47437

Постэмбриональный период онтогенеза. Основные закономерности

Лекция

Медицина и ветеринария

Тема: Постэмбриональный период онтогенеза. Периодизация постэмбрионального периода онтогенеза Ювенильный период Периодизация постнатального онтогенеза у человека

Русский

2013-11-29

34 KB

98 чел.

Лекция 16. Тема: Постэмбриональный период онтогенеза. Основные закономерности.

План.

1. Периодизация постэмбрионального периода онтогенеза

2. Ювенильный период

3. Периодизация постнатального онтогенеза у человека

4. Критические периоды в постнатальном онтогенезе

5. Рост организмов

6. Период зрелости

7. Период старости. Старение и смерть

8. Основные концепции в биологии развития.

1. Периодизация постэмбрионального периода онтогенеза

После окончания эмбрионального периода начинается постэмбриональный, в течение которого происходит дальнейшее развитие организма. Продолжительность его у организмов разных видов колеблется от нескольких дней до нескольких десятков лет и является видовым признаком, не зависящим от уровня организации.

При внутриутробном онтогенезе он начинается с рождения, при неличиночном - с выходом из зародышевых оболочек, при личиночном - с выходом из яйцевых оболочек.

Постэмбриональный онтогенез можно разделить на следующие периоды:

1) ювенильный (до полового созревания, дорепродуктивный);

2) зрелый (репродуктивный, взрослое половозрелое состояние);

3) период старости (старение), (пострепродуктивный),  заканчивающийся естественной смертью.

2. Ювенильный период

В зависимости от типа онтогенеза ювенильный период протекает с прямым или непрямым (с метаморфозом) развитием.

Развитие с метаморфозом появилось как одно из приспособлений к условиям обитания.

3. Периодизация постнатального онтогенеза у человека

Человек отличается от других видов, в том числе и от приматов, более длительным периодом детства. Это имеет большое значение, так как в этот период происходит не только физическое и физиологическое развитие организма, но и становление личности (социальное наследование).

Постнатальный онтогенез у человека подразделяют на следующие периоды: период новорождения; грудной период; период раннего детства; первый период детства; второй период детства; подростковый период; юношеский возраст; средний возраст (I период); средний возраст (II период); пожилой возраст; старческий возраст; возраст долгожителей.

4. Критические периоды в постнатальном онтогенезе

Критические периоды в постнатальном онтогенезе: период новорождения, период полового созревания, период полового увядания.

5. Рост организмов

Рост — это увеличение размеров и массы тела. Рост организма определяется генотипом (полигенное наследование) и факторами внешней среды. Различают определенный и неопределенный рост организмов.

Не все ткани и системы органов растут у человека одинаково. Выделяют четыре основных типа роста тканей и органов. Общий тип роста. Мозговой и головной тип роста. Лимфоидный тип роста. Репродуктивный тип роста.

Последние сто лет отмечается ускорение физического и физиологического развития детей и подростков — акселерация.

6. Период зрелости

После ювенильного периода наступает период зрелости (период взрослого половозрелого состояния). Он связан с возможностью к самовоспроизведению, развитию. Характеризуется наибольшей самостоятельной активностью в окружающей среде.

7. Период старости. Старение и смерть

Старение — общебиологическая закономерность «увядания» организма, свойственная всем живым существам. Старость — это заключительный естественный этап онтогенеза, заканчивающийся смертью.

Геронтология — наука о старости. Она изучает основные закономерности старения, проявляющиеся на всех уровнях организации, от молекулярного до организменного.

Гериатрия изучает особенности развития, течения, лечения и предупреждения заболеваний у людей старческого возраста.

Много гипотез старения. Большинство современных гипотез рассматривают старение как следствие первично возникающих изменений в генетическом аппарате клеток.

Наука, изучающая здоровый образ жизни, называется валеологией.

Жизнь любого организма заканчивается смертью. У высших организмов смерть — событие не одномоментное. В этом процессе различают два этапа — клиническую и биологическую смерть.

8. Основные концепции в биологии развития.

Преформизм- каких-либо новообразований или преобразований структур в индивидуальном развитии не происходит.

Концепция эпигенеза -индивидуальное развитие стали связывать целиком с качественными изменениями, полагая, что структуры и части организма возникают как новообразования из бесструктурной яйцеклетки.

Важными являются исследования конкретных онтогенетических механизмов роста и морфогенеза. К ним относятся следующие процессы: пролиферация, или размножение, клеток, миграция, или перемещение, клеток, сортировка клеток, их запрограммированная гибель, дифференцировка клеток, контактные взаимодействия клеток (индукция и компетенция), дистантные взаимодействия клеток, тканей и органов (гуморальные и нервные механизмы интеграции).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19990. Ориентир на здоровый образ жизни 44.13 KB
  Цель: научить детей говорить о себе говорить о чувствах мыслях и поступках. Цель: пробудить у учащихся интерес к проблемам общения способствовать усвоению культуры общения с окружающим миром. Цель: способствовать адаптации учащихся в социуме. Основная их цель организовать детей на совместную работу научить вступать в контакт друг с другом и незнакомыми людьми.
19993. В здоровом теле – здоровый дух! 13.25 KB
  До новых встреч Бабаяга: Веселый какой подходит к Водяной С легким паром Водяной: Не понял Бабаяга: Так ты наверно из бани вон квас пьешь. Сайгон биа душевное пиво Бабаяга: Ах вон оно что. Бабаяга: Ну да ну да к ведьме Ты чего это мне сестричка брак подсовываешь Мало того что с его пузом мне в моей собственной избушке места не останется так еще алкоголь плохо на мозги влияет. хлопает в ладоши Водяной уходит Бабаяга: Кто у нас второй Ведьма: Змей Горыныч.
19994. Умей сказать – нет! 789.5 KB
  Расширить знания учащихся о влиянии наркотиков на здоровье. Организовать индивидуальную и коллективную мыслительную деятельность, устную коммуникацию и рефлексию. Совершенствовать культуру взаимоотношений в детском коллективе.
19995. Профилактика употребления ПАВ подростками 338.5 KB
  Учащиеся делятся на 6 групп каждая путем жеребьевки получает лист определенного цветасогласно которому она будет выступать и задание: оценить степень своей осведомленности о проблеме профилактики злоупотребления ПАВ и распространения ВИЧ. Занятие 5 Тема: Профилактика распространения ВИЧ
19996. Что, где, когда, интеллектуальная игра по профилактике курения 35.5 KB
  Хорошо известно, что красота и здоровье обратно пропорциональны распространению курения. Красивым и здоровым хотят быть все. Однако далеко не все спешат расстаться с привычкой курить, или просто допускают возможность курить от случая к случаю. Так ли это безобидно для здоровья? Сегодня в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» мы хотим затронуть эту тему. Итак, мы начинаем.