47850

Элементарная логика

Конспект

Логика и философия

Логические операции можно объединить с помощью одного понятия – умозаключения или рассуждения. Форма понятия: Т. Форма понятия: круг символизирует любую совокупность предмета а каждая точка внутри символизирует отдельно взятые предметы. 1 суждение – 2 понятия.

Русский

2013-12-03

244.5 KB

10 чел.

Элементарная логика.

План:

  1.  Введение в логику.
  2.  Понятие.
  3.  Суждение.
  4.  Законы логики, основные законы.
  5.  Умозаключение.
  6.  Доказательства и опровержения (теория аргументации).
  7.  Гипотеза.
  8.  Математическая логика.
  9.  Неклассическая логика.

Введение.

  1.  Что такое логика?
  2.  Форма и содержание мысли.
  3.  Из истории логики.

Логика – это умение получать одни знания из других, новые знания из ранее полученных; это наука, которая изучает данное умение.

Умение получать знания из знаний является продолжением и дальнейшим развитием более простого способа получения знаний о мире.

Более простой способ опирается на органы чувств: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Познание с помощью органов чувств подчиняется простому принципу: «знаю потому, что вижу». Познание с помощью органов чувств имеет свои пределы. Предмет может быть недоступен для контакта тем или иным органом чувств. Для познания этих предметов можно использовать воображение, фантазию. Такой путь познания может быть продуктивным, но он не является рациональным.

Рациональный путь познания недоступных предметов требует использования знания о доступных предметах, путем логических выводов получать знания о недоступных предметах, через знания о доступных предметах. Рациональный путь познания более надежен, позволяет получать истинные, проверенные значения.

Классификация недоступных для познания с помощью органов чувств предметов.

  1.  Предметы, скрытые во времени. Будущее и прошлое недоступны. Предмет скрыт в настоящем, если он сложный или находится далеко.
  2.  Предмет скрыт в пространстве. Он может быть относительно или далеко абстрактным.
  3.   Предмет является сложным: в естественном или искусственном способе своего существования. К предметам, которые являются сложными в естественном способе существования, относят весь химический мир, биологический мир и социальный. Все это сложные предметы, потому что они не отражаются адекватно и точно органами чувств или приборами. Но все они имеют внешнюю физическую оболочку, в которой отчасти себя выражают, раскрывают, проявляют и обнаруживают. Чем сложнее естественный предмет, тем в большей степени он скрыт в физической оболочке. Особенностью физического мира является то, что он отражается адекватно, точно органами чувств или приборами.  Некоторой компенсацией скрытости предмета в своей физической оболочке является своеобразие этой оболочки. Чем сложнее предмет, тем более своеобразна эта оболочка. Своеобразие, неповторимость физической оболочки всегда достаточны, чтобы отличать один сложный предмет от другого, но никогда не достаточны, чтобы проникать в сущность этого предмета. Остается одно: логический путь познания от внешней оболочки к невидимой сущности сложного предмета. Он не единственный и должен удачно дополняться нерациональными способами познания.
  4.   Предмет может быть не реальным, но созданным с помощью объективных свойств реальных предметов. Такого рода нереальные предметы носят названия «научные идеализации». Каждая идеализация представлена в виде модели: физического предмета, математической формулы, теоретического описания. Пример: точка в геометрии – предмет нереальный, т.к. не имеет площади и т.д. Эти нереальные предметы логически или математически признаются с помощью их моделей. Знания о нереальных предметах нужны для более точного, глубокого познания, для оценки состояний реальных предметов.

Как познавать недоступные скрытные предметы? За основу необходимо брать знания о доступных предметах, которые связаны с недоступными. Из этих знаний можно логически получать знания о недоступных предметах, используя умозаключения. Любое умозаключение – это получение из содержания одних знаний содержания других. Но механизм умозаключения не содержательный, а формальный, это означает, что любой человек, который делает умозаключения, осознанно или неосознанно преобразует формы тех мыслей, в которых выражаются какие-то исходные знания. В результате этих преобразований получается новая мысль или новые мысли, в которых выражаются новые знания. В этом отношении логика аналогична математике. Потому что все математические операции это тоже формальные преобразования. Форма мысли не зависима от содержания.

Логические операции можно объединить с помощью одного понятия – умозаключения или рассуждения. Три рода любого умозаключения являются формальными, потому что логический механизм умозаключения это всегда преобразование формы одних мыслей для получения новых мыслей. Этим логика похожа на математику, в которой все операции имеют формальный характер.

Умозаключение в логике можно разделить на 3 группы:

  1.  Индуктивные умозаключения.

Логика как способ познания мира начинается с индукции и аналогии. Индукция позволяет легко преодолевать временные и пространственные барьеры.

Индукция – переход от частного к общему; это перенос одинаковых знаний о некоторых элементах множества, затем об одном элементе на все множество. Пример: Т.к. на юр. фак-те ПГУ, МГУ изучают логику => вероятно во всех университетах на юр. фак-те изучают логику. Россия имеет свой флаг, герб, гимн. Это можно сказать о любом гос-ве с которым мы познакомимся, значит, вероятно, все государства имеют эти атрибуты. Эту индукцию можно преобразовать в так называемую полную индукцию, для этого нужно познакомиться с каждым в отдельности. Если эти признаки во всех случаях подтвердятся, то индуктивное заключение будет очевидно истинным.  Индуктивные умозаключения могут быть связаны с эмоционально-оценочной стороной на психике человека, эта связь может закрывать глаза на природу индукции, и заставлять делать неправильные умозаключения. Индуктивное умозаключение не требует постоянной повторяемости одного и того же принципа у разных  элементов множества, а также учета вероятностного характера новых знаний. Классического примера неправильной индукции сложно найти. Пример: если одни священник – лжец, я их не знаю, я их не видел, но можно считать, что они все лжецы. В этом примере не хватает повторяемости признака у других элементов множества, а так же не хватает указания на вероятностный характер полученного заключения.

  1.  Умозаключения по аналогии.

Это уподобление, как правило, двух предметов ил двух групп предметов, которые позволяют знания о более изученных предметах переносить на менее изученный скрытый предмет. К умозаключению по аналогии – это такое уподобление предметов, которое позволяет знания  о более изученном переносить на менее изученное. Менее изученный предмет, как правило, недоступен, скрыт. Индукцию и аналогию объединяет то, что они позволяют получать новые вероятностные знания или проблематичные, гипотетичные. Эти знания требуют дополнительной проверки, на них не всегда можно положиться, но вероятностны знания это намного лучше, чем отсутствие знаний. Если к ним правильно относиться. Необходимо всегда помнить, что вероятностные знания либо истина, либо ложь. И поскольку это еще неизвестно к ним необходимо прибавлять какие-то модальные слова, которые указывают на эту вероятность. Примеры по аналогии: 1. научные эксперименты показывают, что трансгенные продукты деформируют генную программу низших животных. Организм человека и низших животный имеет много общих признаков. Значит, вполне возможно, что незаметно повреждается и генная программа человека. 2. Студент на первом курсе учился плохо, на втором курсе он остался таким же не старательным, значит, он будет учиться плохо и дальше. Аналогия может быть строгой, в этом случае из общих признаков предметов с необходимостью вытекает приносимый с одного на другой признак.

       3.  Дедуктивные  умозаключения.

Переход от общего к частному – дедукция – перенос знаний обо всем на элементарные множества  и подмножества. Дедукция в логике рассматривается как более ценный вид умозаключения, чем индукция и аналогия, потому что дедукция способна давать новые знания, для этого необходимо соблюдать 2 важных условия:

- посылки (исх. знания) должны быть истинными.

- должны соблюдаться условия дедукции, есть много видов дедуктивных умозаключений, их правила отличаются друг от друга.

Примеры:

1). Все, что есть в мире, наука объясняет естественными причинами.  Телепатия – одно из явлений окружающего мира, значит и телепатию наука объясняет естественными причинами.

2). Многие явления окружающего мира религия объясняет сверхъестественными причинами, телепатия – одно из явлений окружающего мира, значит, вероятно, телепатию религия объясняет сверхъестественными причинами.

3). Все юристы знают, каковы признаки преступления. Этот человек не знает, что такое преступление, значит он не юрист.

            Соблюдаются 2 условия, значит, получены истинные знания.

Не соблюдаются правила дедукции, значит, знания являются вероятностными.

Условие 2 соблюдается, но по поводу условия 1 могут быть споры. Если строго подходить к этому понятию, то первая посылка является истиной. И поэтому здесь получены новые истинные знания.

4). Клетка как единица живого появилась эволюционно или путем творения. С точки зрения теории вероятности первое исключено. Значит, клетка появилась путем творения. Это дедукция, т.к. вначале дается 2 варианта, а новое знание принадлежит одному из них.

            Возникает вопрос об истинности обоих посылок. Учитывается 2 варианта: в 1й посылке, во 2й посылке могут быть неточности теории вероятности, поэтому заключение истинно при условии, что мы согласимся с истинностью обеих посылок.

  Структура умозаключений.

  1.  Исходящие знания (посылки), иногда они могут называться аргументами.
  2.  Новые знания, получившие название заключения.
  3.  Переход от посылок к заключению.

Чтобы отличать посылки от знаний необходимо учитывать смысл связующих слов (примерно, следовательно, потому), после слов: потому что, ибо … расположены посылки.

Пример 1. Он преподаватель, следовательно, он педагог.

Пример 2. Он педагог, т.к. он преподаватель.

Приведенные выше примеры  являются одним и тем же умозаключением.

Мысль – это способ существования знаний в сознании, психике человека.

Каждая мысль имеет 2 стороны: содержание и форму.

Содержание мысли – это образ отражаемого в мысли предмета. Этот образ имеет абстрактный характер. Абстрактный – отвлеченный. Мысль в этом отношении является противоположностью чувственного образа, ощущения, восприятия. Мысль отвлекается от несуществующих признаков предмета. А чувственные образы отражают все, что способно ими отражаться. Предмет мысли слеп для глаз.

Форма мысли – это способ организации и существования содержания  мысли; это внешняя оболочка мысли; это количество элементов, частей мысли, и их связи между собой.

          Мысли предельно богаты, разнообразны по содержанию, т.к. мысль – это абстрактный образ предмета, потому что предметы, на которые направлены мысли предельно разнообразны.

В отличие от содержания форма мысли не разнообразна, т.к. любая мысль имеет органы, количество элементов ограничено количеством способом связи этих частей.

  Виды мысли:

По степени сложности3 вида:

  1.  Понятие.

- простой вид мысли, отражает предметы вместе с их признаками.

- это смысл и их значение слова.

- выражается в словосочетаниях.

Форма понятия:

Т.к. понятие – это простейший вид мысли, поскольку понятие обладает минимальным количеством форм, все понятии можно представить с помощью одной и той же формы. Форма понятия: круг символизирует любую совокупность предмета, а каждая точка внутри символизирует отдельно взятые предметы. Любое понятие отражает какие-либо предметы, следовательно, круг символизирует любое понятие, являясь изображением его форм. Любое понятие с точки зрения формы выглядит одинаково.

  1.  Суждение.

- второй по степени сложности вид мысли, выражается повествованием или предложением, являясь их смыслом. Всякое суждение можно рассмотреть как результат соединения нескольких понятий с помощью утверждения или отрицания.

  Форма суждения:

Суждение имеет несколько десятков форм. Эти формы можно изобразить, используя геометрическую или буквенную символику.

  1.  Умозаключение.

Самый сложный вид мысли, он представлен несколькими высокими формами. Эти формы выражаются так же, как и формы суждения.

Формальный анализ примера №1.

1 суждение – 2 понятия.

Форма первой посылки:  - то, что есть в мире

    - то, что наука объясняет ест. причинами

Форма второй посылки:  - телепатия

    - то, что есть в мире

Формальная схема заключение: - то, что есть в мире

    - телепатия

    - то, что наука объясняет ест. Причинами

Формальный анализ примера №2.

1 посылка.

2 посылка.

Необходимо учесть все варианты и показать, если они появятся.

Формальный анализ примера №3.

  1.  - те, кто имеют награды

юристы  юристы, кот. имеют награды

    2.

   3.

Правила, которым подчиняются умозаключения, имеют формальный характер. В этих правилах отражаются свойства не предметов, которые находятся за пределами мысли, а свойства, которые принадлежат формам мысли. Логика, как и математика, является по природе формальной наукой. Сама наука логика часто так и называется формальной наукой. Чтобы до конца понять механизм умозаключения, правила, ошибки, ее причины, необходимо изучить виды мысли, их формы и свойства, которые принадлежат этим формам. Выполнение этой задачи позволяет достичь цели изучения логики. Логическая культура у каждого человека формируется стихийно, в качестве результата – умение говорить, приобретать и передавать знания, а также в результате жизненного опыта и неабстрактной формы мышления.  Предметно-практические, наглядные образы. Это позволяет каждому человеку приобрести интуитивную, психологическую логику. Интуитивность означает, что человек чувствует многие виды логической правильности и неправильность, при этом, до конца это объяснить не может. Психологическая логика означает, что логическое мышление является значительным психологическим навыком и умением.

  Из истории логики.

Есть несколько подходов периодизации истории логики: в одних случаях включается предлогика, в других история логики начинается со времени появления, открытия данной науки философом Аристотелем.

Предлогика включает в себя: мифологич. этап, а также софистический этап.

История самой логики включает этапы:

  1.  Аристотелевская (традиционная) логика.
  2.  Математическая (символическая) логика.
  3.  Неклассическая логика.

Мифология – самая далекая предлогика, т.к. мифологическое мышление является нерасчлененным. Это означает, что для мифологически мыслящего человека мысли, предмет мысли, и слово, выражение мысли ничем друг от друга не отличаются. Мышление обладает особенностью  генетического объяснения любого явления. Чтобы  понять любое явление необходимо узнать кто, как, когда, почему породил. При этом все, что угодно могло быть. Порождение предметов, явлений, с помощью воображения и фантазии является очень далекой аналогией, рождает смысл из мысли.

Софистический период.

В 5 в. до н.э. в некоторых городах Древней Греции, государствах появился режим рабовладельческой демократии. В этих условиях большинство сложных вопросов решались при участии всех свободных граждан. Предполагались разные решения проблем, люди спорили, доказывая и убеждая в своей правоте. Правильным считалось то решение, за которое проголосовало больше всех, т.е. решение, предлагаемое победителем спора. Необходимо было обладать мастерством убеждения, красноречия. Появилась потребность в людях, которые могли обучать всем этим видом мастерства. Ими оказались софисты. София – мудрость. Софист – учитель мудрости. Софисты – это философы Древней Греции, представлявшие одно из многих направлений. Их главой был принцип – человек – мера вещей. Эти философы принимали наиболее активное участие в публичной жизни. Ими разрабатывалась риторика. В основе науки лежали три принципа: Логос, Пафос, Этос.  

Логос – это объективные связи между мыслями.

Пафос – это эмоциональное психическое воздействие.

Этос – уважение, честь, достоинство человека.

Наиболее сильное воздействие на публику появляется при сочетании всех принципов.

При этом мысль, которую отстаивает спорящий, должна быть истинной, правильной, т.е. должно подчиняться принципу логоса.

Объективно неправильные решения тоже могли оказаться победителями. Это было возможно при умелом использовании принципа пафоса вопреки принципа логоса.  Объективно неправильные решения, за которые голосовало большинство, могли приносить большой ущерб, как для личности, так для государства.

Наличие большого ущерба как следствие принятия неправильных решений порождало необходимое сопротивление, противостояние этому злу. Победить софистов можно было, разоблачая их аргументацию,  основанную на принцип пафоса и противоречащую принципу логоса. Особенностью софистического мышления является неотделенность мысли и слова. Эта неотделенность позволяла в правильных красивых связях между словами позволяла скрывать неправильно связанные мысли, необходимо было отделить слово от мысли. Эту работу начали вести критики софистов. Первые критики были их учениками. Первыми были и философы: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Ими был обнаружен мир мысли, который не совпадает с миром слов. Эти миры подчиняются разным законам и правилам.  Иначе говоря, в произведениях этих философов получили дальнейшее развитие принцип логоса, риторика. Так появилась наука логика, которая поначалу называлась аналитика. Аристотель сформулировал основные законы и открыл правила важнейшего вида дедуктивных умозаключений – силлогизм (вычисление исчисления). Аристотель сделал настолько фундаментальное открытие, что его мысли просуществовали в относительно измененном виде до 19 века.

Математическая логика.

Эта логика появилась благодаря открытиям Джорджа Буша. В основе появления этой логики лежало  несколько идей, которые в ней были частично реализованы.

1 идея: научиться также всесторонне обращаться с мыслями,  оперировать им как с числами.

2 идея: сведение математики к логике, как способа обоснования математика. ЭС этой идеей все получилось наоборот: логика сама стала разделом математики.

Математическая логика была революционным началом развития логики, которая послужила главной причиной создания искусственного интеллекта. Математическая логика используется для анализа средств интеллекта в большей степени приборно-бридиционная логика.

Неклассическая логика.

Означает отказ или постановку под сомнение некоторых принципов, законов, правил классической логики: нет одной неклассической логики. Это собирательное название многих неклассических логик, которые могут быть совсем не похожи друг на друга. Развитие неклассической логики начинается в конце 19, начале 20 вв.

  1.  Трехзначная, многозначная, бесконечнозначная логика.
  2.  Модальная логика.
  3.  Интуитивистская логика.
  4.  Конструктивная логика.
  5.  Релевантская.
  6.  Логика квантовой механики.
  7.  Воображаемая логика и многие другие.

Формирование логики в индивидуальном развитии:

  1.  Усвоение родного языка, речи (умение говорить), язык выражает мысль, он является осмысленным. Через язык прямо и косвенно обнаруживаются законы, связям (мыслительная языковая культура способна влиять на классическую культуру прямопропорционально).
  2.  Формирование предметно-практического, а также наглядно-образного мышления. Наглядность – это «умение думать руками». Это умение учитывать объективные свойства предметов окружающего мира, чтобы из них создавать новые предметы или новые предметные ситуации. Наглядно-образное мышление – активность чувственных образовнаний о мире. Чем больше знаний о мире, тем больше шансов, что эти знания будут использоваться, приведены в активность. Чем больше знаний, тем более вероятно, что одни знания будут обнаруживать попутно с другими, противоречя с третьими, в зависимости от четвертых и т.д. Чем больше знаний, тем больше нового можно заметить в окружающем мире. Полное отсутствие знаний не позволяет увидеть ничего в окружающем мире.
  3.  Накопление жизненного опыта. Чем больше опыт, тем сильнее потребность в его осмыслении в форме вопросов.  Эти вопросы требуют серьезного размышления. Но главное в назначении жизненного опыта – это в том, чтобы помочь человеку приобщиться к полноте бытия и в том, чтобы найти смысл собственного бытия.

                                   Тема №2. Понятие.

  1.  Понятие как вид мысли. Понятие и чувственные образы.
  2.  Понятие и слово.
  3.  Содержание и объем понятия. Объем как множество.
  4.  Виды понятий.
  5.  Отношения между объемами понятий: равнообъемность, пересечение, подчинение.
  6.  Операции с понятием (ограничение, обобщение понятий).
  7.  Определение понятия (дефиниция). Виды  определений. Правильность и ошибки операций.
  8.  Операции деления понятий. Виды деления. Правила и ошибки в делении.

                             

                                     №1.   Понятие как вид мысли.

Понятие – вид мысли, в котором отражаются предметы вместе с их существенными признаками.. Понятие, предметы, признаки отражаются неразделимо.

Так как понятие простейший вид мысли, в отличие от суждения предметы и признаки отражаются отдельно друг от друга.

Пример: нераскрытое преступление – понятие. Некоторые преступления являются нераскрытыми – суждение.

Понятие в языке выражается словами и словосочетаниями. А суждение – предложениями. Понятие – простейший вид мысли, но не самый простой вид образа предмета. Понятие – это абстрактный образ, более простыми являются чувственные образы.

Отличие понятий от чувственных образов.

  1.  Понятия лишены зрительной наглядности. Чувственные образы на основе зрения всегда зрительно наглядны.
  2.  Понятия абстрактны. Чувственные образы конкретны.
  3.  Понятия – обобщенные образы. Чувственные образы охватывают единичный предмет. Обобщенность означает, что понятие независимо от воли или желания человека отражает, включая в свой объем все без исключения предметы, которые соответствуют набору признаков, входящих в содержание этого же понятия. Понятия позволяют знать то, что человек никогда не видел.
  4.  Понятия существуют в сознании человека только на основе каких-то материальных знаков, например, слов естественного языка. Если отсутствует этот знак, то нет в голове и понятия.
  5.  Понятия находятся в логических отношениях друг к другу, т.е. они каким-то образом сочетаются. Чувственные образы не всегда сочетаются.

                           №2.    Понятие и слово.

Понятие не существует без слова, хотя они и по многим своим свойствам несовместимы, противоположны.

  1.  Любое понятие по природе – идеальное явление, а слово по природе – материальное. Идеальное не отражается органами чувств или приборами, материальное – отражается.
  2.  В мире много языков, которые отличаются лексикой, грамматикой, но в разных словах разных языков выражается одним и тем же понятием. Это доказывается возможностью точного перевода с одного языка на другой. При переводе слово меняется, понятие – сохраняется.
  3.  В каждом языке большинство слов многозначны, каждое значение отдельного слова – это отдельное понятие.
  4.  Есть такие виды слов как омонимы, синонимы, паралексизмы (ложные друзья переводчика), омографы, омофоны.
  5.  Слова могут быть нейтральными и с дополнительным оценочным значением.
  6.  В языке появляются и исчезают слова, возникают новые слова для обозначения как новых, так и старых значений, в существующих словах появляются новые значения.
  7.  Есть понятия индивидуальной лексики.

Существуют некоторые  явления сближения понятия и слова. Есть попытки создавать один, единый, общий язык для всего человечества.

Создаются терминологии. Термин – слово, которое имеет одно значение (в рамках какой-то научной области).

Создание формализованных искусственных языков. В них каждому знаку приписывается только одно значение.

  №3. Содержание и объем понятия.

Каждое понятие имеет 2 взаимосвязанные стороны. Их название: объем и содержание.

Содержание – один признак или небольшая их совокупность, которой принадлежат отражаемым понятием предметам.

Объем – один предмет или, как правило, любая их совокупность, которая отражается в понятии.

Объем понятий под влиянием математической логики чаще называют множеством, изображая его в виде круга. На языке мат. логики множество состоит из элементов и подмножеств. Элемент – отдельный предмет подмножества.

 - знак принадлежности элемента множеству.

С – знак включения множества в подмножество.

A, B, C, D, E, F – знаки, обозначающие множество и подмножество.

X1, Y, Z, X – элементы множеств и подмножеств.

В принадлежит А.

С принадлежит А.

Х принадлежит В.

Х не принадлежит С.

Например:

А – гос-ва,

В – Европ. гос-ва,

С – Северо-Американские гос-ва,

X – любое Европ. гос-во,

Y – любое не Европ. гос-во

Z – не Европ. и не Америк., азиатская страна.

Набор признаков, который составляет содержание понятия, должен удовлетворять 2м потребностям или 2м условиям.

  1.  Каждый из них должен быть необходим, а все вместе достаточны, чтобы отличать предметы своего понятия от других предметов.
  2.  Эти признаки должны давать существенные знания об отражаемых понятием предметов.

Пример:

Понятие «студент» имеет следующие признаки:

  1.  Быть учащимся
  2.  Обучаться в высшем учебном заведении.

Понятие « преступление»:

  1.  Быть деянием.
  2.  Иметь повышенную степень общественной опасности.
  3.  Состав преступления должен быть прописан в УК РФ.

Понятие «потерпевший»:

  1.  Быть лицом.
  2.  Иметь причинный, имущественный, материальный, моральный ущерб, вред.

Понятие «полиглот, билингвист»:

  1.  Быть человеком.
  2.  Знать много языков.

 

                                    №4.   Виды понятий:

  1.  Единичные и общие.
  2.  Конкретные и абстрактные.
  3.  Положительные и отрицательные.
  4.  Безотносительные и соотносительные.

  1.  Единичные и общие (в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество).

Пример: «Москва», «Единый суд СССР» - единые,

    «столица», «суд» - общие.

   Общие понятия:

Регистрирующие

(множество мыслевых в нем элементов поддается учету, регистрируется)

Н-р, участник ВОВ, Планета Солнечной системы.

Нерегистрирующие

( общее понятие, относящееся к определенному числу предметов) Н-р, человек, указ.

В особую группу выделяются собирательные понятия, в которых мыслятся признаки совокупностей элементов, составляющих единое целое. Н-р, коллектив, полк. Эти понятия так же, как и общие, отражают множество элементов (членов коллектива, солдат, членов полка), но, как и в единичных понятиях, это множество мыслится как единое целое.

Содержание собирательного понятия относится ко всей совокупности элементов, входящих в его объем. Н-р, существуют признаки коллектива (группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами), не применимые к каждому отдельному члену коллектива.

Собирательные понятия могут быть общими и единичными. Н-р, коллектив – общее, коллектив нашего института – единичное.

Общие понятия могут употребляться в разделительном (если высказывание относится к каждому элементу класса) и собирательном (если высказывается относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприменимо к каждому элементу в отдельности).

  1.  Конкретные и абстрактные (в зависимости от того, что они отражают: предмет, класс предметов или его свойство, т.е. отношение к предметам).

Конкретное понятие – понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее. Н-р, книга, свидетель, гос-во.

Абстрактное понятие – понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношения между предметами. Н-р, смелость, белизна, ответственность.

  1.  Положительные и отрицательные (в зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него).

Положительные понятия – понятия, содержание которых свойства, присущие предмету. Н-р, грамотный, порядок, верующий.

Отрицательные понятия – понятия, содержания которых указывают на отсутствие у предмета определенных свойств. Н-р, неграмотный, беспорядок, неверующий.

В русском языке отрицательные понятия выражаются словами с отрицательными приставками «не», «без», в словах иностранного происхождения присутствует приставка «а». Н-р, аморальный.

  1.  Безотносительные и соотносительные (в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие отдельно или в отношении с другими предметами).

Безотносительные понятия – отражают предметы, существующие раздельно и поэтому находящиеся вне отношения к другим предметам. Н-р, студент, гос-во, потерпевший.

В соотносительных понятиях предметы, признаками которых выступают их отношение друг к другу. Н-р, родители и дети, начальник и подчиненный.

Логическая характеристика – определить к какому виду относится то или иное понятие. Она полагает уточнить ее содержание и объем, вырабатывает навыки более точного определения понятий в процессе рассуждения.

  №5. Отношения между понятиями.

Понятия могут быть сравнимыми и несравнимыми.

Сравнимые имеют некоторые общие признаки, позволяющие сравнить эти понятия друг с другом. Н-р, СССР и Народная Республика Болгария – сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие любую страну социализма.

Несравнимые не имеют общих признаков, т.е. сравнивать эти понятия невозможно. Н-р, квадрат и общественное порицание.

В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия. Сравнимые понятия могут быть совместимыми и несовместимыми.

Совместимые понятия – понятия, объемы которых полностью или частично совпадают. В содержании этих слов нет признаков, исключающих совпадение их объемов.

3 вида отношений совместимости:

1. Равнозначность – в отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно). Н-р, последний эксплуататорский строй и общественный строй, основанный на эксплуатации наемного труда. Они отражают один предмет мысли – капитализм.

2. Пересечение (перекрещивание) – в отношении пересечения находятся понятия, объем одного из которых  частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно. Н-р, юрист и депутат Верховного Совета СССР. Но некоторые юристы являются депутатами Верховного Совета СССР.

3. Подчинение (субординация) – в отношении субординации находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляет его часть. Н-р, преступление и должностное преступление.

Несовместимые понятия – понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично. Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объемов.

3 виды несовместимости:

1. Соподчинение (координация) – в отношении находятся 2 или больше перекрещивающихся понятия, подчиненных общему для них понятию. Н-р, юрид. институт, мед. академия, высшее учебное заведение.

2. Противоположность – в отношении противоположности находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое – признаки, несовместимые с ним. Н-р, черное и белое.

3. Противоречие – в отношении противоречия находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает. Н-р, черный и нечерный.

                     №6. Логические операции с понятиями.

  •  Обобщение понятий – значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием (от вида к роду). Н-р, обобщая понятие «Министерство юстиции СССР» переходим к понятию «Министерство юстиции».
  •  Ограничение понятий – значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием, к понятию с меньшим объемом, но с большим содержанием (переход от рода к виду). Н-р, ограничивая понятие «юрист» мы переходим к понятию «следователь», которое можем затем ограничить «следователь прокуратуры».
  •  Определение понятий – логическая операция, раскрывающая содержание понятий (дефиниция).

Определяемое – понятие, содержание которого требуется раскрыть.

Определяющее – понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия.

  

  Виды определений.

Номинальные – (от лат. nomen – имя) определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин, имя, объясняется значение термина, его происхождение. Н-р, новая область науки, изучающая комплекс вопросов, связанных с осуществлением космических полетов, называется космонавтикой.

Реальные – определение, раскрывающие существенные признаки самого понятия. Н-р, правосудие – это деятельность суда, состоящая в разбирательстве  и разрешении вопросов гражданских и уголовных дел.

Явные – определения, содержащие прямое указание на присущие предмету существенные признаки. Они состоят из двух, четко выраженных понятий – определяемого и определяющего. Основным видом определения является определение через род и видовое отличие.

1й этап – подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие. Н-р, логика (определенное понятие) – философская наука (родовое понятие).

2й этап – указание видового отличия, т.е. признака, отличающего определенный предмет, от других предметов, относящихся к тому же роду. Н-р, для логики видовым отличием будет признак, указывающий на предмет этой науки-формы, в которых протекает человеческое мышление и законы, которым оно подчиняется. Этот признак раскрывает содержание логики и отличает её от других философских наук.

Генетическое определение – определение, указывающее на происхождение предмета, на способ его образования. Н-р, шар есть тело, образованное вращением круга вокруг одного из своих диаметров.

Правила определения:

  1.  Определение должно быть соразмерным. Объем определяемого понятия равен объему определяемого, если А>Вс, следовательно, ошибка слишком широкого определения, если А <Вс, следовательно, ошибка слишком узкого определения.
  2.  Определение не должно заключать в себе круга.
  3.  определение должно быть ясным.
  4.  Определение не должно быть отрицательным.

Неявные – определения, через указание на отношение предмета к своей противоположности. Широко используется при определении философских определений. Н-р, свобода есть признанная необходимость. К приемам, заменяющим определение, относятся описание, характеристика, сравнение, различение и остенсивное определение.  

Описание – наиболее точно и полно указать признаки предмета (события, места, где оно произошло). Описание играет важную роль в следственной практике.

Характеристика – состоит в указании отличительных характеризующих признаков единичного предмета (лица, события), к характеристике часть прибегают в судебных речах.

Сравнение – в ней один предмет сравнивается с другим, сходным с ним в каком-либо отношении. Он применяется для образной характеристики предмета.

С помощью различения устанавливаются признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним предметов.

Остенсивное определение – определение, устанавливающее значение термина, путем демонстрации предмета, обозначаемого этим термином. Эти определения применяются для характеристики  предметов, доступных непосредственному восприятию. Также используются для характеристики простейших свойств вещей: цвета, запаха, вкуса.

Деление понятий – это логическая операция, раскрывающая объем понятия.

Делимое понятие – понятие, объем которого требуется разделить.

Члены деления – соподчиненные виды, на которые делятся понятия (они представляют собой результат деления).

Основания деления – признак, по которому производится деление.

Виды деления:

Деление по видимому признаку.

Основанием деления является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия. Н-р, общественно-экономическая формация в зависимости от способа производства делится на соподчиненные виды: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.

Правила деления:

  1.  Деление должно быть соразмерным.
  2.  Деление производится только по одному основанию.
  3.  Члены деления должны исключать друг друга.
  4.  Деление должно быть непрерывным.

Дихтомитрическое деление – деление объема делимого понятия на  два противоречащих понятия.

Классификация – распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. Н-р, зеркала делятся на плоские и сферические.

 

  Тема №3. СУЖДЕНИЕ.

  1.  Виды простых суждений по характеру предмета.
  2.  Виды простых суждений по качеству и количеству.
  3.  Модальность суждения.
  4.  Виды сложных суждений.
  5.  Формулы и таблицы письменности сложных суждений.
  6.  Вопрос, как вид мысли и формы познаний.
  7.  Виды вопросов и ответов.

                              №1. Суждение как вид мысли.

Суждение -  это второй по степени сложности вид мысли после понятия.

Суждение состоит из понятий. Не всякая связь с понятием дает суждение. В некоторых случаях путем соединения понятий можно получать более сложные понятия.

1 понятие: ученые.

2 понятие: доктора наук.

3 понятие: люди.

4 понятие: долгожители.

Для получения суждения понятия необходимо соединять, используя утверждение и его отрицание. Н-р, некоторые ученые являются докторами наук. Некоторые ученые не являются докторами наук. Некоторые люди есть долгожители, некоторые люди не есть долгожители.

Таким образом, суждение – это вид мысли, в котором что-то утверждается или отрицается. О связях, предметах, их признаках, об отношениях между предметами, о самих факторах существования.

Суждение – единственный вид мысли, который подлежит оценке: истина или ложь.

Многие понятия не оцениваются как истинные или ложные. Потому что понятия ничего не утверждают. Понятия всего лишь охватывают или не охватывают какой-либо круг предметов. Понятия могут быть пустыми и не пустыми.

Умозаключения не могут быть истинными или ложными, они могут быть правильными или неправильными. Умозаключения являются правильными, когда соблюдаются его правила. И наоборот – тогда неправильными. Человек несет самую большую познавательную ответственность за использование суждений.

 Структура простого суждения.

Суждения делят на простые и сложные по наличию одного или нескольких утверждений или отрицаний. Если суждение не отрицательное, то суждение простое. Если несколько – сложное. Н-р, логика и математика являются формальными науками – сложное суждение.

Простое суждение включает 3 основных элемента:

  1.  Понятие, которое отражает предмет мысли. Оно носит название субъект, логическое подлежащее. S
  2.  Понятие, которое отражает признак предмета мысли (логическое сказуемое). P
  3.  Не понятийный элемент, который выражает  утверждение или отрицание (логическая связка). –

S есть/не есть P

                    №2. Суждение и предложение.

В естественном языке суждения выражаются повествовательными предложениями. Вопросительные и побудительные не выражают суждение, кроме риторических вопросов и побуждений. В повествовательном  предложении подлежащее или группа подлежащих выражают субъект суждения, сказуемое или его группа – продукт суждения. Логическая связка выражается формами глагола «быть». Простые предложения обычно выражают простые суждения, кроме простых, в которых есть однородные члены предложения. В них выражаются сложные суждения.

 

                 №3. Виды простых суждений.

  •  Атрибутивные – если речь идет о связях предметов и их признаков.
  •  Суждения с отношением – об отношениях между предметами.
  •  Экзистенциальные – если отражает факт существования или не существования предмета.

Наличие этих видов необходимо учитывать, т.к. они отличаются структурой, формой, а это очень важно при анализе умозаключений. Иногда суждения атрибутивные и экзистенциальные объединяют в одну группу, т.к. их форма совпадает. Оно выражается с помощью S и P, и связки. Отличие в том, что у экзистенциальных суждений всегда один и тот же предмет им является признак – существенность. Форма суждения с отношением имеет индивидуальный вид.

Н-р, Проблемы 21 века сложнее проблем начала 20 века.  – 2 подлежащих.

Существуют глобальные проблемы в начале 21 века. – 1 подлежащее.

Некоторые глобальные проблемы требуют незамедлительного решения. – атрибутивные.

Суждения с отношением при необходимости сводятся к атрибутивным.

Любой предмет, который находится в отношениях с другим может стать S-ом атрибутивного суждения. Н-р, проблемы 21 века сложнее проблем 20го века.

   №4. Виды простых суждений по качеству и количеству.

Суждения, имеющие Sю  и Pую структуру, рассматриваются сточки зрения количества и качества. Под качеством и количеством понимается следующее количество простого суждения – это его отрицательный или утвердительный характер. Качество зависит от количества связки. Суждение будет отрицательным в 2х случаях:

  1.  Отрицание находится перед связкой.
  2.  Отрицание находится перед всеми суждениями.

Н-р, этот аргумент не является убедительным; неправда, что этот аргумент убедителен.

Под количеством понимают объем развития суждения.

Суждение будет единичным по количеству, когда его субъект единичен по объему понятия, т.е. отражает только объект. Такие понятия выражаются именами собственными, либо именами нарицательными вместе с единичными указательными местоимениями.

Н-р, этот университет имеет более 20 факультетов – имя указательное.

ПГУ имеет более 10 факультетов – имя собственное.

Частные суждения.

Иногда субъектом является общие понятия, которые используются не полном объеме. На это указывают слова: некоторые, многие, иногда, большинство, ряд, часть.

Н-р, большинство студентов заканчивают учебные заведения, в которых учатся.

Общие суждения.

Их субъектом является общее понятие, взятое в полном объеме. На это указывают слова: все, не один, каждый, любой, всегда, везде.

Н-р, все люди земляне.

Объединенная классификация суждений по качеству и количеству, примеры.

  1.  Единично-утвердительные.
  2.  Единично-отрицательные.
  3.  Частно-утвердительные.
  4.  Частно-отрицательные.
  5.  Общеутвердительные.
  6.  Общеотрицательные.

 Выделяющие и исключающие суждения.

Выделяющие суждения устраняют неопределенность частного суждения, они выражают тот факт, что признак принадлежит только данному предмету.

Выделяющие суждения могут быть единичными, частными, общими.

Исключающим называется суждение, в котором отражается принадлежность признака всем предметам, за исключением некоторой их части. Н-р, «Все студенты группы, кроме Волкова, сдали экзамены.»

 Распределенность терминов в суждениях.

Термин считается распределенным, если он взят в полном объеме. Термин считается нераспределенный, если он взят в части объема.

Распределение терминов в суждениях A, E, I, O.

Суждение А (Все S суть Р). «Все студенты группы (S) сдали экзамены (Р). S распределен: речь идет обо всех студентах группы, Р не распределен: мыслится часть лиц, сдавших экзамен.»

Суждение E (Ни 1 S не есть Р). «Ни один студент группы не является неуспевающим». Оба в полном объеме.

Суждение I (Некоторые S суть Р). «Некоторые студенты группы – отличники».                 S не распредел.: мыслится часть студентов группы, объем S частично включается в объем Р.

Суждение O (Некоторые S не суть Р). «Некоторые студенты группы не отличники». S не распределен, Р распределен.

 Сложные суждения и их виды.

Сложным называют суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логическими связками. Истинность их определяется истинностью составляющих.

Виды:

  1.  Соединительные – суждения, состоящие из нескольких простых, связанных логической связкой «и». Н-р, кража и мошенничество относятся к умышленным преступлениям.
  2.  Разделительные – суждения, состоящие из простых, связанных логической связкой «или». Н-р, договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме. 2 типа разделительных  суждений: строгая связка «или» употребляется в разделительном значении, нестрогая, связка «или» употребляется в соединительно-разделительном значении.

Полная и неполная дизъюнкция:

Полным называют суждение, в котором перечислены все признаки/виды определенного рода. «Леса бывают хвойные, лиственные, смешанные».

Неполным называют суждение, в котором перечислены не все признаки определенного рода.

  1.  Условные – суждение, которое состоит из 2х простых, связанных логической связкой «если …, то…». «Если предохранитель плавится, то лампочка гаснет».
  2.  Эквивалентные – суждения, включающие 2 суждения, связанные двойной условной зависимостью, выражаемой логической связкой «если и только если, то …».

                    Логические отношения.

Сравнимыми среди простых являются суждения, имеющие одинаковые термины – субъект и предикат – и различающиеся по качеству или количеству.

Несравнимыми среди простых суждений являются такие, которые имеют различные субъекты или предикаты. Н-р: тюремное заключение является уголовно-правовой санкцией; ссылка является уголовно-правовой санкцией.

Сравнимые среди сложных – это суждения, которые имеют одинаковые составляющие и различаются типами логических связок, включая отрицание. Н-р: Норвегия или Швеция  являются членами НАТО; Неверно, что Норвегия и Швеция являются членами НАТО.

Несравнимые среди сложных являются суждения, которые частично или полностью различаются составляющими их суждениями.

Среди сравнимых различают: совместимые и несовместимые суждения.

                               Отношение совместимости.

  1.  Эквивалентными являются такие суждения, которые принимают одни и те же значения, т.е. одновременно являются либо истинными, либо ложными. Эквивалентные простые суждения имеют одинаковые субъекты и предикаты, однотипную - утвердительную или отрицательную - связку, одну и ту же количественную характеристику, выраженную квантором. Сложные суждения эквивалентны в том случае, если они принимают одинаковые значения при одних и тех же значениях составляющих.
  2.  Частичная совместимость характерна для суждений, которые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными. Среди простых суждений частично совместимыми являются частные суждения одной и той же материи, различающиеся качеством. Отношения частичной совместимости для сложных суждений проявляется в том, что наряду с истинностью они могут иметь несовпадающие значения, но не могут  быть одновременно ложными.
  3.  Отношение подчинения между суждениями имеет место в том случае, когда пи истинности одного из них – подчиняющего, другое – подчиненное всегда будет истинным. Среди простых суждений в отношении подчинения находятся общие (подчиняющие) и частные (подчиненные) суждения одного и того же качества. Отношение подчинения между сложными суждениями  имеет место тогда, когда при истинности подчиняющего суждения подчиненное всегда является истинным.

                        Отношения несовместимости.

  1.  Противоположными (контрарными) являются суждения, которые не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными. Истинность одного из суждений определяет ложность другого. Противоположность между сложными суждениями выражается в том, что оба они одновременно не могут быть истинными, но могут быть одновременно ложными. При ложности одного из противоположных суждений нельзя установить значения другого: оно может быть как истинным, так и ложным.
  2.  Противоречащими (контрадикторными) являются суждения, которые одновременно не могут быть ни истинными, ни ложными. При истинности одного из них другое будет ложным, а при ложности первого второе будет истинным. Единичные суждения могут находиться лишь в отношении противоречия и не могут находиться в отношении противоположности, ибо каждому отдельному предмету может быть присущ, либо не присущ только определенный признак.

                                          Логика вопроса.

вопрос - это выраженный в форме вопросительного предложения и реализуемый в виде ответа запрос мысли, направленный на развитие – уточнение или дополнение знаний.

В процессе познания вопросы не возникают самопроизвольно, без всяких на то оснований. Любой вопрос всегда опирается на уже известное знание, которое выступает его базисом и выполняет роль предпосылки вопроса (datum questionis). Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос. Ответ представляет собою новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов. Постановка вопроса и поиск информации для конструирования ответа составляют особую, присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную логическую форму развития знаний.

Виды вопросов

Среди различных по структуре и функциям вопросов рассмотрим следующие их разновидности: правильно и неправильно поставленные; уточняющие и дополняющие; простые и сложные.

Неправильно поставленным считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером неправильно поставленного может быть следующий вопрос: «Какой вид энергии используется на НЛО (неопознанных летающих объектах)?»

В том случае, когда неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, то такой вопрос квалифицируют как улавливающий, или «провокационный».

Уточняющие и восполняющие вопросы. По логической структуре и познавательной функции вопросы подразделяются на два основных типа: (1) уточняющие, или ли-вопросы и (2) восполняющие, или что-вопросы.

1. Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения.  «Действительно ли гр-н Н. совершил преступление?»

Грамматический признак уточняющих вопросов - наличие в предложении частицы «ли».

Схема ли-вопроса в символической записи - ? (р), где «?» - оператор вопроса, «р» - суждение, истинность которого выясняется.

Явно выраженная в ли-вопросе предпосылка - это знание о предмете (Колумбе; Швейцарии; гр-не Н.) и знание о возможном признаке этого предмета (открыть Америку; быть членом НАТО; совершить преступление). Неизвестным в ли-вопросе является принадлежность предмету указанного признака.

2. Восполняющим называется вопрос, направленный на выявление новых свойств у исследуемых явлений. «Когда произошло последнее землетрясение в Кишиневе?»

Грамматический признак восполняющих вопросов наличие в предложении вопросительных слов: кто? что? где? когда? как? и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что представляет собою исследуемый объект? Отсюда и название восполняющих вопросов - «что-вопросы».

Схема что-вопросов в символической записи: ?х(р), где «?» - оператор вопроса, «х» - переменная для вопросительного слова, «р» - исходное, нуждающееся в дополнении суждение.

Простые и сложные вопросы.

  1.  Простым называется вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов.
  2.  Сложным называется вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками.

         Тема 4. Основные законы логики.

  1.  Общий смысл законов.
  2.  Закон тождества.
  3.  Закон противоречия.
  4.  Закон исключающего 3его.
  5.  Закон достаточного основания.

Понятие основного закона логики существует только в традиционной логике, в математической логике такого понятии нет, т.к. в ней законы понимаются и рассматриваются с формальной стороны и под законом понимается любое тождество.

Тождество – это такая формула, под главным союзом которой во всех строчках таблицы истинности только истина. Таких формул в логике потенциально бесконечно много, и законов тоже много.  Подход математической логики наиболее адекватен для изучения искусств. интеллекта и менее пригодного для изучения естественного интеллекта.

Подход традиционной логики наиболее удачен для изучения естественного интеллекта. Мышление человека основной закон логики, чтобы быть правильным. Под правильностью понимается конкретность, определимость, непротиворечивость, критичность, последовательность, обоснованность. Эти законы создают своеобразное поле личности мышления, и поэтому их иногда называют принципами правильного мышления.

 Закон тождества.

Впервые был сформулирован Аристотелем.  Всякая мысль должна оставаться неизменной в процессе ее использования. Закон нарушается, когда мысль теряется, искажается в той или иной степени. Иногда этот закон понимают как требование: вообще не изменяться мысли.

Мысль изменяется как угодно – это закон не запрещает, он запрещает отождествлять различные мысли и наоборот различать тождественные.

В современной логике есть более развернутые определения тождества: всякая мысль должна быть построена и выражена словами или иными законами, чтобы быть воспроизводимой.

Основные ситуации нарушения закона тождества.

  1.  Мысль теряется, искажается автором мысли.
  2.  Мысль не воспринимается, искажается собеседником.
  3.  Мысль не воспринимается, искажается, если принадлежит представителям далеких эпох.

Причины нарушения законов тождества:

  1.  Сложность познаваемых предметов, самый сложный предмет признает философия, поэтому философы никогда не смогут прийти к взаимопониманию.
  2.  Субъективность человека, т.е. способность человека все самостоятельно понимать с выгодой для себя, потому, что перед человеком стоит задача выпивать и развиваться, поэтому у людей есть потребности и интересы, связанные с этими задачами.
  3.  Нарушение языковых и логических правил, связанных с однозначностью.  В языке есть много видов неопределенностей. Знание правил позволяет минимизировать все виды неопределенностей. Это позволяет соблюдать закон тождества.
  4.  Богатство любой мысли. Любая мысль отражает какой-либо предмет, прямо и большое количество предметов, поэтому представляют ударения в словах, выражающих мысль можно менять и силу мысли, направляя ее на разные предложения.

                                Закон противоречия.

Этот закон был сформулирован Аристотелем. 2 несовместимые мысли не могут быть истинными, по меньшей мере, одна из них ложная. При несовместимости возникают противоречивые и противоположные мысли.

  1.  Все S есть P. Ни одно S, ни есть P – противоречивы.
  2.  Все люди высокого роста. Ни один человек не имеет высокого роста – оба ложные.
  3.  Все люди соц. существа – истина. Ни один человек не является соц. существом – ложь.

Главное понятие данного закона – противоречие. Закон требует не принимать противоречия, отвергать и отрицать. Противоречия появляются тогда, когда говорит несовместимые мысли кто-либо, вольно или невольно принимаются в начале истинными.

Противоречия имеет признак «неблагополучия» в сфере мышления, но чаще всего это признак тупика, из которого необходимо искать выход. Противоречия в науке мышления свидетельствуют об антинаучности.

Примеры: Все в мире имеет свои причины. Есть беспричинные явления.

Я убежден, что не никаких убеждений.

Все люди потенциально имеют преступные наклонности из-за несовершенства природы, а некоторые люди таких наклонностей потенциально даже не имеют.

Все должны ходить на занятия, но я не буду.

Виды противоречий:

  1.  Элементарные противоречия. Особенность: имеют очевидный характер, явный и открытый, не создает логических проблем для того, чтобы их обнаружить и не принимать и наоборот, или кто-то из людей не чувствует и не желает противоречить, то это признак его психического неблагополучия.
  2.  Неэлементарные противоречия. Неэлементарные противоречия. В отличие от элементарных противоречий, которые не представляют никакой проблемы, неэлементарные противоречия наоборот большая проблема для мышления любого человека, потому что любой человек вынужден допускать эти противоречия. Причиной является их сложность, которая может выражаться в их дистанционном или скрытом характере. Дистанционность означает, что утверждение (одна сторона противоречия) и отрицание (другая сторона противоречия) могут высказываться не в одно и то же время. Между ними может существовать временная дистанция любой величины. Человека может подвести память. Бывает так, что о сказанном забывают через несколько секунд и говорят, то, что несовместимо с ранее сказанным. Временное расстояние может измеряться годами, но бывает так, что и десятки лет не снимают возникающего противоречия. Пример: при советской власти все педагоги, учителя, преподаватели на публике должны были высказываться в пользу официально атеизма,  материализма, сегодня многие из них высказывают противоположное. С точки зрения обычного человека здесь возникает противоречие, т.е. не понятно как люди думают.
  3.  Скрытые противоречия это когда высказывают 2 разные мысли, и они на первый взгляд не противоречат друг другу. Но из одной мысли можно вывести отрицание другой. Для этого необходимы: некоторый набор знаний, логическая культура. Есть разные степени скрытности, от поверхностной до глубинной. Поверхностный уровень скрытности не представляет сложности для выведения из одной мысли отрицания другой. Промежуточный уровень скрытности, он требует некоторых знаний и простейших логических усилий. Пример: 1. В русском языке до начала 18 века не было понятия о тюрьме, второй русский судебник предусматривал тюремные заключения. Глубинный уровень скрытности требует значительных усилий для поиска и нахождения скрытого противоречия. Пример: материя вечно развивается от низшего к высшему, от простого к сложному. Если материя бесконечно развивается от минус до плюс бесконечности, то на пределе минус бесконечности можно получить понятие бесконечно простой материи. Из этого понятия вытекает, что материя лишена каких-либо свойств, а уж тем более сложнейшего свойства быть способной к развитию.

  Обусловленность противоречий.

- любое противоречие не, безусловно, его наличие зависит от выполнения 3х условий:

  1.  Утверждение и отрицание должны относиться к одному и тому же предмету.
  2.  Утверждение и отрицание должны относиться к одному и тому же времени, если признак предмета может измениться или исчезнуть. Пример: этот человек родился в городе Перми, может ли быть мысль противоречива, что он родился не в Перми. Он является гражданином РФ, может ли быть истиной мысль о том, что человек не является гражданином РФ. Противоречие первой мысли всегда будет ложным, а противоречие второй мысли может быть и истинным.
  3.  Утверждение и отрицание должны рассматриваться в одном и том же смысле, в одном и то же отношении. Пример:  учитель и ученик. Эта мысль всегда противоречива, если признаки быть  учителем и учеником рассматриваются об одних и тех же отношениях. Эта мысль не будет противоречием, если кто-то учитель по отношению к другим людям, а по отношению к другим ученик. Но даже по отношению к одним и тем же людям можно быть и учителем, и учеником, но в разном смысле.

Если хотя бы одно из 3х условий не соблюдается, то не будет и  противоречий. Иногда такие противоречия называют мнимые или надуманные. 3е условие дает возможность отрицать противоречие, в котором уличают кого-либо, доказывая, что утверждение и отрицание имеют разные смысл. Для того чтобы не было подозрений и попыток уличить в противоречии можно использовать оборот речи «С одной стороны …, С другой стороны…».

Существует взгляд на противоречие, сформированный диалектической логикой. Он противоположен взгляду формальной логики. Формальная логика требует не допускать и отрицать допущенные противоречия. Диалектическая логика полагает, что противоречия это не тупик познания, а необходимый этап в познании истины, потому что новые знания рождаются в качестве синтеза противоречивых мыслей, поэтому необходимо не отбрасывать, а соединять несовместимые мысли. Схема диалектической логики такова: тезис (утверждение) + антитезис (отрицание) = синтез. Диалектическая логика развивалась в русле гегелевско-марксовских традиций в философии. Эти традиции не признаются большинством логиков, по этому поводу ведутся непрерывные споры, дискуссии.

  

Закон исключающего третьего.

2 противоречащие друг другу мысли не могут быть ни вместе истинными, ни вместе ложными. Одна из них с необходимостью истина, а другая - ложная. Этот закон в какой-то степени является продолжением закона противоречия. Это закон охватывает часть несовместимых мыслей (противоречащих друг, другу мыслей), объединяя их не соединительным союзом, т.е. конъюнкцией, а разделительным союзом, т.е. дизъюнкцией. В результате, вместо противоречия появляется всегда истинная мысль. Пример: все преступления наказуемы, либо некоторые из них не наказуемы; не важно, что истина, но это всегда правильно.

Закон носит название исключенного (третьего), потому что третьего суждения о том же предмете и той же мысли, которая могла бы быть истиной, не существует. Пример: Пгу основан в 1916, либо не в 1916. Поиски 3ей мысли бесполезны, т.к. они исходят из первых двух.

Функции закона:

  1.  Закон позволяет избегать противоречий, путем замены конъюнкции на дизъюнкции.
  2.  Позволяет вырабатывать наиболее объективное отношение к тому, что кем-то мало изучено.

По поводу всех сложных и не очень сложных явлений существуют несовместимые точки зрения. Например: одни говорят, что использовать БАДы запрещено, другие – что полезно. Поэтому объективная точка зрения не специалиста заключается в не противоречивом принятии мысли. БАД стоит употреблять или не стоит.

  1.  Он позволяет ставить такой вопрос, на который есть только 2 ответа, и при этом только один из двух правильный. В соответствии закон  позволяет критично отнестись к тому, что может оказаться ложным. Пример: будущее очень часто не предсказуемо, поэтому любая самоуверенность по поводу будущего может быть не правдой, и потому мысль о будущем требует дополнения в виде полного набора альтернатив. Эти альтернативы можно собрать в одну мысль: любая из альтернатив может оказаться истиной. Противоречащая мысль, включающая разные альтернативы позволяет взвесить возможности каждой их них. Это дает намного больше шансов быть сильнее многих из этих альтернатив.
  2.  Он позволяет сомневаться в том, что на первый взгляд абсолютно очевидно. Из истории науки известно, что многие открытия совершались только потому, что ученые творцы ставили под сомнение самые очевидные факты. Одним из признаков истины является простота.
  3.  Закон позволяет мыслить аналитично, потому что отрицание содержит, как правило, много вариантов и отрицательную мысль можно дихотомически делить, выделяя и взвешивая каждый вариант в отдельности.

Закон достаточного основания.

Закон появился в логике только в начале 18 века. Был разработан и предложен немецким философом Лейбицем. До сих пор есть некоторые сомнения, что это один из основных законов логики, т.к. в этом законе присутствует главная идея логики, заключающаяся в получении знаний из знаний. Один из вариантов формулировки закона: всякая оценка мысли (в качестве истиной, ложной, вероятностной) должна иметь под собой достаточные основания. Основания для той или иной оценки достаточны, когда принятие этих оснований с неизбежностью влечет принятие предлагаемой оценки. Из трех основных оценок обычно опирают на достаточные основания только истину и ложь, потому что именно эти оценки являются окончательными. А вероятность, это промежуточная оценка мысли.

Виды достаточных оснований:

  1.  Предметы, которые отражает оцениваемая мысль. Предметы могут быть достаточным основанием для той или иной оценки мысли, когда мысль можно непосредственно с помощью органов чувств или приборов, можно сопоставить со своим предметов, т.е. когда предмет мысли не является скрытым, не является недоступным.
  2.  Мысли об иных предметах, объективно связанных с предметами оцениваемой мысли. Из мысли об иных предметах логически вытекает оцениваемая мысль вместе с предлагаемой оценкой. Второй вид достаточных оснований заключает в себе главную идею и саму суть логики. В логике есть отдельная тема под названием «Доказательство и опровержение», в которой подробно рассматривается второй вид достаточных оснований.

  Вопрос №5.

Доказательство и опровержение является умозаключением, в котором заключение всегда занимает первое место и носит название тезис в доказательстве или опровержении. Посылки умозаключения в доказательстве или опровержении носит название аргументы или доводы. Именно из них необходимо логически вывести выдвигаемый тезис. Н-р, тезис: дача взятки наказуема. Доказать, используя следующие аргументы: дача вязки – преступление, все преступления наказуемы по закону (дэ юро). Из этих двух аргументов логически следует истинность выдвинутого тезиса. Все умозаключения носят название простого категорического силлогизма.

  Тема №5. Умозаключение.

  1.  Силлогизм и его разновидности. Простой категорический силлогизм. Сокращенный силлогизм. Иные разновидности силлогизма.
  2.  

 

Иногда словом силлогизм называют любое умозаключение, но более часто этим словом называют лишь некоторые виды умозаключений. Это те умозаключения, посылки которых содержат одинаковое понятие. Для получения заключение необходимо удалить из посылок это одинаковое понятие.

В простом категорическом силлогизме есть 2 посылки, которые содержат одинаковые понятия, эти понятия носят название – средний термин. (М).

Кроме среднего термина в простом силлогизме есть меньший термин (S) и больший (Р).

Оба эти термина называются крайними. Для их поиска необходимо обратиться к заключению, потому что в нем эти термины занимают постоянные места: меньший термин всегда является субъектом заключения, а больший термин является предикатом заключения. Посылки силлогизмов называются меньшими и большими в зависимости от того, кокой крайний термин в ней присутствует. Та посылка, в которой присутствует меньший термин, носит название меньшей. Та, в которой присутствует больший термин, называется больший.  

М - Все, что есть в мире, наука объясняет естественными причинами.  

Р – То, что наука объясняет естественными причинами.

                              Способ проверки правильности.

1. Геометрический способ.

2. По общим правилам с.

3. По особым правилам фигур силлогизма. 4 фигуры, каждая имеет 2 аспекта.

4. Методы математической логики  или Пледикато.

Геометрический способ.

Заключается в том, чтобы соединить круговые схемы двух посылок, посмотреть на соотношение двух кругов, изображающих крайние термины. Таким образом, если эти 2 круга комбинаторно смогут находиться только в одном каком-то логическом отношении, то это показатель формальной правильности силлогизма, соблюдение его правил. Если же эти круги смогут находиться в нескольких логических отношениях, то это показатель формальной неправильности силлогизма, содержательно его заключение является вероятностным, потому что правила в таком силлогизме нарушаются. См. примеры 1,2,3  в теме «дедукция».

ДЗ. Обозначить круги символами М,S,Р.

Метод проверки простого силлогизма по особым правилам фигуры, называется его разновидность, зависимая от расположения всех трех терминов. 4 фигуры:

Особые правила 1 фигуры: большая посылка – большее суждение.

Меньшая посылка требует утвердительности.

Особые правила 2 фигуры. Большая посылка должна быть общим суждением. Одна из посылок должна быть отрицательного суждения.

Особые правила 3 фигуры. Меньшая посылка должна иметь утвердительное суждение. Заключение должно быть частным суждением.

Задача. Определить вид фигуры примера 2 и 3 дедукции и проверить правильность с помощью особых правил.

Первые правила были открыты Аристотелем для простых силлогизмов. Он сформулировал 7 общих правил, это объясняется тем, что большинство софизмов были простыми силлогизмами, а логика появлялась, как попытка противостоять софистике, разоблачать софистику. Н-р, тот, кто больше всех голоден, больше всех ест, но, тот, кто меньше всех есть, тот и больше всех голоден. В этом примере нарушается первое общее правило силлогизмов, которое требует, чтобы средний термин не удваивался. В обеих посылках должен быть один и тот же средний термин. При внимательном рассмотрении понятие голодные люди не одинакового по объему с первой и второй посылкой.

    

Сокращенный силлогизм - наиболее часто используемый вид, чаще простого и других в

видов. Сокращенный силлогизм – это такой вид, в котором хотя и не высказывается, но, тем не менее, выражается одна из двух посылок. Реже не высказывается, а лишь подразумевается умозакл. Основная причина сокр. простого силлогизма - это понятность невысказанного из контекста. Иные причины – это экономия языковых средств, что делает язык менее красивым. Посылка силлогизма могла до этого многократно использоваться, упоминаться. В посылке может содержаться ложь, и ее не высказывают, чтобы эту ложь скрыть или, наоборот, выявить или оттенить.

Ах, Моська, знать, она сильна,

Коль лает на слона.

 Не высказана посылка, что те, кто лает на слона, силен.

Все честные люди говорят правду, у ты же честный человек.

Он - преподаватель, значит он - педагог. Подразумевается общая посылка, что все преподаватели-педагоги. Каждая мысль имеет форму и содержание, значит и умозакл имеет форму и содержание. Подразумевается меньшая посылка, что умозакл. - это вид мысли. Для проверки правильности любой сокр. силлогизм нужно восстанавливать до полного, словесно формулируя подразумеваемую посылку. В логике сокращенный силлогизм иногда называют энтимемо.

Другие виды:  Сложный силлогизм – полисиллогизм,

сложносокращенный силлогизм-сориды,

эпихейрема - посылками силлогизма явл сокр. Силлогизм.

Пример: шахматы-это древняя игра, потому что появились в др. индии, т.е. все, что появл. в др. индии-древнее. Пример: шахматы развивает мышление, т.к. требует рассчитывать шахматные комбинации, значит некот, присутствуют больше 2 посылок. Его можно представить как сумму простых силлогизмов. Значит, Ахматы развивают мышление.  

Сложный силлогизм принципиально не отличается от простого. В нем присутствует больше 2х посылок. Его можно представить как сумму простых силлогизмов, где заключение первого силлогизма – это посылка второго и т.д.

Пример: Все, что способствует самопознанию, достойно изучения.

Философия способствует самопознанию. Значит философия достойна изучения – это заключение. Еще одна посылка. Древняя философия – это вид философии. Значит древняя философия достойна изучения. В этом сложном силлогизме 2 простых силлогизма.

 Задача к семинару: Преобразовать сложный силлогизм в сложно - сокращенный.

 Умозаключение, посылки, которых сложные суждения.

  1.  Чисто условные умозаключения.
  2.  Условно категорические умозаключения.
  3.  Разделительно-категорические умозаключения.
  4.  Условно-разделительные умозаключения.

Чисто условное умозаключение состоят только из условных суждений. Они являются посылками, и, за редкими исключениями, заключениями этих умозаключений. Существует много разновидностей этих умозаключений, но почти все разновидности можно свести в одной и той же схеме.

В ней следствие первой посылки является основанием второй, следствие второй это основание третьей и т.д. Заключение всегда соединяет условной связью основание первой посылки и следствие последней.

Есть 4 вида заключений. 2 из них позволяют получить истинные знания при условии, что посылки и истины, а 2 других позволяют получать лишь вероятностные заключения.

А → В.

В → С.

С → D.

В заключении будет А и D, т.е. А → D.

А → D.

D → А.

Иногда эти умозаключения называют чистой посылкой или «посылкой как таковой». Потому что в их основе лежит главная аксиома логики: Признак признака предмета – это признак предмета.

ТО, что противоречит признаку, противоречит предмету.

Главная проблема этих умозаключений – это проблема истинности условных посылок. Условная посылка истинна, когда ее левая часть (основание) содержат достаточные условия (такое условие, что всегда, когда она есть, то есть и обусловленное этим условием). Словесным эквивалентом его наличия является возможность подстановки слова «всегда» и основанию условной посылки. Если же вместо этого слова можно подставить слова «иногда», тогда посылка будет вероятностной.

Наличие хотя бы одной вероятностной посылки делает любое заключение вероятностным. И чем больше вероятностных посылок, тем ниже степень вероятности любого заключения.

Использование вероятностных посылок открывают возможность на словах, доказывать все, что угодно, или опровергать все, что угодно.

 Условно-категорические умозаключения.

- это умозаключения, состоящие только из 2х посылок. Одна из них наиболее условная. Вторая посылка – основание или следствие первой. Заключением является остальная часть условия.

Эти умозаключения являются элементарными фрагментами чисто условных умозаключений. Есть 4 основных схемы и множество их разновидностей.

При условии истинности условной посылки (нет контрабанды). Главная проблема заключения – та же, что и у условных – главная посылка должна быть.

В редких случаях в условных суждениях может присутствовать эквиваленция. Тогда все 4 основных схемы позволяют получить истину.

 Разделительно-категорические умозаключения.

- это умозаключения, которые состоят из 2 посылок, одной из которых является любое разделительное суждение. Второй посылкой умозаключения являются разные альтернативы дизъюнктивного суждения.

Альтернатива – простое суждение.

2 основных схемы и множество разновидностей. Каждая основная схема подчиняется своему правилу. Нарушение этого правила делает схему и полученное заключение вероятностным.

 Основные схемы:

  1.  Утверждающая/отрицающая.

Дизъюнкция должна быть строгой, иначе заключение будет вероятностным.

  1.  В разделительной посылке должны быть привлечены все возможные альтернативы для рассмотрения умозаключения в случае, т.е. набор альтернатив должен быть закрытым. Если же какие-то возможные альтернативы не учитываются, то схема и заключение будут вероятностными.

< > - знак закрытости.

Некоторые разновидности основных схем.

Пример:

В книгах ценят их содержание или форму изложения, красоту оформления. Научные книги ценят за их содержание, значит, остальные в научных книгах не  ценят.

Дизъюнкция слабая, поэтому правило схемы не соблюдается. Заключение будет вероятностным. Заключение не правильное, т.к. нет указания на вероятность.

2.Приведенный вами аргумент то не очень слабый, то не очень сильный. Но легко показать, что он не является очень сильным, значит приведенный вами аргумент очень слабый.

 Условно-разделительные умозаключения.

Состоят из условных и разделительных посылок. Заключением является либо простое, либо сложнее дизъюнктивное суждение. В зависимости от количества альтернатив в разделительной посылке, эти умозаключения делят на:

-дилеммы (2 альтернативы)

- трилеммы (3 посылки)

- полилеммы

               Виды дилемм:

  1.  Простая конструктивная.
  2.  Простая дизъюнктивная.
  3.  сложная конструктивна.
  4.  Сложная дизъюнктивная.

Правило дилемм:

Условные посылки должны быть истинными. Разделительные посылки должны содержать либо утверждение оснований, либо отрицание следствий, но не наоборот. В разделительных посылках конструктивных дилемм должны быть приведены все возможные альтернативы для рассматриваемого случая.

Примеры дилемм:

Если преступник душевнобольной, то он подлежит изоляции от общества, если же он душевноздоровый, то он подлежит наказанию. Данный преступник либо душевнобольной, либо здоровый, значит, он подлежит изоляции или наказанию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1173. Роль и значение полиграфии в системе рыночной экономии 29.5 KB
  Промышленность является фундаментом для общественного производства продукции и основой для развития экономических субъектов рыночной экономики. Промышленность характеризуется отраслевой структурой, на которую оказывают влияние следующие факторы: развитие научно-технического прогресса.
1174. Предприятие – основное звено экономики 27.5 KB
  Коммерческие и некоммерческие предприятия. Полная совместная субсидиарная имущественная ответственность всех участников предприятия.
1175. Характеристика основного капитала 90.5 KB
  Отличительной особенностью основных фондов является их многократное использование в производственном процессе, где они подолгу не изменяют своего внешнего вида.
1176. Характеристика оборотного капитала 53.5 KB
  Оборотные производственные фонды, состоящие из производственных запасов (материалы, комплектующие, тара, запчасти), незавершенного производства, расходов будущих периодов и готовой продукции. Оборотные фонды, участвующие в сфере обращения. Они называются фондами обращения (денежные средства).
1177. Организация фонда оплаты труда на предприятии 33.5 KB
  Тарифная система, которая помогает качественно измерить труд работника различной квалификации и соответственно регулировать его зарплату. Нормирование труда, которое позволяет определить норму времени на выполнение определенной работы в конкретных организационно-технических условиях. Формы и системы оплаты труда, позволяющие рассчитать з/п работников предприятия.
1178. Нормирование труда 34.5 KB
  Экологическое обоснование, под которым понимается рациональное использование фонда рабочего времени. Физиологическое обоснование, под которым понимается обоснование норм времени с точки зрения напряженности, монотонности, температуры, освещения и т.д. выполняемой работы. Социальное обоснование, под которым понимается поддержание в рабочем творческого начала с помощью материальных и моральных символов.
1179. Формы и системы оплаты труда 81 KB
  Сдельная форма оплаты труда. Сдельно-премиальная система. Повременная форма оплаты труда. Бестарифная форма заработка сотрудников предприятия.
1180. Понятие о себестоимости продукции 48 KB
  Выявление и рациональное использование внутрипроизводственных резервов предприятия. Расчет затрат на выпуск производственной программы. Расчет (калькуляция) по всей номенклатуре выпускаемой продукции.
1181. Понятие о ценообразовании 63.5 KB
  Дифференциация по структуре ценообразования. Учет всех затрат, связанных с производством и сбытом продукции. Возмещение этих затрат. Гибкость цен. Основные принципы ценообразования.