47564

Понятие предмет и метод экономического анализа

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Методом ЭА является системное комплексное изучение, измерение и обобщение влияние факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системных показателей, плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства.

Русский

2014-12-20

47 KB

0 чел.

Лекция №1

Понятие предмет и метод экономического анализа

ДЗ: повторить всю теорию статистики

  1.  Понятие экономического анализа (ЭА)
  2.  Предмет и метод научного подхода
  3.  История развития анализа
  4.  ЭА как одна из функций управления бизнесом
  5.  Задачи и принципы ЭА
  6.  Виды анализа
  7.  Анализ и смежные науки
  8.  Методика анализа
  9.  Показатели в ЭА
  10.  Инструментарий ЭА

1. Анализ – это способ познания предметов и  явлений окружающей среды,  основанный на расчленении целого  на составные части  и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

ЭА как наука является результатом развития производительных сил и производственных отношений.

2. Предметом АХД являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов на предприятии.

Объектом анализа являются экономические результаты хозяйственной деятельности,  такие как производство, реализация продукции.

Методом ЭА является системное комплексное изучение, измерение и обобщение влияние факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системных показателей, плана, учета, отчетности  и других источников информации с целью повышения эффективности производства.

Характерные черты применения метода АХД:

  1.  необходимость постоянного сравнения;
  2.  необходимость изучения внутренних противоречий;
  3.  учет всех взаимосвязей;
  4.  количественная оценка причинно-хозяйственных связей;
  5.  системный подход;
  6.  разработка и использование систем показателей.

3. Основополагающей основой для развития ЭА является политическая экономия. Основными представителями ЭА являлись Ксенофонт, Риккардо и другие. Лука Пачолли в  XV-XVI создал Трактат о счетах и записях. Эдинбургский институт аудита (конец XIX века).

В эпоху Царской России анализ осуществлялся в отношении частных капиталистических предприятий и сводился к анализу ликвидности баланса и к оценке статей активов и пассивов.

В начале XX века анализ проводился в отношении государственных и кооперативных учреждений.

Во время ВОВ учету уделялось особое место ввиду того, что осуществлялась мобилизация всех внутренних резервов страны, снижение себестоимости и других факторов. И перед экономистами была поставлена задача строгого контроля и учета ресурсов с целью снижения затрат на производство.

В послевоенные годы ЭА становится более активным. Издается много научных трудов.

В 1960-1990 гг. в Москве, Питере и Киеве создавалось много институтов.

4. Обеспечение эффективности функционирования предприятия требует экономически грамотного управления производственной системой, которая заключается в реализации планирования, учета, анализа и принятие управленческого решения.

С помощью анализа выявляются тенденции развития, глубоко и системно изучаются факторы изменения результатов деятельности предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия и вырабатываются экономические стратегии развития его.

5. Задача – это способы реализации функции.

Функции ЭА:

  1.  изучение характера действия экономических законов;
  2.  научное обоснование текущих и перспективных планов;
  3.  контроль выполнения планов и экономических решений;
  4.  оценка эффективности использования экономических ресурсов;
  5.  поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и техники;
  6.  оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, а также достигнутому уровню развития экономики и использованию имеющихся возможностей;
  7.  разработка мероприятий по использованию выявленных резервов предприятия.

Принципы ЭА:

  1.  соответствие результатов и методик анализа к политике и закону;
  2.  научный характер исследований;
  3.  комплексность анализа;
  4.  системный подход в осуществлении анализа;
  5.  объективность, конкретность и точность анализа;
  6.  эффективность анализа;
  7.  оперативность анализа;
  8.  широкий круг работников  во время  проведения ЭА.

6. Виды анализа:

  1.  отраслевой признак: отраслевой и межотраслевой анализ;
  2.  признак времени: предварительный и последующий анализ;
  3.  пространственный признак: внутрихозяйственный и межхозяйственный анализ;
  4.  объект управления: технико-экономический анализ, финансово-экономический, бухгалтерский или аудиторский, социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый;
  5.  методика изучения: сравнительный, диагностический или экспресс-анализ, факторный, маргинальный, экономико-математический, стохастический или вероятностный, функционально-стоимостной анализ;
  6.  охват изучаемого объекта: сплошной и выборочный;
  7.  содержание программы: комплексный и тематический.

7. Экономические законы и механизмы их действия, изучаемые ЭТ, являются основой для анализа хоздеятельности. Но в отличие от нее в анализе изучаются явления и процессы, исключительно на уровне предприятия.

Результаты проведенных исследований используются при планировании и управлении предприятия.

Методы:

  1.  группировка;
  2.  сравнение;
  3.  индексный.

Без знания порядка финансирования и кредитования невозможно корректно осуществить аналитическую работу. Использование экономико-математических методов существенно ускорило анализ.

8. Методика – это совокупность способов и правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо деятельности.

Основные элементы методики:

  1.  цель и задачи;
  2.  объекты анализа;
  3.  система показателей;
  4.  описание способов исследования;
  5.  источники данных;
  6.  указания по организации анализа и подбору технических средств;
  7.  требования к оформлению результатов анализа;
  8.  субъекты и потребители результатов анализа.

Методика комплексного анализа. Основные этапы:

  1.  уточняются объекты, цель и задачи анализа;
  2.  разрабатываются системы синтетических и аналитических показателей, характеризующих данный объект;
  3.  сбор и подготовка информации к анализу;
  4.  сравнение результатов деятельности с планом с данными прошлых периодов со  средними и лучшими по отрасли и т.д.;
  5.  факторный анализ;
  6.  выявление неиспользованных и перспективных резервов;
  7.  общая оценка результатов анализа, а также разработка мероприятий по выявленным недостаткам и резервам.

9. Систематизация экономических показателей производится по следующим признакам:

  1.  количественные и качественные;
  2.  общие и специфические;
  3.  обобщающие, частные и вспомогательные;
  4.  абсолютные и относительные;
  5.  натуральные и стоимостные;
  6.  факторный и результативный;
  7.  нормативные, плановые, отчетные и аналитические, учетные.

10. Способы ЭА:

  1.  традиционные или логические способы: сравнение, расчет относительных или средних величин, графический, способ группировки, балансовый;
  2.  способы детерминированного (жестко выраженная зависимость) факторного анализа: интегральный, логарифмированный, цепные подстановки, абсолютных и относительных разниц;
  3.  способы стохастического факторного анализа: корреляционный, дисперсионный, многомерный факторный анализ;
  4.  способы оптимизации показателей: экономико-математические методы, программирование, теория массового обслуживания, теория игр.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81001. Категории детей с нарушениями зрения, их развитие и обучение 28.26 KB
  Кроме того следует отметить что в школьной практике очень часто встречаются прогрессирующие нарушения зрения: близорукость и дальнозоркость. Принимая за основу степень нарушения зрительной функции детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих. Различают разные степени потери зрения: ♦ абсолютная слепота при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения светоощущение и цветоразличие; ♦ практическая слепота при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты или остаточное зрение...
81002. Категории детей с речевыми нарушениям, их развитие и обучение 30.41 KB
  Дисфония – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония).
81003. Категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Развитие и обучение детей с церебральным параличом 27.91 KB
  Развитие и обучение детей с церебральным параличом Отмечают различные виды патологии опорнодвигательного аппарата. Эти расстройства обнаруживаются у детей уже в первые месяцы жизни ребенка. Нарушения интеллектуального развития часто незначительны и многие из таких детей могут обучаться в массовой школе.
81004. Категории детей со сложным (комбинированным) дефектом. Особенности развития и обучения слепоглухонемых детей 29.08 KB
  Особенности развития и обучения слепоглухонемых детей К сложным нарушениям детского развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений зрения слуха речи умственного развития и др. Разделение детей со сложными нарушениями по выраженности каждого из имеющихся дефектов позволяет определить их основные трудности и построить программу их обучения и воспитания. Возможность социальной адаптации таких детей включение их в организованное обучение во многом определяются тем в каком возрасте наступила потеря зрения и слуха.
81005. Развитие аутичных детей, особенности коррекционной работы с ними 34.07 KB
  Дети I группы 8 с аутистической отрешенностью от окружающего характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Эти дети мутичны. Наиболее тяжелые проявления аутизма: дети не имеют потребности в контактах не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими не овладевают навыками социального поведения самообслуживания. Дети II группы 62 с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет...
81006. Особенности развития детей-психопатов, особенности коррекционной работы с ними 30 KB
  Врожденная недостаточность отдельных мозговых систем проявляется в ряде особенностей личности и поведения детей. Для детей этой категории характерны: замкнутость повышенная впечатлительность вялость нерешительность боязнь нового затруднения в общении с детьми предпочтение общества взрослых. Движения таких детей неловки медлительны.
81007. Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения 28.34 KB
  Несмотря на то что интеллект у детей с органической психопатией не нарушен продуктивность в обучении у них часто бывает недостаточно высокой поскольку они приступают к выполнению задания без предварительного обдумывания не сосредоточены на нем. Этих детей не затрудняет усвоение чтения письма и счета но они плохо вовлекаются в деятельность не доводят начатой работы до конца выполняют ее небрежно неряшливо. Следовательно самое главное при обучении детей с органической психопатией настойчиво приучать их к тщательному выполнению...
81008. Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими астеническое, реактивное состояние, конфликтные переживания 31.78 KB
  Причины течения данных нарушений разные но их объединяет следующее: у этих детей нет органического поражения головного мозга. Во время работы у таких детей быстро наступает утомляемость происходит нервное истощение возникают головные боли. Особенности астении при заболевании внутренних органов наиболее характерно проявляются у детей с медленно текущей туберкулезной интоксикацией. Эмоциональное состояние у таких детей нестабильное поэтому они чутко реагируют на неблагоприятную обстановку в классе и дома.
81009. Психолого-педагогические методы коррекции 31.95 KB
  Общепедагогические методы: словесные методы наглядные практические методы стимулирования метод оценки. Специфические методы коррекции: метод игнорирования метод переключения внимания на другую деятельность метод испытаний метод естественных последствий метод фиктивной выдуманной коррекции метод заставания врасплох метод парадоксальной интенции метод обратного действия.Словесные методы Преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи...