47435

Онтогенез. Общие закономерности эмбриогенеза

Лекция

Медицина и ветеринария

Дробление. Дробление. Для изолецитальных яйцеклеток типично полное равномерное дробление. Полное неравномерное дробление характерно для телолецитальных яиц с умеренным содержанием желтка.

Русский

2013-11-29

35 KB

14 чел.

Лекция 14. Тема: Онтогенез. Общие закономерности эмбриогенеза.

План.

1. Эмбриональное развитие.

2. Дробление. Связь строения яйцеклетки с типом дробления

3. Гаструляция. Способы гаструляции.

4. Теория зародышевых листков

5. Образование органов и тканей

1. Эмбриональное развитие.

Эмбриональный период начинается с образования зиготы и заканчивается выходом из яйцевых или зародышевых оболочек или рождением организма.

После оплодотворения образующаяся зигота начинает дробиться.

2. Дробление. Связь строения яйцеклетки с типом дробления

При дроблении происходит серия митотических делений. Роста клеток не происходит и объем зародыша не изменяется. Клетки, образующиеся в процессе дробления, называются бластомерами, а образующийся зародыш – бластулой. Способ дробления зависит от количества и распределения желтка.

Для изолецитальных яйцеклеток типично полное равномерное дробление. Полное неравномерное дробление характерно для телолецитальных яиц с умеренным содержанием желтка. Неполное дискоидальное дробление характерно для телолецитальных яиц с большим содержанием желтка. Неполное поверхностное дробление характерно для центролецитальных яиц.

В развитии млекопитающих наблюдается особенности, являющиеся следствием филогенеза. Яйцо млекопитающих развивается в зародыш, способный к имплантации в стенку матки. При этом полное равномерное дробление ведет к образованию зародышевого пузырька (бластоцисты).

3. Гаструляция. Способы гаструляции.

 В период гаструляции происходит образование зародышевых листков. Гаструляция связана с перемещением эмбрионального материала, отдельных групп клеток к тем местам, которые они займут на более поздних стадиях зародышевого развития. Сначала у зародыша образуются два зародышевых листка: эктодерма и эндодерма.

Образование ранней гаструлы может происходить четырьмя способами:

1 – инвагинация (впячиванием); пример: ланцетник.

2 - иммиграция (выселение клеток); пример: кишечнополостные.

3 – эпиболия (обрастание); пример: лягушка.

4 – деляминацией (расщеплением); пример: дискобластула рептилий, яйцеклетки млекопитающих.

У многочисленных животных, кроме кишечнополостных, паралельно с ранними процессами гаструляции или, как у ланцетника, вслед за ними, возникает третий зародышевый листок – мезодерма.

Вследствие появления мезодермы зародыш становится трехслойным.

На этой стадии начинается использование генетической информации клеток зародыша, появляются первые крупные дифференцировки.

5. Теория зародышевых листков

Зародышевые листки и закладка органов

Зародышевые листки

Системы органов

Эктодерма

Эпидермис и его производные (пример: железы, волосяной покров, перья), нервная система, чувствительный эпителий, производные нервного гребня.

Мезодерма

Мускулатура, скелет, сосудистая система, выделительная система, соматическая часть гонад.

Энтодерма

Пищеварительный тракт и связанные с ним органы (пример: пищеварительные железы, печень, поджелудочная железа), дыхательная система (легкие)

6. Образование органов и тканей

После гаструляции следует период, когда обособляются, формируются и подготавливаются к последующему гистогенезу отдельные системы органов. Ранние стадии развития структур приводят зародыша на стадию нейрулы, образующейся на ранней стадии органогенеза.

Органогенезы, заключающиеся в образовании отдельных органов, составляют основное содержание эмбрионального периода. Они продолжаются в личиночном и завершаются в ювенильном периоде.

Самое начало органогенеза называют периодом нейруляции. Нейруляция охватывает процессы от появления первых признаков формирования нервной пластинки до замыкания ее в нервную трубку. Параллельно формируются хорда и вторичная кишка, а лежащая по бокам от хорды мезодерма расщепляется в краниокаудальном направлении на сегментированные парные структуры сомиты.Энтодерма у всех зародышей, в конечном счете, образует эпителий вторичной кишки и многие ее производные.

При углубленном рассмотрении и сравнении процессов нейруляции у конкретных представителей типа хордовых выявляются некоторые различия, которые связаны в основном с особенностями, зависящими от строения яйцеклеток, способа дробления и гаструляции. Нейрулы отличаются формой зародышей и смещением времени закладки осевых органов друг относительно друга, т. е. имеет место гетерохрония.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83292. Океаны Земли. Практическая работа. Обозначение океанов и материков на глобусе и карте 68 KB
  Цели: Сформировать представление о поверхности океанов Земли изображение их на глобусе и карте довести до сознания учащихся что в природе всё взаимосвязано; Развивать пространственное воображение познавательный интерес развивать умение работать с картой полушарий глобусом учебным текстом...
83293. Чи легко приносити радість іншим? В.О. Сухомлинський «Покинуте кошеня» А. Костецький «Хвостата мова» 4.5 MB
  Мета: Формувати навички швидкого виразного читання, уміння уважно слухати; Збагачувати словниковий запас учнів; Простежувати причиново-наслідкові зв’язки, аналізувати проблемні ситуації і робити висновки. Вчити дітей розглядати будь-який об’єкт чи явище з позитивної і негативної точки зору...
83294. Склад числа 10. Складання і розв’язування прикладів на додавання. Складання прикладів за монетами. Розпізнавання геометричних фігур 32 KB
  Мета: розглянути всі варіанти складу числа 10; вправляти учнів у складанні прикладів за малюнками, розпізнаванні геометричних фігур; ознайомити учнів з монетою номіналом «10к.»; розвивати мислення, навички каліграфічного письма; виховувати старанність.
83295. Информационные технологии как фактор повышения мыслительной деятельности учащихся на уроках познание мира 2.58 MB
  Изучить психолого–методическую и научно–методическую литературу о роли информационных технологий в учебном процессе. Раскрыть роль и значение информационных технологий в повышении результативности в обучении школьников. Экспериментальная проверка роли информационных технологий как фактора повышения качества знаний школьников на уроках познание мира.
83296. Факторы и последствия изменения климата 56.59 KB
  Изучением изменений климата занимается наука палеоклиматология. Причиной изменения климата являются динамические процессы на Земле внешние воздействия такие как колебания интенсивности солнечного излучения и с недавних пор деятельность человека.
83298. Организация контроля за деятельностью подразделений предприятия ИП «Г.Г.Соколова» 49.58 KB
  Управленческий контроль это одна из функций управления без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование организация руководство и мотивация. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки...
83299. Технология создания программы в жанре телеинтервью (на примере программы «Познер») 55.06 KB
  Актуальность теоретического исследования технология создания программы в жанре телеинтервью заключается в том, что в настоящее время жанр интервью является самым распространенным и популярным в журналистике. Всё более возрастающий интерес к нему требует от интервьюеров создания качественного материала...
83300. Электроснабжение комбината цветной металлургии 744.25 KB
  В системе цехового распределения электроэнергии широко используют комплектные распределительные устройства, подстанции и силовые токопроводы. Это создает гибкую и надежную систему распределения, в результате чего экономиться большее количество проводов и кабелей.