47456

Воспроизведение на организменном уровне (размножение организмов). Онтогенез, общие закономерности. Прогенез

Лекция

Медицина и ветеринария

Тема: Воспроизведение на организменном уровне размножение организмов. Размножение организмов Бесполое размножение. Половое размножение

Русский

2013-11-29

42.5 KB

24 чел.

Лекция 13. Тема: Воспроизведение на организменном уровне (размножение организмов). Онтогенез, общие закономерности. Прогенез.

План.

1. Размножение организмов

1.1 Бесполое размножение.

1.2. Половое размножение

1.2.1. Формы полового размножения у одноклеточных

1.2.2. Гаметогенез

1.2.2.1.Сперматогенез

1.2.2.2. Овогенез

1.2.3. Осеменение

2. Биология развития

2.1. Типы онтогенеза.

2.2. Периодизация онтогенеза

2.3. Предэмбриональный период (прогенез).

2.3.1. Виды и строение яйцеклеток

2.3.2. Строение сперматозоида

2.3.3. Оплодотворение

1. Размножение организмов

Размножение или репродукция – одно из основных свойств живого.

Размножение – способность производить себе подобных особей.

Известны 2 формы размножения: бесполое и половое. При бесполой форме организм возникает из соматических клеток. Источником изменчивости могут быть случайные мутации. При половом размножении, как правило, необходимо наличие 2-х особей. Новый организм  возникает из специализированных клеток. В основе лежит половой процесс – объединение в наследственном материале генетической информации от разных особей (т.е. организмам свойственна двойственная наследственность). Преимущество состоит в перекомбинации лучших наследственных признаков, это источник изменчивости. Больше вариантов для приспособления к условиям окружающей среды, материал для эволюции.

1.1. Бесполое размножение.

Принимает участие 1 родительская особь. Получается много особей, подобных материнской. Идентичное потомство, происходящее от одной родительской особи, называют клоном. Бесполое размножение у одноклеточных: простое деление надвое, митотическое деление, множественное деление, почкование, споруляция. 1.1.2. Бесполое размножение у многоклеточных: почкование, фрагментация, спорообразование, вегетативное у растений.

Бесполое размножение является древнейшей формой размножения.

Значение бесполого размножения заключается в увеличении численности данного вида, но не сопровождается повышением генетического разнообразия внутри вида. Новые признаки появляются только в результате случайных мутаций.

1.2. Половое размножение

Половое размножение обнаруживается  в жизненном цикле всех основных групп организмов, оно свойственно как растительным, так и животным организмам. Распространенность полового размножения объясняется тем, что оно обеспечивает значительное генетическое разнообразие и, следовательно, фенотипическую изменчивость потомства.

В основе полового размножения лежит половой процесс. Формы полового процесса.

Явление полового диморфизма. Гермафродитизм. Истинный гермафродитиз, ложный гермафродитизм. Партеногенез, его формы.

1.2.1. Формы полового размножения у одноклеточных

1. Трансдукция. 2. Гаметическая копуляция. 3. Конъюгация.

1.2.2. Гаметогенез

Это процесс образования зрелых половых клеток – гамет. Происходит в половых железах (гонадах). Первичные половые клетки обособляются на ранних стадиях развития зародыша. Диплоидные клетки зачаткового эпителия делятся многократно митозом. При этом увеличивается их количество – это фаза размножения. Зачатковые клетки, делящиеся митозом, называют: мужские – сперматогониями, а женские – овогониями, в клетках содержится 2 n генетического материала.

Затем начинается фаза роста. В эту фазу гонии увеличиваются в объеме, происходит изменение структуры цитоплазмы и ядра. Дифференцировка спермато- и овогониев идет различными путями. В течении фазы роста имеется S-период, в котором удваиваются все молекулы ДНК. Фаза роста заканчивается, когда гонии превращаются в сперматоциты или овоциты I порядка.

Фаза созревания. В этой фазе овоциты или сперматоциты I порядка вступают в мейоз. Во время фазы созревания происходят 1 и 2 деления мейоза. В овогенезе в эту фазу формируется 1 зрелая яйцеклетка (овотида). В сперматогенезе из 1 диплоидной клетки образуется 4 гаплоидные клетки, отличающиеся генетической информацией.

Стация формирования присутствует только в сперматогенезе. В стадии формирования образуются сперматозоиды.

1.2.2.1.Сперматогенез

Сперматогенез происходит в извитых семенных канальцах семенников. Развитие сперматозоидов начинается в период пренатального (внутриутробного) развития при закладке генеративных тканей, затем возобновляется в период наступления половозрелости и продолжается до старости. Сперматогенез складывается из четырех периодов: размножения, роста, созревания и формирования.

1.2.2.2. Овогенез

Развитие женских половых клеток происходит в яичниках. Овогенез протекает в 3 периода: размножения, роста и созревания.

1.2.3. Осеменение

У животных оплодотворению предшествует осеменение – процесс, обеспечивающий встречу половых гамет. Различают следующие типы осеменения: наружное, внутреннее и смешанное осеменение.

Если происходит процесс переноса гамет от одной особи к другой, то говорят о перекрестном осеменении (и оплодотворении). При самоосеменении встречаются гаметы одной особи, происходит самооплодотворение. Такой процесс может встречаться у гермафродитных организмов, хотя чаще происходит перекрестное осеменение и оплодотворение.

2. Биология развития

2.1 Типы онтогенеза.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма от оплодотворения яйцеклетки и до смерти организма.

Существуют 2 основных типа онтогенеза: непрямой и прямой.

2.2.Периодизация онтогенеза

Онтогенез подразделяют на периоды:

1) предэмбриональный период (прогенез), (предзиготный, проэмбриональный) – это период образования и созревания половых клеток. Он весьма важен, т.к. от содержания в половых клетках нормальных и мутантных генов и их комбинации при оплодотворении во много зависит качество будущих потомков.

2) эмбриональный период начинается с момента оплодотворения и заканчивается рождением или выходом из яйца.

3) постэмбриональный период начинается от рождения или выхода организма из яйцевых оболочек и завершается смертью организма.

2.3.Предэмбриональный период (прогенез).

2.3.1. Виды и строение яйцеклеток

В этот период происходит образование гамет, оплодотворение и образование зиготы. В яйцеклетке происходит накопление желтка. Зрелая, готовая к оплодотворению яйцеклетка имеет упорядоченную структуру, определяющую эмбриональное развитие. Перед оплодотворением яйцеклетка имеет достаточно определенный характер своей будущей симметрии.  

Сперматозоид вносит в яйцо ядерный материал, важный для наследственности и более поздний стадий развития, но не оказывает влияние на ранние стадии развития.

По количеству желтка в клетке выделяют яйца: олиголецитальные, мезолецитальные, полилецитальные.

Яйца млекопитающих мелкие, почти лишены желтка; но млекопитающие происходят от рептилий, яйцо которых богаты желтком, и в их развитии сохранились черты развития этих форм. Питательные вещества поступают от материнского организма. 

Яйцевые оболочки. Различают первичные (желточные), вторичные и третичные оболочки

2.3.2.Строение сперматозоида.

Мужская гамета, т.е. сперматозоид, или спермий - высокодифференцированная для движения клетка. Она состоит из головки, средней части и хвоста.

2.3.3. Оплодотворение

Оплодотворение — совокупность процессов, приводящих к слиянию мужских и женских гамет, объединению их ядер и образованию зиготы, из которой в дальнейшем будет развиваться организм. Значение оплодоторения: восстановление диплоидной генетической структуры в результате объединения отцовских и материнских генов, которое приводит к различному сочетанию родительских задатков и разнообразию особей; активация яйцеклетки, так как развитие яйцеклетки у млекопитающих останавливается на стадии метафазы второго деления, продолжение развития яйцеклетки наблюдается только после оплодотворения.

Оплодотворение состоит из 3-х последовательных этапов: первый этап характеризуется сближением сперматозоида и яйцеклетки до их контакта. Второй этап начинается с прикрепления сперматозоида к поверхности яйцеклетки и осуществления контактных взаимодействий между ними. При этом из головки сперматозоида высвобождаются специальные ферменты, которые разрушают слой фолликулярных клеток и позволяют сперматозоиду достичь поверхности яйца. Третий период начинается после проникновения сперматозоида в яйцеклетку и завершается объединением их ядер.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52559. Як розрізняють добро і зло 32.5 KB
  Допомогти учням усвідомити зміст етичних понять «добро» «доброчинність», робити вибір між добром і злом, давати оцінку добру і злу; формувати вміння учнів моделювати ситуації та розв’язувати їх; виховувати в учнів моральні цінності та орієнтири, правила культури поведінки.
52560. Людина починається з добра. Від усмішки іде до всіх тепло. Музика – нев’януча краса духовної культури усіх народів 74.5 KB
  Що ми можемо сказати Чи потрібні вони у житті людини Чи впливає музика на емоції людини Чи потрібні нам ці теми уроків Епіграф до уроків Бо ти на землі людина І хочеш того чи ні Усмішка твоя – єдина Мука твоя єдина Очі твої – одні. Дуже важливими є емоції людини які підтримують нас...
52562. Виховний захід для учнів початкової школи “Дорогою добра” 88 KB
  Збагатити знання учнів про чудодійні обереги нашого життя – квіти і виховувати глибокі почуття добра і любові до рідного краю свого роду; Розширити знання учнів про зв’язок людини з природою її вплив на культуру нашого народу. Виходить дівчатка і збирає в кошик квіти які посадили на підлозі. Тому сьогодні ми поговоримо про вічні супутники людського життя і в горі і в радощах – квіти. Я землі цієї паросток зелений Я землі цієї крапля дощова Заплелись у мене приросли до мене Жито і дерева квіти і трава.
52563. Поняття добро та зло 66 KB
  У цьому світі є тільки одна річ перед якою належить схилятися це – геній і одна річ перед якою слід упасти на коліна це – доброта. – Одну звати Радість іншу – Вдача третю – Краса четверту – Журба пяту – Доброта. Вона задумалася а потім підійшла до дівчини Доброти і простягла їй руку.
52564. Людина починається з добра 76.5 KB
  Жердєва Людина починається з добра розробка виховної години для учнів 7 класу Підготувала учитель української мови та літератури...
52565. Літературно-інтелектуальна гра «Добро завжди перемагає…» 114 KB
  Про це свідчать казки О.Андерсена чудові казкиновели Івана Франка віршовані казки Наталі Забіли Оксани Іваненко. А чи замислювалися ви колинебудь над тим звідки беруться казки Цікаво на це запитання відповів відомий фінський письменник – казкар Закаріас Топеліус. Потім на берег моря де на воді граються маленькі кучеряві хвилі з білими баранцями – то й є казки.
52566. Спішіть добро творити 45.5 KB
  Виховувати в учнів бажання творити добро бути готовим допомогти будьякій людині у біді здатність боротись проти зла. Тепер врятує світ лиш доброта Бо однієї вже краси занадто мало. Тож люди на Землі Спішіть добро творити Щоб нам не згинути у морі зла Щоб кожен міг серед краси прожити.
52567. Вдячність тому, хто дарує добро 37 KB
  Що ж каже Роман це невелика біда. – хіба тобі самому не соромно перед собою Романе Роман усміхнувся. Чи ж обов’язково це зробити – питає Роман адже ми так потомилися Бо ми люди Якби ми були телята можна було б і не вертатися Вона рушила до хутірця. Роман постояв хвилинку й зітхнувши теж поплівся за гуртом.