47564

Понятие предмет и метод экономического анализа

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Методом ЭА является системное комплексное изучение, измерение и обобщение влияние факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системных показателей, плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства.

Русский

2014-12-20

47 KB

0 чел.

Лекция №1

Понятие предмет и метод экономического анализа

ДЗ: повторить всю теорию статистики

  1.  Понятие экономического анализа (ЭА)
  2.  Предмет и метод научного подхода
  3.  История развития анализа
  4.  ЭА как одна из функций управления бизнесом
  5.  Задачи и принципы ЭА
  6.  Виды анализа
  7.  Анализ и смежные науки
  8.  Методика анализа
  9.  Показатели в ЭА
  10.  Инструментарий ЭА

1. Анализ – это способ познания предметов и  явлений окружающей среды,  основанный на расчленении целого  на составные части  и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

ЭА как наука является результатом развития производительных сил и производственных отношений.

2. Предметом АХД являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов на предприятии.

Объектом анализа являются экономические результаты хозяйственной деятельности,  такие как производство, реализация продукции.

Методом ЭА является системное комплексное изучение, измерение и обобщение влияние факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системных показателей, плана, учета, отчетности  и других источников информации с целью повышения эффективности производства.

Характерные черты применения метода АХД:

  1.  необходимость постоянного сравнения;
  2.  необходимость изучения внутренних противоречий;
  3.  учет всех взаимосвязей;
  4.  количественная оценка причинно-хозяйственных связей;
  5.  системный подход;
  6.  разработка и использование систем показателей.

3. Основополагающей основой для развития ЭА является политическая экономия. Основными представителями ЭА являлись Ксенофонт, Риккардо и другие. Лука Пачолли в  XV-XVI создал Трактат о счетах и записях. Эдинбургский институт аудита (конец XIX века).

В эпоху Царской России анализ осуществлялся в отношении частных капиталистических предприятий и сводился к анализу ликвидности баланса и к оценке статей активов и пассивов.

В начале XX века анализ проводился в отношении государственных и кооперативных учреждений.

Во время ВОВ учету уделялось особое место ввиду того, что осуществлялась мобилизация всех внутренних резервов страны, снижение себестоимости и других факторов. И перед экономистами была поставлена задача строгого контроля и учета ресурсов с целью снижения затрат на производство.

В послевоенные годы ЭА становится более активным. Издается много научных трудов.

В 1960-1990 гг. в Москве, Питере и Киеве создавалось много институтов.

4. Обеспечение эффективности функционирования предприятия требует экономически грамотного управления производственной системой, которая заключается в реализации планирования, учета, анализа и принятие управленческого решения.

С помощью анализа выявляются тенденции развития, глубоко и системно изучаются факторы изменения результатов деятельности предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия и вырабатываются экономические стратегии развития его.

5. Задача – это способы реализации функции.

Функции ЭА:

  1.  изучение характера действия экономических законов;
  2.  научное обоснование текущих и перспективных планов;
  3.  контроль выполнения планов и экономических решений;
  4.  оценка эффективности использования экономических ресурсов;
  5.  поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и техники;
  6.  оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, а также достигнутому уровню развития экономики и использованию имеющихся возможностей;
  7.  разработка мероприятий по использованию выявленных резервов предприятия.

Принципы ЭА:

  1.  соответствие результатов и методик анализа к политике и закону;
  2.  научный характер исследований;
  3.  комплексность анализа;
  4.  системный подход в осуществлении анализа;
  5.  объективность, конкретность и точность анализа;
  6.  эффективность анализа;
  7.  оперативность анализа;
  8.  широкий круг работников  во время  проведения ЭА.

6. Виды анализа:

  1.  отраслевой признак: отраслевой и межотраслевой анализ;
  2.  признак времени: предварительный и последующий анализ;
  3.  пространственный признак: внутрихозяйственный и межхозяйственный анализ;
  4.  объект управления: технико-экономический анализ, финансово-экономический, бухгалтерский или аудиторский, социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый;
  5.  методика изучения: сравнительный, диагностический или экспресс-анализ, факторный, маргинальный, экономико-математический, стохастический или вероятностный, функционально-стоимостной анализ;
  6.  охват изучаемого объекта: сплошной и выборочный;
  7.  содержание программы: комплексный и тематический.

7. Экономические законы и механизмы их действия, изучаемые ЭТ, являются основой для анализа хоздеятельности. Но в отличие от нее в анализе изучаются явления и процессы, исключительно на уровне предприятия.

Результаты проведенных исследований используются при планировании и управлении предприятия.

Методы:

  1.  группировка;
  2.  сравнение;
  3.  индексный.

Без знания порядка финансирования и кредитования невозможно корректно осуществить аналитическую работу. Использование экономико-математических методов существенно ускорило анализ.

8. Методика – это совокупность способов и правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо деятельности.

Основные элементы методики:

  1.  цель и задачи;
  2.  объекты анализа;
  3.  система показателей;
  4.  описание способов исследования;
  5.  источники данных;
  6.  указания по организации анализа и подбору технических средств;
  7.  требования к оформлению результатов анализа;
  8.  субъекты и потребители результатов анализа.

Методика комплексного анализа. Основные этапы:

  1.  уточняются объекты, цель и задачи анализа;
  2.  разрабатываются системы синтетических и аналитических показателей, характеризующих данный объект;
  3.  сбор и подготовка информации к анализу;
  4.  сравнение результатов деятельности с планом с данными прошлых периодов со  средними и лучшими по отрасли и т.д.;
  5.  факторный анализ;
  6.  выявление неиспользованных и перспективных резервов;
  7.  общая оценка результатов анализа, а также разработка мероприятий по выявленным недостаткам и резервам.

9. Систематизация экономических показателей производится по следующим признакам:

  1.  количественные и качественные;
  2.  общие и специфические;
  3.  обобщающие, частные и вспомогательные;
  4.  абсолютные и относительные;
  5.  натуральные и стоимостные;
  6.  факторный и результативный;
  7.  нормативные, плановые, отчетные и аналитические, учетные.

10. Способы ЭА:

  1.  традиционные или логические способы: сравнение, расчет относительных или средних величин, графический, способ группировки, балансовый;
  2.  способы детерминированного (жестко выраженная зависимость) факторного анализа: интегральный, логарифмированный, цепные подстановки, абсолютных и относительных разниц;
  3.  способы стохастического факторного анализа: корреляционный, дисперсионный, многомерный факторный анализ;
  4.  способы оптимизации показателей: экономико-математические методы, программирование, теория массового обслуживания, теория игр.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54556. A compiler system for windows 7.36 MB
  I was working since several years in a compiler environment project. I had written an editor ‘Wedit’ and sold some copies of it to fellow programmers in Paris. But my editor project was stuck: it missed the compiler. Once people bought the compiler with its integrated editor, they wouldn’t think about using any other one. The editor was actually considered as an afterthought. The effort of learning a new editor was considered too big. Besides, the new programming environments were more and more closed.
54557. Отношения собственности и их реализация 18.04 KB
  В системе экономических отношений собственность всегда ассоциируется с определенными вещами, благами, продуктами интеллектуального труда. Но это лишь формы материализации собственности.
54558. Сон – залог здоровья 90 KB
  Задачи: расширить представление о сне; проделать опыты и упражнения, показывающие влияние сна на здоровье человека; сделать выводы, предложить здоровые нормы поведения перед сном; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
54559. Сущность, место и роль государственной собственности 18.58 KB
  Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики, и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности.
54560. Основные черты рыночной экономики. Функции рынка 19.07 KB
  Современная экономика всех развитых государств носит рыночный характер, это объясняется тем, что рыночная экономика оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем.
54561. Основні методи доведення нерівностей 255.5 KB
  Мета: освітня: систематизувати та відкоригувати вміння та навички доводити нерівності різними методами: використання означення нерівності доведення від супротивного використання відомої нерівності виділення квадрата двочлена застосування ключових нерівностей; перевірити та встановити рівень оволодіння учнями способів доведення нерівностей вміння та навички у нестандартних ситуаціях творчість учнів у завданнях найвищого рівня завданнях олімпіадного характеру; повторити глибоко осмислити навчальний матеріал з метою формування...
54562. Розробка уроків (пар) алгебри для 9-го класу з теми «Нерівності» 865 KB
  Разом з розвязаними вправами вправами для розвязування біля дошки приклади для самостійного розвязку учнями роботою з картками домашніми завданнями завданнями для повторення матеріалу за попередні класи та теми все це є єдиним цілим для вчителя який візьме дану розробку і буде спиратися на неї як на свій власний конспект. Включення ж до теми методу інтервалів є логічним кроком при розгляді теорії нерівностей адже він просто губиться при подальшому викладанні і при нагоді може слугувати методом розвязування квадратичних...
54563. Розвязування квадратичних нерівностей 231 KB
  Мета уроку: Формувати вміння та навички з розвязування Квадратичних нерівностей; розвивати логічне мислення, мову учнів; виховувати цікавість до математики, культуру математичних записів. Тип уроку: урок формування вмінь і навичок. Обладнання: компютера, таблиці.
54564. Лінійні нерівності з однією змінною 51.5 KB
  Мета уроку: систематизувати і узагальнити знання учнів по темі продовжити формувати практичні навики по розвязуванню нерівностей; на прикладах показати учням застосування нерівностей до практичних задач; стежити за дотриманням учнями графічної культури; розвивати математичну мову логічне мислення; вчити учнів працювати з підручником. Що називається розв`язком нерівності Що означає розвязати нерівність 4. Сформулювати властивості які використовуються при розвязуванні нерівностей. Ті учні які під час попередньої...