47437

Постэмбриональный период онтогенеза. Основные закономерности

Лекция

Медицина и ветеринария

Тема: Постэмбриональный период онтогенеза. Периодизация постэмбрионального периода онтогенеза Ювенильный период Периодизация постнатального онтогенеза у человека

Русский

2013-11-29

34 KB

101 чел.

Лекция 16. Тема: Постэмбриональный период онтогенеза. Основные закономерности.

План.

1. Периодизация постэмбрионального периода онтогенеза

2. Ювенильный период

3. Периодизация постнатального онтогенеза у человека

4. Критические периоды в постнатальном онтогенезе

5. Рост организмов

6. Период зрелости

7. Период старости. Старение и смерть

8. Основные концепции в биологии развития.

1. Периодизация постэмбрионального периода онтогенеза

После окончания эмбрионального периода начинается постэмбриональный, в течение которого происходит дальнейшее развитие организма. Продолжительность его у организмов разных видов колеблется от нескольких дней до нескольких десятков лет и является видовым признаком, не зависящим от уровня организации.

При внутриутробном онтогенезе он начинается с рождения, при неличиночном - с выходом из зародышевых оболочек, при личиночном - с выходом из яйцевых оболочек.

Постэмбриональный онтогенез можно разделить на следующие периоды:

1) ювенильный (до полового созревания, дорепродуктивный);

2) зрелый (репродуктивный, взрослое половозрелое состояние);

3) период старости (старение), (пострепродуктивный),  заканчивающийся естественной смертью.

2. Ювенильный период

В зависимости от типа онтогенеза ювенильный период протекает с прямым или непрямым (с метаморфозом) развитием.

Развитие с метаморфозом появилось как одно из приспособлений к условиям обитания.

3. Периодизация постнатального онтогенеза у человека

Человек отличается от других видов, в том числе и от приматов, более длительным периодом детства. Это имеет большое значение, так как в этот период происходит не только физическое и физиологическое развитие организма, но и становление личности (социальное наследование).

Постнатальный онтогенез у человека подразделяют на следующие периоды: период новорождения; грудной период; период раннего детства; первый период детства; второй период детства; подростковый период; юношеский возраст; средний возраст (I период); средний возраст (II период); пожилой возраст; старческий возраст; возраст долгожителей.

4. Критические периоды в постнатальном онтогенезе

Критические периоды в постнатальном онтогенезе: период новорождения, период полового созревания, период полового увядания.

5. Рост организмов

Рост — это увеличение размеров и массы тела. Рост организма определяется генотипом (полигенное наследование) и факторами внешней среды. Различают определенный и неопределенный рост организмов.

Не все ткани и системы органов растут у человека одинаково. Выделяют четыре основных типа роста тканей и органов. Общий тип роста. Мозговой и головной тип роста. Лимфоидный тип роста. Репродуктивный тип роста.

Последние сто лет отмечается ускорение физического и физиологического развития детей и подростков — акселерация.

6. Период зрелости

После ювенильного периода наступает период зрелости (период взрослого половозрелого состояния). Он связан с возможностью к самовоспроизведению, развитию. Характеризуется наибольшей самостоятельной активностью в окружающей среде.

7. Период старости. Старение и смерть

Старение — общебиологическая закономерность «увядания» организма, свойственная всем живым существам. Старость — это заключительный естественный этап онтогенеза, заканчивающийся смертью.

Геронтология — наука о старости. Она изучает основные закономерности старения, проявляющиеся на всех уровнях организации, от молекулярного до организменного.

Гериатрия изучает особенности развития, течения, лечения и предупреждения заболеваний у людей старческого возраста.

Много гипотез старения. Большинство современных гипотез рассматривают старение как следствие первично возникающих изменений в генетическом аппарате клеток.

Наука, изучающая здоровый образ жизни, называется валеологией.

Жизнь любого организма заканчивается смертью. У высших организмов смерть — событие не одномоментное. В этом процессе различают два этапа — клиническую и биологическую смерть.

8. Основные концепции в биологии развития.

Преформизм- каких-либо новообразований или преобразований структур в индивидуальном развитии не происходит.

Концепция эпигенеза -индивидуальное развитие стали связывать целиком с качественными изменениями, полагая, что структуры и части организма возникают как новообразования из бесструктурной яйцеклетки.

Важными являются исследования конкретных онтогенетических механизмов роста и морфогенеза. К ним относятся следующие процессы: пролиферация, или размножение, клеток, миграция, или перемещение, клеток, сортировка клеток, их запрограммированная гибель, дифференцировка клеток, контактные взаимодействия клеток (индукция и компетенция), дистантные взаимодействия клеток, тканей и органов (гуморальные и нервные механизмы интеграции).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15272. Исследование механических характеристик ДПТ с независимым возбуждением в двигательном режиме 904.83 KB
  ОТЧЁТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №2 Тема: Исследование механических характеристик ДПТ с независимым возбуждением в двигательном режиме Цель работы: с помощью приложений ActiveASMA и DynAMA исследовать механические характеристики ДПТ с независимым возбуждением получить иск...
15273. Исследование механических характеристик АД с фазным ротором и исследование переходных процессов при его пуске 632.32 KB
  ОТЧЁТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №3 Тема: Исследование механических характеристик АД с фазным ротором и исследование переходных процессов при его пуске Цель работы: с помощью приложений ActiveASMA и DynAMA исследовать механические характеристики АД с фазным рото...
15274. ВИВЧЕННЯ ВТРАТ НА ТЕРТЯ В ПІДШИПНИКАХ КОЧЕННЯ 1.39 MB
  Наведено мету лабораторної роботи теоретичні відомості приведено обладнання прилади й інструменти порядок виконання та довідкова література. Дані методичні вказівки допоможуть студентам глибше засвоїти теоретичний матеріал курсу. ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №10. ВИВЧ
15275. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 180 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ Цель: Научиться моделировать локальные сети используя программу для моделирования сетей Packet Tracer 3.1. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ. Для выполнения лабораторной работы по моделированию локальной сети необходимо ...
15276. Основи програмування мовою Асемблер 183.5 KB
  Лабораторна робота № 1 Тема: Основи програмування мовою Асемблер. Мета роботи: Вивчити функціональні можливості середовища емулятора Emu8086. Набути навичок зі складання та налагодження програм мовою асемблер з використанням середовища емулят...
15277. Вивчити програмну модель мікропроцесора і8086 153 KB
  Лабораторна робота № 2 Тема: Основи програмування мовою Асемблер. Мета роботи: Вивчити програмну модель мікропроцесора і8086. Навчитися інтерпретувати стан регістрів мікропроцесора з використанням емулятора. Засвоїти правила запису інформ
15278. Засвоїти способи адресування операндів в мікропроцесорі і8086 161 KB
  Лабораторна робота № 3 Тема: Основи програмування мовою Асемблер. Мета роботи: Засвоїти способи адресування операндів в мікропроцесорі і8086. Набути навичок з використання різних способів адресування операндів при складанні програм мовою асемблера. Ко...
15279. Команди і директиви мови Асемблер 122.5 KB
  Лабораторна робота № 4 Тема: Команди і директиви мови Асемблер. Мета роботи: Набути навичок застосування асемблерних команд передачі інформації. Засвоїти способи адресування операндів вказаних груп команд та алгоритми їх виконання.
15280. Застосування асемблерних команд з реалізації арифметичних, логічних операцій і операцій зсуву 156 KB
  Лабораторна робота № 5 Тема: Команди і директиви мови Асемблер. Мета роботи: Набути навичок застосування асемблерних команд з реалізації арифметичних логічних операцій і операцій зсуву. Засвоїти способи адресування операндів вказаних гру