4791

Система программирования Вorland Рascal 7.0. Техника программирования структур управления алгоритмов

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Система программирования Вorland Рascal 7.0. Цель: Первоначальное знакомство с технологией программирования в среде Вorland Рascal 7.0. Опорные знания: Начальные знания языка программирования Паскаль. Операционные среды Windows, MS DOS + Norto...

Русский

2012-11-27

54 KB

2 чел.

Система программирования Вorland Рascal 7.0.

Цель: Первоначальное знакомство с технологией программирования в среде Вorland Рascal 7.0.

Опорные знания: Начальные знания языка программирования Паскаль. Операционные среды  Windows, MS DOS + Norton Commander, системный редактор.  

Задание: Ознакомиться с теоретическим материалом и выполнить задания, указанные в разделе   Ход работы, оформить протокол выполнения работы.  

Литература:

1. М.С. Львов, А.В.Спиваковский, С.В.Белоусова. Основы программирования на языке Паскаль. Херсон: МИБ, 1997.- 153 с.

3. Конспект лекций.

Краткие теоретические сведения.

  •  Интегрированная среда программирования Вorland Рascal 7.0.
  •  Дисциплина хранения файлов программиста
  •  Технология редактирования, тестирования и отладки в целом
  •  Настройка среды

Ход работы.

  1.  Ознакомиться с разделами File, Edit, Run главного меню системы.  
  2.  Осуществить  набор, редактирование,  отладку и испытание программы Prob11 решения задачи  № 1 Практического занятия №1.   Сохранить программу в специальном каталоге.
  3.  Осуществить  набор, редактирование,  отладку и испытание программы Prob12 решения задачи  № 2 Практического занятия №1. Сохранить программу в специальном каталоге.
  4.  Осуществить  набор, редактирование,  отладку и испытание программы Prob13 решения задачи  № 3 Практического занятия №1. Сохранить программу в специальном каталоге.
  5.  Изменить программу Prob12 так, чтобы она решала задачу   с тремя видами товаров.

Контрольные вопросы и задания.

  1.  Перечислить основные элементы интерфейса системы BР 7.0
  2.  Перечислить основные этапы написания программы.
  3.  Чем отличается процесс редактирования от процесса отладки?
  4.  В чем состоит процесс испытаний программы?
  5.  Как классифицируются ошибки, допускаемые при написании программ?
  6.  Как запустить программу на исполнение?
  7.  В чем состоит отличие команд Run  и Compile?
  8.  Перечислить разделы главного меню системы BР.
  9.  Перечислить команды нижней строки-подсказки.
  10.  В чем состоит отличие экрана (окна) программиста от экрана (окна) пользователя?    

Содержание и требования к оформлению протокола работы

Протокол работы должен содержать тексты программ Prob11, Prob12, Prob13, текст измененной программы Prob12 и конспект с кратким описанием команд разделов File, Edit, Run главного меню системы

Задача 1. Отдел экономики администрации рассчитывает коэффициент инфляции для области за месяцы квартала и за квартал в целом на основании оценки стоимости потребительской корзины, производимой через каждый месяц. Составить алгоритм расчета  коэффициента инфляции через каждый месяц и коэффициент инфляции за квартал.

Program Prob11;

Var S0, S1, S2, S3 : Real;

        Coef1, Coef2, Coef3, Coef : Real;

Begin

    Writeln(‘Введите стоимость исходной потребительской корзины’);     Readln(S0);

   Writeln(‘Введите стоимости потребительской корзины через 1, 2, 3 мес’);

    Readln(S1, S2, S3);

    Coef1 := S1/S0*100;  

    Coef1 := S2/S1*100;  

   Coef1 := S3/S2*100;  

   Coef  := S3/S0*100;  

    Writeln(‘=================================’);

    Writeln(‘Коэффициент инфляции за 1-ый месяц = ’, Coef1:2:2);

    Writeln(‘Коэффициент инфляции за 2-ой месяц = ’, Coef2:2:2);

    Writeln(‘Коэффициент инфляции за 3-ий месяц = ’, Coef3:2:2);

    Writeln(‘Коэффициент инфляции за квартал = ’, Coef:2:2)

End.

Задача 2. Магазин продает два вида штучных товаров Т1 и Т2. Составить алгоритм расчета выручки от продаж каждого из товаров в отдельности и общей выручки за день, если известны цены товаров С1 и С2, и количества проданных за день товаров К1 и К2.  

   Program Prob12;

Var С1, C2 : Real;

        K1, K2 : Integer;

        S1, S2, S : Real;

Begin

{ввод исходных данных}

    Writeln(‘Введите цены С1, С2 товаров :’);

     Readln(С1, C2);

    Writeln(‘Введите количества K1, K2 проданных за день товаров’);

     Readln(k1, k2);

{вычисления}

      S1 := C1*K1;  

      S2 := C2*K2;  

     S := S1 + S2;  

{вывод результатов}

     Writeln(‘=================================’);

     Writeln(‘ Выручка за товар Т1 : ’, S1:2:2, ‘ грв’);

     Writeln(‘ Выручка за товар Т2 : ’, S2:2:2, ‘ грв’);

     Writeln(‘ Выручено всего : ’, S:2:2, ‘ грв’)

End.

Задача 3. Предприятие должно выбрать одну из трех альтернативных технологий Т1, Т2, Т3 производства продукции. Составьте алгоритм решения этой задачи выбора, которой по ценам технологического оборудования С1, С2, С3 и его производительностям Р1, Р2, Р3 выбирает наилучшую технологию в соответствии с отношением  Цена/Производительность.

Program Prob13;

Var С1, C2, С3 : Real;

        P1, P2, P3 : Real;

        S1, S2, S3, S : Real;

        I : Integer;  

Begin

{ввод исходных данных}

    Writeln(‘Введите цены C1, С2, C3 технологий :’);

     Readln(С1, C2, C3);

    Writeln(‘Введите производительности P1, P2, P3 технологий’);

    Readln(P1, P2, P3);

{вычисления}

      S1 := C1/P1;  

      S2 := C2/P2;  

     S3 := C3/P3;

     If S1 < S2

       Then begin S := S1; i := 1 end   

        Else begin S := S2; i := 2 end;

     If S3 < S

       Then begin S := S3; i := 3 end   

 {вывод результатов}

     Writeln(‘=================================’);

     Writeln(‘ Наилучшая технология - ’, i, ‘ ая ’);

     Writeln(‘ Ее соотношение Цена/Производительность = ’, S)

End.


Лабораторная работа 2.   

Тема: Техника программирования структур управления алгоритмов.

 

Цель: Освоение техники программирования  

Опорные знания: знание операторов управления и стандартных типов данных языка программирования Паскаль. Знание технологии программирования в среде программирования ВР 7.0.   

Задание: Ознакомиться с теоретическим материалом и выполнить задания, указанные в разделе   Ход работы, оформить протокол выполнения работы.  

Литература:

Краткие теоретические сведения.

Задачи аналитической геометрии.

При решении задач аналитической геометрии используется относительно небольшое количество т.н. простейших задач. К ним относится, например, задача построения прямой p, перпендикулярной данной прямой l и проходящей через данную точку  A. Программирование решения каждой такой задачи заключается в реализации процедуры, которая использует лишь тип данных Real и операторы ветвления. Формулы, используемые при решении простейших задач аналитической геометрии, содержатся в любом учебнике.   

Численные методы математического анализа.

Численными методами называют методы приближенного решения основных задач математического анализа. К ним относятся:

  •  Решения уравнений и систем уравнений.
  •  Интерполирование и аппроксимирование функций.
  •  Численное дифференцирование.
  •  Численное интегрирование.
  •  Численное решение дифференциальных уравнений.

. . . .

Программирование каждой такой задачи заключается в реализации процедуры, которая использует циклические операторы для организации итерационных вычислений. Соответствующие формулы содержатся в учебниках математического анализа и вычислительной математики.

Задачи компьютерной арифметики.

К задачам компьютерной арифметики относят широкий класс задач арифметики, решаемых на компьютере. Это, например:

  •  Арифметические вычисления со сколь угодно большими числами.
  •  Вычисления в различных расширениях множества целых чисел (например, во множестве рациональных чисел, множестве чисел вида A + B2 , …
  •  Вычисления по некоторому модулю.

 . . . .

Программирование вычислений заключается в реализации соответствующей библиотеки. Собственно процедуры в качестве базового используют один из целочисленных типов (Integer, LongInt, Word). При реализации вычислений опираются на соответствующие правила вычислений. Например, правило умножения  чисел вида A + B2 имеет вид:

(A1 + B12)*( A2 + B22) = (A1*A2+2*B1*B2) + (A1*B2+A2*B1)2

 

Задачи теории чисел

Методы решения многих теоретико-числовых задач достаточно просто и красиво могут быть реализованы в виде алгоритмов и компьютерных программ. К этим задачам относятся, например, задача распознавания простоты числа, задача генерирования последовательности простых чисел, задача разложения числа в сумму нескольких квадратов, и т.д. Теория чисел поэтому является идеальной предметной областью – полигоном для совершенствования техники алгоритмизации и программирования. Основное внимание при решении задач теории чисел обычно уделяют эффективности алгоритмов по времени.

Ход работы.

  1.  Задачи аналитической геометрии.

  •  Описать АТД Аналитическая планиметрия, ориентированный на решение задач  линейной планиметрии аналитическими методами.
  •  Реализовать АТД Аналитическая планиметрия виде совокупности процедур.
  •  Написать программу решения задачи: Найти расстояние между точкой пересечения медиан и точкой пересечения биссектрис треугольника, заданного координатами своих вершин A, B, C.
  •  Написать программу решения задачи: Найти расстояние от данной прямой, заданной своим уравнением, до данного треугольника, заданного координатами своих вершин A, B, C.

2. Численные методы математического анализа.

  •  Реализовать процедуру решения уравнения методом хорд.
  •  Реализовать процедуру решения уравнения методом касательных.
  •  Реализовать метод хорд и касательных.

  •  Реализовать метод Симпсона численного интегрирования функции F(x) на отрезке [a, b] с заданной точностью Epsilon. 

Задачи компьютерной арифметики.

  •  Реализовать библиотеку вычислений с числом цифр, не большим 20.
  •  Реализовать библиотеку вычислений по модулю Р, где Р – простое число, задаваемое пользователем.

4. Задачи теории чисел

  •  Разработать и реализовать алгоритм представления числа в виде суммы квадратов с минимальным числом слагаемых. В программе использовать библиотеку вычислений с числом цифр, не большим 20.
  •  Разработать и реализовать алгоритм поиска наименьшего простого делителя P натурального числа N.


Контрольные вопросы.

  1.  Описать синтаксис и семантику условного оператора.
  2.  Описать синтаксис и семантику оператора варианта.
  3.  Описать синтаксис и семантику оператора повторения с параметром.
  4.  Описать синтаксис и семантику оператора повторения с предусловием.
  5.  Описать синтаксис и семантику оператора повторения с послеусловием.
  6.  Описать тип данных Real.
  7.  Описать тип данных Integer.
  8.  Как организовано согласование типов Real и Integer.
  9.  Перечислить целые типы данных системы ВР 7.0.
  10.  Перечислить вещественные типы данных системы ИЗ 7.0.
  11.  Определить понятие «абстрактный тип данных»

Содержание и требования к оформлению протокола работы

Протокол работы должен содержать по каждому из 4-х заданий:

  •  Описания входных и выходных данных
  •  Определения, формулы, используемые в алгоритме
  •  Исходные тексты программ (в отдельном каталоге на дискете)
  •  Результаты работы программы (в отдельном каталоге на дискете)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2352. Початок промислової революції 59 KB
  Мета: дослідити занепад кріпосницьких та зародження ринкових вілносин в Україні в першій половині XIX ст., ознайомити учнів із процесом визрівання ознак ринкової економіки в промисловості, торгівлі.
2353. Повсякденне життя українців у селі та місті. 19.07 KB
  Мета: сформувати в учнів уявлення про повсякденне життя українських селян та міщан у першій половині XIX ст. Розпорядок робочого дня українських селян.
2354. Соціально-економічне становище українського населення під владою Австрійської та Російської імперій і соціальні рухи 41 KB
  Мета: проаналізувати причини розгортання селянського руху, розкрити хід і наслідки соціальної боротьби в Україні в першій половині XIX ст., довести, що колонізаторська політика Російської та Австрійської імперій на українських землях призвела до посилення національного та соціального гніту, з’ясувати форми й характер протесту українського населення.
2355. Утворення Кирило-Мефодіївського братства. 38 KB
  Мета: ознайомити учнів із процесом розвитку національної ідеї в суспільно-політичному русі України першої половини XIX ст., діяльністю першої української політичної нелегальної організації – Кирило-Мефодіївське братство, проаналізувати діяльність Т.Г. Шевченка, як суспільно-політичного діяча та його участь у братстві; проаналізувати програмні документи братства, розкрити значення діяльності кирило-мефодіївців у розвитку українського національного руху.
2356. Національно-визвольний рух на західноукраїнських землях під час революції 1848-1849 рр. в Австрійській імперії 42 KB
  Мета: з’ясувати причини розгортання революції 1848-1849 рр. на західноукраїнських землях; показати роль Головної руської ради в розгортанні українського національно-визвольного руху.
2357. Національно-визвольний рух на західноукраїнських землях під час революції в Австрійській імперії 53 KB
  Мета: з’ясувати досягнення української національної революції 1848-1849 рр. у Галичині, довести, що Україна як складова європейської цивілізації не стояла осторонь проблем, які в середині XIX ст. вирішувала Європа.
2358. Соціально-економічне життя народу та український національний рух у першій половині XIX ст 35 KB
  Мета: провести підсумкове оцінювання знань, як кінцевий етап оцінювання знань з теми Соціально-економічне життя народу та український національний рух у першій половині XIX ст..
2359. Розвиток освіти і науки України наприкінці XVIII – у першій половині XIX ст. 35 KB
  Мета: виявити загальні закономірності й особливості розвитку культури в Україні в першій половині XIX ст., проаналізувати стан розвитку освіти, науки.
2360. Розвиток українського мистецтва наприкінці XVIII – у першій половині XIX ст. 37.5 KB
  Мета: проаналізувати стан розвитку літератури, музичного, образотворчого мистецтва, архітектури.