4741

Расчёт эксплуатационных свойств автомобиля

Курсовая

Логистика и транспорт

Введение Тяговый расчет автомобиля производится с целью определения его тяговых и динамических качеств. Тяговый расчет подразделяется на: тяговый расчет проектируемой машины поверочный тяговый расчет, производимый для существующей машины. Поверочны...

Русский

2012-11-25

512 KB

75 чел.

Введение

Тяговый расчет автомобиля производится с целью определения его тяговых и динамических качеств. Тяговый расчет подразделяется на:

тяговый расчет проектируемой машины;

поверочный тяговый расчет, производимый для существующей машины.

Поверочный тяговый расчет составляют следующие отдельные задачи:

  1.  Определение максимальной скорости движения в заданных условиях.
  2.  Определение сопротивления движению и углов подъема, которые может преодолеть автомобиль на данной передаче и скорости.

Для решения задач тягового расчета необходимо построить тяговую характеристику автомобиля.

Тяговой характеристикой автомобиля называется графическая зависимость удельной силы тяги от скорости движения автомобиля на каждой передаче.

Задаваемыми параметрами обычно являются: тип автомобиля; грузоподъемность или максимальное число пассажиров; максимальная скорость движения, по шоссе с заданным коэффициентом дорожного сопротивления, максимальное дорожное сопротивление на низшей передаче трансмиссии. Указывается также тип двигателя (карбюраторный, дизельный).

Параметры, которыми задаются, могут иметь различные значения в некотором интервале. Чтобы правильно принять окончательное значение указанных выше параметров, необходимо понимать, как они влияю на тяговые качества автомобиля.

Построение тяговой характеристики автомобиля включает:

1.Определение полной массы автомобиля, кг.

2.Выбор шин и определение радиуса ведущего колеса, м.

3.Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя.

4.Определение передаточного числа главной передачи.

5.Определение передаточных чисел коробки передач и дополнительной коробки.

6.Определение скорости движения и ускорений автомобиля

7.Определение удельной силы тяги, построение тяговой характеристики.

8 Расчет мощностного баланса автомобиля

9. Расчет динамической характеристики автомобиля

10.Расчет времени и пути разгона автомобиля

11.Расчет топливной экономичности автомобиля


1 Определение параметров двигателя.

1.1 К параметрам двигателя определяемым в данном подразделе относятся минимальная и максимальная частоты вращения коленвала, вращающий момент и мощность двигателя, развиваемая во всем диапазоне частот вращения коленвала. Указанные параметры определяются по эмпирическим формулам, полученным на основе анализа существующих конструкций двигателей.

Минимально устойчивую частоту вращения коленвала двигателя nemin принимаем по рекомендациям (грузовые автомобили с карбюраторным двигателем):

ne min =500…600 об/мин;

Принимаю ne min =500 об/мин.

Максимальную частоту вращения коленвала двигателя принимаем в зависимости от номинальной neN по соотношениям:

грузовые автомобили ne max = ne N

nemax =3100 об/мин.

Для определения максимальной скорости проектируемого автомобиля необходимо оценить его предполагаемый собственный и полный вес.

Собственный вес автомобиля определяется по эмпирической зависимости:

для грузовых автомобилей

[кг], где

k c - коэффициент снаряженного веса;

mг - масса груза, перевозимого автомобилем, [кг].

Значение коэффициента приведено в таблице 1.

Таблица 1 - Значения коэффициента  для грузовых автомобилей

Параметр

Значения параметра

mа, кг

1000

2000

4000

6000

8000

10000

k c

1,25

0,8

0,75

0,8

0,85

0.9

mг = 5250 кг

kc = 0.775

ma = 0.775*5250 = 4068,75 кг.

Полная масса автомобиля определяется по следующей зависимости

, кг

где mб - масса багажа пассажиров, кг; mб = 0

n - количество пассажиров; n = 0

m = 4068,75 +(75+0) *1+5250 = 9393,75 кг

1.2 Максимальную скорость найдём из условия равенства тяговой мощности Nт, подводимой к ведущим колёсам и мощностей сопротивлений:

Nт = N д + Nв    или , кВт

где ηтр - КПД трансмиссии автомобиля, на этапе проектирования принимается для грузовых автомобилей ηтр = 0,85…0,9. Принимаю ηтр = 0,85

После преобразования формула примет вид:

, кВт  

где Nv.max – мощность двигателя при максимальной скорости движения автомобиля, кВт;

k - коэффициент обтекаемости автомобиля, , для грузовых автомобилей k = 0,5…0,65 . Принимаю = 0,5

F - лобовая площадь автомобиля, м2; на этапе проектирования можно принимать ориентировочные значения лобовой площади автомобиля:

для грузовых автомобилей F =3…5, м2.

При известных габаритных размерах автомобиля или его аналога лобовая площадь автомобиля может быть определена по формуле

F = 0,78ВаНа, м2, где

Ва и На - габаритные размеры автомобиля по ширине и высоте соответственно, м2.

F = 0,78*2,7*2,42=5,1 м2.

ψ – коэффициент суммарного дорожного сопротивления

ψ = 0,015*(1+V2/20000)

Уравнения решаются графически. Для этого достаточно задать 2 переменные Vmax в широком диапазоне от 1 до (+∞) и проведя горизонтальную линию, соответствующей мощности Nт на ведущих колёсах при nmax . Для точности построения в данном случае воспользуемся Microsoft Excel и найдём искомую Vmax.

Из графика получаем Vmax = 90 км/ч

1.3 При движении автомобиля затрачивается мощность на преодоление сил сопротивления дороги (Nψ) и сил сопротивления воздуха (NW). Суммарная мощность затрачиваемая на движение полностью груженого автомобиля с максимальной скоростью по горизонтальной дороге определяется по формуле

, кВт

где D min - минимальное значение динамического фактора, ;

для грузовых автомобилей и автобусов выбирается в интервале значений 0,030…0,045 . Принимаю D min = 0.030 ;

так же можно посчитать как  Nт = Nv.max*ηтр = 107*0,85 = 90,95  кВт

1.4 Максимальная мощность двигателя проектируемого автомобиля может быть определена из формулы Лейдермана .

, кВт

 

где a, b, c - коэффициенты  Лейдермана; для карбюраторных двигателей a=b=c=1;

ne.max - максимальная частота вращения коленвала двигателя, об/мин;

neN - частота вращения коленвала при максимальной мощности двигателя, об/мин

Ne max =107/(1+1-1) = 107 кВт


2 Расчет внешней скоростной характеристики двигателя

Внешняя скоростная характеристика двигателя представляет собой зависимость мощности и вращающего момента на выходном конце коленвала двигателя от частоты вращения коленвала при полностью открытой дроссельной заслонке или полностью выдвинутой рейке топливного насоса высокого давления. Зависимость между мощностью, развиваемой двигателем, и частотой вращения коленчатого вала двигателя описывается с помощью уравнения Лейдермана-4, имеющего следующий вид:

, кВт

(4)

где ne - текущая частота вращения коленвала двигателя, для которой определяется мощность, об/мин.

Ne1 = 107 [0,161+0,026 - 0,00417] =19,56, кВт 

Ne2 = 107 [0,322+0,104 - 0,0334] = 42, кВт

Ne3 = 107 [0,484+0,234 - 0,113] = 64,735, кВт

Ne4 = 107 [0,645+0,416 - 0,268] = 84,851, кВт

Ne5 = 107 [0,806+0,65 - 0,524] = 99,724, кВт

Ne6 = 107 [0,968+0,937-0,907] = 106,786

Ne7 = 107 [1+1 - 1] = 107, кВт

Вращающий момент на выходном конце коленвала двигателя при различных частотах его вращения может быть определен по формуле-5, устанавливающей зависимость между вращающим моментом, мощностью и частотой вращения для любого вала.

,         Нм (5)

Ме1 = 9555,3*(19,56/500) = 373,8 Нм

Ме2 = 9555,3*(42/1000) = 401,323 Нм

Ме3 = 9555,3*(64,735/1500) = 412,37 Нм

Ме4 = 9555,3*(84,851/2000) = 405,388 Нм

Ме5 = 9555,3*(99,724/2500) = 381,16 Нм

Ме6 = 9555,3*(106,786/3000) = 340,124 Нм

Ме7 = 9555,3*(107/3100) = 329,81 Нм

Для построения внешней скоростной характеристики двигателя весь диапазон частот вращения коленвала двигателя от nmin до nmax разбивается на 5-6 интервалов размером по 300 - 500 об/мин, таким образом, чтобы номинальная частота вращения коленвала nN и максимальная nmax являлись границами одного или разных интервалов, при этом размеры интервалов, в которых nN и nmax являются границами, могут отличаться. По формулам 4 и 5 определяются значения Ne и Me для частот вращения коленвала ne, являющихся границами интервалов, и по полученным результатам строится внешняя скоростная характеристика двигателя.

Результаты расчетов по формулам 4 и 5 записываем в таблицу форма которой приведена ниже.

Таблица 2 - Расчет мощности Ne и вращающего момента Me на коленвалу двигателя при различных частотах вращения ne.

ne min

ne N

ne max

ne,об/мин

500

1000

1500

2000

2500

3000

3100

Ne, кВт

19,56

42

64,735

84,851

99,786

106,786

107

Me, Нм

373,8

401,323

412,37

405,388

381,16

340,124

329,81

По полученным значениям Ne и Me на листе миллиметровой бумаги в масштабе строим внешнюю скоростную характеристику двигателя проектируемого автомобиля, а также определяем частоту вращения коленвала neM, при которой развивается максимальный вращающий момент Memax на выходном конце коленчатого вала. Значения neM и Memax необходимо записать после таблицы 2. Форма внешней скоростной характеристики двигателя приведена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Внешняя скоростная характеристика двигателя.

1.3 Определение передаточных чисел трансмиссии.

Динамические качества автомобиля определяются во многом числом ступеней КПП, передаточными числами КПП и главной передачи. С целью определения числа ступеней и передаточных чисел трансмиссии необходимо в первую очередь определиться со схемой трансмиссии и представить её на рисунке в пояснительной записке. Например, схему трансмиссии классической компоновки можно представить так, как на рисунке 3.

Рисунок 3 - Схема трансмиссии проектируемого автомобиля.

Второй этап в решении задачи определения передаточных чисел трансмиссии заключается в подборе шин для проектируемого автомобиля. Тип шин подбирается по максимальной нагрузке, приходящейся на неё и максимальной скорости автомобиля Vmax. Для определения нагрузок на шины передней и задних осей определяются нагрузки на оси автомобиля из выражения 6

, Н (6)

где G1(2) - нагрузка, приходящаяся на переднюю-1 или заднюю-2 оси, Н;

g - ускорение свободного падения, м/с2 (g =9,81м/с2);

х1(2) - часть полного веса автомобиля, приходящегося на переднюю 1 или задние 2 оси автомобиля, %.

У грузовых автомобилей при полном использовании грузоподъёмности 20-30% полного веса приходится на переднюю ось и 70-80% на задние (х1=20-30%, х2=70-80%). При затруднении в выборе нагрузок на оси проектируемого автомобиля следует воспользоваться распределением полного веса по осям у автомобиля аналога. Выбираем полный вес на переднюю ось x1 = 30%, на заднюю ось x2 = 70%.

G1 = 9393,75*9,8*(30/100) = 27617,625 Н

G2 = 9393,75*9,8*(70/100) = 64441,125 Н

Если после выполнения расчета окажется что нагрузка, приходящаяся на заднюю ось G2, значительно превышает нагрузку, приходящуюся на переднюю ось G1, то, для исключения значительного недогруза шин передней оси, следует увеличить число колес на задней оси, применив двухскатные колеса, либо увеличить число задних осей. Нагрузку, приходящуюся на шины передней и задних осей, определяют из выражения-7.

, Н (7)

где a1(2) - число передних-1 или задних-2 осей на автомобиле;

b1(2) - число колес на передней-1 или задней-2 оси автомобиля;

Gш1=27617,625/1*2=13808,81 Н

Gш1=64441,125/1*4=16110,281 Н

Выбор типа шины производим по рекомендациям литературного источника [3], по наиболее нагруженной шине и максимальной допустимой скорости движения на которую рассчитана эта шина. Типоразмер выбранной шины, допускаемую нагрузку и скорость движения на которую рассчитана шина, а также другие параметры шины приводим в пояснительной записке в виде таблицы - 3

Таблица 3 - Характеристика шин проектируемого автомобиля.

Марка шины

Допустимая

нагрузка на шину, [G], Н

Максимально

допустимая

скорость, [V], км/ч

Диаметр обода

колеса, d, Ш

Ширина

профиля шины, B, Ш

Отношение высоты профиля шины

К ширине шины,

Н/B

Высота профиля шины, H, Ш

Статический радиус шины, м

7,0-20

18639

110 км/ч

962 мм 

230 мм 

1

7,0

0, 455

Отношение высоты профиля шины к ширине профиля Н/В, для шин грузовых автомобилей составляет 1 и поэтому Н=В.

Радиус качения колеса в с шиной выбранной марки определится по формуле-8

rk=0,0127(d+1,7H), м (8)

где d - диаметр обода колеса, дюймы (Ш);

H - высота профиля шины, дюймы (Ш);

rk = 0,0127(20+1,7∙7,0) = 0,405 м.

Передаточное число главной передачи автомобиля определяется из условия обеспечения заданной максимальной скорости движения автомобиля Vmax на высшей передаче из выражения-9

, (9)

где uk - передаточное число коробки передач на высшей передаче.

u0 = 0,377*0,405*3100/(1*90) = 5,26

КПП проектируемого автомобиля не имеет ускоряющую передачу, поэтому uk = 1

Передаточное число первой передачи КПП определяется из условия преодоления автомобилем максимального сопротивления дороги. При этом используется формула-10

, (10)

где ψmax - максимальный коэффициент сопротивления дороги, преодолеваемой автомобилем на первой передаче (ψmax = 0,3…0,4).

Принимаю ψmax = 0,4.

Ме.max - максимальный вращающий момент, развиваемый двигателем, Нм (из графика Ме.max = 412,37 Нм).

ηтр - КПД трансмиссии автомобиля (ηтр = 0,85)

uk1 = 0,4*0,405*9393,75*9,8/(412,37*5,26*0,85)= 8,097

Полученное значение передаточного числа первой передачи КПП следует проверить по условию сцепления ведущих колес автомобиля с дорогой (на отсутствие буксования). Сцепление ведущих колес с дорогой будет обеспечено, если выполняется условие

PT max  Pсц

где PT max - максимальная сила тяги на ведущих колесах автомобиля, Н.

PT max определяется по формуле-11

, Н (11)

PT max = 412,37*8,097*5,26*0,85/0,405= 36860,468, Н

Рсц - сила сцепления шин с дорогой, Н;

,

где φ - коэффициент сцепления шин с дорогой, φ=0,6…0,8.

Принимаю φ = 0,6

- сцепной вес автомобиля, Н;

для заднеприводных автомобилей Gсц=G2

где m2 - коэффициенты перераспределения нормальных реакций; при трогании автомобиля с места m2=1,2.

Gсц = 64441,125*1,2 = 77329,35, Н

Рсц = 0,6*77329,35= 46397,61, Н

PT max Pсц - условие выполняется

В случае не выполнения условия сцепления ведущих колес автомобиля с дорогой при принятом передаточном числе КПП все последующие прочностные расчеты механизмов трансмиссии следует вести по силе сцепления колес с дорогой Gсц.

Принятое передаточное число первой передачи КПП uk1 является основой для нахождения передаточных чисел других передач КПП. Для их нахождения необходимо определиться с числом ступеней КПП проектируемого автомобиля. В учебных целях рекомендуется принимать 4…5 ступеней, а при больших значениях максимальной скорости автомобиля (> 120 км/ч) следует применять ускоряющую высшую передачу с передаточным числом 0,7…0,8. Передаточные числа II, III и других передач КПП определяются по формуле-12

Принимаю 4-х ступенчатую КПП

, (12)

где  - число ступеней КПП без учета ускоряющей передачи при её наличии;

- порядковый номер передачи.

1.4 Расчет тягового баланса автомобиля 

Движение автомобиля по дороге возможно только в том случае, если сила тяги, развиваемая на ведущих колесах автомобиля, больше или равна сумме сил дорожных сопротивлений. Если величина силы тяги PТ превышает сумму сил дорожных сопротивлений, то этот запас используется либо на ускорение автомобиля, либо на буксировку автомобилем дополнительного груза. Математически это положение описывается с помощью уравнения тягового баланса автомобиля. Уравнение тягового баланса автомобиля имеет следующий вид

РТ = РШ + РW + Рj,

где РШ - cила сопротивления дороги, Н;

РW - сила сопротивления воздуха, Н;

Рj - сила инерции автомобиля при его неравномерном движении (при ускорении или замедлении), Н.

Уравнение тягового баланса автомобиля проще и наглядней решать графическим способом, при котором строим графики зависимости каждого из слагаемых уравнения от скорости движения автомобиля, и производим сравнение положения точек кривой с положением точек суммарной кривой РШ и РW.

Для построения графика зависимости силы тяги РТ на ведущих колесах автомобиля от скорости его движения используется выражение-13

, Н (13)

где Ме - вращающий момент на выходном конце коленвала двигателя при соответствующей его частоте вращения, Нм;

Скорость движения автомобиля при различных частотах вращения коленвала двигателя определяется по формуле-14

, км/ч (14)

Значения сил тяги РТ и скоростей автомобиля V следует определять для частот вращения коленвала двигателя nе, которые являются границами интервалов при разбиении всего диапазона частот вращения коленвала, проделанного в п.2 Результаты расчетов по формулам 13 и 14 представляем в виде таблицы-5.

Таблица 5 - Расчет сил тяги на ведущих колесах проектируемого автомобиля и его скоростей движения.

ne, об/мин

500

1000

1500

2000

2500

3000

3100

Me

373,8

401,323

412,37

405,388

381,16

340,124

329,81

PTI

33412,8157

35873,011

36860,468

36236,369

34070,703

30402,623

29480,687

VI

1,7925

3,585

5,3775

7,17

8,9625

10,755

11,1135

PTII

16639,5575

17864,733

18356,486

18045,685

16967,185

15140,484

14681,36

VII

3,5995

7,199

10,7985

14,398

17,9975

21,597

22,3169

PTIII

8286,14795

8896,2594

9141,1419

8986,3696

8449,2995

7539,6409

7311,0071

VIII

7,228

14,456

21,684

28,912

36,14

43,368

44,8136

PTIV

4126,56884

4430,4093

4552,3627

4475,2849

4207,8196

3754,8023

3640,9408

VIV

14,514

29,028

43,542

58,056

72,57

87,084

89,9868

По рассчитанным значениям РТ и V строим график изменения силы тяги на ведущих колесах автомобиля в зависимости от его скорости движения. Пример графика приведен на рисунке-3.

Для построения графика зависимости силы сопротивления дороги РШ от скорости движения автомобиля V используется формула

РШ= m g Ш [Н],

где Ш - коэффициент сопротивления дороги (Ш = i+ѓ);

i - уклон дороги; при движении автомобиля по горизонтальной дороге i =0;

ѓ - коэффициент сопротивления дороги; для дорог с асфальтобетонным покрытием значения коэффициента определяются по формуле

Таким образом, формула для определения силы сопротивления дороги РШ приобретает вид формулы-15

, (15)

Сила сопротивления воздуха РW движению автомобиля определяется по формуле-16

, (16)

где k и F-коэффициент обтекаемости автомобиля и лобовая площадь автомобиля соответственно, значения которых принимались ранее в п.1.2

Так как и сила сопротивления дороги РШ и сила сопротивления воздуха РW зависят от изменения скорости автомобиля, то задаваясь 5-ю6-ю различными значениями скорости V (предпочтительны значения скоростей из таблицы 2, развиваемые на различных передачах) подсчитываем значения сил сопротивления движению для этих значений скорости. Результаты расчета представляем в виде таблицы-6.

Таблица 6 - Расчет сил сопротивления движению проектируемого автомобиля по горизонтальной дороге с асфальтобетонным покрытием.

V, км/ч

1,7925

11,1135

22,3169

44,8136

58,056

72,57

89,9868

РШ, Н

1382,51238

1390,8266

1416,7124

1521,0901

1615,2407

1746,2753

1941,9537

РW, Н

0,63025334

24,226938

97,693251

393,92768

661,13637

1033,0256

1588,3801

Pш+Pw

1383,1426

1415,054

1514,406

1915,018

2276,377

2779,301

3530,334

По рассчитанным значениям сил РШ и РW строим кривую зависимости суммарной силы сопротивления движению автомобиля РШ + РW от скорости движения автомобиля для чего:

строим кривую зависимости силы сопротивления дороги РШ от скорости V;

от точек кривой РШ =ѓ(V) откладываем ординаты кривой РW =ѓ(V) и после соединения точек плавной линией получаем кривую РШ + РW =ѓ(V).

Нанесенные на одном графике кривые РТ =ѓ(V), РШ =ѓ(V) и РШ + РW =ѓ(V) представляют собой графическое решение уравнения тягового баланса проектируемого автомобиля.

На графике, в точке оси V, соответствующей максимальной скорости движения автомобиля Vmax, должно быть либо РТ = РШ + РW (кривые пересекаются), либо РТ > РШ + РW (кривая РТ проходит выше РШ + РW). Пример графика тягового баланса автомобиля приведен на рисунке 3.

Рисунок 3 - График тягового баланса проектируемого автомобиля.

1.5 Расчет мощностного баланса автомобиля

Для анализа динамических свойств автомобиля можно вместо соотношения сил использовать сопоставление тяговой мощности NT с мощностью, необходимой для преодоления сопротивления движению. Мощностной баланс автомобиля в общем виде можно представить следующей формулой

где  - мощность, подводимая к ведущим колесам автомобиля, кВт; определяется по формуле-17

(17)

где  - мощность на выходном конце коленчатого вала двигателя, кВт;

- мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления качению колес автомобиля, кВт; определяется по формуле-18

(18)

- мощность, затрачиваемая на преодоление подъёма, кВт; при расчёте силового баланса принимается, что автомобиль движется по горизонтальной дороге, для которой уклон i = 0, а значит =0;

- мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха, кВт; определяется по формуле-19

, (19)

- мощность, затрачиваемая на ускорение автомобиля, кВт; равна запасу мощности автомобиля после вычета из тяговой мощности  мощности дорожных сопротивлений + и мощности сопротивления воздуха

= - (+)

Уравнение мощностного баланса, так же как и уравнение силового баланса, проще решать графически. С этой целью строим график зависимости тяговой мощности NT от скорости движения автомобиля, предварительно подсчитав NT по формуле-17 для всех значений скоростей автомобиля, подсчитанных в таблице-5.

График суммарной мощности дорожных сопротивлений Nf+Nw строим по аналогии с графиком суммарной силы дорожных сопротивлений Pψ+Pw, предварительно подсчитав значения мощностей Nf  и Nw по формулам 18 и 19 для значений скоростей, приведенных в таблице 6. Результаты расчета представляем в виде таблицы 7, первым листом Форма графика мощностного баланса автомобиля приведена на рисунке 4.

Таблица 7 - Расчет мощностного баланса проектируемого автомобиля.

Передача КПП

Частота вращения коленвала, ne, об/мин

Скорость движения автомобиля, V, км/ч

Мощность двигателя, Ne, кВт, (см. табл.3)

Мощность на ведущих колесах автомобиля, NТ, кВт

Мощность

сопротивлений

Запас

мощности,

Nj, кВт

Nf,

кВт

NW, кВт

I

500

1,7925

19,56

16,626

0,68837596

0,00031381

15,9373102

1000

3,585

42

35,7

1,37741534

0,00251051

34,3200741

1500

5,3775

64,735

55,0248

2,06778159

0,00847297

52,9484954

2000

7,17

84,851

72,1234

2,76013813

0,02008407

69,3431278

2500

8,9625

99,724

84,7654

3,4551484

0,03922671

81,2710249

3000

10,755

106,786

90,7681

4,15347581

0,06778375

86,5468404

3100

11,1135

107

90,95

4,29359773

0,07479058

86,5816117

II

500

3,5995

19,56

16,626

1,38299368

0,00254109

15,2404652

1000

7,199

42

35,7

2,77135946

0,02032876

32,9083118

1500

10,7985

64,735

55,0248

4,17046946

0,06860956

50,785671

2000

14,398

84,851

72,1234

5,58569577

0,16263006

66,3750242

2500

17,9975

99,724

84,7654

7,02241051

0,31763685

77,4253526

3000

21,597

106,786

90,7681

8,48598577

0,54887647

81,7332378

3100

22,3169

107

90,95

8,78239683

0,60561403

81,5619891

III

500

7,228

19,56

16,626

2,78258149

0,02057542

13,8228431

1000

14,456

42

35,7

5,6086613

0,16460338

29,9267353

1500

21,684

64,735

55,0248

8,52173774

0,5555364

45,9474759

2000

28,912

84,851

72,1234

11,5653091

1,31682703

59,2412138

2500

36,14

99,724

84,7654

14,7828738

2,5719278

67,4105984

3000

43,368

106,786

90,7681

18,21793

4,44429123

68,1058787

3100

44,8136

107

90,95

18,9348681

4,90369926

67,1114326

IV

500

14,514

19,56

16,626

5,63163243

0,16659259

10,827775

1000

29,028

42

35,7

11,6154568

1,33274073

22,7518025

1500

43,542

64,735

55,0248

18,3036649

4,49799997

32,2230851

2000

58,056

84,851

72,1234

26,0484488

10,6619258

35,4129754

2500

72,57

99,724

84,7654

35,2020003

20,8240739

28,7393258

3000

87,084

106,786

90,7681

46,1165114

35,9839997

8,66758889

3100

89,9868

107

90,95

48,5417216

39,7036791

2,70459927

Рисунок 4 - График мощностного баланса проектируемого автомобиля.

V

1,7925

11,1135

22,3169

44,8136

58,056

72,57

89,9868

Nf+Nw

0,68868977

4,368388

9,388011

23,83857

36,71037

56,02607

88,245401

Nf

0,6883757

4,293598

8,782397

18,93487

26,0484

35,2020

48,541722

1.6 Расчет динамической характеристики автомобиля

Динамическим фактором автомобиля D называют отношение разности силы тяги на ведущих колесах автомобиля и силы сопротивления воздуха  к полному весу автомобиля G.

,

Значения динамического фактора автомобиля изменяются в зависимости от номера включенной передачи в КПП и от скорости движения автомобиля. Динамический фактор автомобиля при включении различных передач КПП определяется по формуле-20

,  (20)

Значения сил РTi для различных передач КПП и скоростей движения автомобиля приведены в таблице 4, значения сил PWi для различных скоростей движения автомобиля можно определить по формуле-21

, Н (21)

Величина динамического фактора ограничивается условиями сцепления ведущих колес автомобиля с дорогой. Динамический фактор по условиям сцепления колес с дорогой может быть определён по формуле-22 для заднеприводных автомобилей

(22)

где  - коэффициент сцепления шин с дорогой; принимается = 0,2…0,4 (соответствует движению автомобиля по укатанному снегу).Принимаем = 0,2.

,  - коэффициенты перераспределения нормальных реакций для передней-1 и задних-2 осей; для рассматриваемого случая принимаются

=0,8…0,9; =1,1…1,2.

Принимаем =1,2

, - часть полного веса автомобиля, приходящаяся на переднюю-1 или задние-2 оси, Н; см. п.1.2.3 (= 64441,125 Н)

Рисунок 5 - Динамическая характеристика проектируемого автомобиля

Используя формулы 20 и 21, определяем значения динамического фактора автомобиля для 5…6 скоростей его движения при включении каждой передачи КПП, и строим динамическую характеристику автомобиля на свободном поле первого листа графической части проекта. Здесь же наносим предварительно подсчитанный по одной из формул 22 динамический фактор по условию сцепления колес с дорогой и сделать вывод о возможности движения автомобиля без буксования по укатанному снегу. Расчет динамического фактора автомобиля представляем в виде таблицы 8. График динамической характеристики автомобиля приведен на рисунке 5.

Таблица 8 - Расчет динамического фактора проектируемого автомобиля.

Передача КПП

Скорость движения автомобиля, V, км/ч (см. табл.5)

Сила тяги на ведущих колесах автомобиля, PT I, H

Сила сопротивления воздуха, PW I, H

Разность сил (PT I - PW I), Н

Динамический фактор автомобиля, Di, Н/Н

I

1,7925

33412,816

0,63025384

33412,1854

0,36257418

3,585

35873,011

2,52101534

35870,49

0,38925061

5,3775

36860,468

5,67228452

36854,7957

0,39993186

7,17

36236,369

10,0840614

36226,2849

0,39311154

8,9625

34070,703

15,7563459

34054,9467

0,36954914

10,755

30402,623

22,6891381

30379,9339

0,32966954

 

11,1135

29480,687

24,2269574

29456,46

0,31964841

II

3,5995

16639,558

2,54144973

16637,0161

0,1805375

7,199

17864,733

10,1657989

17854,5672

0,19374983

10,7985

18356,486

22,8730476

18333,613

0,19894822

14,398

18045,685

40,6631958

18005,0218

0,19538249

17,9975

16967,185

63,5362434

16903,6488

0,18343088

21,597

15140,484

91,4921904

15048,9918

0,16330497

 

22,3169

14681,36

97,6933278

14583,6667

0,15825547

III

7,228

8286,148

10,2478664

8275,90008

0,08980639

14,456

8896,2594

40,9914658

8855,26793

0,09609343

21,684

9141,1419

92,2307979

9048,9111

0,09819476

28,912

8986,3696

163,965863

8822,40374

0,0957368

36,14

8449,2995

256,196661

8193,10284

0,08890791

43,368

7539,6409

368,923192

7170,71771

0,07781344

 

44,8136

7311,0071

393,927986

6917,07911

0,07506107

IV

14,514

4126,5688

41,3210555

4085,24778

0,04433129

29,028

4430,4093

165,284222

4265,12508

0,04628324

43,542

4552,3627

371,889499

4180,4732

0,04536464

58,056

4475,2849

661,136888

3814,14801

0,04138944

72,57

4207,8196

1033,02639

3174,79321

0,03445144

87,084

3754,8023

1487,558

2267,2443

0,02460313

 

89,9868

3640,9408

1588,38137

2052,55943

0,02227346

1.7 Расчет ускорений автомобиля

Динамический фактор автомобиля соответствует дорожному сопротивлению, характеризуемому коэффициентом сопротивления дороги Ш, которое автомобиль способен преодолеть на данной передаче с заданной постоянной скоростью. В случае, если величина динамического фактора автомобиля отличается от коэффициента сопротивления дороги, по которой он движется, то это движение будет ускоренным (при D > Ш), либо замедленным (при D < Ш). Величина развиваемого автомобилем ускорения (замедления) определяется по формуле-23

, м/с2 (23)

где  - коэффициент учета вращающихся масс автомобиля;

где  - передаточное число передачи КПП, на которой движется автомобиль.

В курсовом проекте ускорение автомобиля определяем для условий движения автомобиля по горизонтальной дороге с асфальтобетонным покрытием и поэтому можно считать, что

Определение ускорений автомобиля, движущегося по горизонтальной дороге, для 5…6 скоростей каждой передачи КПП необходимо провести с учетом вышеизложенного в виде таблицы-9. Форма графика приведена на рисунке 6.

Рисунок 6 - График ускорений проектируемого автомобиля.

Таблица 9 - Расчет ускорений автомобиля.

Передаточное число (передача)

Скорость автомобиля, V, км/ч (см. табл.5)

Динамический фактор, D, Н/Н (см. табл.8)

Коэффициент сопротивления дороги  Ш= f

Разность D-Ш

Коэффициент вращающихся масс,  двр

Ускорение, j, м/с2

 

 

 

ukI(I)

 

 

 

1,7925

0,36257418

0,015002

0,347572

4,32807

0,787806

3,585

0,38925061

0,01501

0,374241

4,32807

0,848254

5,3775

0,39993186

0,015022

0,38491

4,32807

0,872437

7,17

0,39311154

0,015039

0,378073

4,32807

0,85694

8,9625

0,36954914

0,01506

0,354489

4,32807

0,803484

10,755

0,32966954

0,015087

0,314583

4,32807

0,713033

11,1135

0,31964841

0,015093

0,304556

4,32807

0,690306

 

 

 

ukII(II)

 

 

 

3,5995

0,1805375

0,01501

0,165528

1,862972

0,871633

7,199

0,19374983

0,015039

0,178711

1,862972

0,941052

10,7985

0,19894822

0,015087

0,183861

1,862972

0,96817

14,398

0,19538249

0,015155

0,180227

1,862972

0,949036

17,9975

0,18343088

0,015243

0,168188

1,862972

0,885641

21,597

0,16330497

0,01535

0,147955

1,862972

0,779099

22,3169

0,15825547

0,015374

0,142882

1,862972

0,752385

 

 

 

ukIII(III)

 

 

 

7,228

0,08980639

0,015039

0,074767

1,251603

0,586021

14,456

0,09609343

0,015157

0,080937

1,251603

0,634378

21,684

0,09819476

0,015353

0,082842

1,251603

0,649312

28,912

0,0957368

0,015627

0,08011

1,251603

0,627897

36,14

0,08890791

0,01598

0,072928

1,251603

0,571608

43,368

0,07781344

0,016411

0,061403

1,251603

0,481272

44,8136

0,07506107

0,016506

0,058555

1,251603

0,45895

 

 

 

ukIV(IV)

 

 

 

14,514

0,04433129

0,015158

0,029173

1,1

0,260173

29,028

0,04628324

0,015632

0,030651

1,1

0,273354

43,542

0,04536464

0,016422

0,028943

1,1

0,258116

58,056

0,04138944

0,017528

0,023862

1,1

0,212802

72,57

0,03445144

0,01895

0,015502

1,1

0,138246

87,084

0,02460313

0,020688

0,003915

1,1

0,034918

89,9868

0,02227346

0,021073

0,0012

1,1

0,010704

1.8 Расчет времени и пути разгона автомобиля

Время и путь разгона автомобиля до максимальной скорости являются самыми распространенными и наглядными характеристиками динамичности автомобиля. Их определение производят графоаналитическим способом с использованием графика ускорений автомобиля. При проведении расчетов полагаем, что разгон автомобиля на каждой передаче производится до достижения двигателем максимальных оборотов.

Кривые ускорений автомобиля, начиная с первой передачи, разбиваем на 3…4 интервала скоростей. Для каждого интервала скоростей определяем среднее ускорение и изменение скорости в пределах интервала. Время разгона автомобиля в данном интервале скоростей определяется по формуле-24

, [с] (24)

где  - изменение скорости автомобиля в интервале скоростей для которого определяется время разгона, км/ч;

=

- среднее ускорение в данном интервале скоростей, м/с2;

При определении времени разгона автомобиля учитывается и время на переключение передач, которое определяется по рекомендациям таблицы-10.

Таблица 10 - Время переключения передач

Тип коробки передач

Время переключения передач, с

Карбюраторные двигатели

Дизельные двигатели

Без синхронизатора

1,3 - 1,5

1 - 5

С синхронизаторами

0,3 - 0,5

1 - 1,5

Выбираю время переключения передачи - 0,5 с.

Падение скорости автомобиля за время переключения передач определяется по формуле-25

, км/ч (25)

где  - коэффициент учета вращающихся масс при движении автомобиля накатом; принимается=1,05 так как при накате =0 (см. п.5.2.7);

- время переключения передачи, с; см. табл.10;

Ш - коэффициент сопротивления дороги, соответствующий скорости движения автомобиля при которой происходит переключение передачи;

(cм. п.2.5 4)

Путь разгона автомобиля определяется для тех же интервалов изменения скорости автомобиля по формуле 26

, м (26)

где  - средняя скорость движения в каждом интервале скоростей, км/ч;

=

Путь, проходимый автомобилем за время переключения передач (движение накатом), определяется по формуле-27

, м (27)

Используя всю вышеприведенную информацию, определяем время и путь разгона автомобиля на горизонтальной дороге с асфальтобетонным покрытием до максимальной скорости .

Все расчеты по данному подразделу сводим в таблицу-11.

Таблица 11 - Расчет времени и пути разгона проектируемого автомобиля до максимальной скорости.

Номер передачи КПП

Интервал Vi, км/ч

Интервал j i, м/с2

Vi, км/ч

jср i, м/с2

t i, с

t i, c

Vср i, км/ч

S i, м

Si, м

I

 

1,7925-3,585

0,789-0,848

1,793

0,818

0,609

0,609

2,689

0,455

0,455

3,585-5,3775

0,848-0,872

1,793

0,860

0,579

1,187

4,481

0,720

1,175

5,3775-7,17

0,872-0,857

1,793

0,865

0,576

1,763

6,274

1,004

2,179

7,17-8,9625

0,857-0,803

1,793

0,830

0,600

2,363

8,066

1,344

3,522

8,9625-10,755

0,803-0,713

1,793

0,758

0,657

3,020

9,859

1,798

5,321

10,755-11,1135

0,713-0,69

0,358

0,702

0,142

3,162

10,934

0,431

5,752

Накат

-

-

0,255

-

0,500

3,662

 

0,000

5,752

II

 

10,958-14,398

0,69-0,949

3,440

0,820

1,166

4,827

12,678

4,105

9,857

14,398-17,9975

0,949-0,886

3,600

0,917

1,090

5,917

16,198

4,904

14,761

17,9975-21,597

0,886-0,779

3,600

0,832

1,201

7,119

19,797

6,606

21,367

21,597-22,3169

0,779-0,752

0,720

0,766

0,261

7,380

21,957

1,593

22,960

Накат

-

-

0,262

-

0,500

7,880

 

0,000

22,960

III

 

22,154-28,912

0,752-0,628

6,758

0,690

2,720

10,600

25,533

19,292

42,252

28,912-36,14

0,628-0,572

7,228

0,600

3,348

13,947

32,526

30,246

72,498

36,14-43,368

0,572-0,481

7,228

0,526

3,814

17,761

39,754

42,116

114,614

43,386-44,8136

0,481-0,459

1,446

0,470

0,854

18,615

44,091

10,461

125,075

Накат

-

-

0,286

-

0,500

19,115

 

0,000

125,075

IV

44,527-58,056

0,459-0,213

13,529

0,336

11,189

30,304

51,292

159,414

284,490

58,056-72,57

0,213-0,138

14,514

0,176

22,969

53,274

65,313

416,721

701,210

72,57-87,084

0,138-0,0349

14,514

0,087

46,565

99,838

79,827

1032,529

1733,739

87,084-89,9868

0,0349-0,0107

2,903

0,023

35,348

135,186

88,535

869,324

2603,063

По результатам расчетов строим графики изменения времени и пути разгона автомобиля до максимальной скорости. Эти графики допускается строить в одних координатных осях в соответствующих масштабах. Переломы графиков в точках, соответствующих моментам переключения передач следует показывать условно, так как в масштабах построения графиков, эти падения скорости движения автомобиля практически неуловимы.

Пример графиков времени и пути разгона автомобиля до максимальной скорости построенный в одних координатных осях приведен на рисунке-7.

Рисунок 7 - График времени и пути разгона проектируемого автомобиля до максимальной скорости.


1.9 Расчет топливной экономичности автомобиля

Топливно-экономические качества вновь проектируемых автомобилей при движении с постоянной скоростью оцениваются топливно-экономической характеристикой. Эта характеристика представляет собой график зависимости путевого расхода топлива от скорости движения для различных дорожных условий.

Путевой расход топлива определяется по формуле-28

, л/100км (28)

где  - удельный эффективный расход топлива, г/кВт ч;

- мощность двигателя, необходимая для равномерного движения по дороге с коэффициентом сопротивления Ш с заданной скоростью, кВт;

- плотность используемого топлива, кг/л;

для бензина  = 0,74 кг/л;

Удельный эффективный расход топлива зависит от частоты вращения коленвала двигателя и степени использования мощности двигателя (степени открытия дроссельной заслонки карбюратора. Это положение учитывают коэффициенты формулы-29, связывающей удельный расход топлива при заданном режиме движения и удельный расход топлива при максимальной мощности двигателя.

(29)

где  - удельный расход топлива при максимальной мощности двигателя;

для карбюраторных двигателей  =353,6 г/кВт ч;

- коэффициент, учитывающий изменение удельного расхода топлива в зависимости от частоты вращения коленвала двигателя; является функцией от отношения текущей и номинальной частот вращения коленвала;

=

где  - частота вращения коленвала двигателя при заданных условиях движения, об/мин;

- частота вращения коленвала двигателя при максимальной мощности; об/мин;

- коэффициент, учитывающий изменение удельного расхода топлива в зависимости от степени использования мощности двигателя при заданных дорожных условиях; является функцией от отношения текущей мощности и максимальной для данной скорости движения;

=

где  - мощность двигателя при заданной скорости движения автомобиля, требуемая для преодоления сопротивлений дороги и сопротивления воздуха; определяется по формуле-30

, кВт (30)

- максимальная мощность двигателя для заданной скорости движения (при 100% открытии дроссельной заслонки или полностью выдвинутой рейке топливного насоса высокого давления). Значение  берется с графика мощностного баланса автомобиля для заданной скорости движения.

В курсовом проекте построение топливно-экономической характеристики автомобиля производится для условий его движения на высшей передаче по горизонтальной дороге с асфальтобетонным покрытием. В связи с этим, для подстановки в формулу 30 и для определения  следует брать 5…6 скоростей движения автомобиля на высшей передаче, а соответствующие этим скоростям частоты вращения коленвала двигателя сравнивать с номинальной частотой  для определения коэффициента .

Значения коэффициентов  и  в зависимости от отношений  и  выбираем по специальным графикам или по рекомендациям таблиц 12 и 13.

Таблица 12 - Значения коэффициента

Для всех типов двигателей

1,6130

0,3200

0,4800

0,6450

0,8000

0,9700

1,0000

1,2316

1,0245

0,9739

0,9566

0,9671

1,0019

1,0100

Таблица 13 - Значения коэффициента

Тип двигателя

0,0352

0,1040

0,1450

0,2809

0,3681

0,5247

0,8247

Карбюраторный

2,9918

2,5102

2,2602

1,6107

1,3226

1,0112

0,9169

Тип двигателя

0,0892

0,2592

0,3447

0,5715

0,6732

0,8561

1,1891

Карбюраторный

2,6074

1,6975

1,3912

0,9606

0,9038

0,9290

1,0584

Значения коэффициентов и для промежуточных значений отношений  и  следует определять методом интерполяции.

Расчет и построение топливно-экономической характеристики автомобиля следует проводить для двух условий движения автомобиля, характеризуемых следующими значениями коэффициентов сопротивления дороги: 0,015 и

Расчеты топливно-экономической характеристики автомобиля представляем в форме таблицы-14.

По результатам расчета строим топливно-экономическую характеристику автомобиля. Форма кривых топливно-экономической характеристики автомобиля показана на рисунке 8.

Таблица 14 - Расчет топливно-экономической характеристики проектируемого автомобиля.

Параметры

Коэффициент сопротивления дороги ψ1

ne, об/мин

500

1000

1500

2000

2500

3000

3100

ne /nN

1,613

0,32

0,48

0,645

0,8

0,97

1

Kn

1,23157218

1,0245357

0,9738579

0,9566243

0,96712

1,0018585

1,01

V, км/ч

1,7925

11,1135

22,3169

44,8136

58,056

72,57

89,9868

Ne, кВт

0,6886898

4,368388

9,388011

23,83857

36,71037

56,02607

88,2454

N(100), кВт

19,56

42

64,735

84,851

99,724

106,786

107

Ne / N(100)

0,03520909

0,1040092

0,1450222

0,2809462

0,3681198

0,5246575

0,8247234

KN

2,99176077

2,5102336

2,2602356

1,6107426

1,3226482

1,0112334

0,9168895

g e, г/кВт ч

1100,21241

767,94662

657,26289

460,10545

381,95704

302,51546

276,52103

g п, л/100 км

57,1227736

40,791502

37,363462

33,074705

32,638073

31,560867

36,644577

Параметры

Коэффициент сопротивления дороги ψ2= 0,038

ne, об/мин

500

1000

1500

2000

2500

3000

3100

ne /nN

1,613

0,32

0,48

0,645

0,8

0,97

1

Kn

1,23157218

1,0245357

0,9738579

0,9566243

0,96712

1,0018585

1,01

V, км/ч

1,7925

11,1135

22,3169

44,8136

58,056

72,57

89,9868

Ne, кВт

1,74391946

10,885146

22,313772

48,49491

67,134321

91,414568

127,23589

N(100), кВт

19,56

42

64,735

84,851

99,724

106,786

107

Ne / N(100)

0,08915744

0,2591701

0,3446941

0,5715302

0,6732012

0,8560539

1,1891205

KN

2,60744697

1,6975177

1,3911513

0,9606373

0,9037997

0,9290163

1,0583858

g e, г/кВт ч

830,431618

449,74871

350,34706

237,6454

226,0378

240,69011

276,43556

g п, л/100 км

109,179076

59,528041

47,337561

34,752337

35,322127

40,971778

52,819347

Рисунок 8 - Топливно-экономическая характеристика проектируемого автомобиля

10 Сравнительная характеристика и анализ спроектированного автомобиля.

Сравним спроектированный автомобиль с таким же подобным. Прототипом нашего автомобиля выберем  Зил – ММЗ – 45085. Параметры сравнения сведём в таблицу 15

Таблица 15. Основные параметры спроектированного автомобиля и его прототипа

Марка, модель

1Прототип

2. Спроектированный автомобиль

Мощность, кВт, (л.с.)

150(110)

107(145)

Крутящий момент, Нм

3200

3100

Число передач КПП

5

4

База, мм

3800

3800

Собственная масса, кг

5700

4068,75

Полная масса, кг

11200

9393,75

Грузоподъёмность

5500

5250

Максимальная скорость км/ч

90

90

Из сравнения приведённых параметров можно сказать, что при равных мощностных параметрах спроектированный автомобиль легче прототипа но уступает с расходом топлива и незначительной грузоподъёмности. Скорее всего это связанно с уменьшением числа передач и подбора передаточных чисел коробки передач.

Заключение

В результате выполненных расчетов определены числовые значения показателей эксплуатационных свойств и построены графики изменения эксплуатационных свойств проектируемого автомобиля в зависимости от изменения его скорости движения.

Несмотря на то, что показатели эксплуатационных свойств автомобиля определены только для одного режима работы двигателя автомобиля (работа с полностью открытой дроссельной заслонкой), они имеют большое практическое значение. Некоторые показатели используются для оценки технического уровня вновь проектируемого автомобиля (например, время и путь разгона автомобиля до максимальной скорости, топливно-экономическая характеристика), другие - являются исходными данными для проектирования механизмов и систем автомобиля, на основании которых во второй части настоящего проекта разработан карданная передача проектируемого автомобиля.


Двиг
атель

Сцепление

КПП

Карданная

передача

Главная

передача и

дифференциал


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10625. Философия Фомы Аквинского 214.67 KB
  Философия Фомы Аквинского ФОМА АКВИНСКИЙ 1225 или 1226-1274 центральная фигура средневековой философии позднего периода выдающийся философ и богослов систематизатор ортодоксальной схоластики основатель одного из двух господствующих ее направлений томизма. Исх
10626. Основные черты философии эпохи Возрождения 24.43 KB
  Основные черты философии эпохи Возрождения Философия эпохи Возрождения особый этап в истории западноевропейской философии характеризующийся утверждением новой специфической формы философствования строящейся на принципиально иных независимых от философской ...
10627. Философия Нового времени: ХVII- ХVIII вв 23.44 KB
  Философия Нового времени: ХVII ХVIII вв. К 1617 вв. вся европейская культура подверглась глубочайшим трансформациям выражением которых явились социальная революция в обществе связанная с переходом от феодализма к капитализму эпоха ранних буржуазных революций и научна
10628. Философия Просвещения. Случайность и необходимость 51.5 KB
  Философия Просвещения 1.Социальноисторические предпосылки идеологии Просвещения. Борьба против метафизики 2. Общественноправовой идеал Просвещения. Коллизия частного интереса и общей справедливости 3. Случайность и необходимость 4. Просветительская трактов
10629. Гносеология И.Канта 93.5 KB
  Гносеология И.Канта Роль Иммануила Канта 1724-1804 в истории философии трудно переоценить. Этого мыслителя называют основателем немецкой классической философии являющейся вершиной европейской рационалистической философии. Наряду с И.Кантом другими выдающимися пре
10630. Современная западная философия: иррационализм и сциентизм 24.28 KB
  Современная западная философия: иррационализм и сциентизм Аннтотация: Современная западноевропейская философия весьма разнообразна. Для философии 20 века характерно выделение двух полярных направлений – сциентизма и иррационализма. В качестве наиболее показательн
10631. Русская философия. Формы бытования русской философии 23.27 KB
  РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Аннотация: Русская философия в собственном смысле этого слова возникла только в 18 веке а на рубеже 19-20 вв. пережила свой расцвет. Находясь в ситуации жестокой цензуры философия выражалась в следующих формах: иконописное творчество художественная ...
10632. Проблема человека и философская антропология 26.7 KB
  Проблема человека и философская антропология Человек всегда является проблемой для самого себя. Между тем в обыденной жизни мы можем с уверенностью выделить человека из окружающего мира. Во многом подобный выбор становится возможным благодаря привычке здравому смысл
10633. Представление о совершенном человеке в различных культурах 19.73 KB
  Представление о совершенном человеке в различных культурах Обращаясь к культурам прошлого и современности можно увидеть отсутствие единого представления о совершенном человеке. Данный факт может привести либо к релятивизму либо к догматизму. В первом случае признан