47564

Понятие предмет и метод экономического анализа

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Методом ЭА является системное комплексное изучение, измерение и обобщение влияние факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системных показателей, плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства.

Русский

2014-12-20

47 KB

0 чел.

Лекция №1

Понятие предмет и метод экономического анализа

ДЗ: повторить всю теорию статистики

  1.  Понятие экономического анализа (ЭА)
  2.  Предмет и метод научного подхода
  3.  История развития анализа
  4.  ЭА как одна из функций управления бизнесом
  5.  Задачи и принципы ЭА
  6.  Виды анализа
  7.  Анализ и смежные науки
  8.  Методика анализа
  9.  Показатели в ЭА
  10.  Инструментарий ЭА

1. Анализ – это способ познания предметов и  явлений окружающей среды,  основанный на расчленении целого  на составные части  и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

ЭА как наука является результатом развития производительных сил и производственных отношений.

2. Предметом АХД являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов на предприятии.

Объектом анализа являются экономические результаты хозяйственной деятельности,  такие как производство, реализация продукции.

Методом ЭА является системное комплексное изучение, измерение и обобщение влияние факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системных показателей, плана, учета, отчетности  и других источников информации с целью повышения эффективности производства.

Характерные черты применения метода АХД:

  1.  необходимость постоянного сравнения;
  2.  необходимость изучения внутренних противоречий;
  3.  учет всех взаимосвязей;
  4.  количественная оценка причинно-хозяйственных связей;
  5.  системный подход;
  6.  разработка и использование систем показателей.

3. Основополагающей основой для развития ЭА является политическая экономия. Основными представителями ЭА являлись Ксенофонт, Риккардо и другие. Лука Пачолли в  XV-XVI создал Трактат о счетах и записях. Эдинбургский институт аудита (конец XIX века).

В эпоху Царской России анализ осуществлялся в отношении частных капиталистических предприятий и сводился к анализу ликвидности баланса и к оценке статей активов и пассивов.

В начале XX века анализ проводился в отношении государственных и кооперативных учреждений.

Во время ВОВ учету уделялось особое место ввиду того, что осуществлялась мобилизация всех внутренних резервов страны, снижение себестоимости и других факторов. И перед экономистами была поставлена задача строгого контроля и учета ресурсов с целью снижения затрат на производство.

В послевоенные годы ЭА становится более активным. Издается много научных трудов.

В 1960-1990 гг. в Москве, Питере и Киеве создавалось много институтов.

4. Обеспечение эффективности функционирования предприятия требует экономически грамотного управления производственной системой, которая заключается в реализации планирования, учета, анализа и принятие управленческого решения.

С помощью анализа выявляются тенденции развития, глубоко и системно изучаются факторы изменения результатов деятельности предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия и вырабатываются экономические стратегии развития его.

5. Задача – это способы реализации функции.

Функции ЭА:

  1.  изучение характера действия экономических законов;
  2.  научное обоснование текущих и перспективных планов;
  3.  контроль выполнения планов и экономических решений;
  4.  оценка эффективности использования экономических ресурсов;
  5.  поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и техники;
  6.  оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, а также достигнутому уровню развития экономики и использованию имеющихся возможностей;
  7.  разработка мероприятий по использованию выявленных резервов предприятия.

Принципы ЭА:

  1.  соответствие результатов и методик анализа к политике и закону;
  2.  научный характер исследований;
  3.  комплексность анализа;
  4.  системный подход в осуществлении анализа;
  5.  объективность, конкретность и точность анализа;
  6.  эффективность анализа;
  7.  оперативность анализа;
  8.  широкий круг работников  во время  проведения ЭА.

6. Виды анализа:

  1.  отраслевой признак: отраслевой и межотраслевой анализ;
  2.  признак времени: предварительный и последующий анализ;
  3.  пространственный признак: внутрихозяйственный и межхозяйственный анализ;
  4.  объект управления: технико-экономический анализ, финансово-экономический, бухгалтерский или аудиторский, социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый;
  5.  методика изучения: сравнительный, диагностический или экспресс-анализ, факторный, маргинальный, экономико-математический, стохастический или вероятностный, функционально-стоимостной анализ;
  6.  охват изучаемого объекта: сплошной и выборочный;
  7.  содержание программы: комплексный и тематический.

7. Экономические законы и механизмы их действия, изучаемые ЭТ, являются основой для анализа хоздеятельности. Но в отличие от нее в анализе изучаются явления и процессы, исключительно на уровне предприятия.

Результаты проведенных исследований используются при планировании и управлении предприятия.

Методы:

  1.  группировка;
  2.  сравнение;
  3.  индексный.

Без знания порядка финансирования и кредитования невозможно корректно осуществить аналитическую работу. Использование экономико-математических методов существенно ускорило анализ.

8. Методика – это совокупность способов и правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо деятельности.

Основные элементы методики:

  1.  цель и задачи;
  2.  объекты анализа;
  3.  система показателей;
  4.  описание способов исследования;
  5.  источники данных;
  6.  указания по организации анализа и подбору технических средств;
  7.  требования к оформлению результатов анализа;
  8.  субъекты и потребители результатов анализа.

Методика комплексного анализа. Основные этапы:

  1.  уточняются объекты, цель и задачи анализа;
  2.  разрабатываются системы синтетических и аналитических показателей, характеризующих данный объект;
  3.  сбор и подготовка информации к анализу;
  4.  сравнение результатов деятельности с планом с данными прошлых периодов со  средними и лучшими по отрасли и т.д.;
  5.  факторный анализ;
  6.  выявление неиспользованных и перспективных резервов;
  7.  общая оценка результатов анализа, а также разработка мероприятий по выявленным недостаткам и резервам.

9. Систематизация экономических показателей производится по следующим признакам:

  1.  количественные и качественные;
  2.  общие и специфические;
  3.  обобщающие, частные и вспомогательные;
  4.  абсолютные и относительные;
  5.  натуральные и стоимостные;
  6.  факторный и результативный;
  7.  нормативные, плановые, отчетные и аналитические, учетные.

10. Способы ЭА:

  1.  традиционные или логические способы: сравнение, расчет относительных или средних величин, графический, способ группировки, балансовый;
  2.  способы детерминированного (жестко выраженная зависимость) факторного анализа: интегральный, логарифмированный, цепные подстановки, абсолютных и относительных разниц;
  3.  способы стохастического факторного анализа: корреляционный, дисперсионный, многомерный факторный анализ;
  4.  способы оптимизации показателей: экономико-математические методы, программирование, теория массового обслуживания, теория игр.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54196. НТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ «ФАН КЛУБ МАТЕМАТИКИ» 105.5 KB
  Развитие умений формулировать и излагать мысль, моделировать ситуацию. Развитие навыков работы в группе. Воспитание стойкости, находчивости, любознательности.
54197. Клуб веселых математиков 309.5 KB
  Сегодня мы открываем клуб веселых математиков. В соревнованиях участвуют два класса - две команды. Это лучшие математики, которые не унывают, быстро считают, хорошо решают задачи, любознательны, живут весело и дружно.
54198. Сценарій позакласного заходу: «Математика – зліва, математика - справа» 134 KB
  Бажаю вам дорогі друзі шановні академіки успіхів у вивченні цариці наук Математики 1 учень вбігає Хлопці я чув що в школі буде тиждень математики Уявляєте весь тиждень сама лиш тільки математика 2 учень з місця Та не може такого бути 3 учень вбігає У мене для вас ось така новина Всіх вчителів направили на курси залишилися лише математики. 1 учень Ну. Учень Як зібрався математику вивчати То до класу на уроки вирушай. Виконується цікавий номер Учень Сорокап'ятирічний чоловік покохав п'ятнадцятирічну дівчину.
54200. Конкурс знавців математики «Мадонна Математика» 714 KB
  Сьогодні будемо ми друзі Царицю всіх наук вітати. Не всі ви в майбутньому станете математиками але математика потрібна і в науці і в техніці і в повсякденному житті. Ще в давні часи математику називали царицею наук ключем до всіх наук. Одне слово одне слово Математику Чом по курсу спішать на морях кораблі Хуртовини й тумани долають в імлі Капітани не ледачі Не лякають їх задачі Одне слово одне слово Математики Хочеш лікарем стати хочеш в космос літати Перш за все треба друже математику знати Всі повинні шанувати Ікси...
54201. Математична конференція «Золотий переріз – душа гармонії» 502 KB
  І називається вона Золотий переріз душа гармонії. Теорему Піфагора знає кожен школяр а про золотий переріз далеко не всі. Про золотий переріз знали ще в Давньому Єгипті й Вавилоні в Індії та Китаї.
54202. Математичний гурток для творчих дітей 623 KB
  Для пробудження в учнів інтересу до математики дуже важлива позакласна робота та особливо гурткова. Декілька років я керую гуртком «Цікава математика». Основним своїм завданням як керівника гуртка вважаю саме пробудження інтересу до свого предмету. До роботи в гуртку я залучаю в першу чергу творчих дітей, які не дуже дружать з математикою, бо не бачать в ній можливостей для реалізації своїх творчих сил.
54203. Математика і поезія – два крила натхнення 417.5 KB
  Прищеплювати інтерес до предметів математики та літератури; активізувати і стимулювати розумову і пізнавальну діяльність учнів; розвивати вміння й навички розмірковувати, розширювати кругозір; виховувати в учнів свідоме ставлення до одержання знань.
54204. Додавання та віднімання чисел частинами. Задачі на різницеве порівняння 60 KB
  Правильно це Буратіно. Відправляючись в країну дурнів Буратіно потрапляє в казковий математичний ліс. Ось і вибрався Буратіно із лісу знайшов стежку і вона привела його до будинку Мальвіни. Мальвіна запросила Буратіно в гості напоїла чаєм і вирішила перевірити його знання з математики.