологий в жизнь современного российского общества

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

По мере накопления в обществе различных видов информации невиданными темпами возрастает интенсивность её потребления во всех сферах жизнедеятельности общества. Постепенно на первое место выдвигается содержательный аспект информации, её релевантность (значимость, существенность, важность) по отношению к деятельности людей

Русский

2014-03-30

386.65 KB

1 чел.

Тема 1. Специфика проникновения информационно-коммуникативных технологий в жизнь современного российского общества

По мере накопления в обществе различных видов информации невиданными темпами возрастает интенсивность её потребления во всех сферах жизнедеятельности общества. Постепенно на первое место выдвигается содержательный аспект информации, её релевантность (значимость, существенность, важность) по отношению к деятельности людей. Именно это позволяет объединить понятия «знания» и «информация», в новое единое фундаментальное понятие «информационный ресурс».

Информация стала превращаться в важнейший стратегический ресурс общества. С расширением использования информационного ресурса связывается переход общества в принципиально новую фазу своего развития – так называемое «информационное общество», где возможно появление принципиально новых форм социальной активности индивида и целых социальных групп в форме социально-информационных технологий.

Информационные технологии возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во всё возрастающих объемах знаниями, с одной стороны, и возможностями и масштабами их социального использования, с другой.

Отсюда двоякая роль информационных технологий: с одной стороны, это средство преобразования знаний в информационный ресурс общества; с другой – это средство реализации социальных технологий и преобразования их в социально-информационные технологии, которые могут уже непосредственно использоваться людьми в системах государственного управления и общественного самоуправления.

Коммуникационные технологии или IT (это аббревиатура от английского выражения Information Technology) – понятие охватывает практически всё, что связано с электроникой: компьютеры, любые другие электронные средства связи, а также микросхемы, программное обеспечение и др.

Таким образом, информационные технологии с технологической точки зрения - это, по сути, оборудование, с помощью которого мы можем хранить, обрабатывать и передавать информацию, и методы, возможно, алгоритмы по обработке этой информации.

Формирующиеся в обществе во всё возрастающем объеме информационные ресурсы и ускоряющиеся темпы их потребления в системах управления всеми сферами жизнедеятельности общества с помощью социально-информационных технологий являются главными признаками информационного общества и ключевыми факторами оптимизации его развития.

Информационные технологии охватывают сегодня бизнес, науку, государственные институты и структуры гражданского общества. Увеличивается разнообразие и возможности выбора, растет сотрудничество и кооперация специалистов в различных сферах науки и практики.

Стремительное развитие высоких технологий изменяют само понятие коммуникаций, все новые и новые инструменты попадают в руки профессиональных коммуникаторов. Огромные и постоянно растущие возможности Интернета изменяют не только подход к массовым коммуникациям, но и сами стереотипы восприятия информации сознанием.

В последнее десятилетие многие страны мира демонстрируют политику, которая способна быстро продвинуть общество на новый уровень развития. Так, в ведущих мировых странах были приняты программы развития глобальной информационной инфраструктуры, куда в число приоритетных задач было включено формирование информационного общества.

Особое внимание заслуживает «Окинавская хартия глобального информационного общества» принятая на саммите большой «восьмерки» 22 июля 2000 года. В ней подчеркивалась необходимость сокращения разрыва в доступе к информационным технологиям между развитыми и развивающимися странами. Главная задача, сформулированная участниками саммита, заключается не только в стимулировании и содействии переходу к информационному обществу, он и в полной мере реализация его экономических, социальных и культурных преимуществ.

Рассмотрение проблемы «цифрового разрыва» между высокоразвитыми и развивающимися странами заняло важное место в повестке дня встречи лидеров стран большой «восьмерки» 20-22 июля 2001 года в Генуе. Тогда был подписан план действий, призванный ликвидировать так называемое «цифровое неравенство», которое становится все более очевидным как на национальном, так и на международном уровне. План предусматривает, в частности, разработку национальных стратегий в области новых информационных и телекоммуникационных технологий.

Информационно-коммуникативные технологии в России

В Российской Федерации стратегия развития ИКТ последние десять лет определялась принятой в 2001 году федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)». На сегодняшний день (2013г.) результаты этой программы можно оценить как незначительные: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционируют. Хотя после завершения предполагавшегося срока внедрения электронных коммуникаций в жизнь органов государственного управления ситуация несколько меняется в лучшую сторону.

В 2008 году вниманию россиян был предложен проект «Стратегии развития информационного общества в России». В нем были провозглашены принципы построения информационного общества в Российской Федерации: сотрудничество и партнерство государства, бизнеса и гражданского общества; опережающее развитие информационной инфраструктуры общества; создание благоприятной среды для развития информационной инфраструктуры; обеспечение гражданам доступа к информации, идеям и знаниям, к использованию информационно-коммуникационных технологий; укрепление доверия и безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий; обеспечение свободы массовой информации и независимости средств массовой информации; содействие развитию глобального информационного общества; международное сотрудничество.

В 2010 году была принята новая программа правительства, получившая красноречивое название «Информационное общество» (2011 - 2020 годы), план реализации которой можно видеть на схеме 1.

Схема 1. План реализации государственной программы «Информационное общество (2011-2020гг.)»

Рынок информационно-коммуникативных технологий растет быстрее экономики в целом. По прогнозам аналитиков к 2015 году количество компьютеров в мире должно достигнуть 2 млрд. в настоящее время в мире около 1млрд. 50млн. компьютеров (причем, только 20млн. из них в России).

В 2007 году в мире было создано около 240 млрд. гигабайт информации, В 2008 году темпы роста объемов цифровой информации на 3% превысили предыдущие прогнозы IDC2, согласно результатам нового исследования той же аналитической компании под названием «Хотя экономика сокращается, цифровая вселенная расширяется» (As the Economy Contracts, the Digital Universe Expands). В 2011 году произведено и сохранено 1,8 трлн. гигабайт данных. В будущем цифровая вселенная, предположительно, будет удваиваться в размере каждые 18 месяцев. В 2012-м было создано в 5 раз больше цифровой информации, чем в 2008 году – 487 млрд. Гб цифровых данных.

Большое количество информации генерируется без участия человека. Большое количество компьютеров, объединенных в сети, «умные» устройства в процессе взаимодействия между собой также генерируют очень большое, намного больше, чем всё человечество, информации.

Значительная доля информации хранится в Интернете. В 2006 году в сети хранилось всего 161 млрд. Гб данных. По данным IDC в 2009 году объем данных вплотную приблизился к отметке в 500 экзабайтов (500 млрд. Гб). Объем хранящейся в Интернете информации удваивается приблизительно каждые полтора года. По оценкам IDC, к 2012 году суммарный объем контента Всемирной сети увеличится до 2 500 экзабайтов.

В настоящий момент Россия столкнулась с рядом проблем развития информационного общества:

1) асимметрия развития спроса и предложения. (Правительство уделяло большое вниманию развитию ИКТ в бизнесе и производстве, стимулированию продвижения информационных услуг на рынке, однако было предпринято явно недостаточно усилий для формирования спроса в обществе).

2) Отсутствие системы обучения граждан и служащих в сфере использования ИКТ. Зачастую данная проблема решается исключительно за счет инициативы работника – гражданина.

3) Отсутствие осознания гражданами России, что развитие информационного общества уже не остановится.

4) «Цифровой разрыв» в ментальности, а не в технических средствах (группа риска – люди за 40, люди боятся пользоваться банкоматами – пример, Сбербанк).

В настоящий момент происходит очевидная вторичная стратификация общества на основании готовности пользоваться ИКТ в повседневной жизни. Информационный разрыв сегодня – это не отсутствие компьютера, а несформированная потребность человека быть членом информационного сообщества.

Схема2. Угрозы и благоприятные тенденции формирования информационного общества

Информационное общество

Наличие ложной информации

Вирусы

Использование информации не по назначению

Уход в виртуальную реальность

Увеличение возможностей человека

Саморазвитие, самообучение человека

Простота использования

Наполнение культурного богатства

Доступность информации

Большое количество информации

Затрудненный поиск нужной информации

- угрозы

- позитивные тенденции

Современные тенденции в связях с общественностью

Переход от маркетинговой модели 4P к 4С 

Существенное отличие заключается в изменении акцента, переносе центра тяжести всей маркетинговой деятельности предприятия с продукта на покупателя. Общая схема этого преобразования представлена в таблице 1.

Таблица 1. Соотношение формул 4P и 4C

Product (продукт)

Consumer (потребитель)

Place (место)

Convenience (удобство)

Price (цена)

Cost (стоимость)

Promotion (продвижение)

Communication (коммуникации)

Учет особенностей потребителя на всех этапах производства и реализации товара является сегодня актуальной мировой тенденцией развития маркетинга и связей с общественностью. Подобное изменение ориентиров служит доказательством повышения культуры взаимоотношений продавца и покупателя. Во втором варианте особое значение уделяется коммуникациям.

Интегрированные маркетинговые коммуникации 

Развитие рынка предполагает постоянное движение, постоянный обмен информацией, на основании которой принимаются конкретные решения. Центральным в определении маркетинговых коммуникаций является понятие, согласно которому, все переменные комплекса маркетинга, а не только составляющая - продвижение - участвуют в общении с клиентами.

The integrated marketing communications(IMC) — интегрированные маркетинговые коммуникации — концепция, которая объединяет все способы и средства коммуникации в единый комплекс — рекламу, PR, личные продажи, стимулирование сбыта, каналы интернетмаркетинга, комплекс директмаркетинга.

1. Это комплекс коммуникаций, основанный на разнообразных специально организованных каналах обратной связи, без которых его существование не возможно. По существу, обратная связь — это основа ИМК, обеспечивающая ее жизнедеятельность и эффективность.

2. Это коммуникация, в основе которой лежит не столько сильная креативная рекламная идея, сколько мощный информационный повод, дающий компании возможность организации социально — значимого диалога с потенциальными потребителями.

3. Это комплекс, основанный скорее на оркестровом исполнении одной партии, чем на солировании. Поэтому акция ИМК имеет четкие пространственные, временные границы и диспетчируется в целях единообразного звучания всех коммуникаций.

4. Это коммуникации, призванные сократить количество «посредников», передающих информацию потребителю. Это максимально прямое и минимально опосредованное воздействие.

Таким образом, концепция ИМК в полной мере соответствует критериям информационного общества, где происходит трансформация принципов и систем коммуникации, как отдельных членов общества, так и целых сообществ.

В этой связи компьютерные технологии представляются тем инструментом, без которого современные коммуникации не представляются возможным. Для специалиста по связям с общественностью данный вид технологий стал одним из важнейших.

Вопросы по теме:

1. Какие основные тенденции развития информационного общества в мире нашли отражение в «Окинавской хартии глобального информационного общества» 2000 года и результатах Генуэзского саммита 2001 года?

2. Проанализируйте специфику развития информационных технологий в современной России.

3. Как современные тенденция развития связей с общественностью влияют на развитие информационных технологий?

4. Приведите конкретные примеры программ РФ, направленные на формирование информационного общества. Оцените их эффективность.

2 International Data Corporation (IDC) - аналитическая фирма, специализирующаяся на исследованиях рынка информационных технологий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1530. Приспособление для сверления отверстий и фрезерования поверхностей детали 94.69 KB
  Деталь Щит представляет собой литой корпус. Метод получения заготовки – литье в кокиль. Деталь изготавливается из алюминиевого сплава АЛ7ч(АЛ9). АЛ9 – конструкционный герметичный сплав, отличается высокими литейными свойствами и герметичностью изготовленных из них отливок, обладает удовлетворительной коррозионной стойкостью.
1531. Расчет продуктов производства пива 54.85 KB
  Производим расчет выхода товарного пива на 100кг перерабатываемого сырья. Характеристика готовой продукции и процент выпуска пива. Расчёт количества промежуточных продуктов и готового пива.
1532. Общая психология 86.72 KB
  Современные проблемы и направления в психологии. Психология познавательных процессов. Эмоциональные состояния. Эмоциональный интеллект и методы его изучения. Основные фазы мышления. Основные мыслительные действия. Формы познания. Понятие мышления. Место мышления в структуре познавательной деятельности.
1533. Векторы позитивности: опыт локального исследования 196.05 KB
  Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко). Обработка и интерпретация результатов теста. Отношение к национальности. Опрос проводился на фоне обострения российско-грузинских взаимоотношений.
1534. Проектирование одноэтажного здания и его технико-экономические показатели 198.73 KB
  В здании запроектированы столбчатые фундаменты монолитные стаканного типа с подколонником, в котором предусмотрено уширенное отверстие – стакан, имеющий форму усеченной пирамиды. Основные несущие конструкции покрытия. Спецификация основных железобетонных элементов.
1535. Анализ производства мощностью 80 тонн перерабатываемого молока в смену, выпускающего сыр Эснонский 58.25 KB
  Определение объема производства и реализации продукции в натуральном выражении. Определение полной себестоимости продукции молочного производства. Определение и реализация продукции в стоимостном выражении.
1536. Сущность вооружено-политического конфликта 80.33 KB
  Причины и основные этапы югославского конфликта. Комплекс мероприятий по его урегулированию. Развал СРФЮ. Перерастание конфликта на Балканах в вооруженное столкновение. Возможности и проблемы урегулирования конфликтов. Понятие конфликта как особенного общественного явления. Миротворческая операция в Боснии и Герцеговине
1537. Программа для обработки справочного массива записей о банковской карточке лицевого счета 199.82 KB
  В данной работе используется сортировка обменом, суть ее состоит в том, что пары стоящих рядом элементов просматриваются в направлении снизу вверх и сравниваются. Если верхний элемент оказывается меньше нижнего по рисунку, то они меняются местами. Продолжая этот процесс циклически, в конце концов приходим к отсортированному файлу.
1538. Комплексное исследование механизма применения лизинговой политики в ОАО 47.77 KB
  Теоретические основы по проблеме использования лизинга персонала на предприятии. Оценка состояния персонала на предприятии ОАО Газпромнефть. Эффективность применения лизинга персонала в ОАО Газпромнефть. Преимущества и недостатки лизинга персонала