47418

Особенности государственной поддержки малого бизнеса в Республике Мордовия

Дипломная

Политология и государственное регулирование

Место и роль малого предпринимательства в рыночной экономики 1.1 Правовое регулирование малого бизнеса в России.2 Проблемы развития малого бизнеса в России 1.3 Методы и инструменты государственного регулирования малого бизнеса 2 Формы государственной поддержки малого бизнеса в России.

Русский

2013-11-29

578.5 KB

33 чел.

Содержание

                                                       Стр.

Введение

1. Место и роль малого предпринимательства в рыночной экономики…

1.1 Правовое регулирование малого бизнеса в России…………………..

1.2 Проблемы развития малого бизнеса в России ………………………

1.3 Методы и инструменты государственного регулирования малого бизнеса………………………………………………………………………………

2  Формы государственной поддержки малого бизнеса в России………..

2.1 Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства……

2.2 Косвенная поддержка малого бизнеса…………………………………

2.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса…………………………..

3 Особенности государственной поддержки малого бизнеса в Республике Мордовия……………………………………………………………...

Заключение ………………………………………………………………….

Список использованных источников………………………………………

Приложение А……………………………………………………………….

Введение

Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Именно поэтому такое большое значение сейчас придается «малому и среднему» предпринимательству России.

Малое предпринимательство объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики, предполагающей сосуществование и взаимодействие предприятий различных типов и размеров, в том числе мелких. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национального хозяйства, используя эффект экономии на масштабах производства, малые предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере.

Актуальность изучения проблем малого бизнеса обусловлена тем, что становление малого бизнеса в Российской Федерации происходит в жестком противостоянии бюрократическим структурам, в преодолении сложившейся структуры экономики, особенностью которой является преобладание крупных предприятий. Развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений экономического развития страны, так как именно он играет важную роль в обеспечении стабильности экономического развития, повышении гибкости и адаптивности национальной экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Степень изученности и новизны. Научная новизна проведенного исследования заключается не только в проведенном обобщение теоретическом правовых основ государственной поддержки, в  проведении комплексного анализа современного состояния сектора малого предпринимательства в Российской Федерации  и Республики Мордовия, а также в выявление ряда проблем малого предпринимательства и анализе практического применения поддержки малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне.

Эмпирическую основу исследования составили законодательные акты, регулирующие деятельность федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по поддержке и развитию малого бизнеса

Цель дипломной работы. Целью работы заключается в том, чтобы на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

– рассмотреть сущность и определение субъекта малого бизнеса, его роль в рыночной экономике;

- проанализировать нормативно-правовую базу по развитию и поддержке субъектов малого бизнеса в России на федеральном и региональном уровне;

– выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;

- изучить формы и виды комплексной и адресной поддержки и развития субъектов малого бизнеса по различным направлениям в Республике Мордовия.

Объектом изучения данной дипломной работы являются формы государственной поддержки малого бизнеса в России и Республики Мордовия.

Предметом исследования является роль малого бизнеса в развитии общества, его проблемы и перспективы.

Методологическая основа дипломной работы. Работа базируется на сравнительном анализе статей источников, а также на анализе ряда работ ученых, уделяющих внимание в своих трудах изучению проблем малого бизнеса в современной экономике.  

Теоретическая и практическая значимость дипломной работы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности по исследованию в области проблем малого предпринимательства и способов оказания поддержки малому предпринимательству на федеральном и региональном уровне.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

1 Место и роль малого бизнеса в рыночной экономике

1.1 Правовое регулирование  малого бизнеса в России

В п. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ дано легальное определение понятия «предпринимательская деятельность», которая определена как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[3, c.8].

Статья 23 Гражданского Кодекса РФ устанавливает, что гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью без образования  юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя[3, c.19].

В ст. 34 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности. Следовательно, основной закон страны гарантирует право всем дееспособным гражданам заниматься предпринимательской деятельностью в соответствии с гражданским законодательством. [1, c.34]

Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а, напротив, именно малые оказываются более предпочтительными.

Малый бизнес в настоящее время – широко распространённое явление. Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях, показателях, конституирующих сущность этого понятия[12, c.36].

В Российской Федерации предпринимательская деятельность физических лиц осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными целым рядом международных соглашений, среди которых можно назвать Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.) [16, c.33]. Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.), Евразийская патентная Конвенция (Москва, 9 сентября 1994 г.).

Российский малый бизнес является сектором экономики, в буквальном смысле порожденным реформами. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами.

Важная роль малого и среднего бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.

В существующих условиях рыночных отношений в России малый и средний бизнес являются одним из наиболее перспективных форм хозяйствования. В Российской Федерации сектору малого предпринимательства принадлежит значительное место. Особые функции он выполняет в развитии региональной экономики, позволяя наиболее эффективно использовать экономический потенциал  регионов. Однако, несмотря на растущий вклад в национальную экономику, сектор малого предпринимательства не является зрелым социально-экономическим институтом, потенциал предпринимательской среды, способный существенно повлиять на процессы системной трансформации экономики России, используется не в полной мере.

Несомненно, у малого бизнеса есть свои преимущества. Они заключаются в том, что он более быстро адаптируется к местным условиям хозяйствования, субъекты малого предпринимательства имеют большую свободу действий, малый бизнес гибок и оперативен в принятии и выполнении принимаемых решений. У малого бизнеса относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление. Для индивидуума в малом бизнесе есть большая возможность реализовать свои идеи, проявить свои способности. У малого предпринимательства более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков малый бизнес обладает более высокой оборачиваемостью собственного капитала.

Однако, малому предпринимательству помимо преимуществ присущи и недостатки. Самые существенные из них это – более высокий уровень риска, а значит и более высокая степень неустойчивости на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих объектов при заключении договоров и контрактов[14, c.201].

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Впоследствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись[24, c.108].

Наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размен уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. Общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

В России основные категории субъектов малого и среднего предпринимательства определяются в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[5].

К ним относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %[5];

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 100 одного до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек.

Стоит отметить, что средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельных значений, установленных Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства[37, c.22]:

  •  микропредприятия — 60 млн рублей;
  •  малые предприятия — 400 млн рублей;
  •  средние предприятия — 1 млрд рублей.

При классификации малых и средних предприятий учитываются рекомендации Комиссии ЕС от 3 апреля 1996 г.[8, c.15].

Предложенные Комиссией ЕС (КЕС) критерии отнесения фирм к малым являются следующие: число занятых работников не должно превышать 100 человек; размер собственного основного капитала должен быть менее 75 экю при условии, что доля более крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть[8, c.17].

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек – как «малые», от 100 до 499 человек – как «средние» и свыше 500 – как «крупные».

Малый бизнес можно разделить не несколько видов, но также как и определение малого предпринимательства, это можно сделать по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам[34, c.204].

По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу, а при коллективном она принадлежит одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

По организационно-правовым формам предпринимательства разделяют на товарищества, общества, кооперативы.

По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной (консалтинговой). Все эти виды могут существовать как раздельно, так и вместе. Чаще всего используют разделение по виду или назначению. Есть много видов малого предпринимательства, но основные из них: производственная деятельность, коммерческая деятельность и финансовая деятельность (Приложение А).

 Более наглядно долю каждой отрасли в структуре малого бизнеса можно рассмотреть на рисунке 1.1

Рисунок 1.1- Структура малого бизнеса в 2010 году.

Широкое развитие разнообразных форм предпринимательской деятельности определило фигуру предпринимателя как нового и специфического участника правоотношений. Именно поэтому для правовой теории и практики представляется важным определить сущность и правовую природу данного субъекта, установить специфику его статуса.

Признание лица субъектом предпринимательства должно быть основано на предпринимательском характере деятельности, им осуществляемой. Поэтому лицо, которое использует свое имущество в целях извлечения прибыли, а не для удовлетворения своих личных (домашних, семенных) потребностей, может быть признано предпринимателем в юридическом смысле.

При определении сущности и правовой природы субъекта предпринимательства необходимо отметить, что ему присущи специфические признаки, которые в совокупности отличают предпринимателя от иных участников гражданского оборота, а это свидетельствует о необходимости его специального нормативного выделения.

Одной из основополагающих черт, определяющих специфику предпринимателя как субъекта гражданского права, является то, что это всегда хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность с целью получения прибыли[36, c.108].

Таким образом, на основе выделения сущностных признаков субъекта предпринимательской деятельности необходимо дать ему полное и законченное определение.

Субъект предпринимательства (предприниматель) — это предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность в установленной законом организационно-правовой форме под своим фирменным наименованием[25, c.53].

Современное законодательство в предпринимательской сфере не представляет собой полноценную законченную систему норм, и скорее может характеризоваться как свод основных положений, не предусматривающий в себе все разнообразие и многогранность вопросов предпринимательства. Более того, данной нормативной системе характерны внутренние противоречия, а также не полное соответствие положениям других отраслей права, связанных с гражданским правом (конституционное, административное, семейное, налоговое, финансовое, бюджетное и иные). На сегодняшний день темпы совершенствования законодательства о предпринимательской деятельности физических лиц не всегда соответствуют реальным потребностям экономики и права.

1.2 Проблемы развития малого бизнеса в России

Стратегическое развитие малого предпринимательства в России должно базироваться на признании его в качестве приоритетной сферы экономики, без которой невозможно решение многих социально-экономических проблем, таких как расширение конкуренции и рост экспортного потенциала, создание дополнительных рабочих мест, повышение эффективности использования сырьевых ресурсов[27, c.75].

Результаты анализа работы малых предприятий в России свидетельствует о том, что уровень их развития значительно отличается от мировых показателей. Основная часть нынешних трудностей и препятствий на пути становления и развития  малого  предпринимательства находится за рамками данной сферы  бизнеса  и в определяющей степени сводится к  проблемам  финансового свойства. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что именно в силу трудностей финансового характера, процесс адаптирования  малого   бизнеса в российской национальной экономической системе осуществляется темпами, неотличающимися необходимой динамикой. Дефицит финансовых ресурсов, как на стадии организации бизнеса, так и тем более в рамках реализации конкретным субъектом инвестиционной программы в фазе функционирования последнего выступает в качестве основного сдерживающего фактора[22, c.40].

Главной причиной слабого развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса[10, c.27].

Существует и ряд других проблем, которые неблагоприятно влияют на развитие малого предпринимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы, связанные с получением деловой информации и т.д.

Еще одной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.

Специфическими проблемами в некоторых регионах РФ, в основном Сибири, являются высокая доля транспортной составляющей в расходах (62,4%), трудности сбыта продукции (20,6%), информационный голод (12,4%) и некомпетентность чиновников (3%)[48].

Усилия предпринимателей по преодолению указанных проблем направлены в основном на улучшение технологии, снижении затрат, повышение профессионального уровня работников.

В последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных и формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России. Правительство РФ уделяет большое внимание проблемам малого бизнеса [39, c.14]. Дмитрий Медведев на совещании по вопросам поддержки малого бизнеса обозначил три основные проблемы малого бизнеса в России. По мнению экс-главы государства, в первую очередь малому бизнесу мешают "давление и административное, и правоохранительное". Несмотря на то, что давление постоянно сокращается, оно все–таки еще есть.

Второй проблемой малого бизнеса Дмитрий Медведев назвал монополизацию различных рынков и то, что предприниматели не могут обратиться за заключением соответствующих договоров, в том числе и на участие в госзакупках на региональном и муниципальном уровнях.
Третьей проблемой бизнеса, стали высокие тарифы и сложности с подключением, которые испытывают предприниматели. Эти сложности "реально просто косят малый бизнес", сообщил он. Дмитрий Медведев согласился, что проблемы создают не только энергетики, проблемы в системе, и на нее нужно обратить отдельное внимание[53].

Таким образом, развитие малого предпринимательства – одно из главных направлений создания среднего класса, отмеченного высокой квалификацией, культурой труда и достаточно высоким, стабильным уровнем жизни.

Из этого всего следует, что первоочередные задачи на пути развития малого бизнеса в России - это совершенствование правовых основ, снижение налогообложения, обеспечение законодательной базы и правовых гарантий, совершенствование банковской и кредитных систем.

Решительную помощь в этих областях может и должно оказывать государство.

1.3 Методы и инструменты государственного регулирования малого бизнеса

Государственное регулирование - комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы [25, c.44].

Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности.

Государственное регулирование малого бизнеса должно быть тщательно продумано. Результат подобного регулирования должен приносить пользу экономике страны

Государство участвует в развитии малого бизнеса, регулируя его различными методами, основными из которых являются система административных и экономических методов.

Государственное регулирование рыночной экономики административными методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества [28, c.9]. Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке.

Административные методы включают: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-тенических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.

Административные методы предполагают использование мер по рационированию, лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры нередко имеют силу приказа.

Административные методы предполагают также введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы.

Правовые и административные рычаги используются государством и для вмешательства в трудовые отношения — путем создания законов о труде и с помощью административных и судебных органов, разрешающих конкретные трудовые конфликты [42, c.39].

К административным методам государственного регулирования относят и антимонопольные меры.

К экономическим методам относят бюджетное, налоговое, кредитно- денежное регулирование.

Для экономического воздействия государству необходимы значительные финансовые ресурсы, которые формируются в госбюджете. Политика изменения государственных доходов и расходов главным образом для борьбы с экономическими спадами получила название бюджетной или фискальной политики. Во время спада правительство увеличивает расходы на так называемые государственные программы. Еще одним направлением бюджетной политики может быть увеличение или сокращение государственных доходов посредством налогов.

Налоговое регулирование включает увеличение или снижение совокупных налоговых поступлений, смену форм обложения, изменение налоговой структуры, дифференциацию льгот и скидок, отсрочку платежа налога, аннулирование налоговой задолженности, изменение сферы распространения налогов и т.д.

Суть кредитно-денежного регулирования состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь - на потребительский и инвестиционный спрос.

Достижение целей экономической политики государства требует использования взаимосвязанного инструментария, т. е. комплексного использования всех методов и способов государственного воздействия на экономику.

2  Формы государственной поддержки малого бизнеса в России

2.1 Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства

Малое предпринимательство по накопленному к нем человеческому потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения  рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан. Данный сектор создает большую часть национальных продуктов, которые являются «питательной средой» для среднего и крупного бизнеса. Поэтому в настоящее время необходима государственная стратегия развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы [39, c.18]. Более подробно будут рассмотрены прямые и косвенные методы поддержки малого бизнеса.

Государственная финансово-кредитная поддержка  малого  предпринимательства относится к прямым методам и реализуется по двум основным направлениям.

Первое из них связано с оказанием субъектам  малого   бизнеса  прямой финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, кредитов, в том числе льготных и беззалоговых; гарантий по кредитам коммерческих банков; полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по пониженной ставке, а также совместного финансирования за счет бюджета и кредитно-финансовых организаций.

Прямая поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям.  

В 2007 г. принят единый усовершенствованный закон о регулировании малого и среднего бизнеса, отдельным пунктом включающий в себя субсидии малому бизнесу[5]. Программа «Cубсидии на развитие малого бизнеса» призвана четко организовать систему малого бизнеса, установить за ней зоркий контроль и обеспечить каждому заявившему о себе предпринимателю широкую дорогу на пути к предпринимательской деятельности.

Государством предоставляется финансовая поддержка, в виде оказания субсидий малому бизнесу, имущественная, консультационного характера и принятие на себя обязательств по вопросам переподготовки сотрудников малого предприятия.

Финансовая поддержка оказывается за счет специально выделенных в бюджете целевой суммы денежных средств на спонсирование предприятий малого бизнеса. Бюджетные инвестиции в этой программе оказывают положительное влияние на весь финансовый оборот денежных средств. Примером финансовой поддержки может служить выделение 58000 рублей  на открытие собственного дела, лицам, зарегистрированным в службе занятости [20, c.23].

Очень хорошо развита кредитная поддержка, которая является хорошей альтернативой предоставленным субсидиям малого бизнеса, так как сумма бюджета, выделенного на эти цели, ограничена.

Кредитование малого бизнеса представляет для банков большой интерес из-за высокой доходности операций и небольших сроков оборачиваемости ссудного капитала[46, c.77].

И хотя многие крупнейшие российские компании предпочитают брать кредиты для бизнеса у иностранных кредиторов (поскольку те предлагают им более выгодные программы кредитования с низкими процентами), сотрудничество с малым бизнесом остается приоритетным направлением деятельности российских банков.

Чем больше размер кредита, тем меньше процентная ставка. Основной срок кредитования малого бизнеса до 5 лет, получить кредит на больший срок вам будет можно только по индивидуальной договоренности при положительной кредитной истории.

Оценочными показателями будут являться сумма, на которую может рассчитывать заемщик, процентные ставки и сроки кредитования. Существует большое количество кредитных продуктов для малого бизнеса, но в целом их можно разделить на наиболее распространенные виды:

  •  бизнес-экспресс;
  •  кредит на поддержку малого бизнеса (бизнес рост);
  •  кредит на развитие бизнеса (пополнение оборотных средств);
  •  инвестиционный кредит (проектное финансирование);
  •  партнерский кредит (льготные условия кредитования).

Сейчас каждый банк внедряет в свои программы кредитование малого бизнеса, понимая, что иначе выдержать конкуренцию со стороны постоянного увеличивающегося количества банков просто невозможно.

В настоящее время во многих регионах на местном уровне разрабатываются программы, целью которых является поддержание субъектов  малого  предпринимательства, в том числе за счет компенсации банкам части расходов на их кредитование.

Региональный акцент в поддержке  малого   бизнеса  совсем не случаен [51]. Дело в том, что это позволяет на местах оценить основные потребности субъектов  малого  предпринимательства и сконцентрировать усилия на решении конкретных задач. Однако, разумеется, существуют и федеральные программы поддержки  малого  и среднего  бизнеса. При этом в качестве одной из задач можно назвать финансовую поддержку этого сектора, которая осуществляется государственной корпорацией Банк развития и внешнеэкономической деятельности. Особенность указанной программы заключается в том, что кредитование предприятий рассматриваемого сектора осуществляется не напрямую Российским банком развития (РосБР), а через региональные банки[49].

Последние, вместе с тем, работают исключительно с теми кредитными продуктами, которые им предлагает РосБР. В Республике Мордовия к данным направлениям относятся: Программа ФИМ; Организации инфраструктуры; Продукт «Рефинансирование»; Продукт 2008.

Существенную роль в развитии российского малого бизнеса с 2003 года начали играть налоговые льготы[30, c.52].

В настоящее время действуют следующие налоговые льготы для малых предприятий:

- малые предприятия, осуществляющие определенные виды деятельности, имеют льготы по уплате налога на прибыль.

Так, в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно - строительные работы) - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

В третий и четвертый год работы указанные малые предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

- организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 миллионов рублей за каждый квартал уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Упрощение учета и налогообложения заключается в переходе на специальные налоговые режимы, например, на упрошенную систему учета, отчетности и налогообложения, так или на систему уплаты единого налога на вмененный доход.

Для юридических лиц упрощенная система учета, отчетности и налогообложения (УСН) включает: замену большинства налогов единым налогом на доход, упрощение бухгалтерского учета и отчетности, уменьшение количества бухгалтерских форм и налоговых расчетов. Упрощенная система предполагает уплату одного налога по результатам деятельности вместо большого числа федеральных, региональных и местных налогов.

Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система означает замену уплаты личного подоходного налога покупкой патента, ведение книги доходов и расходов.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) применяется для определенных видов деятельности: розничной торговли, бытовых услуг, общественного питания и др.[4].

С введением единого налога налогоплательщики, переведенные на его уплату, перестают уплачивать большинство федеральных, региональных и местных налогов. Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода, рассчитанного по базовой доходности на единицу условного показателя и количество таких единиц (торговая площадь, количество оборудованных рабочих мест, численность работающих и т. д.). Сертификат на уплату единого налога выдается на каждый конкретный вид деятельности отдельно.

Итак, отечественным налоговым законодательством предусмотрено достаточное количество льгот для субъектов малого предпринимательства. Главное - уметь ими грамотно пользоваться, не нарушая при этом закон и постоянно следя за изменениями в Налоговом кодексе.

2.2 Косвенная поддержка малого бизнеса

Косвенная поддержка малого бизнеса стала основой создания благоприятной внешней среды для его развития[53]. Такая поддержка включает в себя обязательное резервирование части государственного и муниципального заказа для малого бизнеса. В системе мер поддержки малых предприятий участие небольших фирм в выполнении государственного и муниципального заказа решает не одну, а целый комплекс экономических и социальных проблем. Прежде всего это возможность в пределах уже имеющихся бюджетных расходов “влить” в сферу малого предпринимательства дополнительные ресурсы развития, стимулировать рост малого предпринимательства, инвестиции и т.д.

Далее, государственный и муниципальный заказ способны содействовать позитивной реструктуризации малого бизнеса— выводу его из узкой ниши торгово-посреднической деятельности в сторону более активного проникновения в сферы производства и инновационной деятельности. Кроме того, выполнение государственного заказа стимулирует кооперационные и иные связи малого, среднего и крупного бизнеса, что является необходимым условием полноценного развития предпринимательской и конкурентной среды в экономике.

Наконец, государственные и муниципальные заказы малому бизнесу — это рабочие места, причем чаще всего непосредственно в том регионе или населенном пункте, где заказы выполняются (Приложение Б)[51]. Это и более весомые добавки к региональным и местным бюджетам. Малые предприятия в основном участвуют в поставках для государственных нужд следующих товаров: продовольственных (мяса, мясных и молочных консервов, растительного и животного масла, муки, круп, сахара-песка и др.); мелкого оборудования (для обработки овощей, мини-пекарен и др.); военного обмундирования (костюмов, курток, брюк, сапог, ботинок); лекарственных средств.

Однако практика в очередной раз разошлась с теорией. Оказалось, что госзаказ невыгоден малым предприятиям и они бегут от него.

Причина такого явления — структура системы государственных закупок в России. Она вынуждает предпринимателей на начальном этапе оформления госзаказа становиться кредиторами государства. Прибавьте сюда все прочие гарантии и получите, по подсчетам экспертов, увеличение итоговых расходов компании до 150 процентов от стоимости контракта.

«С одной стороны, государство усиливает экономическую защиту заказчика: обеспечение заявки, госконтракта, отсутствие аванса, — говорит председатель комитета по госзакупкам общероссийской организации «ОПОРА России» Валерий Малиновский. — С другой стороны, эти требования тормозят участие бизнеса в государственном заказе. Снижается конкуренция, повышается коррупция»[13, c.56].

Следующим видом косвенной поддержки малого бизнеса является имущественная поддержка.

Имущественная поддержка оказывается за счет имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Правовую основу регулирования отношений, возникающих в сфере прав на недвижимое имущество и сделок с ним, составляют:

- Конституция РФ;

- Гражданский кодекс РФ;

- Жилищный кодекс РФ;

- Федеральный Закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи».

Пункт 1 ст.18 федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ (от 24.07.2007 г.) предусматривает оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемой органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов:

- на возмездной основе;

- безвозмездной основе;

- на льготных условиях[5].

Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства может осуществляться в следующих направлениях[32, c.408]:

- содействие в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства;

- размещение заказов на производство и поставку специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства;

- содействие в создании и организации деятельности субъектов малого предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- предоставление льгот предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим производственно-технологическую поддержку субъектов малого предпринимательства.

Развитие и поддержание малого и среднего предпринимательства одной из задач ставит обеспечение его субъектов нежилыми офисными и производственными помещениями, достижение рациональной территориальной распределенности малого и среднего предпринимательства в зависимости от потребностей населения, обеспечение самозанятости, снижение издержек малых и средних предприятий на непрофильные виды деятельности, создание новых объектов для размещения малого и среднего предпринимательства, отвечающих современным качественным, технологическим и функциональным требованиям.

Для поддержки малого бизнеса важна система информационно-консультационных услуг, удовлетворяющая все возрастающий дефицит в сфере информации, маркетинга, консультаций по различным аспектам предпринимательской деятельности, повышающая профессиональный уровень работы малых предприятий. Все структуры, обеспечивающие поддержку малого бизнеса, должны функционировать как компоненты единой сети, взаимодействуя, взаимно дополняя друг друга, придерживаясь единой идеологии развития, используя общую методологию, программное обеспечение, а также реализуя согласованную ценовую политику в обслуживании малых предприятий[53].

В условиях мирового финансового кризиса одним из самых эффективных инструментов антикризисной политики являются особые экономические зоны (ОЭЗ). Они позволяют минимизировать затраты инвестора за счет государственного финансирования инфраструктуры и создания режима делового благоприятствования. Согласно принятому закону зоны могут быть трех видов: промышленно-производственные и технико-внедренческие, туристско-рекреационные. На основании поправок 2007 года к ним добавился четвёртый тип — портовые зоны.

К настоящему времени в России создано уже 13 ОЭЗ. Из них две ППЗ — в Липецкой области и Татарстане, четыре ТВЗ — в Санкт-Петербурге (одна ОЭЗ на двух участках — Ново-Орловский и «Нойдорф»), Зеленограде, Дубне и Томске, а также семь ТРЗ — в Калининграде, Краснодарском и Ставропольском краях, на Алтае (две ОЭЗ — «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина»), в Бурятии и Иркутской области. В ближайшее время появятся ещё две портовые, точнее аэропортовые, зоны — в Красноярске и Ульяновске, а также одна морская портовая зона — на территории порта Советская Гавань в Хабаровском крае. По словам нынешнего руководителя РосОЭЗ, к сентябрю 2011 года в ОЭЗ было зарегистрировано 112 резидентов, в том числе 88 — в ТВЗ, 16 — в ППЗ и 8 — в ТРЗ. Эти резиденты вложили в свой «зональный» бизнес свыше 13,5 млрд рублей и создали более 5 тыс. рабочих мест [47].

Срок действия ОЭЗ составляет 20 лет и продлению не подлежит.

Современные зональные структуры, образованные в странах Европы, Азии и Латинской Америки, заметно отличаются от наших ОЭЗ по методам организации и механизму функционирования.

Потенциальные зарубежные инвесторы проявляют все больший интерес к возможностям вкладывать ресурсы в создающиеся в России ОЭЗ. Новые законодательные инициативы Правительства РФ привлекают внимание к процессам, происходящим сейчас в области создания ОЭЗ в России, со стороны представителей зарубежных деловых кругов, промышленников и предпринимателей, а также крупных компаний - потенциальных резидентов российских ОЭЗ. Минэкономразвития России совместно с РосОЭЗ уже заключило соглашения о взаимодействии с рядом зарубежных государств - Сингапуром, Чехией, Китаем, Кореей.

2.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса

В настоящее время одним из препятствий оказанию действенной поддержки малым предприятиям является отсутствие или недостаток эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий.

Целью формирования инфраструктуры малого предпринимательства является создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг[15, c.43]. Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого бизнеса.

К объектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства можно отнести [24, c.208]:

  •  общественные предпринимательские организации, которые содействуют объединению усилий предпринимателей для решения их проблем;
  •  торгово-промышленные палаты;
  •  разного рода образовательные структуры, осуществляющие повышение квалификации предпринимателей и обучение персонала предприятий;
  •  информационные агентства и специализированные печатные издания;
  •  фонды поддержки малого предпринимательства;
  •  организации микрофинансирования и структуры, специализирующиеся на оказании иных финансовых услуг субъектам малого предпринимательства;
  •  консалтинговые фирмы, оказывающие разного рода услуги предпринимателям;
  •  специализированные государственные структуры;
  •  технопарки и бизнес-инкубаторы.

Этот перечень далеко не полный, и функции объектов инфраструктуры нередко дублируются, что, впрочем, не мешает им успешно развиваться. Это обусловлено тем, что спрос на бизнес-услуги со стороны предпринимателей растет. Руководители малых предприятий и предприниматели все более высоко оценивают не только доступ к финансовым ресурсам, но и важность обучения, повышения квалификации, профессиональных знаний в области права и финансов и многие другие преимущества, которые дает взаимодействие с объектами инфраструктуры поддержки предпринимательства.

На федеральном уровне существует не менее десятка министерств и ведомств, которые в той или иной степени занимаются вопросами развития предпринимательской деятельности. Основные из них - это  Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство науки и технологий РФ, Государственный комитет по делам молодежи РФ, Министерство общего и профессионального образования РФ и другие.

Аналогичные структуры действуют и на региональном уровне. К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем.

В Мордовии инфраструктура поддержки малого бизнеса представлена следующими организациями[50]:

1. Государственные структуры:

  •  Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия;
  •  Комитет Государственного Собрания Республики Мордовия по экономической политике, предпринимательству и собственности;
  •  Государственное казенное учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия»;
  •  Автономное учреждение «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия»;
  •  Некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия»;
  •  Некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия»;
  •  Государственное учреждение «Мордовский республиканский молодежный центр».

2. Организации, содействующие развитию предпринимательства:

  •  Центр бухгалтерской отчетности;
  •  ООО «Дом малого бизнеса»;
  •  Бизнес-центр в п. Атяшево;
  •  Бизнес-центр в п. Чамзинка;

ООО «Инновационно-технологический центр Республики Мордовия».

3. Общественные объединения предпринимателей:

  •  Совет предпринимателей при Главе Республики Мордовия;
  •  Мордовская республиканская организация профсоюза работников среднего и малого бизнеса;
  •  Мордовская республиканская организация профсоюза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства РФ «Торговое Единство»;
  •  Профсоюз предпринимателей Республики Мордовия «Содружество»;
  •  Мордовское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»;
  •  Торгово-промышленная палата Республики Мордовия;
  •  Мордовский торгово-промышленный союз содействия предпринимательству[50].

Инфраструктура малого предпринимательства выполняет важную социальную функцию, поэтому ее создание и развитие, как правило, полностью или частично финансируются за счет государства с привлечением средств и возможностей объединений предпринимателей, а также финансовых ресурсов из частных источников на некоммерческой основе (субсидирование, гранты, благотворительность и т.п.).

Элементы инфраструктуры малого бизнеса являются, по сути, каналами, по которым государственная поддержка в основных своих формах доводится до ее получателей - субъектов малого предпринимательства. Одновременно по этим же каналам осуществляется обратная связь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему на реальные потребности и действительные интересы малого бизнеса.

Существующая ныне неравномерность в распределении объектов инфраструктуры малого бизнеса по территории России вызвана не только неравномерностью развития самого малого бизнеса, но и отношением местных властей к его проблемам.

3 Особенности государственной поддержки малого бизнеса в Республике Мордовия

Во всем цивилизованном мире малый бизнес признан основой рыночных отношений. Такие предприятия более динамично реагируют на перепады в экономике и наиболее устойчивы в период кризиса. Мордовия в этом плане не исключение. Малое предпринимательство играет в регионе все более заметную роль — способствует созданию рабочих мест, развитию технических инноваций, проведению диверсификации, росту конкуренции и структурной перестройке экономики.

Малое и среднее предпринимательство занимает важное место в экономике Республики Мордовия.

В настоящее время в республике действуют 23,6 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства[51].

Наибольший удельный вес занимают малые предприятия в сфере оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, за 12 месяцев 2012г. их доля в общей структуре составила 29%. Второе место - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 18%, строительство – 15%, сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство – 12%, другие виды деятельности 5% (рисунок 3.1).

Малый и средний бизнес обеспечивает более 66 % республиканского розничного товарооборота, более 50 % оптового товарооборота, более 77 % оборота общественного питания, более 39 % оборота организаций по видам экономической деятельности.

Рисунок 3.1- Число малых предприятий по видам экономической деятельности, %

Оборот малых предприятий за отчетный период составил 40,6 млрд. рублей, выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных платежей) – 41,2 млрд. рублей. Более 50% оборота и выручки малых предприятий приходится на предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2- Структура оборота малых предприятий по видам экономической деятельности, %

Для расширения сети предприятий малого бизнеса нужно создавать предпосылки для улучшения предпринимательского климата в республике: устранить административные барьеры, возникающие с момента принятия малыми предприятиями решения об организации собственного дела; обеспечить доступ к финансовым и информационным ресурсам; гарантировать сохранение частной собственности, свободу действий предпринимателей; обеспечить поддержку добросовестной конкуренции и «специализированных» структур, работающих с субъектами малого бизнеса. Малые предприятия не в силах самостоятельно разрешить данные вопросы, поэтому необходимо формирование такой системы государственной поддержки в Мордовии, которая предполагает конкретную и эффективную помощь малому бизнесу.

Мероприятия, реализованные в Республике Мордовия в рамках Комплексной программы развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на 2008 - 2010 годы, позволили сформировать систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, создать инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства на республиканском уровне, увеличить вклад малого и среднего предпринимательства в производственную и социальную сферы экономики республики[6].

Вместе с тем уровень развития малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия, по сравнению с общероссийским уровнем и регионами Приволжского федерального округа, достаточно низок. Основными проблемами, тормозящими развитие малого и среднего предпринимательства в республике, являются[41, c.83]:

- слабая ориентированность нормативно-правовой базы на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства;

- недостаточное ресурсное обеспечение (финансовое, имущественное и информационное) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включая:

недостаточный доступ к стартовому капиталу для начинающих предпринимателей;

недостаточный доступ к капиталу для реализации перспективных инвестиционных проектов развивающихся предприятий;

недостаточно развитая система государственной гарантийной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

неразвитость системы информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- наличие на практике административных барьеров во взаимоотношениях бизнеса и власти на всех уровнях, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;

- дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки, недостаточный образовательный уровень руководителей и специалистов, работающих в субъектах малого и среднего предпринимательства;

низкий уровень развития инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальных районах Республики Мордовия.

«Развитие малого и среднего бизнеса является одним из приоритетов государства в социально-экономической сфере, — отметил ГФИ по Мордовии Александр Пыков. — Поэтому важно создавать благоприятные и стабильные условия для предпринимателей, защищать их от излишнего административного давления»[49].

Один из барьеров, мешающих нормально развиваться малому бизнесу, — чрезмерная административная опека. В Мордовии, кроме муниципальных, действуют 29 органов, осуществляющих надзорные функции, из них 12 федеральных и 17 республиканских.

Не менее серьезным препятствием для развития малого бизнеса становятся некоторые судебные инстанции. «Сегодня предпринимателям средней руки решить какие-то вопросы в судах практически невозможно, — сетует председатель профсоюза работников малого и среднего бизнеса Мордовии Раис Хайров. — Борьба за свои права превращается в бесконечное хождение по кабинетам. Иски рассматриваются по 3–4 месяца, а вердикты очень часто носят явно заказной характер»[50].

Вышеуказанные проблемы определяют необходимость и основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия.

В настоящее время государственная поддержка малого предпринимательство в Мордовии оказывается по следующим направления[7]:

  1.  Имущественная поддержка (предоставление в аренду нежилых офисных помещений на льготных условиях)
  2.  Программы поддержки бизнеса.
  3.  Финансовая поддержка безработным гражданам на открытие собственного дела
  4.  Предоставление субъектам малого предпринимательства на льготной основе услуг по гарантированию исполнения обязательств по банковским кредитам
  5.  Субсидии на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций
  6.  Предоставление микрозаймов для субъектов малого предпринимательства
  7.  НО "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики  Мордовия".
  8.  Предоставление займов под 1/3 ставки рефинансирования
  9.  Финансирование через Фонд смешанных инвестиций
  10.  Оказание государственной поддержки рыбохозяйственному комплексу
  11.  Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим разработку и внедрение инновационной продукции
  12.  Субсидии на возмещение затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга).

Количество предприятий малого и среднего бизнеса получившие финансовую поддержку в 2012 году представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1-  Субъекты малого и среднего предпринимательства - получатели поддержки

 №

Получатели поддержки

Количество

1

Микропредприятие

2624

2

Субъект малого предпринимательства

158

3

Субъект среднего предпринимательства

2

Итого

2784

Более подробно рассмотреть виды оказанной поддержки в 2011 году можно с помощью таблицы 3.2.

Таблица 3.2- Сведения об оказании поддержки субъектам малого и среднего бизнеса по видам и формам поддержки

Вид поддержки

Поддержка оказана, раз

Предоставление субсидий

19

Предоставление субсидий

2371

Предоставление государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства

30

Предоставление бюджетных инвестиций

353

Создание условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области МСП

1

Иные виды поддержки

2

Как показывает мировой и отечественный опыт, одним из наиболее эффективных методов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства является программно-целевой метод.

В целях дальнейшего осуществления мероприятий по обеспечению благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и увеличения его вклада в экономику Республики Мордовия постановлением Правительства Республики Мордовия от 20 декабря 2010 г. № 498 утверждена Комплексная программа развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на 2011-2015 годы.

Целями Программы являются формирование благоприятных условий для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства и увеличение его вклада в экономику Республики Мордовия.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи[7]:

  •  совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей сферу государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
  •  устранение административных барьеров, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия;
  •  обеспечение постоянного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления с предпринимательскими структурами для совершенствования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
  •  содействие развитию малого и среднего предпринимательства в приоритетных для республики направлениях;
  •  организация подготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего предпринимательства;
  •  обеспечение большей доступности финансовых ресурсов для малого и среднего предпринимательства;
  •  поддержка начинающих предпринимателей;
  •  развитие малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций и высоких технологий;
  •  поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
  •  развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе на муниципальном уровне;
  •  оказание консультационных, информационных, образовательных, юридических услуг субъектам малого и среднего предпринимательства;
  •  развитие малого и среднего предпринимательства в сфере народных ремесел;
  •  снижение диспропорций в развитии малого и среднего предпринимательства в муниципальных районах Республики Мордовия;
  •  создание системы поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальных районах Республики Мордовия;
  •  активизация участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных национальных проектах.

На реализацию Программы на весь период потребуется 1 млрд. 444 млн. рублей, в том числе прогнозируемые средства, поступающие из федерального бюджета - 1 млрд. 144 млн. рублей, средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 300 млн. рублей[53].

Эффективная реализация мероприятий Программы к концу 2015 года позволит:

  1.  создать благоприятные условия для эффективного количественного роста и развития малого и среднего предпринимательства, в том числе на муниципальном уровне, и обеспечить экономический рост предпринимательского сектора Республики Мордовия;
  2.  сформировать новые объекты инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне;
  3.  привлечь дополнительные инвестиции на развитие и поддержку малого и среднего бизнеса республики;
  4.  развить инновационный малый и средний бизнес, реализовать перспективные инвестиционные проекты субъектов малого и среднего предпринимательства в производственной и социальной сферах;
  5.  развить кооперационные связи малого, среднего и крупного бизнеса;
  6.  развить системы кредитования и увеличения рынка микрозаймов для субъектов малого и среднего предпринимательства;
  7.  создать дополнительные рабочие места для населения республики;
  8.  обеспечить рост доли рынка, занимаемой конкурентоспособными товарами и социально значимыми услугами, производимыми субъектами малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия;
  9.  создать благоприятный общественный климат и повысить престиж предпринимательской деятельности;
  10.  увеличить объем поступления налогов в бюджеты различного уровня и платежей во внебюджетные фонды от субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:

  •  количество субъектов малого и среднего предпринимательства составит к 2015 году 28 тыс. единиц;
  •  количество занятых в малом и среднем предпринимательстве составит к 2015 году 141,6 тыс. человек;
  •  оборот малых и средних предприятий составит к 2015 году 123737 млн. рублей;
  •  инвестиции в основной капитал достигнут к 2015 году 6924 млн. рублей.

Заключение

Малое предпринимательство является важнейшей, наиболее динамично развивающейся сферой экономики. На современном этапе важно оценить реальные перспективы, а также имеющиеся ресурсы. Важнейшим направлением развития малого бизнеса в России является снижение уровня агрессивности внешней и внутренней среды бизнеса, придание ей стимулирующего характера, формирование культуры рыночных отношений, развитие механизма добросовестной конкуренции.

В ходе работы выяснено, что в процессе своей деятельности малые предприятия сталкиваются с рядом проблем: низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы; несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы, связанные с получением деловой информации и т.д.

Еще одной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников.

В данной работе были рассмотрены особенности государственной поддержки малого бизнеса в Республике Мордовия.

В настоящее время государственная поддержка малого предпринимательство в Мордовии оказывается по следующим направления:

  1.  Имущественная поддержка (предоставление в аренду нежилых офисных помещений на льготных условиях)
  2.  Программы поддержки бизнеса.
  3.  Финансовая поддержка безработным гражданам на открытие собственного дела
  4.  Предоставление СМП на льготной основе услуг по гарантированию исполнения обязательств по банковским кредитам
  5.  Субсидии на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций
  6.  Предоставление микрозаймов для субъектов малого предпринимательства
  7.  НО "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики  Мордовия".
  8.  Предоставление займов под 1/3 ставки рефинансирования
  9.  Финансирование через Фонд смешанных инвестиций
  10.  Оказание государственной поддержки рыбохозяйственному комплексу
  11.  Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим разработку и внедрение инновационной продукции
  12.  Субсидии на возмещение затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга).

Как показывает мировой и отечественный опыт, одним из наиболее эффективных методов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства является программно-целевой метод.

В настоящее время в рамках мероприятий по обеспечению благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и увеличения его вклада в экономику Республики Мордовия постановлением Правительства Республики Мордовия от 20 декабря 2010 г. № 498 утверждена Комплексная программа развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на 2011-2015 годы.

Целями Программы являются формирование благоприятных условий для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства и увеличение его вклада в экономику Республики Мордовия.

Список использованных источников

  1.  Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993г. // Российская газета №237.- 25.12.1993
  2.  Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. последних изменений) // Собрание законодательства Российской Федерации - 03.08.1998 г. - N 31.
  3.  Гражданский кодекс Российской Федерации.- М.:Гросс-Медиа, 2009 .-496с.
  4.  Налоговый Кодекс Российской Федерации, части I и II.- М.: Первая Образцовая типография, 2008.- 769с.
  5.  Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (редакция 06.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации- 30.07.2007г.-  N 31
  6.  Комплексная программа развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на 2008-2010 годы
  7.  Комплексная программа развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на 2011 - 2015 годы
  8.  Рекомендации Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий 2003/361/ЕС - СПС «Гарант», 2009.-302с.
  9.  Агурбаш, Н.Г. Малое предпринимательство в России и промышленно развитых странах. М.: Анкил, 2000. - 55 с.
  10.  Анискин, Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, -2003.- 160с.
  11.  Арталина, С.К. Малый бизнес. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 496 с.
  12.  Бегиджанов, П.М. Особенности инновационного предпринимательства и управление его развитием.- М.: Монолит, 2002.- 411 с.
  13.  Борисов, С.В. Малое и среднее предпринимательство в развитии промышленности и технологий //Материалы Общероссийского форума малого и среднего бизнеса «Опора России», 2009.
  14.  Гербер, М.Э. Малый бизнес: от иллюзий к успеху. Возвращение к мифу предпринимательства. – М.: Олимп-Бизнес, 2005. – 240 с.
  15.  Герчикова, И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. – М.: Консалтбанкир, 2002. – С.98.
  16.  Егорова, Н.Е. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперации  / Н.Е Егорова, М.А. Маренный. - М.: Кооперация Спутник +, 2006. - 123 с.
  17.  Иванов, Н.М. Малые предприятия: практическое пособие // Иванов Н.М, Иванова А.В. Под общ. ред. В.В. Каркова. М.: Экономика и финансы, 2001. - 336 с.
  18.  Муравьев, А.И. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – М.:Бизнес и банки, 1999. – С. 127.
  19.  Ноздрачев, А.Ф. Проблемы организации исполнительной власти/ Законодательство России в XXI веке: По материалам научно-практической конференции. М.: Городец-издат. 2008.- 253 с.
  20.  Сергейчев, Н.Ю. Перспективы малого предпринимательства в России. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2001.-144 с.
  21.  Тэпман, Л.Н. Малый бизнес: Опыт зарубежных стран. – М.: Юнити, 2004. – 400с.
  22.  Федцов, В.В. Малое и среднее предпринимательство. М.: 2002-212 с.
  23.  Черняк, В.З. Введение в предпринимательство. М., 2000. – С. 214
  24.  Широков, Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 496 с.
  25.  Шишкин, С. Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. Издательство: Волтерс Клувер, 2007 .- 256 с.
  26.  Лапуста, М.Г. Старостин, Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник.- 2-е изд., перераб. и дополн.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 555 с.
  27.  Ханнс Пихлер, Ханс Йобст Пляйтнер, Карл – Хайнц Шмидт. Малые и средние предприятия. Управление и организация. – М.: «Международные отношения», 2002.- 280с.
  28.  Исследование административных барьеров. М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2000. - 46 с.
  29.  Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее  / Общ. ред.: Е.Г. Ясин [и др.]. - М.: Новое изд-во, 2004. - 268 с.
  30.  Малый бизнес: возможности инвестиционного налогового кредитования. – М.: Библиотечка «Российской газеты», 2007. – 176 с.
  31.  Малый бизнес : учебное пособие / Под ред. В.Я. Горфинкеля [и др.]. - М.: КНОРУС, 2009. - 336 с
  32.  Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Горфинкеля В.Я., проф. Швандра В.А. 2-е изд., перераб. и дополн. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007- 670с.
  33.  Основы предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. А.Г. Новицкого, В.В. Скрябина. М.: Прогресс, 2000. - 368 с.
  34.  Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. — 3-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 581 с.
  35.  Предпринимательство: Учеб. для студентов экон. вузов / М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай. М.: ИНФРА-М, 2000 - 448 с.
  36.  Предпринимательство: Учебник/Под ред. М.Г.Лапусты.-2-е изд.,испр.и доп.-М.: ИНФРА-М, 2002.-520с.
  37.  Разработка критериев отнесения субъектов хозяйствования к категории малых и средних предприятий в Российской Федерации – М.: Торгово-промышленная Палата РФ, 2005.- 189с.
  38.  Владимиров Д.М. Надежда для малого бизнеса / Д.М. Владимиров // Российская бизнес-газета. - 2006. - № 57 (4023). - с. 4.
  39.  Гриценко Г. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства // АПК: Экономика, управление.- 2006,- №1.-с.18-21.
  40.  Кошарная Г. Мотивационная структура российского предпринимателя // Проблемы теории и практики управления.- 2006.- №4.- с. 110-116.
  41.  Круглов В.Н. Региональный опыт развития сферы малого бизнеса / В. Н. Круглов // Финансы и кредит. - 2009. - № 4. - с. 79-88.
  42.  Ларичева З.М., Стрелкова Л.В. Малый бизнес: Проблемы и перспективы его развития// Менеджмент в России и за рубежом.- 2006.- №5.-с.38-43.
  43.  Москвич, А. Малый бизнес переживает кризис самоидентификации / А. Москович // Российский Бизнес-журнал. - 2010. - № 2. - с. 26.
  44.  Онучак В. Оценка эффективности региональных программ развития малого предпринимательства  / В. Онучак // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 2. - с. 81-86.
  45.  Предприниматель и банк: новая история отношений // Справочник руководителя малого предприятия.- 2004.- № 12- с.27
  46.  Утамурадов А.Н. Финансовая поддержка малого бизнеса / А. Н. Утамурадов // Финансы и кредит. - 2009. - № 13. - с. 76-78.
  47.  Бизнес-журнал [Электронный ресурс] // http: www.bisiness-magazin.ru
  48.  Лента новостей федерального портала малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:smb.gov.ru/
  49.  Малый бизнес России: онлайн журнал [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://russiansmallbusiness.ru
  50.  Портал малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия [Электронный ресурс] - Режим доступа: smb.e-mordovia.ru
  51.  Региональное  информационное агентство [Электронный ресурс]- Режим доступа:  WWW.INFO-RM.COM
  52.  Фонд поддержки малого бизнеса [Электронный ресурс]  - Режим доступа: http://www.nanocorp.info
  53.  Центр информационной поддержки малого бизнеса [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://smallbusinesses.ru/content/

 

Приложение А

 

Таблица А.1- Количество предприятий, осуществляющих деятельность, по видам экономической деятельности

Наименование

Всего

В том числе по категориям

средние предприятия

малые предприятия

всего

В т. ч. микропредприятия

Всего

3180329

26483

3153846

2885786

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

190441

3858

186583

174658

Рыболовство

4474

88

4386

2453

Добыча полезных ископаемых

3801

323

3478

6034

Обрабатывающие производства

214405

5186

209219

171046

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

9137

443

8694

5472

Строительство

178372

3145

175227

15569

Оптовая и розничная торговля

1529198

8377

1520821

1428415

Гостиницы и рестораны

65573

319

65254

63207

Транспорт и связь

283689

1197

282492

265858

Финансовая деятельность

27726

488

27238

25061

Операции с недвижимостью

484333

2408

481925

224668

Образование

13459

90

13369

12980

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

31631

229

31402

27681

Предоставление прочих коммунальных, социальных услуг

143413

292

143121

135950

PAGE   \* MERGEFORMAT 53


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22082. ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ У ПОДРОСТКОВ 51.5 KB
  За последние пять лет по России число школьников и студентов употребляющих наркотики возросло более чем в 8 раз. Проведенный областным наркологическим диспансером и РИРО опрос учащихся школ и профессиональных училищ свидетельствует о том что более 17 их них уже пробовали наркотики: каждый четвертый юноша и каждая восьмая девушка. Около 4 подростков употребляют наркотики систематически. Исследование выявило что первая пробы наркотиков произошла в довольно молодом возрасте: в среднем – это 1517 лет однако есть много и таких которые...
22083. Педагогика творчества 94.5 KB
  Если рассмотреть процентное соотношение одаренных и неодаренных детей то мы получим график в виде колокола: 22 сверходаренные дети; 135 выше нормы; 682 детей имеют средний интеллект; 135 ниже нормы; 22 умственно – отсталые. Творческих детей отличает живое воображение включение элементов игры в выполнение задач изобретательность богатая фантазия нестандартность мышления отличная память в сочетании с ранним языковым развитием способность к классификации Барьерами тормозящими раскрытие творческого потенциала личности...
22084. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ПРАВОНАРУШЕНИЯМ 38 KB
  Подростки особенно социально неблагополучные всегда тянутся к силе а объединение в группы намного ее увеличивает. Особенно велика в психологическом отношении роль тусовок мест сбора подростков где подростки группируются оформляясь в криминогенные группы. Вопервых это – руководство молодежной группировкой взрослого опытного преступника; вовторых включение подростковой группы в преступную группу взрослых преступников; втретьих подчинение криминальной подростковой группы и ее деятельности общему командованию; вчетвертых – четкое...
22085. ПРАВОСЛАВИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 35.5 KB
  Он считал что религия – это ответ на определенные условия существования человека и общества она отвечает важным социальным потребностям. Религия – система верований и ритуалов на основе которых группа людей объясняет то что находит сверхъестественным и священным. религия помогает человеку понять объяснить и определенным образом упорядочить свою жизнь.
22086. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 46.5 KB
  педагогики и соц.Методика и технология работы соц. Соц.
22087. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 49 KB
  Перестройка экономических отношений отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного минимума разрушила их стереотип самовосприятия поселила в них неуверенность низкую самооценку. Семьи с довольно высоким уровнем достатка могут испытывать трудности в воспитании своих детей в связи с тем что они не имеют времени на воспитание и иногда просто откупаются от личного общения с ребенком дорогими подарками.неблагополучные семьи аморальные пед.
22088. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕМЬЕЙ 84.5 KB
  Роль и значение семьи в обществе. Функции семьи. Периоды развития семьи. ИСТОРИЯ СЕМЕЙНОБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ Семья – неотъемлемая ячейка общества ни одна нация ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи.
22089. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИС БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 57.5 KB
  Особенности детейсирот.В стране в 2004 году официально было зарегистрировано 700 тысяч детейсирот. В этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
22090. Средства массовой информации 40 KB
  СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества включая политику здравоохранение образование религию; являются важнейшими инструментами реализации политического процесса. Актуальность данной темы заключается в том что формирование массового общественного сознания и направленное влияние на отдельные группы населения являются политическими функциями СМИ. Таким образом благодаря СМИ формируется общественное мнение состояние массового сознания заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к...