47853

Лекции по правоведению. Власть, политика и право

Конспект

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Предписание права суть таковым: честно жить – другим не вредить каждому своё отдавать. Пентаграмма Схема истинного познания Вещь предмет Образ идея Идеат научный предмет Идеал осознанный предмет Дух энергия синергия познание ведение Цель польза utilit Средства instrumenti процесс Способ механизм процедура стандарт Метод техника opertio Принцип основные положения Слово термин характер характеристика Понятие свойства Категория признак Феноме явление ноомен бытие Концепт этимон Форма структура конструкция...

Русский

2013-12-09

214 KB

0 чел.

Лекции по правоведению

Введение

ВЛАСТЬ

ПОЛИТИКА

ЭТИКА/ИДЕОЛОГИЯ

ПРАВО

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

МОРАЛЬ/МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Власть – возможность требовать подчинения.

«Власть – право требовать подчинения» (Дж. Локк).

В первом случае власть присваивалась с согласия или не согласия других. во втором случае право наделялось только согласием.

Право – возможность требовать должного, отдавая каждому своё, не терпя и не чиня вреда.

Справедливость – соглашение между людьми о том, чтоб не чинить вреда и не терпеть вреда. Закон, не соблюдающий этих условий, не имеет природы справедливости.

Мораль (нравственность) – один из основных способов поведения человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, честью и бесчестием и т.д.

Предписание права суть таковым: честно жить – другим не вредить, каждому своё отдавать.

Справедливость – Aeguitas.

Решение обустроить систему управления в обществе равных, честных людей они решили путём позиционирования на право как публичное начало в праве и частное начало в праве, объединив их в одно право граждан.

Право публичное уважает положение (статус) гражданина всех и каждого.

Право частное – к пользе каждого.

Именно эту систему управления они назвали республикой.

Пентаграмма «Схема истинного познания»

Вещь/предмет

Образ/идея

Идеат - научный предмет

Идеал - осознанный предмет

Дух - энергия/синергия - познание, ведение

Цель/польза (utilita)

Средства (instrumentia)/про-цесс

Способ - механизм/процедура, стандарт

Метод/техника (operatio)

Принцип/основные положения

Слово/термин (характер, характеристика)

Понятие/свойства

Категория/признак

Феноме (явление)/ ноомен (бытие)

Концепт/этимон

Форма/структу-ра (конструкция)

Содержание

Сущность/субстанция

Смысл

Квинт эссенция - пятая сущность

Ум - ноус

Рацио - разум

Рассудок (интелект=разум+интуиция)

Мышление (cogito) - знание, сознание

Мудрость - ведение

На ряду определения концептуальным существует определение, данное правовой наукой – юриспруденцией – наукой об изучении права.

Право – это система общеобязательных, формально определённых норм, издаваемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений, в соответствии с устоями социально-экономической, политико-правовой и духовно-нравственной сфер жизни человека и общества.

 

 

Политико-правовая – это и есть государственная система управления, это и есть государство.

Право занимается обеспечением реализации политики. Политика неразрывно связана с нравственным или порочным устройством общества. А право опирается на свой дух. Безнравственная политика всегда скрывается, её способы, средства и методы передаются в тайне, система управления, система межноменклатурных связей запутано, закодировано, является тайной «за семью печатями», выдаётся за общее благо, давая возможность лицам, стоящим у власти (политической элите) безнаказанно эксплуатировать и угнетать. Такая политика не совместима с понятием справедливости, такой политике и не нужно право, ей нужно право как фикция.

Нравственной политике нужны совсем другие методы, которые должны быть признаны обществом. Такой политике нужна открытость, свобода, такая политика не для избранных, а для всех и для каждого. Такой политике не нужны тайны, но необходимо инновационное и эффективное государство, как система управления. Такая политика нуждается в новом праве, в котором немыслимо отсутствие справедливости.

«Там где порок по праву, там нравы извращены, там нравственность спит, там невозможно достичь истины и справедливости» (Сенека).

Раскрывая содержание и сущность определения права нужно ответить на его составляющие вопросы:

1) система;

2) норма и правовая норма;

3) формальность и определённость;

4) общественное отношение;

5) обеспечиваемость государством.

Определение системы можно дать с трёх сторон. В любой системе есть три составляющие: элементы, структура и функции или связи. Существующий на сегодняшний день научный подход опирается на структурно-функциональное определение системы или элементарно-функциональное. Оба подхода опираются на концептуальную парадигму Ньютона, допуская некое влияние теории относительности, именно такой подход они называют системным.

Согласно теории системы, разработанной Спартаком Никаноровым, главным является не функции, а взаимосвязи элементов, которые образуют структуру. Согласно его подходу можно дать следующее определение: система – структурированные связи элементов.

Система включает в себя подсистемы и входит в надсистему. Она может быть в стабильном или нестабильном состоянии.

Норма – это правила, каноны, догмы, но одновременно это и мера, и пропорция. Эта мера всегда едина, т.е имеет два противоположных начала и их связь.

Любые нормы подразделяются на технические и социальные. Исходя из понятия «норма меры» они могут быть количественными и качественными. Особым видом нормы является пропорция, соотношение, как качественная норма, именуемая гармонией, красотой, благом. Любое слово, поступок, действие вызывает эмоциональное состояние – отклик души. Взаимосвязь слов, фразы, предложения, также воздействуют на эмоциональнее состояние, но дополнительно возбуждает и побуждает человека мыслить. Любая норма всегда мыслима как стандарт или процедура.

Социальная норма – это регулятор общественных отношений.

Техническая норма – это способ и средство решения технических проблем.

Регулирование с помощью социальных норм, в том числе правовых, осуществляется путём:

1) запрета;

2) дозволения;

3) предписания.

Именно этот набор именуется механизмом правового регулирования. Механизм правового регулирования предусматривает два принципа: принцип общего дозволения и принцип общего запрета.

Принцип общего дозволения – всё что не запрещено, разрешено.

Принцип общего запрета – всё что разрешено, запрещено.

Используя эти принципы, не формируя их в основном законе, Конституции, а только в науке права, закладывая их в основу, при правотворчестве можно построить тираническое тоталитарно-тираническое государство, также демократическое правовое государство.

Механизм правового регулирования на основе указанных принципов для установления полномочий органов государственной власти определяется как запрет или предписание.

Для регулирования отношений между гражданами и государством в части прав граждан должны регулироваться дозволениями или запретами.

Механизм предписания раскрывается следующим образом: только так и не иначе. Указанный механизм позволяет ограничить возможность органов государственной власти, должностных лиц действовать по своему усмотрению. Именно такой подход обеспечивает уничтожение, замену отношения частной собственности на власть, порождающих коррупцию, взяточничество, произвол на истинно-правовые отношения, обеспечивающих надлежащие права и свободу человека. Для реализации защиты человека, его собственности, его жизни, общество на протяжение всего своего развития создавало определённые структуры.

Задача человечества заключается в стремление сохранить свой род. Человек, таким образом, ставил целью найти механизм, способы обеспечения этого сохранения.

По мере увеличения населения стал вопрос о разделение функций внутри рода, племени, союза. Одновременно с развитием религии, обращения человека к осознанию добра и зла, а также появление излишков продукта, общество разделилось на: воинов, жрецов и вождей (мудрецов, судей). На сегодняшний день государство в той или иной мере повторяет это деление.

С древних времён, в системе управления выделяется функция суда для достижения мира в племени, необходимо было выработать некие правила – нормы поведения. Первыми из них стали табу (запреты), вторые – обвязывания, родившиеся из отношений связывания (на охоте, во время боевых действий, при разделе добычи) и только последним, для избранных, стали зарождаться привилегии. Именно привилегии в последствие стали одной из частей рождения власти. Другой составляющей привилегии стало возможно применение насилия или угроза применения насилия. Именно с возникновением власти связано возникновение первых государств.

Главным оружием власти была, есть и остаётся тайна -  скрытые знания и умения манипулировать людьми. Именно этому служил особый язык, терминология, обряды и ритуалы, носящий сакральный, божественный характер, которому допускались только избранные, те которые по мнению властителей не могли причинить системе вреда. Именно это послужило делению на касты, классы, при этом у каждой был свой кастовый или классовый интерес. У вождей стремление обеспечить мирный переход власти к своим наследникам. У воинов – обеспечить своё существование за счёт войн как при нападении, так и при защите. У жрецов – обеспечить своё существование и поддержку системы вождей и воинов с целью угнетения, подавления и эксплуатации использования народа. Именно жрецы в последствии дали рождение системе управления, исполнительной власти, бюрократии. В результате развития этих отношений стали складываться организации, системы, которые получили название «государство».

  Государство характеризуется двумя признаками: форма государственного устройства (форма правления) и политический режим.

Форма государственного устройства: монархия, республика и империя.

Политические режимы: автократия, автореторизм, демократия, охлократия, теократия, олигархия, деспотия, тирания.

На сегодняшний день существуют и действуют:

1) монархии ограниченные (Англия, Дания, Испания);

2) республика:

а) парламентские;

б) президентские;

в) смешанная (Россия).

Все государства используют принцип разделения властей, обоснованный Ш. Монтескье.

Власть: законодательная, исполнительная, судебная.

В парламентской республике высшим органом власти является парламент (однопалатный или двухпалатный, в зависимости от федеративного или унитарного устройства). Парламент избирает руководителя государства и формирует исполнительный орган.

В президентской республике право формировать исполнительный орган принадлежит президенту.

В смешанной республике высшим органом законодательной власти является федеральное собрание, главой государства, гарантом соблюдении Конституции является президент.

Глава государства утверждает состав правительства, может выразить недоверие к президенту и отстранить его от правления, но и президент может распустить федеральное собрание. Президент назначает (по его представлению) силовых министров (министр обороны, руководитель ФСБ, министр Внутренних дел, министр ЧС) и их заместителей. Президент предлагает кандидатуру генерального прокурора и назначает на должность всех судей РФ.

Право-научная дисциплина.

Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, издаваемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование отношений, в соответствии с устоями духовно-нравственных, социально-экономических, политических сфер общественной жизни человека.

Таким образом содержание права раскрывается в его системности, формальной определённости, общеобязательности, гарантированности, обеспеченности.

Главным отличием от других социальных норм является то, что оно утверждается и подтверждается путём издания специальных актов, содержащих правовые нормы:

  •  федеральные законы;
  •  законы субъектов;
  •  нормативно-правовые акты;
  •  нормативные акты;
  •  правовые акты, в том числе судебные решения.

Все указанные акты имеют один и тот же источник их общеобязательности подтверждение от имени государственной власти: законодательного, исполнительного или органа правосудия – суда. Никакие другие органы, нормы права издавать не могут.

Особым субъектом, не относящимся к органам власти, но уполномоченным издавать нормы права – органы местного самоуправления, муниципального образования.

Систематизация норм права предусматривает их объединения по: отраслям, подотраслям, институтам, разделам, главам, статьям.

Формирование правовой нормы возникает с момента осознания необходимости в регулировании определённых общественных отношений. Такое осознание прежде всего возникает у научного сообщества, у практиков юристов, у управляющих органов власти.

Немаловажным фактором является гражданское общество и политические партии.

Указанные органы формируют запрос на необходимость  разработки правовых норм и правовых актов.

После принятия нормативно-правового акта определяется круг отношений, которые он регулирует. Уже на этом уровне возникает система. Любой нормативно-правовой акт уже системен, в нем как минимум есть статьи, указывающие на предмет правового регулирования и связывающие механизмы правового регулирования, включая методы, способы и средства, принципы правового регулирования.

Обыденное мышление на уровне любого человека, гражданина разумного, способного понять право и руководствоваться им в своей деятельности, то что называется правопониманием. Для большинства граждан этого вполне достаточно, поэтому общий подход государства и общество связывает такое понимание со знанием. Отсюда и принцип: «Незнание закона не освобождает от ответственности!»

Вторым этапом инкорпорации нормативно-правовые акты начинают объединяться  (инкорпорироваться). Целью инкорпорации считается объединение по предмету правового регулирования (по отношениям). Инкорпорация способствует изучению, обобщению права, но еще не определяет четкие отраслевые признаки. Здесь схожесть еще не видна, но предчувствуема.

Следующим шагом систематизации является классификация, где начинается процесс появления единого метода, связанным с предметом регулирования. Начинает формироваться отрасль права. Одновременно идут 2 процесса:

  •  практический
  •  научный

Последний способ систематизации - кодификация, формируется отрасль права. В ней четко выделяется предмет правового регулирования, предмет, принципы, способы, механизм правового регулирования.

Издание кодекса завершает процесс систематизации, формирование отрасли права. Появляется научная дисциплина и учебная.

Кодексы характерны следующими особенностями:

  1.  Своды законов, имеющие общие положения, которые так и называются «общая часть» или «основные положения» и часть особенная, в которых одновременно конкретизируются основные положения с учетом конкретных обстоятельств, видов отношений, видов объектов и субъектов отношений.

Такой подход человеку, желающему знать право, позволяет быстро ориентироваться в кодексах, закона, поскольку знание закона – это не запоминание его наизусть, а умение его применить в конкретных необходимых случаях.

  1.  Формальная определенность понимается как установление пределов, границ внешних, как структуры и содержание внутреннего (внутри конституции).

Любая правовая норма с этой точки зрения всегда содержится в правовом акте – это и есть ее внешнее проявление. Одновременно она имеет внутреннюю конституцию:

Гипотеза – предположение

Диспозиция – положение, расположение

Санкция – ответственность

Выражается: если…, то …, иначе…!

  1.  Общая обязанность вытекает из единства публичного и частного начала в праве. Она реализуется через легальность, законность и легитимность (признание).
  2.  Понятие обеспеченность имеет огромное значение для жизни права. Право превращается в функцию, если не обеспечена. Исходя из внешней и внутренней формальности, обеспеченность имеет внутренние и внешне признаки.

Норма любая, особенно социальная и правовая, это не застывшая конструкция, а живой организм. Если норма не применятся, не реализуется длительное время – она отмирает. Ее реализация связана с функцией. Исходя из этого мы разделяем нормы на:

  •  Запрещающие (никак иначе)
  •  Предписывающие (только так, никак иначе)
  •  Дозволяющие (так или иначе)

Норма права – это мера возможного и должного. Пока она находится в нормативно-правовом акте, она как бы «спит», но как только люди вступают в правоотношения, норма «просыпается» и приходит в динамическое равновесие. Как только одно лицо исполняет обязанность, весы изменяются и другое лицо в праве требовать права, для установления баланса интересов.

Для того, чтобы норма права могла выполнять свою внешнюю функцию она должна быть способна этому внутренне. В ней должен быть потенциал, который реализуется во внешней функции.

Норма права должна быть ясна, точна, не двусмысленно выражать внешнюю функцию.

Главная задача государства при обеспечении нового права - создать такие условия, при которых гражданин в максимально-возможной степени может действовать по своей воле и своим интересам, но не нарушая интересов других, а органы государства могли действовать только в законных интересах граждан, обеспечивающих их свободу, для чего органы власти должны быть лишены возможности действовать по своему усмотрению и в своих интересах, они должны реализовать волю государства и органов местного самоуправления, в соответствии с предписаниями закона.

Право и правоприменение.

Экономика

Организация:

  •  форма / структура
  •  деятельность / структурирование

Технология

С точки зрения применения право является социальным регулятором.

С точки зрения объекта регулирования право выполняет определенную функцию, функционирует. Именно с точки зрения функции мы говорим о действии права, о правовом поле, о правовом механизме – механизме правового регулирования.

На ряду с этим существует понятие «реализация права» - воплощение правовой нормы в действительность.

Само по себе функционирование права не говорит о его реализации и нельзя судить о эффективности и неэффективности права.

Реализация права всегда связана с правовым поведением, тогда как функционирование права может быть вызвано правовым и внеправовым поведением.

Реализация права – достижение некого идеала на уровне сознания, осознания, признания – легитимности.

С реализацией права, в отличие от правоприменения связано понятие правосознание, правовой культуры, поскольку право в отличие от власти не приемлет принуждения, а только понуждение, как единство прав и обязанностей при автономии (свободного волеизъявления),  реализация права тяготеет к правой культуре.

Начиная с позиции нигилизма – отрицание права, отождествленного законом, основанном на произволе, связанным со страхом боязни принуждения, насилия.

Человечество перешло к иной стадии, именуя комформизм, считая что право – зло, но наименьшее зло по сравнению с беспорядком, анархией.

Третий этап – положительное правосознание, когда наличие права осознанно как необходимое благо, но это благо связано с определенными интересами человека, группы, класса, клана и общие интересы, осознаваемые как единые, только для всех (интересы большинства).

Правоприменение при всех трех этапах развития правосознания имело свои особенности:

На первом этапе большинство норм носило запретительный характер.

На втором этапе большинство норм носило обязывающий предписывающий характер.

На третьем этапе большинство норм носило дозволительно-разрешительный характер.

Однако исходя из интересов большинства, выдаваемых за интересы групп, классов, фактически устанавливался режим, в котором реализовывался принцип для граждан – общего запрета, для государства – общего дозволения. Предпосылкой к этому было разделение на государственное и частное.

На сегодняшний день мы постепенно от уровня правосознания переходим к правовой культуре, когда право рассматривается нами как зло или благо в интересах кого-либо или только в интересах собственных, личных, связанных с удовлетворением наших потребностей, но мы рассматриваем право как механизм, способный обеспечить одновременно уважение и достоинство нашей личности, создать справедливое устройство общества, обеспечить права и свободу. Мы рассматриваем право как социо-культурный феномен, начиная осознавать его истинную культуру, нет природосвободы и природоравенства.

Применение права с этой точки зрения принимает свои особенные черты, проявляя не столько букву, форму, содержание, сколько дух и смысл. Изучение права на этой стадии необходимо насущно переводить из сферы разума в сферу рассуждения и мышления. Познание права, его природы возможно только обладая мудростью ведения. Таким образом правоприменение неразрывно связано с правоведением, правознанием. А знание права означает как умение применить нормы права в конкретных случаях защищая свои права и свободу, отстаивая справедливость.

Реализация права связана с правосознанием, правовой культурой и правоприменением, в их правовом единстве, объединенных субъектом, применяющим право.

Sanctioвозмещение

Sanatio – лечение, выздоровление

Sacrales – святость

Правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, переводимой как ответственность. Между тем в латыни sanction переводится как возмещение и на ряду с ним правосудие осуществлялось на основе трех принципов: sanction, sanatio, sacrales, как триедином принципе начала правосудия.

Лиц, которые осуществляли правосудие, именовали жрецами. Это название означало одновременно мудрый, подобный Сократу, имело связь с греческой философией, поэтому основа правосудия, его природа одновременно носила и духовный (мифологический, языческий) и философский характер.

«По праву нас именуют жрецами, ибо наша задача служить благу и справедливости.

Правосудие – есть искусство добра и справедливости!»

Правоприменение начинает процесс реализации права, осуществляется на всех стадиях реализации и заканчивается только после реализации права, т.е воплощения его в действительность, что связано с таким понятием как эффективность, действенность права и правовых норм.

 Эффективность – применение гипотезы и диспозиции  нормы права и в случае нарушения прав и свобод, применение санкции, ответственности с учетом требований разумности и справедливости.

Правонарушение.

Правонарушение связано с применением права. Правонарушение всегда связано с выходом за пределы нормы права, которое выражается в неисполнении или несоблюдении правовых требований.

Правонарушение – это общественно-вредное, противоправное, виновное действие или бездействие дееспособного субъекта, влекущее юридическую правовую ответственность (санкцию).

Любое правонарушение имеет признаки.

  1.  Прежде всего правонарушение – это всегда деяние людей либо в индивидуальной форме, либо в коллективной как юридического лица или органа гос.власти или местного самоуправления. Как правонарушение не могут характеризоваться мысли, мотивы, убеждения, если они не были воплощены в действия – реализованы, при этом под деянием понимается как активное действие, так и пассивное бездействие.
  2.   Это деяние всегда противоправное, т.е. противоречит нормам права, правовым запретам, правовым предписанием, пределом правовых дозволений.
  3.  Правонарушение общественно вредное деяние, т.е. оно наносит вред признанным в обществе ценностям, тем самым посягает на установленный правопорядок, а высшей ценностью является человек.
  4.   Правонарушение – виновное деяние, т.е. осуществляется под воздействием сознания и воли человека, как полностью дееспособного лица – субъекта.

Все 4 признака и влекут наличие пятого - юридическую ответственность (санкцию), ибо государство и общество не может быть равнодушно к такому роду деяний. Правонарушители привлекаются от имени и по поручению государства, его органов, специально на это уполномоченных государством, к ответственности – наказанию, включающему возмещение вреда и восстановление справедливости, кары – собственного наказания.

Виды правонарушений.

Совершаемые правонарушения неоднородные по своему характеру, по степени общественной опасности и юридическому правовому оформлению их можно объединить в 2 группы: - преступления

    - проступки, среди которых выделяются деликты.

Преступление – наиболее общественно-опасное деяние. Все эти деяния, их классификация закреплены в Уголовном Кодексе РФ. Для преступлений характерен принцип: «Нет преступления без указаний в законе!». Преступление признается общественно-опасным, противоправным, виновным и наказуемым деянием, в соответствии с УК РФ.

Проступки – представляют меньшую общественную опасность, подразделяются на:

  •  Административные
  •  Гражданско-правовые (деликты)
  •  Дисциплинарные

Самые разнообразные из них административные проступки. Административным правонарушением признается противоправное, виновное деяние физического или юридического лица, за которое кодексом РФ или законами субъектов РФ «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность.

Особым видом административных правонарушений являются налоговые правонарушения, в которых на ряду с административными санкциями, штрафами применяются имущественные санкции: взыскание налога, неуплаченного в бюджет за определенный срок, и взыскание пени за просрочку уплаты налога.

Гражданско-правовой проступок – деликт – это нарушение правовых предписаний, норм гражданского права в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Законодательство не дает четкой дефиниции (определения) гражданско-правового деликта, его проявления разнообразны.

Деликты могут быть договорного характера в связи с невыполнением условий, в связи с причинением вреда личности или имуществу субъекта гражданских правовых отношений.

Дисциплинарный проступок – связан исключительно с деятельностью в рамках трудовых отношений, при нарушении работником правил внутренне-трудового порядка, служебной дисциплины, невыполнение должностных обязанностей. Например: опоздание на работу, прогул и другие, закрепленные в трудовом кодексе, а также в локальных актах конкретного работодателя.

В юридической практике имеет место еще один вид правонарушений – издание противоправных актов. Имеет место, когда правоприменительный и правотворческий орган создает правовые акты, противоречащие закону. Наиболее частой санкцией является решение вышестоящего органа или суда об отмене таких актов и взыскание причиненными этими актами ущерба, вреда, или возврата незаконно-взысканного имущества.

На ряду с правонарушениями выделяется еще 2 вида противоправного поведения:

  1.  объективно-противоправное деяние не связанное с наличием вины.
  2.  злоупотребление права, когда право употребляется исключительно во вред.

Вина – обязательный признак преступления административного проступка и определенных делитных отношений. Вина неразрывно связана с такой правовой категорией, как состав правонарушения, включая в себя: субъекта правонарушения – лицо, совершившее правонарушение, правонарушитель (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный – преступник).

Субъектом может быть как индивид, так и организация.

Объект правонарушения – то отношение, чему правонарушением нанесен вред, к таковым относится жизнь, здоровье, общественный порядок.

Объективная сторона – внешне-выраженное деяние, его последствия, включая степень опасности, вредности.

Субъективная сторона – отношение нарушителя к деянию и его последствиям, т.е его вина, которая характеризуется мотивом и целью.

Мотив всегда связан с образом, идеей, потребностью, желанием или необходимостью должным. Любые события в правовой сфере происходят в силу возможного (желаемого) или должного, включая действие и бездействие.

Правовая наука признает 2 формы вины, связанные  с волевым отношением к деянию:

  1.  умысел (умышленная вина)
  2.  неосторожность (неосторожная вина)

В свою очередь умысел делится на прямой и косвенный, а неосторожность делится на небрежность и халатность.

Умысел всегда связан с четкой формулировкой цели, за которой скрывается мотив. Умысел характеризуется активным действием или пассивным бездействием, неразрывно связан с понятием воли, волевой поступок.

Различием прямого и косвенного умысла являются последствия.

 Прямой умысел – лицо, осознает противоправность совершаемого деяния, осознает последствия этого деяния и желает их наступления – воля активна.

 Косвенный умысел – лицо осознает, что совершает преступление, осознает наступление последствий, не желает их, но сознательно допускает – воля актива частично, только на совершение деяния, а не на последствия.

 Неосторожная форма вины:

  •  халатность – лицо не осознает противоправных действий, но осознает возможность наступления последствий и легкомысленно рассчитывает на их предотвращение.
  •  небрежность – лицо не осознает совершения противоправных деяний, не осознает возможности последствий, хотя в силу своего уровня развития должно было и могло было их предотвратить.

Гражданское общество и государство – основа политической системы.

Политическая система – это устройство жизни современного общества. Слово политика зародилось в Древней Греции и неразрывно связано с понятием демократии. «Полис» в переводе – город, а политика – механизм управления городом. Древние полисы именовались городами-государствами, поскольку в них была организована система управления, необходимая и достаточная для обеспечения условий жизни жителей городов, учета интересов, но с учетом классового деления и неравенства (иерархии). Именно в Греции появилось слово «политика», как искусство согласовывать и отстаивать, реализовывать различные интересы правящих групп, именующихся партиями (часть).

Управляли таким городом-государством с помощью законов.

Закон – обязательный нормативный акт, издаваемый высшим органом законодательной власти, принимаемый большинством жителей (свободных граждан) на специальных собраниях, а в последствии собранием представителей, которых выдвигали по квотам (количество мест от определенной группы). Квоты определялись неравно, непропорционально. Большинство мест занимали представители жрецов (законники), воинов, демиургов (мудрецы), которых потом было меньшинство. Таким образом борьба шла между этими тремя партиями, которые пытались с помощью ораторского мастерства, инструментов софистики, подлога фактов, выпячивания достижения и скрытия недостатков привлечь на свою сторону большинство людей. Именно таких людей, умеющих и знающих каким образом привлечь на свою сторону, именовали политиками. Тогда и появилось понятие «политический интерес», подчас расходившийся с истинным интересом большинства, тем более с насущной потребностью каждого человека.

В вышеуказанных условиях закон был выражением воли высших правящих групп, а государство – институтом власти. Для такого государства необходимо было иметь эффективную управленческую систему, построенную на единоналичие, бюрократии и вооруженной силе, используемой как для защиты внутри полиса (полицией), так и защиты от внешних врагов (армией).

Наиболее удобными системами управления были: монархия и военная демократия.

Одним из видов военной демократии стало спартанское царство, государство Троя. Своеобразное царство (зародилось в междуречье Китая, т.е. пришла с Востока и называлась деспотией, от слова «деспот» - властитель),  где верховная власть передавалась по наследству или в порядке избрания всеми представителями.

Именно под влиянием внешних угроз города-государства начали объединяться, выстраивая систему коллективной безопасности, совместно формировать армию и флот, от семейно-родовой формы организации городов стали переходить к государственной форме управления, в которой были возложены на властителя обязанности по обеспечению безопасности всего населения определенной территории. Стали появляться союзы городов, имеющие общую систему управления. Именно такая форма на сегодняшний  день и существует в современных государствах (США). Внутри государства устанавливались единые законы, но по ограниченному кругу вопросов. Вполне естественно, что если было разделение на классы, страты, по противоположным интересам, по сумме доходов, в таком обществе и не могло быть равенства и справедливости, которая обязательным образом предусматривает отсутствие вреда для каждого человека (Эпикур) и рассматривалась как уравнительная, распределительная, принципом которой был: «Отнять и поделить». В соответствии с такой политикой формировались законы, которым должны были подчиняться все граждане (политика – власть – закон – политика). Для обоснования такого устройства общества необходимо было и особое мировоззрение, убеждающее всех и каждого, что иной порядок невозможен и обосновать это, вводя систему доказательств. Именно 2 эти фактора:

  1.  политика – искусство необходимого
  2.  различия интересов

породили систему философии – идеологии, главной задачей которой является обоснование:

  •  свободы для избранных
  •  наличие привилегий
  •  неравенство людей от рождения.

Главным связующим этой триады является обоснование неравенства. И здесь греки применили выдающийся подход «Подмена понятий, искажая содержание, путем изменения предпосылок!» Такая система мировоззрения, обосновывающая систему политики, насилия, этики, идеологи, существует и до сих пор. Именуется она государственной властью, политической властью, партийной властью, властными элитами, бюрократией, охлократией и другими подобными словами. Система всячески обосновывает необходимость ее для общества, говоря об эффективной бюрократии, эффективной власти и управлении.

Такое мировоззрение право всегда рассматривает как принуждение, навязанное свыше законом от имени власти. Единственной целью в этой системе является борьба за власть ради власти, действующей в интересах групп партий.

Гражданское общество.

Понятие «гражданское общество» сформировалось в 17 веке в Англии и особое значение приобрело в конце 18 века – начале 19 века в связи с изданием в 1804 году Гражданского кодекса Наполеона. Фактически, хотя кодекс и назывался гражданским, по своей сути он стал горожанским (буржуазным), что неудивительно, т.к. единое римское право было разорвано на части, от частного начала была отторгнута его основа, его дух, его смысл, а именно публичное начало. При переводе на французский манер она была переведена как «дело народа», подменив слово публика, скрыв, что слово публикум – это исключительно правовое понятие, у которого четкие и ясные критерии. Таким образом публичное начало права стало выдаваться за публичный интерес, который стал выдаваться за государственный интерес, а право разделили на публичное и частное.

Гражданский кодекс и гражданское право, на сегодняшний день, наиболее разработанная норма права, наряду с уголовной отраслью и  административной отраслью. Именно эти три отрасли права больше всего претерпели изменений в связи с развитием экономических отношений . В процессе развития, общество переходило от регрессивно-административных мер, использующих нормы запреты и предписания к гражданским правовым нормам дозволений, обязывний.

Путь от дикости, через варварство в цивилизацию различные страны прошли за разные периоды времени. На сегодняшний день цивилизационный подход, понятие «цивилизация» неотъемлемы от понятия от понятия «гражданское общество» и «правовое государство». Однако, ещё существуют пережитки, когда гражданское общество отождествляется с экономическим обществом, где доминируют полит-экономические категории (товар, стоимость, продукт, производство), всё упирается в удовлетворение материальных ценностей.

Между тем, гражданское общество не отрицает материальные потребности. Вместе с тем, на первое место ставит удовлетворение духовных и культурных потребностей. В центр ставит культурную, всесторонне развитую личность, отвечающую за состояние того общества, в котором эта личность живёт и действует. Именно такие личности, мы именует гражданами, в отличие от подданных. Объединение таких личностей и формирует гражданское общество. Граждане выражают свою волю активно, участвуют в политической жизни, не только через партии, но и через различные институты гражданского общества, в том числе через:

  •  общественную палату РФ;
  •  общественные организации и объединения;
  •  некоммерческие организации;
  •  активное участие на блогах руководителей государства.

Формы гражданской активности не ограничены. Именно гражданскому обществу, как ядру политической системы необходимо новое государство.

Правовое государство является как раз механизмом для эффективной реализации власти народа – демократии: «Во имя народа и от имени народа» (Конституция США). Для реализации власти необходимы органы власти, то есть системы, структуры способные, действуя в интересах всех и каждого, уважая положения граждан, регулировать, с помощью политико-правовых механизмов, общественные отношения.

В правовом государстве предусмотрено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Но особенность правового государства заключена в том, что не власть определяет что и как регулировать, а право. И в случае возникновения конфликтом между органами власти, между человеком и органами власти единственным возможным разрешением конфликта является система органов правосудия.

Законодательная власть.

Законодательная власть представляет из себя систему органов законодательной (представительной) власти местного самоуправления. Правовое государство требует установления иерархии нормативно-правовых актов. Высшим законом, имеющим непосредственное влияние на РФ, является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года на Всероссийском референдуме. Никакие законы и иные нормативно-правовые акты не могут противоречит Конституции РФ. Следующими по уровню являются федеральные законы. Указанные нормативно-правовые акты принимаются органами государственной власти.

Федеральное собрание состоит из двух  палат: Государственная Дума и Совет Федерации.

Федеральное собрание – высший законодательный орган и единственный, только он может принимать федеральные законы, но они подписываются президентом (гарант Конституции).

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, согласовываются или утверждаются Советом Федерации (в необходимых случаях) и подписываются президентом. Весь процесс, начиная от внесения проекта Федерального закона в Государственную Думу и до его подписания, именуется законотворческим процессом. От законотворчества следует отличать правотворчество, который включает в себя законотворческий процесс, но этим не ограничивается. Правотворчество существует двух видов:

1) правотворчество законодательных и нормативных правовых актов;

2) правотворчество при правоприменение – в судебном процессе.

Единственным органом, которому разрешено творить нормы права в судебном процессе является конституционный суд, который осуществляет это право в толкование Конституции или уточнение норм Федеральных законов. Общий порядок правотворческого процесса начинается с разработки концепции. Разработка концепции очень важный первый шаг. Любая концепция проекта Федерального закона или иного нормативно-правового акта разрабатывается на основе научной теории и учитывает практику общественных отношений и применение ранее действующего законодательства.

Необходимость принятия Федерального закона:

1) топора на теорию;

2) учёт практики;

3) обоснование необходимости.

Концепции разрабатываются научными институтами, академиями, то есть научным сообществом. Затем она передаётся президенту или в правительство – высший орган исполнительной власти.

В соответствии с Конституцией, субъектами с законодательной инициативой является:

  •  президент РФ;
  •  депутаты Государственной Думы;
  •  члены Совета Федерации, а также Высший арбитражный суд РФ, верховный суд РФ, конституционный суд РФ, судьи конституционного суда, генеральный прокурор РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ – по вопросам, отнесённым к их компетенции.

На основание представленной концепции, в которой указывается цель, средства, способы и механизмы, используемые в указанной концепции, подготавливается проект Федерального закона или иного нормативно-правового акта.

В необходимых случаях, проект выносится на всеобщее обсуждение, до внесение в Государственную Думу. Проект может быть, а некоторые должны быть, направлены в общественную палату, которая даёт заключение по проекту. Для подготовки проекта могут быть привлечены учёные, любые граждане, обладающие знаниями и соответствующей квалификацией, обладающие законодательной техникой.

Исполнительный орган.

Высшим исполнительным органом является правительство РФ. Правительство РФ является коллегиальным органом, решение которого принимается большинством членов правительства. Формы, порядок издания, структура правительства и иные вопросы закреплены в Федеральном конституционном законе «О правительстве РФ». Правительство РФ избирается – назначается Государственной Думой, а руководители силовых ведомств (МВД, ФСБ, МЧС) вносятся президентом на утверждение. Указанные министры и руководители служб могут быть, по решению президента, выведены из своих должностей и заменены (для этого не требуется роспуск правительства), все остальные министры, входящие в правительство, могут быть заменены путём роспуска правительства. Не следует путать роспуск правительства с новым избранием президента.

Правительство возглавляет и ведёт заседание – председатель правительства (премьер-министр). В РФ, в соответствии с Федеральным законом, для подготовки и внесения правительства, документов, согласование наиболее проблемных позиций и ситуаций создан Президиум правительства, куда входят:

  •  министры по направлениям :
    •  министр финансов;
      •  министр здравоохранения и социального развития;
        •  министр экономики и торговли;
          •  министр промышленности и предпринимательства;
  •  силовые структуры.

На заседании приглашается генеральный прокурор и представитель конституционного суда.

В правительство, для принятия решений, все предложения вносятся через президиум. Именно президиуму поручается исполнять и реализовывать поручения президента.

Президент РФ является высшим должностным лицом РФ, главой государства. В соответствии с Конституцией, он является гарантом соблюдения прав и свобод человека, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов власти. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Представляет РФ внутри страны и международных отношениях, для чего надел ён правами подписи всех документов, издаваемых от имени РФ и правом подписи международных договоров и соглашений от имени РФ.

Правовое государство и гражданское общество – основа современной политической системы Российской Федерации.

Сегодня исторически сложилось два различных подхода отношения человека и государства:

1. Либеральный.

Указывает, что государство должно быть минимизировано, его вмешательство в общественные отношения граждан должно заключаться в установлении единых правил поведения, государству недопустимо вливаться в их отношения регулирования. Государство – «ночной сторож», обеспечивающий должный порядок, с помощью институтов власти. Но граждане, при таком подходе рассматриваются, как буржуа, главная цель жизни которых – самосохранение и защита собственности. Как эта собственность появилась, какие источники этой собственности для государства значения быть не должно; такой подход позволяет неправедно, несправедливо присваивать чужой продукт, считает нормальным условием эксплуатацию со стороны капитала и минимальными угнетения со стороны власти.

Такой подход, к отношению государства и человека, предусматривает обязательное наличие единства власти и  правового начала. Их лозунг: «Власть должна ограничиваться правом, капитал – властью». Этот порядок именуется капитализмом. Это приводит к сращиванию власти и капитала, при господстве капитала над властью.

Идеалом является рыночная экономика, предусматривающая недопущение монополизации рынков капитала и власти, постоянную борьбу интересов партии власти, партии капитала и партии трудящихся. Идеал выразил Джон Локк: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». «Власть – право требовать подчинения».

Определение свободы сделано с субъективной стороны, а философская основа состоит в том, что сформулировал И. Кант: « Не делай другим то, чего не хочешь, чтоб делали тебе».

Человек всегда рассматривается, как средство, но провозглашается свободным «от», а не свободным «для». Такой подход основан полностью на греческой философии: неравенстве, лукавстве, фальши, цинизме, обмане и иных пороков. М. Аврелий сформулировал такое определение: «Там где порок по нраву, там нравы извращены». Там нравственность спит, а порок торжествует. В таком обществе справедливость – это призрак и фантом, а требование справедливости – фикция и утопия.

2. Консервативный.

Он предусматривает необходимость наличие государства, признаёт, что государство – это зло, но необходимое зло. В случае отсутствия такового наступит анархия и хаос. Такой подход определяет человека как «неразумное дитя», над которым необходим опекун, наставник, чтобы учить народ уму – разуму.

Философская концепция такого подхода заключается в том, что человеку нельзя сразу давать свободу, его нужно научить быть свободным, что свобода отравляет, делает общество неуправляемым. Певцом такого подхода явился Макс Вебер, изложивший принцип рациональной бюрократии:

1) принцип иерархии (неравенства);

2) принцип вассалитета;

3) принцип индивидуально ответственности.

Макс Вебер подчеркнул, что достаточно нарушить этот принцип, вся система может рухнуть.

Второй подход – это феодальный абсолютизм или подход тоталитарной номенклатуры. Несмотря на то, что установился позднее, он более реакционный, чем либеральный, так как приводит к застою и стагнации общества. Именно такому подходу необходимы дополнения в лице якобы противоборствующих партий, а на самом деле поддерживающих, всячески, режим власти.

Гражданское общество, правовое общество – этому режиму «поперёк горла», ибо они уничтожают его основы.

Обе системы хорошо известны и дополняют друг друга, заставляют человека и общество жить в постоянном страхе и боязнью между ссылой многоголовой бюрократии и харибдой свободного рынка, сотрясаемыми кризисами.

Существует три подхода, известных более 3 тыс. лет. Этот подход формировался постепенно и не сразу. Такой подход преследовался, из-за него гибли люди, устраивались массовые репрессии, уничтожались народы. Этот подход называется гуманизм. В этом подходе, человек является целью, а не средством. Необходимо раскрыть природу человека. Он отвергает властную парадигму, требует уважения человека, его достоинства. Подход гуманизма, в котором свобода рассматривается, как объективно-необходимая, только при таком подходе возможно воплощение в человеке его истинной человеческой природы.

Становлению гуманизма всячески препятствовали, превращали идеалы в утопии, считая, что достичь этих идеалов невозможно, как бы человечество не старалось. Но при этом прежнюю систему не давали повергнуть сомнению.

Для поддержания такого порядка нужна новая система образования и воспитания, которое разделяет общество на элиту и остальных.

Сегодня такое общество уже сформировалось и носит название «элитаризм». Это общество уже для человека, общество свободных, но не равных и не честных. В этом обществе заложены основы жизни, позволяющие человеку быть счастливым, быть творцом, созидателем, но ещё не стать им. Ибо невозможно быть счастливым, быть достойным, унижая других. Это общество создаёт условия, чтобы воплотить принципы действительного гуманизма: свободное развитие каждого является свободой развития всех; свобода – осознанная необходимость; от каждого по способностям, каждому по потребности. Все три принципа возможно к установлению, при признании всех людей равными и свободными. Для такого общества необходимыми предпосылками являются правовое государство, гражданское общество, а их единство образует политическую систему, в которой право и правосудие составляют ядро. В этой системе нравственность является основой справедливости, справедливость – основой права, право – основой закона и на основном законе Конституции находится государство, именуемое правовым.

В Конституции РФ воплощена именно такая политическая система, что и отражено в её приамбале:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединённые общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Принимая Конституцию на референдуме, 12 декабря 1993 года, народ Российской Федерации фактически заключил общественный договор, который принял обязанности и права, который возложил права институту правового государства, предоставя ему правовые полномочия, издавать акты на всей территории Российской Федерации, указав, что высшей ценностью для правового государства является человек, его права и свободы, которые действуют, закреплены договором, определяют смысл, содержание законов, а также деятельность всех органов власти и должны быть обеспечены действенной системой правосудия.

Для того, чтобы сформировать такую государственную систему необходим особый государственный механизм, построенный на новых принципах, использующий новые методы управления, которые предусматривают уважение положения граждан, как равных и свободных личностей. Со своей стороны граждане должны уважительно относиться друг к другу, что выражается в соблюдение прав и свобод их и соблюдать законы, издаваемые по их поручению или с их метода представительными и законодательными органами власти и подписываемые Президентом, как гарантом соблюдения Конституции.

Федеративное устройство предусматривает возможность в соответствии с Конституцией статьи 72 по вопросам, отнесенным к совместному ведению издавать законы на уровне субъектов Российской Федерации, если эти вопросы не урегулированы на уровне Российской Федерации.

Уважение к закону и есть уважение к государству, а соблюдение закона – проявление уважения. В Российской Федерации воплощен принцип общего запрета для государства, для граждан – общего дозволения. В связи с чем законодательство, регулирующее отношение государства и человека в любой сфере, должно быть ясным и четким. Содержание закона должно исходить из статьи 2 «Признание прав и свобод граждан», а действие органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии со статьей 18 должны определять смысл, содержание и примечание законов этими органами, исполнение законов в соответствии с этой статьей обеспечивается правосудием. Именно такой подход и наличие системы правосудия нуждается в создание институтов гражданского общества.

Для устойчивого, стабильного функционирования системы правового государства необходимо развитое гражданское общество, в котором каждый знает свой публичный интерес – как должное уважение его прав и свобод со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В таком обществе гражданин не просит, а требует такого уважения, в том числе через суд, требует восстановления и соблюдения справедливости, как недопущения вреда его чести, в том числе имущественным. Именно для этого в Российской Федерации создан специальный институт « общественная палата » федеральным законом на право создания таких палат на уровне субъекта и муниципальном образование.

Общественная палата избирается из 3 частей, всего в ней 126 человек, из них 42 человека – гражданина, не состоящих в партии, предоставляются Президентом. Они уже избирают из представителей общественных объединений, не являющихся партиями, еще 42 члена на уровне Российской Федерации и уже 84 члена выбирают из общественных организаций и муниципальных образований остальных. Палата избирает совет палаты и председателя палаты. Все члены палаты работают на постоянной основе, финансирование палаты осуществляется за счет средств администрации Президента, и фиксируются как отдельная статья расхода в бюджете. Таким образом, обеспечивается финансовая независимость общественной палаты от органов законодательной и исполнительной власти, что способствует беспристрастному и справедливому рассмотрению проблем, возникающих во всех сферах жизни человека и общества.

Общественная палата не является органом власти, не издает законодательных нормативно – правовых актов, но:

  1.  дает заключение по всем федеральным законам так или иначе затрагивающих права и свободу человека.
  2.  проводит антикоррупционную экспертизу наряду с антикоррупционным комитетом.

В случае установления коррупций  законе любой член палаты в праве на прямую обратиться к Президентом. У членов совета палаты есть прямая связь с Президентом.

Палата обеспечивает Президента всей необходимой информацией о состояние всех дел в гражданском обществе. Имеет рычаги воздействия на власть любого уровня. Способствует соблюдению конституционных гарантий человека и гражданина.

Рекомендации общественной палаты обязательны к рассмотрению и по ним должно быть принято мотивированное решение.

С учетом вышесказанного, говорят о системе государственного устройства и форме правления Российской Федерации, можно сделать вывод, что положение статьи 1 Конституции РФ полностью соответствует конституционным принципам демократического государства, что и дало право Д.А. Медведеву сказать, что Российская Федерация является современным демократическим государством. Демократия в России установилась. Однако это не может удовлетворить полностью, так как не до конца раскрыт потенциал государства.

Для раскрытия потенциала необходимо:  

  1.  формирование независимой судебной системы, системы правосудия, опирающейся на систему права, а не систему законов.
  2.  необходим справедливый суд: честное и непредвзятое судейство.

Несменяемость судей должна быть воплощена в законе, но у лица – Президента, назначаемого судей, должно быть право отстранение их от должностей, в противном случае существует опасность превращения судейского общества в закрытую касту. Воплощение в действительность форм непосредственной демократии, развития ее институтов, особенно на уровне муниципальных образований.

 Механизм государственного управления или управления государством.

Органы законодательной, исполнительной власти, органы правосудия нуждаются в постоянной работ. Для обеспечения их функционирования в каждом органе государственной власти, органа местного самоуправления создается аппарат, на который возложены функции по обеспечению лиц, наделенных государственными полномочиями (муниципальными), принимать решения. Взаимодействие граждан с органами государственной власти может осуществляться как непосредственно, так и через указанный аппарат.

Любое заявление, жалоба, обращение поступает в аппарат, где регистрируется (номер и дата поступления) и направляется лицу, наделенному правом рассматривать заявление и принимать решение. По каждому заявлению, обращению, жалобе проводится проверка, в ходе которой:

  1.  проверяются факты, изложенные в обращение
  2.  полномочия обратившегося лица
  3.  устанавливается наличие или отсутствие нарушения прав и свобод
  4.  принимаются меры для изменения ситуации:
    •  берется на контроль
    •  направляется в заинтересованные органы
    •  копия заявления, обращения для архива и учета

После поступления заявления порядок их рассмотрения и принятие решения определяется в суде в соответствии с гражданско–процессуальным, арбитражно-процессуальным, административным кодексом. В других органах государственной власти порядок рассмотрения устанавливается регламентом или положением об государственном учреждение органов государственной власти. Государственные служащие подразделяются по своим должностям на аналитиков, обрабатывающих информацию, сборщиков сведений исполнительных работников для подготовки принятия решения и собственных служащих для принятия решения. Любой акт от имени государственного органа принимается лицом, наделенным полномочиями – должностным лицом, который несет ответственность за принятые решения. Таким образом, отличны государственные служащие от должностных лиц.

Правовые отношения. Реализация права и правосознания. Правовая культура.

Правосознание и правовая культура воздействуют на правоотношения, что выражается в реализации права.

Правосознание неразрывно связано с понятиями «сознание» (cogito) и «познание» (cognito).

Понятие «культура» связано с природой права, его знанием, ведением и самим предметом изучения права – правоведением. Для правосознания не обязательно знать право, понимать его природу, а достаточно подчиняться закону.

Правосознание рассматривает закон, как источник власти и принуждения, и по-другому познать право не способно. Исходя из этого, правосознание делится на маргинальное, комформисткое и консервативное.

Маргинальное правосознание.

Маргиналы – лица, отрицающие какой-либо правопорядок. Они считают законы не совершенными, систему государства – неэффективной и отрицают их. Представители маргиналов в России является партия ЛДПР. Государство, по их мнению, должно быть дубиной, карающим мечом, безжалостно искореняющим пороки общества. Маргиналы не способны понять истинных причин беззакония.

Комформистское правосознание.

Комформисты способны подстраиваться под любые обстоятельства. Такой подход не требует знания, развивает хитрости и ловкость, уча выживать при любых законах, но главной целью является частный интерес. Такой вид правосознания способствует развития в человеке эгоистических наклонностей, используя систему под себя.  Комформисты очень опасны для государства и общества, т.к. в их среде зарождаются взяточники, коррупционеры. Представители комформитсов в России – Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия.

Консервативное правосознание.

Консерватизм – самый продвинутый вид правосознания. Необходимо знания, как главного регулятора общественных отношений, но консервативное правосознание соединяет право и власть, пытаясь найти между ними компромисс, не понимая их коренного отличия.

Консерваторы не понимают различия между правом и властью, т.к. у них отсутствует правовая культура. Они рассматривают право, как результат действия власти, признавая, что власть в лице государства должна быть ограничена правом. То есть признают правовое государство, как необходимое условие развития общества, но не осознали самого концепта природы государства.

Само по себе правосознание даёт возможность поддерживать существующее положение, но не менять его кардинальным образом.

Переход общества в иновационно-модернизационную формацию возможен только при смене природы отношений, отношения угнетения власти и эксплуатации капитала, т.е производственных отношений заменой правоотношений, истинно человеческими. Такие отношения возможно выстроить только с помощью становления и развития правовой культуры.

Правовая культура предполагает осознание свободы, свободы через право, осознание права через мораль. Только в этих условиях возможно развитие гражданского общества, создание условий для достойного развития каждого человека, что закреплено в статье 7 Конституции РФ.

Именно это общество способно разрешить главное противоречие между свободой и необходимостью. Общество должно осознать свободу, право и справедливость.

Правовая культура требует изменение к подходу в трактовании (определении) правоотношений. Выделение его в особый род отношений, связанный с концепцией права.

Для определения в таком контексте смысла правоотношения недостаточно опираться на интерес. Необходим ценностный подход, иными словами, необходимо соединение правоотношений, как и в праве, публичного и частного начала. Публичное всегда выражается в обязанности, частное – в праве. Ибо обязанность возникает по доброй воле, а не в силу принуждения – воли другого лица. Воля имеет автономный характер, не ущемляет и не ограничивает свободу. Возложив на себя обязанность участник становится публичным лицом, т.к не может действовать только в своей воле или своём интересе.

Право имеет частный характер потому что мы всегда требуем удовлетворения своих потребностей, т.е действуем к своей пользе. Обязанность носит публичный характер, потому что мы действуем уважая положения всех и каждого. Не исполнение обязанностей приводит вред всем и каждому.

Особый вид правоотношений, всегда носящий публичный характер, не являющийся частным – это отношения между государством и юридическим лицом, государством и объединением граждан, органом государственной власти и органами местного самоуправления, т.к такие отношения всегда связаны с уважением отношений граждан и  определяет  смысл и содержание власти. Граждане реализуют свои права и свободы, закреплённые в Конституции.

Реализация права

Реализация (действительное, вещественное) – воплощение в действительность.

Реализация права предполагает несколько стадий:

1. Воплощение, разработанной в правотворческой практике, правовой нормы. Указанная стадия завершается разработкой нормативно-правовым актом.

2. Правоприменение. На основание субъективных прав и обязанностей состоит в фактическом поведении субъектов правоотношений.. Эта стадия заключается в трёх формах:

1) приобретение субъективных прав;

2) изменение прав и обязанностей;

3) прекращение прав, в случае надлежащего исполнения обязанностей, тогда реализация права заканчивается на второй стадии.

3 стадия возникает в случае нарушения прав, в связи с неисполнением обязанностей или не надлежащем их исполнении. На этом этапе возможен механизм принуждения, в случае отказа добровольно исполнять свои обязанности. Она включает два этапа:

1 этап -  осуществление правосудия;

2 этап – обеспечение решения судебного органа принуждением со стороны органов власти.

Реализация права заканчивается на стадии вынесения судебного решения и вступления его в законную силу. Дальнейшее действие к реализации права не относится. Органы государственной власти действуют на основании отдельного федерального закона и исполнительного листа, выданного на основании судебного решения. На этом этапе в силу вступает механизм государственного принуждения, обеспечивающий исполнение судебного решения. Именно этот механизм именуется судебной властью. Само же правосудие независимо от законодательной, ни от исполнительной власти, что закреплено в статье 118 и статье 120 Конституции РФ.

Правосознание и правовая культура.

Законность и правопорядок.

Правосознание – это осознание права, как необходимого условия мирового существования людей. Правосознание допускает несправедливость, неравенство людей в силу их способностей, возможностей. С правосознанием связано применение закона в соответствии с политической волей господствующего класса, требующей идеологической поддержки в воспитание человека. Таким образом, правосознание требует от человека – жителя государства (подданного) подчиняться законной власти и власти закона. Правосознание достаточно, когда человек не осознает, что значит быть свободным.  Принимает неравенство, нечестность, обман, лукавство, корысть, ненависть, как вынужденное положение, иначе невозможно.

Правосознание – начальная стадия необходимости осознания должного, обязанности, но обязанности по чужой чуждой воле (навязано), воле правителя, воле властных элит, воле, выраженной в интересе отдельных групп, слоев, классов, их потребностей.

Существует 3 формы правосознания:

  •  маргинальное, опирающееся на правовой нигилизм, отрицание какого-либо закона. Истоком идеологического воплощения является отрицание власти, государства и права. Такое правосознание загоняет нас на уровень власти и закона, как необходимого зла. Таким же образом, кроме анархистов, к власти и закону относятся и так называемые марксисты, о которых К.Маркс, услышав их воззрение, сказал:« В таком случае я не марксист, я Маркс.»

Поддержали это правосознание ЛДПР, КПРФ. Они анархисты (ЛДПР) и марксисты-прудонисты (КПРФ) – третьюнионы, которым правосознание необходимо для борьбы за интересы рабочего класса.

Маргинальное правосознание связано с догматическим мышлением, для малообразованных людей, для неграмотных и невежественных людей.

  •  конформистское правосознание рассматривает власть, государство и закон, как необходимое условие соблюдения законности и правопорядка. Их идеологическое и политическое сознание строится на подчинение закону. Основа этого правосознания – юридический позитивизм. Их кредо – что есть закон, то есть право. Закон не правовым быть не может. Для такого правосознания признаётся правовое равенство, стремление к социальной справедливости: уравнительно-распределительной; право, как единство прав и обязанностей, но устанавливается разница в случаях ответственности, привилегий для определения групп, поддерживается иерархия – неравенство. С.Б. Чернышев назвал этот строй «элитаризмом». Именно элитаризм близок к переходу в новую эпоху, названную Марксом «эпохой положительного гуманизма».
  •  либеральное правосознание, связанное с осознанием ограниченности власти. Такое правосознание не отождествляет закон с правом, считая, что не каждый закон правовой. Человек не должен приспосабливаться к законам, как конформист. Такое правосознание способствует снижению напряжённости в обществе, установления мира, но справедливости при таком правосознании добиться невозможно, ибо миром правит частный интерес.

Человек, во всех трёх видах, рассматривается как средство, а не как цель.

Подобно тому, как элитаризм является последней стадией реализации власти, создаёт предпосылки для перехода к новым отношениям, так и правосознание переходит к новому типу мышления, именуемого правовой культурой. Культура означает облагораживание, возделывание человека и общества с помощью права. В таком обществе, при правовой культуре, необходим новый человек – образованный, творческий, современно мыслящий. Для такого человека и общества, власть не может принадлежать каким-либо частным лицам. Органы власти должны иметь публичный характер, т.е. исполнять обязанности. А граждане, признавая своим долгом исполнение законов и уплату налогов для содержания органов государственной власти и местного самоуправления, иметь частное право, удовлетворять свои потребности, требовать от государства соблюдения своих прав и свобод, закреплённых в Конституции. Такой правовой порядок именуется как социально-правовое государство с республиканской формой правления, такое государство является демократическим. Власть принадлежит всему народу и никому конкретно. Именно должное начало и лежит в основе правовой культуры. Любой человек должным признаёт то, что определил сам для себя, как для его института обязанности. Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Правовая культура требует в основу права положить справедливость. В таких условиях человек сможет свободно жить и развиваться. А такое положение невозможно, если не удовлетворяются потребности человека, когда одни живут за счёт других, вгоняя последних в нужду.

10 октября 2010 года, выступая на форуме в Ярославле, президент РФ, давая характеристику государству 21 века, указал на то, что свободным человек может стать только в условиях реализации справедливости, никто не может сказать человеку, что он свободен, кроме него самого. Ещё ранее, президент говорил – «нельзя создать гражданское общество без гражданина». Допустимо предоставление льгот, но недопустимо наделение привилегиями, т.к. они порождают неравенство и возможность удовлетворять свои потребности за счёт других.

Правонарушение. Юридическая ответственность.

Право

Возможное и должное

Мера

Права и обязанности:

Норма

Правовой акт

субъективные права

юридические обязанности

Правоотношения

Юридический акт

публичные

частные

публичные

Правонарушения

Субъективная сторона

Объективная сторона

юридический факт

мера, справедливость

юридическая обязанность

норма, благо

юридическая ответственность

правоотношение, причинение вреда, общее благо

Субъект и объект отношения именуется правовой культурой, начало которой есть правосознание, развитие до уровня правового мышления.

При возникновении правоотношений, субъективные права реализуются как частные, конкретные, так и публичные (уважая положения всех и каждого) – конкретно всеобщее. Причём, одно без другого немыслимо, ибо, дополняют друг друга. Но самое субъективное право, исходя из природы права, не может мыслиться и действовать без своего дополнения – юридической обязанности. Она, воплощённая в диспозиции правовой нормы, ничтожна, не действует без обеспечения её юридической ответственностью, воплощённой в санкции.

Санкция – это ответственность, оздоровление и освещенность от имени народа. В правовом государстве эту волю реализуют органы правосудия, которые выносят решения: именем РФ,  подразумевающей все положения 1 главы Конституции РФ, а также 2 главы «Право и свободы человека и гражданина».

Юридическая обязанность, таким образом, всегда носит публичный характер.

По своей природе, право, как единство возможного и должного, требует каждому отдавать своё, то есть то, что принадлежит по праву, при этом соблюдать главное требование – справедливость, создающее условие для предотвращения вреда и его возмещения.

Юридическая ответственность наступает тогда, когда не исполняются юридические обязанности. Для установления такой правовой ситуации необходимо наличие юридического факта, именуемого правонарушением.

Юридический факт – это и есть неисполнение юридических обязанностей, но сам по себе юридический факт шире, чем понятие правонарушение, включает в себя 3 вида действий: 1) зависящих и независящих от воли сторон; 2) виновных и не виновных; 3) умышленной или по неосторожности. Юридические факты подразделяются на действия связанные с волевым моментом – активным, бездействие с волевым моментом – пассивным; событие при отсутствие волевого момента.

Правонарушения всегда имеют состав:

1) субъект;

2) объект;

3) субъективная сторона;

4) объективная сторона.

Безсубъективных правонарушений быть не может. Могут быть правовые последствия причинения вреда, нарушающие права и охраняемые законом интересы, в силу обстоятельств, непредвиденных от воли сторон, чрезвычайных. Субъект всегда характеризуется определённостью.

Объект отделён от субъекта и представляет собой вещи, предметы, отношения по поводу предметов. Субъективная сторона характеризуется виной, мотивом, целью. Объективная сторона – наличием или отсутствием основания, закреплённого в правовом акте: отсутствие должного субъекта, причинно-следственной связи между правонарушением субъекта и объекта. Правонарушение считается совершенным и возникает юридическая ответственность, если установлен состав правонарушений. Отсутствие какого-либо признака не позволяет привлечь субъект к юридической ответственность, именно здесь раскрывается принцип общего дозволения: «нет закона – нет ответственност». С этим же связано понятие предположения, из которого исходят правоприменители и органы правосудия: призумкция  виновности, невиновности, добросовестности , требования справедливости, беспристрастности, гуманности и другие изначально предполагающие условия применения закона.

Юридический факт порождает правоотношения, выражается обязанностями. Юридический факт связан с субъективной потребностью и, прежде всего, юридической обязанностью. Также, юридический факт, как неисполнение юридических обязанностей, порождает юридическую ответственность. Юридический факт всегда связан таким образом с юридической обязанностью и с юридической ответственностью. Юридической обязанностью как должное поведение, а юридической ответственностью – субъективной стороной правонарушения.

Вина

Общая теория права выработала 2 формы вины: умышленную и по неосторожности.

Вина возникает от действия или бездействия деяния, характеризующейся мотивом, мотивацией, всегда связана с потребностью, нуждой, страстью, вожделением, удовольствием, удовлетворением.

Действие именуется мотивацией. Наряду с мотивом всегда есть цель. Цель всегда налицо, в отличии от мотива. Мотив соотносится с целью, как средство с целью. Цель определяет и мотив, и средство, и их оправдывает при правонарушении.

В связи с мотивацией, целевым характером и наличием волевого момента, вина умышленная подразделяется на прямой и косвенный умысел, а неосторожная – на небрежность и халатность.

Прямой умысел

Субъект желает совершить правонарушение, предвидит наступление вредных последствий и желает их наступления.

Косвенный умысел

Субъект желает совершить преступление, не желает наступления вредных последствий, но сознательно их допускает.

Халатность

Субъект не желает совершить правонарушение, предвидит наступление вредных последствий, но легкомысленно  рассчитывает на их предотвращение.

Небрежность

Субъект не желает совершения правонарушения, не желает наступления вредных последствий, не предвидит их наступлений, хотя должен был и мог их предвидеть.

Юридическая ответственность возникает только на основании судебного решения. В зависимости от тяжести совершённого правонарушения, уголовного преступления, налогового правонарушения, гражданского правонарушения устанавливается мера ответственности, закреплённая как санкция в уголовном, административном и гражданском праве.

Юридическая ответственность возникает при правонарушении и может быть осуществлена без вмешательства суда. В случае отказа от исполнения обязанности, в том числе несоблюдении закона, выходящим за границы дозволенного, субъект может быть подвергнут наказанию, с него может быть взыскан ущерб, убытки, компенсация. Наказание (кара) может быть связана с лишением свободы, штрафу.

Наказание всегда носит принудительный характер и осуществляется специальными уполномоченными органами гос. власти. Возмещение вреда и компенсация может быть возмещена добровольно, а в случае неисполнения – с помощью принуждения.

Лицо освобождается от ответственности от юридической ответственности в случае отсутствия состава правонарушения. Освобождения от юридической ответственности не следует путать с освобождением от наказания.

 

PAGE   \* MERGEFORMAT 37


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2725. Удивительный мир Вселенной 25.78 KB
  Звездный час по теме, Удивительный мир Вселенной Учитель. Ребята, мы проводим занятие, тема которого Удивительный мир Вселенной. Успех его проведения зависит от вас, от вашей активности, дисциплинированности, организованности и самоу...
2726. Календарь исследовательских и творческих работ 43.05 KB
  Календарь исследовательских и творческих работ Проверь в природе- ежедневная системная потребность. Природоведение (естествознание), 5-й класс Не уставай шагать по дороге знаний. Литература  Настольные книги читального зала кабинета биологии....
2727. Мифы, отраженные в небе 20.82 KB
  Мифы, отраженные в небе. Урок по астрономии с использованием интерактивной доски Урок по астрономии с использованием интерактивной доски. Продолжительность 40 минут, проводится как обобщающе-повторительный после прохождения темы Введение в астрономию...
2728. Малые тела Солнечной системы 204.95 KB
  Объяснительно-иллюстрированный урок Малые тела Солнечной системы Ход урока Организационная часть. Формулировка темы и цели урока. Мотивация. Актуализация знаний. Объяснение нового материала. Итог урока...
2729. Поурочные разработки по теме: 37.51 KB
  Поурочные разработки по теме: Звезды Современная астрономия располагает большим количеством аргументов в пользу утверждения, что звезды образуются путем конденсации облаков газово - пылевой межзвездной среды. Процесс образования звезд из этой сред...
2730. Україна в складі Російської та Австрійської імперій 128.5 KB
  Україна в складі Російської та Австрійської імперій (ХІХ ст.) Суспільно-політичний рух в Наддніпрянській Україні у ХІХ ст. Національне відродження на Західноукраїнських землях. Основні етапи національного відродження та українське ...
2731. Субъекты таможенного права 250 KB
  Субъектом права в любой отрасли права принято считать носителя определенных прав и обязанностей, которым он наделен государством для реализации своих жизненных потребностей либо возложенных на него полномочий в соответствующей сфере общественных отношений.
2732. Определение коэффициентов трения с помощью наклонного маятника 135 KB
  Определение коэффициентов трения с помощью наклонного маятника Цель работы: ознакомиться со сложным механическим движением; определить коэффициенты трения различных пар материалов. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА На шарик, выведенный из положения равновесия, ...
2733. Определение скорости полета тела с помощью баллистического крутильного маятника 261.5 KB
  Определение скорости полета тела с помощью баллистического крутильного маятника Цель работы: Научиться экспериментально определять скорости движения тел. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА В основе экспериментального определения скорости полета тела с помощ...