47437

Постэмбриональный период онтогенеза. Основные закономерности

Лекция

Медицина и ветеринария

Тема: Постэмбриональный период онтогенеза. Периодизация постэмбрионального периода онтогенеза Ювенильный период Периодизация постнатального онтогенеза у человека

Русский

2013-11-29

34 KB

88 чел.

Лекция 16. Тема: Постэмбриональный период онтогенеза. Основные закономерности.

План.

1. Периодизация постэмбрионального периода онтогенеза

2. Ювенильный период

3. Периодизация постнатального онтогенеза у человека

4. Критические периоды в постнатальном онтогенезе

5. Рост организмов

6. Период зрелости

7. Период старости. Старение и смерть

8. Основные концепции в биологии развития.

1. Периодизация постэмбрионального периода онтогенеза

После окончания эмбрионального периода начинается постэмбриональный, в течение которого происходит дальнейшее развитие организма. Продолжительность его у организмов разных видов колеблется от нескольких дней до нескольких десятков лет и является видовым признаком, не зависящим от уровня организации.

При внутриутробном онтогенезе он начинается с рождения, при неличиночном - с выходом из зародышевых оболочек, при личиночном - с выходом из яйцевых оболочек.

Постэмбриональный онтогенез можно разделить на следующие периоды:

1) ювенильный (до полового созревания, дорепродуктивный);

2) зрелый (репродуктивный, взрослое половозрелое состояние);

3) период старости (старение), (пострепродуктивный),  заканчивающийся естественной смертью.

2. Ювенильный период

В зависимости от типа онтогенеза ювенильный период протекает с прямым или непрямым (с метаморфозом) развитием.

Развитие с метаморфозом появилось как одно из приспособлений к условиям обитания.

3. Периодизация постнатального онтогенеза у человека

Человек отличается от других видов, в том числе и от приматов, более длительным периодом детства. Это имеет большое значение, так как в этот период происходит не только физическое и физиологическое развитие организма, но и становление личности (социальное наследование).

Постнатальный онтогенез у человека подразделяют на следующие периоды: период новорождения; грудной период; период раннего детства; первый период детства; второй период детства; подростковый период; юношеский возраст; средний возраст (I период); средний возраст (II период); пожилой возраст; старческий возраст; возраст долгожителей.

4. Критические периоды в постнатальном онтогенезе

Критические периоды в постнатальном онтогенезе: период новорождения, период полового созревания, период полового увядания.

5. Рост организмов

Рост — это увеличение размеров и массы тела. Рост организма определяется генотипом (полигенное наследование) и факторами внешней среды. Различают определенный и неопределенный рост организмов.

Не все ткани и системы органов растут у человека одинаково. Выделяют четыре основных типа роста тканей и органов. Общий тип роста. Мозговой и головной тип роста. Лимфоидный тип роста. Репродуктивный тип роста.

Последние сто лет отмечается ускорение физического и физиологического развития детей и подростков — акселерация.

6. Период зрелости

После ювенильного периода наступает период зрелости (период взрослого половозрелого состояния). Он связан с возможностью к самовоспроизведению, развитию. Характеризуется наибольшей самостоятельной активностью в окружающей среде.

7. Период старости. Старение и смерть

Старение — общебиологическая закономерность «увядания» организма, свойственная всем живым существам. Старость — это заключительный естественный этап онтогенеза, заканчивающийся смертью.

Геронтология — наука о старости. Она изучает основные закономерности старения, проявляющиеся на всех уровнях организации, от молекулярного до организменного.

Гериатрия изучает особенности развития, течения, лечения и предупреждения заболеваний у людей старческого возраста.

Много гипотез старения. Большинство современных гипотез рассматривают старение как следствие первично возникающих изменений в генетическом аппарате клеток.

Наука, изучающая здоровый образ жизни, называется валеологией.

Жизнь любого организма заканчивается смертью. У высших организмов смерть — событие не одномоментное. В этом процессе различают два этапа — клиническую и биологическую смерть.

8. Основные концепции в биологии развития.

Преформизм- каких-либо новообразований или преобразований структур в индивидуальном развитии не происходит.

Концепция эпигенеза -индивидуальное развитие стали связывать целиком с качественными изменениями, полагая, что структуры и части организма возникают как новообразования из бесструктурной яйцеклетки.

Важными являются исследования конкретных онтогенетических механизмов роста и морфогенеза. К ним относятся следующие процессы: пролиферация, или размножение, клеток, миграция, или перемещение, клеток, сортировка клеток, их запрограммированная гибель, дифференцировка клеток, контактные взаимодействия клеток (индукция и компетенция), дистантные взаимодействия клеток, тканей и органов (гуморальные и нервные механизмы интеграции).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53889. Американська їжа. Традиційна українська кухня 332 KB
  Dear friends! I аm very glad to meet you here in our beautiful village and welcome you to the lesson About Americans Food. Today we shall speak English, watch video-cassettes. In other words we shall enjoy the English language today.
53890. Методика «Кулькова лялька» 90.5 KB
  Вік: рекомендуємо використовувати з 2х років разом з психологом з батьками до 11 років вік коли дитина ще вірить у казки чаклунство. Емоція яку проговорить дитина буде відображена на обличчі кулькової ляльки. Хід роботи: Чарівні маленькі предмети дитина кладе у коробок зпід кіндерсюрпризу. Дитина думає про те що їй допомагає та 3 рази дує в коробочок закриває його.
53891. Культура и традиции 62.5 KB
  И такой вариант возможен и у вас начнётся как переплетение с цветочками посредине. Допустим мы взяли черно злато белые цвета императорского штандарта. Что вам нужно Я взял три нитки можно цветов и поболее собрал их вместе. Можно подвести просто по одному цвету.
53892. Наземний, підземний, повітряний, водний – нас транспорт домчить будь-куди вже сьогодні 72.5 KB
  Тема: Наземний підземний повітряний водний - нас транспорт домчить будькуди вже сьогодні Автор: Ярмоленко Людмила Анатоліївна вчительлогопед ДНЗ №8 Золотий півник м. Вчительлогопед. Диференціація голосних та приголосних звуків Вчительлогопед. Вчительлогопед.
53893. Створення розвивально-ігрового середовища для розвитку творчого життя дошкільника 38 KB
  Продовжувати вчити виконувати роль кожного працівника кондитерського цеху знаходити методи спілкування між працівниками фабрики: кондитер завідувач кондитерським цехом директор секретар; будувати правильні міжрольові діалоги; закріпити засвоєні знання дітей із культури ділового спілкування; продовжувати вчити застосовувати свої знання на практиці в нестандартних умовах; закріпити вміння творчо працювати групами і допомагати один одному співпереживати. Розширювати уявлення дітей про роботу малих підприємств; закріпити вміння виконувати...
53894. Формування культури учнів засобами навчальних предметів 75 KB
  Як зазначено у Концепції загальної середньої освіти:Слайд №3 Освіта ХХІ століття – це освіта для людини її стрижень – розвиваюча культуротворча домінанта виховання відповідальної особистості яка здатна до самоосвіти та саморозвитку вміє критично мислити опрацьовувати різноманітну інформацію прагне змінити на краще своє життя і життя своєї країни.Слайд №4 ХХІ століття – це час переходу до високотехнологічного інформаційного суспільства у якому якість людського потенціалу рівень освіченості й культури всього населення...
53895. Позакласний захід «Фестиваль грецької культури» 2.09 MB
  Україна - толерантна, багатонаціональна держава. Більше 50 націй і національностей проживають в ній. За 20-літнє незалежне існування, великі і малі народи України, отримали можливість всебічного розвитку своєї культури, традицій, мови. Один з таких народів греки.
53896. Проект «Культура спілкування» 65.5 KB
  Очікувані результати: учні навчаться здобувати інформацію з різних джерел аналізувати і систематизувати її; отримають досвід публічного виступу під час захисту проекту; здобудуть життєві навички культурного спілкування. Форми роботи: робота з літературою за темою проекту; анкетування; інтерв’ю; підготовка пам’яток; бесіди; інсценівки; години спілкування; дискусії. Опрацювати літературу з питань культури спілкування та визначити основні правила спілкування скласти пам’ятки: Основні правила спілкування Якщо...