477

ЭВМ в практических задачах, практикум для студентов технических специальностей

Книга

Информатика, кибернетика и программирование

Копирование или перемещение формулы. Абсолютные, относительные и смешанные ссылки. Арифметические операторы. Приведите примеры. Логическая функция ЕСЛИ. Синтаксис, применение. Вложенная функция ЕСЛИ. Приведите примеры.

Русский

2015-01-14

401.5 KB

50 чел.

В.А. Каня

ЭВМ в практических задачах

   

Омск 2007

Федеральное агентство по образованию

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ)

В.А. Каня

ЭВМ в практических задачах

Практикум для студентов технических специальностей

Допущено УМО вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальностям направлений подготовки «Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы»,  «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования» и «Организация перевозок и управление

на транспорте»

Омск

Издательство  СибАДИ

2007

УДК 681.3

ББК 32.973

К 19

Рецензенты:

кафедра информатики и вычислительной техники ГОУ ВПО Омского государственного педагогического университета (зав. кафедрой, д-р. пед. наук, проф. З.В. Семёнова, канд. пед. наук, доц. Л.А. Внукова); канд. техн. наук, доц. кафедры вычислительных систем  ГОУ ВПО Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского С.С. Ефимов.

Работа одобрена редакционно-издательским советом академии в качестве учебного пособия для студентов специальностей направлений подготовки «Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы»,  «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования» и «Организация перевозок и управление на транспорте»

Каня В.А. ЭВМ в практических задачах: Практикум для студентов  технических специальностей. –  Омск: Изд-во СибАДИ, 2007.  – 42  с.

В помещены задания для студентов заочной и дистанционной формы обучения.

Предназначен для студентов технических вузов.

ISBN  978 – 5 – 93204 – 306 – 6 © В.А. Каня 2007

Задания для студентов заочной И ДИСТАНЦИОННОЙ формы обучения

В процессе изучения дисциплины для лучшего усвоения материала студент заочной формы обучения должен выполнить контрольную работу.

Контрольная работа состоит из теоретической и практической частей.

Выполняя теоретическую часть контрольной работы, каждый студент отвечает на четыре вопроса. Вопросы разбиты по группам. Из каждой группы студент выбирает вопрос, номер которого совпадает с последним номером его зачётной книжки. Если последняя цифра зачётной книжки 0, студент отвечает на 10-е вопросы.

Ответы на вопросы должны быть полными и обязательно содержать пример.

При оформлении контрольной работы в начале ответа на вопрос полностью без изменения записывается сам вопрос.

Ответы на теоретическую часть контрольной работы оформлять при помощи компьютерной программы Microsoft Word на листах формата А4 с соблюдением всех требований ЕСКД.

Практическая часть контрольной работы заключается в выполнении пяти заданий, из них три задания по приложению Microsoft Word и два задания по приложению Microsoft  Excel. Практические задания разбиты также по группам: Бланки, Таблицы, Рисунки, Графики и Расчёты. Выбор задания из каждой группы производится по последнему номеру зачётной книжки аналогично вопросам теоретической части.

Готовые задания записать на дискету и сдать в методический кабинет вместе с оформленными ответами на теоретическую часть контрольной работы.

Кроме того, задания группы Графики импортировать в приложение Microsoft Word, оформить как в образцах заданий по разделу «Microsoft EXCEL» (см. с. 95…97), напечатать на листах формата А4 с соблюдением всех требований ЕСКД и подшить к ответам на теоретическую часть контрольной работы.

Вопросы теоретической части контрольной работы

Группа 1

  1.  Объясните правило формирования длинного и короткого имен файла. Приведите примеры имени файла длинного и преобразования в короткое.
  2.  Что такое расширение в имени файла? Его назначение? Приведите примеры специальных расширений, расширений приложений.
  3.  Путь доступа к файлу. Приведите примеры полного пути доступа и в случае, если текущим является диск, каталог, подкаталог.
  4.  Основные приёмы работы с мышью. Приведите примеры.
  5.  Клавиатура: алфавитно-цифровые, специальные, функциональные клавиши. Их назначение, приёмы работы. Приведите примеры.
  6.  Порядок включения/выключения компьютера.
  7.  Клавиатура: цифровые клавиши, клавиши Shift, Ctrl, Alt. Их назначение. Приведите примеры использования.
  8.  Что такое каталог, папка? Формирование имени папки. Приведите примеры.
  9.  Основные атрибуты файла. Приведите примеры.
  10.  Какие сведения хранятся в каталоге? В чём измеряется размер файла? Приведите примеры.

Группа 2

  1.  Что такое Рабочий стол? Какие элементы он содержит? Что такое Панель задач? Изобразите все элементы Рабочего стола и Панели задач.
  2.  Что такое Значок, Ярлык? Как создать Ярлык, Папку с помощью контекстного меню? Как их удалить?
  3.  Какие вы знаете типы окон по однородности оформления? Приведите пример диалогового окна Свойства Ярлыка, опишите его элементы.
  4.  Структура окна приложения, его элементы. Приведите пример окна приложения Microsoft Word.
  5.  Что такое Проводник? Приведите пример его двухпанельного окна со всеми элементами.
  6.  Как добавить/удалить в Проводнике панели Обозревателя, Инструментов? Какие пункты содержит меню Панель обозревателя?
  7.  В каком виде можно выдавать информацию в правой панели Проводника? Что означают знаки +\, установленные рядом с Папкой в левой панели Проводника?
  8.  Что такое Главное меню? Какие элементы оно содержит? Как его запустить?
  9.  Как выделить несколько объектов (значков, ярлыков, файлов, папок)? Как произвести удаление, копирование, перемещение объектов (значков, ярлыков, файлов, папок)?
  10.  Назовите способы запуска программ, открытия документов.

Группа 3

  1.  Как настроить Панель инструментов? Как вернуть штатную Панель инструментов, создать собственную? Нарисуйте необходимые диалоговые окна, приведите пример.
  2.  Как настроить поля страницы, отступы абзаца, межстрочный интервал? Нарисуйте необходимые диалоговые окна, приведите пример.
  3.  Что такое табуляторы? Как ими пользоваться? Нарисуйте необходимые диалоговые окна, приведите примеры.
  4.  Работа с таблицей: вставка таблицы; добавление строк, столбцов, ячеек; выделение элементов таблицы; изменение размеров элементов таблицы. Приведите примеры.
  5.  Работа с таблицей: вставка формулы; повторение заголовка; объединение  и разбиение; направление текста. Приведите примеры.
  6.  Обрамление и заполнение. Нарисуйте необходимое диалоговое окно. Опишите необходимую панель инструментов. Приведите примеры.
  7.  Номер страницы, колонтитул, сноска, список. Работа с ними. Приведите примеры.
  8.  Что такое объект WordArt? Приведите примеры.
  9.  Как нарисовать геометрические фигуры? Нарисуйте диалоговое окно изменения параметров геометрических фигур. Приведите примеры.
  10.  Как объединить геометрические фигуры? Как разместить фигуры относительно друг друга и текста? Приведите примеры.

Группа 4

  1.  Копирование или перемещение формулы. Абсолютные, относительные и смешанные ссылки. Арифметические операторы. Приведите примеры.
  2.  Синтаксис функций. Типы аргументов. Операторы сравнения. Примеры
  3.  Логические функции И, ИЛИ, НЕ. Синтаксис, применение. Адресные операторы. Приведите примеры.
  4.  Логические функции ИСТИНА, ЛОЖЬ. Синтаксис, применение. Текстовый оператор. Заголовки и имена. Приведите примеры.
  5.  Логическая функция ЕСЛИ. Синтаксис, применение. Вложенная функция ЕСЛИ. Приведите примеры.
  6.  Математические функции. Синтаксис. Вложенные функции. Построение формул. Приведите примеры.
  7.  Тригонометрические функции. Синтаксис. Порядок выполнения действий в формулах. Циклические ссылки. Приведите примеры.
  8.  Логарифмические функции. Синтаксис. Ссылки R1C1. Приведите примеры.
  9.  Функции округления. Синтаксис. Мастер функций. Приведите примеры.
  10.  Ошибочные значения. Синтаксис. Приведите примеры.

Задания практической части контрольной работы

При выполнении практической части контрольной работы необходимо:

  1.  ФИО студента, номер группы и дату создания файла разместить в верхнем или нижнем колонтитуле.
  2.  Во всех заданиях установить:
    1.  Поля, см: верхнее 2,5; нижнее 3,0; левое – 2,5; правое – 2,5.
    2.  От колонтитула, см – 1,25.
    3.  Границы абзаца и выравнивание – как в образце.
  3.  Все параметры заданий (размер и начертание шрифта, тип и толщина линий, внешние границы и способ заливки, размеры фигур в рисунках и т.д.) выдерживать как в образце.
  4.  Нумерацию пунктов в заданиях производить с помощью пункта меню Формат – Список…
  5.  Пояснения к заданиям даны в сносках.
  6.  Все ФИО, должности, название кафедр, даты и т.д. можно изменять.

Бланки

ЗАДАНИЕ  1

ПРОТОКОЛ

ОСМОТРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

« 7 »  октября  2002 г.  Гор. (село)  Русск. Поляна 

 ИДПС Русско Полянского ОГИБДД ст. лейтенант Тарасенко И.В. 

должность, звание, фамилия, инициалы

прибыв

 Русская Поляна, ул. К. Маркса 68 

место, куда прибыл для осмотра

в порядке ст. ст.   164, 176,177   УПК РФ с участием  

 Сидорова Петра Ивановича 

фамилия, имя, отчество специалиста

В присутствии:

водителей:  1.  Кулинич Евгения Петровича, Р. Поляна, ул. К. Маркса, 68 

фамилия, имя, отчество

2.  

фамилия, имя, отчество, место жительства

понятых:  1.  Симонова Константина Дмитриевича, с. Сибиряк, Р. Полян. Р.

фамилия, имя, отчество

2.  Туинова Виталия Игоревича, Р. Поляна, ул. Звездова, 20 

фамилия, имя, отчество, место жительства

произвели осмотр  автомобиля 

тип транспортного средства

марка (модель)  Москвич – 412 ИЭ   двигатель №  3383053

шасси (рама) № - кузов №  С223985 

государственный регистрационный знак  Е 069 АР  принадлежащего

 Кулинич Евгению Петровичу 

Осмотр производился  дорожно-транспортное происшествие 

указать в связи с чем производился осмотр

Понятым и участвующим в осмотре лицам их права и обязанности, предусмотренные ст. 60    УПК РФ, разъяснены.

ЗАДАНИЕ  2

4. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов) Введение

1. Основная часть

1.1. Статистика установки нештатного силового агрегата

1.2. Система сертификации ТС

1.3. Нормативная база

1.4. Исследовательская часть

1.5. Конструкторская часть

2. Охрана труда и окружающей среды

3. Расчёт экономической эффективности установки силового агрегата ЗиЛ-130 на автобус ПАЗ-672 

5. Перечень графических материалов (с точным указанием обязательных чертежей) 

1. Статистика переоборудований АТС

2. Схема контроля за внесением в конструкцию ТС изменений

3. Документы, оформляемые при переоборудовании ТС

4. Нормативная база

5. Требования нормативных документов

6. Тягово-динамические характеристики автобуса

7. Ускорения, время и путь разгона автобуса

8. Параметры обгона после выжидания

9. Распределение тормозных сил и реакций по осям автобуса

10. Дорожно-экономические характеристики автобуса

11. Технико-экономические показатели переоборудованного автобуса

Задание выдано « 3 » марта  2003  года

Руководитель проекта  Михайлов О.Н., к.т.н., доцент 

Задание к исполнению принял « 5 »  марта 2003 года

Студент Филимонов И.П. 

(подпись)

ЗАДАНИЕ  3

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

Кафедра:  «Теплотехника и тепловые двигатели» 

«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Зав. кафедрой  д.т.н. проф, Бородин И.И. 

« 7 » марта  2003  г.

З А Д А Н И Е

ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ СТУДЕНТА  Васильева С.С.

Тема проекта: Установка нештатного силового агрегата на автобус ПАЗ-672

 

 

утверждена приказом СиБАДИ №  75-ст  от « 15 »  марта 2003 г.

2. Исходные данные:  

  1.  Статистические данные по установке нештатного силового агрегата
    1.   На грузовые автомобили
    2.   На автобусы
    3.   На легковые автомобили:
      1.  отечественного производства
      2.  зарубежного изготовления
  2.  Приложение № 2 к приказу МВД России от 7 декабря 2000 г. № 1240
  3.  Нормативные документы, касающиеся автобусов и технического состояния  транспортных средств.

3. Консультанты по проекту

По основной части  Павлов Е.В., к.т.н., доцент 

По экономической части  Ковалёв В.Ю., к.т.н., доцент 

По охране труда и экологии  Алексеев М.М., ст. преподаватель 

По технологической части  Пономарёв П.А., д.т.н., проф. 

Нормоконтроль  Борисов Н.П., преподаватель 

ЗАДАНИЕ  4

Введение  4

  1.   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6
    1.  Статистика и анализ причин установки нештатного силового

агрегата  6

1.2. Система сертификации ТС  13

1.3. Нормативная база  24

1.4. Исследовательская часть  26

1.4.1. Тягово-динамический расчёт автобуса  26

1.4.2. Расчёт параметров обгона после выжидания  32

1.4.3. Расчёт тормозных сил  37

1.4.4. Расчёт топливной экономичности  46

1.5. Конструкторская часть  50

  1.   ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 52
    1.  Анализ потенциальных опасностей, возникающих при

переоборудовании и эксплуатации автобуса  52

2.2. Комплексные мероприятия обеспечения безопасной работы

переоборудованного автобуса  54

  1.   РАСЧЁТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

УСТАНОВКИ СИЛОВОГО АГРЕГАТА ЗиЛ-130 НА АВТОБУС паз-672  58

  1.  Определение экономии от замены силового агрегата путём

снижения расходов на транспортную работу  58

  1.  Определение капитальных вложений в переоборудование  63
    1.  Определение показателей экономической эффективности  64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ   67

ПРИЛОЖЕНИЕ   69

ЗАДАНИЕ  5

ОБЪЯСНЕНИЕ

 

 г. Омск  « 15 »  сентября 200  3  г.

Следователь ИДПС Саргатского ОГИБДД

 ст. лейтенант Кулижанов Р.Р. 

(фамилия И.О., должность, звание)

в помещении  Саргатского РОВД  допросил с соблюдением требований

(где)

получил объяснение от гражданина

  1.  Фамилия, имя, отчество  Дашидандохов Батыманко Цеденжапович 
  2.  Год рождения  1965 
  3.  Место рождения  п. Тарко Сале, Ханты-Мансийский национальный округ 
  4.  Национальность  селькуп 
  5.  Образование  среднее специальное 
  6.  Семейное положение  женат, шесть детей 
  7.  Место работы  ГАТП г. Сургут 
  8.  Род занятий или должность  автослесарь 
  9.  Участие в боевых действиях, контузия, ранения. Какие имеет награды  

 нет 

  1.  Отношение к воинской обязанности  военнообязанный 
  2.   Местожительства  г. Сургут, ул. Югорская, д. 15, кв. 230 

12. Прежняя судимость  нет 

  1.  Сведения о паспорте  77 00 267980, 23.09.2000, 675-007 

14. Каким языком владеет  русским 

15. На каком языке желает давать показания  русском 

ЗАДАНИЕ  6

 Приложение № 3

(Оборотная сторона заявления-

 декларации об объёме и качестве работ по внесению

изменений в конструкцию транспортного средства)

Характеристики транспортного средства после внесения изменений в его конструкцию

  1.  Габаритные размеры, мм:

 

  1.  длина  7150 

  1.  ширина  2440 

  1.  высота  2952 
    1.  база  3600 

  1.  Масса, кг:
    1.  Полная  7825 
    2.  Снаряжённая  4535 

  1.  Тип кузова  автобус 

  1.  Количество мест для перевозки людей (включая водителя)  38 

  1.  Двигатель (тип, мощность, рабочий объём):  карбюраторный; 84,6 кВт; 4,25 л

  1.  Система питания:  бензиновая, карбюраторная 

  1.  Трансмиссия:  механическая 

  1.  Сцепление:  однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом  

  1.  Коробка передач:  4ёх-ступенчатая с синхронизаторами на III и IV передачах  

  1.  Главная передача:  одинарная, гипоидная 

  1.  Подвеска:  на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравл.

  1.  Рулевой механизм:  глобоидальный червяк с трёхгреб. роликом с гидроусил.

  1.  Тормозные системы:  рабочий тормоз барабан. с раздел. гидравл. приводои 

  1.  Шины:  8,25-20 

Работы выполнены качественно и в соответствии с заключением

 Лаборатория автотранспортной безопасности  (указывается организация, выдавшая заключение)

Приложение: копия заключения о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства – на    1  листах.

« 25 »  сентября  2003  г.      Родионов А.С. 

(подпись)  (фамилия)

МП Регистрационный номер

ЗАДАНИЕ  7

Министерство общего и профессионального образования РФ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

Факультет  Автомобильный транспорт 

Специальность Автомобили и автомобильное хозяйство 

Кафедра Теплотехника и тепловые двигатели 

Пояснительная записка к дипломному проекту

Обозначение проекта ДПЛВУК-150200-Z-Y-X 

Тема проекта Реконструкция автотранспортного предприятия 

Студент Плеханов Г.В. 

Дипломный проект допущен к защите ГАК

Заведующий кафедрой Яковлев И.Я., д.т.н., проф. 

Руководитель проекта Милутинович В.С., к.т.н., доцент 

Консультанты:

По экономической части Титунов Г.П., к.э.н., доцент 

По охране труда и экологии Парамонов Р.И., ст. преподаватель 

По Ф.И.О., должность 

Нормоконтроль Люпшин Ф.Е., преподаватель 

Омск – 2003

ЗАДАНИЕ  8

ПРИ ОСМОТРЕ ОБНАРУЖЕНО:

  1.  Внешние повреждения  Деформированы: правое заднее крыло, задний  

указать их точное расположение, направление размеры и характер

бампер. Разбиты правые внешние световые приборы. 

 

  1.  Наличие следов на транспортном средстве  

отпечатки пальцев,

 

следы крови, мозгового отслоения, их точное расположение, направление, размеры

  1.  Количество осей и колёс  2х4 

  1.  Ширина колеи передних и задних колёс -

  1.  Размер шин  165-13/6 

  1.  Рисунок протектора шин  задние - повышенной проходимости 

обыкновенный, комбинированный, повышенной проходимости

 передние - комбинированный 

  1.  Состояние шин  норма 

 

износ рисунка протектора, наличие повреждений на них и т.д.

  1.  Степень загруженности шин -

  1.  Характер груза, его габариты и способ увязки -

  1.  Повреждение груза -

  1.  Показания спидометра  286968 

  1.  Показания манометра тормозной системы -

  1.  Положение рычагов стояночного тормоза и переключения передач  

 нейтральное 

  1.  Состояния рулевого управления  исправно 

указываются результаты внешнего осмотра

ЗАДАНИЕ  9

Федеральное агентство по образованию РФ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

Кафедра «Технология конструкционных материалов»

Задание

на курсовой проект по материаловедению и ТКМ

Студенту  АТ  факультета  21А  группы

 Свиридову Вячеславу Григорьевичу

(ФИО)

Разработать технологический процесс термической обработки

  Вал-шестерня

(деталь)

Исходные данные: согласно варианту задания (прил. 1)

Объём курсового проекта: пояснительная записка   25  листов;

Графический материал  2  листа формата  А4 

Дата выдачи: « 12 » сентября 2003 г.

Срок выполнения: « 20 » ноября 2003 г.

Студент  (Роспись)

Омск   2003

ЗАДАНИЕ  10

Решение по заявлению

1. Данное изменение конструкции транспортного средства   
 Для установки нештатного силового агрегата: на автомобиле «Урал-375Д» взамен двигателя 
(указывается   необходимость получения заключения о возможности   внесения  изменений 
 
 ЗиЛ-375 и коробки передач ЯМЗ-204У установить двигатель ЯМЗ-236 и коробку передач ЯМЗ-236,
      в конструкцию, наименование и адреса организаций, уполномоченных их выдавать) 
необходимо получить заключение в органе сертификации 
 
 
 
 
 
 
2. Работы по внесению изменений должны быть проведены в соответствии с требованиями Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения  Министерства внутренних дел Российской Федерации.

3. Проверка конструкции и технического состояния после внесения изменений в конструкцию транспортного средства может быть выполнена

Проверку конструкции и технического состояния автомобиля «Урал» произвести на СГТО ГИБДД

 (указываются наименования и адреса  СГТО ГИБДД и ПТО)

 по адресу: 10 лет Октября, 205 

Главный государственный инспектор

безопасности дорожного движения

« 15 »  сентября   2003 г.     ст. лейтенант Петров И.В. 

 (подпись)  (фамилия)

МП

Таблицы

ЗАДАНИЕ  1

 

 

Оценка теплонапряжённости сцепления

Параметры расчёта

Формулы

Результаты

расчёта

Работа буксования Аб, МДж

Масса нажимного диска и маховика mд, кг

Толщина маховика и нажимного диска , мм

Memax – максимальный крутящий момент двигателя, 520,5 Нм;

н – начальная угловая скорость вращения коленчатого вала, 213,3 рад/с;

Jа – момент инерции автомобиля, приведённый к входному валу коробки передач, 6,06 кг∙м2;

b – коэффициент, 1,23;

Me – момент сопротивления движению при трогании автомобиля с места, 42,5 Нм;

д – доля теплоты, расходуемая на нагревание нажимного диска и маховика, 0,5;

Cд – теплоёмкость детали, 482 Дж/кг 0С;

t – прирост температуры деталей за одно включение сцепления, 15  0С;

Sн – площадь контакта деталей, 0,067 м2;

д – плотность материла маховика и нажимного диска, 7,8∙103 кг/м3.

ЗАДАНИЕ  2

 

Расчёт параметров манёвра автомобиля

Параметры расчёта

«Вход - выход»

Формулы

Результаты

расчёта

Время движения автомобиля после поворота

управляемых колёс 1 = 1,6 с

Скорость поворота передних колёс автомобиля

, рад/с

Продольное смещение середины заднего моста

автомобиля за время манёвра xм , м

Поперечное смещение середины заднего моста

автомобиля за время манёвра yм, м

Курсовой угол автомобиля м, рад

Vа  – скорость движения автомобиля, 40 км/ч;

L  – база автомобиля, 3700 мм;

y  – коэффициент бокового сцепления шин с опорной поверхностью, 0,5;

g  – ускорение свободного падения.

ЗАДАНИЕ  3

 

Расчёт вала сцепления

Параметры расчёта

Формулы

Результаты

расчёта

Диаметр вала dв, м

Длина шлицевого соединения l, м

Напряжение смятия шлицев см, МПа

Напряжение среза шлицев ср, МПа

Memax – максимальный крутящий момент двигателя, 520,5 Нм;

[кр] – допускаемое напряжение кручения, 70 МПа;

z – число шлицев, 12;

h – высота шлица, 4 мм;

b – ширина шлица, 7 мм.

ЗАДАНИЕ  4

 

Расчёт поршневого пальца

Параметры расчёта

Формулы

Результаты

расчёта

Момент, изгибающий палец Мизг, Нм

Момент сопротивления W, м3

Напряжение в пальце и, кг/м2

Давление на поверхности пальца,

соприкасающейся с головкой шатуна q, кг/м2

Зазор в сопряжении «палец-головка в горячем

состоянии» , мм

PZ  – сила от давления газов, 2260 кг;

l  – расстояние между серединами опор (приливов поршня), 7,3 см;

lгш  – длина верхней головки шатуна, 4,8 см;

dп  – наружный диаметр пальца, 35 мм;

dв  – внутренний диаметр пальца, 26 мм;

 – относительный зазор в сопряжении «палец-головка в горячем состоянии», 0,0005 мм.

ЗАДАНИЕ  5

Расчёт поршня

Параметры расчёта

Формулы

Результаты

расчёта

Длина трущейся поверхности L, мм

Нормальная сила на стенку цилиндра Nmax, Н

Удельное давление на стенку цилиндра q, МПа

Диаметр поршня выше верхнего кольца в холодном состоянии dвп, мм

Диаметральный зазор между стенкой цилиндра и поршнем в холодном состоянии вп, мм

Н – высота поршня, 150 мм;

bк – ширина кольца, 4 мм;

bп – промежуток между кольцами, 4 мм;

pz – рабочее давление вспышки, 2,18 МПа;

dц – диаметр цилиндра, 115 мм;

ц и п – коэффициенты линейного расширения материалов, из которых изготовлены гильза и поршень, ц = п = 11∙ 10-6;

tц – температура цилиндра, 115 0С;

t0 – температура, при которой производились измерения деталей, 15 0С;

tпвп – температура поршня в рабочем состоянии в верхнем поясе, 450 0С;

вп – диаметральный зазор в горячем состоянии в верхнем поясе, 0,23 мм.

ЗАДАНИЕ  6

 

Расчёт параметров манёвра автомобиля

Параметры расчёта

«Смена полосы

движения»

Формулы

Результаты

расчёта

Время движения автомобиля после поворота

управляемых колёс 1 = 2,0 с

Скорость поворота передних колёс автомобиля

, рад/с

Продольное смещение середины заднего моста

автомобиля за время манёвра xм , м

Поперечное смещение середины заднего моста

автомобиля за время манёвра yм, м

Vа  – скорость движения автомобиля, 50 км/ч;

L  – база автомобиля, 4190 мм;

y  – коэффициент бокового сцепления шин с опорной поверхностью, 0,7;

g  – ускорение свободного падения.

ЗАДАНИЕ  7

 

Расчёт параметров манёвра автомобиля

Параметры расчёта

«Вход в поворот»

Формулы

Результаты

расчёта

Время движения автомобиля после поворота

управляемых колёс 1 = 1,2 с

Скорость поворота передних колёс автомобиля 

, рад/с

Продольное смещение середины заднего моста

автомобиля за время манёвра xм , м

Поперечное смещение середины заднего моста

автомобиля за время манёвра yм, м

Курсовой угол автомобиля м, рад

Vа  – скорость движения автомобиля, 60 км/ч;

L  – база автомобиля, 2424 мм;

y  – коэффициент бокового сцепления шин с опорной поверхностью, 0,6;

g  – ускорение свободного падения.

ЗАДАНИЕ  8

 

Расчёт затрат предприятия на топливо

Параметры расчёта

Формулы

Результаты

расчёта

Линейный расход топлива , л

Расход топлива на перевозку

полезного груза , л

Расход топлива на перевозку , л

Дополнительный расход топлива при работе автомобиля в зимнее время года , л

Расход топлива на внутригаражные нужды , л

Общий расход топлива парком подвижного состава , л

Затраты на топливо , руб.

  цена одного литра топлива, 18 руб.;

  норма расхода топлива на 100 километров пробега, 24 л/100км;

  норма расхода топлива на перевозку полезного груза, 1,3 л/100ткм;

  грузооборот автомобилей, 2 478 600 ткм;

  годовой пробег, 1 466 505 км.

ЗАДАНИЕ  9

 

Определение расчётных пробегов до ТО-1

Параметры расчёта

Формулы

Результаты

расчёта

Расчётный пробег до ТО-1 Li, км

Коэффициент кратности n1

Скорректированный пробег, км

нормативная периодичность ТО-1, 4000 км;

К1  корректирующий коэффициент, зависящий от условий эксплуатации, 0,8;

К3  корректирующий коэффициент, зависящий от природно-климатических условий, 0,9;

lсс  среднесуточный пробег автомобиля, 213 км.

ЗАДАНИЕ  10

 

Расчёт числа постов ТО-1

Параметры расчёта

Формулы

Результаты

расчёта

Число постов XТО-1

Ритм производства RТО-1, мин

Такт поста ТО-1, мин

Тсм  продолжительность смены, 8 ч;

С  число смен, 2;

NТО-1с  суточная производственная программа, 11 авт.;

  •   коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей, 1,09;

РП  число рабочих, одновременно работающих на посту, 2 чел.;

tТО-1  скорректированная трудоёмкость работ ТО-1, 0,57 чел.ч;

tп  время, затрачиваемое на передвижение автомобиля при установке

на пост и при съезде с поста, 2 мин.

Рисунки

ЗАДАНИЕ  1

Неуказанные предельные отклонения валов h12, остальных IT12/2

ЗАДАНИЕ  2

Неуказанные предельные отклонения валов h12, остальных IT12/2

ЗАДАНИЕ  3

Схема тормозного механизма: 1 – колесо; 2,10 – равноплечие рычаги; 3,5,9,11 –тяги; 4 – датчик; 6, 8 - гидроцилиндры; 7 – трубопроводы; 12 – тормозной щит

ЗАДАНИЕ  4

Оборудование для создания льда: 1 – заслонка; 2 – приточный вентилятор; 3,7 – воздуховоды; 4 – теплоизолирующий кожух; 5 – барабан; 6 – вытяжной вентилятор; 8 – испытуемая шина

ЗАДАНИЕ  5

Привод барабана: 1 – барабан; 2 – вспомогательный электродвигатель постоянного тока; 3 – клиноременная передача; 4 – упругие муфты; 5 и 6 – редукторы; 7 – основной асинхронный электродвигатель

ЗАДАНИЕ  6

Динамометрический узел стенда:  1 – датчики продольной силы; 2 – датчик стабилизирующего момента; 3 – рама; 4 – барабан; 5 – испытуемое колесо; 6 – датчик нормальной нагрузки; 7 – подшипники

ЗАДАНИЕ  7

Схема дорожно-транспортного происшествия

ЗАДАНИЕ  8

Схема дорожно-транспортного происшествия

ЗАДАНИЕ  9

Схема привода колеса: 1 – колесо; 2 – клиноремённая передача; 3 – гидромотор; 4 – манометр; 5 – управляемый дроссель;  6 – гидронасос;  7 – упругая муфта; 8 – электромотор; 9 – бак

ЗАДАНИЕ  10

 

Динамометрический узел стенда: 1 – датчики продольной силы; 2 – ось; 3 – датчик стабилизирующего момента; 4 – рама; 5 – испытуемое колесо; 6 – подшипники; 7 – датчик боковой силы

Графики

Построить зависимость:

  1.   = f(Memax). Крутящий момент двигателя Memax изменяется в пределах 300…750 Нм.
  2.  yм = f(Vа). Скорость движения автомобиля Vа изменяется в пределах 20…65 км/ч.
  3.  см = f(Memax). Крутящий момент двигателя Memax изменяется в пределах 300…750 Нм.
  4.  и = f(Мизг). Сила давления газов PZ изменяется в пределах 1800…2250 кг.
  5.  q = f(dц). Диаметр цилиндра dц изменяется в пределах 90…125 мм;
  6.   = f(Vа). Скорость движения автомобиля Vа изменяется в пределах 20…65 км/ч.
  7.  м  = f(Vа). Скорость движения автомобиля Vа изменяется в пределах 20…65 км/ч.
  8.   = f(Цт). Цена 1 л топлива Цт изменяется в пределах 17…19,5 руб.
  9.    = f(Vа). Скорость движения автомобиля Vа изменяется в пределах 20…65 км/ч.
  10.  XТО-1 = f(NТО-1с). Суточная производственная программа NТО-1с изменяется в пределах 40…125 автомобилей.

Расчёты

Задания с 1 по 5. 

Условия движения:  (рисунок к ЗАДАНИЮ № 11, с. 105).

Автомобиль преодолевает подъём на дороге с коэффициентом сцепления шин с опорной поверхностью при сопротивлении дороги и силе тяги на ведущих колёсах Рк.

Определить. Используя функции Если и И, в ячейке с функцией вернуть значение «Движение возможно», «Движение невозможно из-за низкого коэффициента сцепления», «Движение невозможно из-за большого дорожного сопротивления» в зависимости от результата вычислений. В отдельных ячейках вернуть значения динамических факторов D, D и коэффициента суммарного дорожного сопротивления . Результаты вычислений округлить до тысячных.

Расчётные формулы.

,

где  Pw – сила сопротивления воздуха, Н;

 Ra – суммарная максимальная реакция всех колёс, равная весу автомобиля, Н.

,

где Me – крутящий момент двигателя, Н  м;

 iк – передаточное число коробки передач;

 i0 – передаточное число главной передачи;

 т – КПД трансмиссии;

 rк – радиус качения колеса, м.

,

где k – коэффициент обтекаемости, кг/м3;

 F – площадь поперечного сечения автомобиля, м2;

 V – скорость движения автомобиля, км/ч.

,

где B – габаритная ширина автомобиля, м;

 H – габаритная высота автомобиля, м.

,

где е – частота вращения коленчатого вала, рад/с.

,

где D – динамический фактор по сцеплению.

,

где  – коэффициент суммарного дорожного сопротивления;

 f  – коэффициент сопротивления качению колеса;

 I – подъём.

Исходные данные.

  1.  Me = 94,1 Нм; iк = 1,0; i0 = 4,5; т = 0,91; rк = 0,44 м; k = 0,28; i = 0;

B = 1,62 м; H = 1,45 м; Ra = 13685 Н; е = 356 рад/с; = 0,1; f = 0,015.

  1.  Me = 94,1 Нм; iк = 1,0; i0 = 4,3; т = 0,91; rк = 0,44 м; k = 0,28; i = 0;

B = 1,62 м; H = 1,45 м; Ra = 13685 Н; е = 356 рад/с; = 0,6; f = 0,015.

  1.  Me = 94,1 Нм; iк = 1,0; i0 = 4,3; т = 0,91; rк = 0,44 м; k = 0,28; i = 0;

B = 1,62 м; H = 1,45 м; Ra = 13685 Н; е = 356 рад/с; = 0,2; f = 0,015.

  1.  Me = 94,1 Нм; iк = 1,45; i0 = 3,9; т = 0,91; rк = 0,5 м; k = 0,28; i = 0;

B = 1,62 м; H = 1,45 м; Ra = 13685 Н; е = 356 рад/с; = 0,6; f = 0,015.

  1.  Me = 94,1 Нм; iк = 1,45; i0 = 3,9; т = 0,91; rк = 0,5 м; k = 0,28; i = 0,05;

B = 1,62 м; H = 1,45 м; Ra = 13685 Н; е = 356 рад/с; = 0,2; f = 0,015.

Результаты расчёта

п/п

Возможность движения

Dj

D

y

1

Движение возможно

0,054

0,018

0,015

2

Движение невозможно из-за большого дорожного

сопротивления

0,549

0,01

0,015

3

Движение невозможно из-за большого дорожного

сопротивления

0,149

0,01

0,015

4

Движение возможно

0,562

0,033

0,015

5

Движение невозможно из-за большого дорожного

сопротивления

0,162

0,033

0,065

Задания с 6 по 10. 

Условия движения.

Автомобиль движется на повороте радиусом R = 50 м по косогору с углом поперечного наклона = 200 и коэффициентом сцепления шины с опорной поверхностью в продольном направлении x. (рисунок к ЗАДАНИЮ № 10, с. 104).

Определить. Используя вложенные функции Если и И, в ячейке с функцией вернуть значения «Боковое опрокидывание», «Боковое скольжение» или «Потеря курсовой устойчивости» в зависимости от результата вычислений. В отдельных ячейках вернуть значения критических скоростей в км/ч. Результаты вычислений округлить до целых.

Расчётные формулы.

Критическая скорость:

  •  по боковому скольжению ;

  •  по боковому опрокидыванию ;

  •  по курсовой устойчивости ,

где ky1, ky2 – коэффициенты бокового увода передней и задней осей соответственно.

Значения x, B, L, m1, m2 и h взять из соответствующего варианта ЗАДАНИЙ № 8 и 9 (с. 102, 103).

Исходные данные и результаты расчёта

п/п

ky1, кН/рад

ky2, кН/рад

Поперечная устойчивость

автомобиля

V, км/ч

Vоп, км/ч

V, км/ч

6

50

55

Скольжение

91

95

359

7

60

75

Опрокидывание

91

91

121

8

150

120

Потеря курсовой устойчивости

94

107

52

9

90

105

Опрокидывание

91

88

176

10

85

70

Потеря курсовой устойчивости

94

93

65

Учебное  издание

Каня Валерий Анатольевич,

ЭВМ в практических задачах

Практикум для студентов технических специальностей

*  *  *

Редактор  И.Г. Кузнецова

*  *  *

Подписано к печати   01.10. 07

Формат 6090 1/16. Бумага писчая. Оперативный способ печати.

Гарнитура  Times New Roman. Усл. п. л.  9,5,  уч.-изд. 9,5. Тираж 300 экз. Заказ

Цена договорная

*  *  *

Издательство  СибАДИ

644099, Омск, ул. П. Некрасова, 10

Отпечатано в ПЦ издательства СибАДИ

644099, Омск, ул. П. Некрасова, 10

 При выполнении заданий все подчёркивания в бланках произвести с использованием табуляторов таким образом, чтобы при изменении текста напечатанного полужирным шрифтом положение остальных символов  в строке оставалось прежним (см. с. 30…31).

 Многоточие воспроизвести с помощью табулятора с заполнителем.

 Формулы записать с помощью Редактора формул. Расчёт произвести, используя пункт меню Таблица-Формула…

 Окончательный вариант рисунков сгруппировать. Подрисуночную подпись выполнить без применения кнопки Надпись панели инструментов Рисование. (стр.

 При расчётах использовать данные своего варианта из группы Таблицы практической части контрольной работы (см. с. 125…134).

 При расчётах использовать данные варианта 7 из группы Таблицы практической части контрольной работы (см. с.131).


348-РАС

138 0,3

158 – 0,26

15

11

1х 450

50 – 0,34

5,2 0,25

2 0,5

55 f 9

45 d 10

45 k 6

1,5 х 450

4 фаски

128

29

193

А

А

RZ

RX

            1          2             3           4                 5                  6            7

       12                11        10                  9                      8

1       2         3             4                5

 6

7

 8

 2

 

3

  7             4           6            4          5            4

1

1

 3          4                        2      1

  5           7                   6     

ВАЗ-2110 в поз. 1.1

ВАЗ-21063 в поз. 2.1

 

1.1

 

1.2

2.2

2.1

2.5

2.3

2.4

 АТ

Выезд с прилегающей

территории

18...20 м

6...8 м

Пешеход

Пешеход

    ВАЗ-2110 в поз. 1.2

    ВАЗ-21063 в поз. 2.2

Место столкновения

Обочина, покрытая снегом

2,7

ВАЗ-21099

1,4

1,6

Дерево

ГАЗ - 33073

5,5

4,5

5,5

Укатанный снег

Направление движения ГАЗ-33073

4,4

4,3

3,2

4,3

Направление

движения

ВАЗ-21099

 4

3

 1

8

9

7

6

5

2

   MK

1                    MZ    3             1                  4   

    6      2         5              6              7 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13138. Понятие трудового права 53.54 KB
  Лекция 12 Тема: Понятие трудового права План понятие трудового права предмет и метод трудового права принципы трудового права источники трудового права субъекты трудового права правовое регулирование занятости и трудоустройства трудовой догов
13139. Философия морали 85.5 KB
  Философия морали Содержание Введение 1. Происхождение сущность и основные функции морали 2. Исторические типы морали. Моральный прогресс человечества 3. Нравственная атмосфера современного общества Заключение Список использованной литературы Введение ...
13140. Генная психология 194 KB
  Генная психология Факт что генетический код содержащийся в молекулах ДНК передает большое количество физиологической информации является общепринятым. Все признают так же что такие явные физические характеристики как цвет глаз и цвет волос передаются посредст
13141. Технология выращивания и хранения лука 126 KB
  Реферат на тему: Технология выращивания и хранения лука ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА ЛУКА Важнейшее условие хорошей лежкости овощей своевременная уборка их в зрелом состоянии до наступления заморозков. Недозрелые овощи с недостаточно опробковевшей оболочкой не могут...
13142. МЕТОДИ МЕНЕДЖМЕНТУ 102 KB
  ТЕМА 8. Методи менеджменту Сутність та особливості формування методів менеджменту. Характеристика методів менеджменту. Методи менеджменту як результат функціональної діяльності. Вступ: Будьяка управлінська діяльність у т.ч. управлінська повинна б
13143. Отечественная история. Тестирование (1167 вопросов) 866 KB
  Отечественная история Тестирование 1167 вопросов. Централизация русских земель. Возвышение Москвы. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период. Перестройка. Становление российской государственности
13144. БУДОВА ТА КОНСТРУКТИВНІ ОСОБЛИВОСТІ ЛОПАТЕВИХ, ТВЕРДОСПЛАВНИХ, АЛМАЗНИХ ТА ПОЛІКРИСТАЛІЧНИХ ДОЛІТ 645.5 KB
  Лабораторна робота № 1 БУДОВА ТА КОНСТРУКТИВНІ ОСОБЛИВОСТІ ЛОПАТЕВИХ ТВЕРДОСПЛАВНИХ АЛМАЗНИХ ТА ПОЛІКРИСТАЛІЧНИХ ДОЛІТ Мета роботи: вивчити класифікацію та конструкцію лопатевих твердосплавних алмазних та полікристалічних доліт 1 Теоретичні відомості ...
13145. БУДОВА ТА КОНСТРУКТИВНІ ОСОБЛИВОСТІ ШАРОШКОВИХ ДОЛІТ. ВИЗНАЧЕННЯ КОЕФІЦІЄНТУ ПЕРЕКРИТТЯ ШАРОШКОВОГО ДОЛОТА 10.51 MB
  Лабораторна робота № 2 БУДОВА ТА КОНСТРУКТИВНІ ОСОБЛИВОСТІ ШАРОШКОВИХ ДОЛІТ. ВИЗНАЧЕННЯ КОЕФІЦІЄНТУ ПЕРЕКРИТТЯ ШАРОШКОВОГО ДОЛОТА Мета роботи: вивчити класифікацію та конструктивні особливості шарошкових доліт їх переваги та недоліки в порівнянні з іншими тип
13146. ВИВЧЕННЯ ШИФРІВ, ХАРАКТЕРУ ТА КОДУВАННЯ ЗНОСУ ТРИШАРОШКОВИХ ДОЛІТ. КОДУВАННЯ ЗНОСУ АЛМАЗНИХ ДОЛІТ 52 KB
  Лабораторна робота № 3 ВИВЧЕННЯ ШИФРІВ ХАРАКТЕРУ ТА КОДУВАННЯ ЗНОСУ ТРИШАРОШКОВИХ ДОЛІТ. КОДУВАННЯ ЗНОСУ АЛМАЗНИХ ДОЛІТ Мета роботи: вивчити методику описання зносу шарошкових та алмазних доліт. Теоретичні відомості Ретельне вивчення зносу озброєння та ...