47567

Экономика и организация отрасли. Методические указания

Книга

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

На основе данных из справочника Госкомстата Торговля в России заполните приведенные ниже таблицы и сделайте вывод о вкладе торговли в российскую экономику. вес в общем объеме Таблица 10 Экономическая ситуация и ее изменение в организациях торговли Розничная торговля Оптовая торговля 2005 2008 2009 2010 2005 2008 2009 2010 Экономическая ситуация Благоприятная Удовлетворительная Неблагоприятная Баланс оценок Изменение экономической ситуации Улучшение Без изменений Ухудшение Баланс оценок Семинар 3. Структура торговой отрасли Тест по ГОСТам в...

Русский

2013-11-30

560 KB

21 чел.

PAGE  7

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пермский институт (филиал)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Экономического анализа и статистики

Пфлюг Вера Павловна

Экономика и организация отрасли

методические указания для студентов заочной формы обучения

направление подготовки: 080200 «Менеджмент»

профиль «Экономика и управление организацией»

квалификация: бакалавр

Рекомендовано кафедрой экономического анализа и статистики Пермского

института (филиала) РГТЭУ

Протокол № 2

от «14» сентября 2012 г.

И.О. зав. кафедрой Климов Д.В.

Пермь 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Задания для самостоятельной работы студентов

3

2.

Общие указания по выполнению курсовой работы

13

3.

Вопросы для подготовки к экзамену

29

4.

Список источников

31

1. Задания для самостоятельной работы студентов

Особенности балльно-рейтинговой системы при изучении дисциплины «Экономика и организация отрасли»

Во время изучения курса «Экономика и организация отрасли» используются четыре вида рейтинга:   

– нормативный рейтинг – это максимально возможная сумма баллов, которую студент может набрать за период освоения дисциплины;  

– фактический рейтинг – это баллы, которые студент набирает по результатам текущего и рубежного контроля;

– проходной рейтинг – это минимум баллов, набрав который студент будет считаться аттестованным по дисциплине;

– пороговый рейтинг – это минимальный фактический рейтинг семестрового контроля, набрав который, студент допускается до промежуточного контроля (экзамена).  

Виды рейтинга и их значение при изучении дисциплины «Экономика и организация отрасли» приведены в таблице 1.

Таблица 1

Виды рейтинга и их значения при изучении дисциплины

«Экономика и организация отрасли»

Вид рейтинга

Значение

Нормативный рейтинг

100 баллов

Проходной рейтинг

20 баллов

Пороговый рейтинг

40 баллов

Фактический рейтинг

Балл

Традиционная система оценок

90 – 100

Отлично

70 – 89

Хорошо

50 – 69

Удовлетворительно

0 – 49

Неудовлетворительно

Для набора рейтинга студенту заочной формы обучения необходимо выполнить два контрольных этапа: текущий и промежуточный контроль.

Текущий контроль – осуществляется в течение семестра и позволяет оценивать достигнутые студентом успехи во время лекций и семинарских занятий. Формы текущего контроля представлены в таблице 2. Допуск к экзамену получает тот, кто набрал от 40 до 60 баллов.

Промежуточный контроль осуществляется в форме экзамена, который предполагает ответ на два теоретических вопроса и решение проблемной задачи. При этом каждый вопрос имеет равнозначную стоимость, равную 10 баллам, а также значимость для получения оценки в целом. Если результат экзамена оценивается менее чем десятью баллами, экзамен считается несданным. Если студент во время экзамена набирает 10 и более баллов, то они суммируются с баллами за текущую работу и переводятся в академическую оценку согласно данным таблицы 1.

Таблица 2

Карта форм текущего контроля

по дисциплине «Экономика и организация отрасли»

(для направления подготовки 080200 «Менеджмент»)

Заочная форма обучения

Формы текущего контроля

Баллы

Максимум за семестр

1

2

3

4

1

Семинар «Отрасль и рынок»

0 – 8

8

2

Семинар «Торговля как отрасль национальной экономики»

0 – 20

20

3

Семинар «Структура торговой отрасли»

0 – 20

20

4

Семинар «Интеграционные процессы в торговле»

0 – 6

6

5

Семинар «Предприятие сферы товарного обращения в системе рыночных отношений»

0 – 6

6

Всего за семестр

60

Семинар 1. Отрасль и рынок

Задание 1.

На основе данных из справочника Госкомстата «Российский статистический ежегодник» (раздел 6) заполните приведенные ниже таблицы и сделайте вывод о структуре занятости в российской экономике и особенностях ее изменения.

Таблица 3

Среднегодовая численность занятых в экономике

по видам экономической деятельности

Тысяч человек

В процентах к итогу

2005

2010

2011

2005

2010

2011

Всего в экономике

100

100

100

в том числе по видам экономической деятельности:

-

-

-

-

-

-

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

рыболовство, рыбоводство

добыча полезных ископаемых

обрабатывающие производства

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

строительство

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

гостиницы и рестораны

транспорт и связь

финансовая деятельность

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

государственное управление и обеспечение военной безопасности; соц. страхование

Тысяч человек

В процентах к итогу

2005

2010

2011

2005

2010

2011

образование

здравоохранение и предоставление социальных услуг

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Таблица 4

Среднегодовая численность занятых в экономике

по формам собственности

Тысяч человек

В процентах к итогу

1992

2000

2008

2010

2011

1992

2000

2008

2010

2011

Всего в экономике

100

100

100

100

100

в том числе по формам

собственности:

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

государственная, муниципальная

частная

собственность общественных и религиозных

организаций

(объединений)

смешанная российская

иностранная,

совместная

российская и

иностранная

Семинар 2. Торговля как отрасль национальной экономики

Задание 1.

На основе данных из справочника Госкомстата «Торговля в России» заполните приведенные ниже таблицы и сделайте вывод о вкладе торговли в российскую экономику.

Таблица 5

Производство ВВП в разрезе видов экономической деятельности

2005,

млрд. р.

2008

2009

2010

млрд. р.

в % к 2005 г

млрд. р.

в % к 2008 г

млрд. р.

в % к 2009 г

ВВП

в том числе:

Промышленность,

уд. вес в общем объеме

Сельское хозяйство,

уд. вес в общем объеме

2005,

млрд. р.

2008

2009

2010

млрд. р.

в % к 2005 г

млрд. р.

в % к 2008 г

млрд. р.

в % к 2009 г

Торговля,

уд. вес в общем объеме

Финансовая деятельность,

уд. вес в общем объеме

Образование,

уд. вес в общем объеме

Здравоохранение,

уд. вес в общем объеме

Таблица 6

Среднегодовая численность занятых в экономике

по видам экономической деятельности

2005,

тыс.  чел.

2008

2009

2010

тыс.  чел.

в % к 2005 г

тыс.  чел.

в % к 2008 г

тыс.  чел.

в % к 2009 г

Всего в экономике

из них по видам экономической деятельности:

Промышленность,

уд. вес в общем объеме

Сельское хозяйство,

уд. вес в общем объеме

Торговля,

уд. вес в общем объеме

Финансовая деятельность,

уд. вес в общем объеме

Образование,

уд. вес в общем объеме

Здравоохранение,

уд. вес в общем объеме

Таблица 7

Поступление налоговых платежей и сборов в бюджетную систему РФ

по видам экономической деятельности

2005,

млн. р.

2008

2009

2010

млн. р.

в % к 2005 г

млн. р.

в % к 2008 г

млн. р.

в % к 2009 г

Всего

из них по видам экономической деятельности:

Промышленность,

уд. вес в общем объеме

Сельское хозяйство,

уд. вес в общем объеме

Торговля,

уд. вес в общем объеме

Финансовая деятельность,

уд. вес в общем объеме

2005,

млн. р.

2008

2009

2010

млн. р.

в % к 2005 г

млн. р.

в % к 2008 г

млн. р.

в % к 2009 г

Образование,

уд. вес в общем объеме

Здравоохранение,

уд. вес в общем объеме

Задание 2.

На основе данных из справочника Госкомстата «Торговля в России» заполните приведенные ниже таблицы и сделайте вывод об инвестиционной привлекательность торговой отрасли и общем состоянии экономической ситуации.

Таблица 8

Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности

2005,

млн. р.

2008

2009

2010

млн. р.

в % к 2005 г

млн. р.

в % к 2008 г

млн. р.

в % к 2009 г

Всего

из них по видам экономической деятельности:

Промышленность,

уд. вес в общем объеме

Сельское хозяйство,

уд. вес в общем объеме

Торговля,

уд. вес в общем объеме

Финансовая деятельность,

уд. вес в общем объеме

Образование,

уд. вес в общем объеме

Здравоохранение,

уд. вес в общем объеме

Таблица 9

Поступление иностранных инвестиций

по видам экономической деятельности (млн. долларов США)

2009

2010

Всего

в том числе

Всего

в том числе

прямые

портфельные

прочие

прямые

портфельные

прочие

Всего

из них по видам экономической деятельности:

Промышленность,

уд. вес в общем объеме

Сельское хозяйство,

уд. вес в общем объеме

2009

2010

Всего

в том числе

Всего

в том числе

прямые

портфельные

прочие

прямые

портфельные

прочие

Торговля,

уд. вес в общем объеме

Финансовая деятельность,

уд. вес в общем объеме

Образование,

уд. вес в общем объеме

Здравоохранение,

уд. вес в общем объеме

Таблица 10

Экономическая ситуация и ее изменение в организациях торговли

Розничная торговля

Оптовая торговля

2005

2008

2009

2010

2005

2008

2009

2010

Экономическая ситуация

Благоприятная

Удовлетворительная

Неблагоприятная

Баланс оценок

Изменение экономической ситуации

Улучшение

Без изменений

Ухудшение

Баланс оценок

Семинар 3. «Структура торговой отрасли»

Тест по ГОСТам в сфере торговли

1. Оптовая торговля – это…

а) торговля товарами с последующей их перепродажей или для профессионального использования;

б) торговля, осуществляемая по заказам, выполняемым путем почтовых операций;

в) внемагазинная торговля;

г) торговля, осуществляемая посредством биржи.

2. Розничная торговля – это…

а) стационарная торговая сеть;

б) торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;

в) магазинная торговля;

г) реализация товара единичными продавцами.

3. Формат торгового предприятия – это…

а) совокупность таких показателей как, ассортимент, уровень обслуживания, режим работы, уровень цен, месторасположение;

б) предприятия, относящиеся к одной торговой сети;

в) торговые предприятия, имеющие централизованное управление и снабжение;

г) все ответы верные.

4. К какому виду услуг предприятий общественного питания относятся услуи по изготовлению кулинарной продукции и созданию условий для ее реализации и потребления в соответствии с типом и классом предприятия?

а) услуги питания;

б) услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;

в) услуги по организации потребления и обслуживания;

г) услуги по реализации кулинарной продукции.

5. Что является дополнительной услугой в торговле?

а) продажу товаров в кредит; б) доставку товаров на дом;

в) консультацию продавца;     г) предоставление упаковки.

6. К какому виду услуг розничной торговли относится услуга по приему и исполнению заказов на товары?

а) услуги по реализации товаров;

б) услуги по оказанию помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;

в) информационно-консультационные услуги;

г) создание удобств покупателям.

7. К какому виду услуг розничной торговли относится услуга по реализации продуктов питания с потреблением на месте?

а) услуги по реализации товаров;  

б) услуги по оказанию помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;

в) информационно-консультационные услуги;

г) создание удобств покупателям.

8. Торговая сеть – это…

а) торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного использования;

б) совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением;

в) сеть предприятий, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях;

г) совокупность торговых предприятий, функционирующих на одном товарном рынке.

9. Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и (или) непродовольственные товары универсального ассортимента по форме самообслуживания преимущественно из транспортной тары населению, а также предприятиям для последующей перепродажи, использования в мелком производстве или оказания услуг населению, торговой площадью от 650 кв. м. – это…

а) оптовый магазин;     б) гипермаркет;     в) авто-магазин;     г) магазин-склад.

10. Предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары универсального ассортимента, использующее различные формы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью в городской торговле от 3500 кв. м и в сельской торговле – от 650 кв. м.

а) универсам;     б) универмаг;     в) гипермаркет;     г) супермаркет.

11. Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента с преобладанием в нем гастрономии с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок, торговой площадью от 400 кв. м.

а) универсам;     б) гастроном;     в) гипермаркет;     г) супермаркет.

12. Предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых швейные и трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия, торговой площадью от 18 кв. м. – это…

а) комиссионный магазин;     б) промтовары;     

в) магазин «Товары повседневного спроса»;     г) павильон.

13. В каком нормативном документе определена классификация предприятий розничной торговли?

а) в федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»;

б) в Государственных стандартах РФ;

в) в Стратегии развития торговли в РФ;

г) в санитарных правилах РФ.

14. Услуга розничной торговли – это…

а) консультирование покупателей при совершении ими покупки;

б) результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договору купли-продажи;

в) результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей потребителя в питании и проведении досуга;

г) комплекс оказываемых предприятием услуг, объединенных одним признаком.

15. Товарообращение это…

а) обмен товаров;

б) процесс обращения объектов собственности посредством возмездных договоров;

в) обмен товаров с помощью денег;

г) производство благ для последующей продажи.

16. Класс предприятия общественного питания – это…

а) характерные условия обслуживания, ассортимент реализуемой продукции и техническая оснащенность;

б) разнообразие предлагаемых кухонь и площадь предприятия;

в) совокупность отличительных признаков предприятия конкретного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания;

г) совокупность всех указанных выше критериев.

17. Предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая заказные и фирменные блюда и изделия; алкогольные, прохладительные, горячие и другие виды напитков, мучные кондитерские и булочные изделия, табачные изделия, покупные товары, с высоким уровнем обслуживания и, как правило, в сочетании с организацией отдыха и развлечений – это…

а) бар;     б) кафе;     в) столовая;     г) ресторан.

18. Предприятие общественного питания по организации питания и (или без) отдыха потребителей с предоставлением ограниченного ассортимента продукции общественного питания, реализующее фирменные, заказные блюда, изделия и алкогольные и безалкогольные напитки – это...

а) бар;     б) кафе;     в) столовая;     г) ресторан.

19. По классам: «люкс», «высший», «первый», – подразделяются…

а) бары;     б) кофейни;     в) кафе;     г) кафетерии.

20. К какому виду услуг общественного питания относятся услуги по изготовление блюд из сырья заказчика на предприятии?

а) услуги питания;

б) услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;

в) услуги по организации потребления и обслуживания;

г) услуги по реализации кулинарной продукции.

21. К какому виду услуг общественного питания относятся услуги по комплектации наборов кулинарной продукции в дорогу?

а) услуги по реализации кулинарной продукции;     б) услуги по организации досуга;

в) информационно-консультативные услуги;                  г) услуги питания.

Семинар 4. Интеграционные процессы в торговле

Задание 1.

Практическое применение индекса HHI. Рассмотрите приведенный ниже пример, обоснуйте при помощи расчета индекса HHI почему было запретило слияние компаний.

В 1986 г. были запрещены наметившиеся слияния компаний «Кока-кола» и «Доктор Пеппер», «Пепси-кола» и «Севен ап» на том основании, что оба эти слияния, по всей вероятности, способствовали бы ослаблению конкуренции на рынке прохладительных напитков. Начальное (до слияния) значение HHI в этой отрасли равнялось 2510, так что в отрасли уровень концентрации с самого начала был высоким. Доля компании «Кока-кола» на рынке составляла 40 %, а «Доктор Пеппер» – 6,5 %. Таким образом, вклад этих двух компаний в начальные значения HHI составлял: 40² + 6,5² = 1642 пункта. В случае слияния их доля в рынке составила бы 46,5 %, а их вклад в конечное (после слияния) значение HHI – 46,5² = 2162 пункта. Слияние фирм «Кока-кола» и «Доктор Пеппер», следовательно, привело бы к росту индекса HHI на 520 (2162 – 1642) пунктов (с 2510 до 3030). Это намечавшееся слияние определенно выходило за рамки нормативных показателей, содержащихся в данных указаниях.

Задание: рассчитать последствия слияния «Пепси-кола» и «Севен ап». Если «Пепси-кола» имеет долю в 28 %, а «Севен ап» – 7 %.

Задание 2.

Проанализируйте приведенные ниже ситуации. О каких видах интеграции в них говорится?

Ситуация 1.

В июле 2010 года X5 Retail Group, контролирующая торговые сети «Пятерочка» и «Перекресток» получила разрешение на покупку бизнеса сети дискаунтеров «Копейка». Эта сделка позволит X5 Retail Group наполовину увеличить количество магазинов-дискаунтеров.

Ситуация 2.

2 августа 2011 года в центре Перми открылся первый фирменный магазин Мясокомбината «Кунгурский». Широкий ассортимент продукции – колбасные изделия, деликатесы, полуфабрикаты и свежее мясо. Всего более 200 наименований. В ближайших планах предприятия расширить ассортимент и поставлять свежую баранину и мясо индейки.

Ситуация 3.

Фирма-производитель шоколада «Бабаевский» приобрела контрольный пакет акций крупной автотранспортной компании, специализирующейся на транспортировке готовой продукции по магазинам Москвы, что открыло ей широкие возможности по расширению клиентской базы и улучшению качества обслуживания. Также фирма включила в свой состав предприятия по производству сырья, сухого молока, что помогло ей более успешно контролировать качество поступающего сырья, и значительно снизить закупочные цены на один из основных видов сырья.

Ситуация 4.

ОАО «ЛУКойл», компания добывающая нефть, в 2000 году приобрела американскую корпорацию «Getty Petroleum Marketing Inc», получив таким образом контроль над сетью автозаправочных станций в США и впервые выйдя на американский розничный рынок нефтепродуктов.

Ситуация 5.

В 1998 году произошло объединение немецкой компании Daimler-Benz и американской компании Chrysler Corp, основной целью которого стало, в первую очередь, использование готовой сбытовой сети в сфере деятельности партнера и ликвидации двойных усилий там, где они имелись.

Семинар 5. Предприятие сферы товарного обращения

в системе рыночных отношений

Задание 1.

Рассчитайте потребность в торговой площади для вновь возводимого жилого микрорайона города с численностью населения 100 тыс. чел. Заполните таблицу.

Для расчета используйте базовые показатели минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по РФ, приведенные в Постановлении Правительства РФ от 24.09.2010 № 754 «Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов».

Размер муниципальной площади, выделяемой под предприятия торговли, составляет 25 % от общей потребности, что соответствует доле муниципального жилья в застройке.

Таблица 11

Потребность в торговой площади

Предприятие

Норматив на 1000

жителей

Необходимое количество по расчету

В том числе

Муниципальные площади

Коммерческие площади

Продовольственные

магазины,

кв. м. торговой площади

Непродовольственные

магазины,

кв. м. торговой площади

2. Общие указания по выполнению курсовой работы

В соответствии с учебным планом студенты, обучающиеся по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (профиль «Экономика и управление организацией», квалификация: бакалавр), выполняют курсовую работу по дисциплине «Экономика и организация отрасли».

Курсовая работа – самостоятельное творческое исследование одной из проблем учебного курса. В ней должны быть отражены уровень теоретического мышления студента, умение применять знания, формулировать свою позицию по спорным проблемам и отстаивать ее, степень владения специальной литературой по избранной теме. Выполнение курсовой работы имеет следующие цели:

Систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по учебному курсу.

Развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследовательской деятельности.

Совершенствование умения работать с нормативными документами, научной и публицистической экономической литературой.

Развитие умения делать обобщения, выводы, определять направления и тенденции развития предмета исследования в изучаемой области.

Формирование навыков оформления научной исследовательской работы.

Курсовая работа выполняется студентами по теме, которая  выбирается самостоятельно из предложенного списка. Тема определяется по начальной букве фамилии студента.

Таблица 12

Определение варианта курсовой работы

Первая буква

фамилии

№ темы курсовой

работы

Первая буква

фамилии

№ темы курсовой

работы

А, Л, Х

1, 11, 21, 31

Е, Р, Э

6, 16, 26, 36

Б, М, Ц

2, 12, 22, 32

Ж, С, Ю

7, 17, 27, 37

В, Н, Ч

3, 13, 23, 33

З, Т, Я

8, 18, 28, 38

Г, О, Ш

4, 14, 24, 34

И, У

9, 19, 29, 39

Д, П, Щ

5, 15, 25, 35

К, Ф

10, 20, 30, 40

В рамках определенных тем следует выбрать одну, представляющую наибольший личный интерес. В целом рекомендуется выбирать тему с учетом дальнейшего использования материалов при написании выпускной квалификационной работы. Выбранная тема согласовывается с руководителем.

Выполнение курсовой работы проходит в определенной последовательности:

Выбор темы.

Составление плана работы.

Сбор материала.

Изложение материала.

Оформление работы.

Передача ее руководителю на рецензию.

Защита курсовой работы.

Руководитель курсовой работы осуществляет следующие функции:

Составляет календарный график выполнения курсовой работы.

Оказывает помощь в подборе литературы, справочных материалов и других источников по теме.

Проводит консультации по мере необходимости (составление плана курсовой работы, проверка первичного варианта работы и т.д.).

Проверяет выполнение работы в соответствии с календарным графиком.

Пишет рецензию на готовую курсовую работу.

По согласованию с учебным отделом организует защиту курсовой работы в рамках учебного расписания.

В структуре курсовой работы выделяются:

Титульный лист.

Содержание.

Введение.

Главы основной части.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Требования к содержанию каждой структурной части.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется по строго определенным правилам.

Содержание отражает структуру курсовой работы. Это вторая страница после титульного листа. Не допускается повторение в названии главы темы курсовой работы, в названии параграфа – названия главы. Названия глав и параграфов должны отражать основную суть их содержания.

Во введении должна быть обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи работы, указан предмет исследования, обосновано структурное построение работы. Максимальный объем введения – две страницы.

В основной части работы, состоящей из трех глав, последовательно раскрывается тема, решаются задачи, сформулированные во введении.

Первая глава работы является теоретической. Она содержит обзор экономической научной и учебной литературы по существу заявленной темы и выявляет место изучаемой проблемы в системе научного знания.

Вторая глава работы носит аналитический характер. В ней излагается современное состояние предмета исследования курсовой работы на основе анализа публикаций периодической печати. Данный материал призван расширить, углубить и подтвердить информацию, изложенную в первой главе. Не допускается использование устаревшей, утратившей актуальность литературы, поэтому необходимо пользоваться источниками, опубликованными не позднее последних двух-трех лет. Использование материалов сети Интернет допускается, но при наличии ссылки на соответствующие сайты, фамилии автора и названия публикации. Желательно проиллюстрировать анализ статистическими данными.

Третья глава должна содержать обобщение тенденций, перспектив развития либо обзор прогнозов состояния исследуемого в курсовой работе вопроса.

Первая и вторая главы содержат деление на параграфы (2 – 3 параграфа на главу), третья глава может не содержать деления на параграфы. Общий объем раздела составляет 20 – 25 страниц.

Заключение – самостоятельная часть курсовой работы, в которой подводятся итоги проведенного исследования, отражается решение задач, поставленных во введении, предлагаются обобщения и выводы, полученные в процессе выполнения работы, формулируются предложения и рекомендации по излагаемой теме. Предельный объем заключения – 2 страницы.

Список литературы показывает степень изученности темы студентом. Он также позволяет подтвердить достоверность и точность приводимых заимствований. В связи с изменением законодательства и во избежание использования неактуальных данных, рекомендуется использование в качестве источников изданий, вышедших в течение последних трех лет.

В список литературы не включаются те источники, на которые нет ссылок в тексте работы.

Список использованных источников следует составлять в следующем порядке:

Законодательные и нормативно-методические документы и материалы (Законы РФ, постановления Правительства РФ, положения, инструкции, методические рекомендации). Нормативно-законодательные акты приводятся в первой и последней редакции с указанием их номера и дат. Источники располагаются в обратно – хронологической последовательности (вначале новые, затем принятые ранее).  

Специальная научная литература (монографии, сборники статей, докладов, материалы конференций и т.д.). Не следует отделять книги от статей. Источники располагаются в алфавитном порядке.

Справочная литература (словари, справочники, энциклопедии, статьи из энциклопедии). Источники располагаются в алфавитном порядке.

Электронные ресурсы (электронная статья, электронный журнал, электронные данные, базы данных). Источники располагаются в алфавитном порядке.

Литература на иностранных языках. Источники располагаются в алфавитном порядке.

Каждому источнику присваивается порядковый номер. Нумерация является сквозной. Каждая библиографическая запись начинается с красной строки.

Сведения о книгах должны включать следующие данные:

Фамилия и инициалы автора (авторов).

Название работы. Название дается без сокращений и кавычек, после названия ставится точка.

Том, часть пишут с прописной буквы сокращенно с точкой (Т.,Ч.). После этого ставится номер тома или части.

Место издания (для Москвы – сокращенно М., для Санкт-Петербурга – СПб.; для всех остальных городов – полное наименование). Место издания пишется с прописной буквы. Перед сведениями о месте издания ставится точка и тире (. ). После места издания ставится двоеточие.  

Наименование издательства пишется без кавычек с прописной буквы, после него ставится запятая.

Год издания состоит из четырех цифр. После года издания ставится точка.

Общее количество страниц. Информация о страницах отделяется от предшествующих записей посредством тире, например: – 397 с.

Например:

Законодательно-нормативный документ:

ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» № 381-ФЗ от 28.12.2009 г.

ГОСТ Р 51303 – 99 Торговля. Термины и определения.

Книга (учебник, монография и т.д.):

Фридман А.М. Экономика предприятия торговли и питания потребительского общества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 624 с.

Учебник, выпущенный под редакцией:

Экономика предприятий торговли и общественного питания/под ред. Т.И. Николаевой, Н.Р.Егоровой. – М.: Кнорус, 2006. – 239 с.

Статья в журнале (газете):

Лукьянов С., Кисляк Н. Отраслевые барьеры входа как важнейший инструмент политики ограничения конкуренции // Вопросы экономики. – 2007. – № 2. – С. 98 – 107.

Статья из сборника статей по материалам конференции:

Пфлюг В.П. Теоретические аспекты проблемы отраслевых барьеров: Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 45-летию учебного заведения (Пермь, 23 – 26 ноября 2009г.). Том 1/ ПИ (ф) ГОУ ВПО «РГТЭУ». – Пермь: Издательство «ОТ и ДО». – 2009. – С. 82 – 87.

Электронный ресурс:

Круглова Н. Количественные показатели структуры товарного рынка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru

Список литературы должен содержать не менее 15 источников.

8. Приложения к работе (графики, таблицы, схемы, рисунки и др.) помещаются после списка литературы. Выделение приложения обязательно в том случае, если имеются объемные табличные, расчетные или другие материалы, которые имеют вспомогательное значение для достижения цели работы. Страницы приложения не нумеруются. В тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу страницы слова «Приложение». Приложения нумеруют арабскими цифрами (например, Приложение 1, Приложение 2 и т.д.). Приложение должно иметь заголовок, которой записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Требования к оформлению курсовой работы

Курсовая работа должна быть выполнена компьютерным способом с применением печатающих устройств с использованием текстового редактора WORD для WINDOWS. Необходимо использовать шрифт Times New Roman, размер шрифта 14 пт. Работа должна быть отпечатана через 1,5 интервал с полями: слева 30 мм, справа – 15 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм. Отступы в начале абзаца – 1,25 см. Объем работы в целом не должен превышать 30 страниц без учета приложений.  

Нумерация страниц сквозная по всему тексту работы (включая приложения). Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не ставится.

Каждая новая глава, а также основные структурные части работы (введение, заключение, список литературы, приложения) начинается с новой страницы. Это не распространяется на параграфы: каждый новый параграф начинается на той же странице через одну пустую строку после предыдущего. 

Страницы нумеруются арабскими цифрами. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки в конце.

Главы и параграфы работы должны быть пронумерованы. Введение, заключение, список литературы – не нумеруются.

Главы курсовой работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например: 1., 2. и т.д. Параграфы (часть главы) имеют порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой, например: 1.1., 1.2. и т.д.

Главы и параграфы должны иметь заголовки. Заголовки глав и основных структурных частей работы (введение, заключение, список литературы) пишутся прописными буквами. Заголовки параграфов пишутся строчными буквами (кроме первой прописной). 

Заголовки не подчеркиваются, в конце них точка не ставится. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой. Заголовки глав и основных структурных частей (введение, заключение, список литературы) располагаются симметрично тексту. Заголовки параграфов начинают с абзаца («красной строки»). Заголовок должен быть отделен от основного текста одной пустой строкой до и после заголовка. Не разрешается помещать заголовки отдельно от последующего текста. На странице, где приводится заголовок, должно быть не менее двух строк последующего текста.

Курсовая работа выполняется в единой стилевой манере, строго научным языком. Она не должна иметь грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок и опечаток.

В приложении 1 и 2 приведены образцы оформления титульного листа и содержания.

Защита и оценка курсовой работы

Курсовая работа сдается на проверку в сроки, определенные для студентов деканатом по утвержденному графику. В таблице 13 приведены критерии оценки качества выполнения курсовой работы.

Таблица 13

Критерии оценки качества выполнения курсовой работы

Критерий

Начисляемые

баллы

Последствия

невыполнения

критерия

1

Раскрытие теоретической части вопроса

10

Возврат на

доработку

2

Наличие описания современного состояния (современная статистика, законодательная база)

10

Возврат на

доработку

3

Выводы и предложения по изучаемой теме

10

Снижение

итоговой оценки

4

Ссылки в тексте на источники из списка литературы

10

Возврат на

доработку

5

Плагиат – использование готовых работ

Возврат на

доработку

6

Соблюдение требований по оформлению и структуре содержания работы

10

Возврат на

доработку

7

Соблюдение сроков выполнения работы

10

8

Качество защиты курсовой работы

20

Снижение

итоговой оценки

9

Качество ответов на вопросы преподавателя во время защиты

20

Снижение

итоговой оценки

10

Возврат работы на доработку два и более раза

40

Снижение

итоговой оценки

К защите курсовой работы допускаются студенты, работы которых получили положительные рецензии руководителя. В таблице 14 приведена шкала оценок работы.

Таблица 14

Шкала оценок курсовой работы

Балл

Традиционная система оценок

90 – 100

отлично

70 – 89

хорошо

50 – 69

удовлетворительно

0 – 49

неудовлетворительно

Оценка за курсовую работу выставляется по результатам защиты. Сведения о теме курсовой работы и полученной оценке указываются в дипломе.

Список тем курсовых работ

Тема 1. Анализ современного состояния розничной торговли в России и

возможные пути ее дальнейшего развития

Вопросы по теме:

Понятие розничной торговли, выполняемые ею функции, роль в экономике.

Существующие подходы к классификации предприятий розничной торговли.

Современное состояние и проблемы развития розничной торговли в России.

Перспективы развития розничной торговли в России.

Тема 2. Анализ современного состояния оптовой торговли в России и

возможные пути ее дальнейшего развития

Вопросы по теме:

Понятие оптовой торговли, выполняемые ею функции, роль в экономике страны.

Существующие подходы к классификации предприятий оптовой торговли.

Современное состояние и проблемы развития оптовой торговли в России.

Перспективы развития оптовой торговли в России.

Тема 3. Влияние торговой отрасли на эффективность

функционирования экономики

Вопросы по теме:

Место торговой отрасли в национальном хозяйстве.

Понятие эффективности функционирования экономики.

Примеры влияния торговли на эффективность функционирования отдельных отраслей (например, промышленность, сельское хозяйство).

Ответственность предприятий торговли в процессе работы на потребительском рынке.

Перспективы экономического и социального развития российской торговли.

Тема 4. Государственное регулирование торговли на примере

Пермского края

Вопросы по теме:

Цели, основные направления и инструменты государственного регулирования торговли.

Нормативные документы регулирования торговли в Пермском крае.

Структура управления торговлей в Пермском крае.

Краевые программы регулирования торговли: целевые ориентиры, итоги реализации (или промежуточные итоги).

Тема 5. Значение и критерии выбора месторасположения

торгового предприятия

Вопросы по теме:

Проблема рационального размещения предприятий торговли.

Основные типы торговых пространств.

Критерии выбора месторасположения предприятия торговли.

Методы оценки эффективности размещения предприятий торговли.

Нормативные документы, регулирующие размещение предприятий торговли.

Тема 6. Значение и критерии выбора месторасположения предприятия

общественного питания

Вопросы по теме:

Проблема рационального размещения предприятий общественного питания.

Основные зоны размещения предприятий общественного питания.

Критерии выбора месторасположения предприятия общественного питания.

Методы оценки эффективности размещения предприятий общественного питания.

Нормативные документы, регулирующие размещение предприятий общественного питания.

Тема 7. История становления и развития российских розничных сетей

Вопросы по теме:

Понятие розничной сети, механизмы ее создания.

Типы розничных сетей, их преимущества и недостатки.

Исторические аспекты становления розничных сетей в России.

Современное состояние российских розничных сетей и характерные для них проблемы.

Государственное регулирование деятельности розничных сетей в России.

Тема 8. История развития и совершенствования государственного

регулирования торговли

Вопросы по теме:

Мировой опыт государственного регулирования торговли.

Становление государственного регулирования торговли в России.

Основные направления и инструменты государственного регулирования российской торговли.

Изменения в госрегулировании торговли после вступления России в ВТО.

Тема 9. Классификация предприятий общественного питания

Вопросы по теме:

Классификация предприятий общественного питания в странах с рыночной экономикой.

Особенности классификации предприятий общественного питания в России.

Критерии выбора типа предприятия общественного питания.

Необходимость совершенствования классификации предприятий общественного питания в России.

Тема 10. Конкурентные преимущества предприятия торговли

(предприятия общественного питания)

Вопросы по теме:

Понятие конкурентного преимущества, его необходимость в условиях рыночной экономики.

Типы конкурентных преимуществ предприятий торговли (предприятия общественного питания).

Способы достижения конкурентных преимуществ предприятием торговли (предприятием общественного питания).

Значение конкурентных преимуществ для предприятий торговли (предприятий общественного питания) после вступления России в ВТО.

Тема 11. Конкурентоспособность торгового предприятия

(предприятия общественного питания) и направления ее повышения

Вопросы по теме:

Сущность и содержание понятия «конкурентоспособность предприятия торговли» (предприятия общественного питания).

Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия торговли (предприятия общественного питания).

Механизм формирования конкурентоспособности торгового предприятия (предприятия общественного питания).

Методы оценки конкурентоспособности торгового предприятия (предприятия общественного питания).

Современные методы повышения конкурентоспособности предприятия торговли (предприятия общественного питания).

Тема 12. Малые предприятия в торговле: понятие, роль,

современное состояние, государственная поддержка

Вопросы по теме:

Понятие и критерии определения малого предприятия в торговле.

Роль малого предприятия торговли в экономике страны.

Социальная значимость малых предприятий торговли.

Преимущества и недостатки малых предприятий торговли.

Методы государственной поддержки малых предприятий торговли. Зарубежный и российский опыт.

Тема 13. Материально-техническая база торгового предприятия

(предприятия общественного питания)

Вопросы по теме:

Понятие и характеристика материально-технической базы предприятия торговли (предприятия общественного питания).

Основные фонды как главная часть материально-технической базы торгового предприятия (предприятия общественного питания).

Нематериальные активы торгового предприятия (предприятия общественного питания).

Показатели эффективности использования материально-технической базы.

Прирост и обновление материально-технической базы предприятия торговли (предприятия общественного питания).

Тема 14. Маркетинговые каналы сбыта: понятие, современные виды

и факторы, определяющие их выбор

Вопросы по теме:

Понятие и современные виды маркетинговых каналов сбыта.

Факторы, влияющие на выбор маркетингового канала.

Характеристики основных видов посредников.

Структура и этапы разработки маркетингового канала.

Методы оценка маркетинговых каналов сбыта.

Тема 15. Направления научно-технического прогресса в торговле

(в общественном питании)

Вопросы по теме:

Сущность и формы проявления научно-технического прогресса.

Основные направления научно-технического прогресса в торговле (общественном питании).

Современное состояние научно-технического прогресса в российской торговле (общественном питании).

Влияние научно-технического прогресса на развитие торговли (общественного питания).

Государственное регулирование научно-технического прогресса в российской торговле (общественном питании).

Тема 16. Ответственность предприятия торговли (общественного

питания) при работе на потребительском рынке

Вопросы по теме:

Сущность и виды ответственности предприятий торговли (общественного питания).

Законодательная база РФ.

Условия возникновения административной ответственности. Примеры из практики российской торговли (общественного питания).

Условия возникновения уголовной ответственности. Примеры из практики российской торговли (общественного питания).

Направления совершенствования контроля за качеством работы предприятий торговли (общественного питания) на потребительском рынке России.

Тема 17. Основные подходы к совершенствованию торговли

в Пермском крае

Вопросы по теме:

Особенности функционирования торговли в Пермском крае.

Принципы организации и управления торговой сферой в Пермском крае.

Современные программы развития торговли Пермского края.

Направления совершенствования методов поддержки и развития торговли в Пермском крае.

Тема 18. Особенности неценовой конкуренции в сфере торговли

Вопросы по теме:

Понятие конкуренции, ее основные виды: ценовая и неценовая.

Причины возникновения неценовой конкуренции.

Государственное регулирование неценовой конкуренции в торговле.

Современные методы неценовой конкуренции в сфере торговли.

Тема 19. Особенности концентрации капитала в торговой отрасли

Вопросы по теме:

Экономическая сущность и причины концентрации.

Показатели и формы концентрации в торговле. Экономические предпосылки процесса концентрации в торговле.

Последствия процессов концентрации в торговле для экономики страны.

Государственное регулирование процессов концентрации в торговле.

Тема 20. Особенности лицензирования и сертификации в торговле России

Вопросы по теме:

Понятие и сущность сертификации и лицензирования.

Нормативно-правовая база сертификации и лицензирования в торговле России.

Организация работ по сертификации продукции и услуг в Российской Федерации.

Организация лицензирования в российской торговле.

Возможные направления совершенствования систем сертификации и лицензирования российской торговли.

Тема 21. Оценка возможных последствий для российской торговли

после вступления в ВТО

Вопросы по теме:

ВТО: история появления, цели, задачи, принципы, структура.

Преимущества и недостатки от членства страны в ВТО.

Цели и задачи присоединения России к ВТО.

Проблемы и возможные последствия для российской торговли от вступления в ВТО.

Тема 22. Перспективы технического развития торговой отрасли

Вопросы по теме:

Роль торговой отрасли в экономике страны.

Современное состояние торговли РФ.

Технические инновации в торговле: понятие, виды.

Правовое обеспечение технического развития торговли в РФ.

Современные направления технического развития торговой отрасли.

Тема 23. Перспективы социально-экономического развития

торговой отрасли

Вопросы по теме:

Экономическая и социальная роль торговой отрасли.

Современное состояние торговли РФ: структура, вклад в экономику страны.

Социальные функции, выполняемые российской торговлей.

Основные положения Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 – 2015 годы и период до 2020 года и промежуточные итоги ее реализации.

Тема 24. Предприятия розничной торговли: функции, задачи,

пути развития в условиях конкуренции

Вопросы по теме:

Понятие, функции и задачи предприятия розничной торговли.

Классификация предприятий розничной торговли.

Современные состояние и проблемы, с которыми сталкиваются российские предприятия розничной торговли.

Государственное регулирование деятельности предприятий розничной торговли.

Возможные пути развития в условиях конкуренции.

Тема 25. Принципы и содержание государственного регулирования

торговли (общественного питания): стратегическая цель,

механизм регулирования, современное состояние

Вопросы по теме:

Цель, основные направления и принципы государственного регулирования торговли (общественного питания).

Методы государственного регулирования торговли (общественного питания).

Современные особенности регулирования российской торговли (общественного питания) на федеральном и региональном уровнях.

Изменения в методах регулирования торговли (общественного питания) после вступления России в ВТО.

Тема 26. Проблема недобросовестной конкуренции в торговле

и методы борьбы с ней

Вопросы по теме:

Понятие недобросовестной конкуренции.

Формы недобросовестной конкуренции в торговле.

Анализ применения методов недобросовестной конкуренции в российской торговле.

Правовые основы и методы борьбы с недобросовестной конкуренцией в сфере торговли.

Основные тенденции развития политики государства в области борьбы с недобросовестной конкуренцией в торговле РФ.

Тема 27. Проблемы и современное состояние инвестиций в торговой сфере

Вопросы по теме:

Инвестиции: понятие, формы, значение для торговли.

Современная структура инвестиций в российскую торговлю и их динамика.

Факторы, определяющие инвестиционную привлекательность российской торговли.

Пути повышения инвестиционной привлекательности российской торговли.

Тема 28. Продуктовая дифференциация: значение,

современные способы достижения

Вопросы по теме:

Понятие и значение дифференциации продукта.

Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта.

Способы достижения дифференциации продукта. Примеры из зарубежной и российской торговой практики.

Последствия дифференциации продукта.

Тема 29. Размер торгового предприятия и факторы, его определяющие

Вопросы по теме:

Экономическая сущность масштаба предприятия.

Критерии оптимального размера торговых предприятий.

Факторы, влияющие на размер предприятия торговли.

Направления роста и развития торгового предприятия.

Влияние государственной политики РФ на выбор размера торгового предприятия.

Тема 30. Роль оптовой торговли в повышении эффективности

функционирования потребительского рынка

Вопросы по теме:

Сущность оптовой торговли и ее основные функции.

Формы оптовой торговли.

Современное состояние и проблемы развития оптовой торговли в России.

Роль оптовой торговли в эффективном функционировании потребительского рынка.

Направления развития российской оптовой торговли, нацеленные на повышение эффективности функционирования потребительского рынка.

Тема 31. Современные особенности интеграции торговых фирм

(предприятий общественного питания)

Вопросы по теме:

Интеграционные процессы в торговле (общественном питании).

Горизонтальная интеграция в торговле (общественном питании).

Вертикальная интеграция в торговле (общественном питании).

Развитие сетевых структур в торговле (общественном питании) как проявление процессов интеграции.

Государственное регулирование интеграционных процессов в торговле.

Тема 32. Проблема интернационализации торговли

Вопросы по теме:

Понятие интернационализации торговли как объективный процесс концентрации капитала.

Влияние процессов интернационализации на развитие российской торговли.

Иностранные торговые сети в России, их влияние на экономику страны.

Перспективы участия в процессе интернационализации для российских розничных сетей.

Тема 33. Современное состояние и проблемы развития

общественного питания

Вопросы по теме:

Общественное питание: сущность, выполняемые функции.

Классификация предприятий общественного питания.

Современное состояние общественного питания в России.

Проблемы, характерные для российских предприятий общественного питания.

Законодательно-нормативная база функционирования предприятий общественного питания в России.

Тема 34. Современные форматы оптовой и розничной торговли

Вопросы по теме:

Формат торговли как экономическая категория.

Характеристика основных форматов оптовой торговли. Зарубежный и российский опыт.

Характеристика основных форматов розничной торговли. Зарубежный и российский опыт.

Развитие форматов торговли в России. Социальная значимость.

Тема 35. Современные формы обслуживания покупателей

Вопросы по теме:

Обслуживание покупателей как одна из услуг торговли.

Особенности форм обслуживания покупателей в магазине.

Внемагазинные формы обслуживания покупателей.

Методы оценки качества обслуживания покупателей.

Направления повышения качества обслуживания покупателей.

Тема 36. Торговля как двигатель развития производства

Вопросы по теме:

Значение торговли в межотраслевых связях.

Роль оптовой и биржевой торговли в ускорении продвижения товара от производителя к потребителю.

Роль сетевой торговли в повышении эффективности связей между производителем и потребителем.

Государственные программы поддержки и развития торговли.

Тема 37. Франчайзинг как способ развития сетевой торговли:

состояние, перспективы развития в России

Вопросы по теме:

Сущность франчайзинга, его виды.

Преимущества и недостатки франчайзинга.

Франчайзинг как способ развития сетевой торговли.

Современное состояние и проблемы развития франчайзинговых торговых сетей в России.

Правовое регулирование франчайзинга в России и возможные направления его совершенствования.

Тема 38. Ценообразование в торговле.

Методы регулирования цен на потребительском рынке

Вопросы по теме:

Современные ценовые стратегии предприятий торговли.

Особенности ценообразования в условиях монополии.

Особенности ценообразования в условиях олигополии.

Методы государственного регулирования цен на потребительском рынке.

Современные пути снижения цен в торговле.

Тема 39. Экономические проблемы России на современном этапе

и их влияние на развитие торговой отрасли

Вопросы по теме:

Основные экономические проблемы России на современном этапе: темпы инфляции, уровень безработицы, динамика валютного курса, структура экспорта и импорта и т.д.

Причины возникновения экономических проблем.

Влияние экономических проблем на развитие российской торговли.

Современные меры государства по устранению (или сокращению) отрицательных последствий влияния экономических проблем на развитие торговли.

Тема 40. Электронная торговля как средство продвижения товара

Вопросы по теме:

Основные формы и инструменты электронной торговли.

Сравнительная характеристика электронной торговли и традиционных форм торговли.

Мировой опыт развития электронной торговли.

Современное состояние и проблемы развития электронной торговли в России.

Перспективы развития электронной торговли в России.

3. Вопросы для подготовки к экзамену

  1.  Структура национальной экономики: понятие, сущность, виды.
  2.  Инфраструктура торговли как взаимосвязанный комплекс предприятий.
  3.  Понятие и структура торговли. Роль торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ВВП страны.
  4.  Современное состояние и экономические проблемы развития торговли в России.
  5.  Социально-экономическая роль торговли.
  6.  Торговые услуги: специфика, общие требования.
  7.  Источники и причины рыночной власти в торговле.
  8.  Общественное питание: понятие, классификация предприятий общественного питания.
  9.  Общественное питание: функции, номенклатура услуг, общие требования к ним.
  10.  Классификация торговли по видам (по отраслям).
  11.  Структура предприятий торговли по размеру, формам собственности.
  12.  Размеры предприятий торговли и факторы их определяющие.
  13.  Предприятия розничной торговли: понятие, функции. Классификация предприятий розничной торговли.
  14.  Классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним.
  15.  Предприятия оптовой торговли: понятие, функции. Классификация предприятий оптовой торговли.
  16.  Роль оптовой торговли в повышении эффективности функционирования потребительского рынка. Направления развития в рыночной экономике.
  17.  Основные формы осуществления оптовой торговли.
  18.  Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества.
  19.  Региональные программы развития сферы торговли.
  20.  Принципы и содержание государственного регулирования торговли и общественного питания: стратегическая цель, механизм регулирования, современное состояние.
  21.  Контроль деятельности торговых предприятий. Функции и права контролирующих организаций.
  22.  Управление торговлей на федеральном уровне: органы управления, функции.
  23.  Основные задачи и функции Роспотребнадзора.
  24.  Основные положения ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» № 381-ФЗ от 28.12.2009 г.
  25.  Управление торговлей в Пермском крае: органы управления, функции.
  26.  Ответственность предприятия торговли и общественного питания при работе на потребительском рынке: законодательная база, виды ответственности.
  27.  Роль малого предпринимательства торговли. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий.
  28.  Принципы размещения предприятий розничной торговли.
  29.  Понятие норматива обеспеченности населения торговой площадью.
  30.  Барьеры входа в отрасль «Торговля» и выхода: понятие, значение, примеры.
  31.  Типы рыночной конкуренции в торговле.
  32.  Олигополия: понятие, модели олигопольного поведения торгового предприятия.
  33.  Ценовая дискриминация: понятие, типы, значение.
  34.  Неценовая конкуренция в торговле. Методы неценовой конкуренции.
  35.  Понятие добросовестной и недобросовестной конкуренции в торговле.
  36.  Концентрация торговой отрасли: понятия, последствия, методы измерения концентрации торговой отрасли.
  37.  Основные типы концентрации в торговле: горизонтальная, вертикальная и боковая интеграции, диверсификация.
  38.  Слияния и поглощения в торговле: понятие, основные типы.
  39.  Продуктовая дифференциация: значение, современные способы достижения.
  40.  Методы измерения концентрации торговой отрасли.
  41.  Ценообразование в торговле.
  42.  Материально-техническая база торговли: понятие, структура, эффективность использования, источники развития.
  43.  Требования к обслуживающему персоналу торгового предприятия.
  44.  Требования к обслуживающему персоналу предприятия общественного питания.
  45.  Эволюция российских торговых сетей.
  46.  Эффективность: понятие, критерии эффективности торговой отрасли.
  47.  Перспективы технического развития торговли.
  48.  Перспективы экономического и социального развития торговли.
  49.  Основные положения Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 – 2015 годы и период до 2020 года.
  50.  Влияние на развитие торговли вступление России в ВТО.

Список источников

а) федеральные законы и нормативные документы

  1.  ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» № 381-ФЗ от 28.12.2009 г.
  2.  ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006.
  3.  ФЗ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» № 5340-1 от 07.07.1993 г.
  4.  Постановление Правительства РФ от 24.09.2010 № 754 «Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов».
  5.  Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 583 «О случаях допустимости слияний между хозяйствующими субъектами».
  6.  Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011 – 2015 годы и период до 2020 года. Утверждена приказом Минпромторга России от 31.03.2011 г. № 422.
  7.  Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р.
  8.  ГОСТ Р 50763-2007 Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия.
  9.  ГОСТ Р 50762-2007 Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания.
  10.  ГОСТ Р 51773-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий.
  11.  СП 2.3.6. 1066-01 Санитарно-эпидемиологические правила: раздел 2.3.5. Предприятия торговли.
  12.  ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения.
  13.  ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования.
  14.  ГОСТ Р 51305-99 Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу.
  15.  ГОСТ Р 50935-96 Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу.
  16.  ГОСТ Р 50764-95 Услуги общественного питания. Общие требования.

б) основная литература

Басовский Л.Е. Экономика отрасли: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009.

Поздняков В.Я. Экономика отрасли. – М.: Инфра-М, 2010. – 309 с.

Экономика отрасли: торговля и общественное питание: учебное пособие / Е.А. Карпенко, В.А. Ларионова, Л.А. Ольхова и др. – М.: Альфа-М, 2009. – 224 с.

в) дополнительная литература

  1.  Ерохина Л.И., Башмачникова Е.В., Марченко Т.И. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения): учебник. – М.: КНОРУС, 2007. – 304 с.
  2.  Иванов Г.Г. Экономика торговли. М.: Академия, 2007. – 268 с.
  3.  Карабанов Н.Б. Экономика отрасли: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 200 с.
  4.  Морозов П.В. Экономика товарного обращения: Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Питер», 2007. – 120 с.
  5.  Рой Л.В. Анализ отраслевых рынков. – М.: Инфра-М, 2008. – 442 с.
  6.  Тарасевич В.Н. Ценовая политика предприятия. – М.: Рассивн, 2008. – 450 с.
  7.  Фридман А.М. Экономика предприятия торговли и питания потребительского общесвта: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 624 с.
  8.  Хваткин Н.Г. Экономика оптовой торговли продовольствием. – М: Эксмо, 2007.  – 400 с.
  9.  Экономика предприятия торговли и общественного питания: учебное пособие, – 3-е изд., стер./ под ред. Т.И. Николаевой, Н.Р. Егоровой. – М.: КНОРУС, 2008. – 400.
  10.  Экономика предприятия / под ред. В.Е. Есипова. 4-е изд. – СПб.: Издательство «Питер», 2007. – 560 с.

Периодические издания

Журнал «Внешняя торговля».

Журнал «Новости торговли».

Журнал «Торгово-промышленные ведомости».

Журнал «Российская торговля».

Журнал «Современная торговля».

Журнал «Управление магазином».

Журнал «Маркетинг в России и за рубежом».

Журнал «Общепит. Бизнес и искусство».

Журнал «Питание и общество».

Журнал «Российское предпринимательство».

Журнал «Региональная экономика».

Журнал «Мировая экономика и международные отношения».

Газета «Российская газета».

Газета «Торговая газета».

Газета «Российская торговля».

Газета «Business Class».

Газета «Коммерсантъ».

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1.  Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы Консультант Плюс.
  2.  Россия в цифрах: Ст. сб./Госкомстат России.
  3.  Торговля в России: Ст.сб./Госкомстат России.
  4.  Российский статистический ежегодник: Ст. сб./Госкомстат России.
  5.  http://www.minprom.gov.ru – Минпромторг России.
  6.  www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития.
  7.  www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
  8.  http://permstat.gks.ru – Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю:
  9.  http://www.zakon.kz
  10.  www.prime-tass.ru – Агентство экономической информации «Прайм-Тасс».
  11.  www.rtpress.ru – журнал «Российская торговля».
  12.  http://www.expert.ru/printissues/expert/ – журнал «Эксперт».

Приложение 1

Образец оформления титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пермский институт (филиал)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра экономического анализа и статистики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика и организация отрасли» на тему:     

Демографические изменения и их влияние на развитие торговли

Выполнил студент 2 курса, группы Мн – 21

Специальность «Экономика и управление

на предприятии (по отраслям)»

__________________ (Ф.И.О. студента)

«_____»____________________ 20__ г.

_________________ (подпись студента)

Оценка ___________________________

«_____»____________________ 20__ г.

_______________________ Пфлюг В.П.

Пермь  2012

Приложение 2

СОДЕРЖАНИЕ

            стр.

Введение………………………………………………………………………...3

  1.  Наименование главы …………………………………………………5
    1.  (наименование разделов, подразделов)……………………………..
    2.   
    3.  

  1.  Наименование главы……………...…………………………………..14
    1.  (наименование разделов, подразделов)…………………………….
    2.   
    3.  

  1.  Наименование главы …………….…………………………………..23

Заключение…………………………………………………….……………26

Список использованной литературы..……………………………………27

Приложение ………………………………………………………………..28


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44499. Биология. Принципы биологического познания 116.21 KB
  Биология изучает строение, функционирование, рост, происхождение, историческое развитие и распространение живых организмов на Земле, описывает и систематизирует их разнообразие, взаимодействие между собой и с окружающей средой.
44500. Основные положения Гигиены 25.79 KB
  Гигиена - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья. О рациональном труде и отдыхе, предупреждении болезней.
44501. Визначений інтеграл та його застосування 3.14 MB
  Значний внесок у розв’язання проблеми про площу круга зробив видатний грецький математик IV ст. до н.е. Євдокс Книдський. Він вписував в круг правильний многокутник, а потім доводив, що за рахунок збільшення кількості сторін многокутника (відповідно зменшенням їх довжин) можна добитися того
44502. НАЦІОНАЛЬНА ЕКОНОМІКА 432.5 KB
  Метою практикуму є оволодіння знаннями та навичками практичних розрахунків, що здійснюють державні органи управління в процесі обґрунтування заходів державного втручання в економіку та особисто в діяльність окремих підприємницьких структур.
44503. Самай сүйек өзектері, олардың маңызы 15.31 KB
  Гуманисты были творцами новой системы знания в центре которого стояла проблема человека его земного предназначения термин humnist полагает П. Мишле выдвинул принципиально отличное от средневекового решения проблемы отношения человека к миру. Бурдаха где он писал что новое понимание искусства литературы науки новая концепция человека не вступали в противоречие в христианской религией ибо были предопределены ее пышным цветением в XIII в. Наиболее значительной для Тоффанина была идея божественности человека.
44504. Дабыл қуысы, қабырғалары, құрамы, қатынастары, отит кезіндегі асқынулар 16.68 KB
  Отит-құлақтың қабынуы. қөбіне ортаңғы құлақтың қабыну кездеседі-лабиринтит. Ортаңғы отит қоздырғышы кокктар-пнвмококк, стафилококк, гемофильді таяқшалар. Көбіне жоғары тыныс алу жолдарының асқынуларынан кейн п. б
44505. Көзұясы, қабырғаларының құрылысы, тесіктері, олардың маңызы 15.81 KB
  Начинается серия войн с Византией велись они с переменным успехом но в целом удачно для Болгарии. престиж Болгарии как международной державы был высок. Послов Болгарии за императорским столом сажали выше чем послов германского императора Оттона I. в Болгарии появилось богомильское движение дуализм.
44506. Қанат-таңдай шұңқыры, оның қабырғалары, тесіктері, қатынастары. Самай шұңқыры. Самайасты шұңқыры 15.81 KB
  Медиальды қабырғасы-төбе сүйегінің сыртқы бетінің сыналық бұрышының маңындағы төменгң бөлігінен, самай сүйектің қабықшалы бөлгінің сыртқы бетінен, сына сүйектің улкен қанатының саай шұңқырына қараған бетінен құралған
44507. Ми сауыты негізінің сыртқы беткейі 16.56 KB
  Шүйде сүйегі-os occipitale, ми саутының артқы қапталында орн. сыртқа беті-дөңестеу, ішкі беті-ойыстау келген тақ сүйек. Шүйде сүйектің артқы жағында ми сауытын омыртқа өзекшесімен жалғастырушы шүйделік үлкен тесік-foramen magnum, бүйір қапталында сигма тәрізді қойнаудың жүлгесі-sulcus sinus sigmoideus, орналасқан.