47725

Учебно-методический комплекс. Психология

Книга

Психология и эзотерика

Всем этим занимается психология которая с момента возникновения одновременно является наукой искусством и верой. Содержание курса Психология имеет междисциплинарный характер объединяя философско – теоретические гуманистические и практические подходы к психологии; раскрывается через систему понятий: психология психика психическое отражение поведение высшая нервная деятельность межличностные отношения креативность сознание самосознание самопознание самооценка самость. Главные задачи курса Психология: 1 Выделить и по...

Русский

2013-12-02

181 KB

1 чел.

Министерство образования и наукИ Российской федерации

Государственное образовательное учреждение

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ

                             Гуманитарный факультет

                                           кафедлра русской филологии  и

                                  социальных коммуникаций

Учебно-методический комплекс по дисциплине:

«Психология»

для специальности «ГМУ» и

«Финансы и менеджмент»

                                 Составитель:     ст. преподаватель    

                           кафедры русской филологии и

                      социальных коммуникаций:

Салимова Г.Ф.

Нефтекамск 2011

                             Пояснительная записка

«Подлинное познание человечества -

  это познание человека»

Александр Поуп

Место дисциплины

Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Не менее интегрирующей казалась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология, которая с момента возникновения одновременно является наукой, искусством и верой.  

Единство и вместе с тем противоречие объективного и субъективного, материального и  идеального, внешних детерминаций и внутренних мотиваций, наблюдаемого – поведенческого и ненаблюдаемого – психического в деятельности человека и его личности обуславливает главную методологическую трудность психологических исследований. Как показывает вузовская практика, этим же определяются многие затруднения, которые испытывают студенты при изучении и осмыслении курса психологии. Ознакомление студентов с содержанием психологической науки начинается  не с интроспективных понятий психических функций (восприятия, представления, мышления и т.д.), а с объективных фактов поведения и деятельности. Анализ этих конкретных, поддающихся наблюдению и экспериментальному исследованию фактов, позволяет постепенно восходить к  концептуализации их сущности, выявлению и формулировке природы и закономерностей тех наблюдаемых идеальных процессов, которые синтезируются в понятие психической деятельности.

Содержание курса «Психология» имеет междисциплинарный характер, объединяя философско – теоретические, гуманистические и практические подходы к психологии; раскрывается через систему понятий: психология, психика, психическое отражение, поведение, высшая нервная деятельность, межличностные отношения, креативность, сознание, самосознание, самопознание, самооценка, самость.    

Цель курса – сформировать у студентов системные знания в области психологии, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики.

Главные задачи  курса «Психология»:

1) Выделить и по возможности глубоко раскрыть узловые, а также особо трудные для студентов проблемы и вопросы курса.

2) Дополнить и обогатить знания студентов по изучаемому в курсе психологии материалу современными научными данными, а также ввести их в курс современных психологических исследований и экспериментальных работ в различных областях психологической науки.

3) Способствовать развитию творческого мышления и творческого сознательного подхода к изучаемой науке.

4) Пробудить интерес к психологии у студентов, побудить их к исследовательской работе в области психологии.

Курс «Психология» включает следующие разделы знания и вопросы:

  •  методология научного познания; исторические этапы развития науки: 1 этап – психология как наука о душе (донаучная психология); 2 этап – психология как наука о сознании; 3 этап – психология как наука и поведении; 4 этап – психология как наука о психике; психология в 20 столетии (бихевиористский подход, биологический подход, когнитивный подход, психоаналитический подход, гуманистический подход, социально – психологический подход),   объект и предмет, методы и задачи психологии;
  •  поведение: врожденное или приобретенное; типы и уровни приспособительного поведения: инстинкты, навык (научение), интеллектуальное поведение;   
  •  понятие и строение человеческой деятельности; структура деятельности по А.Н. Леонтьеву; сознание как интегративный способ бытия человека;
  •  познавательные процессы: ощущение и восприятие; особенности внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем; функции внимания; процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание; мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Теории мышления (логическая теория С.Л. Рубинштейна, деятельностная теория А.Н. Леонтьева, информационно – кибернетическая теория мышления); теории развития речи;
  •  личность как предмет психологического познания: самоактуализация и деградация личности; психологическая характеристика темперамента; характер и способности в структуре личности;
  •  эмоционально – волевая сфера человека; мотивационная и эмоциональная активация.

Программа по психологии реализуется в разнообразных видах фронтальных, индивидуальных занятий.

Ведущими аудиторными формами в учебной деятельности студентов, направленными на овладение психологическими знаниями, является лекционно – семинарская система, а также проведение тренингов, направленных на коррекцию личностной, коммуникативной, познавательной, эмоциональной сферы. Завершает изучение психологии – экзамен.  

Для эффективного усвоения материала студентам необходимо проявлять активность, креативность. Знакомиться с научной, научно – популярной литературой. Особое внимание следует обратить на терминологию (см. психологический словарь).

 

Требования к уровню подготовки студента

Студент должен:

- уметь дать психологическую характеристику личности, ее темперамента, способностей, характера;

- понимать значение воли, эмоций, потребностей и мотивов, сознания и самосознания в поведении и деятельности человека;

- интерпретировать собственные психические состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции, - осознавать закономерности межличностных отношений.        

В процессе изучения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

Общекультурные (ОК):

- готовность уважительно относиться к

людям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности;

- понимание значения гуманистических ценностей; готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважении е к человеческой личности, толерантность к другой культуре;

Профессиональные (ПК):

- способность собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований, необходимых для формирования выводов по соответствующим научным, профессиональным, социальным и этическим проблемам.

Тематический план курса «Психология»

Название темы

ЛК

ПР

Самостоятельная работа студентов

1.

Тема: Психология как наука. Предмет психологического исследования. Развитие психологии как науки (донаучная психология, психология эпохи Возрождения, психология 20-го столетия). Задачи психологии. Методология научного познания.

2

Написание рефератов

2.

Тема: Психика и мозг человека. Основные свойства сенсорных процессов. Генетические корни психологии и поведения. Сравнение психики животных и человека.  

2

Сообщения

3.

Тема: Сознание как интегративный способ бытия человека. Природа человеческого сознания. Значение, смысл и чувственная ткань образа как составляющие сознания.   

2

Круглый стол

4.

Тема: Психология деятельности. Понятие и строение человеческой деятельности. Формы организации человеческой деятельности.  Деятельность и психические процессы.

2

Тренинги

5.

Тема: Психология познавательных процессов. Ощущение и восприятие (виды, свойства). Память (процессы, виды, блоки, особенности). Мышление (теории, виды, свойства). Воображение и творчество. Интеллект. Истоки интеллекта. Оценка интеллекта.    

2

Сообщения

6.

Тема: Личность как предмет психологического познания (человек, личность, индивид, индивидуальность).  Темперамент и характер. Темперамент и ВНД. Связь темперамента с основными свойствами личности. Формирование характера, его свойства и выразительные признаки.

2

Сообщения

7.

Тема: Эмоционально – волевая сфера человека. Первичные и вторичные волевые качества. Волевая регуляция поведения. Эмоции и чувства. Теории эмоций. Уровни эмоциональных состояний. Виды эмоций и чувств.

2

8.

Тема: Изучение поведения – история и методы. Врожденное и приобретенное. Типы и уровни приспособительного поведения.

2

Сообщения

9.

Тема: Речь и общение. Слово, язык и речь. Теории развития речи. Виды речи и функции речи. Роль общения в жизни человека. Виды, уровни общения. Коммуникативные барьеры. Психологические исследования. Невербальные средства общения. Деловое взаимодействие: деловая беседа, деловые переговоры. Национальные стили ведения деловых переговоров.     

4

Круглый стол

10.

Тема: Способности. Способности, задатки, индивидуальные различия людей. Теории развития способностей.

2

Тренинги

11.

Тема: Особенности восприятия мира человеком. Организация нашего восприятия. Адаптация и привыкание. Экстрасенсорное восприятие.

4

Тренинги

12.

Тема: Мотивационная и эмоциональная активация. Мотивация и эмоции. Факторы, определяющие эмоции. Теории оптимальной активации. Иерархия потребностей по

А. Маслоу. Агрессивность: врожденная или приобретенная мотивация?

4

Тесты

Итого:

14

16

Программа курса лекций по дисциплине «Психология»

Тема 1. Психология как наука

Предмет психологического исследования. Развитие психологии как науки. Донаучная психология. Психология эпохи Возрождения. Психология 20 столетия: бихевиористский подход, биологический подход, когнитивный подход, психоаналитический подход, гуманистический подход, социально – психологический подход. Психология как сложная система развивающихся наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности. Общие и специальные отрасли психологии.  Задачи психологии. Объект и предмет психологического познания. Психологическая наука и практика. Методология научного познания. Методы исследования в психологии. Наблюдение и самонаблюдение (интроспекция), их познавательная роль. Связь методов психологии с методами других наук. Моделирование в психологии. Психологические тесты. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия их применения на практике. Внедрение вычислительной техники в психологический эксперимент.    

Тема 2. Психика и мозг  человека

Соотношение психических явлений с работой мозга. Эволюция условно – рефлекторного понимания психики с начала 20 века до нашего времени. Стоки психики живых существ. Учение Н.А. Бернштейна об участии психики в регуляции движений. Развитие высших психических функций у человека. Психофизиологическая поведенческая теория К. Халла.  Функциональные блоки мозга, их связь с психическими процессами и роль в управлении поведением.

Тема 3. Сознание как интегративный способ бытия человека

Природа человеческого сознания. Самосознание, самооценка, самопринятие, самоуважение как проекция самости. Структура самосознания. Внутренний мир и состояния сознания. Сознание и активное бодрствование. Значение, смысл и чувственная ткань образа как составляющие сознания. Природа человеческого сознания. Изменение состояния сознания (сон; медитация; сомнамбулизм, левитация; употребление наркотических средств: возбуждающие средства, нейродепрессанты, наркотики, галлюциногены и психоделики; гипноз). Состояние сознания перед смертью. Сознание и бессознательное. Понятие бессознательного. Проявление бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека.  

Тема 4. Психология деятельности

Понятие и строение человеческой деятельности. Определение деятельности. Отличие деятельности от поведения и активности. Специфика человеческой деятельности. Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву. Понятия действия, операции и средства осуществления деятельности. Мотивация деятельности. Виды человеческой деятельности (предметная, игровая, учебная, трудовая). Основные виды деятельности и поведения современного ребенка от рождения до поступления в школу (безусловно – рефлекторное поведение, условно – рефлекторное поведение исследовательское поведение, социальное, практическое, коммуникативное, речевая деятельность, игровая деятельность, элементы игровой и учебной деятельности). Труд как деятельность. Психические процессы кА внутренние компоненты деятельности. Участие деятельности в процессах ощущение и восприятия. Деятельности и внимание. Деятельность и интеллектуальные процессы. Зависимость речи от характера деятельности человека. Умения, навыки, привычки  как структурные элементы деятельности.

Тема 5. Психология познавательных процессов

Особенности развития познавательных процессов, и их роль в жизни человека. Индивидуальные особенности развития познавательных процессов. Ощущение и восприятие. Представление об ощущениях. Сенсорное отражение. Сигналы и информация. Анализаторы. Виды и свойства ощущений. Специфика обонятельных, осязательных, вкусовых ощущений человека. Многообразие ощущений и отражение множества значимых для человека свойств среды его обитания. Кинестетические ощущения. Понятие чувствительности, абсолютного  и относительного порогов ощущений. Примеры пороговых значений ощущений разных модальностей. Закон Вебера – Фехнера. Изменчивость абсолютного и относительного порогов ощущений. Адаптация и сенсибилизация органов чувств. Сенсорная изоляция. Восприятие, его виды и свойства. Основные свойства образа восприятия: предметность, предметность, константность, целостность, категориальность. Возрастные особенности развития восприятия. Особенности внимания. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем. Функции внимания. Непроизвольное и произвольное внимание. Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека. Внимание как важная сторона ориентировочно – исследовательской деятельности. Понятие о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Виды памяти. Особенности кратковременной и долговременной памяти. Связь долговременной памяти с речью и мышлением.  Индивидуальные различия памяти у людей. Теории и законы памяти.  Формирование и развитие памяти. Ассоциативная теория. Понятие ассоциации и ее основные виды: по смыслу, смежности, сходству и контрасту. Мнемотехнические приемы. Понятие о воображении. Виды воображения. Основные функции воображения. Воображение и творчество. Использование воображения в аутотренинге и психотерапии. Понятие о мышлении. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Теории мышления (Логическая теория С.Л. Рубинштейна, Деятельностная теория А.Н. Леонтьева, Информационно – кибернетическая теория мышления). Интеллект. Природа интеллекта. Оценка интеллекта. Интеллект компьютера и интеллект человека.

Тема 6. Личность как предмет психологического познания

Общее представление о личности. Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность. История исследований личности. Современные теории личности. Формирование и развитие личности. Проблема устойчивости личности. Формирование «Я – концепции». Структура личности. Понятие о темпераменте. Теории темперамента. Виды темпераментов: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический. Темперамент и основные свойства нервной системы. Психологическая характеристика темперамента, проявление его основных свойств: активности, темпа, продуктивности, возбудимости, тормозимости, переключаемости. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности. Связь темперамента с основными свойствами личности. Темперамент и поступки. Темперамент и способности человека. Темперамент и характер. Общее представление о характере. Типология характеров: Э. Кречмера, система акцентуированных характеров подростков по А.Е. Личко, К. Леонгарду, Э. Фромму. Истоки человеческого характера. Проблема перевоспитания характера. Характер и мотивация поведения.  

Тема 7. Эмоционально – волевая сфера человека

Общее представление об эмоциях и воле. Роль эмоций. Виды эмоций. Функции эмоций: защитная, мобилизующая, компенсаторная, сигнальная, подкрепляющая. Механизмы эмоций: теория Джемса – Ланге; теория У. Кеннона. Проявление эмоций. Управление эмоциям: способы снятия эмоционального напряжения. Соотношение между чувствами и эмоциями. Воля и ее основные признаки. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения. Теории воли. Волевая регуляция поведения.

Тематический план семинаров по дисциплине «Психология»

Название темы

Количество часов

Семинар 1. Поведение: врожденное или приобретенное.

2

Семинар 2,3. Речь и общение

4

Семинар 4. Задатки и способности

2

Семинар 5,6. Особенности восприятия мира человеком

4

Семинар7,8. Мотивационная и эмоциональная активация

4

ИТОГО часов:

16

Программа семинарских занятий по дисциплине «Психология»

Семинар 1. Поведение: врожденное или приобретенное

Вопросы для обсуждения:

1. Изучение поведения – история и методы.

2. Типы и уровни приспособительного поведения: инстинкт, навык, интеллектуальное поведение.

3. Эволюция поведения: тропизм, таксисы, рефлексы, импритинг, способность к умозаключениию.

4. Функциональная система по П.К. Анохину как модель взаимодействия психических и физиологических процессов и явлений в их совместном управлении поведением.

5. Социальная и культурная эволюция человека.

Семинар 2,3. Речь и общение

Вопросы для обсуждения:

1. Речь и ее функции. Значение речи и общения в жизни человека, в его психологии и поведении.

2. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления). Отличие речи от языка. Виды речи.

3. Речь как средство общения. Информационный обмен – первоначальная функция речи. Коммуникация у человека и обезьян.

4. Проблема врожденности и приобретенности человеческой речевой способности. Опыт обучения животных человеческой речи.

5. Речь как инструмент мышления. Связь мысли со словом. Особенности начального периода развития мышления и речи у ребенка. Представление о внутренней речи. Эгоцентрическая речь ребенка как промежуточная форма между внутренней и внешней речью.

6. Содержание, цели и средства общения. Техника и приемы общения.

7. Филогенетические и онтогенетические аспекты развития общения.

8. Виды и уровни общения у человека и животных. Вербальное и невербальное общение. Классификация невербальных средств общения.

9. Деловое и личностное общение. Деловое взаимодействие: деловая беседа, деловые переговоры. Национальные стили ведения деловых переговоров.

10. Возникновение коммуникативных барьеров в процессе взаимодействия.  

11. Установки, предубеждение и дискриминация в общении. Особенности формирования социальных установок и источники  предубеждений. Стереотипизация в деловом и личностном общении.

12. Феномены межличностного влияния: убеждение, психологическое заражение, внушение, подражание.   

Семинар 4. Задатки и способности

Вопросы для обсуждения:

1. Общее представление о способностях. Теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности.

2. Задатки и индивидуальные различия людей. Задатки как природные и социально сфоромированные предпосылки для развития способностей более высокого уровня.

3. Природа человеческих способностей. Особенности творческих личностей.

4. Одаренность как психологическая проблема. Адаптация одаренных детей.

Семинар 5,6. Особенности восприятия мира человеком

Вопросы для обсуждения:

1. Наше восприятие мира. Организация наших восприятий.

2. Восприятие мира в трех измерениях: роль бинокулярного зрения.  

3. Физиологический порог и порог восприятия. Перцептивная защита. Особенности восприятия человеком осмысленных плоскостных изображений.

4. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения. Механизмы восприятия формы предметов и их величины, восприятие глубины и удаленности, направления и скорости движений.

5. Экстрасенсорное восприятие. Наука и паранормальные явления. Восприятие и адаптация. Сенсорная изоляция.

Семинар 7,8. Мотивационная и эмоциональная       активация

Вопросы для обсуждения:

1. Мотивация и эмоции.  Мотивация. Теория биологических побуждений. Теория оптимальной активации. Когнитивные теории мотивации.  

2. Направленность личности: мотивация, желание, мотив, потребность, влечение.

3. Иерархия потребностей по А. Маслоу.      

4. Эмоции. Аспекты эмоций. Факторы, определяющие эмоции. Причины стресса.

5. Агрессивность: врожденная или приобретенная мотивация? Теории агрессивности: нативисткая, интрапсихическая, психоаналитическая, нейробиологическая, социального обучения.   

Задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Психология»

Анализ психолого – педагогической литературы (отечественной): В.М. Бехтерев,  С.Я.Рубинштейн,  А.Н.Леонтьев,  Г.С.Абрамова, А.А. Бодалев, В.П.Захаров, И.М.Сеченов, Л.С.Выготский.

Анализ психолого – педагогической литературы (зарубежной): Демокрит ,Аристотель, Платон, В.Вундт, К.Изард, З.Фрейд, К.Лоренц,

Д. Уотсон,  Д.Карнеги, Э. Берн, К.Роджерс, А.Маслоу, Г.Олпорт, К-Г.Юнг, , А.Адлер, Э.Фромм.   

В данных заданиях содержатся вопросы для самостоятельной работы, которые могут быть использованы в составлении тестов и для контроля знаний студентов.    

Вопросы для контроля знаний и самопроверки:

  •  Научное и житейское понимание психологических явлений.
  •  Перечислите основные понятия, с помощью которых описываются психологические явления.
  •  Дайте краткую характеристику различных отраслей психологической науки.
  •  Назовите основные различия между научным и ненаучным психологическим знанием.
  •  Чем по своей сути является психика? Есть ли психика у вирусов и растений?
  •  В чем состоит предмет психологического исследования?
  •  Каковы были первые научные программы психологии?
  •  Какие направления практической психологии вы знаете?
  •  Какие различают виды взаимодействия генотипа и среды?
  •  Назовите основные механизмы адаптации.   
  •  Как влияет увеличение размеров семьи на интеллект детей?
  •  Что такое сознание?
  •  Какие познавательные процессы вы знаете?
  •  Что такое бессознательное и какова его роль в регуляции поведения?
  •  Чем состояние бодрствования отличается от состояния сна?
  •  Из каких стадий состоит цикл сна?
  •  Что такое психотропные средства?
  •  В чем состоит проблема наркомании?
  •  В чем сходство и различие учебной и трудовой деятельности?
  •  Что такое креативность?
  •  Каковы особенности процесса адаптации и дезадаптации?
  •  Что такое эмоция, чем она отличается от чувства?
  •  Какие функции выполняют эмоции в управлении поведением человека и животных?
  •  Какие объяснения механизмов возникновения эмоций выдвинуты учеными?
  •  Каким образом человек выражает свои чувства?
  •  Что такое высшие чувства? На какие группы они делятся?
  •  Что такое принцип гомеостаза?
  •  В чем специфика восприятия как уровня переработки информации по сравнению с ощущениями?
  •  Почему восприятие глубины возможно даже при взгляде одним глазом? Какие признаки глубины и удаленности при этом доступны воспринимающему?
  •  Каковы основные мнемические процессы, формы и виды памяти? Что такое эффект первичности и недавности?
  •  Каковы коды сенсорной, кратковременной и долговременной памяти?
  •  Что такое семантическая память и как она связана с кодами и уровнями переработки?
  •  Что такое автобиографическая память?
  •  Что такое интеллект? За счет чего интеллект обеспечивает адаптацию субъекта к окружению?
  •  Каковы основные стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже?
  •  Являются ли ранние проявления одаренности хорошим прогностическим показателем в отношении творческих достижений человека в зрелом возрасте?
  •  Какое влияние на формирование интеллекта оказывает семья?
  •  Расскажите об интеллектуальной акселерации и ее причинах.
  •  Каковы особенности стадий раннего речевого развития?
  •  Как понимается в психологии феномен внутренней речи?
  •  Каковы основные нарушения речевого механизма и методы их выявления?
  •  Что такое «архетип» в теории личности К.Г. Юнга?
  •  Как происходит развитие потребностей по А. Маслоу?
  •  Каковы основные блоки личности по З. Фрейду?
  •  В чем заключается различие «реального Я» от «идеального Я»?
  •  Какой вид потребностей доминирует у человека, создающего семью?
  •  Что такое психогенные расстройства?
  •  Что такое посттравматическое стрессовое расстройство?
  •  Расскажите об исследованиях  психических процессов в рекламе (восприятия, внимания, памяти, изменения состояния сознания).
  •  Верно ли, что ночные ужасы и приступы сомнамбулизма проявляются главным образом во время глубокого сна?
  •  Верно ли, что наше восприятие окружающего зависит от нашей культуры и опыта?
  •  Верно ли, что сенсорная адаптация и привыкание – явления, происходящие на уровне рецепторов?
  •  Психологические исследования мотивации достижения успехов (примеры).
  •  Жизненное значение правильного восприятия людьми друг друга. Факторы, способствующие и препятствующие правильному восприятию людьми друг друга.
  •  Особенности оценки эмоциональных состояний другого человека.
  •  Понятие психологического климата.

Тестовые задания по дисциплине «Психология»

Выбрать правильный ответ.

1. У человека врожденными формами поведения         считаются:

а) агрессивные действия;

б) доминирование;

в) половое поведение.

г) Все ответы неверны.

     2.  Таксис – это реакция организма, которая:

          а) носит общий (нелокальный характер);

          б) является механической;

          в) ориентирована относительно источника раздражения.

          г) Все ответы верны.

     3.  Рефлексы

          а) всегда врожденные;

          б) встречаются только у низших животных;

          в) имеют мало отношения к выживанию.

          г) Все ответы неверны.

     4. Инстинктивные формы поведения:

         а) запрограммированы от рождения;

         б) менее сложны, чем рефлексы;

         в) не могут изменяться в результате опыта;

         г) у человека более многочисленны, чем у других видов.

     5. Инстинктивное поведение преобладает главным образом у:

         а) насекомых;

         б) рыб;

         в) рептилий;

         г) млекопитающих.

     6. Приобретенные формы поведения обеспечивают   животному адаптацию:

         а) идеально соответствующую условиям среды;

         б) к вполне определенному типу среды;

         в) к различным средам.

         г) Все ответы неверны.

     7. Импритинг, например у гусенка,

         а) может быть направлен на любой объект, подвижный  или неподвижный;

         б) создается в любом возрасте;

         в) возникает благодаря скрещиванию.

         г) Все ответы неверны.

     8. Агрессивность человека:

         а) представляет собой врожденное свойство;

         б) может быть легко преодолена;

         в) отсутствует у большинства народов.

         г) Все ответы неверны.

     9. Первая психологическая лаборатория была создана:

         а) Вундтом;

         б) в 1732 г.;

         в) для изучения функций сознания.

         г) Верны все ответы.

     10. Cхема SR делает упор на:

         а) объективное описание поведения;

         б) бесполезность концепции сознания;

          в) соответствие между реакцией  и данным стимулом.

          г) Верны все ответы.

  11. Когнитивный подход настаивает на том, что:

      а) индивидуум реагирует подобно машине;

      б) разум человека обладает большей информацией, чем та, которую он получает извне;

      в) нашим поведением управляют подавленные влечения;

      г) мозг функционирует путем ассоциации идей.

  12. По теории Фрейда либидо – это энергия,

      а) соответствующая потребности в самореализации личности;

      б) возникающая в результате подавления полового влечения;

      в) лежащая в основе жизненных влечений;

      г) лежащая в основе взаимодействия между людьми.

  13. Гуманистический подход:

      а) носит детерминистский характер;

      б) направлен расцвет потенциальных возможностей индивидуума;

      в) основан на изучении приемлемых форм поведения.

      г) Верны все ответы.

  14. Генетическая психология изучает:

     а) изучает психическое развитие личности;

     б) уделяет главное внимание изучению детей;

     в) связана с биологией;

     г) мало занимается пренатальным развитием.

  15. Метод опросов:

     а) использует специально разработанные анкеты;

     б) должен применяться на репрезентативных выборках;

     в) позволяет получить достаточно точное отображение данной популяции.

     г) Верны все ответы.

  16. Сновидения:

     а) возникают во время стадии БДГ;
     б) длятся всего лишь несколько секунд;

     в) по – видимому, мало, чем полезны.

     г) Все ответы верны.

  17. Техника медитации заключается:

     а) в концентрации внимания субъекта;

     б) в том, чтобы сузить поле экстравертированного сознания;

      в) в замедлении метаболизма.

       г) Все ответы верны.

  18. Наше восприятие мира связано:

    а) с культурой, к которой мы принадлежим;
    б) с практикой;

    в) с опытом.

    г) Все ответы верны.

  19. Опыты сенсорной изоляции, проводимые в Университете Мак – Гилла, привели к заключению, что без сенсорных стимулов:

    а) умственные функции быстро деградируют;

    б) сенсорный опыт растет;

    в) мир внутренних образов все больше и больше обедняется;

    г) нарушение интеллектуальных функций становится необратимым.

  20. Проведя эксперименты в изолированной камере, Лилли пришел к выводу, что:

    а) наш опыт, вероятно, ограничен внешней реальностью

    б) внешняя реальность в основном моделируется самим субъектом;

    в) внутренняя реальность труднодоступна.

    г) Ни один из ответов  не верен.

21. По мнению А. Маслоу, потребность в самореализации проявляется:

    а) одновременно с другими потребностями;
    б) у людей, стремящихся к самоуважению;
    в) у большинства людей.

    г) Ни один ответ не верен.

22. Интенсивность наших эмоций зависит главным образом:

    а) от восприятия данной остановки;
    б) от уровня бодрствования;
    в) от анализа полученных сведений;

    г) от значения той потребности, с которой связана эмоция.

23. Стресс связан:

   а) с прогрессирующим истощением резервов организма;

   б) с неожиданной и острой ситуацией;

   в) со способностью каждого идти на риск.

   г) Все ответы верны.

24. Викарное поведение осуществляется:

  а) путем простого подражания модели;

  б) с учетом тех последствий, которые оно имеет для модели

в) после переструктурирования ситуации высшими психическими процессами.

  г) Все ответы верны.   
25. Сенсорная память:

а) действует на уровне рецепторов;

  б) действует меньше одной секунды;

в) лежит в частности, в основе последовательных образов;

г) все ответы верны.

26. Кратковременная память:

  а) длится до двух минут;

б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов;

в) позволяет долго помнить телефонный номер;

г) все ответы неверны.

27. Долговременная память:

  а) обладает ограниченной емкостью;

б) обладает практически неограниченной длительностью;

в) позволяет долго помнить телефонный номер;

г) все ответы неверны.

28. Как показала, Зейгарник, мы лучше помним какую-либо работу если она:

  а) была доведена до конца;

б) осталась незаконченной;

в) была сознательно прекращена;

г) привела к вознаграждению.

29. Согласно теории научения, речь развивается в результате:

  а) интериоризации усвоенного языка;

б) последовательных приближений;

в) подражания «родительской модели»;

г) все ответы верны.

30. Преформистская теория развития речи подчеркивает в основном тот факт, что речь  формируется в результате:

    а) обусловливания;

б) взаимодействия ребенка с окружающей средой;

в) давления, оказываемого данной культурой на ее представителей;

  г) все ответы неверны.

31. В современном определении интеллекта основной упор делается на то, что он:

     а) наследуется;

б) представляет собой способность адаптироваться к

окружающей среде;

в) в основном приобретается;

г) неравномерно распределен у представителей разных рас.

32. Наследственность - это:

     а) потенциал, наследуемый от родителей;

б) важнейший фактор, лежащий в основе

   интеллектуального развития;

в) сравнительно малоизвестная область;

г) все ответы верны.

33. Чрезмерный уровень шума может вызвать у людей

а) уменьшение агрессивности;
б) усиление взаимопомощи;
в) ухудшение успеваемости в школе.

г) Все ответы верны.

34. Интерес к другому человеку можно невербально выразить:

а) помещенными на бедра руками;

б) пронзительным голосом;
в) пристальным взглядом, устремленным на собеседника.

г) Ни один из ответов не верен.

35. Стереотипы:

а) представляют собой результат нашего личного опыта;

б) укрепляются при тесном общении с другой группой людей;
в) всегда являются предубеждениями.

г) Ни один из ответов не верен.

36. Установки:

а) определяются только нашими мнениями и убеждениями;

б) являются результатом тех явлений, которым мы подвергаемся с детства;

в) с большим трудом изменяются после 20 – го года  жизни.

г) Все ответы верны.

37. Предубеждения:

а) чаще всего создаются у авторитарной личности;

б) основаны на потребности человека удостовериться в ценности собственной  персоны;

в) позволяют направить агрессивность людей на «группу – мишень».

г) Все ответы верны.  

Вопросы для зачета и экзамена по курсу «Психология»

  1.  Психология как наука. Исторические этапы развития психологии. Объект и предмет психологии. Задачи психологии.
  2.  Самосознание, самооценка, самопринятие, самоуважение как проекция самости.
  3.  Основные методы получения фактов в психологии: организационные, эмпирические, комплексные.  
  4.  Формы и способы организации человеческой деятельности.
  5.  Основные отрасли  психологии как области знаний.
  6.  Понятие о деятельности. Основные виды деятельности. Понятие «ведущий вид деятельности».
  7.  Понятие о психике. Структура психики человека.
  8.  Эмоции и чувства. Виды эмоций и чувств. Понятие эмоциональных состояний.
  9.  Многообразие внутреннего мира человека. Составляющие познавательных процессов (ощущение восприятие, память, мышление, воображение, внимание).
  10.   Структура самосознания человека (имя собственное, половая идентификация, притязание на признание).
  11.  Взаимосвязь ощущения и восприятия. Их основные виды и свойства.
  12.  Теория установки. Предубеждения. Дискриминация. Особенности формирования предубеждений и установок.
  13.  Понятие внимания. Виды и свойства внимания.
  14.  Понятие и структура человеческой деятельности.
  15.  Память и ее основные процессы (запоминание, архивизация, воспроизведение, забывание, узнавание). Виды  памяти.
  16.  Мышление. Виды и свойства мышления. Стратегии мышления. Теории развития когнитивных процессов (бихевиористкие концепции, концепция Брунера. концепция Ж. Пиаже).
  17.  Изменение состояния сознания (левитация, гипноз, сон, сомнабулизм, медитация, употребление наркотиков, религия, внушение, самовнушение).
  18.  Основные операционные компоненты мышления (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение, классификация). Формы мышления (понятие, суждение и умозаключение).
  19.  Сознание как высшая форма психики. Сознательное и бессознательное.
  20.  Задатки и способности в структуре личности. Виды способностей. Уровни развития способностей (талант, гениальность, одаренность).
  21.  Интеллект, его структура и оценка. Проблема искусственного интеллекта.
  22.  Воображение и творчество. Виды воображения. Необходимость воображения. Этапы развития воображения.
  23.  «Я – концепция» как социально – психологический феномен. Формирование «Я – концепции».  
  24.  Индивидуальные различия формирования познавательных процессов. Способы активизации познавательной деятельности: тренинги, мнемотехнические приемы, брейнсторминг (мозговой штурм) и др.
  25.  Теоретические концепции развития речи (теория научения Д. Уотсона, преформистские теории, релятивистские теории, конструктивистская теория). Виды, функции и свойства речи.
  26.  Направленность личности (мотивация, потребности, желания, интересы).
  27.  Характер в структуре личности. Типологии характеров. Свойства характера. Акцентуации характера.  
  28.  Процессы самоактуализации и деградации личности. Основные пути и этапы самоактуализации.
  29.  Воля. Волевая регуляция поведения. Волевые действия и волевые качества.
  30.  Основные направления отечественной психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе,

  Б.Г. Ананьев).

  1.  Основные направления научной психологии в Западной Европе и США: бихевиоризм Д.Уотсона, психоанализ З.Фрейда, трансактный анализ Э.Берна, гуманистическая психология А.Маслоу и К.Роджерса, гештальтпсихология Ф.Перлза.
  2.  Общение как основа межличностных отношений. Роль общения в формировании личности. Психологические исследования.
  3.  Филогенетические и онтогенетические аспекты развития общения.
  4.  Темперамент. Теории темперамента. Свойства и виды темперамента.
  5.  Личность как предмет психологического познания. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». История исследований личности. Современные теории личности.
  6.  Формирование и развитие личности. Структура личности.
  7.  Структура общения. Виды и уровни общения. Средства общения.
  8.  Психическое отражение. Свойства психики.
  9.  Импритинг, интеллектуальное поведение, тропизм, рефлексы, таксисы, способность к умозаключению.
  10.  Особенности делового взаимодействия. Правила ведения деловых переговоров.  
  11.  Национальные стили ведения деловых переговоров.
  12.  Деловая беседа. Структура деловой беседы. Правила слушания. Стили слушания.
  13.  Невербальные средства общения. Классификация невербальных средств общения.      
  14.  Физиологические основы развития речи. Возрастные особенности развития речи.
  15.  Агрессивное взаимодействие. Агрессивность: врожденная или приобретенная мотивация? Источники агрессивности. Причины агрессивного поведения.
  16.  Стереотипизация. Роль национальных и этнических стереотипов в понимании других  людей.    
  17.  Феномены межличностного влияния (внушение, убеждение, подражание, психологическое заражение).
  18.  Барьер как категория. Возникновение коммуникативных барьеров.

Основная литература :

  1.  Асмолов А. Психология личности М., 2002.
  2.  Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.

           СПб., 2002.

  1.  Абрамова Г.С. Возрастная психология.

           Екатеринбург,        2002.

  1.  Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 – х  книгах.  М., 1982.      
  2.  Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2000.
  3.  Бороздина Г.В. Психология делового общения.

           М., 2000.

  1.  Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
  2.  Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности.

           М., 1968.

  1.  Вундт. В. Психология народов. СПб., 2002.
  2.  Годфруа Ж. Что такое психология.  В 2 – х томах.

           М., 1999.

  1.  Горянина В.А. Психология общения. М., 2002.
  2.  Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. М., 2002.
  3.  Климов Е.А. Общая психология  М., 1999.
  4.  Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.
  5.  Немов Р.С. Психология Т.1. М., 2000.
  6.  Психология / Под. ред. В.Н.Дружинина. СПб., 2002.

22.  Психология управления: Курс лекций / Л.К. Аверченко  и др.     Москва - Новосибирск, 2000.

  1.  Психология развития. Хрестоматия. СПб., 2001.    
  2.  Психология индивидуальных различий  / под ред.

      Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 2000.  

  1.  Психологические тесты Т. 1 – 2.  /Под ред.

           А.А. Карелина.  М., 1999.

  1.  Радугина А.А. Психология и педагогика. М., 1999.    

Дополнительная литература:

    1. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. // Собр. соч.:  В 6 т. М., 1982. Т.1.

    2. Кемерун – Бендлер Л. НЛП в семейной терапии.

        М., 2000.

    3. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2002.

    4. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

    5. Лебедев В.И. Раздвоение личности и бессознательное.            М., 2002.      

    6. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.

    7. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. М., 2000.

    8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.

        СПб., 2000.

    9. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т. 1 – 2.           Самара, 2002.  

    10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.         М., 1998.

    11. Социальная психология и этика делового общения

          / под редакцией Г.А. Клебче. М., 1995.  

    12. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии         установки. Тбилиси, 1961.

    13. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

    14. Хьелл. Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб., 2002.

    15. Харрис Д. Коучинг: личностный рост и успех.

          СПб., 2003.  

    16. Черемошкина Л.В. Психология памяти. М., 2002.

    17. Экман П. Психология лжи. СПб., 2003.

  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44116. Совершенствование инвестиционной деятельности полиграфического предприятия по повышению качества печатной продукции и ее экономическая оценка на примере ООО «Пронто-Калининград» 2.37 MB
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ деятельности предприятия. Сущность и понятия инвестиционной деятельности предприятия. Особенности инвестиционной деятельности предприятия в современных условиях. Методы оценки и показатели совершенствования инвестиционной деятельности предприятия.
44117. Технология изготовления отливки «Обечайка» массой 47 т из стали 10ГН2МФАЛ 1.72 MB
  Этапы формирования отливки. Технологические приёмы воздействия на процессы затвердевания и охлаждения отливки в литейной форме. Способы воздействия на характер формирования отливки на этапе охлаждения расплава до температуры кристаллизации. Получение заданных свойств для отливок ответственного назначения. Проектирование технологии изготовления отливки Обечайки парогенератора ПГВ1000 в литейных формах с дифференцированным отводом тепла.
44118. Модель создания единого информационного пространства образовательного учреждения с применением сетевых информационных технологий 1.25 MB
  Особую роль в данной форме самообразования могут занять социальные сети и социальные сообщества функционирующие в Интернете. Все больше преподавателей осваивают работу в Сети и начинают использовать ее в образовательном процессе. При условии создания в учебном заведении Интернет-системы следующим шагом становится выход на более высокий уровень функционирования информационного пространства Интернет предусматривающий создание и открытие доступа всем непосредственным участникам учебного процесса и внешним посетителям к сайту учебного...
44119. Технологический процесса производства сборной жестяной консервной тары 4.79 MB
  В некоторых случаях можно отказаться от применения пайки продольного шва. Продольный шов можно соединять с помощью клеящего устройства и герметизировать уплотняющими средствами. Благодаря этому становиться возможным изготовление герметичных сборных жестяных банок из неподдающихся пайки исходных материалов.
44120. Разработка способов сжигания твердого топлива ОАО «Экспериментальная ТЭС» 1.73 MB
  Расчет мощности на перекачку воды Расчет деаэратора питательной воды ДПВ до реконструкции на каждый котел установлен один деаэратор. Расчет теплового баланса деаэратора питательной воды ДПВ. Выбор деаэратора питательной воды ДПВ.
44121. Транспортировка грузов 1.01 MB
  Поэтому для обеспечения высоких эксплуатационных характеристик грузоподъемных кранов и их безаварийной работы машинист крана крановщик и обслуживающий персонал должны знать хорошо назначение область применения и устройство кранов их конструктивные особенности технические характеристики устройство и работу крановых механизмов электрооборудования приборов и устройств безопасности. Кроме того машинист крана должен знать правила безопасной эксплуатации кранов их технического обслуживания и ремонта современную прогрессивную технологию и...
44122. МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 588.5 KB
  Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней.
44123. Формирование и развитие рынка речных круизов в Перми и Пермском крае на примере туристической фирмы ООО «Кубань» 838 KB
  Основные понятия рынка и государственное регулирование сферы туризма в России Переход страны к рыночной экономике сопровождается постепенным созданием конкурентной среды во всех отраслях современного туризма в том числе и в сфере речного круизного туризма. В российской экономической литературе вопросам туризма посвящено немало научных исследований. Таким образом планируется рассмотреть проблемы и сформировать программы развития туризма регионального муниципального уровней в которых предстоит разработать и реализовать комплекс мер...
44124. Проектирование районной понизительной подстанции 356.24 KB
  На данной подстанции по ПУЭ устанавливается 2 трансформатора, это делается из-за того что на ней присутствуют потребители I и II категории. Перерыв в электроснабжение которых для I категории допускается лишь на время автоматического восстановления питания, а для II категории – на время