47821

Художественные направления, течения и школы в литературе ХХ века. Модернизм и постмодернизм: проблема соотношения понятий в современном литературоведении

Конспект

Литература и библиотековедение

Модернизм и постмодернизм: проблема соотношения понятий в современном литературоведении. Открыть и разрешить вопрос соотношения модеонизма и постмодернизма. Воникновение и развитие постмодернизма. Попарт сегодня предстает как переход от модернизма к постмодернизму.

Русский

2013-12-03

61.5 KB

24 чел.

    ЛЕКЦИЯ

Тема: Художественные направления, течения и школы в литературе ХХ века. Модернизм и постмодернизм: проблема соотношения понятий в современном литературоведении.

Цель: Определить основные направления в современой литературе ХХ века. Обозначить их историю происхождения, дать опраделения и выделить их основне функции. Открыть и разрешить вопрос соотношения модеонизма и постмодернизма.

План:

  1.  Модернизм – как одно из ведучих направлений литературы ХХ века.
  2.  Течения модернизма в развитии литературного процесса.
  3.  Воникновение и развитие постмодернизма. Его основополающие каноны.
  4.  Проблема соотношения модризма и постмодернима.

1) В конце Х1Х века произошли значительные изменения в понимании человека, его отношения к миру, нового языка искусства. В ходе интеграции национальных культурных традиций, формирования техногенной цивилизации, пересмотра ценностных ориентаций нарастает тенденция декаданса, возникает новая культурная стратегия – модернизм.

Кризисные явления духовной жизни не могли не найти своего отражения в искусстве, для которого характерно стремление к поиску новых выразительных форм, многообразие стилевых особенностей, возникновение принципиально новых приемов художественного творчества, что должно было выражать всю совокупность социальных и культурных трансформаций.

Это многообразие стилей и направлений в искусстве ХХ века, отошедших от классических методов художественного творчества, получило название модернизм (в переводе с французского – новый, современный). В целом это совокупность эстетических школ и направлений, объединявшая различные течения, стремившиеся к творческому осмыслению изменившейся действительности, с ее дисгармоничностью, нестабильностью человеческого существования, кризисом рационализма. Отсюда и установка модернизма на создание принципиально иных, отличных от классических, идеалов и ценностей в искусстве, стремление к новаторству любой ценой.

Модернизм в широком смысле слова характеризует все нереалистические школы и течения европейского искусства, в узком смысле слова – это художественная система, характеризуемая общностью стремлений, цельностью, единством целей и задач.

2)В русле модернизма формируется «авангард» (фр. «передовой отряд»), наиболее радикальное течение, открыто порывавшее с искусством прошлого, ориентированное на крайние формы выразительности, отказ от предметности и соотнесения с действительностью.

В начале ХХ века возникают и развиваются футуризм – направление, ориентированное на искусство будущего (Ф.Маринетти), экпрессионизм, опирающийся на вырази-тельность художественных средств (группы «Синий всадник», «Мост»), дадаизм, фовизм, кубизм. Наиболее известным из течений модернизма был абстракционизм – эстетика последнего ориентирована на полный отказ от содержательной стороны искусства, беспредметность и внесубъективность. Абстракционизм экспериментирует с чистыми геометрическими формами и цветовыми соотношениями. Его виднейшими представителями были: В.И.Кандинский, К.Малевич, П.Мондриан.

 Сюрреализм – направление в искусстве и эстетике, обращавшееся к глубинам и тайнам человеческой психики, к бессознательным порывам и ассоциациям. Теоретическое обоснование сюрреализм нашел в идеях З.Фрейда и неофрейдизме, но уже в 30-е годы опубликован «Манифест сюрреализма» А.Бретона и его последователей. Мировую славу и успех сюрреализму принесли живопись Сальвадора Дали, в кинематографе – творчество С.Бунюэля. В литературе представлен именами Дж.Джойса, О.Уайльда, Г.Апполинера (впервые использовавшего термин сюрреализм), Ф.Кафки.

 Параллельно с модернизмом продолжает существовать и развиваться реалистическое направление в художественной культуре и эстетике ХХ века. При этом реализм допускал смелый эксперимент в выборе художественных методов, новых приемов отображения реальности.

 В литературе это творчество Б.Брехта, Т.Манна, У.Фолкнера. В живописи – полотна А. Матисса, раннего П.Пикассо, М.Сарьяна, П.Кузнецова, В.Серова. В советский период возникает, а впоследствии становится доминирующим, метод социалистического реализма. Для него характерно повышенное внимание к социальным проблемам, восхваление ценностей и идеалов социалистического строя. В этом русле происходило и оформление эстетической теории, ориентированной на марксистскую концепцию подчинения искусства идеологии. В то же время в советский периода разрабатывались важные проблемы истории эстетической мысли (А.Ф.Лосев, А.П.Шестаков), специфике эстетического в условиях диалогического мышления (М.М.Бахтин), структуры эс-тетического сознания и взаимосвязи эстетических категорий (М.С.Каган). 

 Во второй половине ХХ века формируется экзистенциализм как направление искусства и теоретическое течение. Экзистенциализм получил свое развитие в словесных жанрах – романах, повестях, эссе, драматургии, кинематографе.

В экзистенциальной эстетике Жана Поля Сартра (1905 – 1980) особая роль отведена проблеме ответственности художника в мире абсурда, где искусство обладает средствами активного воздействия на других людей. В художественном творчестве автор сам избирает ситуацию, рисует проект бытия, который он хотел бы воплотить в действительность, но при этом он не может быть беспристрастен.

 Человек свободен, но лишь частично, и эта его погруженность в мир существования не может быть преодолена средствами искусства.

Проблема творчества в искусстве волновала и другого представителя экзистенциализма – Альбера Камю (1913 – 1960). Природа искусства такова, что оно апеллирует не к объяснению, а к символическим формам, способным к бунту и преодолению оков и законов бытия. Искусство носит незавершенный, открытый характер, зовет к несбыточному и невыразимому.

Стремление к самоосуществлению, тревога, отчаяние и заброшенность, непонимание другими – все это преграды на пути самоосуществления и художественного творчества.

В экзистенциальной эстетики двадцатого века М.Хайдеггер полагал, что смысл исторического бытия раскрывается в искусстве посредством речи, языка, адекватной интерпретации художественного произведения. К.Ясперс рассматривал искусство как «шифр человеческого существования». Экзистенциальная эстетика, выражая протест против абсурдности человеческого существования, искала в искусстве пути избавления от хаотичности и непредсказуемости жизни, в художественном творчестве и эстетических переживаниях пыталась отыскать средства преодоления отчуждения и заброшенности личности.

Во второй половине ХХ века реализм эволюционирует в неореализм, характерный практически для всех видов и жанров искусства. В живописи – творчество П.Пикассо, Ф.Леже, А.Фуферона, А.Цицинато, в кинематографе – Л.Висконти, А.Вайда, А.Куросава, в литературе – Ж.Амаду, А.Миллер, Г.Маркес, Э.Хемнигуэй.

Неореалистическая волна в художественной культуре опиралась на традиции поиска гражданственных идеалов, высокую эстетику классического искусства, отстаивала идею неповторимости и ценности человеческой жизни.

В эстетике и художественной практике видоизменяются и такие направления как модернизм, завершающим этапом развития которого явился авангардизм в форме оп-арта (оптическое искусство, представленное орнаментально-геометрическими композициями), пространственного и земляного искусства, поп-арта. Поп-арт сегодня предстает как переход от модернизма к постмодернизму. Популярное искусство создает методом комбинирования различных, зачастую вырванных из собственной культурной среды, элементов различные композиции и конструкции. Эти конструктивные композиции должны вызывать определенные ассоциации, впечатления, совершенно не связанные с реальным содержанием. Свое эстетическое обоснование искусство, ориентированное на развлечение, на массовую культуру, получило в философии постмодернизма.

3) Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века. Классический тип мышления в период Модернизма в начале ХХ века меняется на неклассический. А в конце века - на постнеклассический. Воплощение нового типа мышления требует преобразования социальной структуры общества. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф.Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна это 60 — 70-е гг., связано и логически вытекает из процессов Модернизма как реакция на кризис его идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога(Ницше), автора(Барт), чел-ка(гуманитарности). Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. Однако в эстетике термин «Постмодернизм» не приживается. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придает постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре. Хабермас, Белл трактуют постмодернизм как постиндустриальное общество с характерным эстетическим эклектизмом. Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы» (в журнале Playboy). Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвященных проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Однако популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60-70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии(Ж.Деррида, Ж.-Ф.Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60-70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.

4) Актуальность данной темы состоит в том, что постмодернизм как современное мироощущение – своеобразный протест против действительности, полемика с модернизмом и в то же время своего рода подведение итогов и переосмысление. У модернизма была некая проекция в будущее, у постмодернизма этой обращённости в будущее нет. Подвергая радикальной критике действительность, модернисты обращались к трансцендентальному в поисках истинного идеала; отвергая реалии существующего мира, они искали и создавали модели сверх мира. Если модернизм был нацелен на поиск определенности и незыблемых оснований, то постмодернизм – на повседневность, радикальный плюрализм, неопределенность.

Среди множества тенденций и течений ХХ в. прочерчивается несколько ведущих и основных, прежде всего модернизм, практикующийся как философско-эстетическое течение, объявившее себя современным искусством, использующим новые формы и средства выражения. Модернизм породил сложный комплекс особого миропонимания и мироотношения на основе сочетания элементов и тенденций европейской культуры. Cамо восприятие человека и мира, предложенное модернизмом, вступало в противоречие со всем строем предшествовавшего ему мышления и философии. Изменилось не только представление о пространстве, времени, материи, движении, но и о способах освоения мира, о роли мышления в познании объективной реальности.

Именно в «модернизме в узком смысле» отчетливо просматриваются тенденции, усиление которых привело к возникновению нового культурного направления, получившего название «постмодернизм». «Модернизм в узком смысле» и «постмодернизм» в своей сущности – своеобразное отражение кризисного состояния западной цивилизации и ее духовной культуры. Можно говорить и об общности философско-мировоззренческих оснований этих направлений, которые строятся на идеях И. Канта об ограниченности познавательных возможностей разума, на иррационалистическом волюнтаризме А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, интуитивизме А. Бергсона, феноменологии Э. Гуссерля, психоанализе З. Фрейда. В «модернизме в узком смысле» заметны признаки «определенного «эпистемологического разрыва» с мировоззренческими концепциями, традиционно характеризуемыми как модернистские», под воздействием которого, по справедливому утверждению И. Ильина, оформился постмодернизм .

 Действительно, для постмодернизма характерна установка на плюрализм, предотвращающий свойственную модернизму абсолютизацию чего бы то ни было, в том числе и значения технологической парадигмы. Установке на плюрализм соответствует подчеркнутое стремление постмодернистов к «антиавторитарности», которое отметил в качестве главного отличия постмодернизма от «модернизма в узком смысле» видный американский теоретик постмодернизма И. Хассан. «В то время как модернизм – за исключением дадаизма и сюрреализма – создавал свои собственные формы художественного авторитета именно потому, что центра больше нет, постмодернизм развивался в сторону художественной анархии – в соответствии с глубинным процессом распада мира вещей – или поп-искусства» .

С начала XX в. термин «постмодернизм» все чаще начинает применяться для обозначения трансформаций, происходящих в экономической, политической, технологической сферах жизни общества, а также новаций, возникающих в литературе, искусстве, литературоведении, искусствознании, философии. Но для большинства исследователей по-прежнему актуальной остается проблема соотношения модернизма и постмодернизма. Описывая постмодернизм как противоположный модернизму тип миросозерцания, Ж. Деррида, например, доказывает, что он означает окончательное поражение модернизма. Другой позиции придерживается один из основоположников философского постмодернизма Ж.Ф. Лиотар, который, отмечая расплывчивость границ постмодернизма, считает его частью модернизма: постмодерн помещается не после модерна, он уже содержался в модерне, только скрыто.

О постмодернизме как переходном периоде, характерном для всех эпох рассуждает Л. К. Гречко: «…постмодернизм следует располагать в будущем, а также на переходе от настоящего к будущему. Переход здесь даже предпочтителен, поскольку это отвечает некоей общей установке постмодернизма – на переломы, просветы, вырезы, края, трещины, обрывы. Постмодернизм в высшей степени современен. В высшей – потому что намеренно забегает вперед, опережает время, потому что высота, пик его в будущем». При этом он не считает постмодернизм продолжением или возрождением модернизма в связи с основными принципами этих феноменов культуры.

Как видно из представленных точек зрения, проблема соотношения модернизма и постмодернизма не решается в философии однозначно. Более того, некоторые сторонники близости модернизма и постмодернизма считают, что основные концептуальные положения постмодернизма сформировались благодаря нежизненности модернизма.

Таким образом, концепции современного постмодернизма доказывают развитие и трансформацию культуры модернизма, сущность которого остается неизменной при многообразии интерпретаций его идей, постмодернизм будем определять переходным типом культуры, возникшим на модернистской основе и использующим её язык и понятия.

Список рекомендованной литературы:

  1.  Авангард - поставангард, модернизм - постмодернизм: проблемы терминологии // Вопросы искусствознания. - 1995. - № 1-2.
  2.  Бауман 3. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. - № 3.
  3.  Курицын В. К ситуации постмодернизма // Новое литературное обозрение.- 1995.-№11.
  4.  Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну // Вопросы философии. 1998. -№ 7.
  5.  Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада,  2006.
  6.  Гречко Л. К. Интеллектуальный импорт, или О постмодернизме // Общественные науки и современность. 2000. №. 2.
  7.  Hassan I. Paracriticism: Seven speculations of the times. Urbana, 2000.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21098. Культура незалежної України 23.73 KB
  Культура незалежної України Проголошення незалежності України 24 серпня 1991 р. Верховна Рада України ухвалила Основи законодавства про культуру якими передбачені заходи подальшого розвитку української національної культури. Верховна Рада України провела слухання на тему Культурна політика в Україні: пріоритети принципи та шляхи реалізації. показав що українська мова є рідною для 675 населення України.
21099. Визначення поняття «культура», її структура та основні функції 19.29 KB
  Термін культура вперше зустрічається в одному з творів знаменитого римського оратора Цицерона 45 р. Як самостійна наукова категорія культура фіксується вперше у працях німецького юриста С. У подальшому слово культура отримало ще більш узагальнене значення яке охоплювало собою сукупність створених людськими спільнотами традиційних благ і цінностей.
21100. Перші паростки культури на українських землях у найдавніші часи 17.16 KB
  Перші паростки культури на українських землях у найдавніші часи. Виникнення культури нерозривно пов’язано з появою людини. Загальні закономірності розвитку культури у первісну добу на українських землях були такими самими як в інших регіонах земної кулі проте були й деякі особливості. З огляду на це питання про генетичні витоки української культури має сьогодні неабияке значення і викликає у своєму розв’язанні доволі гострі зумовлені актуальними проблемами в житті нашого суспільства суперечки.
21101. Трипільська культура 18.72 KB
  Трипільська культура. Найбільшого розвитку в цей час в добу енеоліту досягла трипільська культура названа так від с. Потретє за своїм походженням трипільська культура хоч і була пов’язана з БалканоНижньодунайським регіоном але в процесі поширення на нові східні території включала в себе на різних етапах елементи місцевих неолітичних та енеолітичних культур. Почетверте трипільська культура відзначається розташуванням поселень певними зосередженими групами з проміжними менш заселеними територіями.
21102. Кімерійці, скіфи, сармати, їх культура та світогляд 19.74 KB
  Але історичні відомості про скіфів містяться в іноземних джерелах. Одним із перших про скіфів написав Геродот який присвятив їм окрему книгу своєї Історії і не лише яскраво змалював побут і звичаї тих народів які заселяли українські землі під назвою скіфів а й навів дані про їх релігійні погляди міфологію. У випадку скіфів такою ознакою послужила характерна форма півсферичних посудинчаш характерних для кочівників і більш позаднього часу. Поховання кочівницьких скіфів відрізняються від поховань осідлого населення.
21103. Давньогрецька культура на теренах України 15.24 KB
  Північне Причорномор’я входило до сфери колонізації руху греків яких привертали сюди родючі землі велика кількість риби в гирлах річок можливість вести широку торгівлю з племенами північних причорноморських степів – скіфами синдами меотами та ін. Античні міста Північного Причорномор’я жили самостійним життям зберігаючи проте торгові та культурні зв’язки зі своїми метрополіями. Велику роль в їх економічному житті відігравала торгівля з містами Греції та Малої Азії а також з племенами причорноморських степів. В містах Північного...
21104. Язичницька культура давніх слов’ян 22.85 KB
  Язичницька культура давніх слов’ян. Релігійні вірування давніх слов’ян давно привертають пильну увагу дослідників. Однак жодну з сучасних реконструкцій світу давньослов’янських вірувань не можна вважати остаточно доведеною. А подруге кожне слов’янське плем’я імовірно визнавало своїх богів культ яких не поширювався на значні території.
21105. Фольклор, музика, побут за часів Київської Русі 18.83 KB
  Фольклор музика побут за часів Київської Русі. Культура часів Київської Русі не була явищем однорідним уніфікованим для всіх регіонів держави яка обіймала великі території від Чорного до Білого морів населені цілком різними племенами. Вельми показовою ілюстрацією розбіжностей у релігійних уявленнях населення різних регіонів Київської Русі може служити поховальний обряд який суттєво відрізнявся навіть у найближчих сусідів що складали етнічне ядро держави у полян та древлян. Протягом тисячолітньої історії християнства на Русі церква...
21106. Освіта за часів Київської Русі 16.49 KB
  Освіта за часів Київської Русі. Перші школи на Русі з’явилися за часів великого князя Володимира Святославовича початок XI ст. Основою руської літературнописемної мови як вважають вчені стала говірка мешканців княжої столиці що перепліталася з говірками прибульців з інших земель Русі – дружинників ремісників купців. Що до давньоруської живої мови то фахівці вважають що на території Русі існували кілька надплемінних територіальних діалектів.