47832

Психология деятельности

Лекция

Психология и эзотерика

Психология деятельности Понятие о деятельности Потребности мотивы цели. Структура деятельности. Процессы деятельности. Основные виды деятельности игра учение труд.

Русский

2013-12-03

176.5 KB

7 чел.

Лекция 3.  Психология деятельности

  1.   Понятие о деятельности Потребности, мотивы, цели.
  2.  Структура деятельности.  Процессы деятельности.
  3.  Основные виды деятельности – игра, учение, труд. Ведущие виды деятельности.
  4.  Компоненты деятельности: навыки, умения, привычки.

  1.  Понятие о деятельности. Потребности, мотивы, цели.

Деятельность — специфическая активность человека, направленная на удовлетворение его потребностей и интересов. Деятельность человека направлена прежде всего на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, т.е. деятельность человека носит продуктивный, творческий характер. В деятельности человек развивает, совершенствует себя, свои способности, потребности. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах — есть продукт истории. Она связана с предметами материальной и духовной куль* туры, которые используются человеком или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или средства собственного развития. Деятельность человека формируется и развивается в обучении и воспитании. И наконец, деятельность всегда целенаправленна, активна, направлена на создание некоего продукта.

Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Деятельность – категория общественно-историческая.

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Источником активности человека, его деятельности выступают многообразные потребности.  

Потребность — это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне  индивида. В психологии потребности человека рассматриваются как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к совершению деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения.   

Цель — это представляемый или мыслимый результат деятельности. Цель — то, на что непосредственно направлена деятельность. Цели деятельности также могут быть близкими — далекими; личными — общественными, и быть представлены в виде реальных продуктов, знаний, умений, навыков, приобретенных в ходе деятельности, а также определенный творческий результат.

Деятельность как целое — это единица жизни человека, активность,  отвечающая определенной потребности, мотиву. Деятельность всегда соотносится с определенным мотивом.

Предмет деятельности — то, с чем она непосредственно связана. Так, предметом трудовой деятельности является определенный материальный продукт; предметом познавательной деятельности — разнообразная информация; предметом учебной деятельности — знания, навыки, умения.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  - в социальной психологии  — организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство, воспроизводство объектов материальной и духовной культуры.

Действие выступает как составная часть деятельности. Оно отвечает осознаваемой цели.

Предмет потребности есть ее действительный мотив. 

Мотив — это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности,  тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность.  Мотив — это побуждение к деятельности, в которое выливается данная потребность. Мотив —это опредмеченная потребность. Или — что то же самое — предмет потребности есть мотив. На основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к различным деятельностям. Одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям.

Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению той цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность.

Потребности человека могут быть разделены на биологические, или органические (потребность в пище, воде, кислороде и др.), и социальные. К социальным потребностям следует отнести в первую очередь потребность в контактах с себе подобными и потребность во внешних впечатлениях, или познавательную потребность. Эти потребности начинают проявляться у человека в самом раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей его жизни.

Потребности можно разделить по происхождению и предмету. По своему происхождению потребности могут быть естественными (органическими) и культурными. Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства (пища, сон, защита от холода или жары и т.д.). Объекты культурных потребностей включают в себя как предметы, служащие для удовлетворения какой-либо естественной потребности (вилка, тарелка), так и предметы, необходимые для общения с другими людьми, для участия в общественной жизни. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную.

По характеру предмета потребности могут быть разделены на материальные, связанные с предметами материальной культуры (пища, одежда, жилище, предметы быта и т.д.), и духовные, выявляющие зависимость от продуктов общественного сознания (потребность делиться мыслями и чувствами, получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т.п.). Вполне очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурной по происхождению либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

Психологическая теория деятельности, исходя из данной точки зрения, раскрывает роль деятельности в проявлении психических феноменов человека, в том числе и сознания. Дело в том, что судить о человеке, о его особенностях личности мы, в основном, можем лишь по результатам его деятельности.

Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х - начале 30-х гг. XX в. Главное отличие данной теории заключается в том, что она опирается на основные принципы диалектического материализма и использует главный тезис этого философского направления: не сознание определяет бытие, деятельность человека, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева. Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность.

Мотивы порождают действия путем формирования цели. Как мы уже отметили, цели всегда осознаются человеком, но сами мотивы могут быть разделены на два больших класса: осознаваемые и неосознаваемые мотивы деятельности. Например, к классу осознаваемых мотивов относятся жизненные цели. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для большинства взрослых. К другому классу относится гораздо большее число мотивов. Следует подчеркнуть, что до определенного возраста любые мотивы являются неосознаваемыми. Подобное утверждение вызывает закономерный вопрос: если мотивы неосознаваемы, то насколько они представлены в сознании? Значит ли это, что они вообще никак не представлены в сознании? Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании в особой форме. По крайней мере, таких форм две. Это эмоции и личностные смыслы. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, если не успешно — отрицательные. Таким образом, эмоции выступают в качестве первичных регуляторов деятельности человека. Следует отметить, что об эмоциях как разновидности управляющих состоянием человека механизмов говорит не только А. Н. Леонтьев. Об этом писали 3. Фрейд, У. Кэннон, У. Джемс, Г. Ланге. Личностный смысл — это другая форма проявления мотивов в сознании. Под личностным смыслом понимается переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Следует отметить, что именно ведущий мотив обладает смыслообразующей функцией. Мотивы-стимулы не выполняют смыслообразующую функцию, а лишь играют роль дополнительных побудителей и порождают только эмоции.

Мотивы - это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Мотивы это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности.

Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные). Биологические мотивы - это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности. Социальные мотивы - это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль ее жизни.

Установки личности - это ее внутренняя настроенность на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности.

Установки имеют важное функциональное значение: выступают в качестве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность. Их основные функции: 1) определять устойчивый характер протекания деятельности; 2) освобождать личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях.

Такое осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности.

Интересы - это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным выдам деятельности.

2. Структура деятельности.  Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение.

Структура деятельности Если попытаться схематизировать процесс деятельности, то развертывание структур во внутреннем плане идет в следующей последовательности: потребность => мотив => цель => задача, в то время как во внешнем плане наблюдается такая картина:

деятельность ==> действие => операция => движение =>  результат деятельности. Но при этом надо помнить, что нет деятельности чисто внешней, как и нет деятельности чисто внутренней. Любая реальная актуальная деятельность имеет и внешнее и внутреннее (внешний и внутренний план или стороны), и они связаны между собой неразрывно. Любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне. Вместе с тем под влиянием внешнего изменяется и внутреннее. И задача психологии заключается в том, чтобы, изучая «внешнюю сторону" деятельности, раскрыть «внутреннюю сторону», а точнее, понять реальную роль психики в деятельности.

Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие — это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, которые подчинены общему мотиву. Действие выступает как составная часть деятельности. Оно отвечает осознаваемой цели.

Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Это значит, что когда мы наблюдаем какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то по отношению к ее мотиву эта активность есть деятельность, а по отношению к цели — или отдельное действие, или совокупность, цепь действий.

Деятельность и действие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности.

Действие – система движений, направленная на объект и преследующая определенную цель.

Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости от тех условий, в которых это действие совершается. Способы осуществления действия называются операциями.

Действия — это процесс, направленный на реализацию цели. Они характеризуются рядом особенностей: первая особенность состоит в том, что действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели. Вторая особенность действия — это одновременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связаны с сознанием. Третья особенность — через понятие «действие» утверждается принцип активности. Четвертая особенность — действия могут быть внешние, привлеченные и внутренние умственные.

Предметные действия — это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений.

Во всех случаях необходима координация движений и согласованность их друг с другом.

Умственные действия — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты.

Исходя из характеристик понятия «действие» как основного элемента анализа деятельности, формулируются основополагающие принципы психологической теории деятельности:

1.  Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).

2.  Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность — это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Теперь необходимо обратить внимание на то, что каждое действие может быть выполнено по-разному, т. е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией, которые зависят от личности субъект деятельности, от условий ее выполнения, от имеющихся у человека инструментов и средств осуществления действий.   В свою очередь, способ выполнения действия зависит от условий. В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта. Поэтому цель, данная в определенных условиях, в теории деятельности называется задачей. В зависимости от задачи операция может состоять из разнообразных действий, которые могут подразделяться на еще более мелкие (частные) действия. Таким образом, операции — это более крупные единицы деятельности, чем действия.

Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. По существу, уровень операций — это уровень автоматических действий и навыков. Под навыками понимаются автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. В отличие от тех движений, которые с самого начала протекают автоматически, как, например, рефлекторные движения, навыки становятся автоматическими в результате более или менее длительного упражнения. Поэтому операции бывают двух видов: к операциям первого вида относятся те, которые возникли путем адаптации и приспособления к условиям обитания и деятельности, а к операциям второго вида — сознательные действия, благодаря автоматизации ставшие навыками и перемещенные в область неосознаваемых процессов. При этом первые практически не осознаются, в то время как вторые находятся на грани сознания.

Процессы деятельности – интериоризация, экстериоризация.

Интериоризация — процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.

Внешняя предметная деятельность в этом случае как бы предворяется внутренней деятельностью. Предметные действия над объектами заменяются идеальными (психическими) операциями.  Наиболее наглядным примером интериоризации является процесс овладения счетом у детей. Сначала ребенок считает палочки (или пуговки и т.д.), перекладывая их внешним, практическим образом. Затем он переходит к счету без перекладывания палочек, лишь наблюдая их перед собой. Наконец, наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отвлеченное от самих предметов и внешнего действия с ними. Объектом оперирования становятся символы: слова и числа. Благодаря интериоризации, психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения. Человек может выходить за рамки данного чувственного образа. Естественно, в эту схему должны быть включены и взрослые (те, кто уже владеет правилами счета), и правила, и принципы оперирования знаками, созданные историей человечества.

В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Внешняя сторона движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир, определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью.

Экстериоризация  переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.

Внешнюю предметную деятельность можно рассматривать как экстериоризацию внутренней, психической деятельности, потому что человек в деятельности всегда реализует ее идеально представленный план. Внешняя деятельность контролируется внутренним планом действия. Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде образов и мыслей.

3. Основные виды деятельности

Такими видами деятельности являются игра, учение и труд.

Психология различает три вида деятельности: игру, учение, труд.

Виды деятельности.

В процессе своего индивидуального развития (онтогенез) каждый человек неизбежно включается в следующие виды социальной активности — общение, игра, учение и труд. Это и есть виды деятельности.

Так общение — вид деятельности, в котором люди обмениваются информацией, проявляют отношения к друг к другу, а также налаживают взаимодействие.

Игра вид непродуктивной деятельности человека в условных ситуациях, целью которых может выступать усвоение социального опыта. Игры имитируют реальные ситуации, включают их участников в игровые отношения. Так, например, деловые игры являются одной из форм обучения в вузе.

Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых. Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является ведущим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки.

Еще один вид деятельности — это учение. Учение специфический вид человеческой деятельности, целью которого является творческое систематическое усвоение человеком знаний, умений и навыков, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Труд — вид организованной деятельности человека, целью которой является создание предметов материальной и духовной культуры, усовершенствование орудий труда преобразование условий деятельности.

 Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Каждый вид деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития ребенка. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются соответствующие потребности, познавательные возможности и особенности поведения. В связи с этим в психологии существует понятие о ведущем виде деятельности (ВВД). И хотя в каждом возрасте сосуществуют все три основных вида деятельности, в разные периоды потребность в них различна и наполнена конкретным содержанием. Ведущим называется тот вид деятельности, который на данном возрастном этапе обусловливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка (психические новообразования) , в его психических процессах и психических свойствах личности, а не тот, которым чаще занимается ребенок.

Периоды ВВД

1. Период новорожденности 0-1 год – ВВД – общение со взрослыми.

2. Раннее детство 1-3 года – ВВД – предметно-манипулятивные игры.

3. Дошкольный возраст 3-6 лет – ВВД – сюжетно-ролевые игры.

4. Младший школьный возраст 7 -10 лет – ВВД – учение. Кризис семиленего возраста – первый период "гадкого утенка"

5. Подростковый возраст 11-15 лет – ВВД – интимно-личностное общение со взрослыми. – Подростковый кризис. Второй период "гадкого утенка".

6. Юношеский возраст – 16-18 лет – ВВД – профессиональное самоопределение.

4.  Компонеты деятельности: навыки, умения, привычки.

Навык — способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным. Навык — это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений.

Навык может быть сформирован разными путями:

- через простой показ;

- через объяснение;

- через сочетание показа и объяснения.

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция).

Переносом навыков называется положительное влияние уже приобретенных навыков на усвоение новых. Сущность переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка. Необходимым условием переноса навыков является наличие сходной структуры действий, приемов и способов их выполнения или умений как у усвоенной, так и во вновь усваиваемой деятельности.

Интерференция навыков — ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством.

Интерференцией навыков называется отрицательное влияние уже выработанного навыка на вновь образуемый. Интерференция возникает в тех случаях, когда:

а) новый навык включает в себя движения, противоположные по своей структуре усвоенным ранее и ставшие привычными;

б) закрепившийся навык содержит ошибочные приемы, затрудняющие усвоение правильной техники упражнения;

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация.

Деавтолштизацией навыков называется ослабление или даже полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координированность их расстраивается, они начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля над движениями.

Деавтоматизация наступает:

а) в результате длительного перерыва в выполнении того или другого действия или упражнения; при этом чем менее прочно был усвоен навык, тем быстрее он деавтоматизируется;

б) при наличии сильного утомления, перетренировки; в этих случаях наступает большее или меньшее общее нарушение уже установившихся временных связей в коре головного мозга, в том числе и в двигательных центрах;

в) при нарочитой направленности внимания на выполнение действий, ставших прочными навыками; такая направленность внимания приводит к временному нарушению и ослаблению выработанных автоматизмов: движения начинают выполняться медленнее и с ошибками.

Навыки бывают разных видов, и это понятие распространяется не только на двигательные, но и на всякие действия или акты, в том числе и на мыслительные операции. Таким образом, помимо моторных, или двигательных, навыков существуют интеллектуальные навыки (навыки счета, чтения, показаний приборов, заучивания и пр.).

Умение — способность осознанно выполнить определенное действие. Составляет основу мастерства. Умения — это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания. По своей сути умения это экстериоризация, т.е. воплощение знаний и навыков в реальные действия. Попадая в новые условия или взаимодействуя с новыми объектами, человек использует имеющиеся у него знания и навыки. В данном случае этот перенос навыков и рассматривается как умения. Более строго умение определяется как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Умения относятся к навыкам так же, как программа действия к его реализации. Умения шире навыков, они предполагают разные варианты действий.

Привычка — действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью. Другой разновидностью автоматизированных действий являются привычки. Основное отличие заключается в том, что навык это умение совершать автоматизирован но, т.е. без специального контроля сознания, те или иные операции, а привычка это тенденция или потребность совершать те или иные автоматизированные акты. Так, например, ребенок овладел таким навыком, как мытье рук. Однако этого мало важно, чтобы у него выработалась привычка всегда мыть руки перед едой, после прогулки, перед сном. Привычки побуждают человека поступать определенным образом; как и навыки, они могут быть полезны и вредны. Поэтому важно, чтобы у ребенка сразу же закреплялись полезные привычки, оказывающие положительное влияние на личность. Чтобы выработать желательную привычку, необходимо неуклонно, никогда не отступая от принятого решения, действовать в определенном направлении. Когда привычка выработана, мы поступаем так потому, что иначе не можем, потому что мы так привыкли.

ЛЕКЦИЯ №4. ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ. КОЛЛЕКТИВ,  ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ

1. Формирование групп. Классификация групп. Социально-психологическая структура группы.

2. Малые группы.  Классификация малых групп.

3.Коллектив, его признаки. Концепция развития коллектива А.В. Петровского.

4. Эффективность работы коллектива. Пять стадий развития коллектива.

1. Социальная группа — это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. Эта общность обладает рядом существенных признаков:

внутренней организацией, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций;

групповыми ценностями, на основе которых развивается социальное чувство общности, выражаемое словом «мы», а также формируется общественное мнение группы;

собственным принципом обособления, отличающим ее от других, «чужих» групп;

групповым давлением, т. е. воздействием на поведение членов группы;

общими целями и задачами деятельности,

стремлением к устойчивости благодаря механизмам отношений, возникающим между людьми в ходе решения групповых задач; закреплением традиций, символики (знаки, одежда, флаги и т.д.)

Классификация группы:

1. По размеру: а) большие группы – государства, нации классы, партии.

                        б) малые – немногочисленные от 3 до 10-15 человек. (классическое определение)

2. По статусу:  а) формальные группы– официально созданные;

                        б) неформальные группы – стихийно возникшие.

3. По непосредственности взаимосвязей: а) реальные группы – например группа 4 курса студентов  ОЗО отделения журналистики

                                                                     б) условные – в основу создания которых положено некоторое условие, например, возраст - подростки города, учеба в ВУЗе - студенчество Дагестана.

4. По значимости  для человека: а) референтные группы – значимые для человека, на кого он хочет походить;

                                                       б) нереферентные группы или Группы членства – случайные для человека, чьи ценности для него незначимы.

Группы членства— это группы, членами которых являются индивиды. Но члены таких групп могут не разделять этих групповых норм. Для этого в социальной психологии выделяют понятие референтной группы. Это те группы, с которыми человек отождествляет себя в наибольшей степени. Групповые нормы и ценности референтных групп являются для индивида эталонами поведения — эталонная группа. Референтные группы могут быть как реальными, так и воображаемыми. Они как могут совпадать с группами членства, так и не совпадать, могут быть как позитивными, так и негативными

5. По уровню развития: а) группы низкого уровня развития – диффузные группы, не связанные совместной деятельности, например, группа больных в больничной палате или экскурсия; ассоциации (нет четкой организации и незначительно связанные совместной деятельностью) – просоциальные – например, студенческий клуб; асоциальные – группировка хулиганствующих подростков; корпорация (четкая структура и организация, но цели деятельности не на благо обществу) -  

Диффузные  Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства).

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.               

б) группы высокого уровня развития – коллектив - это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может быть хотя и сплоченная, но антисоциальная группа, например, группа преступников).

Социальная и социально-психологическая структура группы

Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трех «китах»: статусно-ролевые отношения, профессионально-квалификационные характеристики и половозрастной состав.

Статус – это совокупность задаваемых человеку психологических характеристик определяемых его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены группы. Статус реализуется через систему ролей, которые человек должен выполнить в соответствии со своим положением в группе. По отношению к каждому члену у группы есть система ожиданий в отношении его поведения.

Второй «кит» в социальной структуре группы — профессионально-квалификационные характеристике. В них включаются образование, профессия и уровень квалификации членов группы. Эта важная составляющая говорит об интеллектуальном, профессиональном потенциале группы.

Третий «кит» — половозрастной состав группы. Для руководителя понимание особенностей этой составляющей очень важно с психологической точки зрения, ибо каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать руководителю. Кроме того, при формировании группы должны рассматриваться перспективы ее развития по возрастному составу и периоду профессиональной деятельности.

Особенности женской и мужской психологии также накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты. Мужские группы более жестоки, рациональны, но и ригидны, т.е. инертны, прагматичны, имеют тенденцию к деловым и престижным конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин и группе является благоприятным факторам для развития группы и хорошего психологического климата.

 

2. Малые группы

Общение, взаимодействие людей друг с другом происходит в разнообразных группах. Особый интерес представляют малые группы, в которых с первых дней своей жизни человек получает информацию о внешнем мире, испытывает на себе их влияние и через них в дальнейшем организует свою деятельность. 

Малая группа это немногочисленная группа людей -(3-15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

Когда в группе сложилась определенная система межличностных отношений, формируются психологические малые группы (по терминологии теории человеческих отношений — неформальные группы). В качестве признаков малой группы называются:

— Пространственное и временное соприсутствие.

— Наличие постоянной цели деятельности.

—  Наличие организующего начала в группе, выраженного в ком-либо организаторе, руководителе, лидере.

 Разделение персональных ролей, зависящих от активности каждого из членов группы в совместной деятельности.

—  Складываются на основе чувства симпатии, единства интересов и увлечений, общих черт характера и поведения.

— В них возникают свои ритуалы, традиции, правила, обязанности и санкции.

— Выработка групповых норм, правил и стандартов поведения, являющиеся важнейшим признаком группой целостности.

Классификация малых групп.

Малые группы делятся на первичные и вторичные. Первичные группы — это контактные группы, в которых взаимодействие людей основывается на эмоциональной близости (круг близких друзей, коллег). Вторичные группы характеризуются безличным взаимодействием ее членов, которое обусловлено официально-организованными отношениями (производственная группа).

Малые группы разделяются на формальные и неформальные. Формальные группы характеризуются внешней регламентацией отношений, имеют официально заданную извне, структуру. Неформальные группы характеризуются личным стремлением их членов контакта для удовлетворения своих значимых потребностей (в любви, дружбе, уважении, признании).

Можно провести классификацию групп с точки зрения специфики распространения информации и организации взаимодействия между членами группы. Так, выделяют: пирамидальная группа, которая является: а) системой закрытого типа;

б) построена иерархически, т. е. чем выше место, тем выше права и влияние;

в) информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (приказы);

г) каждый человек знает свое жесткое место;

д) в группе ценятся традиции;

е) руководитель этой группы должен заботиться о подчиненных, взамен они беспрекословно подчиняются;

ж) такие группы встречаются в армии, в налаженном производстве, а также в экстремальных ситуациях;

случайная группа, в которой каждый принимает решения самостоятельно, люди относительно независимы, двигаются в разные стороны, но что-то их объединяет. Такие группы встречаются в творческих коллективах, а также в ситуации рыночной неопределенности типичны для новых коммерческих структур;

открытая группа, в которой каждый имеет право на инициативу, но все вместе открыто обсуждают вопросы. Главное для них — общее дело. Свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональная открытость, усиливается неформальное общение людей;

группа синхронного типа, когда все люди находятся в разных местах, но все двигаются в одном направлении, так как все знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель, и хотя каждый двигается сам, но все синхронно в одном направлении, даже без обсуждения и согласования.

Если встречается какое-то препятствие, каждая группа усиливает свою отличительную особенность:

пирамидальная— усиливает порядок, дисциплину, контроль;

случайная — ее успех зависит от способностей,  потенциала каждого из членов группы;

открытая — ее успех зависит от умения достигать согласия, вести переговоры; ее руководитель должен обладать высокими  коммуникативными качествами, уметь слушать, понять, согласовать;

синхронная — ее успех зависит от таланта, авторитета — «Пророка», который убедил, повел за собой людей, и люди беспредельно верят и подчиняются ему.

Принято считать, что самая оптимальная по численности группа должна насчитывать 7±2 (т. е. 5, 7, 9 человек). Известно также, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу.

С другой стороны, некоторые психологи, практикующие в области менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек.  Дело в том, что группы большой численности плохо управляются, а коллективы из 7—8 человек наиболее конфликтны, так как обычно распадаются на две враждующие  неформальные подгруппы; при большем же количестве людей  конфликты, как правило, сглаживаются.

Психологию малой группы составляет совокупность групповых взаимоотношений, устремлений, настроений, традиций и мнений.

Взаимоотношения — это позиционно-психологические связи между членами группы, возникающие в результате их взаимодействия и сопровождаемые разнообразными эмоциональными переживаниями. По источнику возникновения и проявлению различают: позиционные и поведенческие взаимоотношения. Позиционные взаимоотношения (статусно-ролевые), задаются различием или общностью социального положения, которые определяют статус каждого члена группы. Поведенческие взаимоотношения возникают в опыте совместной деятельности и общения. К примеру, это могут быть и взаимные требования и нормы совместной жизни, постоянные межличностные оценки, сопереживания и сочувствия, а также конфликты.

Групповые устремления — это цели, потребности, интересы и ценности, лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы.

Групповые настроения — эмоциональный фон и настрой членов группы, совокупность переживаний в конкретный период времени, влияющих на характер проявления психологии  отдельных членов и группы в целом.

Групповые традиции — это сформировавшиеся в процессе совместной жизнедеятельности стереотипы поведения и действий, правила повседневного общения, соблюдение которых стало потребностью каждого из членов группы.

Групповые мнения — это совокупность оценочных суждений, отражающих преобладающее отношение членов малой группы к определенным событиям или явлениям, имеющим 'место внутри группы и вне ее пределов.

Конформизм; — это изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы. Само слово «конформизм» имеет смысл «приспособленчества». Конформизм констатируется тогда, когда фиксируется конфликт между мнением индивида и мнением группы, и этот конфликт преодолевается в пользу группы. Различают: внешний конформизм (уступчивость) — мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле присутствует личное несогласие; внутренний конформиз (одобрение) — индивид действительно принял мнение большинства. Конформизм выступает в качестве механизма сплоченности группы, передачи социального наследия и групповых норм.

3. Коллектив: понятие, его основные характеристики. Концепция  развития коллектива.

Социальная психология рассматривает коллектив как особое качество группы, связанное с общей деятельностью. Это особое качество представляет собой продукт развития групп, существующих внутри определенной системы социальной деятельности. С этой точки зрения не каждая группа может быть рассмотрена как коллектив, а лишь такая, которая сформировала определенные психологические характеристики, возникающие как результат развития ее основной деятельности и представляющие особое значение для ее членов.

Коллективом можно считать высокоразвитую группу, в которой межличностные отношения опосредуются общественно полезным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Основными признаками коллектива являются:

объединение людей для достижения определенной социально одобряемой цели;

добровольный характер этого объединения, как сознательное и активное формирование межличностных отношений в процессе совместной деятельности;                                    

целостность коллектива, а также то, что он является некой системой деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой управления;

особый характер взаимоотношений, которые способствуют не только целостному развитию коллектива, но и обеспечивают развитие личности каждого его члена.

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив – это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.

Концепция развития коллектива А.В. Петровского

В настоящее время существует несколько «моделей» развития коллектива, каждая из которых фиксирует особые стадии в этом движении.

Наиболее развернутая концепция развития коллектива принадлежит А.В.Петровскому. Она представляет группу, состоящую из трех страт (слоев). Каждый из них характеризуется определенным принципом, по которому строятся отношения между членами группы.

В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы и, следовательно, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

Коллективистские межличностные связи и взаимоотношения проявляются в таком феномене как коллективистская идентификация. Он предполагает такую мотивацию отношений к товарищу как к члену коллектива, когда субъект, основываясь на высоких нравственных принципах и убеждениях, "реально относится к другим, как к самому себе, а к себе, как ко всем другим в своем коллективе. Таким образом противопоставление «Я» и «Они» заменяется гармонией «Мы». Другим феноменом коллективистских отношений является ценностно-ориентационное единство, который указывает на соответствие и совпадение мнений, оценок и установок и позиций членов коллектива относительно объектов, представляющих наибольшую значимость для осуществления общей цели деятельности. Интеграция коллектива проявляется в феномене адекватности возложения ответственности за результаты совместной деятельности. В случае неуспеха, каждый член коллектива пытается разобраться в своих промахах и не уклоняется от ответственности, если действительно виновен. Если же коллективом успешно реализованы цели, то все его члены признают, что достигнутое — результат общих усилий, не стремятся приписать успех только себе и не снижают вклада своих товарищей.

Сплочение коллектива, эффективность его работы, групповые роли.

5 стадий сплочения коллектива

Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии его зрелости. Таких стадий психологи выделяют пять.

Первая называется притиркой. На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Взаимодействие происходит в привычных формах при отсутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.

Вторая стадия развития коллектива — «конфликтная» -характеризуется тем, что в его рамках открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия выходят наружу сильные и слабые стороны отдельны; людей, приобретают значение личные взаимоотношения начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.

На третьей стадии — стадии экспериментирования — потенциал коллектива возрастает, но он часто работает рывками. Поэтому возникает желание и интерес работать лучше, другими методами и средствами.

На четвертой стадии в коллективе появляется опыт успешного решения проблем, к которым подходят, с одной стороны, реалистически, а с другой — творчески. В зависимости от ситуации функции лидера в таком коллективе переходят от одного его члена к другому, каждый из которых гордится свой принадлежностью к нему.

На последней — пятой — стадии внутри коллектива формируются прочные связи. Людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Далеко не все коллективы выходят на высшие (4, 5) уровни.

Опора на коллектив позволяет в большинстве случаев отказаться от тотального контроля и развивать более эффективный самоконтроль, расширять границы полномочий в процессе выполнения людьми своих обязанностей, отказаться от силового решения вопросов сверху, когда в этом нет большой нужды.

Эффективность работы коллектива

Итак, каковы же основные факторы, влияющие на эффективность работы группы? Это следующие четыре типа факторов:

1) организационные — статус, размер и состав группы;

2) среда, в которой функционирует группа, состояние коммуникаций и конкретное место, где группа работает;

3) важность и характер задач, стоящих перед людьми;

4) свобода организации собственной работы, позволяющая людям на деле трудиться более слаженно и заинтересованно.

Какими же основными путями обеспечивается эффективная работа коллектива?

1. Прежде всего как у формального, так и у неформального коллектива должен быть сильный лидер, заинтересованный в его успехах. Каждая группа, как правило, имеет собственный способ работы и свои конкретные традиции, которые управляют ее каждодневным поведением. Влияние на сообщество людей означает, что установившиеся в них образцы поведения должны измениться, а этого легче всего добиться, вступая во взаимодействие с теми, кто обладает властью внутри таких групп.

2. Успех коллективу обеспечивает нормальный морально-психологический климат в нем. О его наличии свидетельствует взаимная поддержка людей, открытое обсуждение разногласий, нежелание переходить на новое место. Лучше, чтобы коллектив был разнообразным, состоял из непохожих людей, что сулит большую эффективность работы.

Итак, общие закономерности становления жизнеспособного и эффективно функционирующего коллектива таковы:

— коллектив является продуктом развития группы в целом и всех ее членов в отдельности в контексте общей социально значимой деятельности;

— условием формирования коллектива является наличие в группе нормальных межличностных связей и гармонии между формальными и неформальными отношениями;

— последнее должно выражаться в успешном взаимодействии в процессе управления руководителя и неформального лидера группы.

Необходимо правильное использование социально-психологических методов руководства коллективом. Прямые способы руководства предполагают непосредственный контакт, они не продолжительны, не требуют специальных условий. Это убеждение, принуждение, внушение, указание на образец поведения. Косвенные методы не требуют прямого контакта руководителя с  исполнителем, значительно более продолжительны во времени, требуют создания специальных, условий для воздействия. Это метод ориентирующей ситуации, метод символьной регуляции, метод изменения элементов исполнительской роли, метод формирующего стимулирования. Создание благоприятного социально-психологического климата коллектива — важнейшая цель руководителя.

Психологический климат — преобладающий психический настрой, совокупность отношений членов группы к условиям и характеру совместной деятельности (эмоциональное и формально-деловое отношение); к коллегам, членам коллектива (горизонтальные официально-деловые отношения и межличностные отношения симпатии — антипатии, уважения — непризнания); к руководителю коллектива (отношения по вертикали: официально-деловые и межличностные играют ведущую роль в степени удовлетворенности работником, в психическом самочувствии человека). Конфликтные отношения с руководителем часто завершаются уходом работника из коллектива. Взаимоотношения подчиненных с руководителем, психологический климат коллектива, результаты его работы зависят от стиля управления, реализуемого руководителем.

Групповые роли

Руководителю коллектива необходимо хорошо знать групповые  роли, способствующие эффективной работе колектива. Это: 1) координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми; 2) генератор идей, стремящийся докопаться до истины. Воплотить же свои идеи на практике он чаще всего не в состоянии; 3) энтузиаст, берущийся сам за новое дело и воодушевляющий других; 4) контролер-аналитик, способный трезво оценить выдвинутую идею. Он исполнителен, но чаще сторонится  людей;  5) искатель выгоды, интересующийся внешней стороной дела.  Исполнителен и может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно он самый популярный член коллектива: 6) исполнитель, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах; 7) работяга, не стремящийся занять ни чье место; 8) шлифовщик — он необходим,  чтобы не перешли последней черты.

Таким образом, для того чтобы коллектив успешно справлялся с работой, он должен не только состоять из хороших специалистов. Члены этого коллектива как  личности должны в своей совокупности соответствовать  необходимому набору ролей. И при распределении официальных  должностей нужно исходить из пригодности индивидов  к выполнению той или иной роли, а не из личных симпатий  или антипатий менеджера.

Лидер и руководитель

Лидер — это такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для решения конкретных задач. Он демонстрирует более высокий уровень активности и влияния на других людей. Остальные члены группы принимают лидерство, предполагая, что он будет вести за собой, а они будут ведомыми. Лидерство один из процессов организации и управления малой группы, результат действия объективных (конкретная ситуация, интересы, потребности группы) и субъективных (индивидуальные особенности лидера) факторов. В социальной психологии существуют три подхода к объяснению происхождения лидерства: теория черт; ситуационный подход; системная теория лидерства.

Лидер выдвигается «снизу», а руководитель назначается официально, извне, и ему требуются официальные полномочия для управления людьми.

Руководителю требуется еще и власть — возможность влиять «сверху» на поведение других людей, требуются официальные полномочия Власть может принимать различные формы. Американские ученые Френч, Рейвен выделяют:

1) власть, основанную на принуждении;

2) власть, основанную на вознаграждении;

3) экспертная власть (основана на специальных знаниях, которые не имеют другие),

4) эталонная власть или власть примера (подчиненные стараются походить на своего привлекательного и уважаемого руководителя);

5) законная или традиционная власть (один человек подчиняется другому человеку на основе того, что они стоят на различных иерархических ступеньках в организации).

Руководитель выполняет основные управленческие функции — планирование, организация, мотивация, контроль.

Стили руководства

Авторитарный (или директивный, или диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений, с угрозой наказания («максиму контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств: высокая вероятность ошибочных решений; подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).

Демократический (или коллегиальный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей. Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

Либерально-анархический (или попустительский, или нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек»), вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди неудовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный; нет никакого сотрудничества; нет стимула добросовестно трудиться; разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты; идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива (П.Херси)

Эффективным стилем управления (по мнению большинства зарубежных специалистов по менеджменту) является партисипативный (соучаствующий) стиль, для которого свойственны следующие черты: регулярные совещания руководителя с подчиненными; открытость в отношениях между руководителем и подчиненными; вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений; делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий и прав; участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений; создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений («группы контроля качества»); предоставление работнику возможности автономно (от других членов организации) разрабатывать проблемы, новые идеи. Партисипативный стиль применим, если:

а) руководитель уверен в себе, имеет высокий образовательный и творческий уровень, умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных;

б) если подчиненные имеют высокий уровень знаний, умений, потребность в творчестве, независимости, личностном росте, интерес к работе;

в) если задача, стоящая перед людьми, предполагает множественность решений, требует теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, достаточно напряженных усилий и творческого подхода.

Таким образом, этот стиль целесообразен в наукоемких производствах, в фирмах новаторского типа, в научных организациях.

Таким образом, стили руководства выступают как крайности: авторитарен — демократичен; автократен — партиципативен; центрирован на работе — центрирован на людях, замкнут, директивен — общителен, открыт.

Эффективный руководитель должен: 1) знать себя, 2) понимать ситуацию, 3) выбрать стиль управления, адекватный ситуации и уровню подчиненных, 4) учитывать потребности группы, 5) учитывать нужды ситуации, 6) учитывать нужды индивидуумов.

PAGE  10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84638. Анализ пассивов банка 43.69 KB
  Уставный фонд банка является основной составляющей собственных средств кредитной организации. Ему принадлежит наибольший удельный вес в собственном капитале. Поэтому важным направлением анализа собственного капитала банка является изучение уставного фонда.
84639. Основи місцевого самоврядування 84.5 KB
  Основи місцевого самоврядування Конституційно правові основи місцевого самоврядування в Україні. Матеріальна основа місцевого самоврядування. Фінансова основа місцевого самоврядування. Місцеві бюджети та позабюджетні кошти місцевого самоврядування.
84640. Сучасна система місцевого самоврядування в Україні та її елементи 145 KB
  Сучасна система місцевого самоврядування в Україні та її елементи Поняття і система місцевого самоврядування. Територіальна громада основний елемент системи місцевого самоврядування. Поняття та види органів місцевого самоврядування. Представницькі органи місцевого самоврядування сільські селищні міські ради.
84641. Основное и дополнительное сырье хлебопекарного производства, хранение тарное и бестарное. Виды и сорта муки. Значение химического состава муки в технологическом процессе 31.15 KB
  На всех этапах производственного процесса осуществляется сложный комплекс коллоидных, биохимических, микробиологических процессов, в результате которых мука превращается в хлеб - высококачественный продукт, обладающий вкусовыми свойствами и структурой, обеспечивающей его хорошую усвояемость.
84642. Хлебопекарные дрожжи, их микробиологическая и химическая характеристика. Виды хлебопекарных дрожжей, хранение и подготовка к производству. Сущность активации дрожжей 20.47 KB
  Дрожжи хлебопекарные являются основным видом сырья для производства хлеба и хлебобулочных изделий. Технологическая и функциональная роль дрожжей заключается в биологическом разрыхлении теста диоксидом углерода выделяющимся в процессе спиртового брожения придании тесту определённых реологических...
84643. Жидкие дрожжи и их технологическое значение, микрофлора. Разводочный и производственный циклы приготовления, основные схемы приготовления, их сравнительная оценка. Показатели качества жидких дрожжей 22.62 KB
  Показатели качества жидких дрожжей Понятие о жидких дрожжах и их технологическом значении Жидкие дрожжи используются в отечественном хлебопечении в качестве биологического разрыхлителя при производстве хлеба из пшеничной муки смеси пшеничной и ржаной полностью приготовленного на жидких дрожжах...
84644. Хлебопекарные свойства пшеничной муки и факторы, их характеризующие. Газообразующая способность пшеничной муки и факторы, ее обусловливающие 24.64 KB
  Хлебопекарные свойства пшеничной муки и факторы их характеризующие. Газообразующая способность пшеничной муки и факторы ее обусловливающие. Сила пшеничной муки и факторы ее определяющие. Технологическое значение силы муки.
84645. Хлебопекарные свойства ржаной муки и показатели, их характеризующие. Особенности углеводно-амилазного и белково-протеиназного комплексов ржаной муки. Автолитическая активность ржаной муки и методы ее определения 23.39 KB
  Хлебопекарные свойства ржаной муки и показатели их характеризующие. Особенности углеводно-амилазного и белково-протеиназного комплексов ржаной муки. Автолитическая активность ржаной муки и методы ее определения. Химический состав ржаной муки В хлебопекарном производстве используется ржаная сортовая мука...
84646. Дополнительное сырье хлебопекарного производства. Соотношение и роль в тесте отдельных видов сырья 39.13 KB
  Для технологических и хозяйственных нужд хлебозаводы используют обычно воду из городского питьевого водопровода. Для бесперебойного снабжения водой и создания постоянного напора во внутренней водопроводной сети устанавливают специальные баки с холодной и горячей водой.