4791

Система программирования Вorland Рascal 7.0. Техника программирования структур управления алгоритмов

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Система программирования Вorland Рascal 7.0. Цель: Первоначальное знакомство с технологией программирования в среде Вorland Рascal 7.0. Опорные знания: Начальные знания языка программирования Паскаль. Операционные среды Windows, MS DOS + Norto...

Русский

2012-11-27

54 KB

2 чел.

Система программирования Вorland Рascal 7.0.

Цель: Первоначальное знакомство с технологией программирования в среде Вorland Рascal 7.0.

Опорные знания: Начальные знания языка программирования Паскаль. Операционные среды  Windows, MS DOS + Norton Commander, системный редактор.  

Задание: Ознакомиться с теоретическим материалом и выполнить задания, указанные в разделе   Ход работы, оформить протокол выполнения работы.  

Литература:

1. М.С. Львов, А.В.Спиваковский, С.В.Белоусова. Основы программирования на языке Паскаль. Херсон: МИБ, 1997.- 153 с.

3. Конспект лекций.

Краткие теоретические сведения.

  •  Интегрированная среда программирования Вorland Рascal 7.0.
  •  Дисциплина хранения файлов программиста
  •  Технология редактирования, тестирования и отладки в целом
  •  Настройка среды

Ход работы.

  1.  Ознакомиться с разделами File, Edit, Run главного меню системы.  
  2.  Осуществить  набор, редактирование,  отладку и испытание программы Prob11 решения задачи  № 1 Практического занятия №1.   Сохранить программу в специальном каталоге.
  3.  Осуществить  набор, редактирование,  отладку и испытание программы Prob12 решения задачи  № 2 Практического занятия №1. Сохранить программу в специальном каталоге.
  4.  Осуществить  набор, редактирование,  отладку и испытание программы Prob13 решения задачи  № 3 Практического занятия №1. Сохранить программу в специальном каталоге.
  5.  Изменить программу Prob12 так, чтобы она решала задачу   с тремя видами товаров.

Контрольные вопросы и задания.

  1.  Перечислить основные элементы интерфейса системы BР 7.0
  2.  Перечислить основные этапы написания программы.
  3.  Чем отличается процесс редактирования от процесса отладки?
  4.  В чем состоит процесс испытаний программы?
  5.  Как классифицируются ошибки, допускаемые при написании программ?
  6.  Как запустить программу на исполнение?
  7.  В чем состоит отличие команд Run  и Compile?
  8.  Перечислить разделы главного меню системы BР.
  9.  Перечислить команды нижней строки-подсказки.
  10.  В чем состоит отличие экрана (окна) программиста от экрана (окна) пользователя?    

Содержание и требования к оформлению протокола работы

Протокол работы должен содержать тексты программ Prob11, Prob12, Prob13, текст измененной программы Prob12 и конспект с кратким описанием команд разделов File, Edit, Run главного меню системы

Задача 1. Отдел экономики администрации рассчитывает коэффициент инфляции для области за месяцы квартала и за квартал в целом на основании оценки стоимости потребительской корзины, производимой через каждый месяц. Составить алгоритм расчета  коэффициента инфляции через каждый месяц и коэффициент инфляции за квартал.

Program Prob11;

Var S0, S1, S2, S3 : Real;

        Coef1, Coef2, Coef3, Coef : Real;

Begin

    Writeln(‘Введите стоимость исходной потребительской корзины’);     Readln(S0);

   Writeln(‘Введите стоимости потребительской корзины через 1, 2, 3 мес’);

    Readln(S1, S2, S3);

    Coef1 := S1/S0*100;  

    Coef1 := S2/S1*100;  

   Coef1 := S3/S2*100;  

   Coef  := S3/S0*100;  

    Writeln(‘=================================’);

    Writeln(‘Коэффициент инфляции за 1-ый месяц = ’, Coef1:2:2);

    Writeln(‘Коэффициент инфляции за 2-ой месяц = ’, Coef2:2:2);

    Writeln(‘Коэффициент инфляции за 3-ий месяц = ’, Coef3:2:2);

    Writeln(‘Коэффициент инфляции за квартал = ’, Coef:2:2)

End.

Задача 2. Магазин продает два вида штучных товаров Т1 и Т2. Составить алгоритм расчета выручки от продаж каждого из товаров в отдельности и общей выручки за день, если известны цены товаров С1 и С2, и количества проданных за день товаров К1 и К2.  

   Program Prob12;

Var С1, C2 : Real;

        K1, K2 : Integer;

        S1, S2, S : Real;

Begin

{ввод исходных данных}

    Writeln(‘Введите цены С1, С2 товаров :’);

     Readln(С1, C2);

    Writeln(‘Введите количества K1, K2 проданных за день товаров’);

     Readln(k1, k2);

{вычисления}

      S1 := C1*K1;  

      S2 := C2*K2;  

     S := S1 + S2;  

{вывод результатов}

     Writeln(‘=================================’);

     Writeln(‘ Выручка за товар Т1 : ’, S1:2:2, ‘ грв’);

     Writeln(‘ Выручка за товар Т2 : ’, S2:2:2, ‘ грв’);

     Writeln(‘ Выручено всего : ’, S:2:2, ‘ грв’)

End.

Задача 3. Предприятие должно выбрать одну из трех альтернативных технологий Т1, Т2, Т3 производства продукции. Составьте алгоритм решения этой задачи выбора, которой по ценам технологического оборудования С1, С2, С3 и его производительностям Р1, Р2, Р3 выбирает наилучшую технологию в соответствии с отношением  Цена/Производительность.

Program Prob13;

Var С1, C2, С3 : Real;

        P1, P2, P3 : Real;

        S1, S2, S3, S : Real;

        I : Integer;  

Begin

{ввод исходных данных}

    Writeln(‘Введите цены C1, С2, C3 технологий :’);

     Readln(С1, C2, C3);

    Writeln(‘Введите производительности P1, P2, P3 технологий’);

    Readln(P1, P2, P3);

{вычисления}

      S1 := C1/P1;  

      S2 := C2/P2;  

     S3 := C3/P3;

     If S1 < S2

       Then begin S := S1; i := 1 end   

        Else begin S := S2; i := 2 end;

     If S3 < S

       Then begin S := S3; i := 3 end   

 {вывод результатов}

     Writeln(‘=================================’);

     Writeln(‘ Наилучшая технология - ’, i, ‘ ая ’);

     Writeln(‘ Ее соотношение Цена/Производительность = ’, S)

End.


Лабораторная работа 2.   

Тема: Техника программирования структур управления алгоритмов.

 

Цель: Освоение техники программирования  

Опорные знания: знание операторов управления и стандартных типов данных языка программирования Паскаль. Знание технологии программирования в среде программирования ВР 7.0.   

Задание: Ознакомиться с теоретическим материалом и выполнить задания, указанные в разделе   Ход работы, оформить протокол выполнения работы.  

Литература:

Краткие теоретические сведения.

Задачи аналитической геометрии.

При решении задач аналитической геометрии используется относительно небольшое количество т.н. простейших задач. К ним относится, например, задача построения прямой p, перпендикулярной данной прямой l и проходящей через данную точку  A. Программирование решения каждой такой задачи заключается в реализации процедуры, которая использует лишь тип данных Real и операторы ветвления. Формулы, используемые при решении простейших задач аналитической геометрии, содержатся в любом учебнике.   

Численные методы математического анализа.

Численными методами называют методы приближенного решения основных задач математического анализа. К ним относятся:

  •  Решения уравнений и систем уравнений.
  •  Интерполирование и аппроксимирование функций.
  •  Численное дифференцирование.
  •  Численное интегрирование.
  •  Численное решение дифференциальных уравнений.

. . . .

Программирование каждой такой задачи заключается в реализации процедуры, которая использует циклические операторы для организации итерационных вычислений. Соответствующие формулы содержатся в учебниках математического анализа и вычислительной математики.

Задачи компьютерной арифметики.

К задачам компьютерной арифметики относят широкий класс задач арифметики, решаемых на компьютере. Это, например:

  •  Арифметические вычисления со сколь угодно большими числами.
  •  Вычисления в различных расширениях множества целых чисел (например, во множестве рациональных чисел, множестве чисел вида A + B2 , …
  •  Вычисления по некоторому модулю.

 . . . .

Программирование вычислений заключается в реализации соответствующей библиотеки. Собственно процедуры в качестве базового используют один из целочисленных типов (Integer, LongInt, Word). При реализации вычислений опираются на соответствующие правила вычислений. Например, правило умножения  чисел вида A + B2 имеет вид:

(A1 + B12)*( A2 + B22) = (A1*A2+2*B1*B2) + (A1*B2+A2*B1)2

 

Задачи теории чисел

Методы решения многих теоретико-числовых задач достаточно просто и красиво могут быть реализованы в виде алгоритмов и компьютерных программ. К этим задачам относятся, например, задача распознавания простоты числа, задача генерирования последовательности простых чисел, задача разложения числа в сумму нескольких квадратов, и т.д. Теория чисел поэтому является идеальной предметной областью – полигоном для совершенствования техники алгоритмизации и программирования. Основное внимание при решении задач теории чисел обычно уделяют эффективности алгоритмов по времени.

Ход работы.

  1.  Задачи аналитической геометрии.

  •  Описать АТД Аналитическая планиметрия, ориентированный на решение задач  линейной планиметрии аналитическими методами.
  •  Реализовать АТД Аналитическая планиметрия виде совокупности процедур.
  •  Написать программу решения задачи: Найти расстояние между точкой пересечения медиан и точкой пересечения биссектрис треугольника, заданного координатами своих вершин A, B, C.
  •  Написать программу решения задачи: Найти расстояние от данной прямой, заданной своим уравнением, до данного треугольника, заданного координатами своих вершин A, B, C.

2. Численные методы математического анализа.

  •  Реализовать процедуру решения уравнения методом хорд.
  •  Реализовать процедуру решения уравнения методом касательных.
  •  Реализовать метод хорд и касательных.

  •  Реализовать метод Симпсона численного интегрирования функции F(x) на отрезке [a, b] с заданной точностью Epsilon. 

Задачи компьютерной арифметики.

  •  Реализовать библиотеку вычислений с числом цифр, не большим 20.
  •  Реализовать библиотеку вычислений по модулю Р, где Р – простое число, задаваемое пользователем.

4. Задачи теории чисел

  •  Разработать и реализовать алгоритм представления числа в виде суммы квадратов с минимальным числом слагаемых. В программе использовать библиотеку вычислений с числом цифр, не большим 20.
  •  Разработать и реализовать алгоритм поиска наименьшего простого делителя P натурального числа N.


Контрольные вопросы.

  1.  Описать синтаксис и семантику условного оператора.
  2.  Описать синтаксис и семантику оператора варианта.
  3.  Описать синтаксис и семантику оператора повторения с параметром.
  4.  Описать синтаксис и семантику оператора повторения с предусловием.
  5.  Описать синтаксис и семантику оператора повторения с послеусловием.
  6.  Описать тип данных Real.
  7.  Описать тип данных Integer.
  8.  Как организовано согласование типов Real и Integer.
  9.  Перечислить целые типы данных системы ВР 7.0.
  10.  Перечислить вещественные типы данных системы ИЗ 7.0.
  11.  Определить понятие «абстрактный тип данных»

Содержание и требования к оформлению протокола работы

Протокол работы должен содержать по каждому из 4-х заданий:

  •  Описания входных и выходных данных
  •  Определения, формулы, используемые в алгоритме
  •  Исходные тексты программ (в отдельном каталоге на дискете)
  •  Результаты работы программы (в отдельном каталоге на дискете)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61160. ОДНОРІДНІ ЧЛЕНИ РЕЧЕННЯ ІЗ СПОЛУЧНИКОВИМ, БЕЗСПОЛУЧНИКОВИМ І ЗМІШАНИМ ЗВ’ЯЗКОМ 68.5 KB
  Поглибити знання восьмикласників про однорідні члени речення; сформувати загальнопізнавальні вміння знаходити однорідні члени речення та визначати їх вид, аналізувати зв’язок між ними (сполучниковий, безсполучниковий чи змішаний), а також смислові відношення...
61161. РЕЧЕННЯ З КІЛЬКОМА РЯДАМИ ОДНОРІДНИХ ЧЛЕНІВ 130 KB
  Правопис: кома між однорідними членами речення. Міжпредметні зв’язки: речення з кількома рядами однорідних членів як засіб художньої виразності література. Які члени речення називаються однорідними.
61162. ОДНОРІДНІ Й НЕОДНОРІДНІ ОЗНАЧЕННЯ 28.44 KB
  Ознайомити учнів з поняттям про однорідні й неоднорідні означення, сформувати загальнопізнавальні вміння знаходити однорідні й неоднорідні означення, з’ясовувати їх роль у реченні; правильно розставляти розділові знаки та інтонувати речення з однорідними й неоднорідними означеннями
61163. КОМА МІЖ ОДНОРІДНИМИ ЧЛЕНАМИ РЕЧЕННЯ 25.48 KB
  Визначити з учнями основні випадки вживання коми в реченнях з однорідними членами, сформувати загальнопізнавальні вміння правильно ставити коми між однорідними членами речення, підпорядковуючи їх пунктуаційним правилам; удосконалити навички інтонування речень з однорідними членами...
61164. ПИСЬМОВИЙ ТВІР-РОЗДУМ НА МОРАЛЬНО-ЕТИЧНУ (ЧИ СУСПІЛЬНУ) ТЕМУ В ПУБЛІЦИСТИЧНОМУ СТИЛІ 44.5 KB
  Ми вступаємо в життя в епоху інтенсивного розвитку не лише науки і техніки а й негативних наслідків науковотехнічного прогресу: забруднення повітря високий рівень шуму та радіації страшні людські хвороби.
61165. УЗАГАЛЬНЮВАЛЬНІ СЛОВА В РЕЧЕННЯХ З ОДНОРІДНИМИ ЧЛЕНАМИ. ДВОКРАПКА Й ТИРЕ ПРИ УЗАГАЛЬНЮВАЛЬНИХ СЛОВАХ 440.02 KB
  Поглибити знання восьмикласників про однорідні члени речення, удосконалити вміння знаходити узагальнювальні слова при них, домогтися засвоєння учнями правил уживання розділових знаків при узагальнювальних словах, сформувати вміння пояснювати розділові знаки в реченнях з однорідними членами за допомогою пунктуаційних правил
61166. КОНТРОЛЬНЕ АУДІЮВАННЯ ТЕКСТУ ПУБЛІЦИСТИЧНОГО СТИЛЮ 51 KB
  Стічні води промислових підприємств забруднюють прісні водойми. У результаті цього забруднення повністю змінюються фізичні властивості води підвищується температура зменшується прозорість з’являються забарвлення присмаки запахи.
61167. ЗВЕРТАННЯ НЕПОШИРЕНІ Й ПОШИРЕНІ 29.73 KB
  Поглибити знання восьмикласників про звертання, їх стилістичну роль у мовленні; розвивати вміння виділяти в реченнях непоширені й поширені звертання, правильно інтонувати речення зі звертаннями; формувати загальнопізнавальні вміння визначати спосіб морфологічного вираження звертань
61168. РОЗДІЛОВІ ЗНАКИ В РЕЧЕННЯХ ЗІ ЗВЕРТАННЯМИ 85.5 KB
  Правопис: розділові знаки в реченнях зі звертанням. Культура мовлення і стилістика: використання звертань задля передачі ставлення до адресата дотримання правильної інтонації в реченнях зі звертаннями.