48039

Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением

Научная статья

Педагогика и дидактика

Методы обучения Это основные виды деятельности учителя и школьника обеспечивающие формирование ЗУН необходимых для решения учебно-воспитательных задач. Методы проблемного обучения рассчитаны на вовлечение школьника в познавательную деятельность в условиях словесного обучения когда учитель сам ставит проблему сам показывает пути ее решения а обучающиеся внимательно следят за ходом мысли учителя размышляют переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научнодоказательного поискового решения. Частичнопоисковые или...

Русский

2013-12-15

60 KB

2 чел.

Методические основы современного урока в школе

с разноуровневым дифференцированным обучением

1. Методы обучения

Это основные виды деятельности учителя и школьника, обеспечивающие формирование ЗУН, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

2. Прием

Это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения ЗУН. Он не имеет своей самостоятельной задачи.

Характеристика отдельных групп методов

Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и обучающегося, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а дети воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

Методы проблемного обучения рассчитаны на вовлечение школьника в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а обучающиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения.

Частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки обучающихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования.

Исследовательские методы – способы организации поисковой, творческой деятельности обучающихся по решению новых для них познавательных проблем. Эти методы наиболее полно решают задачи развития школьников при обучении.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

• словесные, наглядные, практические;

• аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные,

дедуктивные;

• репродуктивные, проблемно-поисковые;

• методы самостоятельной работы и работы под руководством.

Многообразие методов

Словесные методы:

• объяснение – это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);

• рассказ – это форма изложения обучающего материала, который носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);

• работа с печатным словом (с книгой) – это метод, позволяющий школьнику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

• изложение – это монологическая форма обучающей работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода обучающимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а шольники должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;

• повествование – это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;

• описание – вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;

• рассуждение – вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих обучающихся к выводам;

• проблемное изложение – это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой обучающихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем;

• беседа – форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении.

Типы беседы:

- катехизическая (предполагает в ответах детей репродуктивную деятельность);

- эвристическая (предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития обучающихся при диалогическом методе учения. Ее основные признаки – дети осознают цель беседы; в беседе все вопросы подобраны так, что обучающиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи - следует заключение учителя, подводящее итоги работы.

 Наблюдение – это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

 Опыты – это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений, а также умений обращаться с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения.

 

Практические методы обучения – это такой вид деятельности школьника, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

 

Упражнения – это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.

 

Методы обучения на уроке должны соответствовать:

• задачам урока;

• характеру и содержанию учебного материала;

• уровню ЗУН обучающихся;

• материальному обеспечению урока;

• личным качествам учителя, его подготовленности к уровню методического мастерства;

• индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности обучающихся;

• бюджету времени.

Рациональное применение методов обучения

Методы обучения

При каком содержании материала необходимо применять

данный метод?

При решении каких задач этот метод применяется наиболее успешно?

При каких особенностях обучающихся рационально применять данный метод?

Какие возможности должен иметь учитель для использования данного метода?

Словесные

Когда материал носит теоретико-информационный характер

При формировании теоретических и практических знаний, при решении всех других задач обучения

Когда ученики готовы к усвоению информации данным видом словесных методов

Когда учитель владеет соответствующими словесными методами лучше, чем другими

Наглядные

Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде

Для   развития   наблюдательности повышения внимания

Когда имеющиеся наглядные пособия доступны школьникам

Когда учитель располагает пособиями или может изготовить их сам

Практические

Когда содержание темы включает практические упражнения, выполнение трудовых заданий, проведение опытов

Для развития практических умений и навыков

Когда ученики готовы к выполнению практических заданий такого характера

Когда учитель располагает пособиями, дидактическими материалами для организации практических упражнений

Репродуктивные

Когда содержание слишком сложное или слишком простое

Для формирования ЗУН

Когда обучающиеся еще не готовы к проблемному изучению данной темы

Когда у учителя нет времени для проблемного изложения данной темы

Проблемно-поисковые

Когда содержание материала имеет средний уровень сложности

Для развития самостоятельности мышления,   исследовательских   умении, креативности

Когда школьники подготовлены к проблемному изложению материала

Когда учитель имеет время и хорошо владеет методами

Индуктивные

Когда содержание темы е учебнике изложено индуктив

Для развития умения обобщать,
осуществлять индуктивные умозаключения

Когда ученики хорошо подготовлены к
дедуктивным рассуждениям и затрудняются в дедуктивных рассуждениях

Когда учитель лучше владеет индуктивными методами

Дедуктивные

Когда содержание темы изложено в учебнике дедуктивно или подобным образом

Для развития умения анализировать явления, осуществлять дедуктивные умозаключения

Когда обучающиеся подготовлены к дедуктивным методам

Когда учитель хорошо владеет дедуктивными методами

Самостоятельная работа

Когда материал доступен для учащихся и может быть изучен самостоятельно

Для развития самостоятельности в обучающей деятельности, формирования навыков обучающего труда

Когда обучающиеся готовы к самостоятельно-му изучению данной темы,
располагают необходимыми знаниями и
умениями

Когда имеются дидактические материалы и для самостоятельной работы учеников, время и учитель умеет правильно се организовать


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24340. АУДИТ ПЕРСОНАЛА 69.5 KB
  Но существуют и специфические показатели: результативность эффективность деятельности структурных подразделений и отдельных работников; удовлетворенность персонала своей работой и принадлежностью к организации; текучесть кадров; соблюдение трудовой дисциплины; наличие конфликтов на всех уровнях отношений; характер социапьнопсихологического климата и особенности организационной культуры в организации. 1 В данном случае термин аудит означает экспертизу соответствия организационной функциональной и...
24341. Традиции, новации, эволюция и революция в науке 39.5 KB
  В науке традиция это система канонизированных общепринятых знаний норм и идеалов научного познания. Традиция подпитывает такой важный феномен в науке как консерватизм позиция направленная на сохранение установившихся правил игры в науке регламентирующих и управляющих творческим процессом. Поэтому можно согласиться с мнением что консерватизм в науке выражает здоровые потенции в ней противостоя некомпетентности дилетантизму.
24342. Развитие научного знания как смена типов научной рациональности доклассическая, классическая и неклассическая 207.5 KB
  В философии науки сложилась традиция выделения следующих типов научной рациональности и соответствующих научных картин мира: классической неклассической постнекдассической.из чего устроен мир как он движется Появляются также онтологические модели устройства мира в целом. Так в модели мира Анаксимандра в центре мира была Земля в форме цилиндра покрытая водой затем воздух и небесная сфера в форме трех вращающихся огненных колец: солнечного лунного звездного. У Гераклита центр мира тоже Земля а от нее к светилам распространялись...
24343. Признаки постнеклассического этапа развития науки (системные и информационный подход, приципы самоорганизации и универсального эволюционизма) 200.5 KB
  В основе системного подхода как методологии научного познания лежит исследование объекта как системы.Иванов писал что соответственно образуется ветвь онтологических определений системы которые трактуют её как объект реальности наделённый определёнными системными свойствами как целостность обладающую некоторой организующей общностью этого целого. Итак в процессе человеческой деятельности реализация принципа системности может идти по следующим направлениям: Исследуются реально существующие объекты рассматриваемые как системы на...
24344. Этические проблемы науки в конце 20 столетия (общечеловеческая и профессиональная этика, принцип «нейтральности» и ответственности ученого на примере биоэтики – клонирование и трансплантации органов) 175 KB
  197 Этика науки Как отмечалось ранее качественные изменения в развитии человечества в начале XXI века связанные с научнотехническим прогрессом отражаются на жизнедеятельности самого человека и приводят к последствиям глобального характера. Проблема взаимоотношения науки и этики решается в двух тесно связанных между собой аспектах: разработки профессиональной этики ученых и решения учеными вопроса о социальной ответственности научного сообщества за негативные последствия применения результатов научных исследований в практике....
24345. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма. Учение о ноосфере 113.5 KB
  Что касается космистского мировоззрения то оно главным предметом своего познавательного и ценностного отношения делает взаимодействие человека и среды последняя понимается чаще всего как Космос. Спирин русский космизм как универсалистский тип миросозерцания отражающий бытие мира и человека в их единстве в нерасторжимой взаимосвязи микрокосма человека и микрокосма природы Казначеев В. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения. Хотя русский космизм внутренне исключительно разнообразен и включает полярные по...
24346. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции о роли науки в развитии общества. Наука и паранаука 95 KB
  В современной культуре отчетливо проявила себя дилемма: сциентизмантисциентизм что имеет непосредственное отношение к проблеме соотношения науки и искусства. Для сциентизма характерно преувеличение роли науки в познании окружающего мира и человека объявление ее вершиной развития культуры убеждение в ненужности других сфер культуры О. Противоположным сциентизму направлением мировозренческой ориентации является антисциентизм основанный на недоверии к возможностям науки и разума на критике научных методов познания.
24347. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов (экологический, энергетический, демографический, угроза локальных и ядерных воин) 141 KB
  Она представляет собой не просто окружающую среду которую можно рассматривать как поле для преобразующей деятельности человека а выступает единым целостным организмом в который включено человечество в качестве специфической подсистемы. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Третья проблема это проблема сохранения человеческой личности...
24348. Развитие науки как социального института (признаки, функции). Научные сообщества и их исторические типы 105.5 KB
  175 184 Понятие науки как социального института Научноисследовательская деятельность в обществе носит упорядоченный организованный характер. Цель и назначение науки как социального института производство и распространение знания разработка средств и методов исследования воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. В социологии в зависимости от методологических установок сформировались различные подходы к пониманию науки как социального института.