47658

Методические указания. Регионоведение

Книга

Краеведение и историческая этнография

– Новосибирск: НГТУ 2009 Рецензент: Методические указания содержат сведения о квалификационных требованиях к курсовым работам для студентов специальности направления Регионоведение организации их выполнения и защиты на кафедре Международных отношений и регионоведения НГТУ консультативные рекомендации по выбору темы и теоретических основ работы обязательные требования в отношении композиции работы научного аппарата и оформления. План выполнения курсовой работы42 Приложение 2. Основная цель курсовой работы – выработка...

Русский

2013-12-01

277 KB

18 чел.

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению

КУРСОВЫХ РАБОТ

для студентов специальности / направления «Регионоведение»

2009


Зиневич О.В., Куликова Д.Н., Рузанкина Е.А. Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов, обучающихся по специальности / направлению «Регионоведение». – Новосибирск: НГТУ, 2009

Рецензент:

Методические указания содержат сведения о квалификационных требованиях к курсовым работам для студентов специальности / направления «Регионоведение», организации их выполнения и защиты на кафедре Международных отношений и регионоведения НГТУ, консультативные рекомендации по выбору темы и теоретических основ работы, обязательные требования в отношении композиции работы, научного аппарата и оформления. Пособие предназначено студентам 2-4 курсов специальности «Регионоведение» (квалификация «регионовед») и 2-3 курсов направления «Регионоведения»  (квалификация «бакалавр регионоведения»).


СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                        С.

Введение………………………………………………………………………..4

  1.  Квалификационные требования…………………………………..……….5
  2.  Организация выполнения курсовых работ………………………..………8
  3.  Рекомендации по выбору темы……………………………………………12
  4.  Структура текста и язык изложения……………………………….……...20
  5.  Научный аппарат и внешнее оформление……………………...…………29

Заключение……………………………………………………………………..40

Список литературы…………………………………………………………….41

Приложение 1. План выполнения курсовой работы…………………………42

Приложение 2. Примерная тематика курсовых работ………………………..43

Приложение 3. Образец оформления списка источников и литературы……44

Приложение 4. Образец оформления титульного листа……………………...46

Приложение 5. Образец оформления содержания…………………………….47


ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа является самостоятельным учебно-научным исследованием. Она нацелена на закрепление, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении региона и страны специализации. Основная цель курсовой работы – выработка аналитических и научно-исследовательских навыков, необходимых каждому выпускнику в его будущей практической деятельности, а также получение навыков публичной защиты самостоятельно выполненной курсовой работы. Защита курсовой работы осуществляется  на 3 курсе у бакалавров и 4 курсе у специалистов и рассматривается как репетиция защиты выпускной квалификационной работы (дипломной работы) у бакалавров и специалистов соответственно на 4 и на 5 курсах.

Правильно написанная и успешно защищенная курсовая работа играет важную роль в подготовке к написанию и защите выпускной квалификационной работы. Опыт показывает, что студенты, относящиеся к написанию курсовых работ без должной меры ответственности, испытывают большие затруднения при выполнении выпускной квалификационной работы. Добросовестное отношение к выполнению курсовой работы способствует также углубленному изучению учебных предметов.

В процессе выполнения курсовой работы развиваются навыки научного труда, аналитической работы, использования научной литературы и информационно-справочных материалов. Студент, работая над курсовой, должен научиться находить, обобщать и анализировать информацию, сопоставлять различные точки зрения по изучаемой проблеме, делать самостоятельные выводы.

Курсовая работа выполняется под руководством научного руководителя, который утверждается заведующим кафедрой и проректором по учебной работе. Курсовые работы должны отвечать всем квалификационным требованиям в отношении содержания и оформления.


1. Квалификационные требования

Общие положения. Курсовая работа является научной разработкой конкретной темы в небольшом объеме в процессе обучения по специальности. Будучи учебным произведением, она должна по своему содержанию и форме стремиться к идеалу настоящего научного текста, например, статьи или книги.

Первая курсовая работа пишется на 2-ом году обучения и обычно представляет собой результат ознакомления студента с основным содержанием избранной им проблемы и имеет вид расширенного реферата с собственными выводами. Ее объем не превышает 30-35 страниц (бумага формата А4, шрифт Times New Roman, размер 14 пт, 1,5 интервала с полями слева 30 мм, справа –15 мм, сверху 20 мм и снизу 20 мм). Начиная с первой курсовой работы, студент должен овладевать техникой и этикой научной работы, в частности, тщательным и аккуратным составлением библиографии, что сбережет ему много сил в дальнейшей профессиональной деятельности.

Курсовая работа студента 3 курса представляет собой уже самостоятельное изложение темы с элементами исследования или даже собственное  исследование. В отношении стандартных требований предполагается, что студент 3 курса уже овладел навыками самостоятельной работы над источниками и умеет их систематизировать, оценивать и обобщать. Примерный объем работы составляет 35-40 страниц.

На 4 курсе к курсовой работе специалиста-регионоведа предъявляются более строгие требования. Она должна быть методологически последовательна, с глубоким анализом значительного числа источников и литературы, содержать в себе аргументированные выводы. Объем последней курсовой работы должен составлять 40-45 страниц.

Итак, смысл курсовых и дипломных работ состоит в приобретении навыков самостоятельного решения практических проблем с научных позиций и письменного изложения полученных результатов. Такие навыки являются необходимыми не только академическим ученым и исследователям, но и всем, кто желает посвятить себя любой интеллектуальной профессии.

Курсовые работы отличаются от докладов и выступлений студентов на семинарских занятиях тем, что являются строго обязательными, выполняются каждым студентом в письменном виде в противоположность «стихийным» устным выступлениям. Тем не менее, выступления на семинарских занятиях способствуют заинтересованному выбору темы курсовой работы.

Требования к содержанию курсовой работы. 

Курсовая работа не является пересказом изученного материала, а представляет собой его творческую переработку на основе знакомства с состоянием исследований по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятийного и методологического аппарата науки.

Курсовая работа не является исключительно собственной интерпретацией проблемы, напоминающей школьное сочинение на свободную тему по литературе или публицистическую статью, так как курсовая работа всегда основывается либо на научной проблеме, либо на учебной, и опирается на источники и научную литературу.

Курсовая работа не может быть целиком простой компиляцией и составляться из фрагментов статей и книг. Она должна иметь структуру, которая наполнена однородным научным содержанием: фактами, данными, раскрывающими взаимосвязь между явлениями, обобщениями обширной литературы, материалов эмпирических исследований. В курсовой работе должно содержаться собственное авторское видение проблемы и ее решения. Тема курсовой работы на разных курсах может оставаться неизменной, но по мере обучения меняется ее содержание: углубляется фундаментальность исследования проблемы, что проявляется в росте количества анализируемых источников и литературы.

В афористической форме важнейшие принципы научного творчества уже сформулировал родоначальник опытной науки Нового времени английский философ Ф. Бэкон, который писал: «Те, кто занимался науками, были либо эмпириками, либо догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает его по своему умению ..., перерабатывает в разуме» [2, С. 56]. Ученый, согласно Ф. Бэкону, должен действовать подобно пчеле, а не предаваться ни чистому умозрению, ни голому эмпиризму [2, С.57].

Курсовая работа обладает всеми чертами научного произведения: в ней четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложена степень изученности проблемы, состояние ее исследования; она выполняется на основе знакомства с теоретическими подходами к проблеме, использования методологических знаний; содержит научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы и, таким образом, носит целостный, однородный и завершенный характер.


2. Организация выполнения курсовых работ

Подготовка курсовой работы. Подготовка курсовой работы состоит из следующих этапов:

  •  выбор темы;
  •  сбор материала, поиск литературы по теме, перевод иноязычных источников, подготовка библиографии, составление личного рабочего плана;
  •  определение структуры и содержания работы;
  •  подготовка чернового варианта;
  •  сдача подготовительного текста научному руководителю;
  •  доработка текста по замечаниям научного руководителя;
  •  подготовка окончательного варианта;
  •  сдача окончательно доработанного и оформленного текста;
  •  получение оценки работы от научного руководителя или ее защита.

Выбор темы курсовой работы осуществляется свободно, вплоть до права предложения своей тематики с обоснованием необходимости ее разработки. Все преподаватели кафедры МОиР публикуют списки тем для написания курсовых и дипломных работ, которые обновляются ежегодно до 3 учебной недели осеннего семестра. Темы утверждаются заведующим кафедрой МОиР. Научный руководитель назначается по желанию студента с согласия научного руководителя или назначается на кафедре и утверждается заведующим кафедрой.  

Выбрав тему, студент не позднее 10 недели осеннего семестра подает заявление на кафедру МОиР, с просьбой утвердить тему и научного руководителя. Учет поступающих на кафедру заявлений о выборе темы курсовых работ ведет ученый секретарь кафедры. В случае если студент не смог самостоятельно определиться с темой и научным руководителем до 10 недели осеннего семестра, кафедра назначает ему научного руководителя и тему.

Уже на первом этапе подготовки курсовых работ от студента требуется не только определенный объем знаний, но и включение в новую форму педагогических отношений – в первую очередь взаимодействие с научным руководителем. Успешный контакт с руководителем обеспечивает формирование исследовательских навыков и, прежде всего, умения пользоваться методами самой научной работы.

Студент систематически работает над избранной темой в соответствии с рабочим планом, представляющий собой своеобразную схему исследования, (см. Приложение 1) и один раз в две недели встречается с научным руководителем в день его консультации. На консультациях научный руководитель оказывает помощь в составлении личного рабочего плана студента, в определении направления разработки темы, выборе понятийного и методологического аппарата работы. Студент обязан вести самостоятельный поиск основных источников  и других материалов, сообщать руководителю о проделанной работе, консультироваться о дальнейших шагах в проведении собственных изысканий. Научный руководитель оказывает  помощь студентам в разработке структуры работы. Начиная с 3 курса, студент разрабатывает план научного исследования самостоятельно, консультируется по вопросу выбора метода и методик, использования и обобщения статистических данных, взятых из литературных источников. Научный руководитель проверяет выполнение работы в целом.

На заседаниях кафедры МОиР периодически заслушивает информацию научных руководителей и, при необходимости, студентов о ходе подготовки курсовых работ.

Курсовая работа сдается на проверку научному руководителю не позднее 10 недели весеннего семестра. Она должна быть правильно оформлена. Научный руководитель знакомится с работой, оценивает ее содержание, проверяет соблюдение требований к оформлению. При необходимости курсовая работа может быть возвращена студенту на доработку, после чего до 14 недели весеннего семестра студент должен предоставить научному руководителю окончательный вариант переделанной курсовой работы.

Выставление оценки за курсовую работу. Оценка первой курсовой работы, выполненной на 2-ом году обучения, представляет собой краткую устную рецензию научного руководителя, оформленную дифференцированным зачетом. Курсовая работа студента специалиста-регионоведа 3 курса также оценивается научным руководителем в форме устного отзыва о работе, оценка оформляется в виде дифференцированного зачета.

На 3 курсе студенты-бакалавры и на 4 курсе студенты-специалисты защищают свою работу. Процедура защиты курсовой работы состоит из краткого выступления студента о содержании работы и ее выводах, отзыва научного руководителя о работе студента над темой, вопросов и замечаний комиссии, заключительного слова студента, в котором он отвечает на полученные замечания.

При невыполнении требований к научному уровню, содержанию и оформлению курсовой работы, научный руководитель возвращает ее для доработки. Студенты, несвоевременно подготовившие курсовые работы или получившие неудовлетворительную оценку, к экзаменационной сессии не допускаются.

Основными критериями оценки курсовой работы являются:

  1.  степень разработанности темы;
  2.  использование источников;
  3.  использование работ ведущих специалистов по выбранной теме;
  4.  использование источников и литературы на языке страны изучаемого региона;
  5.   использование новой литературы, изданной за последние 2-3 года;
  6.  методологическая грамотность, умение объяснить какие подходы и методы были применены  в работе;
  7.  творческий подход: самостоятельность  и обоснованность сделанных выводов;
  8.  владение понятийным аппаратом  и стилем научного изложения;
  9.  правильность и аккуратность оформления.

Кроме этого, в курсовой работе рассматриваются и оцениваются такие аспекты как:

  •  умение поставить проблему и обосновать ее актуальность;
    •  организация материала, логическая последовательность его изложения;
    •  понимание автором соотношения между реальной проблемой и различными формами ее концептуализации;
    •  полнота охвата источников и литературы, умение использовать эмпирический материал других исследований;
    •  обоснованность выводов и рекомендаций;
    •  самостоятельность работы, оригинальность в осмыслении материала;
    •  язык и стиль работы;
    •  корректность цитирования, составление библиографии и техническое оформление работы.

Процедура защиты.

  1.  Сообщение студента о содержании работы и выводах (5-7 минут).
    1.  Вопросы к автору работы и его ответы.
      1.  Выступление научного руководителя.
      2.  Выступления присутствующих на защите.
      3.  Заключительное слово студента.

Вступительное слово должно быть заранее продумано, желательно изложить его письменно в форме тезисов. В заключительном слове студент отвечает на замечания научного руководителя, комиссии и устные вопросы, соглашается или приводит научные аргументы своего несогласия с высказанной критикой.

Члены кафедры принимают решение об оценке курсовой работы на закрытой части заседания. Оценка работы оформляется дифференцированным зачетом. Лучшие работы выдвигаются на конкурсы и рекомендуются к печати в виде научных статей. В дальнейшем студент подробно обсуждает с научным руководителем итоги работы над темой.

Если защита курсовой работы признается неудовлетворительной, комиссия принимает решение о повторной защите. В случае, если замечания комиссии могут быть исправлены в течении 1-2 недель, комиссия может предоставить студенту право защищать ту же работу с соответствующей доработкой и назначить повторную защиту не позднее начала сессии. Если работа требует серьезной переработки, а также в случае, абсолютного не соответствия курсовой работы квалификационным требованиям, комиссия может рекомендовать разработать новую тему с повторной защитой работы в следующем (осеннем) семестре. При повторной защите оценка за курсовую работу не может превышать оценки «удовлетворительно».


3. Рекомендации по выбору темы

Основные положения. При выборе темы студент исходит из собственных  интересов и предложенных кафедрой тем. Результаты курсового проекта могут и должны быть полезны для его будущей работы.

Тема не должна быть слишком широкой (например, «Европейский Союз») или слишком узкой (например, «Поход на Рим Муссолини»). Предпочтительнее выбрать тему проблемного, а не описательного характера. Студент может вносить уточнения, изменения в предлагаемые кафедрой темы, а также предложить собственную тему для курсовой работы. Тема в обязательном порядке согласовывается с научным руководителем и утверждается кафедрой. Тема, не согласованная с научным руководителем, не утверждается. Если студент не выбрал и не согласовал тему, кафедра назначает научного руководителя и утверждает тему, предложенную научным руководителям.

Продуманный выбор темы исследования является особо ответственным и важным этапом. Предмет и объект научного поиска должны представлять исследовательский, научный интерес, быть актуальными и отличаться новизной, затрагивать текущие проблемы регионоведения и намечать перспективные направления исследования.

Избранная тема необязательно должна содержать открытие: каждое новое исследование базируется на известных научных достижениях и результатах, являющихся опорой в поисковой работе, предполагающей новые результаты, самостоятельные наблюдения и выводы.

В начале исследования сложно точно определить все исследуемые в работе вопросы, то есть составить конкретный и непререкаемый план курсовой работы. Этого не нужно делать. На первом этапе написания работы «жесткий» план  может  снижать инициативу, усекать поиск новых идей и решений. Поэтому должна быть определена достаточно крупная цель исследования, а пути ее реализации – творческая забота студента. Обычно в конце исследования тема уточняется.

Тематика регионоведческих исследований связана с анализом международных, политических, исторических, культурологических, социальных, экологических и других проблем изучаемого региона (см. Приложение 2)

Различные подходы к выбору темы.

Возможны две тактики выбора темы.

1. Студент выбирает тему из списка, предлагаемого кафедрой; научным руководителем становится тот преподаватель, который предложил данную тему для работы.

2. Студент сам определяет проблему и находит научного руководителя, занимающегося данной темой; формулировка темы курсовой работы уточняется совместно. Предлагая собственную тему, студент должен проконсультироваться у предполагаемого руководителя. Предложенные темы курсовых работ обсуждаются и утверждаются на кафедре. Неутвержденные темы не действительны и работа к защите не принимается.

Темы могут быть разные – традиционные и новые. В любом случае их разработка сопряжена с нелегкой поисковой, аналитической, практической и теоретической деятельностью. Опыт показывает, что поэтапное углубление одной и той же темы в курсовых работах и завершение ее разработки в бакалаврской (дипломной) — залог успешного исследования. Частая смена исследовательских интересов не способствует хорошей специальной подготовке и осложняет выполнение итогового исследования.

Типичная ошибка — стремление охватить все сразу. Не следует предлагать темы, разработка которых потребовала бы многолетних усилий целого научного коллектива. Чтобы достичь четких результатов, необходимо  сформулировать тему конкретно:

- точно выделить в ней предмет и цель исследования;

- определить хронологические рамки исследования;

- в рассмотрении проблемы опираться на соответствующий научный и исследовательский опыт, то есть хорошо изучить литературу по выбранной теме.

Формулировка проблемы при выборе темы. При выборе темы, важно, чтобы студент сформулировал проблему, которую будет исследовать. Проблема – это заявка, постановка тех вопросов, которые требуют своего разрешения и на которые будут даны ответы в курсовой работе.

Научная проблема – это вопрос (или серия связанных друг с другом вопросов), который мы задаем, в целях описания, объяснения, прогнозирования, преобразования того или иного явления. Существует три основных вида проблемных вопросов – сущностные, методологические и концептуальные. Сущностные вопросы указывают на неявные, скрытые, неоднозначные, противоречивые, не поддающиеся объяснению явления, оказывающие существенное влияние на изучаемую нами ситуацию или процесс. Например, если тема «Проблема признания независимости Косова европейскими странами», то научная проблема будет сущностной. Текстом курсовой работы студент в данном случае должен отвечать на вопрос: «почему одни европейские страны признали независимость Косова, а другие – нет?».

Методологические вопросы ставятся тогда, когда необходимо изучить способы получения нового знания об объекте исследования. Например, если тема курсовой работы «Роль женщин в политическом процессе Германии в конце XX - начале XXI вв.», то для того, что бы раскрыть данную тему, необходимо по-новому подойти к изучению «политического процесса», разработать особую методологию изучения «политического процесса», т.к. традиционными методами сложно, а иногда даже не возможно определить роль женщин.

Концептуальные вопросы касаются ценностных и философских оснований того или иного научного исследования. Это предельно общие допущения, которые лежат в основе научных теорий. Как правило, в курсовых студенческих работах эти вопросы не обсуждаются. Но студентам полезно знать, что изучаемая ими литература может быть написана с позиций различных моральных оценок настоящего и будущего. Многие ученые гуманитарии исходят в своих исследованиях из нормативных представлений об обществе (о справедливости, всеобщем благе, всеобщем мире, равенстве  и т.д.) Иногда такие представления называют идеализмом, что указывает на приверженность ученых определенным  идеалам. Типичным примером идеализма в теории международных отношений считается возникшее после первой мировой войны либеральное направление. Либералы утверждали, что будущее – за мирным урегулированием конфликтов с помощью международные организаций и все международные проблемы будут решены в мирном ключе. Прогнозы либералов не оправдались, поскольку разразилась вторая мировая война. Тем не менее, ученые достигли определенных положительных результатов в изучении проблем урегулирования. Другим примером нормативного суждения является утверждение, что в международных отношениях царит анархия – война всех против всех. Состояние анархии проявляется в бесконечных и неискоренимых конфликтах на международной арене. Состояние конфликта считается учеными нормой, на которую нужно ориентироваться в научном исследовании.

Как правило, в студенческих работах ставятся сущностные проблемные вопросы. Однако корректный анализ литературы по теме курсовой  требует от студента  понимания того, что все существующие теории отвечают не только на сущностные, но и на концептуальные и методологические вопросы. Корректный анализ литературы по теме часто требует понимания методологии, ценностных и концептуальных предпосылок того или иного исследования по теме курсовой.

Потребность в формулировании проблемного вопроса может возникнуть только в проблемной ситуации, когда затруднительно дать объяснение новым фактам или явлениям, используя уже существующие теории, объяснительные схемы и.т. Вот почему так важно изучать литературу по выбранной теме. Это делается для того, чтобы объяснить те или иные явления, процессы, с помощью уже существующих теорий. Маловероятно, что студент в процессе курсовой работы сделает теоретическое открытие (создаст новую теорию). Для этого нужны годы упорного труда. Поэтому проблемные вопросы не должны быть слишком широкими, глобальными. Их решение должно быть по силам студентам.

Следует помнить, что проблемный вопрос – отражает противоречие рассматриваемого явления или процесса и не предполагает однозначного тривиального ответа. Ответ на проблемный вопрос всегда вызывает столкновение мнений и подходов и может быть дан только частично, в рамках некоторых условий и соглашений. Именно поэтому студент, написавший курсовую работу, должен защищать свои выводы перед научным руководителем или комиссией, обосновывать выдвинутые им ответы на проблемный вопрос.

Понятийный аппарат. Студент должен уметь пользоваться понятийным аппаратом тех наук, на которые он опирается: истории, теории МО, политических, экономических и других наук. В научно-исследовательской работе студент должен использовать не только широкий спектр понятий, но и отчетливо сознавать, какие из них задействованы в том или ином конкретном рассуждении.

Следует помнить, что курсовые работы должны соответствовать специальности (направлению) «регионоведение». Регионоведение (зарубежное регионоведение) это новая, комплексная научная дисциплина, возникшая на стыке различных научных дисциплин, таких как история, география, экономика, политические науки, науки о культуре и теории международных отношений. Поэтому исследования в области регионоведения носят междисциплинарный характер и студент-регионовед может использовать в своих исследованиях понятийный аппарат различных наук. Следует помнить, что работа по регионоведению не может быть чисто исторической, экономической, политологической и т.д. Регионовед – это, прежде всего, страновед. Он изучает особенности различных сфер жизни отдельных стран с учетом места этих стран в системе международных отношений, их внешнеполитических стратегий, международной безопасности, глобализационных процессов.

Понятийный аппарат курсовой работы выполняет важнейшую роль в процессе ее подготовки: он служит для описания избранного объекта и предмета исследования, научной постановки проблемы, выдвижения гипотез и их проверки или формулировки основной идеи работы и ее развертывания в содержание и, наконец, для обобщения нового знания о проблеме, полученного в результате работы. Грамотный понятийный аппарат включает работу в общий контекст регионоведения. Формируя понятийный аппарат своей работы, автор уже на начальном этапе получает возможность уяснить место изучаемой проблемы в предметной области регионоведения и ее конкретного направления.

Методы. Помимо понятийного аппарата курсовая работа должна содержать краткое описание применяемых научных методов.

В регионоведении широко используются общенаучные методы (подходы), такие как моделирование, системный и сравнительный. В курсовой работе достаточно сложно применить системный или сравнительный анализ по разработанному алгоритму. Скорее, студент может заявить о том или ином методологическом подходе.

Подход является более широким понятием, чем метод. Ядро подхода  составляют те или иные теоретические тезисы, понятия, принципы; подход является концептуальным основанием более конкретных теоретических предписаний. Например, в основе системного подхода лежит понятие системы – упорядоченной, структурированной совокупности элементов. Эта совокупность рассматривается целое, т.е. таким образом, что свойства совокупности элементов имеют собственную специфику и сложность, отличную от специфики элементов системы. Существует несколько системных теорий (структурно-функциональная, синергетическая) освоение которых требует углубленного изучения  системной методологии. Поэтому студент, как правило, не может воспользоваться системными методами в собственных исследованиях, но может увидеть эффективность применения системных методов в литературе по теме исследования.  

В регионоведении широко используются, исторические, экономические, статистические и другие частнонаучные методы. Однако если сам студент нее проводит исследования в этой области, достаточно отметить, что в курсовой работе используются материалы и выводы, изложенные в литературе и полученные с помощью тех или иных научных методов. Например, изучая демографическую ситуацию, студент может использовать материалы из статистических сборников и провести самостоятельный анализ этих материалов. В этом случае студент вправе написать, что им используется  статистический метод для анализа рассматриваемой проблемы. В случае, если студент использует анализ статистических данных уже произведенный и описанный в научной литературе, следует указать на применение статистического метода другими исследователями для разработки данной темы. Пример формулировки: «Для изучения демографических проблем в КНР широко используется статистический метод, такими авторами как (перечисление фамилий)».

В задачи курсовой работы может входить проведение собственного исследования по выбранной теме. Как правило, такие исследования носят прикладной характер и требуют применения прикладных методов. В зарубежном регионоведении широко используются методы, заимствованные из социологических и политических исследований (анкетные опросы, интервью, методики анализа содержания политических документов (контент-анализ); методики анализа динамики политических событий (ивент- анализ); методики анализа особенностей политического мышления лиц, участвующих в принятии решений (когнитивное картирование). Для исследования в рамках курсовых работ наиболее доступным является методы анкетного опроса, интервью, контент-анализа. Из исторических методов большой популярностью пользуется биографический метод, позволяющий описывать роль той или иной исторической личности.

Правильная оценка эффективности различных методов исследования для раскрытия той или иной темы курсовой работы помогают грамотно и последовательно изложить теоретические достижения в данной области, результаты собственного исследования и наметить дальнейшие перспективы разработки выбранной темы.

Взаимоотношения с научным руководителем. Важнейшим вопросом в деятельности студента являются взаимоотношения с научным руководителем. Роль научного руководителя в процессе подготовки курсовой работы очень существенна.

Однако не следует воспринимать научного руководителя как «поводыря», который всегда укажет на верное решение. Такой алгоритм взаимоотношений не ведет к раскрытию студента как исследователя и не приучает его к самостоятельности. Роль научного руководителя заключается в том, чтобы помогать студенту в его деятельности, предоставляя ему возможно большую свободу в принятии решений, контролируя верность выбранного пути исследований и принципиальную правильность получаемых результатов. Научный руководитель не должен сам ломать голову в тупиковых ситуациях и диктовать путь решения той или иной задачи, поскольку тогда курсовой проект нельзя будет назвать по настоящему самостоятельно выполненной квалификационной работой.

Первейшая и большая роль научного руководителя заключается в помощи при выборе темы исследования. Здесь руководитель должен дать совет, в каком направлении развернуть работу. Он обсуждает со студентом предложенные последним конкретные варианты выбора, обращает внимание на позитивные и негативные особенности того или иного решения.

Поскольку этот этап чрезвычайно важен для успеха всего дела, нужно, чтобы он был пройден с максимальной эффективностью и правильностью и в возможно короткие сроки. Если научный руководитель на этом этапе взаимоотношений со студентом опирается на знание проблемы, свой опыт и интуицию (что очень важно), то студент в это время должен максимально эффективно штудировать известные публикации, разработки, получая регулярные советы от руководителя, инициируя их.

Если в результате таких действий удастся правильно сформулировать тему исследований, это хороший результат и ясность на будущее. Однако даже удачно выбранная тема исследований не является догмой. Если в процессе успешной работы появятся существенные новые идеи, то тема может быть скорректирована и даже изменена. При этом потраченный труд ни в коем случае нельзя считать напрасным. Он воплотился в приобретенную эрудицию и дал толчок к самостоятельности в проведении исследований.

Желательно, чтобы курсовая работа стала основной выпускной квалификационной работы.

Необходимо помнить, что результативность курсовой работы во многом будет зависеть от систематической совместной работы студента и научного руководителя.  Вместе с тем, основой успеха являются самостоятельность, добросовестность, трудолюбие и ответственность студента.


4. Структура текста и язык изложения

Общие положения. Текстовая часть работы состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы. Введение служит для ориентации читателя в дальнейшем изложении. Во введении делается обоснование выбора темы, ставится научная проблема, формулируется предмет исследования, раскрываются цели и задачи работы, анализируется степень разработанности проблемы.

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы.

Введение. Особое внимание необходимо уделить введению. По объему Введение составляет небольшую часть дипломной работы (до 10% от основного текста), но по смыслу – это едва ли не самая важная часть: в ней содержатся почти все основные признаки, квалифицирующие работу. Во введении должна быть обязательно прописана актуальность темы. Важно обосновать актуальность данной конкретной проблемы, которую студент будет исследовать. Не нужно излагать историю вопроса или рассуждать на отвлеченные темы. Актуальность – это указание причин или факторов, благодаря которым возникает необходимость в изучении данной темы. Актуальность также указывает на то, что существуют еще недостаточно изученные, но существенно влияющие на общественную жизнь явления и процессы. Поэтому следует различать практическую и теоретическую актуальность изучаемого вопроса. Практическая актуальность определяется реальными событиями, происходящими в обществе. Теоретическая актуальность зависит от степени концептуализации и теоретической разработанности заявленной темы, т.е. от того, насколько выбранная тема изучена в научной литературе. Разработанность темы подробно анализируется в следующем раздела введения «Степень изученности темы». В разделе «Актуальность» не описывается подробно, кто и как разрабатывал данную тему. Считается, что актуальность темы должна изолгаться на 1-1,5 страницы.

Во введении обязательно должен присутствовать анализ степени изученности темы. Такой анализ представляет собой краткую характеристику достоинств и недостатков аналитических трудов авторов, которые исследовали данную тему до того, как ее начал исследовать студент. Во введении данная часть является самой объемной и может занимать до 5 страниц.

В обзоре степени изученности темы решаются следующие задачи:

- обозначается место, которое занимает выбранная тема среди других вопросов регионоведения;

- обнаруживается предыстория решения обозначенной проблемы: кто и что делал, какие достижения имеются, какова успешность предпринимавшихся попыток, в чем кроются причины неудач и пр.; выявляются степень изученности, новизна проблемы;

- освещается теоретическая значимость проблемы;

- демонстрируется осведомленность в литературе по данной теме.

Если студент не согласен с мнением автора книги или статьи, не критиковать самого автора, корректно сформулировать несогласие с его идеями. Необходимо соблюдать научную этику, несогласие следует выражать корректно и скромно, например: «требует дополнительной аргументации», «вызывает сомнение», «трудно согласиться с ...» и т.п. После изложения практической актуальности и степени изученности темы, нужно кратко констатировать необходимость дальнейшего изучения данной темы или необходимость ее разработки, если тема является новой, мало изученной в литературе.

Далее во введении формулируется объект и предмет исследования. Объект всегда является шире предмета. Объект – это то «поле», в котором распложен предмет, который исследуется. Объект указывается для того, чтобы читатель мог быстро сориентироваться в курсовом исследовании. Из объекта как общего, широкого понятия выделяется более узкий, частный предмет, на котором и будет, собственно, сфокусирован взгляд автора. Предмет – это то, что конкретно изучается, аспект, ключ, в котором изучается объект, угол зрения на него. Например, если исследуются отношения Франции с СССР в период правления де Голля, то объектом будут международные отношения второй половины XX в., а предметом будут непосредственно сами отношения Франции и СССР в данный период. В этом случае тема курсовой работы будет: «Основные направления сотрудничества Франции с СССР в период правления де Голля».

Затем во введении формулируется цель исследования. Цель всегда должна быть одна. Цель должна отражать название работы и формулироваться проблемно. Сама формулировка цели должна отражать возможно получения результата. Так, например, «исследовать» или «рассмотреть» могут быть целью только в исключительных случаях, т.к. процесс исследования и рассмотрения не предполагает конкретных законченных результатов, и может продолжаться бесконечно. Лучше если целью будет что-то «выявить», «показать» или «сформулировать» и т.д.

Для достижения исследовательской цели ставятся задачи. В курсовой работе принято ставить задачи по главам и параграфам. Такая постановка задач помогает проследить логику исследования, обосновать наличие тех или иных глав и параграфов, четко понимать, зачем нужны данные параграфы, «шаг за шагом» идти к цели. При этом, важно, чтобы задач не было слишком много (тогда студент не уложится в рекомендуемый объем курсовой работы, либо не сможет решить все задачи) или слишком мало (возникает вопрос либо об узко сформулированной цели, либо о недостаточной проработанности исследуемой проблемы). Рекомендуется формулировать не менее 4, но не более 6 задач, которые будут раскрыты в главах и параграфах курсовой работы.

Во введении в обязательном порядке должна быть проанализирована источниковая база исследования. Источниками являются тексты, которые содержат информацию о тех или иных событиях, полученную от самих участников этих событий. В источниках излагаются конкретные факты, комментарии к событиям, политические программы, описание о деятельности организаций, жизнеописания отдельных  политических лидеров, данные статистики, результаты опросов, интервью и.т.д.

В зависимости от объекта и предмета исследования, к студенты могнут выбрать в качестве источников правовые документы, международные договоры, стенограммы событий, статистические материалы, отчеты, новости, сводки происшествий; речи, послания, выступления политических лидеров, материалы официальных сайтов организаций и т.д.

Наиболее доступными являются официальные документы: сообщения пресс-служб дипломатических и военных ведомств, информация о визитах государственных деятелей, уставные документы и заявления наиболее влиятельных межправительственных организаций, декларации и сообщения властных структур, политических партий и общественных объединений и т.д.

Вместе с тем широко используются и неофициальные письменные, аудио и аудиовизуальные источники, которые так или иначе могут способствовать увеличению информации о событиях: записи мнений частных лиц, семейные архивы, неопубликованные дневники. Важное значение могут играть воспоминания непосредственных участников тех или иных событий – войн, дипломатических переговоров, официальных визитов. Это касается и форм подобных воспоминаний – письменных или устных, непосредственных или восстанавливаемых и т.п.

Большую роль в сборе данных играют так называемые иконографические документы: картины, фотографии, кинофильмы, выставки, лозунги. Так, в условиях господствовавшей в СССР закрытости, повышенной секретности и, следовательно, практической недоступности неофициальной информации американские советологи уделяли важное внимание изучению иконографических документов, например репортажей с праздничных демонстраций и парадов. Изучались особенности оформления колонн, содержания лозунгов и плакатов, количества и персонального состава официальных лиц, присутствующих на трибуне, и, разумеется, видов демонстрируемой военной техники и вооружений.

Текстовая информация, содержащаяся в источниках, обычно очень разнообразна по форме и по содержанию и фиксирующим ее носителям.

Важно понимать, что информация, содержащаяся в источниках может быть зафиксирована на разных носителях: это могут быть печатные и электронные СМИ, новостные ленты агентств, личные дневники и т.д. В последние годы все большое значение приобретают электронные носители информации и, в особенности, Интернет – всемирная информационная паутина, где размещены официальные сайты организаций, блоги политических деятелей, электронные версии статистических материалов. Важно помнить, что сами по себе Интернет ресурсы источниками не являются. Источником являются те материалы, которые размещены в Интернете.

Используемые источники должны не просто перечисляться, они должны анализироваться. Студент должен показать, чем был ценен данный конкретный источник при работе над исследуемой проблемой.

В структуру введения обязательным элементом является указание научных методов, которыми пользовался автор. Желательно, чтобы автор не просто перечислил методы, но и показал, где и в каком случае каким методом пользовался он сам и какие методы использовали другие исследователи данного вопроса.

При необходимости во введении могут обосновываться хронологические и территориальные рамки. В данном случае должно быть прописано, почему выбран именно этот период (нижняя и верхняя даты) и именно эта территория.

Во введении можно указать элементы новизны и реальная или потенциальная практическая значимость курсовой работы.

Закачивается введение указанием структуры работы, которая пишется в одно предложение. Например, «курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы».

Основная часть. Текст, расположенный между введением и заключением является основной частью, которая никогда так не озаглавливается. Основная часть состоит из глав, которые в свою очередь состоят из параграфов. Основная часть, как правило, не может состоять лишь из одной главы, она состоит из нескольких, как минимум, из двух глав. Оптимальным считается, если в курсовой работе три главы по два или три параграфа.

Главы могут быть разделены на параграфы. Деление работы на главы и параграфы осуществляется так, чтобы части работы были пропорциональными по объему и научному содержанию. Например, в 20-страничной работе 5 страниц для введения и 5 для заключения – это слишком много, но и полстраницы для введения – слишком мало.

При делении текста работы на части следует руководствоваться следующим правилом: введение в курсовой работе должно быть не менее одной страницы. Из опыта следует, что оптимальный размер введения – до 10% текста. То же самое относится к заключению, но все отклонения по объему должны быть в меньшую сторону. Остальной объем работы приходится на основную часть.

Существует несколько формальных систем структурирования текста в главы и параграфы, из которых наиболее подходящей для курсовой работы является десятичная.

В десятичной системе применяются только арабские цифры для глав, а нумерация параграфов образуется путем приписывания к номеру главы номера параграфа, которые разделяют точкой. Таким образом, цифры «2.1» и «2.2» обозначают номера параграфов главы 2. В курсовой работе не принято делить параграфы на части.

Заключение никогда не делится на части, введение – тоже. Не следует увлекаться делением текста на части и оформлять каждый абзац в отдельный раздел. Не рекомендуется выделять более двух уровней иерархии частей текста. Здесь действует простое правило: часть текста с любым заголовком не может быть меньше пяти страниц.

В конечном итоге деление текста на части, и количество частей зависит от структурирования проблемной области работы и стиля изложения материала. Главы и параграфы следует выделять продуманно, т.е. в соответствии с логикой изложения, аргументацией ее основных положений, а не просто, потому что через каждые 20 страниц всегда должна начинаться новая глава.

Каждая глава должна отличаться такими подзаголовками, которые при их прочтении позволяют судить о логике повествования, являясь своеобразным сигналом смысловой цепочки. Естественно, что один параграф вытекает из другого, одна глава – из другой. Их названия не должны повторять название курсовой работы. Каждая из глав и каждый параграф завершаются краткими выводами – конспективными ответами на поставленные в параграфах вопросы. Выводы могут быть оформлены в виде тезисов. На основе выводов пишется Заключение.

Лучше всего руководствоваться следующими соображениями: глава – это часть текста, в которой содержится большая смысловая единица, параграф – это подраздел текста внутри главы, содержащий логически важную часть главы. Заголовки глав и параграфов основной части должны быть краткими, четкими, последовательно раскрывающими содержание работы в целом.

Текст делится автором на абзацы в известной мере произвольно. Поначалу выделение абзацев представляет собой большую трудность. Абзац, т.е. часть текста, начинающаяся с новой строки, или завершающаяся нажатием клавиши «Enter» в случае использования текстового редактора для персонального компьютера, состоит из нескольких предложений, выражающих одну законченную мысль. Опыт показывает, что на странице хорошего научного текста имеется от 2 до 4 абзацев.

Выделение глав, параграфов и абзацев связано со структурой работы в целом. Структуру всей работы в целом, ее основную идею, аргументы и их последовательность, выводы из работы следует прояснить в основном еще до написания текста работы на консультации с научным руководителем. Именно таким образом можно достичь полного соответствия структуры и содержания работы.

При написании текста следует следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы – проблема, т.е. так называемая «красная нить». Она должна быть видна не только узкому специалисту по данной теме, но и читателю, непосвященному в данную проблемную область. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Если при написании текста мысль отклонилась от темы, ее следует либо вернуть в нужное русло, либо скорректировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения мысли. Следует постоянно проверять, носит ли аргументация логически стройный характер. Здесь можно воспользоваться таким правилом: в идеале каждая глава, параграф и даже абзац должны быть такими, чтобы их можно было заменить тезисами.

Желательно, чтобы конец каждой главы, параграфа или абзаца имел логический переход к следующему. В этой связи рекомендуется заканчивать каждый параграф и главу подведением их итогов, из которых бы логически следовала необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы, которое последует в новой главе или параграфе. Можно порекомендовать и другой прием, а именно: начинать каждую главу или параграф с вводного абзаца, который подсказывает читателю, о чем пойдет речь дальше. Во вводном абзаце можно «перекинуть мостик» к предшествующим мыслям. Это лишь подчеркнет «красную нить» всей работы.

Заключение. В заключении, как уже говорилось, делаются общие выводы по работе. В заключение должно быть показано, как решены задачи и достигнута цель исследования. Нет необходимости заново писать об актуальности темы. Кроме того, заключение должно логически вытекать из текста основной части и содержание заключения должна быть логически связано с основной частью. Заключение не может быть написано на отвлеченную тему, не имеющую отношения к теме исследования.

В Заключении подводятся, обобщаются полученные результаты, формулируются практические и теоретические выводы и предлагаются перспективы на будущее. Это могут быть перспективы практического использования полученных результатов исследования или направления дальнейшего изучения проблемы. Понимание направлений дальнейшего изучения темы говорит о том, что студент способен самостоятельно развиваться как исследователь и имеет шанс продолжить свое обучение в магистратуре или аспирантуре.  

Рекомендуемый объем заключение - 3-5 страниц. По своему содержанию Заключение  отличаются суммарностью теоретических суждений, комплексностью показателей, характеризующих уровень профессиональной подготовки студента.

Приложение. Курсовая работа может содержать приложения. В Приложении помещаются:

- схемы, рисунки;

- большие по объему таблицы, графики и другие справочные материалы, содержание которых обязательно для понимания основного текста.

В основной текст помещаются лишь те небольшие по объему таблицы и документы, без которых трудно проследить логику вашего изложения, а также те, которые подробно обсуждаются в тексте. Материалы, только упоминаемые в тексте, лучше вынести в приложение.

Все таблицы и рисунки должны иметь отдельную друг от друга сквозную нумерацию, ссылки на таблицы и рисунки в тексте делаются согласно их номерам. Таблицам и рисункам дают заглавия или снабжают их подписями, чтобы не приходилось выискивать объяснения в тексте. В приложениях каждый документ должен получить свой порядковый номер и название. Кроме того, сноски на источник из которого они взяты, либо если таблица составлена самим студентом, должны иметь ссылку: «Составлено автором по материалам <указывается источник>».

Логика и стиль изложения материала. Всякая научная работа имеет эстетический аспект, который проявляется, прежде всего, через логику и стиль изложения материала. Совершенная логическая форма является эстетическим достоинством текста. Не случайно, что требование соответствия формы и содержания научной работы часто подтверждают цитатой из стихотворения поэта Н.А. Некрасова, посвященного поэтическому мастерству: «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно» [5, С.214].

Курсовая работа должна быть написана хорошим научным языком. Это означает как соблюдение общих норм литературного языка и правил грамматики, так и учет особенностей научной речи: ее точности, однозначности терминологии, некоторых правил применения форм речи. Важность соблюдения рекомендаций в отношении языка легко заметить по положительной реакции научного руководителя, которая обычно предшествует анализу содержания работы.

В отношении стиля научной речи следует запомнить, что личная манера изложения в современной научной литературе уступила место безличной. Иными словами, местоимение «я» не употребляется, а местоимение «мы» постепенно выходит из употребления. (Можно считать, допустим, что...) Далее, при обсуждении научных положений того или иного мыслителя следует применять одну и ту же форму настоящего времени. Наконец, имеются слова и выражения, которые вообще не следует использовать в научном тексте, например: «очевидно», «общеизвестно», «само собой разумеется», «естественно». Очевидным и общеизвестным положениям не место в научной работе, а ссылки на естественный ход вещей в случае научного исследования искажают научное восприятие проблемы. Не следует также употреблять местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу их неопределенности.

Научный стиль изложения материала является обязательным, способствует формирования научного понятийного аппарата у студента.


5. Научный аппарат и внешнее оформление

Научный аппарат. Курсовая работа, как отмечалось, является научным произведением, а не сочинением на свободную тему или интерпретацией чужого текста. Научность означает помимо всего прочего проверяемость аргументов, фактов, данных, содержащихся в ней. Поэтому первая заповедь научной добросовестности состоит в точности цитирования и добросовестности ссылок на источники. Это требование реализуется через научный аппарат работы. Студенты должны правильно понимать взыскательность научных руководителей в этом отношении, не приписывать требование скрупулезной точности в составлении библиографии мелочности или другим специфическим чертам характера руководителя.

Практика оценки курсовых работ показывает, что обращение с научным аппаратом представляет собой для начинающих авторов серьезную проблему. Между тем, правила оформления научного аппарата являются общими для всех отраслей знания и регламентированы действующими государственными стандартами, в том числе и в упрощенном варианте. Поэтому их следует как можно скорее запомнить еще при написании первой курсовой работы, что сэкономит много времени и сил в дальнейшем.

Оформление научного аппарата. Для курсовой работы достаточен минимальный научный аппарат, к которому относится правильное оформление цитат, примечаний, сносок, ссылок и списка использованной литературы. Другие элементы научного аппарата в настоящей работе не рассматриваются, но студентам рекомендуется постоянно обращать внимание на научный аппарат статей и книг. Внешне научный аппарат проявляется в работе в виде постоянно встречающихся «шифров», таких как «См.:», «Ср.:», «Там же», «Указ. соч.», «Цит. по:» и других, образованных от слов «смотри», «сравни» и т.д., которые следует запомнить. Отсюда видно, что наиболее важными элементами научного аппарата являются цитаты и примечания.

Напомним, что цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенной в собственный текст. Ссылка является указанием источника, на который ссылаются. Сноска – это дополнительный текст, помещенный отдельно от основного внизу страницы или в конце всего текста, либо в основном тексте в скобках. Примечание – это дополнительное замечание, которое содержится в сноске.

Все эти элементы научного аппарата выполняют в работе важные функции: цитаты являются подтверждением высказанной мысли или аргумента. В библиографических ссылках указывают произведения печати, упомянутые или цитированные в основном тексте, в которых читатель может найти дальнейшие сведения о предмете, пояснительный и дополнительный материал. Примечания помогают лучше и точнее понять основной текст. Они сообщают фактические сведения об упоминаемых вещах, событиях, лицах, скрытых цитатах, без которых понимание текста читателем может быть обедненным и даже неверным.

Существует несколько способов научного цитирования, которые предпочтительны в различных отраслях науки. В курсовой работе студент должен придерживаться единообразия.

Дословная цитата и заимствование данных, фактов и аргументов из научной литературы должны быть снабжены как минимум ссылками и сносками. В сноске должно содержаться указание источника, но может быть помещено еще и примечание автора, не вписывающееся в основной текст. Ссылка на источник в сноске представляет собой указание фамилии и инициалов автора книги, ее заголовка, места и года издания и номера страницы, с которой взята цитата.

Для обозначения тома, номера и страницы цитируемого издания необходимо пользоваться сокращениями, принятыми в языке источника.

Некоторые библиографические обозначения в распространенных языках

Язык

Русский

Английский

Немецкий

Французский

Том

Т.

Vol.

Bd

T.

Номер

Nr

n

Страница

С.

P.

S.

P.

При цитировании журнальных статей или статей из сборников и многотомников нельзя опускать фамилию автора или название статьи, сославшись лишь на год выхода журнала в свет, номер журнала или тома и страницу. Иначе говоря, следует указать не только автора, но и название статьи, название журнала, год и номер журнала (выпуска, тома) и страницу. Сокращения наименований журналов и других изданий, практикующиеся в языке специального библиографического описания, применять не рекомендуется.

Оформление ссылок и сносок. Общий подход к оформлению ссылок в сносках заключается в том, что руководствуются правилами библиографического описания для списка литературы, но опускают подзаголовок, сведения об организации, ответственной за издание, название издательства, общий объем издания. Кроме того, следует помнить, что ссылки, так же как и примечания, с точки зрения грамматики являются предложениями, они пишутся с большой буквы даже если начинаются с сокращений «См.:», «Ср.:» и др. и завершаются точкой (или другим знаком).

Сноски и примечания могут быть внутритекстовыми, затекстовыми или подстрочными. Внутритекстовые сноски и примечания помещают в самом тексте в том месте, к которому они относятся, в скобках. В этом случае они могут делаться в максимально сокращенном виде: в одном варианте в круглых скобках указывается фамилия и инициалы автора цитируемой работы, год ее издания и номер страницы через запятую, в другом варианте в квадратных скобках указывается номер источника в списке литературы и номер страницы через запятую. Так, последняя цитата могла бы быть оформлена следующим образом: либо (Некрасов А. Н., 1982, 214), либо [2, с.214]. Именно так и принято оформлять сноски в курсовых работах на кафедре международных отношений и регионоведения.

Затекстовые сноски и примечания помещаются после всего текста. В такой сноске указывается источник данных, книга или статья, т.е. указывают ее автора, название, место и год издания и страницу, откуда заимствована цитата.

Подстрочные сноски и примечания располагаются под строками основного текста и отделяются от него небольшой горизонтальной линией, как в данном методическом указании. Затекстовые и подстрочные примечания связываются с соответствующим местом основного текста арабскими цифрами, набранными мелким шрифтом и расположенными на верхней линии шрифта основного текста. Нумерация затекстовых примечаний является сквозной (т.е. единая на протяжении всего текста), а подстрочных – может быть как сквозной, так и постраничной (нумерация начинается заново на каждой странице).

При выборе способа оформления сносок следует руководствоваться следующими соображениями: если сноски необходимо читать вместе с основным текстом, то их следует поместить внутри текста, если они нужны читателю по ходу знакомства с работой – то следует применить подстрочное расположение. Если, как в этой работе, их можно читать в отрыве от основного текста, то лучше использовать затекстовый вариант.

При цитировании своими словами одного и того же источника не следует снабжать ссылкой каждое предложение и создавать последовательность типа: «Там же. С. 100», «Там же. С. 101», «Там же. С. 102»... В этом случае можно снабдить одной ссылкой или одним примечанием всю часть собственного текста, в котором реферируется источник. При непрерывном цитировании одного и того же источника в ссылке можно ограничиться лишь указанием номера страницы, включив его в легко отгадываемые шифры типа «Указ. соч. С.», «Цит. соч. С.». Если цитированное ранее сочинение цитируется вновь после цитирования других источников, то в первой новой ссылке следует включить в названные «шифры» фамилию автора и заглавие его сочинения.

Как при прямом цитировании, так и при парафразировании важно не просто вставить цитату в свой текст, а связать с контекстом своей работы, как можно лучше встроить ее в свои рассуждения. Нельзя выхватывать цитату из контекста вне всякой связи. Это значит, что цитата должна быть связана с аргументами, содержащимися в предшествующих и последующих рассуждениях автора. Нельзя вырывать случайные фразы без учета контекста, искажать тем самым чужой текст.

Следует по возможности избегать цитировать общеобразовательные издания, такие как Большая Советская Энциклопедия, словари русского языка, словари иностранных слов, равно как и вторичного цитирования. Вторичное цитирование, т.е. заимствование цитат из чужого произведения, допускается, если первоисточник практически не доступен. Вторичная цитата начинается словом «Цит. по:» и далее дается ссылка на источник, откуда взята цитата.

Курсовая работа не должна быть переполнена цитатами, которые плохо связаны между собой. Следует еще раз подчеркнуть, что цитаты выполняют вполне определенную функцию, связанную с первоначальным латинским значением этого слова – подтверждение своей мысли или довода. Поэтому цитаты могут приводиться только для подтверждения аргументов или описаний автора.

Заранее невозможно сказать, сколько цитат должно быть в работе. Их количество зависит от темы работы. В курсовой работе, посвященной цивилизационной теории С. Хангтинтона, вероятнее всего будет больше цитат, чем в работе, посвященной объединению Германии. Отсюда следует, что при цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники, вторичную литературу следует цитировать как можно экономнее, лишь в том случае, если требуется заимствовать аргументы или, наоборот, оспорить некоторые выводы авторов. Общий подход к цитированию состоит в том, что цитаты и ссылки должны быть в каждой главе и параграфе, за исключением тех мест, в которых автор развивает свою позицию или подытоживает результаты исследования.

Оформление списка источников и литературы. При работе над научным аппаратом большое дисциплинирующее воздействие оказывает тщательное составление библиографии, списка источников и литературы (см. Приложение 3).

В список литературы к курсовой работе включаются все цитированные источники и прочитанная литература, которая относится к теме и оказала существенное влияние на содержание работы. Иными словами, список литературы не обязательно следует ограничить только цитированными произведениями, но все цитированные источники должны быть указаны. Еще раз подчеркнем, что список литературы не должен быть как можно больше. Он увеличивается в результате работы над темой, но в него включаются лишь те произведения, на которые автор опирался. Не следует составлять список литературы, заглядывая лишь в библиотечный каталог. Список литературы должен быть озаглавлен – «Список источников и литературы». Это означает, что в списке обязательно должны быть указаны источники, на основе которых была написана работы. Источники отделяются от литературы подзаголовком – «Источники». Указываются в алфавитном порядке, но существует правило, по которому сначала в алфавитном порядке перечисляются: начиная с международных, затем основные законы, федеральные законы, региональные законы и т.д., т.е. согласно правовой иерархии. После правовых актов идут в алфавитном порядке речи и выступления официальных лиц, мемуары и воспоминания участников событий, статистические данные и т.д. Источники на иностранном языке идут после источников на русском, и также оформляются в алфавитном порядке.

Литература помещается в список в строго алфавитном порядке (сначала на русском, затем на иностранных языках по фамилиям авторов либо по названию сочинений, если автор не указан). Список литературы имеет порядковую нумерацию; это необходимо для формальной оценки объема изученного материала, либо ссылок путем отсылки к списку литературы.

Список литературы и источников на восточных языках (китайский, японский, корейский) размещается после перечня всех источников на русском и европейских языках также в алфавитном порядке (на основе русского алфавита) по следующим правилам. Автор, название работы дается в русской нормативной транскрипции, в скобках после названия дается перевод на русский язык. После полного библиографического описания документа рекомендуется продублировать библиографическую ссылку на языке оригинала (без указаний года издания и отсылок к страницам). Последовательность библиографического описания документа (источника) на восточных языках  (китайском, японском, корейском) идентична описанию документа на русском языке.

Пример полного библиографического описания книг на китайском языке:

21. Ван Мин. Дао цзя хэ дао цзяо сысян яньцзю (Исследование идей “школы Дао” и даосской религии). – Чунцин: Шэхуэй кэсюэ, 1984. – 380 с. (王明. 道家和道教思想研究. 北京: 社會科學出版社).

22. Ли  Ян-чжэн.  Дао  цзяо  гай шо (Краткий анализ даосского учения). – Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1989. – 418 с. (李養正. 道教概說. 北京: 中華書局).

Пример полного библиографического описания книги на японском языке:

23. Кобаяси Масаёси. Тюгоку-но докё (Китайский даосизм). – Токио: Собунся, 1998. – 367 с. (小林正美. 中囯の道敎. 東京 : 創文社).

Элементы библиографического описания книг (однотомников) располагаются в следующем порядке: а) фамилия и инициалы автора; б) заглавие книги; в) место издания; г) издательство; д) год издания; е) общее количество страниц.

Например: Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. - 220 с.

При описании многотомников указывается: а) фамилия и инициалы автора; б) заглавие; в) общее количество томов; г) место издания; д) издательство; е) год издания.

Например: Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. - М.: Наука, 1993.

При описании отдельного тома из многотомного издания: а) фамилия и инициалы автора; б) заглавие; в) общее количество томов; г) место издания; д) издательство; е) год издания; ж) том и его номер; з) общее количество страниц.

Например: История советского рабочего класса: В 6 т. Гл. редкол.: С.С. Хромов и др. М.: Наука, 1984. – Т.3. - 257 с.

При описании собраний сочинений: а) фамилия и инициалы автора; б) заглавие произведения; в) после знака «//» дается описание книги. Если фамилия автора отдельного произведения и собрания сочинений или сборника одна и та же, то в описании книги ее опускают.

Например: Герцен А.И. Тиранство сибирского Муравьева / А.И. Герцен // Собр. соч.: в 30 т. М.: Приор, 1998. – Т. 14. – С. 315–316.

При описании статей из сборника: а) фамилия и инициалы автора; б) заглавие статьи; в) заглавие сборника после знака «//»; г) сведения о редакторе или организации, ответственной за выпуск; д) место издания; е) издательство; д) год издания; е) номера первой и последней страниц статьи.

Например: Андреев А.А. Определяющие элементы организации научно-исследовательской работы / А.А. Андреев, М.Л. Закиров, Г.Н. Кузьмин // Тез. докл. межвуз. конф. Барнаул, 14–16 апр. 1997 г. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1997. – С. 21–32.

При описании статей из журналов: а) фамилия и инициалы автора; б) заглавие статьи; в) заглавие журнала после знака «//»; г) год издания; д) номер выпуска; е) номера первой и последней страниц статьи.

Например: Максимович Г.Ю. Как опубликовать информацию в Интернете / Г.Ю. Максимович, В.И. Берестова // Секретарское дело. 2001. № 3. С. 48-54.

При описании неопубликованных отчетов о научно-исследовательской работе в качестве заглавия указывается наименование НИР в целом и наименование отчета (если они не совпадают), вид отчета (промежуточный, заключительный...), в сведениях об ответственности указывают наименование организации, ответственной за НИР, фамилию и инициалы руководителя работы, шифр этапа, номер государственной регистрации, инвентарный номер, место и дату выпуска отчета, число страниц.

Неопубликованный перевод описывается аналогично, но в качестве заглавия указывается русское название текста.

Еще раз подчеркнем: при описании статей из сборников, однотомников, многотомников, журналов ни в коем случае нельзя опускать заглавие статьи, указав лишь заглавие издания.

При числе авторов свыше трех человек достаточно указать фамилию и инициалы первого, ограничившись добавлением «и др.»; если авторы на титульном листе издания не обозначены, то его помещают в алфавитный список по первой букве названия. То же самое относится и к цитированию таких изданий в тексте работы.

В описании источников следует сокращать названия городов Москва, Ленинград, Петроград, Санкт-Петербург (М., Л., Пг., СПб.), названия других городов не сокращают.

Правильно оформленный научный аппарат является существенным элементом внешнего оформления курсовой работы. Уже первая курсовая работа должна быть аккуратно оформлена согласно изложенным в настоящей работе правилам, соответствующим действующим государственным стандартам. К четвертому курсу эти правила должны быть хорошо усвоены, так как они экономят много сил при написании дипломной работы.

Требования к оформлению текста. Курсовая работа выполняется на белой бумаге формата А4 (297 х 210 мм) на одной стороне листа, оборотная сторона остается чистой. Стандартный текст печатается через 1,5 интервала с полями слева 30 мм, справа –15 мм, сверху 20 мм и снизу 20 мм. Текст набирается шрифтом Times New Roman, размер 14 пт.

Курсовая работа начинается с титульного листа (образец которого имеется в Приложении 4), затем следует содержание (план) с правильным указанием страниц (Приложение 5), с которых начинаются разделы, далее следует введение, основная часть, состоящая из глав (и параграфов), заключение (и резюме), список источников и литературы и приложения, если есть. Все эти разделы начинаются, как правило, с новой страницы.

Все страницы нумеруются. Титульный лист включают в общую нумерацию, но номер «1» на нем не ставится, также как на странице «Содержание» цифра «2» не ставится. Таким образом, первым напечатанным номером будет номер «3» на третьем листе работы, на котором начинается основная часть (первая глава). Номера страниц следует проставлять внизу в середине листа без точки. Заголовки следует располагать симметрично к тексту, по центру страницы, между заголовками и текстом оставляется 2-3 пустых строки.

Таблицы, графики и рисунки снабжаются заголовками, над которым с правой стороны пишется слово «Таблица» («Рисунок») и ставится ее порядковый номер. Если таблица (график, рисунок) всего одна, то этого не делается.

Например:

Таблица 3.1.

Динамика распределения бюджетных средств в КНР за 2004-2005 гг.

Поступило из бюджета, всего

2004 год

2005 год

В том числе на оплату труда

1962, 4

3498,7

Начисления на ФОТ

289,3

517,8

Содержание и текущие расходы

425,3

581,9

Ремонтные расходы

214,7

290,0

Прочие затраты

3651,4

5176,2

Источник: Китай в мировой политике. М.: Изд-во МГИМО, 2006. С. 45

Страницы должны быть заполнены текстом. Каждая новая глава начинается с новой страницы (так же как введение, заключение, список источников и литературы, приложение), новый параграф продолжается на той же страницы, на которой заканчивается предыдущий. При печатании следует соблюдать правила грамматики русского языка. Так, после знака препинания (точки, запятой и др.) всегда следует пробел. Межстрочное расстояние на протяжении всего текста остается одинаковым (1,5 интервал). Абзац в русском языке выделяется красной строкой (1,25 см). Недопустимым является отделение абзацев в тексте бóльшим пробелом, чем между строчками в абзаце.

Работа с электронными редакторами. Современные текстовые редакторы обладают большим набором функций. Они позволяют, например, проверить орфографию, установить поля, межстрочное расстояние, обеспечивают автоматическую нумерацию примечаний, защиту от «висячих» строк и многое другое. Следует широко использовать такие преимущества текстовых редакторов, равно как и богатые возможности оформления таблиц, графиков, рисунков. Во всяком случае, заявления некоторых студентов о том, что компьютер (принтер), которым они пользуются, нельзя настроить на нужное межстрочное расстояние и поля, не соответствуют действительности и не принимаются во внимание.

Следует помнить, что работа с текстом в электронной форме имеет не только преимущества, но и недостатки и даже опасности. Главная из них – это опасность утраты текстового файла по различным причинам (потеря дискеты с текстом, ошибочные действия на клавиатуре, поражение компьютера вирусом, нештатное отключение компьютера и другие нелепые происшествия). Во избежание утраты текста из-за таких случаев следует постоянно создавать и хранить резервные копии своей работы на диске и на бумаге. (Студенты, однажды утратившие свои файлы, делают две резервные копии.)

При наборе в текстовом редакторе работы объемом более 20 страниц рекомендуется руководствоваться следующим правилом: один раздел – один файл, в частности – для титульного листа и содержания (плана), списка источников и литературы и приложений. Текстовые файлы соединяются в один при окончательной печати работы.

Оформленная курсовая работа должна иметь переплет. В случае небольшой работы это может быть слегка сдавленная канцелярская скрепка, папка со скоросшивателем или специальная папка. Если первый лист обложки папки непрозрачный, то на него нужно наклеить дубликат титульного листа. При переплете следует исходить из того, чтобы работа при чтении не рассыпалась на отдельные листы, и в то же время, чтобы была возможность в любой момент расплести ее для замены отдельных листов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После того, как написано заключение к курсовой работе, сохранено в памяти компьютера и напечатано, процесс ее подготовки еще не завершился и работа еще не готова для сдачи научному руководителю. Иными словами, еще предстоит выполнить некоторые завершающие действия.

Так, следует еще раз отредактировать текст. Прежде всего, нужно устранить опечатки, для чего требуется внимательно прочитать текст, а лучше еще и дать почитать другому человеку, так как собственные ошибки часто не замечаются, особенно если автор привык к тексту.

Далее, следует проверить логику работы: насколько точен смысл абзацев и отдельных предложений, имеется ли смысловая связь между ними, насколько стройной является вся структура работы, соответствует ли содержание глав их заголовкам или, может быть, здесь требуется доработка. Следует проверить, нет ли в работе тавтологий, пробелов в изложении и аргументации, все ли повторы являются оправданными и пр., необходимо устранить стилистические погрешности. Необходимо проверить точность цитат и ссылок, правильность оформления всего научного аппарата. Лишь после такой корректуры следует сделать окончательную распечатку работы и сдать ее на кафедру научному руководителю.

Как показывает опыт, первая курсовая работа, даже при условии следования данным указаниям, как правило, не бывает «отличной». Лишь последующие работы с учетом их обсуждения с научным руководителем обеспечивают прогрессивное накопление навыков письменной научной работы. Тем не менее, если следовать данным рекомендациям и указаниям, то даже первая курсовая работа будет застрахована от полной неудачи.


Список литературы

  1.  ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Введ. 01.07.2003. М.: Изд-во стандартов, 2003. 17 с.
  2.  Бэкон Ф. Афоризмы об истолковании природы и царства человека // Соч. Т. 2.- М.,1978.- С. 12-79.
  3.  Дипломная работа: рекомендации по структуре и оформлению. Методические указания. / Сост. В.А. Паутова. Новосибирск: НГТУ, 2007. – 28 с.
  4.  Методическое пособие по выполнению курсовых и дипломных работ. / Сост.: доц. Н. А. Головин Рецензенты: доц. Н. Г. Скворцов, доц. А. И. Куропятник. СПб.: Издательства СПбГУ, 1996, - 39 с.
  5.  Некрасов А. Н. Подражание Шиллеру // Полн. собр. соч. и писем. Т. 3.- Л., 1982.- С. 214.
  6.  
  7.  


Приложение 1

План выполнения курсовой работы

Вид работы

Срок выполнения по плану

1.

Выбор темы

до 10 недели осеннего семестра

2.

Изучение источников и литературы, составление примерного списка библиографии; разработка примерного план курсовой работы и согласование его с научным руководителем

до 15 недели осеннего семестра

3.

Обработка собранного материала

до 7 недели весеннего семестра

4.

Подготовка и представление первого варианта курсовой работы научному руководителю

до 10 недели весеннего семестра

5.

Доработка и предоставление окончательного варианта курсовой работы научному руководителю

до 14 недели весеннего семестра

6.

Аттестация (выставление оценки работам студентов-специалистов на 2 и 3 курсе и студентов-бакалавров на 2 курсе)

на 16 неделе весеннего семестра

7.

Защита курсовой работы (для студентов-специалистов на 4 курсе и для студентов-бакалавров на 3 курсе)

на 17 неделе весеннего семестра


Приложение 2

Примерная тематика курсовых работ

  1.  Формирование гендерных представлений и гендерной идеологии в странах Западной Европы (в Китае, Корее, Японии)
  2.  Государственная политика в области образования в странах Запада (Востока)
  3.  Особенности этнической картины Великобритании
  4.  Роль личности в новейшей истории Китая: Мао Цзэдун
  5.  Роль супердержав на Дальнем Востоке после Второй мировой войны
  6.  «Азиатский социализм» и мировая система социализма
  7.  Социальные проблемы азиатских стран: общее и особенное
  8.  Сепаратизм в странах ЕС
  9.  Политика Германии в отношении национальных меньшинств
  10.  «Холодная война» как проявление международных отношений Запада и Востока
  11.  Межрегиональные связи России и Германии (Франции)
  12.  Причины инвестиционной привлекательности экономики КНР для ЕС и США
  13.  Деятельность международных неправительственных организаций в странах Западной Европы
  14.  Позиции европейский стран в СБ ООН на примере иранской проблемы
  15.  Торгово-экономические отношения в рамках ШОС


Приложение 3

Образец оформления списка источников и литературы

Список источников и литературы

Источники

  1.  Конституция (Основной закон) Российской Федерации: офиц. текст. М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
  2.  Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей. [по докладу Первого комитета (A/63/389)] 63/240. На пути к договору о торговле оружием: установление общих международных стандартов в отношении импорта, экспорта и передачи обычных вооружений. [Электронный ресурс – официальный сайт ООН]. Режим доступа: http://daccessdds.un.org/doc/UNDOC/GEN/N08/485/21/PDF/N0848521.pdf?OpenElement 
  3.  Регионы России 2004: основные характеристики субъектов РФ (стат. сб.). М.: Статистика России, 2005. – 966 с.
  4.  Treaty of Lisbon. [Электронный ресурс – официальный сайт Европейского союза]. Режим доступа: http://www.consilium.europa.eu/cms3_fo/showPage.asp?id=1296&lang=en&mode=g 

Литература

  1.  Андреев А.А. Определяющие элементы организации научно-исследовательской работы / А.А. Андреев, М.Л. Закиров, Г.Н. Кузьмин // Тез. докл. межвуз. конф. Барнаул, 14–16 апр. 1997 г. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1997. – С. 21–32.
  2.  Балабанов И.Т. Валютные операции / И.Т. Балабанов. М.: Финансы и статистика, 1993. – 144 с.
  3.  Вальдес Х. К. Заметки о глобализации, экономике и культурной идентичности. [Электронный ресурс – научно-просветительский журнал СКЕПСИС]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_2301.html
  4.  Герцен А.И. Тиранство сибирского Муравьева / А.И. Герцен // Собр. соч.: в 30 т. М.: Приор, 1998. – Т. 14. – С. 315–316.
  5.  Глинкина С.П. ЕС: пятое расширение ЕС состоялось. Что дальше? / С.П. Глинкина // Россия и современный мир. 2004. №3. – С. 26-32.
  6.  Киселев В.В. Анализ научного потенциала / В.В. Киселев, Т.Е. Кузнецова, З.З. Кузнецов. М.: Наука, 1991. – 126 с.
  7.  Колесова В.П. К вопросу о реформе власти / В.П. Колесова, Е.Ю. Шуткина // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2001. Вып.5. – С. 47–50.
  8.  Малый бизнес: перспективы развития: сб. ст. / под ред. В.С. Ажаева. М.: ИНИОН, 1991. – 147 с.
  9.  Рубанцева, М. Атлантида уходит / М. Рубанцева // Российская газета. 1999. 30 марта. – С. 2.
  10.  Сахаров В. Возвращение замечательной книги: заметки о романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / В. Сахаров // За строкой учебника: сб. ст. М.: Худ. лит., 1989. – С. 216–229.
  11.  Asmus, Ronald D. Opening NATO's Door: How the Alliance Remade Itself for a New Era. Columbia: U-Press, 2002. 372 pp.
  12.  Central Europe: Reaping the EU harvest // The Economist. 2005. January 8. P. 29-31.
  13.  Power H., King I. Barclays loses billions off its share value. [Электронный ресурсофициальный сайт Times Online]. Режим доступа: http://business.timesonline.co.uk/tol/business/article5533488.ece 


Приложение 4

Образец оформления титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ агентство ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра международных отношений и регионоведения

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ

Влияние пятого расширения ЕС на экономические отношения стран ЦВЕ и России

Выполнил: ст.гр. РГ-31 И.И.Иванов

Проверил: к.филос.н. В.А.Петров

Новосибирск, 2009


Приложение 5

Образец оформления содержания

Содержание

                                                                                                                                          С

Введение                                                                                                                             3

Глава I. Экономические отношения России со странами ЦВЕ и ЕС

до пятого расширения ЕС                                                                                              10

  1.  Экономические отношения России и стран ЦВЕ в конце XX 

начале XXI вв.                                                                                                            10

  1.  Экономические отношения России и ЕС до пятого расширения ЕС            22

Глава II. Пятое расширение ЕС: причины и последствия                                      31

  1.  Причины пятого расширения ЕС                                                                      31
    1.  Пятое расширение ЕС: «плюсы» и «минусы»                                                 43

Глава III. Особенности экономических отношений стран ЦВЕ и России после расширения ЕС в 2004 году                                                                                   55

3.1. Специфика торговых отношений между Россией и странами ЦВЕ

после их вступление в ЕС                                                                                        55

3.2. Особенности трудовой миграции между Россией и странами ЦВЕ            63

Заключение                                                                                                                     72

Список источников и литературы                                                                             75

Приложение 1                                                                                                                 80


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71064. Організація між табличних зв’язків 1014.76 KB
  Створити таблиці до бази даних Вінницький технічний коледж: студенти групи і відділення. Створення таблиці Студенти: Створення таблиці Групи: Створення таблиці Відділення: Завдання 2: створити зв’язки між таблицями: Створюю такі зв’язки між таблицями: Таблиці ВідділенняГрупа зв’язок по полях: Скорочена назва та Відділення тип зв’язку один до багатьох.
71066. Методы в JavaScript 22.65 KB
  Во время интерпретации HTML-документа браузером создаются объекты JavaScript. Свойства объектов определяются параметрами тегов языка HTML. Структура документа отражается в иерархической структуре объектов, соответствующих HTML-тегам. Родителем всех объектов является объект windows, расположенный на самом верхнем уровне иерархии...
71067. Основы работы с MathCAD 141 KB
  Mathcad работает с документами. С точки зрения пользователя, документ - это чистый лист бумаги, на котором можно размещать области трех основных типов: математические выражения, текстовые фрагменты и графические области. Математические выражения К основным элементам математических выражений Mathcad относятся типы данных, операторы, функции и управляющие структуры.
71068. Численное интегрирование и дифференцирование 150 KB
  Дело в том что для большого числа элементарных функций первообразные уже не выражаются через элементарные функции в результате чего нельзя вычислить определенный интеграл с помощью формулы Ньютона-Лейбница. Особенно важны формулы приближенного интегрирования при решении задач содержащих функции заданные таблично.
71069. Решение дифференциальных уравнений в частных производных 276.5 KB
  В этом случае решаемые уравнения содержат частные производные и называются дифференциальными уравнениями в частных производных. Такие разностные уравнения записывают для всех узлов сетки и получают в результате систему из n уравнений с nнеизвестными. Гиперболические уравнения в частных производных...
71071. Вивчення конструкції реле серії РН – 50 та перевірка роботи реле 625.5 KB
  Мета: Ознайомитись з конструкцією, технічними даними та принципом роботи реле РН – 50. Обладнання: Лабораторний стенд для перевірки параметрів реле: РН – 50. Знати: Призначення релейного захисту. Класифікацію реле напруги. Будову та використання. Вміти: Підключати реле. Регулювати уставку спрацювання...