47525

Методические указания. Информационные системы и технологии

Книга

Информатика, кибернетика и программирование

Акмуллы Институт профессионального образования и информационных технологий МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Специальность 230201 Информационные системы и технологии Уфа 2012 Методические указания по выполнению и оформлению квалификационной дипломной работы предназначенной для студентов дневной обучения по специальности 230201 Информационные системы и технологии. Организация написания дипломной работы 1. Структура дипломной работы и правила...

Русский

2013-11-30

156 KB

18 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации  

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

 Институт профессионального образования и информационных технологий

 

   

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ

Специальность 230201 -

«Информационные системы  и технологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа -  2012

 

Методические указания по выполнению и оформлению квалификационной (дипломной) работы, предназначенной для студентов дневной обучения по специальности 230201 - «Информационные системы  и технологии». Составитель Р.Ф.Маликов. – Уфа: БГПУ, 2012. – 25 с.

© Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, 2012

Содержание

Общие положения

1. Организация написания дипломной работы

1.1 Оформление бланка задания на дипломную работу

2. Тематика дипломных работ

3. Структура дипломной работы и правила оформления

3.1. Описание алгоритма

3.2. Описание программного обеспечения

3.3. Список использованной литературы

4. Состав графических материалов и правила оформления

5. Подготовка дипломной работы к защите

6. Защита дипломной работы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Общие положения

 Выпускная квалификационная работа инженера (дипломный проект или работа) представляет собой законченную научно-исследовательскую, проектную или технологическую разработку, в которой решается актуальная задача для специальности «Информационные системы  и технологии» по проектированию или исследованию одного или нескольких объектов профессиональной деятельности и их компонентов (полностью или частично).

Объектами профессиональной деятельности инженера по  специальности 230201 - «Информационные системы  и технологии» являются информационные системы и технологии,   и сети; способы и методы проектирования, производства, отладки и  эксплуатации программных средств ВТ,  применяемых в различных областях.

Итоговая государственная аттестация дипломников по специальности 230201 - «Информационные системы  и технологии» в соответствии с государственным образовательным стандартом (ГОС) с обязательной защитой дипломной работы и заканчивается присвоением государственной аттестационной комиссией (ГАК) квалификации инженера с выдачей государственного диплома.

Дипломная работа представляет собой завершающий этап обучения в вузе и имеет целью:

- систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний по вычислительной технике, компьютерным сетям и сетевым технологиям, применение этих знаний при решении конкретных задач;

- развитие навыков самостоятельной работы;

- выяснение и оценку подготовленности студента, заканчивающего обучение в вузе, для самостоятельной деятельности по месту будущей работы.

1. Организация написания дипломной работы

На выполнение дипломной работы по учебному плану отводятся 3,5 месяца (с 30-й по 43–ю неделю десятого семестра). За один-два месяца до выхода приказа, определяющего дату начала дипломирования, студенту необходимо проверить у заместителя декана факультета наличие всех требуемых документов в личном деле за весь период обучения; проверить правильность написания фамилии, имени и отчества. Приказ о переводе на выполнение дипломной работы может быть издан только после окончания теоретического курса.

Не позднее, чем за два месяца до окончания теоретического курса обучения студент должен согласовать тему дипломной работы с заведующим кафедрой, к которой он прикреплен. При этом студент должен знать исходные данные и представлять структуру дипломной работы. Студент может предложить для дипломной работы тему, связанную со спецификой своей работы. При выборе темы дипломной работы следует руководствоваться положениями раздела 2 настоящих методических указаний – «Тематика дипломных работ». Заведующий кафедрой после ознакомления с предполагаемой темой и беседой со студентом назначает руководителя работы. 

1.1 Оформление бланка задания на дипломную работу

Бланк задания на дипломную работу (приложение 1) является официальным документом, который выдается на кафедре в двух экземплярах. После оформления один экземпляр остается на кафедре, второй – у дипломника для включения в состав расчетно-пояснительной записки.

С тем, чтобы грамотно заполнить бланк задания, необходимо изучить «Методические указания по оформлению и выполнению квалификационной (дипломной) работы».

Руководствуясь методическими указаниями, студент заполняет бланк задания и согласовывает формулировки всех разделов с руководителем.

Название темы дипломной работы должно быть кратким и отражающим суть работы.

Срок представления дипломной работы к защите определяются графиком учебного процесса. Эту графу студент не заполняет.

В исходных данных к работе указываются только наиболее существенные сведения, необходимые для выполнения работы: функции изучаемой системы, основные параметры входной и выходной информации и наиболее существенные характеристики (надежность, точность, время реакции системы, производительность, характеристики интерфейсов, условия эксплуатации и т.д.). Не должны включаться данные, подлежащие обоснованию в ходе разработки. В дальнейшем исходные данные будут служить основой для разработки подробного технического задания на проектируемое устройство, которое должно быть оформлено в виде отдельного раздела расчетно-пояснительной записки.

В графе «Вопросы, подлежащий разработке» приводится перечень разделов диплома, подлежащих разработке, определенных студентом совместно с руководителем и консультантом в соответствии с типом дипломной работы. Обязательно должна быть указана расчетная часть с перечислением обязательных расчетов.

После утверждения руководителем разделов по проектно-конструкторской части дипломной работы студент должен получить задание по организационно-экономической части и экологии и охране труда. Эти задания выдаются консультантами соответствующих кафедр.

В перечне графического материала указывается количество чертежей и их наименования.  Количество плакатов на усмотрение дипломника.

В календарном графике работы над дипломом указываются проценты выполнения работы по месяцам (3 месяца отводятся на всю дипломную работу). Календарный график используется руководителем, консультантами и деканатом для контроля за ходом выполнения дипломной работы.

Задание на дипломную работу должно быть подписано (с указанием фамилии, имени, отчества, звания, занимаемой должности и места работы):

1) студентом – дипломником с указанием даты принятия задания к исполнению;

2) консультантом по проектно-конструкторской части, если он имеется;

3) консультантом по экологии и охране труда, если он имеется;

4) консультантом по экономической части, если он имеется;

5) руководителем работы.

Полностью оформленное и подписанное задание на дипломную работу утверждается заведующим кафедрой. Утвержденное задание на дипломную работу сдается в деканат и является основанием для приказа о переводе студента на преддипломную практику; приказ ректора закрепляет намеченную тему и руководителя. Оформленное задание, утвержденное соответствующим приказом, является документом на выполнение дипломной работы.

Изменение задания может быть произведено только с повторным утверждением темы работы заведующим кафедрой и повторным приказом по БГПУ им.М.Акмуллы.

2. Тематика дипломных работ

Тематика дипломных работ должна соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки и техники.

Тема дипломной работы должна соответствовать специальности 230201 - «Информационные системы  и технологии» Предусматриваются четыре типа дипломных работ:

Тип А (аппаратный) – работа, ориентированная на разработку аппаратных средств вычислительной техники.

Тип АП (аппаратно-программный) – работа, ориентированный на разработку аппаратуры и поддерживающего её программного обеспечения.

Тип С (сетевой) – работа, ориентированная на разработку информационных систем и технологий.

Тип П (программный) – работа, ориентированная на разработку средств системного или прикладного программного обеспечения ЭВМ, систем и сетей.

Примерная тематика дипломных работ для названных  типов  может быть следующей:

Для типа А

  •  разработка процессоров или устройств, входящих в их состав;
  •  разработка спецвычислителей и дополнительных операционных устройств системы (обработка сигналов реального времени, аппаратная реализация стандартных функций, арифметические расширители для ЭВМ разных классов);
  •  разработка блоков сопряжения нештатных устройств со стандартными интерфейсами ЭВМ;
  •  разработка блоков межмашинных связей.

Для типа АП

  •  разработка устройств обработки информации на программируемых БИС и СБИС с соответствующим поддерживающим программным обеспечением;
  •  разработка устройств обработки информации на микропроцессорах.

Для типа С

  •  разработка однородных ЛВС для малых предприятий;
  •  разработка гетерогенных ЛВС для предприятий с развитой организационной структурой;
  •  разработка корпоративных вычислительный сетей (КВС) для крупных предприятий с компактным размещением (в пределах района, города);
  •  разработка корпоративных вычислительный сетей (КВС) для крупных предприятий типа «центральный офис – удаленные филиалы» с использованием сети доступа, технологии глобальных вычислительных сетей (X25, Frame relay, JSDN, ATM), первичных каналов, цифровых иерархий PDH, SDH, а также технологии интеграции ATM с IP-сетями.

Для типа П 

  •  разработка драйверов для различного типа устройств;
  •  разработка программного обеспечения для ЭВМ и компьютерных сетей;
  •  разработка проблемно-ориентированных программных систем для интеллектуальных терминалов;
  •  разработка информационно-поисковых систем;
  •  разработка прикладного программного обеспечения для АРМ;
  •  разработка прикладных программных систем с использованием баз данных.

Независимо от типа дипломной работы проектно-конструкторская часть должна отражать основные этапы выполнения работы:

  •  обзор литературы, анализ и выбор прототипа изделия (если прототипы отсутствуют, то дается описание предметной области);
  •  разработка технического задания;
  •  эскизное проектирование;
  •  техническое проектирование;
  •  рабочее проектирование.

3. Структура дипломной работы и правила оформления

Дипломная работа состоит из двух частей:

  1.  пояснительной записки;
  2.  графического,  иллюстративного материала комплекта и, возможно, других конструкторских документов.

Пояснительная записка должна быть выполнена согласно ГОСТ 2.104-68. Согласно этому стандарту, текст пояснительной записки должен быть помещен в соответствующую рамку. Все листы пояснительной записки, включая иллюстрации, должны иметь сквозную нумерацию без каких-либо буквенных добавлений.  

Объем пояснительной записки должен быть не менее 40 страниц.

Пояснительная записка:

Расположение материала в пояснительной записке следующее.

  1.  Титульный лист по принятому образцу (лист 1).
  2.  Задание на дипломную работу.
  3.  Отзыв руководителя.
  4.  Отзыв консультанта, если имеется.
  5.  Рецензия на дипломную работу.
  6.  Акт экспертизы или справка о внедрении, если имеются.
  7.  Аннотация.
  8.  Оглавление с постраничной разметкой (лист 2).
  9.  Введение с кратким обзором по рассматриваемому вопросу и мотивировкой выбора направления данной работы; (обзор можно вынести и в отдельную главу) (лист 3 и далее).  
  10.  Основной текст работы (проектно-конструкторская часть), содержащая разделы:
  •  предметная область, математическая модель и пр.;
  •  описание алгоритма;
  •  описание программного обеспечения.
  1.  Заключение.
  2.  Перечень графического материала (представляет собой таблицу с графами: номер чертежа, наименование изделия, наименование чертежа, комментарий).  
  3.   Список использованной литературы.

Приложения (вторая часть дипломной работы):

материалы (листы спецификаций, распечатки программ, чертежи, таблицы, графики, блок-схемы, фотографии изготовленных устройств и макетов, распечатки большого формата и т.п.), включение которых в основной текст по каким-либо причинам признано необязательным.

Правила заполнения задания по дипломной работе приведены выше. Форма бланка задания приведена в приложении 1.  По объему проектно-конструкторская часть в РПЗ должна составлять не менее ¾.

Изложение материала записки должно быть кратким, точным и технически правильным. Сокращения слов, кроме разрешенных ГОСТ 2.316-68 (правила нанесения на чертежах надписей, технических требований и таблиц) и общепринятых (например, к т.д.; и т.п.; ГОСТ, ТУ, ТЗ и др.) не допускаются. При необходимости сокращенного обозначения сигналов или шин, следует привести таблицу сокращений.

На протяжении всей записки следует строго соблюдать единообразие терминов, обозначений, символов. Если встречаются новые технические термины, то их нужно разъяснить при первом употреблении в тексте. Следует тщательно избегать жаргонных технических выражений и слов.

Схемы, эскизы, рисунки и другие поясняющие текст материалы вставляются в текст сразу после упоминания в тексте или на следующем листе с указанием номера рисунка и, при необходимости, подрисуночной подписью. На все помещаемые в расчетно-пояснительной записке рисунки должны быть ссылки в тексте.

Расчетные формулы приводятся в общем виде с последующей подстановкой числовых значений величин, окончательным результатом вычислений, а такие с указанием размерностей результирующей величины и пояснением обозначений, впервые примененных, в тексте записки.

Формулы должны быть написаны с использованием общепринятых обозначений и иметь сквозную нумерацию. Нумеруются только те формулы, на которые есть ссылка в тексте.

Все расчетные формулы или другие цитированные сведения, взятые из литературных источников, должны иметь ссылки на список литературы, например: [1, с.129].

При расчете вариантов с большим количеством математических выкладок следует привести все выкладки принятого варианта, по остальным вариантам приводятся только результаты расчетов в виде таблиц.

В записке разрешается использовать только единицы измерений международной системы единиц СИ.

Список использованной литературы составляется по форме: порядковый номер, фамилия, инициалы автора, полное наименование книги, издательство, год издания. При ссылке на статьи из журналов и сборников указываются: фамилия и инициалы авторов (автора), наименование статьи, название журнала или сборника, указывается редактор, издательство, год издания.

Для набора текста в редакторе MS Word рекомендуется использовать шаблон текстового документа diploma.dot. Подробные пояснения по использованию шаблона и оформления текста дипломной работы изложены в файле diploma.doc. Обратите внимание, что для корректной работы шаблона необходимо установить шрифты ГОСТ тип A и ГОСТ тип B.

Полностью оформленная пояснительная записка должна быть подписана студентом, консультантами, руководителем, рецензентом, ответственным за норма-контроль на кафедре, заведующим кафедрой (или его заместителем) и переплетена вместе с приложениями  в жесткий переплет.

Допускаются два типа переплета:

  1.  с пластиковой пружиной и прозрачной  обложкой;
  2.  со скоросшивателем, также с прозрачной обложкой.

Титульная страница дипломной работы должна читаться без открывания обложки. Не допускаются папки с кольцами, зажимами, папки с прозрачными вкладышами).

3.1. Описание алгоритма

Описание алгоритма должно быть прежде дано простым, понятным языком. Следует подробно описывать алгоритм не всей программы, а только нетривиальной ее части, понимание которой может вызвать затруднения. Так, не нужно детализировать описание начального диалога программы с пользователем, когда запрашиваются некоторые параметры и проверяется их принадлежность некоторому диапазону.

В описании алгоритма не следует использовать внутренних имен функций и модулей, из которых состоит программа. Следует давать им названия, отражающие смысл. При описании программного обеспечения желательно дать таблицу соответствия содержательных и формальных имен. Например, если в программе, функция, выполняющая оценку точности решения, носит имя accur(), то в описании алгоритма следует использовать осмысленное название «модуль оценки точности». В тексте программы в свою очередь должен быть комментирующий текст, поясняющий читателю назначение функции accur().

Еще отметим, что не во всякой дипломной работе можно говорить об алгоритме в строгом смысле этого слова. Допустим, разрабатывается программа на языке Пролог. Тогда алгоритм скрыт в используемых языковых средствах, и уместнее говорить о сценарии работы программы. Это же касается использования прикладных программных пакетов, предназначенных, например, для моделирования динамических систем. В общем, термин "алгоритм" можно использовать и в этом случае, но понимать его в расширительном смысле, как алгоритм взаимодействия пользователя с прикладной программной системой. Синонимами здесь будут такие термины как «сценарий», «методика», «последовательность действий».

Итак, выбор адекватного языка описания алгоритма представляет собой нетривиальную задачу и должен производиться взвешенно. Здесь полезны обсуждения с руководителем и консультантом.

3.2. Описание программного обеспечения

Требования к объему и детализации описания программного обеспечения зависят от задач и характера дипломной работы, от объема разрабатываемых программ. Программное обеспечение должно быть описано в соответствии с основными требованиями ГОСТов, составляющих Единую систему программной документации (ЕСПД). В реальной практике в ТЗ (техническое задание) включается раздел «Требования к программной документации», в котором определяется состав документов, передаваемых Заказчику вместе с программным обеспечением: например, «Руководство системного программиста», «Руководство оператора», «Программа и методика испытаний» и т.д. В документах имеются повторяющиеся разделы (например, «Назначение программы»), поэтому в дипломной работе нецелесообразно педантично воспроизводить форму этих документов. Достаточно продемонстрировать умение описывать программное обеспечение так, что из пунктов описания легко потом скомпоновать документы, определенные ТЗ. При наиболее полном описании разработанного программного обеспечения рекомендуем раскрыть в дипломной работе следующие пункты (они выбраны из ЕСПД).

1) Общие сведения о программе (программном комплексе - далее это уточнение будет опускаться).

Здесь указываются:

  •  обозначение и наименование программы;
  •  программное обеспечение, необходимое для функционирования программы;
  •  языки программирования, на которых написана программа;
  •  основные характеристики: объем и время работы программы.

Остановимся подробнее на последнем пункте. Объем программы измеряется дважды: во-первых, определяется объем исходных текстов программ, во-вторых, объем исполняемых модулей. Полезно также указывать объемы, полученные в результате архивации файлов каким-либо популярным архиватором, например ARJ.

  1.  Функциональное назначение.

Указываются классы решаемых задач и (или) назначение программы и сведения о функциональных ограничениях на ее применение.

3) Структура программы. Программное обеспечение обычно создается коллективом разработчиков (бригадой программистов), дипломник разрабатывает часть модулей. Следует в общих чертах описывать всю систему и подробно - модули, разработанные автором.

Структуру взаимодействия модулей предпочтительно изображать в виде графа подчиненности модулей, чтобы наглядно показать иерархическую структуру комплекса. Служебные подпрограммы, используемые практически всеми модулями комплекса, целесообразно показывать отдельно, чтобы не загромождать схему большим количеством связей.

Для каждого модуля приводится его название и описывается назначение.

4) Используемые технические средства. Здесь перечисляется минимальный состав технических средств, обеспечивающий работу программы: тип процессора, объем оперативной памяти, наличие жесткого диска, требуемый объем дискового пространства, тип дисплейного адаптера, наличие принтера и его тип, какое-либо специализированное оборудование (плоттер, мышь и т.д.)

5) Требования к программному окружению. Операционная система и ее минимально допустимая версия, наличие в оперативной памяти специализированных драйверов (например, для использования мыши, для кодировки кириллицы), используемые стандартные библиотеки (например, библиотеки для научно-технических расчетов, библиотеки графических примитивов, библиотеки классов и т.д.)

6) Настройка программы (процедура инсталляции). Какие действия должен предпринять программист при установке программы на жесткий диск (например, если программа должна выполняться на IBM PC в операционной системе MS DOS, то возможно окажется необходимым добавить маршрут в файл autoexec.bat, задать нужные параметры в config.sys, создать рабочие каталоги и т.д.). Желательно описать командный файл, автоматизирующий процедуру инсталляции, сводящий ее к диалогу с программистом.

  1.  Эксплуатация программы.

7.1) Описание входных данных.

Входная информация разделяется на переменную и постоянную. Например, программы, эксплуатируемые на производственном участке, читают нормативно-справочную информацию из файлов, содержимое которых обновляется достаточно редко. В то же время оперативный план может меняться ежедневно.

Для входной информации указывается тип кодирования, формат (например, постоянная информация может выбираться из обычных текстовых файлов в формате ASCII, либо из файлов в формате некоторой базы данных). Следует также указывать технические средства ввода данных: клавиатура, мышь, сканер и т.д.

  1.  Описание выходных данных.

Здесь указываются характер и организация выходных данных; формат, описание и способ кодирования. Описывается информация, поступающая на выходные устройства: экран терминала, принтер, плоттер. Описываются файлы с выходной информацией.

Сообщения об ошибках в выходную информацию не включаются.

  1.  Выполнение программы.

Описывается последовательность действий пользователя (оператора), обеспечивающая загрузку, запуск, выполнение и завершение программы, приведено описание функций, формата и возможных вариантов команд, с помощью которых пользователь осуществляет загрузку и управляет выполнением программы, а также ответы программы на эти команды.

Здесь рекомендуется выделить подраздел «Сообщения пользователю», в котором привести тексты сообщений, выдаваемых в ходе выполнения программы, описания их содержания и соответствующие действия пользователя (в случае сбоя, возможности повторного запуска программы и т.п.)

Рекомендуется использовать поясняющие примеры, таблицы, схемы, графики.  

  1.  Текст программы.

Текст программы приводится на исходном языке и снабжается подробными комментариями. В оформлении текста программы применяются элементы структурного программирования для улучшения восприятия (отступы внутри тела циклов и условных блоков, «содержательные» имена идентификаторов и т.п.)

  1.  Методика испытаний.

Здесь описываются требования, подлежащие проверке при испытании программы, а также порядок и методы их контроля. Приводится перечень тестовых примеров и соответствующих контрольных распечаток.

3.3. Список использованной литературы

Библиографическое описание включает следующие обязательные элементы: автор(ы), основное заглавие, место и дата издания, объем. Общая схема библиографической записи выглядит так:

Заголовок (Фамилия И.О. индивидуальных авторов; наименование коллективного автора). Основное заглавие: Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.) /Сведения об ответственности (содержит информацию о составителях, редакторах, переводчиках и т.п., об организациях, от имени которых опубликован документ). — Сведения об издании (содержат сведения о повторности издания, его переработке и т.п.). — Место издания: Издательство или издающая организация, дата издания. — Объем (сведения о количестве страниц, листов).

Если используется составная часть издания (например, статья в журнале или сборнике), то составляется аналитическое описание в следующем виде:

Сведения о составной части // Сведения о документе, в котором помещена составная часть.

Первая часть библиографического аналитического описания содержит сведения об авторах, заглавии, сведения, относящиеся к заглавию. Во второй части (после //) приводится краткое библиографическое описание документа, в котором опубликована составная часть (автор, если он не совпадает с автором составной части, заглавие, сведения, относящиеся к заглавию; сведения об ответственности, которые приводятся в основном для сборников научных трудов; сведения об издании, месте и годе издания), а также указываются страницы, на которых помещена данная статья или раздел. В случае с сериальными изданиями или многотомниками дополнительно указывается номер тома или выпуска.

Приведем примеры.

  1.  Описание книги:

Касаткин А.И. Профессиональное программирование на языке Си. Управление ресурсами: Справ.пособие. – Мн.: Выш.шк., 1992. – 432 с.

Место издания указывается сокращенно для следующих городов: Москва – М., Санкт-Петербург – СПб (Ленинград – Л.), Киев – К., Минск – Мн.

Перед названием издательства указывается двоеточие. Области описания отделяются тире.

  1.  Описание статьи, входящей в книгу:

Хоор К. О структурной организации данных // Дал У., Дейкстра Э., Хоор К. Структурное программирование. – М.: Мир, 1975, С.98-197.

Указаны страницы, принадлежащие статье.

  1.  Описание статьи из журнала:

Иванов И.И. Поиски киберов // Доклады РАН. – 2005. – Т.2, № 4. – С.234-237.

или

Меффорд М. Клавиатура от A до Z // КомпьютерПресс. 1991. № 11. С.29-39; № 11. С.29-39.

Так как статья разбита на несколько номеров журнала, описание для каждого номера дается через точку с запятой.

Sidorov I.S. The axiomatic theory of relativity // Russian Math.Surv. – 1982. –V.37, N.2. – P.41-80.

  1.  Описание технического руководства:

Turbo Debugger. Version 2.5. User's Guide. Borland International. – [s.l.](USA),1991. – XIV pp.+428 pp.

В книге не указано место издания, поэтому в квадратных скобках добавляем информацию, не содержащуюся в издании. Для этого используются сокращения: без года – б.г. (т.е. не указан год издания), без места – б.м. (не указано место издания). В текстах, набранных латиницей, используются соответственно сокращения - s.a. (sine anno), s.l. (sine loco).

В книге использована двойная пагинация (страницы оглавления имеют независимую нумерацию римскими цифрами). Это отражено в библиографическом описании.

Описания источников в библиографическом списке должны быть пронумерованы и расположены по алфавиту авторов. Сначала располагаются издания на русском языке, а затем на иностранных языках.

4. Состав графических материалов и правила оформления

Дипломная работа выполняется в виде расчетно-пояснительной записки и графической части. Требования к объему и содержанию работы приведены выше.

Чертежи по формату, условным обозначениям, шифрам и масштабам должны строго соответствовать требованиям ЕСКД и ЕСПД. Чертежи могут выполняться на компьютере и распечатываться на плоттере или принтере или вручную. В последнем случае они, как правило, выполняются в карандаше, допускается выполнение чертежной тушью, но при этом все чертежи работы должны выполняться однотипно (или карандашом, или тушью). Если чертежи изготавливаются на принтере на бумаге размером А3 или А4, допускается их склеивание скотчем.

Формы, размеры, содержание, порядок заполнения основных надписей и дополнительных граф к ним в конструкторских документах устанавливает ГОСТ 2.104-68 ЕСКД (основные надписи). Примеры заполнения основных надписей на чертежах даны в «Курсовом  и  дипломном проектирование» О.Т.Даниловой (см. на диске Т) . 

Правила выполнения и оформления схем регламентируется ГОСТ. Виды и типы схем, общие требования к их выполнению должны соответствовать ГОСТ 2.701-84 «ЕСКД. Схемы. Виды и типы. Обще требования к выполнению». Правила выполнения всех типов электрических схем определяются ГОСТ 2.702-75 «ЕСКД. Правила выполнения электрических схем».

Выполнение электрических схем цифровой вычислительной техники осуществляется по ГОСТ 2.708-81. «ЕСКД, Правила выполнения электрических схем цифровой вычислительной техники» с учетом требований ГОСТ 2.701-84, ГОСТ 2.702-75, ГОСТ 2.721-74. Условные графические изображения (УГО) выполняются по ГОСТ 2.743-91 «ЕСКД. Обозначения условные графические в схемах. Элементы цифровой техники». Условные обозначения полупроводниковых приборов осуществляются по ГОСТ 2.730-73; обозначение резисторов и конденсаторов - по ГОСТ 2.728-74; обозначение устройств коммутаций и контактных соединений - по ГОСТ 2.755-87; буквенно-цифровые обозначения в электрических схемах - ГОСТ 2.710-81; интегральные оптоэлектронные элементы индикации - ГОСТ 2.764-86; элементы аналоговой техники - ГОСТ 2.759-82 запоминающие устройства - ГОСТ 2.765-87.

При выполнении схем, как правило, используются стандартные УГО. Если требуется применить не стандартизированные обозначения, то на схеме делаются соответствующие пояснения.

Линии связи между графическими элементами изображаются в виде горизонтальных и вертикальных отрезков, имеющих минимальное количество изломов и пересечений.

Графическое обозначение следует выполнять линиями той же толщины, что и линии связи. Утолщенными линиями (вдвое толще обычных) изображают линии групповой связи.

Ниже излагаются краткие сведения по правилам выполнения электрических схем.

Схемы электрические структурные (Э1).

Электрическая структурная схема определяет основные функциональные части изделия (элементы, устройства, функциональные группы), их назначение и связи. Все функциональные части на схеме изображают в виде прямоугольников или условных графических изображений с указанием типа элемента. Если элементов и функциональных частей много, вместо наименований допускается проставлять порядковые номера справа от изображения или над ним, как правило, с их расшифровкой в таблице, помещаемой на схеме. На схеме допускается размещать дополнительные поясняющие надписи, диаграммы, таблицы. Графическое построение схемы должно давать наиболее наглядное представление о последовательности взаимодействия функциональных частей в изделии. На линиях взаимодействий (связи) рекомендуется стрелками обозначать направление хода процессов, происходящих в изделии. Острия стрелок, показывающих это направление, выполняют с развалом под углом 60 град.

Схемы электрические функциональные (Э2).

На электрических функциональных схемах изображают функциональные части изделия (элементы, устройства и функциональные группы) и связи между ними. Графическое построение схемы должно наглядно отражать последовательность функциональных процессов, иллюстрируемых схемой.

Функциональные части изделия на схеме изображают в виде прямоугольников, а двоичные логические элементы - по ГОСТ 2.743-91. При выполнении функциональных электрических схем при дипломном проектировании рекомендуется использовать прямоугольники и указанные типы УГО, так как при таком исполнении схемы наиболее наглядно выявляются ее функциональные свойства.

УГО располагаются таким образом, чтобы информационные входы были слева, а выходы справа. Допускается УГО функциональных частей поворачивать на 90 град., а также совмещать обозначения функциональных частей, если выходы одной полностью соответствуют входам другой. Внутри УГО указывается ее наименование и (или) условное обозначение. По широкой стороне внутри УГО (или вне) проставляются разряды слова. Линии связи на схеме подразделяются на информационные и управляющие. Информационные линии связи подводят к широкой стороне УГО, управляющие - к меньшей. Для уточнения входов и выходов определенным составным частям функционального элемента составные части показывают горизонтальными линиями с ограничителями. Эти линии располагают над и под УГО и указывают на них разрядность функциональной части. При наличии большого количества управляющих сигналов допускается продолжить малую сторону УГО или ограничитель. Обозначение элементов на функциональных схемах выполняется с использованием позиционного или координатного метода. При позиционном - над УГО проставляется его позиционное обозначение, причем порядковые номера идут сверху вниз в направлении слева направо.

Если схема выполняется с использованием УГО по ГОСТ 2.743-91, то рекомендуется применять координатный метод с разбиением поля чертежа координатной сеткой на отдельные зоны. Шаг координатной сетки по вертикали и горизонтали определяется габаритами минимального по размерам УГО на схеме. В основном поле УГО элемента указывается в первой строке условное обозначение функции, выполняемой элементом, во второй строке - координаты адреса УГО элемента (буквы и цифры) по левому верхнему углу УГО элемента.

Линии связи на функциональных схемах при объединении в групповую линию и при разъединении групповой линии на ствольные должны иметь нумерацию. Входные и выходные сигнальные линии на схеме обозначаются обычно путем указания условного наименования сигнала.

Схемы электрические принципиальные (Э3).

Электрические принципиальные схемы выполняются в координатной сетке. Интегральные элементы цифровой вычислительной техники изображаются в виде УГО по ГОСТ 2. 743-91. УГО остальных электрических компонентов (транзисторов, резисторов, конденсаторов переключателей и т.д.) определяются соответствующими ГОСТ, указанными выше. Принципиальная электрическая схема выполняется после выбора конкретной элементной базы (серии или серий ИС). Каждый вывод УГО ИС имеет цифровое обозначение, соответствующее номеру вывода корпуса данной микросхемы. В самом общем виде УГО может содержать основное и два дополнительных поля. Размер прямоугольника по ширине зависит от наличия дополнительных полей и числа помещенных в них знаков; по высоте - от числа выводов и числа строк информации в основном и дополнительных полях. Согласно стандарту ширина основного поля должна быть не менее 10 мм, дополнительных - не менее 5 мм (при большом числе знаков в листах и обозначении функции элемента эти размеры соответственно увеличивают), расстояние между выводами - 5 мм, между выводами и горизонтальной стороной УГО - не менее 2,5 мм и кратно этой величине. ГОСТ разрешает поворачивать УГО по часовой стрелке на 90 град., при этом входы оказываются вверху, выходы - внизу. В основном поле УГО записывается следующая информация:

в первой строке - условное обозначение функции, выполняемой элементом;

во второй строке - обозначение элемента в серии ИС (например, ЛА7, если использованы ИС одной серии);

если в схеме применены ИС различных серий, то указывается и серия (например, К 155ЛА7);

в третьей строке - координатный адрес УГО на листе;

в четвертой строке указывается адрес данной ИС на ТЭЗе; если ТЭЗ не разрабатывался, то эта строка не заполняется.

Цепи формирования питающих напряжений и земли изображаются на принципиальных электрических схемах, как правило, отдельным фрагментом. В примечаниях указываются номера контактов ИС, к которым подключаются цепи питания.

При выполнении схемы на большом числе листов допускается переходящие с листа на лист сигнальные линии обозначать путем указания условного обозначения сигнала и номера листа, где в дальнейшем изображается этот сигнал, причем стрелка в этом случае не ставится.

Законченные функциональные группы элементов могут выделяться на схемах штрих-пунктирной линией с указанием условного обозначения или полного наименования группы. При наличии идентичных функциональных групп одна из них может быть раскрыта полностью (т.е. для нее приведена схема элементов), а остальные поставлены условно.

Выполнение схем алгоритмов, программ, данных и систем.

Правила выполнения алгоритмов, программ, данных и систем автоматическим или ручным способом регламентируется ГОСТ 19.701-90. Применяемые УГО, отражающие основные операции процесса обработки данных, установлены ГОСТ 19.005-85 (Р-схемы алгоритмов и программ).

На схемах алгоритмов УГО изображаются по стандарту и соединяются линиями потока информации, которые параллельны внешней рамке схемы (горизонтальны или вертикальны). Линии потока информации и линии контуров УГО должны иметь одинаковую толщину. Основное направление потока информации идет сверху вниз и слева направо (стрелки на линиях не указываются). В других случаях применение стрелок обязательно.

Линии потока информации разрешается разрывать при переходе к другим УГО, расположенным на других листах схемы, используя УГО «Межстрочный соединитель» или «Соединитель» с указанием внутри, к которому должна подойти линия потока информации.

Внутри УГО   и рядом с ним делают записи и обозначения для уточнения выполняемых им функций. Присвоенные символы-идентификаторы (буквенно-цифровые обозначения) помещают слева над УГО.  Адресация УГО на листе осуществляется в позиционной  или координатной системе. Рекомендуется использовать координатную систему с применением координатной сетки для разбиения листа на зоны. Адреса в координатной системе или порядковые номера проставляют в верхней части УГО в разрыве его контура. При выполнении УГО приняты размеры по высоте h=10,15,20 мм и т.д. (размер кратен 5 мм по ширине b=1,5 h).

Выполнение чертежей конструкции изделия.

В качестве чертежей конструкции изделия рекомендуется выполнять сборочные чертежи устройства.

Сборочный чертеж должен отражать взаимное расположение и связи составных частей сборочной единицы, обеспечивать ее сборку и контроль. Сборочный чертеж должен содержать необходимое количество изображений, габаритные и установочные размеры.

Сборочный чертеж при минимальном количестве проекций должен давать полное представление о всех элементах и деталях, их расположении и установке. В местах крепления установочных деталей (стоек, ТЭЗов, втулок, скоб) дают местные разрезы. Чертеж должен содержать технические требования на сборку.

Все остальные виды разрабатываемой в дипломной работе технической документации (например, схема технологического процесса, графики эксперимента и т.п.) должны выполняться с соблюдением требования соответствующих ГОСТ.

5. Подготовка дипломной работы к защите

В процессе работы над дипломной работой студент должен регулярно в соответствии с «Календарным графиком» отчитываться перед руководителем о проделанной работе. Все требования руководителя являются обязательными. Руководитель, но не студент, решает вопрос об окончании работы, как над отдельными разделами работы, так и над работой в целом.

Законченная дипломная работа, подписанная студентом и консультантами, по организационно-экономической части и части экологии и охраны труда вместе с отзывом консультанта по проектно-конструкторской части (заверенного печатью отдела кадров по месту работы консультанта) представляется руководителю работы. Руководитель  подписывает работу, составляет письменный отзыв и передает ее заведующему кафедрой. Заведующий кафедрой принимает решение о рекомендации работы к защите, ставя подпись на титульном листе,  и направляет работу на рецензию.

При рекомендации дипломной работы к защите заведующий кафедрой просматривает расчетно-пояснительную записку, рецензию, отзыв консультанта и руководителя.

В случае, если заведующий кафедрой считает невозможным допустить студента к защите дипломной работы, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя работы и студента-дипломника. Отрицательный отзыв руководителя не является основанием для отказа в защите.  Право на окончательную оценку работы принадлежит ГАК.

6. Защита дипломной работы

Утвержденная дипломная работы принимается к защите при представлении Государственной Аттестационной Комиссии (ГАК) следующих документов:

а) справки деканата о выполнении студентом учебного плана и оценках, полученных по теоретическим дисциплинам, курсовым проектам, работам и практикам;

б) отзыва руководителя – 2 экз.;

в) отзыва консультанта – 2 экз.;

г) рецензии на дипломную работу – 2 экз.;

д) дипломная работа – 2 экз.;

г) компакт диск с текстом дипломной работы –  1 экз.

По желанию студента в ГАК могут быть представлены и другие документы и материалы, характеризующие научную и практическую ценность дипломного работы (например, макеты, справки о внедрении, авторские свидетельства и т.д.).

Указанные выше в пп. б-д) документы проходят норм-контроль на кафедре с целью проверки правильности оформления и сдаются заведующим кафедрой в деканат за два дня до первого назначенного дня для ознакомления с ними Председателя ГАК.

Защита дипломной работы на заседании ГАКа является публичной; дата и время защиты заранее сообщается деканатом. Защита  состоит из доклада студента (не более 10 минут), ответов на вопросы членов ГАК, оглашения рецензии и отзыва руководителя и ответов студента на имеющиеся в них замечания.

Доклад должен быть четким и конкретным. В начале доклада студент должен перечислить и охарактеризовать основные задачи, поставленные перед ним при написании дипломной работы. Затем нужно перейти к обоснованию выбора тех или иных принятых решений. В докладе не следует подробно рассматривать какие-либо технические решения и физические принципы, если они значительно не отличаются от обычных; необходимо лишь указать причины, побудившие студента остановить свой выбор на них. Основное внимание в докладе следует уделять тому разделу, который наиболее подробно разрабатывался студентом.

В докладе должны быть в очень краткой форме рассмотрены все разделы работы и сообщены основные результаты. При рассмотрении экономической части - указать основные выводы; необходимо сообщить о задачах, решенных при выполнении работы в части охраны труда. В конце доклада должны быть сделаны выводы.

На защите дипломной работы студенту может быть задан любой вопрос по ее содержанию. Ответ должен быть кратким и конкретным; если студент не понял вопроса, то следует обратиться за его разъяснением. Студенту предоставляется возможность обосновать свое несогласие (если оно имеется) с замечаниями рецензента.

В случае неудовлетворительной оценки работы Государственная аттестационная комиссия устанавливает, может ли студент представить ко второй защите ту же работу, но с доработкой, объем которой определяет ГАК, или же студент должен будет разработать новую тему, которую устанавливает кафедра. Студенту, не защитившему работу повторно, вместо диплома выдается справка установленного образца.


Приложение 1

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

Институт профессионального образования и информационных технологий

Кафедра информационных и полиграфических систем и технологий

Направление (специальность)                                                                 Группа                          

Квалификация                                                                                                                                   

УТВЕРЖДАЮ

Зав.кафедрой                                                       

                                                        

З А Д А Н И Е

НА  ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ

 

Студенту_______________________________________________________________

( Фамилия, И., О. )

Руководитель___________________________________________________________

( Фамилия, И., О., место  работы, должность )

1. Наименование темы:__________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2. Срок сдачи студентом законченной работы  ______________________________

3. Техническое задание и исходные данные к работе_________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

4. Содержание работы (перечень подлежащих разработке вопросов)__________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

5. Перечень графического материала (с указанием обязательного материала)

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

6. Исходные материалы и пособия_________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

7. Консультанты по работе с указанием относящихся к ним разделов работы

Раздел

Консультант

Подпись, дата

Задание выдал

Задание принял

Экономика

Технологический раздел работы

Экология и охрана труда

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

п/п

Наименование этапов работы

Срок выполнения этапов работы

Примечание

8. Дата выдачи задания___________________________________________________

Руководитель_____________________________________

(подпись)

Задание принял к исполнению_______________________

(подпись)


Приложение 2

ТИТУЛЬНАЯ СТРАНИЦА

Титульную страницу смотрите в файле diploma.dot.


                                                                                                                                                                   Приложение 3

 

Башкирский государственный педагогический университет  им. М.Акмуллы

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

на дипломную работу

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЦЕНЗИИ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ

Рецензия в обязательном порядке должна содержать оценку следующих основных вопросов работы:

актуальность темы; соответствие работы техническому заданию; полноту обоснования выбора варианта решения поставленной задачи; оригинальность решения  технических и теоретических задач; правильность выполненных расчетов; грамотность и стиль изложения материалов пояснительной записки и качества ее оформления; соответствие графического материала требованиям нормативных документов; правильность решения рассмотренных в работе экономических вопросов, вопросов экологии и охраны труда; достоинства и недостатки работы.

Рецензия должна завершаться четырехбальной оценкой дипломной работы и заключением о возможности присвоения студенту квалификации инженера по специальности "Информационные системы и технологии".

Рецензент, подписывая рецензию, указывает фамилию, имя и отчество, должность и место работы и заверяет свою подпись в отделе кадров по месту основной работы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55628. Головні річкові системи та басейни річок України 123.5 KB
  Мета: навчальна: ознайомити учнів із поняттям річка басейн річки частинами річки та основними річками України їх назвами розташуванням та напрямком течії навчати користуватись географічною картою; розвиваюча...
55629. Основні річкові системи України 35.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з особливостями річкової мережі України її залежністю від клімату й рельєфу; формувати вміння характеризувати річки за типовим планом; характеризувати екологічні проблеми річок перспективи їх розв’язання...
55630. Від роду до роду нема переводу – коріння міцне 46 KB
  Де найкраще місце на землі Де зелені змори яворів Заступили неба синій став На стежині сонце я зустрів Привітав його і запитав: Всі народи бачиш ти з висот Всі долини і гірські шпилі Де ж найкращий на землі народ Де ж найкраще місце на землі Ведуча. Ведуча.
55631. Роде мій красний, роде мій прекрасний 104 KB
  Підготувати інсценізації казки Колобок Декламатори. Казка Колобок Наперед виходять Дід Баба Мати Батько Колобок ведучий. Так і прозвали його Колобок. Та й покотився Колобок по дорозі.
55632. Фонетика. Орфоепія. Графіка. Орфографія 1.2 MB
  Додаток Кожен учень отримує картку з певною буквою алфавіту виконує завдання запропоновані на картці а потім захищає свою букву. Це завдання можна використати при повторенні даної теми при підготовці до контрольної роботи а також як завдання на контрольну роботу.
55633. РІДНА МОВА В ПЕДАГОГІЧНІЙ СИСТЕМІ К.Д.УШИНСЬКОГО І В СУЧАСНІЙ ШКОЛІ 95.5 KB
  Ушинський надавав питанням вивчення рідної мови розвитку в дітей природженої здібності яку називають даром слова. Навчати дітей рідної мови радив на кращих зразках народної творчості билинах піснях казках...
55635. Римська республіка у ІІ-І ст. до н.е 182.5 KB
  Мета: ознайомити учнів із протиріччями римського суспільства в II ст. до н.е, політичною ситуацією в Римі в І ст. до н.е; розвивати вміння аналізувати діяльність історичних осіб(реформаторська діяльність братів Граків, диктатура Сулли); розглянути причини і перебіг повстання Спартака...