4791

Система программирования Вorland Рascal 7.0. Техника программирования структур управления алгоритмов

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Система программирования Вorland Рascal 7.0. Цель: Первоначальное знакомство с технологией программирования в среде Вorland Рascal 7.0. Опорные знания: Начальные знания языка программирования Паскаль. Операционные среды Windows, MS DOS + Norto...

Русский

2012-11-27

54 KB

2 чел.

Система программирования Вorland Рascal 7.0.

Цель: Первоначальное знакомство с технологией программирования в среде Вorland Рascal 7.0.

Опорные знания: Начальные знания языка программирования Паскаль. Операционные среды  Windows, MS DOS + Norton Commander, системный редактор.  

Задание: Ознакомиться с теоретическим материалом и выполнить задания, указанные в разделе   Ход работы, оформить протокол выполнения работы.  

Литература:

1. М.С. Львов, А.В.Спиваковский, С.В.Белоусова. Основы программирования на языке Паскаль. Херсон: МИБ, 1997.- 153 с.

3. Конспект лекций.

Краткие теоретические сведения.

  •  Интегрированная среда программирования Вorland Рascal 7.0.
  •  Дисциплина хранения файлов программиста
  •  Технология редактирования, тестирования и отладки в целом
  •  Настройка среды

Ход работы.

  1.  Ознакомиться с разделами File, Edit, Run главного меню системы.  
  2.  Осуществить  набор, редактирование,  отладку и испытание программы Prob11 решения задачи  № 1 Практического занятия №1.   Сохранить программу в специальном каталоге.
  3.  Осуществить  набор, редактирование,  отладку и испытание программы Prob12 решения задачи  № 2 Практического занятия №1. Сохранить программу в специальном каталоге.
  4.  Осуществить  набор, редактирование,  отладку и испытание программы Prob13 решения задачи  № 3 Практического занятия №1. Сохранить программу в специальном каталоге.
  5.  Изменить программу Prob12 так, чтобы она решала задачу   с тремя видами товаров.

Контрольные вопросы и задания.

  1.  Перечислить основные элементы интерфейса системы BР 7.0
  2.  Перечислить основные этапы написания программы.
  3.  Чем отличается процесс редактирования от процесса отладки?
  4.  В чем состоит процесс испытаний программы?
  5.  Как классифицируются ошибки, допускаемые при написании программ?
  6.  Как запустить программу на исполнение?
  7.  В чем состоит отличие команд Run  и Compile?
  8.  Перечислить разделы главного меню системы BР.
  9.  Перечислить команды нижней строки-подсказки.
  10.  В чем состоит отличие экрана (окна) программиста от экрана (окна) пользователя?    

Содержание и требования к оформлению протокола работы

Протокол работы должен содержать тексты программ Prob11, Prob12, Prob13, текст измененной программы Prob12 и конспект с кратким описанием команд разделов File, Edit, Run главного меню системы

Задача 1. Отдел экономики администрации рассчитывает коэффициент инфляции для области за месяцы квартала и за квартал в целом на основании оценки стоимости потребительской корзины, производимой через каждый месяц. Составить алгоритм расчета  коэффициента инфляции через каждый месяц и коэффициент инфляции за квартал.

Program Prob11;

Var S0, S1, S2, S3 : Real;

        Coef1, Coef2, Coef3, Coef : Real;

Begin

    Writeln(‘Введите стоимость исходной потребительской корзины’);     Readln(S0);

   Writeln(‘Введите стоимости потребительской корзины через 1, 2, 3 мес’);

    Readln(S1, S2, S3);

    Coef1 := S1/S0*100;  

    Coef1 := S2/S1*100;  

   Coef1 := S3/S2*100;  

   Coef  := S3/S0*100;  

    Writeln(‘=================================’);

    Writeln(‘Коэффициент инфляции за 1-ый месяц = ’, Coef1:2:2);

    Writeln(‘Коэффициент инфляции за 2-ой месяц = ’, Coef2:2:2);

    Writeln(‘Коэффициент инфляции за 3-ий месяц = ’, Coef3:2:2);

    Writeln(‘Коэффициент инфляции за квартал = ’, Coef:2:2)

End.

Задача 2. Магазин продает два вида штучных товаров Т1 и Т2. Составить алгоритм расчета выручки от продаж каждого из товаров в отдельности и общей выручки за день, если известны цены товаров С1 и С2, и количества проданных за день товаров К1 и К2.  

   Program Prob12;

Var С1, C2 : Real;

        K1, K2 : Integer;

        S1, S2, S : Real;

Begin

{ввод исходных данных}

    Writeln(‘Введите цены С1, С2 товаров :’);

     Readln(С1, C2);

    Writeln(‘Введите количества K1, K2 проданных за день товаров’);

     Readln(k1, k2);

{вычисления}

      S1 := C1*K1;  

      S2 := C2*K2;  

     S := S1 + S2;  

{вывод результатов}

     Writeln(‘=================================’);

     Writeln(‘ Выручка за товар Т1 : ’, S1:2:2, ‘ грв’);

     Writeln(‘ Выручка за товар Т2 : ’, S2:2:2, ‘ грв’);

     Writeln(‘ Выручено всего : ’, S:2:2, ‘ грв’)

End.

Задача 3. Предприятие должно выбрать одну из трех альтернативных технологий Т1, Т2, Т3 производства продукции. Составьте алгоритм решения этой задачи выбора, которой по ценам технологического оборудования С1, С2, С3 и его производительностям Р1, Р2, Р3 выбирает наилучшую технологию в соответствии с отношением  Цена/Производительность.

Program Prob13;

Var С1, C2, С3 : Real;

        P1, P2, P3 : Real;

        S1, S2, S3, S : Real;

        I : Integer;  

Begin

{ввод исходных данных}

    Writeln(‘Введите цены C1, С2, C3 технологий :’);

     Readln(С1, C2, C3);

    Writeln(‘Введите производительности P1, P2, P3 технологий’);

    Readln(P1, P2, P3);

{вычисления}

      S1 := C1/P1;  

      S2 := C2/P2;  

     S3 := C3/P3;

     If S1 < S2

       Then begin S := S1; i := 1 end   

        Else begin S := S2; i := 2 end;

     If S3 < S

       Then begin S := S3; i := 3 end   

 {вывод результатов}

     Writeln(‘=================================’);

     Writeln(‘ Наилучшая технология - ’, i, ‘ ая ’);

     Writeln(‘ Ее соотношение Цена/Производительность = ’, S)

End.


Лабораторная работа 2.   

Тема: Техника программирования структур управления алгоритмов.

 

Цель: Освоение техники программирования  

Опорные знания: знание операторов управления и стандартных типов данных языка программирования Паскаль. Знание технологии программирования в среде программирования ВР 7.0.   

Задание: Ознакомиться с теоретическим материалом и выполнить задания, указанные в разделе   Ход работы, оформить протокол выполнения работы.  

Литература:

Краткие теоретические сведения.

Задачи аналитической геометрии.

При решении задач аналитической геометрии используется относительно небольшое количество т.н. простейших задач. К ним относится, например, задача построения прямой p, перпендикулярной данной прямой l и проходящей через данную точку  A. Программирование решения каждой такой задачи заключается в реализации процедуры, которая использует лишь тип данных Real и операторы ветвления. Формулы, используемые при решении простейших задач аналитической геометрии, содержатся в любом учебнике.   

Численные методы математического анализа.

Численными методами называют методы приближенного решения основных задач математического анализа. К ним относятся:

  •  Решения уравнений и систем уравнений.
  •  Интерполирование и аппроксимирование функций.
  •  Численное дифференцирование.
  •  Численное интегрирование.
  •  Численное решение дифференциальных уравнений.

. . . .

Программирование каждой такой задачи заключается в реализации процедуры, которая использует циклические операторы для организации итерационных вычислений. Соответствующие формулы содержатся в учебниках математического анализа и вычислительной математики.

Задачи компьютерной арифметики.

К задачам компьютерной арифметики относят широкий класс задач арифметики, решаемых на компьютере. Это, например:

  •  Арифметические вычисления со сколь угодно большими числами.
  •  Вычисления в различных расширениях множества целых чисел (например, во множестве рациональных чисел, множестве чисел вида A + B2 , …
  •  Вычисления по некоторому модулю.

 . . . .

Программирование вычислений заключается в реализации соответствующей библиотеки. Собственно процедуры в качестве базового используют один из целочисленных типов (Integer, LongInt, Word). При реализации вычислений опираются на соответствующие правила вычислений. Например, правило умножения  чисел вида A + B2 имеет вид:

(A1 + B12)*( A2 + B22) = (A1*A2+2*B1*B2) + (A1*B2+A2*B1)2

 

Задачи теории чисел

Методы решения многих теоретико-числовых задач достаточно просто и красиво могут быть реализованы в виде алгоритмов и компьютерных программ. К этим задачам относятся, например, задача распознавания простоты числа, задача генерирования последовательности простых чисел, задача разложения числа в сумму нескольких квадратов, и т.д. Теория чисел поэтому является идеальной предметной областью – полигоном для совершенствования техники алгоритмизации и программирования. Основное внимание при решении задач теории чисел обычно уделяют эффективности алгоритмов по времени.

Ход работы.

  1.  Задачи аналитической геометрии.

  •  Описать АТД Аналитическая планиметрия, ориентированный на решение задач  линейной планиметрии аналитическими методами.
  •  Реализовать АТД Аналитическая планиметрия виде совокупности процедур.
  •  Написать программу решения задачи: Найти расстояние между точкой пересечения медиан и точкой пересечения биссектрис треугольника, заданного координатами своих вершин A, B, C.
  •  Написать программу решения задачи: Найти расстояние от данной прямой, заданной своим уравнением, до данного треугольника, заданного координатами своих вершин A, B, C.

2. Численные методы математического анализа.

  •  Реализовать процедуру решения уравнения методом хорд.
  •  Реализовать процедуру решения уравнения методом касательных.
  •  Реализовать метод хорд и касательных.

  •  Реализовать метод Симпсона численного интегрирования функции F(x) на отрезке [a, b] с заданной точностью Epsilon. 

Задачи компьютерной арифметики.

  •  Реализовать библиотеку вычислений с числом цифр, не большим 20.
  •  Реализовать библиотеку вычислений по модулю Р, где Р – простое число, задаваемое пользователем.

4. Задачи теории чисел

  •  Разработать и реализовать алгоритм представления числа в виде суммы квадратов с минимальным числом слагаемых. В программе использовать библиотеку вычислений с числом цифр, не большим 20.
  •  Разработать и реализовать алгоритм поиска наименьшего простого делителя P натурального числа N.


Контрольные вопросы.

  1.  Описать синтаксис и семантику условного оператора.
  2.  Описать синтаксис и семантику оператора варианта.
  3.  Описать синтаксис и семантику оператора повторения с параметром.
  4.  Описать синтаксис и семантику оператора повторения с предусловием.
  5.  Описать синтаксис и семантику оператора повторения с послеусловием.
  6.  Описать тип данных Real.
  7.  Описать тип данных Integer.
  8.  Как организовано согласование типов Real и Integer.
  9.  Перечислить целые типы данных системы ВР 7.0.
  10.  Перечислить вещественные типы данных системы ИЗ 7.0.
  11.  Определить понятие «абстрактный тип данных»

Содержание и требования к оформлению протокола работы

Протокол работы должен содержать по каждому из 4-х заданий:

  •  Описания входных и выходных данных
  •  Определения, формулы, используемые в алгоритме
  •  Исходные тексты программ (в отдельном каталоге на дискете)
  •  Результаты работы программы (в отдельном каталоге на дискете)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54905. MY PLANS FOR FUTURE 73 KB
  Objectives: to revise and enrich students vocabulary on the topic; to practise reading for gist and then for more intensive understanding; to improve learners skills of listening and comprehension; to provide opportunities for developing learnersspeaking and writing skills ( group work, free discussion); to present students projects; to broaden students knowledge of the topic.
54906. Попеременный двухшажный ход, одновременные классические ходы 48.5 KB
  Создать представление о предстоящей деятельности на уроке Выполнить переход на учебную лыжню Подготовить все системы организма к дальнейшей работе Увеличить эластичность мышц и подвижность суставов Увеличить подвижность плечевого сустава Увеличить подвижность коленного сустава Увеличить эластичность задней поверхности бедра Увеличить подвижность позвоночника и эластичность прямых мышц спины Способствовать развитию равновесия Отработать детали техники классических лыжных ходов Учить переносу массы тела на скользящую лыжу...
54907. План анализа стихотворения для урока литературы 30 KB
  Итак Восприятие: Какое впечатление произвело на вас стихотворение Чем привлекло среди других произведений поэта его современников авторов обращавшихся к этой теме Какие картины возникают в вашем воображении когда вы читаете стихотворение Как лучше его читать вслух или про себя Почему Каким настроением проникнуто произведение Меняется ли оно Почему Истолкование: Тема стихотворения ситуация воплощенная в произведении которая иногда может быть обозначена уже в названии: Весенняя гроза К морю Незнакомка ; иногда название...
54909. Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения 110 KB
  Задачи урока: познакомить учащихся с технологией получения и обработки древесины; применением пиломатериалов. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений вариант для мальчиков. Организация учащихся запись присутствующих в журнале ознакомление с темой данного занятия назначение дежурных.
54910. Житло. Домашні обовязки 99.5 KB
  Today we’ll continue speaking about your home duties. We’re going to lay the table, cook some dishes, do some grammar exercises, listen to the text about different household machines and of cause to have a little rest after hard work.
54911. РОССИЯ ПРИ ПАВЛЕ I 109.5 KB
  Тип урока: комбинированный Цели урока: Образовательные: определить цели задачи осветить основные направления внутренней и внешней политики Павла I и подвести ее итоги; Воспитательные: указать на возможность негативных последствий изоляции ребенка Павла I от родителей постепенно формирующаяся враждебность по отношению к родителям неконтролируемая самостоятельность ожидание подходящего случая все изменить; вызвать сочувствие к судьбе простых людей крестьян и указать на то что облегчение жизни людей зачастую зависит от...
54912. Техники бесшажного хода. Техника одновременного одношажного хода 40.5 KB
  Проверить наличие спортивной одежды соответствие её погодным условиям и видам занятия Проверка исправности и комплектации. В2 одновременным бесшажным ходом 27 минут. 5минут 7минут 10минут 5минут Следим за правильным выполнением техники. Очистка и сдача лыж 5 минут 1 минута 2 минуты 1 минута 1 минута В одну шеренгу.