47705

Методические указания. Маркетинг в сфере услуг

Книга

Маркетинг и реклама

Экономика предприятия всех форм обучения Севастополь 2013 УДК 33 Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине Маркетинг в сфере услуг для студентов специальности Целью методических указаний является оказание помощи студентам при выполнении контрольной работы по дисциплине Маркетинг и сферы услуг. Вопросы к итоговому контролю зачету по учебной дисциплине Маркетинг в сфере услуг.

Русский

2013-12-02

360 KB

16 чел.

PAGE  15

Министерство образования и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению контрольной работы

по дисциплине «Маркетинг в сфере услуг»

для студентов специальности

7.03050401 «Экономика предприятия»

всех форм обучения

Севастополь

2013


УДК 33

Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Маркетинг в сфере услуг» для студентов специальности 7.03050401 «Экономика предприятия» всех форм обучения / Сост. канд. эконом. наук, доцент Л.С. Абрамова. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2013. – 16 с.

Целью методических указаний является оказание помощи студентам при выполнении контрольной работы по дисциплине «Маркетинг и сферы услуг». В методических указаниях представлены варианты заданий контрольной работы, методические рекомендации по их выполнению, а также приведен список литературы, который рекомендован к использованию при выполнении работы и подготовке к сдаче зачета.

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Экономики предприятия, протокол № 9 от «26» апреля 2013 г.

Допущено учебно-методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний.

Рецензент:

канд. эконом. наук, доцент Кулинич И.Н.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель контрольной работы…………………………………………………………….

2. Общие требования к контрольной работе………………………………...................

3. Требования к оформлению контрольной работы………………………...................

4. Варианты заданий контрольной работы…………………………………..................

5. Вопросы к итоговому контролю (зачету) по учебной дисциплине «Маркетинг

в сфере услуг»……………………………………………...…………………………….

Библиографический список…………………………………………………...................

Приложение А. Учебная программа: лекции, их содержание………………………...

Приложение Б. Образец оформления титульного листа………………….…………...

4

4

5

5

10

11

12

13


1. ЦЕЛЬ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выполнение контрольной работы по дисциплине «Маркетинг в сфере услуг» студентами специальности 7.03050401 «Экономика предприятия» всех форм обучения является составной частью учебного процесса, формой самостоятельной работы студентов.

Цель контрольной работы состоит в закреплении и углублении теоретических знаний, приобретенных студентом в процессе изучения курса, выработке умения самостоятельно работать с учебной, специальной литературой и статистическими материалами, делать обобщения и выводы.

Во время выполнения контрольной работы студент должен изучить законодательные акты, литературные источники, в которых рассматриваются вопросы данной темы.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

В контрольной работе студент должен всесторонне и глубоко раскрыть содержание выбранной темы, показать хорошие знания литературных источников и нормативных актов.

Контрольная работа состоит из двух частей:

  •  теоретической (в виде реферата);
  •  практической.

Теоретическая часть работы (реферат) (объем ориентировочно 15 листов) включает в себя: введение, основную часть, заключение и список использованной литературы (библиографический список).

Во введении дается характеристика актуальности выбранной темы и современное состояние исследуемой проблемы.

Объем введения 2-3 страницы.

Основная часть реферата должна содержать информацию, относительно особенностей маркетинга рассматриваемого в работе объекта сферы услуг.

Раскрывая вопросы маркетинга, следует обратить внимание на специфику маркетинга услуг, анализ внешней среды предприятия сферы услуг, его целевой рынок, конкурентов, определить позиции данного предприятия на рынке, рассмотреть процесс ценообразования и продвижение услуг.

Объем основной части 10-12 страниц.

В заключении приводятся краткие выводы и предложения относительно возможности путей решения существующих проблем. Объем 1-2 страниц.

Завершается реферат списком использованной литературы.

Во второй, практической части контрольной работы приводятся решения задач.

Теоретическая и практическая части выполняются по темам и условиям задач с учетом вариантов.

Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последней цифре номера зачетной книжки.

Необходимые рекомендации и пояснения по вариантам заданий предоставляются студентам в период установочной сессии.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Каждая часть контрольной работы должна начинаться своим заголовком с новой страницы, которые нумеруются в правом верхнем углу листа.

Названия таблиц должны отображать содержание цифровой информации. Таблицу размещают после первой ссылки на нее в тексте.

Приведенные в работе цифровые данные, цитаты, таблицы, если они взяты из первоисточников, должны сопровождаться ссылками на эти источники.

Список использованной литературы (библиографический список) оформляется следующим образом: для книг – указывается автор, название книги, номер тома, части, место издания (город), название издательства, год издания, порядковый номер страницы; для журналов – автор статьи, ее название, название журнала, год и номер издания, номер страницы; для газет – автор статьи, ее название, название газеты, дата выпуска.

Работа должна быть напечатана шрифтом Times New Roman, 14пт, междустрочный интервал – 1,5.

После текста работы перед списком литературы студент ставит свою подпись и дату выполнения работы.

Образец оформления титульного листа контрольной работы приведен в приложении Б.

Законченная работа предъявляется студентом на проверку за 7 дней до начала сессии на кафедру «Экономика предприятия».

4. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Теоретическая часть контрольной работы – рефераты.

Варианты:

  1.  Стратегия рекламной кампании туристкой фирмы.
  2.  Особенности маркетинга в банковской сфере.
  3.  Страхование туристского бизнеса.
  4.  Бизнес-план туристской фирмы.
  5.  Особенности маркетинга услуг здравоохранения.
  6.  Развитие туристского бизнеса в Украине.
  7.  Особенности маркетинга в сфере образовательных услуг.
  8.  Маркетинговая деятельность на рынке турпродукта.
  9.  Особенности маркетинга в сфере услуг.
  10.  Проблемы развития гостиничного хозяйства в Украине и пути их решения.


Практическая часть контрольной работы – аналитические задачи.

Вариант 1.

Построить матрицу сегментации услуг в зависимости от степени участия в процессе предоставления услуг клиентов и агентов предприятия.

Вариант 2.

Фирма по оказанию бытовых услуг в летний период года  испытывает значительные трудности с реализацией услуг. Разработайте систему стимулов, направленных на стимулирование сбыта услуг в период их спада.

Вариант 3.

Фирма, специализирующаяся на пошиве и ремонте одежды, разрабатывает бизнес-план производства нового вида услуг (выберите сами вид услуг).

Осуществите сегментацию рынка для данного вида услуг по предложенной схеме (рисунок 1).

Рисунок 1 – Этапы планирования стратегии сегментации


Вариант 4.

В процессе бизнес-планирования необходимо дать оценку деятельности фирм-конкурентов, специализирующихся на оказании парикмахерских услуг (таблица 1). Для решения данной задачи воспользуйтесь следующими методами:

а) суммы мест;

б) бальной оценки.

Оцените уровень конкурентоспособности «Салона красоты».

Таблица 1 – Исходные данные

Показатель

Конкурент

«Салон красоты»

«Универсаль»

«Стиль»

Объем реализации, тыс.грн.

916,5

810,2

405,6

Качество услуг

удовлетворительное

хорошее

хорошее

Использование прогрессивных технологий

не используются

используются

используются

Культура обслуживания

низкая

высокая

высокая

Рентабельность услуг, %

15

18

20

Вариант 5.

Выполните оценку конкурентоспособности услуг по пошиву женского пальто по индивидуальным заказам населения фирмы «Силуэт» с использованием исходных данных, представленных в таблице 2.

Таблица 2 – Исходные данные

Параметры

Значения

Коэффициент весомости

Услуги фирмы

Услуга-образец

Потребительские параметры:

1,0

Эстетические, баллы

17

13

0,4

Конструктивно-эргономические, баллы

9

7

0,4

Технологические, баллы

9

6

0,2

Экономические параметры:

1,0

Цена, грн.

550

650

1,0

Примечание. Бальная оценка потребительских параметров осуществлена по сорокобальной шкале.

Вариант 6.

В процессе бизнес-планирования при разработке комплекса маркетинга важное место занимает определение фирменного стиля предприятия сферы услуг, характеризующего его неповторимость, своеобразие, индивидуальность.

Одной из основных составляющих фирменного стиля является девиз – предельно краткое словосочетание, которое выражает главную идею деятельности компании. Ниже (таблица 3) приведены девизы некоторых фирм сферы услуг.

Таблица 3 – Девизы фирм сферы услуг

Фирма

Направление деятельности

Девиз

Кавказ

Предприятие питания

«Качество за умеренную цену»

АТТ

Телефонная связь

«Универсальное обслуживание»

Миледи

Салон красоты

«Качество, достойное Вас»

Оцените девизы фирм, отметив их достоинства и недостатки.

Предложите и обоснуйте несколько примеров разработанных вами девизов для компаний, занимающихся оказанием услуг:

  •  проката по ремонту бытовой техники;
  •  изготовление мебели по индивидуальным заказам;
  •  изготовление швейных изделий качества «люкс».

Вариант 7.

Подберите факты для заполнения таблицы 4.

Таблица 4 – Исходные данные

Потребности, пришедшие из прошлого

Потребности настоящего времени

Перспективные потребности

Потребность

Услуги, ее удовлетворяющие

Потребность

Услуги, ее удовлетворяющие

Потребность

Услуги, ее удовлетворяющие

Вариант 8.

Ваша фирма оказывает парикмахерские услуги. Какие требования будут

предъявлять к услугам вашей фирмы равнодушные покупатели, практично-модные покупатели и провинциалы в моде?

Вариант 9.

Какой знак обслуживания вы предложили бы фирме, оказывающей тран

портные услуги? Проанализируйте созданный вами товарный знак с точки зрения запоминаемости, простоты, соответствия профилю деятельности фирмы, образности, оригинальности.


Вариант 10.

Фирма, специализирующаяся на ремонте радиоаппаратуры, разрабатывает

бизнес-план производства нового вида услуг (выберите сами вид услуг). Осуществите сегментацию рынка для данного вида услуг по предложенной схеме (рисунок 2).

Рисунок 2 –Этапы планирования стратегии сегментации

5. ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ

(ЗАЧЕТУ) ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ УСЛУГ»

  1.  Особенности рынка услуг.
  2.  Принципы, функции и концепции маркетинга в сфере услуг.
  3.  Комплекс маркетинга в сфере услуг.
  4.  Характеристики услуг.
  5.  Классификация услуг.
  6.  Особенности покупательских рисков в сфере услуг.
  7.  Особенности регулирования сферы услуг.
  8.  Жизненный цикл услуги.
  9.  Ассортиментная политика в сфере услуг.
  10.  Инновационная политика в сфере услуг.
  11.  Ценовые системы рынка услуг.
  12.  Коммуникация на рынке услуг.
  13.  Реклама услуг.
  14.  Процесс рекламной коммуникации.
  15.   Конкуренция на рынке услуг.
  16.  Конкурентные стратегии на рынке услуг.
  17.  Методы оценки конкурентоспособности услуг.
  18.  Управление конкурентной дифференциацией услуг.
  19.  Контроль качества обслуживания в сфере услуг.
  20.  Контроль производительности в сфере услуг.
  21.  Основные черты рынка туристских услуг.
  22.  Концепция маркетинга в туризме.
  23.  Методы продвижения турпродукта .
  24.  Договорные отношения в туризме.
  25.  Классификация услуг в туризме.
  26.  Разработка и реализация турпродукта.
  27.  Особенности маркетинга в индустрии гостеприимства.
  28.  Классификация средств размещения.
  29.  Классификация средств питания.
  30.  Оценка качества услуги потребителем.
  31.  Виды эффектов услуги как воспринимаемого качества.
  32.  Характеристика составляющих качества услуги.
  33.  Характеристика типов элементов обслуживания.
  34.  Специфические особенности банковских услуг.
  35.  Содержание и специфика банковского маркетинга.
  36.  Маркетинговая ценовая стратегия банков.
  37.  Маркетинговая коммуникационная стратегия банков.
  38.  Методы маркетинга консультирующей фирмы.
  39.  Особенности маркетинга услуг в консультировании.
  40.  Маркетинговая стратегия банка.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1.  О туризме: Закон Украины // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1995. -  № 324/95-ВР/.- Ст.241
  2.  Гостиничное и ресторанное дело, туризм / Под. ред Ю.В. Волкова.- Ростов н / Д.: Феникс, 2004, 448 с.
  3.  Діяльність підприємств сфери послуг: Статистичний бюлетень.-К.: Державний комітет статистики України, 2010.- 139 с.
  4.  Санаторно-курортне лікування, організований відпочинок та туризм в Україні: Статистичний бюлетень.-К.: Державний комітет статистики України, 2010, 112 с.
  5.  Статистичний щорічник міста Севастополя за 2004 рік / Управління статистики у місті Севастополі, 2010.-287 с.
  6.  Акімова І., Швьодіауер Г. Фактори реструктуризації підприємства в Україні: роль власності управлінської ланки і людського капіталу М.: Финансы и статистика, 2005, укр.
  7.  Вачевський М. В., Скотний В. Г. Маркетинг у сферах послуг: навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. М.: Омега - Л, 2007, укр.
  8.  Войчак А. В. Маркетинговий менеджмент: підручник К.: Центр навчальної літератури, 2004, укр.
  9.  Гаркавенко С. С. Маркетинг: підруч. для студ. екон. спец. вищ. навч. закл. К.: Изд-во КНЕУ, 1998, укр.
  10.  Румянцев А.П., Коваленко Ю.О.  Світовий ринок послуг: Навчальний посібник.  К.: Центр навчальної літератури, 2006.
  11.  Агамирова Е.В. Управление персоналом в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе: Практикум / Е.В. Агамирова.- М.: Дашков и К, 2006, 176 с.
  12.  Богалдин-Малых В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: Учеб пособ. / В.В. Богалдин-Малих.- М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004.- 560 с.
  13.  Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга: учеб. пособие: пер. с англ. - 2-е изд. К.: Лібра, 2002, 2004.
  14.   Дурович А.П. Маркетинговые исследования в туризме: Учеб.-практ. пособ. / А.П. Дурович, А.С. Анастасова. – М.: Новое знание, 2002. – 348 с.
  15.  Ефимова О.П. Экономика гостиниц и ресторанов: Учеб пособие / О.П. Ефимова; Под ред. Н.И. Кабушника. – М.: Новое знание, 2004, 392 с.
  16.  Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебн. / А.Б. Здоров.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 272 с.
  17.  Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. пособ. / Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко.- Минск: Новое знание, 2000.- 216 с.
  18.  Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: Учебн. / В.А. Квартальнов.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 672 с.
  19.  Козырева Т.В. Управленческий учет в туризме / Т.В. Козырева.- М.: Финансы и статистика, 2005.- 160 с.
  20.  Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент / Ф. Котлер. – М.-С-Пб.: Питер, 2002. – 496 с.
  21.  Крылова Г.Д. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособ. / Г.Д. Крылова, М.И. Соколова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 519 с.
  22.  Лесник А. Л. Гостиничный маркетинг: теория и практика максимизации продаж М.; СПб.; К.: Вильямс, 2000, рос.
  23.  Майдебура Е.В. Маркетинг услуг / Е.В. Майдебура. – К.: ВИРА-Р, 2001.- 574 с.
  24.  Маркова В.Д. Маркетинг услуг / В.Д. Маркова.- М.: Финансы и статистика, 1996. – 162 с.
  25.  Николайчук Н. Е. Маркетинг и менеджмент услуг: деловой сервис М.: КноРус, 2007, рос.
  26.  Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг / Е.В. Песоцкая.- С-Пб.: Питер, 2000.- 160 с.
  27.  Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учеб. пособ. / Г.А. Яковлев.- М.: РДП, 2002.- 240 с.
  28.  Янкевич В.С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме / В.С. Янкевич, Н.П. Безрукова; Под ред. В.С. Янкевича.- М.: Финансы и статистика, 2002. – 416 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

Учебная программа: лекции, их содержание

Таблица А.1

№ лекции

Наименование темы, содержание лекции

1.

Рынок услуг.

Формирование рынка услуг, его особенности. Иерархия потребностей и услуг. Территориальные аспекты развития рынка услуг.

2.

Маркетинговый инструментарий в сфере услуг.

Принципы, функции и концепции маркетинга услуг. Маркетинговая среда предприятий услуг. Спрос на услуги и типология маркетинга. Комплекс маркетинга в сфере услуг и особенности его реализации.

3.

Формирование и поведение услуги на рынке.

Особенности услуг в концепции маркетинга. Жизненный цикл услуги. Ассортиментная политика в сфере услуг. Инновационная политика в сфере услуг.

4.

Ценовая политика в маркетинге услуг.

Ценовые системы рынка услуг. Формирование цены на услугу.

5.

Коммуникативная политика в маркетинге услуг.

Коммуникация на рынке услуг. Реклама услуг. Планирование, реализация и контроль рекламы услуг.

6.

Конкуренция и конкурентоспособность услуг.

Конкуренция на рынке услуг. Конкурентные стратегии на рынке услуг. Методы оценки конкурентоспособности услуг.

7.

Особенности маркетинга в туристской деятельности.

Концепция маркетинга, этапы развития и особенности применения в туризме. Основные черты рынка туристских услуг. Ценообразование и ценовая политика в турбизнесе.  Методы продвижения туристского продукта.

8.

Специфика и особенности маркетинга услуг гостеприимства.

Особенности маркетинга в гостинично-ресторанном комплексе.  Планирование маркетинга услуг отелей и ресторанов. Особенности личной продажи услуг гостинично-ресторанных комплексов. Управление качеством сервиса. Внутренний маркетинг в гостинично-ресторанном бизнесе.

9.

Особенности маркетинга услуг в консультировании.

Маркетинговый подход к консультированию. Клиенты, конкуренты. Методы маркетинга консультирующей фирмы.  Ревизия и программа маркетинга.

10.

Маркетинг в банковской сфере.

Содержание и специфика банковского маркетинга. Банковский продукт.  Конкуренты. Потребители. Ценовая и коммуникационная политика банка. Банковская реклама. Маркетинговая стратегия банка.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(справочное)

Образец оформления титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Севастопольский национальный технический университет

Кафедра Экономики предприятия

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг в сфере услуг»

                               Выполнил: студент

(Ф.И.О., группа №, № зачетной книжки)

Проверил: Л.С. Абрамова,

канд. эконом. наук, доц. кафедры ЭП

Севастополь

2013


Заказ №_______________от «____»______________2013. Тираж_____экз.

Изд-во СевНТУ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80727. Теория классификации частей речи. Проблема частей речи в зарубежной и отечественной лингвистике 38.55 KB
  Теория классификации частей речи. Проблема частей речи в зарубежной и отечественной лингвистике Весь словарный состав английского языка как и всех индоевропейских языков подразделяется на определенные лексико-грамматические классы называемые частями речи. Самые первые перечни частей речи приводившиеся в ранних трудах по философии и логике и являвшиеся первыми классификациями частей речи едва ли основывались на каких либо четких критериях. Многие другие разряды слов приобретшие впоследствии статус частей речи были выделены из сферы имени...
80728. Проблема частей речи в отечественной лингвистике. Классификации отечественных лингвистов 31.25 KB
  Проблема частей речи в отечественной лингвистике. Классификации отечественных лингвистов Отечественные лингвисты в отличие от зарубежных авторов считают триединый принцип классификации частей речи ведущим но допускают возможность привлечения двух признаков: семантического и синтаксического так как английский язык аналитический и в ряде случаев отсутствует признак формы. Впервые эта мысль была высказана Щербой в статье О частях речи в английском языке. Наиболее четкое определение частей речи которого придерживаются и исследователи...
80729. Имя существительное. Проблемы падежа, числа, рода. Лексико-грамматические разряды существительных 35.14 KB
  Существительное это знаменательная часть речи обладающая семантическим значением предметности характеризующаяся наличием определенных грамматических категорий и зависимых грамматических значений. Грамматическое значение это обобщенное абстрагированное значение объединяющее крупные разряды слов и выраженное через свойственные ему формальные показатели. Зависимое грамматическое значение лексико-грамматическое значение это значение соединяющее лексический состав и грамматическую форму. Итак существительное обладает значением...
80730. Проблема артикля 33.85 KB
  Проблема места артикля представлена двумя теориями: Одна из них рассматривает сочетание Артикль Существительное как аналитическую форму. Вторая теория относит артикль к служебным частям речи а сочетание Артикль Существительное трактуется как сочетание особого типа. В соответствии с первой теорией если данное сочетание рассматривать как аналитическое то артикль приравнивается к вспомогательной части аналитической формы. В пользу этого можно привести следующие доводы: Артикль является морфологическим показателем существительного.
80731. Прилагательное. Категории прилагательного 36.35 KB
  Прилагательное это часть речи называющая признак предмета обладающий условной устойчивостью без указания на развитие признака вор времени. Прилагательное выделяется на основе трех критериев: значения формы и функции. Прилагательное обладает обобщающим грамматическим значением и это значение признака свойства или состояния.
80732. The Old English Noun 27.92 KB
  The inflection of the Old English noun indicates distinctions of number (singular and plural) and case. The case system is somewhat simpler than that of Latin and some of the other Indo-European languages. There is no ablative, and generally no locative or instrumental case, these having been merged with the dative...
80733. Actual division of the sentence 26.83 KB
  The purpose of the actual division of the sentence is to reveal the correlative significance of the sentence parts from the point of view of their actual informative role in an utterance. The main components of the actual division of the sentence are the theme and the rheme.
80734. Sentence in traditional syntax 27.07 KB
  From the traditional point of view the nuclear of syntax is formed by the gram. Subject and gram. Predicate. Periphery is formed by other parts of a sentence: complements, objects, two types of adjuncts (attributes and adverbial modifiers). These parts of a syntax are called secondary and are normally optional.
80735. Parts of speech classification, gram-l classes of words 27.62 KB
  There are three main criteria according to which we classify the words into a different gram. classes. They are meaning, form function. not the individual lexical meaning of each word but the meaning common to all the words of a given class which constitutes its essence; form, it’s the morphological characteristics of a type of word...