48039

Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением

Научная статья

Педагогика и дидактика

Методы обучения Это основные виды деятельности учителя и школьника обеспечивающие формирование ЗУН необходимых для решения учебно-воспитательных задач. Методы проблемного обучения рассчитаны на вовлечение школьника в познавательную деятельность в условиях словесного обучения когда учитель сам ставит проблему сам показывает пути ее решения а обучающиеся внимательно следят за ходом мысли учителя размышляют переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научнодоказательного поискового решения. Частичнопоисковые или...

Русский

2013-12-15

60 KB

1 чел.

Методические основы современного урока в школе

с разноуровневым дифференцированным обучением

1. Методы обучения

Это основные виды деятельности учителя и школьника, обеспечивающие формирование ЗУН, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

2. Прием

Это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения ЗУН. Он не имеет своей самостоятельной задачи.

Характеристика отдельных групп методов

Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и обучающегося, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а дети воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

Методы проблемного обучения рассчитаны на вовлечение школьника в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а обучающиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения.

Частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки обучающихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования.

Исследовательские методы – способы организации поисковой, творческой деятельности обучающихся по решению новых для них познавательных проблем. Эти методы наиболее полно решают задачи развития школьников при обучении.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

• словесные, наглядные, практические;

• аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные,

дедуктивные;

• репродуктивные, проблемно-поисковые;

• методы самостоятельной работы и работы под руководством.

Многообразие методов

Словесные методы:

• объяснение – это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);

• рассказ – это форма изложения обучающего материала, который носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);

• работа с печатным словом (с книгой) – это метод, позволяющий школьнику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

• изложение – это монологическая форма обучающей работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода обучающимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а шольники должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;

• повествование – это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;

• описание – вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;

• рассуждение – вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих обучающихся к выводам;

• проблемное изложение – это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой обучающихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем;

• беседа – форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении.

Типы беседы:

- катехизическая (предполагает в ответах детей репродуктивную деятельность);

- эвристическая (предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития обучающихся при диалогическом методе учения. Ее основные признаки – дети осознают цель беседы; в беседе все вопросы подобраны так, что обучающиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи - следует заключение учителя, подводящее итоги работы.

 Наблюдение – это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

 Опыты – это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений, а также умений обращаться с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения.

 

Практические методы обучения – это такой вид деятельности школьника, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

 

Упражнения – это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.

 

Методы обучения на уроке должны соответствовать:

• задачам урока;

• характеру и содержанию учебного материала;

• уровню ЗУН обучающихся;

• материальному обеспечению урока;

• личным качествам учителя, его подготовленности к уровню методического мастерства;

• индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности обучающихся;

• бюджету времени.

Рациональное применение методов обучения

Методы обучения

При каком содержании материала необходимо применять

данный метод?

При решении каких задач этот метод применяется наиболее успешно?

При каких особенностях обучающихся рационально применять данный метод?

Какие возможности должен иметь учитель для использования данного метода?

Словесные

Когда материал носит теоретико-информационный характер

При формировании теоретических и практических знаний, при решении всех других задач обучения

Когда ученики готовы к усвоению информации данным видом словесных методов

Когда учитель владеет соответствующими словесными методами лучше, чем другими

Наглядные

Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде

Для   развития   наблюдательности повышения внимания

Когда имеющиеся наглядные пособия доступны школьникам

Когда учитель располагает пособиями или может изготовить их сам

Практические

Когда содержание темы включает практические упражнения, выполнение трудовых заданий, проведение опытов

Для развития практических умений и навыков

Когда ученики готовы к выполнению практических заданий такого характера

Когда учитель располагает пособиями, дидактическими материалами для организации практических упражнений

Репродуктивные

Когда содержание слишком сложное или слишком простое

Для формирования ЗУН

Когда обучающиеся еще не готовы к проблемному изучению данной темы

Когда у учителя нет времени для проблемного изложения данной темы

Проблемно-поисковые

Когда содержание материала имеет средний уровень сложности

Для развития самостоятельности мышления,   исследовательских   умении, креативности

Когда школьники подготовлены к проблемному изложению материала

Когда учитель имеет время и хорошо владеет методами

Индуктивные

Когда содержание темы е учебнике изложено индуктив

Для развития умения обобщать,
осуществлять индуктивные умозаключения

Когда ученики хорошо подготовлены к
дедуктивным рассуждениям и затрудняются в дедуктивных рассуждениях

Когда учитель лучше владеет индуктивными методами

Дедуктивные

Когда содержание темы изложено в учебнике дедуктивно или подобным образом

Для развития умения анализировать явления, осуществлять дедуктивные умозаключения

Когда обучающиеся подготовлены к дедуктивным методам

Когда учитель хорошо владеет дедуктивными методами

Самостоятельная работа

Когда материал доступен для учащихся и может быть изучен самостоятельно

Для развития самостоятельности в обучающей деятельности, формирования навыков обучающего труда

Когда обучающиеся готовы к самостоятельно-му изучению данной темы,
располагают необходимыми знаниями и
умениями

Когда имеются дидактические материалы и для самостоятельной работы учеников, время и учитель умеет правильно се организовать


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33126. Основы классического танца 41 KB
  1 позиция ступни ног соприкасаясь с пятками развернуты носками наружу образуя прямую линию. 2 позиция сохраняется прямая линия 1 позиции но пятки выворотных ног стоят одна от другой примерно на расстоянии одной стопы. 3 позиция в этом же выворотном положении ног ступни плотно прилегая закрывают друг друга на половину. 4 позиция ступни закрывают друг друга на расстоянии стопы.
33127. Первое занятие 22.5 KB
  Руководитель проверяет умеют ли они поворачиваться вправо влево затем выстраиваются друг за другом в большой круг и двигаются против часовой стрелки по ходу танца исполняя маршевый шаг. После руководитель подводит детей к станку объясняет как нужно стоять у него причем каждому ребенку отводится определенное место. Дети поворачиваются к станку спиной и руководитель показывает позиции ног: 123 позднее 5 и 6 и еще позже 4 она встречается редко. Руководитель напоминает дату следующего занятия и дети под марш выходят из зала.
33128. Планирование работы как творчества 24 KB
  Существует 2 вида планов: перспективный текущий Перспективный относительно тематические планы ритмики и готовые планы работы. Тематические планы составляются согласно программе утвержденной Министерством образования и зависят от направленности работы школы. Перспективные планы включают 3 раздела: организационная работа.
33129. Учет и оценка музыкально-ритмического воспитания 26 KB
  Проблема учета и оценки муз. Сложность учета обусловлена тем что любая муз. Учет может быть текущим и итоговым.
33130. Элементы белорусского народного танца 22 KB
  Затакт: и подскочить на низких полупальцах левой ноги сгибая в коленях правую ногу и поднимая ее ступней до середины икроножной мышцы опорной ноги. Такт 1 раз небольшой шаг на низкие полупальцы правой ноги вперед. и небольшой шаг на низкие полупальцы левой ноги вперед. два небольшой шаг на низкие полупальцы правой ноги вперед.
33131. Элементы классического тренажа 32.5 KB
  При выполнении плие необходимо соблюдать следующие требования: распределять тяжесть тела не только на обе ноги но и на обе ступни. При гран и деми плие нужно усиленно открывать колени нужна выворотность всей ноги. Тяжесть тела на обе ноги медленно и плавно сохраняя выворотность. Означает в танцевальной терминологии – отведение и приведение ноги.
33132. Элементы русского танца 23.5 KB
  Русские танцы бывают быстрые и медленные хороводные смысловую нагрузку передают перестроениями поэтому все элементы простые. В быстрых русских танцах используются следующие элементы: веревочки исполняются на демиплие колени в стороны: простая синкопированная сложная двойная моталочка простая и сложная. Элементы мужского танца: присядки хлопушки.
33133. Украинский танец 27.5 KB
  В медленных танцах движения рук мягкие плавные широкие спокойные. В быстрых танцах движения рук самые разнообразные быстро сменяют положение и направление. В танцах мальчиков движения рук тоже широкие спокойные но более сильные чем у девочек. Движения корпуса и головы.
33134. Значение ритмики в работе с детским танцевальным коллективом 22.5 KB
  Упражнения из ритмики дают учащимся умение свободно но сознательно расширить движения во времени и пространстве в полном соответствии с поставленной танцевальной задачей правильно согласовывать движения с музыкой. Выработку навыков ориентации в пространстве можно начинать с простых упражнений ритмики построенных на фигурных перестроениях где каждый должен учитывать движения другого равнения в линиях колонках. Упражнения из ритмики целесообразно проводить в первой части тренажа.