47456

Воспроизведение на организменном уровне (размножение организмов). Онтогенез, общие закономерности. Прогенез

Лекция

Медицина и ветеринария

Тема: Воспроизведение на организменном уровне размножение организмов. Размножение организмов Бесполое размножение. Половое размножение

Русский

2013-11-29

42.5 KB

24 чел.

Лекция 13. Тема: Воспроизведение на организменном уровне (размножение организмов). Онтогенез, общие закономерности. Прогенез.

План.

1. Размножение организмов

1.1 Бесполое размножение.

1.2. Половое размножение

1.2.1. Формы полового размножения у одноклеточных

1.2.2. Гаметогенез

1.2.2.1.Сперматогенез

1.2.2.2. Овогенез

1.2.3. Осеменение

2. Биология развития

2.1. Типы онтогенеза.

2.2. Периодизация онтогенеза

2.3. Предэмбриональный период (прогенез).

2.3.1. Виды и строение яйцеклеток

2.3.2. Строение сперматозоида

2.3.3. Оплодотворение

1. Размножение организмов

Размножение или репродукция – одно из основных свойств живого.

Размножение – способность производить себе подобных особей.

Известны 2 формы размножения: бесполое и половое. При бесполой форме организм возникает из соматических клеток. Источником изменчивости могут быть случайные мутации. При половом размножении, как правило, необходимо наличие 2-х особей. Новый организм  возникает из специализированных клеток. В основе лежит половой процесс – объединение в наследственном материале генетической информации от разных особей (т.е. организмам свойственна двойственная наследственность). Преимущество состоит в перекомбинации лучших наследственных признаков, это источник изменчивости. Больше вариантов для приспособления к условиям окружающей среды, материал для эволюции.

1.1. Бесполое размножение.

Принимает участие 1 родительская особь. Получается много особей, подобных материнской. Идентичное потомство, происходящее от одной родительской особи, называют клоном. Бесполое размножение у одноклеточных: простое деление надвое, митотическое деление, множественное деление, почкование, споруляция. 1.1.2. Бесполое размножение у многоклеточных: почкование, фрагментация, спорообразование, вегетативное у растений.

Бесполое размножение является древнейшей формой размножения.

Значение бесполого размножения заключается в увеличении численности данного вида, но не сопровождается повышением генетического разнообразия внутри вида. Новые признаки появляются только в результате случайных мутаций.

1.2. Половое размножение

Половое размножение обнаруживается  в жизненном цикле всех основных групп организмов, оно свойственно как растительным, так и животным организмам. Распространенность полового размножения объясняется тем, что оно обеспечивает значительное генетическое разнообразие и, следовательно, фенотипическую изменчивость потомства.

В основе полового размножения лежит половой процесс. Формы полового процесса.

Явление полового диморфизма. Гермафродитизм. Истинный гермафродитиз, ложный гермафродитизм. Партеногенез, его формы.

1.2.1. Формы полового размножения у одноклеточных

1. Трансдукция. 2. Гаметическая копуляция. 3. Конъюгация.

1.2.2. Гаметогенез

Это процесс образования зрелых половых клеток – гамет. Происходит в половых железах (гонадах). Первичные половые клетки обособляются на ранних стадиях развития зародыша. Диплоидные клетки зачаткового эпителия делятся многократно митозом. При этом увеличивается их количество – это фаза размножения. Зачатковые клетки, делящиеся митозом, называют: мужские – сперматогониями, а женские – овогониями, в клетках содержится 2 n генетического материала.

Затем начинается фаза роста. В эту фазу гонии увеличиваются в объеме, происходит изменение структуры цитоплазмы и ядра. Дифференцировка спермато- и овогониев идет различными путями. В течении фазы роста имеется S-период, в котором удваиваются все молекулы ДНК. Фаза роста заканчивается, когда гонии превращаются в сперматоциты или овоциты I порядка.

Фаза созревания. В этой фазе овоциты или сперматоциты I порядка вступают в мейоз. Во время фазы созревания происходят 1 и 2 деления мейоза. В овогенезе в эту фазу формируется 1 зрелая яйцеклетка (овотида). В сперматогенезе из 1 диплоидной клетки образуется 4 гаплоидные клетки, отличающиеся генетической информацией.

Стация формирования присутствует только в сперматогенезе. В стадии формирования образуются сперматозоиды.

1.2.2.1.Сперматогенез

Сперматогенез происходит в извитых семенных канальцах семенников. Развитие сперматозоидов начинается в период пренатального (внутриутробного) развития при закладке генеративных тканей, затем возобновляется в период наступления половозрелости и продолжается до старости. Сперматогенез складывается из четырех периодов: размножения, роста, созревания и формирования.

1.2.2.2. Овогенез

Развитие женских половых клеток происходит в яичниках. Овогенез протекает в 3 периода: размножения, роста и созревания.

1.2.3. Осеменение

У животных оплодотворению предшествует осеменение – процесс, обеспечивающий встречу половых гамет. Различают следующие типы осеменения: наружное, внутреннее и смешанное осеменение.

Если происходит процесс переноса гамет от одной особи к другой, то говорят о перекрестном осеменении (и оплодотворении). При самоосеменении встречаются гаметы одной особи, происходит самооплодотворение. Такой процесс может встречаться у гермафродитных организмов, хотя чаще происходит перекрестное осеменение и оплодотворение.

2. Биология развития

2.1 Типы онтогенеза.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма от оплодотворения яйцеклетки и до смерти организма.

Существуют 2 основных типа онтогенеза: непрямой и прямой.

2.2.Периодизация онтогенеза

Онтогенез подразделяют на периоды:

1) предэмбриональный период (прогенез), (предзиготный, проэмбриональный) – это период образования и созревания половых клеток. Он весьма важен, т.к. от содержания в половых клетках нормальных и мутантных генов и их комбинации при оплодотворении во много зависит качество будущих потомков.

2) эмбриональный период начинается с момента оплодотворения и заканчивается рождением или выходом из яйца.

3) постэмбриональный период начинается от рождения или выхода организма из яйцевых оболочек и завершается смертью организма.

2.3.Предэмбриональный период (прогенез).

2.3.1. Виды и строение яйцеклеток

В этот период происходит образование гамет, оплодотворение и образование зиготы. В яйцеклетке происходит накопление желтка. Зрелая, готовая к оплодотворению яйцеклетка имеет упорядоченную структуру, определяющую эмбриональное развитие. Перед оплодотворением яйцеклетка имеет достаточно определенный характер своей будущей симметрии.  

Сперматозоид вносит в яйцо ядерный материал, важный для наследственности и более поздний стадий развития, но не оказывает влияние на ранние стадии развития.

По количеству желтка в клетке выделяют яйца: олиголецитальные, мезолецитальные, полилецитальные.

Яйца млекопитающих мелкие, почти лишены желтка; но млекопитающие происходят от рептилий, яйцо которых богаты желтком, и в их развитии сохранились черты развития этих форм. Питательные вещества поступают от материнского организма. 

Яйцевые оболочки. Различают первичные (желточные), вторичные и третичные оболочки

2.3.2.Строение сперматозоида.

Мужская гамета, т.е. сперматозоид, или спермий - высокодифференцированная для движения клетка. Она состоит из головки, средней части и хвоста.

2.3.3. Оплодотворение

Оплодотворение — совокупность процессов, приводящих к слиянию мужских и женских гамет, объединению их ядер и образованию зиготы, из которой в дальнейшем будет развиваться организм. Значение оплодоторения: восстановление диплоидной генетической структуры в результате объединения отцовских и материнских генов, которое приводит к различному сочетанию родительских задатков и разнообразию особей; активация яйцеклетки, так как развитие яйцеклетки у млекопитающих останавливается на стадии метафазы второго деления, продолжение развития яйцеклетки наблюдается только после оплодотворения.

Оплодотворение состоит из 3-х последовательных этапов: первый этап характеризуется сближением сперматозоида и яйцеклетки до их контакта. Второй этап начинается с прикрепления сперматозоида к поверхности яйцеклетки и осуществления контактных взаимодействий между ними. При этом из головки сперматозоида высвобождаются специальные ферменты, которые разрушают слой фолликулярных клеток и позволяют сперматозоиду достичь поверхности яйца. Третий период начинается после проникновения сперматозоида в яйцеклетку и завершается объединением их ядер.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52687. Додавання і віднімання натуральних чисел. Розв’язування рівнянь і задач за допомогою рівнянь 143.5 KB
  Я запрошую вас у гості до казки Золотий ключик або пригоди Буратіноâ€учні отримують книжки. Розумний цвіркун розповів Буратіно про те що у комірчині тата Карло криється таємниця. Буратіно хлопчик спритний але деревяний тому йому потрібна допомога. Дізнавшись про це Буратіно вирушив на пошуки золотого ключика.
52688. Додавання і віднімання натуральних чисел 2.11 MB
  Мета: Формувати навички додавання і віднімання натуральних чисел, які більші за мільйон. Розвивати вміння логічно мислити, аналізувати, узагальнювати, робити висновки. Виховувати інтерес до предмету, повагу до інших народів, бути толерантними до однокласників.
52689. Німеччина. Загальні відомості 69 KB
  Von Boryspil nach Berlin bringt das Flugzeug uns am schnellsten. Unterwegs machen wir eine schriftliche Aufgabe. (Учні утворюють складні іменники за допомогою таблиці.)In Deutschland gibt es viele sehenswerte Städte. Aber ich schlage euch vor, die Hauptstadt Deutschlands zu besuchen. Machen wir eine Rundfahrt durch Berlin. Hier kann man viel Interessantes sehen.
52690. Підприємницький дохід 58 KB
  Прибуток є основним стимулом створення і діяльності підприємства адже за рахунок нього окуповуються витрати на виробництво та збут товару оплачується робота працівників. Давайте пригадаємо формулу прибутку: Прибуток = доход витрати З неї випливає що добиватися збільшення прибутку можна двома способами: зменшуючи витрати на виробництво збільшуючи доход від реалізації продукції Отже слід ретельно вивчити обидва способи. Що таке витрати Виробничі витрати це фактичні витрати виробника на придбання й використання всіх необхідних...
52691. Влияние проектной деятельности на повышение качества знаний учащихся 57.5 KB
  Ученик это не сосуд который надо заполнять знаниями а факел который нужно зажечь Л. Качество современного образования соответствие требованиям общества определяется не только тем что ребенок знает и чему научился в школе сколько способностям и умениям добывать новые знания и использовать их в нових условиях. Все что я познаю я знаю для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить вот основной тезис современного...
52692. Правовое воспитание младших школьников 41.5 KB
  Вечная задача педагогики воспитание умного доброго честного и сильного человека сегодня как никогда остро встает перед школой. Начальная школа это время формирования человекаличности. Основываясь на положения следующих государственных нормативноправовых актов: Общая декларация прав человека; Декларация прав ребенка; Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция Украины; Национальная программа Дети Украины . основной целью можно считать: познакомить учащихся младших классов с основными...
52693. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 68.5 KB
  А так как дети находятся в школе до вечера важное значение имеет воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности сознательного стремления к ведению здорового образа жизни. Здоровье одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью интеллектуальностью определяющая степень жизнеспособности устойчивости организма в соответствие среде обитания возможности реализовать свои биологические и социальные требования. На первый план выступает не только задача физического развития детей сохранения и укрепления...
52694. Суть та структура проектно-технологтчної діяльності учнів 78.5 KB
  Суть та структура проектно-технологтчної діяльності учнів В останні десятирічча в центрі уваги психолого-педагогічної науки знаходиться вивчення особливостей і можливостей людини умов цілеспрямованої дії на розвиток її творчого потенціалу створення повноцінного навчаючого і розвиваючого середовища. Вона допомагая сформувати в учнів життєво важливі основи технологічних знань і вмінь залучити їх до різних видів практичної діяльності з...