47839

Система бухгалтерского учета

Конспект

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

В соответствии с Федеральным законом О бухгалтерском учете N 129ФЗ от 21 ноября 1996 года бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе обязательствах организации и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. В соответствии с действующим Законом О бухгалтерском учете бухгалтерский учет ведут все организации находящиеся на территории РФ а также филиалы и представительства иностранных организаций....

Русский

2013-12-03

101 KB

0 чел.

1 Общая характеристика бухгалтерского учета

1.1 Понятие, содержание и виды учета

Система хозяйственного учета в России включает следующие виды учета: оперативный, статистический, бухгалтерский, налоговый.

Оперативный учет осуществляется непосредственно на местах производства работ и выполнения хозяйственных функций. Его отличают большая оперативность получения данных (по телефону, факсу, в устной беседе) при относительной низкой их информативности. Данные оперативного учета используются для текущего руководства и принятия управленческих решений, носящих, как правило, локальный характер.

Статистический учет применяется при изучении массовых социально-экономических явлений и процессов в области экономики, науки, культуры, здравоохранения и т.д. Он отличается значительно более продолжительными сроками представления информации (как правило, в пределах календарного года). Данные статистического учета используются для анализа и принятия управленческих решений на уровне государственного управления.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» N 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

С 1 января 2013 года вступает в силу новый Федеральный закон «О бухгалтерском учете» N 402-ФЗ от 6 декабря 2011 года, в соответствии с которым бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах учета, в соответствии с требованиями данного закона, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с действующим Законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет ведут все организации, находящиеся на территории РФ, а также филиалы и представительства иностранных организаций. Освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

С 1 января 2013г. действие нового Закона «О бухгалтерском учете» распространяется на:

1) коммерческие и некоммерческие организации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов;

3) Центральный банк Российской Федерации;

4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой;

5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Бухгалтерский учет в соответствии с новым законом могут не вести:

1) индивидуальные предприниматели, лица, занимающееся частной практикой, - в случае, если в они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства или иные структурные подразделения иностранных организаций, - в случае, если они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, представляет интерес для широкого круга ее пользователей. Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на две группы: внутренние и внешние. Внутренними пользователями бухгалтерской информации являются учредители (собственники) организации, аппарат управления и работники организации. Внешние пользователи бухгалтерской информации могут иметь прямой финансовый интерес, к ним относятся инвесторы, банки, поставщики, покупатели, будущие акционеры. К внешним пользователям, имеющим непрямой (косвенный) финансовый интерес, относятся налоговые органы, казначейство, аудиторы, органы государственной статистики, профсоюзы и т.п.

Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Налоговый учет основывается главным образом на данных бухгалтерского учета.

В последнее время в рамках единой системы бухгалтерского учета принято выделять две подсистемы – финансовый и управленческий учет.

Под финансовым учетом понимают систему сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе организации и ее обязательствах. Информация, формируемая в финансовом учете, предоставляется как внутренним, так и внешним пользователям и позволяет им получить представление о финансовом положении организации и ее потенциальных возможностях.

Управленческий учет – это система сбора и обобщения информации о составе и динамике затрат организации на выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг. Информация, формируемая в управленческом учете, используется руководством предприятия с целью принятия оперативных управленческих решений, нормирования, планирования, контроля и анализа деятельности предприятия.

1.2 Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

В соответствии с ФЗ № 402, вступающим в силу с 1 января 2013 г., объектами бухгалтерского учета являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Хозяйственные средства организации (имущество) классифицируются по двум признакам:

-по составу и размещению;

- по источникам образования и целевому назначению.

По составу и размещению хозяйственные средства подразделяются на внеоборотные активы и оборотные активы.

Внеоборотные активы включают в себя:

Основные средства – это средства труда, которые используются при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг или для управленческих нужд длительное время (более 1 года), изнашиваясь постепенно и сохраняя при этом свою вещественную форму. Их стоимость переносится на стоимость продукции (работ, услуг) частями – через амортизационные отчисления.

Нематериальные активы – объекты, которые не имеют материально-вещественной формы, используются при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг или для управленческих нужд длительное время (более 1 года) и приносят организации доход. Как и основные средства, они переносят свою стоимость на стоимость продукции по мере амортизации.

Оборудование к установке - это оборудование, предназначенное для установки в строящихся объектах и вводимое в действие только после сборки его частей.

Вложения во внеоборотные активы - затраты организации на объекты, которые впоследствии будут приняты к учету как внеоборотные активы (затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования и прочие капитальные затраты).

Доходные вложения в материальные ценности – это вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.

Долгосрочные финансовые вложения - это инвестиции в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, займы, предоставляемые организациям на срок более 1 года.

Отложенные налоговые активы – сумма отложенного налога, которая в будущем будет уменьшать сумму налога на прибыль «к уплате». ОНА возникают при появлении вычитаемых временных разниц. В соответствии с п.8 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или в других отчетных периодах.

Оборотные активы включают в себя:

Запасы – сырье, материалы и другие аналогичные ценности, затраты в незавершенном производстве, расходы будущих периодов, готовая продукция и товары на складе, готовая продукция и товары отгруженные.

Денежные средства - денежная наличность в кассе, на расчетных, валютных и других счетах в банке, переводы в пути.

Дебиторская задолженность – средства в расчетах с покупателями и заказчиками, подотчетными лицами и прочими дебиторами.

Краткосрочные финансовые вложения - это инвестиции в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, займы, предоставляемые организациям на срок менее 1 года.

По источникам образования хозяйственные средства подразделяются на собственные и заемные.

К собственным средствам относят:

Уставный капитал – это собственный капитал организации, образованный за счет вкладов учредителей (стоимость основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов и денежных средств, полученных при создании организации от ее учредителей).

Собственные акции (доли) – акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей продажи или аннулирования; доли, приобретенные обществом или товариществом для передачи другим участникам или третьим лицам.

Резервный капитал – создается за счет отчислений от нераспределенной прибыли и предназначен для погашения непредвиденных потерь, убытков, выкупа облигаций и собственных акций.

Добавочный капитал – образуется за счет прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки, разницы между продажной и номинальной стоимостью акций.

Нераспределенная прибыль – прибыль прошлых лет, оставленная собственникам для развития организации.

Заемные средства включают в себя:

Долгосрочные обязательства – это кредиты банков (кредитных организаций) и ссуды иных заимодавцев, полученные предприятием на срок более 1 года и подлежащие погашению в течение срока, превышающего 12 месяцев.

Краткосрочные обязательства в свою очередь подразделяются на:

- краткосрочные кредиты и займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев.

- кредиторская задолженность – задолженность предприятия перед контрагентами, которая образуется в результате временного разрыва между моментом возникновения обязательства и моментом его погашения (задолженность перед поставщиками и подрядчиками, перед персоналом организации, перед бюджетом по налогам и сборам, перед внебюджетными фондами, авансы полученные).

- оценочные обязательства - обязательства, взятые на себя компанией, по которым нельзя точно определить срок исполнения и (или) величину (суммы на предстоящую оплату отпусков, на проведение гарантийного ремонта реализованных товаров (продукции), суммы на предстоящую оплату выходных пособий увольняемым работникам в связи с сокращением штата или иной реструктуризацией). Данные обязательства отражаются в учете в виде резерва.

- доходы будущих периодов – доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (бюджетные средства, направленные коммерческой организацией на финансирование расходов, разница между общей суммой лизинговых платежей согласно договору лизинга и стоимостью лизингового имущества).

Под методом бухгалтерского учета понимается совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского учета. Различают следующие приемы и способы ведения бухгалтерского учета:

Документация – способ первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности. Каждая хозяйственная операция в момент ее совершения должна быть оформлена документом. Документы являются основанием для последующих записей в бухгалтерском учете.

Инвентаризация – способ установления соответствия учетных данных об имуществе его фактическому состоянию. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества предприятия.

Оценка – это способ стоимостного измерения имущества организации и ее обязательств. Оценка имущества и обязательств организации производится с целью их отражения в бухгалтерском учете и отчетности в денежном выражении.

Калькуляция – это способ группировки затрат и исчисления себестоимости единицы каждого вида продукции, работ, услуг.

Счета бухгалтерского учета - это способ экономической группировки объектов бухгалтерского учета с целью текущего наблюдения и контроля над ними.

Двойная запись – способ отражения хозяйственных операций в системе счетов, при котором хозяйственная операция одной суммой записывается по дебету одного счета и по кредиту другого. Двойная запись отражает взаимосвязь объектов бухгалтерского учета, возникающую под влиянием хозяйственных операций.

Бухгалтерский баланс – способ группировки имущества, его источников и обобщенного их отражения в денежной оценке на определенный момент времени.

Отчетность – единая система показателей, характеризующих финансовое состояние организации и финансовые результаты ее деятельности за определенный период времени.

1.3 Бухгалтерский баланс, его строение и содержание

Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, целевому назначению в денежной оценке на определенный момент времени.

Баланс – это отчетный документ, который состоит из двух взаимосвязанных частей – актива и пассива. Актив баланса отражает состав и размещение имущества, пассив – отражает источники формирования имущества, его целевое назначение. Поскольку обе части баланса представляют собой денежную оценку одних и тех же объектов, но с двух точек зрения, итоговые суммы по активу и пассиву баланса должны быть равны между собой. Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса.

На каждый вид имущества и его источников в балансе отводится одна строка, называемая статьей баланса. Балансовые статьи объединяются в группы, группы – в разделы, исходя из их экономического содержания.

В зависимости от назначения, содержания и порядка составления различают балансы:

- вступительный баланс составляется в начале деятельности организации и отражает уставный капитал организации и внесенное учредителями имущество;

- текущие балансы составляются в течение времени функционирования организации. Они в свою очередь подразделяются на месячные, квартальные и годовые;

- ликвидационный баланс составляется при ликвидации организации для характеристики ее имущественного состояния на дату прекращения ее деятельности как юридического лица.

- разделительные балансы составляют при разделении организации;

- соединительные балансы составляют при объединении нескольких организаций в одну;

- консолидированные балансы составляются материнской организаций путем обобщения информации об ее имуществе и обязательствах и об имуществе и обязательствах ее дочерних организаций.

Все хозяйственные операции, совершаемые в организации, оказывают влияние на состояние имущества и его источников и, как следствие, вызывают изменения в бухгалтерском балансе. Все хозяйственные операции в зависимости от характера их влияния на бухгалтерский баланс, можно свести к четырем основным типам.

Хозяйственные операции первого типа вызывают изменения только в активе баланса: одна его статья увеличивается, другая уменьшается на сумму хозяйственной операции. Валюта баланса не изменяется, равенство итогов сохраняется. (Например, получение денег с расчетного счета в кассу, выдача денег из кассы под отчет, поступление денежных средств на расчетный счет от дебиторов, отпуск материалов со склада в производство, поступление готовой продукции из производства на склад).

Хозяйственные операции второго типа вызывают изменения только в пассиве баланса: одна его статья увеличивается, другая уменьшается на сумму хозяйственной операции. Валюта баланса не изменяется, равенство итогов сохраняется. (Например, удержан подоходный налог из заработной платы, часть прибыли направлена в резервный капитал).

Хозяйственные операции третьего типа вызывают изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону увеличения его статей. Валюта баланса по активу и пассиву так же увеличивается на сумму хозяйственной операции, равенство итогов сохраняется. (Например, начислена амортизация по основным средствам, начислена заработная плата за изготовление продукции, на расчетный счет зачислен кредит банка)

Хозяйственные операции четвертого типа вызывают изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону уменьшения его статей. Валюта баланса по активу и пассиву также уменьшается на сумму хозяйственной операции, равенство итогов сохраняется. (Например, погасили с расчетного счета задолженность перед поставщиком, перечислили с расчетного счета в бюджет налоги, выплатили из кассы заработную плату рабочим).

1.4 Счета и двойная запись

Счет бухгалтерского учета – это способ экономической группировки, текущего отражения и контроля за состоянием и движением хозяйственных средств организации и их источников под влиянием хозяйственных операций. Счета открываются на каждый вид хозяйственных средств и их источников.

По отношению к сторонам баланса все счета делятся на активные и пассивные.

Активные – счета, на которых учитываются различные виды имущества, их наличие, состав и движение. Пассивные – это счета, на которых учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав и движение, а также обязательства.

Схематично счет представляет собой таблицу в две колонки: левая - «дебет», правая - «кредит». Запись на счетах начинают с указания начального остатка (сальдо) имущества организации или его источников. В активных счетах начальный остаток отражается по дебету счета, а в пассивных – по кредиту счета.

Схема строения активного счета

Дебет

Счет ________________________________________

(наименование счета)

Кредит

– остаток хозяйственных средств на начало отчетного периода

Хозяйственные операции, вызывающие увеличение хозяйственных средств в отчетном периоде

Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение хозяйственных средств в отчетном периоде

- оборот по дебету (сумма хозяйственных операций за отчетный период)

- оборот по кредиту (сумма хозяйственных операций за отчетный период)

– остаток хозяйственных средств на конец отчетного периода ()

Схема строения пассивного счета

Дебет

Счет ________________________________________

(наименование счета)

Кредит

– остаток источников хозяйственных средств на начало отчетного периода

Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение источников хозяйственных средств в отчетном периоде

Хозяйственные операции, вызывающие увеличение источников хозяйственных средств в отчетном периоде

- оборот по дебету (сумма хозяйственных операций за отчетный период)

- оборот по кредиту (сумма хозяйственных операций за отчетный период)

– остаток источников хозяйственных средств на конец отчетного периода ()

Кроме активных и пассивных счетов существуют также счета, объединяющие в себе признаки активных и пассивных счетов – активно-пассивные счета, на которых одновременно отражаются имущество организации и его источники. Сальдо на этих счетах может быть и дебетовым, и кредитовым, а также дебетовым и кредитовым одновременно.

Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды -способом двойной записи. Под двойной записью понимают способ взаимосвязанного отражения хозяйственных операций в системе счетов, при котором хозяйственная операция в одинаковой сумме отражается по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Взаимосвязь, возникающая между счетами в результате двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает эта взаимосвязь, называются корреспондирующими.

Бухгалтерской проводкой (бухгалтерской записью) называется обозначение корреспондирующих счетов, т. е. наименование этих счетов и сумма записи по данной операции.

Бухгалтерские проводки по количеству счетов в них подразделяются на простые и сложные. Простыми называют бухгалтерские проводки, в которых один счет по дебету корреспондирует с одним счетом по кредиту. Сложными называют бухгалтерские проводки, в которых один счет по дебету корреспондирует с несколькими счетами по кредиту, или наоборот.

Для того чтобы составить бухгалтерскую проводку, необходимо:

- определить, какие объекты учета (имущество и его источники) затрагивает данная операция (об этом свидетельствует наименование формы документа и содержание хозяйственной операции);

- установить счета, на которых отражаются эти объекты учета;

- установить связь этих счетов с балансом, т.е. определить, где они отражаются: в активе или в пассиве;

- определить, какие изменения в балансе вызывает хозяйственная операция;

- исходя из схем записей на счетах, установить, какой из двух счетов по данной операции дебетуется, а какой кредитуется.

Активные, пассивные и активно-пассивные счета являются балансовыми счетами. Они отражаются непосредственно в балансе и предназначены для учета собственных средств организации и их источников. Материальные ценности, которые не принадлежат организации на правах собственности, но находятся у нее во временном пользовании, на ответственном хранении, принятые в переработку или на комиссию, а также обеспечения обязательств и платежей, полученные и выданные, и основные средства, сданные в аренду (если по условиям договора они числятся на балансе арендатора), учитываются на забалансовых счетах. Например, 001 «Арендованные основные средства», 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию» и др.

Забалансовые счета не корреспондируют с другими счетами. Учет на них ведется методом простой записи: поступление показывают по дебету, выбытие – по кредиту.

По способу группировки обобщения информации счета делятся на синтетические и аналитические.

Синтетические счета предназначены для обобщающей укрупненной группировки имущества организации и источников его образования. Учет, который ведется на этих счетах, называется синтетическим. На синтетических счетах учет ведется только в денежном выражении.

Аналитические счета – это счета, открываемые в развитие синтетических счетов для более подробной группировки и детализации информации. Учет, который ведется на этих счетах, называется аналитическим. Аналитический учет ведется и в денежном выражении, и в натуральных показателях.

Между синтетическими и аналитическими счетами существует прямая связь. Остатки и обороты синтетического счета должны быть равны сумме остатков и оборотов всех аналитических счетов, открытых в дополнение этого счета.

По некоторым синтетическим счетам однородные аналитические счета могут объединяться в группы. Группы счетов аналитического учета называют субсчетами. Например, Планом счетов бухгалтерского учета к синтетическому счету 10 «Материалы» предусмотрены субсчета: 10-1 «Сырье и материалы», 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали», 10-3 «Топливо», 10-4 «Тара и тарные материалы», 10-5 «Запасные части», 10-6 «Прочие материалы», 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону», 10-8 «Строительные материалы», 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и др.

Субсчета – это промежуточное звено между синтетическими и аналитическими счетами. Каждый субсчет объединяет несколько аналитических счетов, а сами субсчета объединяются одним синтетическим счетам. Учет на этих счетах ведется в денежном выражении.

1.5 Оборотная ведомость

Оборотные ведомости применяются в бухгалтерском учете для удобства контроля над счетами и составления баланса.

Оборотная ведомость – это способ обобщения учетной информации, отражаемой на счетах бухгалтерского учета.

Оборотная ведомость по синтетическим счетам составляется в конце месяца на основании данных счетов об остатках на начало и конец месяца и оборотах по дебету и кредиту за месяц.

В оборотную ведомость записывают все используемые на предприятии счета. При этом на каждый счет отводится одна строка.

В этой ведомости имеются три пары колонок, в которых по каждому счету показываются начальное сальдо, обороты по дебету и кредиту счета и конечное сальдо.

При правильной организации бухгалтерского учета должно обеспечиваться попарное равенство итогов в колонках, т.е. итог начальных сальдо по дебету должен быть равен итогу начальных сальдо по кредиту, итог дебетовых оборотов – итогу кредитовых оборотов, итог конечных сальдо по дебету должен быть равен итогу конечных сальдо по кредиту.

Кроме того, равные между собой итоги дебетовых и кредитовых оборотов по счетам в оборотной ведомости должны быть равны итогу в журнале регистрации хозяйственных операций. Это равенство объясняется тем, что сумма каждой хозяйственной операции находит отражение как в журнале регистрации хозяйственных операций, так и на счетах бухгалтерского учета по дебету и кредиту.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67492. Технология управления конфликтами 1 MB
  Технология управления конфликтами Рассматриваемые в лекции вопросы Методы диагностики конфликта и их характеристика Методы профилактики конфликта. Социально-психологические и организационные методы предупреждения конфликтов Технология управления процессом протекания конфликта...
67493. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны 396 KB
  Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны. Рассматриваемые в лекции вопросы Третья сторона в конфликте: понятие статус предпосылки участия и виды вмешательства Формы участия и степень властных полномочий третьей стороны в урегулировании конфликта.
67494. Переговоры как способ урегулирования конфликтов 658.5 KB
  Во многих исследованиях, посвященных анализу переговорного процесса, термин «переговоры» используется для обозначения широкого круга ситуаций, в которых люди пытаются обсудить те или иные проблемы, согласовать какие-либо действия...
67495. Стили ведения переговоров 314 KB
  Стили ведения переговоров Рассматриваемые в лекции вопросы: Жесткий стиль переговоров и его характеристика. Противодействие тактике жесткого стиля Мягкий стиль ведения переговоров: сущность условия и методики применения Торговый стиль ведения переговоров: особенности и область применения.
67496. Межличностный конфликт 223.5 KB
  Типы конфликтных личностей и способы их нейтрализации Ключевые понятия лекции Деструктивные функции межличностного конфликта Ассертивность Конструктивные функции межличностного конфликта Конфликтные личности Манипуляция Межличностный конфликт Модели поведения личности в конфликте...
67497. Технология управления межгрупповыми конфликтами 580.5 KB
  Политические конфликты в посткоммунистической России: основные линии развертывания конфликтов и механизмы их урегулирования. В той мере в какой его пытаются подавить возрастает его потенциальная злокачественность и тогда взрыв предельно насильственных конфликтов является лишь вопросом времени.
67498. Нормативно-правовое регулирование организационных конфликтов 417 KB
  Специфика конфликта в организации Организационный конфликт рассматривается как специфическая форма взаимодействия между организационными единицами в основе которого лежит некое противоречие. Поскольку конфликт рассматривается как особый тип взаимодействия то мы ограничиваем сферу его возможного...
67499. Социальное партнерство как фактор регулирования социально-трудовых отношений 107 KB
  Социальное партнерство как фактор регулирования социально-трудовых отношений. Рассматриваемые в лекции вопросы Социальное партнерство как фактор регулирования социально-трудовых отношений Ключевые понятия лекции Генеральное соглашение Тарифное соглашение Специальное соглашение Двухсторонняя комиссия...
67500. Рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров 347 KB
  Примирительные процедуры при трудовых спорах. Этапы рассмотрения коллективного трудового спора. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров Понятие индивидуального трудового спора Индивидуальный трудовой спор неурегулированные разногласия между работодателем...